Постановление Правительства Белгородской области
от 24 декабря 2012 г. N 563-пп
"Об утверждении Стратегии развития сферы культуры Белгородской области на 2013 - 2017 годы"
7 апреля 2014 г., 26 декабря 2016 г.
В целях повышения качества, доступности услуг в сфере культуры и их конкурентоспособности, формирования имиджа Белгородчины как одного из культурных центров Центрально-Чернозёмного региона Правительство Белгородской области постановляет:
1. Утвердить Стратегию развития сферы культуры Белгородской области на 2013 - 2017 годы (далее - Стратегия, прилагается).
2. Управлению культуры Белгородской области (Курганский С.И.) обеспечить реализацию Стратегии.
3. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов учитывать положения Стратегии при разработке стратегий, концепций, программ, планов действий в сфере культуры.
Постановлением Правительства Белгородской области от 7 апреля 2014 г. N 139-пп пункт 4 настоящего постановления изложен в новой редакции
4. Департаменту внутренней и кадровой политики области (Сергачёв В.А.) обеспечить опубликование настоящего постановления в средствах массовой информации области.
Постановлением Правительства Белгородской области от 26 декабря 2016 г. N 481-пп в пункт 5 настоящего постановления внесены изменения
5. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент внутренней и кадровой политики области (Павлова О.А.).
Информацию о ходе исполнения постановления представлять ежегодно к 15 марта начиная с 2014 года, об исполнении постановления - к 15 марта 2018 года.
Губернатор |
Е. Савченко |
Стратегия
развития сферы культуры Белгородской области на 2013 - 2017 годы
(утв. постановлением Правительства Белгородской области
от 24 декабря 2012 г. N 563-пп)
7 апреля 2014 г., 26 декабря 2016 г.
1. Введение
В условиях модернизации российского государства актуализируется проблема разработки новых механизмов региональной культурной политики, соответствующей социокультурному вектору развития страны и способствующей политической стабильности, успеху социально-экономических преобразований, укреплению гражданского общества.
Культура как совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения и результатов социальной деятельности людей рассматривается как главный движущий фактор в формировании солидарного и конкурентоспособного общества.
Вне такого понимания роли культуры и культурной политики любые преобразования и реформы становятся малоэффективными, сводятся преимущественно к институциональным усилиям сверху, не затрагивающим образ жизни, общественное сознание, уровень культурного развития и образования значительной части населения.
Под влиянием целого ряда негативных факторов: общего падения уровня культуры, связанного с цивилизационным сдвигом, молодостью нового общества, - а также в результате снижения качества общего образования, прежде всего, уменьшения его гуманитарно-культурной составляющей, засилья массовой культуры и наличия экономических проблем, особенно в провинции, некоторые культурные способности и потребности не воспроизводятся, не формируются в процессе социализации детей и молодёжи или воспроизводятся в крайне усечённых, примитивных вариантах, а у взрослых утрачиваются.
Уровень морали современного общества всё больше понижается, программы телевидения заполнены рекламой и передачами низкого качества. Таким образом, развивается невосприимчивость населения, в особенности молодых людей, к классическому и современному искусству, снижение посещаемости культурных событий и ценностных требований, культурное потребление в режиме развлечения - симптоматика, опасная для духовного здоровья населения, его продуктивной дееспособности.
Основной причиной данных негативных тенденций является ослабление органических связей между институциональным (специализированные институты и структуры, главной функцией которых является накопление, сохранение, трансляция, популяризация культурных достижений), социальным (система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, которые складываются в обществе и реализуются через социальные институты) и личностным (индивидуальное мышление, поведение и творчество) аспектами культуры.
В результате происходят бюрократизация и формализация институционального аспекта культуры, переориентация его на "ведомственные" интересы, критерии и показатели деятельности; маргинализация социального аспекта культуры, принижение его общественного значения и игнорирование его творческого, социально-конструктивного потенциала; утрата контакта с личностью как основным субъектом культурного творчества и восприятия культурных благ. Это существенно сказывается на состоянии культурного потенциала регионального и в целом социального сообщества, ведёт к его "распылению", росту влияния в культурной сфере стихийных неконтролируемых процессов и существенному снижению возможности её целенаправленного, рационально обоснованного регулирования.
В этой связи целесообразной представляется комплексная переориентация основных направлений деятельности специализированных институтов культуры и культурной активности населения региона на социальную модальность культурной сферы; консолидация усилий региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций культуры, образования, науки, туризма, массовых коммуникаций, социальной защиты, а также общественных объединений и населения по обеспечению стратегического решения проблем развития сферы культуры региона.
Постановлением Правительства Белгородской области от 26 декабря 2016 г. N 481-пп в раздел 2 настоящей Стратегии внесены изменения
2. Общие положения
Стратегия развития сферы культуры Белгородской области на 2013 - 2017 годы (далее - Стратегия) представляет собой совокупность целевых установок, взглядов, принципов и приоритетов в деятельности Правительства Белгородской области, других органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере культуры.
Стратегия разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, нормативными правовыми актами Белгородской области.
В Стратегии развиваются и конкретизируются в части, касающейся вопросов сферы культуры, соответствующие положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года "Инновационная Россия - 2020", Концепции федеральной целевой программы "Культура России" (2012 - 2016 годы)", Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, утверждённой постановлением Правительства Белгородской области от 25 января 2010 года N 27-пп, Концепции проектирования социально-культурных кластеров в муниципальных образованиях Белгородской области на 2012 - 2017 годы, утверждённой постановлением Правительства Белгородской области от 21 ноября 2011 года N 423-пп.
Финансирование развития сферы культуры осуществляется в рамках реализации государственной программы Белгородской области "Развитие культуры и искусства Белгородской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 года N 526-пп.
По истечении сроков реализации указанных программ планируется их актуализация с учетом положений настоящей Стратегии.
Положения Стратегии опираются на комплексную оценку состояния сферы культуры Белгородской области и прогноз её развития, обоснованное определение объективных культурных потребностей населения и реальных возможностей обеспечения их развития, а также системный анализ содержания и характера рассматриваемых проблем.
Стратегия опирается на следующие основные принципы:
- интеграция институционального, социального и личностного аспектов функционирования культуры на уровне регионального сообщества;
- соотнесение региональных культурных процессов с современным культурным контекстом и в целом с вызовами современности, где культура выступает мощным ресурсом развития социальности, в частности, фундаментом новой экономики и источником инновационного мышления;
- моделирование культурного пространства Белгородской области посредством стратегических и ситуационных технологий проектирования, организации и коммуникации.
Стратегия призвана стать инструментом формирования современной культурной политики региона, сохраняя, приумножая достижения и решая те непростые проблемы, которые накопились в отрасли за прошедшие два десятилетия адаптации к новым реалиям современной России. Вместе с обществом и структурами государственной власти региона культура должна достойно выйти на новый исторический этап социально-экономического развития Белгородской области.
Положения Стратегии могут уточняться и дополняться с учетом изменений обстановки, характера, масштаба и содержания проблем развития культуры населения, а также конкретизироваться в иных документах по вопросам развития сферы культуры области.
В Стратегии применяются следующие понятия и термины с соответствующими определениями:
сфера культуры - область применения культурной деятельности, объединяющая личностный, социальный и институциональный аспекты функционирования культуры;
культура - смысловое содержание человеческой жизни, отражающее исторически сложившийся уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженное в типах и формах организации жизнедеятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностей;
культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения; языки, диалекты и говоры; национальные традиции и обычаи; исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремёсла; произведения культуры и искусства; результаты и методы научных исследований культурной деятельности; имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии; уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты;
культурно-ценностные ориентации - это отражение в сознании человека культурных ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров;
культурные блага - материальные и духовные ценности, условия и услуги для их потребления, предоставляемые организациями культуры, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения культурных потребностей граждан;
культурные потребности - внутренние мотивы личности, побуждающие к активному познанию, усвоению и творческому приумножению культурного наследия; проявлению духовно-нравственных, моральных качеств, художественно-эстетических способностей; повышению культурного, образовательного уровня и потреблению субъектом культурных услуг;
культурное наследие - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности;
культурная услуга - деятельность, результаты которой реализуются и потребляются в процессе осуществления культурной, творческой и досуговой деятельности учреждения культуры;
культурный продукт - культурная услуга, в определённом формате предлагаемая потенциальному потребителю;
культурный бренд региона - это широко узнаваемое и ассоциируемое с культурой региона учреждение культуры, культурный продукт или культурное событие.
3. Анализ состояния сферы культуры Белгородской области
Сложность и противоречивость современного культурного пространства области обусловлены тенденциями, отражающими общероссийскую проблематику, сформировавшимися вследствие проведения политико-экономических реформ без учёта социально-культурных аспектов.
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
1. Уникальное материальное и нематериальное культурно-историческое наследие области. 2. Многообразие и самобытность региональной этнокультуры с особенными традициями, представленными во всех видах искусства. 3. Мощный художественный потенциал региональных школ изящных искусств. 4. Развитая система непрерывного художественного образования, позволяющая сохранять преемственность традиций профессионального искусства. 5. Уникальность природно-культурных ландшафтов области. 6. Широкая сеть культурной инфраструктуры в крупных и малых городах области, сельских поселениях. 7. Богатая история жизнедеятельности известных творцов: художников, писателей, хореографов, архитекторов, творческих коллективов, отдельных исполнителей, прославивших город Белгород и Белгородскую область в России и за рубежом, а также меценатов, подвижников, общественных деятелей, внесших вклад в сохранение и развитие культуры области. 8. Богатство области творческими талантами. Возможности реализации и финансовой поддержки значимых для жителей области социально-культурных проектов, лучших творческих работников и одарённых детей области. |
1. Существенные различия в структуре культурных потребностей и культурно-ценностных ориентаций разных категорий населения области. 2. Тенденция нарастания потребительского отношения к культуре и падения общего уровня потребления произведений духовной классической культуры у подрастающего поколения и молодежи. 3. Ограничения в беспрепятственном доступе к качественным культурным продуктам уязвимых категорий населения области. 4. Несоответствие предложения сельских учреждений культуры спросу населения на культурно-досуговые услуги. 5. Слабый учёт традиционными институтами культуры актуальных социально-культурных процессов и досуговых предпочтений различных категорий населения. 6. Устаревший инструментарный фонд в большинстве детских музыкальных школ и детских школ искусств, образовательных и культурно-досуговых учреждениях сферы культуры. 7. Старение кадров в сфере культуры. 8. Низкий уровень заработной платы работников сферы культуры. Недостаточно сформирован притягательный и привлекательный образ сферы культуры области для её жителей и гостей. |
Возможности (O) |
Угрозы (T) |
1. Высокий стратегический потенциал области для развития сферы культуры (историко-культурное наследие, уникальная природа в сочетании с удачным географическим положением, богатый творческий потенциал). 2. Рост спроса на продукцию и услуги мастеров декоративно-прикладного творчества. 3. Растущая потребность населения в культурной жизни (увеличивается количество общественных инициатив в виде различных частных проектов). 4. Насыщенный культурный календарь (международные, межрегиональные фестивали, гастроли, развитие событийного туризма). 5. Более интенсивное использование имеющихся на территории города Белгорода объектов историко-культурного наследия в создании культурных услуг. |
1. Сокращение бюджетных расходов на сферу культуры в ситуации финансового кризиса. Как следствие - высокий риск потери уникальности и самобытности региональной культуры. 2. Отсутствие капиталовложений в инновации в сфере культуры. Как следствие - высокий риск утраты привлекательности территории для жизни молодёжи. 3. Влияние глобальной массовизации культуры и, как следствие, упрощение культурных вкусов молодого поколения, усиление его отрыва от традиций многонациональной культуры России, этнокультуры региона. 4. Перевод учреждений культуры на уровень муниципальных услуг, что неизбежно негативно скажется на развитии сферы культуры как стратегического фундамента развития региона. |
В результате SWOT-анализа состояния сферы культуры региона выявлены следующие противоречия между:
- современными культурными потребностями общества и неготовностью специализированных институтов и структур сферы культуры наполнить его предложениями, адекватными спросу;
- необходимостью обеспечения беспрепятственного доступа к качественному культурному продукту всех категорий населения и отсутствием комплекса региональных мероприятий, направленных на приобщение к культуре целевых групп населения: студенческой молодежи, лиц с ограниченными физическими возможностями, лиц пенсионного возраста;
- потребностью сферы культуры в новых кадрах, обладающих современными профессиональными компетенциями, и низким социальным престижем данной отрасли;
- необходимостью быстрого обновления сложившегося культурного достояния, уже не отвечающего новым потребностям общества, и сохранением культурной идентичности, историко-культурного богатства региона;
- необходимостью закрепления уже существующих и развития новых культурных брендов Белгородской области и отсутствием брендинговых программ в сфере культуры;
- пониманием важности формирования культурной элиты региона и отсутствием эффективной региональной системы выявления, поддержки и сопровождения талантливых и одарённых детей.
Для разработки механизма преодоления существующих противоречий развития социально-культурной практики необходим системный анализ культурной ситуации в области, который позволит не только более точно сформулировать проблемы, стоящие перед сферой культуры в целом, но и детально разработать перспективные направления её развития.
4. Цель Стратегии
Цель Стратегии определяет культурную политику Правительства Белгородской области как социально ответственную, ориентированную на интересы общества и на интересы конкретного человека, творца и потребителя культурных благ.
Главная цель Стратегии - формирование культурно-ценностных ориентаций населения региона посредством развития сферы культуры.
Культура признана важнейшим фактором, без которого невозможно создание качественной социально-природной среды обитания, где каждый человек имеет возможность творчества и приобщения к культуре, а культурная жизнь региона становится частью его повседневного бытия.
Исходя из данных положений, выявленных противоречий, учитывая институциональные, социальные и личностные аспекты культуры, выделены приоритетные направления развития сферы культуры.
5. Приоритетные направления развития сферы культуры Белгородской области на 2013 - 2017 годы
5.1. Сохранение культурно-исторического наследия Белгородской области
5.1.1. Анализ ситуации
На сегодняшний день на территории Белгородской области расположено 2167 объектов культурного наследия (из них 34 - федерального значения), включённых в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и 453 выявленных. С 2006 по 2011 год выявлено 365 объектов культурного наследия. Из них: 16 - объектов истории; 79 - архитектуры и градостроительства; 270 - археологии. Количество объектов, требующих реставрации, составляет ориентировочно 60 процентов от общего количества объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Белгородской области.
Сохранение культурно-исторического наследия является основой политики Правительства Белгородской области в сфере культуры.
Долгосрочной целевой программой "Государственная охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Белгородской области на 2012 - 2016 годы" предусмотрена деятельность по сохранению недвижимых памятников, ансамблей и исторической среды, а также широкий комплекс мер, включающий учёт, изучение, консервацию, реставрацию.
Публичная доступность музейных коллекций на экспозициях, выставках, в печатных и электронных публикациях и других способах представления должна соответствовать восприятию поколения, сформировавшегося в информационно-цифровую эпоху, что предполагает активное использование коммуникативных и интерактивных элементов, в том числе современных технических средств.
Культура Белгородской области богата традициями. Утрата традиций в сфере исполнительского искусства так же губительна для культуры, как разрушение выдающихся памятников искусства. Это позволяет рассматривать культурные традиции как составную часть культурно-исторического наследия и основу формирования культурно-ценностных ориентаций населения.
5.1.2. Задачи в рамках данного направления:
1. Реализация комплекса мер по сохранению памятников истории и культуры, музейных и библиотечных фондов.
2. Обеспечение сохранности и безопасности музейных и библиотечных фондов.
3. Пополнение фондов государственных музеев и библиотек области.
4. Обеспечение дальнейшего развития экспозиционно-выставочной, издательской и научно-просветительской деятельности белгородских государственных музеев и библиотек.
5.2. Формирование культурных потребностей населения
5.2.1. Анализ ситуации
Мониторинг различных возрастных категорий потребителей культурных услуг показал существенные различия в их предпочтениях и запросах.
Культурные потребности детей в возрасте дошкольного и младшего школьного возраста в основном формируются родителями. Семья, где происходит самообразование и на этой основе развитие творческого потенциала, становится первичным этапом социализации формирования культурных потребностей. Содержательность и разнообразие досуга, установки, потребности, традиции и привычки зависят от ценностных ориентаций самой семьи. Показателем культурных потребностей является посещение музеев, театров, выставок, чтение художественной литературы, занятие в кружках, прикладное творчество. Косвенным признаком могут служить затраты времени и финансовых средств. Соответственно, у детей из семей социального риска, а также проживающих в удалённых сельских территориях, удовлетворение культурных потребностей находится на низком уровне.
Школьники средних классов посещают музеи, театры чаще всего по причине обязательного включения экскурсий в школьную программу. Исходя из индивидуальных потребностей культурные учреждения посещает лишь каждый четвёртый. При этом представители этой группы часто посещают только кинотеатры. Источниками информации для них являются компьютер и телевидение.
Привлечение аудитории, пропаганда культуры и общественных идеалов, организация масштабных мероприятий затруднительны без использования альянсов тех основных социальных институтов, которые в наибольшей степени отвечают за формирование культурных потребностей. В этой связи основной тенденцией в решении данной проблемы должна стать интеграция учреждений культуры и образовательных учреждений в формировании культурно-ценностных ориентаций и целенаправленного нравственного воспитания подрастающего поколения белгородцев.
Старшими школьниками, студентами ссузов и вузов потребляются услуги, которые позволяют общаться. Характер социализации для этого этапа развития личности главным субъектом делает внешнее окружение. Семья слабо участвует в формировании культурного потребления этой группы. Большинство типов культурных учреждений в структуре своей деятельности не имеют форм, объединяющих интересы многопоколенной семьи. В лучшем случае есть возможность семейного культурного потребления с детьми младшего возраста. Таким образом, учреждениями, формирующими сегодня культурные вкусы, взгляды и мировоззрение школьников и студентов, фактически являются кинотеатры.
Потребителей в возрасте 20 - 35 лет (без детей) можно считать потребителями нового типа, поведение которых, пользуясь современным сленгом, можно назвать тусовочным. Зачастую они посещают лишь кинотеатры, кафе, бары, рестораны.
В группе, включающей средние возрастные позиции (36 - 55 и 36 - 60 лет), резко сокращается уровень коммуникаций и заметно расширяется индивидуальное эмоциональное и эстетическое потребление. Этой группой посещаются практически все доступные виды культурных учреждений, но редко.
В настоящее время в сфере досуга начинают преобладать приватные, домашние формы (телевидение, компьютер, интернет) и, как следствие, происходит снижение посещаемости публичных культурных мероприятий и возможности институтов культуры влиять на развитие вкусов и культурных потребностей, развивается невосприимчивость населения, в особенности, молодых людей к классическому и современному искусству, культурное потребление сводится к режиму развлечения - симптоматике, опасной для духовного здоровья населения.
В соответствии с проведенным анализом установлено, что высокий уровень культурного потребления характерен в большей степени для той части населения Белгородской области, которая имеет базовые признаки среднего класса (высокий уровень образования, достаточные показатели дохода, приверженность семейным ценностям, позитивный характер социального самочувствия, стремление к индивидуальному потреблению) и составляет 20 - 30 процентов всего населения.
Таким образом, сложились существенные различия в структуре культурных потребностей и культурно-ценностных ориентаций населения региона, но при этом важнейшей и преобладающей тенденцией является нарастание потребительского отношения к культуре и падение общего уровня потребления произведений духовной классической культуры у молодёжи. Для преодоления сложившейся ситуации необходима целенаправленная и взвешенная культурная политика, которая должна осуществляться во взаимосвязи с учётом современных изменений в развитии российского государства.
5.2.2. Задачи в рамках данного направления:
1. Совершенствование механизма межведомственного взаимодействия на уровне отношений учреждений культуры с образовательными учреждениями.
2. Формирование духовных потребностей у детей и молодёжи посредством новых форм работы.
3. Приобщение населения к ценностям "высокой" культуры на основе лучших образцов классического и современного искусства.
4. Повышение общего уровня культуры населения в местах массового времяпрепровождения.
5. Формирование культуры чтения населения Белгородской области.
5.3. Повышение уровня доступности и привлекательности культурных благ
5.3.1. Анализ ситуации
Право на доступ к культурным ценностям и участие в культурной жизни относится к основным правам личности и гарантируется государством.
На сегодняшний день значительная доля населения региона ограничена в возможностях беспрепятственного доступа к качественному культурному продукту. Часть жителей испытывает ограничения в силу территориальной удалённости проживания от областного центра, где сосредоточено большинство учреждений культуры.
Для жителей мелких и удалённых населённых пунктов наряду с объективными факторами, ограничивающими потребление культурных благ, существенную роль играет недостаточно оптимальное соотношение предложений сельских учреждений культуры и спроса населения на культурно-досуговые услуги.
Работа современных культурно-досуговых центров должна базироваться на такой системе мероприятий, которая бы удовлетворяла не только потребности в отдыхе и развлечениях, но и способствовала формированию культурно-ценностных ориентаций населения. Констатируются такие негативные явления, как недостаточная информационная обеспеченность, финансовые проблемы населения, отсутствие комфорта и специальных удобств для детей, пенсионеров, лиц с ограниченными физическими возможностями.
Только в областном центре и Старооскольском, Губкинском городских округах доступны услуги профессиональных театров, современных кинотеатров, филармонии, зоопарков. За пределами городских округов на территориях муниципальных образований существует дефицит данных услуг. Услуги музеев распространены шире - они доступны в 20 муниципальных образованиях. Услугами детских музыкальных школ, школ искусств и художественных школ, а также клубов и библиотек население области обеспечено на 97 процентов.
Для граждан с ограниченными физическими возможностями трудности реализации прав на участие в культурной жизни в первую очередь выражаются в отсутствии у значительной части учреждений и объектов культуры специального оборудования (пандусов, подъемников). Доля доступных зданий учреждений культуры региона для лиц с ограниченными физическими возможностями составляет 14,6 процента.
В целом, для всех категорий населения проблема доступности и привлекательности культурных благ должна решаться посредством расширения сети учреждений и объектов культуры, развития системы информационного сопровождения культурно-досуговых мероприятий, являющихся для подавляющего большинства потребителей основным источником приобщения к продуктам творческой деятельности.
5.3.2. Задачи в рамках данного направления:
1. Обеспечение жителей отдалённых районов области широким спектром культурных услуг.
2. Расширение участия в культурной жизни категорий населения, нуждающихся в дополнительных мерах социальной поддержки.
3. Развитие виртуальных, дистанционных и нестационарных форм культурного обслуживания населения.
5.4. Совершенствование ресурсной базы сферы культуры
5.4.1. Анализ ситуации
Культурные блага являются результатом деятельности организаций культуры, которые для их получения используют финансовые, материально-технические, информационные, кадровые ресурсы. Наличие достаточных ресурсов определяет производственный потенциал субъектов культурной деятельности, реальную возможность реализации социально-культурных проектов и инициатив.
В Белгородской области численность государственных и муниципальных учреждений культуры составляет около 2000 учреждений, в том числе 3 профессиональных театра, одна филармония и 4 концертные организации, 651 библиотека, 40 музеев, 740 культурно-досуговых учреждений, более 250 кинотеатров и киноустановок, 6 парков культуры и отдыха, 2 зоопарка.
17 областных учреждений культуры осуществляют организацию выставочной и театрально-концертной деятельности, досуга и праздничных мероприятий, способствуя сохранению и популяризации культурного наследия, предоставлению возможностей для творческой самореализации граждан, профессиональной подготовке в сфере культуры и искусства, организации научно-методической деятельности.
Вместе с тем необходимо признать, что спрос на некоторые услуги учреждений культуры области превышает предложение. Анализ статистических данных по количеству посещений профессиональных театров области показал рост зрительской аудитории в последние годы. Однако услугами театрально-зрелищной сферы население Белгородской области обеспечено лишь на 60 процентов. Согласно нормативной потребности субъекта Российской Федерации с населением более 800 тысяч человек помимо имеющихся трёх профессиональных театров (Белгородского государственного академического драматического театра имени М.С. Щепкина, Белгородского государственного театра кукол, Старооскольского театра для детей и молодёжи) область нуждается в создании музыкального театра, театра оперы и балета (либо филиалов существующих театров) и стационарного цирка, наличие которых значительно расширило бы спектр культурных услуг и способствовало бы формированию культурно-ценностных ориентаций населения.
Несмотря на очевидное улучшение состояния материально-технической базы учреждений культуры Белгородской области за последние годы, главными проблемами остаются нехватка финансовых средств на приобретение нового оборудования, мебели, инвентаря, современной техники. Недостаточное обеспечение компьютерной техникой является сдерживающим фактором для внедрения в работу учреждений культуры новых информационных технологий в соответствии с современными требованиями.
Инновации в культуре и искусстве невозможны без развития процессов информатизации сферы культуры. Несмотря на значительные усилия со стороны государственной власти, на сегодняшний день по-прежнему отсутствует единый информационный ресурс, представляющий культуру Белгородской области во всей её полноте и обновляющийся в режиме on-line. Белгородские государственные учреждения и другие субъекты культурной деятельности также используют информационные технологии недостаточно эффективно.
Одним из важнейших показателей культурного потенциала региона являются кадровые ресурсы. В учреждениях культуры области работает около 10 тыс. человек, в том числе 80 процентов - в муниципальных учреждениях культуры, 20 процентов - в государственных учреждениях культуры.
Молодые специалисты составляют 20 процентов от общего количества работающих, 28 процентов - работники старше 50 лет, основной состав работников учреждений культуры области в возрасте от 30 до 50 лет (42 процента). Высок процент специалистов (более 20 процентов), не имеющих профильного профессионального образования.
Приток и омоложение кадров в сфере культуры осуществляется за счёт выпускников Белгородского государственного института искусств и культуры (далее - БГИИК), а также музыкальных колледжей области. Однако белгородские профессиональные учебные заведения различных уровней, выпуская тех или иных специалистов, больше ориентированы на спрос населения в образовательных услугах, чем на потребности отрасли культуры. Несмотря на действующую в БГИИК систему целевой контрактной подготовки, остро стоит проблема закрепления молодых специалистов. Выпускники не идут работать в сельские учреждения культуры в силу невысокого среднего уровня заработной платы работников муниципальных учреждений культуры (около 7 тыс. руб.), низкого качества жизни сельских территорий, отсутствия целевых механизмов государственной поддержки в вопросах приобретения жилья.
Кадровая проблема в части полного отсутствия или недостаточной обеспеченности специалистами узкой направленности (аккомпаниаторов, хореографов, режиссеров массовых мероприятий, руководителей духовых оркестров, хора) существует в подавляющем большинстве учреждений отрасли Белгородской области.
5.4.2. Задачи в рамках данного направления:
1. Оснащение учреждений культуры современным компьютерным оборудованием, системами связи, информационными ресурсами.
2. Создание единого современного информационного ресурса сферы культуры Белгородской области.
3. Удовлетворение кадровых потребностей в сфере культуры.
4. Усиление социальной защищенности работников сферы культуры.
5.5. Создание и продвижение культурных брендов региона
5.5.1. Анализ ситуации
Культура, её творческие достижения - во всем мире признанный, сильный имиджепорождающий фактор. Особенно следует подчеркнуть важность не только международного, но и внутреннего регионального культурного имиджа, который позволяет населению субъекта гордиться своей территорией, стремиться сделать её лучше, гостей - заинтересоваться, познакомиться, увлечься, захотеть жить в данном регионе.
Знаковыми, имиджевыми событиями культурной жизни Белгородской области являются: Всероссийский театральный фестиваль "Актёры России - Михаилу Щепкину"; Международный фестиваль театров кукол "Белгородская забава"; Международный фестиваль славянской культуры "Хотмыжская осень"; Межрегиональный фольклорный фестиваль "Лето красное"; Межрегиональный фестиваль казачьей культуры "Казачий круг"; Литературно-педагогические Лихановские чтения; Международный конкурс исполнителей на народных инструментах "Кубок Белогорья", Международный конкурс скрипачей имени М.Г. Эрденко, открытый белгородский фестиваль изобразительных искусств памяти заслуженного художника России С.С. Косенкова, театрализованный праздник "Третье ратное поле России".
Тем не менее, в деятельности учреждений культуры региона отмечается дефицит использования маркетинговых и рекламных технологий, в то время как маркетинг "высокой" культуры открывает широкие возможности для осуществления интеллектуальной стимуляции, систематической целенаправленной "обработки" населения, особого внушающего информирования, пробуждения интереса, "обольщения" культурой, привлечения к качественным культурным событиям и ценностям, формирования верных культурных представлений и серьезных ценностных ориентаций.
В настоящее время существует необходимость дальнейшего закрепления уже существующих и развития новых культурных брендов Белгородской области с помощью таких медиатехнологий, которые позволяют в условиях современного информационного общества активно поддерживать и продвигать декларируемую идею.
На сегодняшний день в Белгородской области процесс продвижения региональных культурных продуктов сдерживается следующими факторами:
- отсутствием маркетинговых служб в большинстве учреждений культуры Белгородской области и, как следствие, отсутствием маркетинговых стратегий по продвижению культурных продуктов того или иного учреждения в силу недооценки руководителями муниципальных образований и учреждений культуры области роли и значения маркетинга как важного инструмента активизации социально-культурной деятельности и повышения качества функционирования учреждений культуры в условиях рыночной экономики;
- недостаточным объёмом и масштабом международных культурных обменов, участия в значительных международных и российских культурных проектах (фестивалях, конкурсах, изданиях, акциях), проведения гастролей творческих коллективов области в столице и регионах Российской Федерации;
- скромной и отрывочной представленностью культуры Белгородской области во всероссийском информационном пространстве;
- ограниченным объёмом бюджетного финансирования и спонсорской поддержки имиджевых проектов;
- слабой освоенностью культурной сферой современных технологий связи с общественностью и продвижения культурных институций и продуктов.
5.5.2. Задачи в рамках данного направления:
1. Разработка и реализация брендинговых программ в сфере культуры.
2. Создание условий для активной гастрольно-выставочной деятельности учреждений культуры.
3. Пропаганда белгородских традиций, истории, географии, топонимики посредством проведения мультикультурных акций.
5.6. Поддержка одарённых детей и талантливой молодёжи
5.6.1. Анализ ситуации
По данным Регионального центра по художественному образованию БГИИК, в области насчитывается около 300 детей, одарённых в области культуры и искусства. В целях выявления и поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи ежегодно на территории области проводятся свыше 45 творческих конкурсов и фестивалей областного и всероссийского уровней, созданы премиальные фонды, учреждены именные стипендии.
Тем не менее, проблема выявления, поддержки и сопровождения талантливых и одарённых детей существует. Сегодня этим вопросом занимаются в основном педагоги общеобразовательных учреждений, музыкальных, художественных школ, школ искусств и родители, которые обращают внимание на способности детей, проявляющиеся в процессе внеучебной деятельности в школе и дома. Однако работа по выявлению одарённых детей в области искусства в регионе не носит системного и целенаправленного характера. Особенно остро стоит вопрос о выявлении одарённости в раннем дошкольном возрасте.
Несмотря на осуществляемые в регионе проекты поддержки творческих инициатив одарённых детей и молодёжи, возможности для самореализации и самовыражения данных категорий населения в сфере культуры ограничены, в том числе и недостаточным оснащением специализированным оборудованием учреждений, предоставляющих культурно-досуговые услуги. Устаревший парк музыкальных инструментов (ситуация, наблюдаемая в подавляющем большинстве детских школ искусств, детских музыкальных школах области) не лучшим образом сказывается на качестве учебного процесса. Усугубляют её и ограниченные возможности родителей в приобретении своим детям дорогостоящих музыкальных инструментов.
Кроме того, развитие одарённости как психического феномена подразумевает применение интегративного подхода в обучении, включающего в себя параллельное развитие когнитивных, творческих и социальных составляющих. Интегративный подход к обучению одарённых детей предполагает объединение в едином процессе учебной, художественной, творческой и воспитательной деятельности. В связи с этим во многих регионах страны созданы и успешно работают образовательные учреждения для одарённых детей, летние школы для одарённых, лагеря. В Белгородской области также имеется опыт работы подобной школы (Белгородский инженерный юношеский лицей), но для одарённых детей в области культуры и искусства такого учреждения нет. Это приводит к тому, что многие талантливые в сфере культуры и искусства дети не имеют возможности раскрыть и развить свои способности, не получают необходимой для овладения профессией ранней, до профессиональной подготовки и уходят в другие сферы. Таким образом, общество теряет одарённых в сфере культуры и искусства детей и молодёжь, которые могли бы составить основу культурной элиты региона.
5.6.2. Задачи в рамках данного направления:
1. Формирование региональной системы выявления и сопровождения талантливых и одарённых детей.
2. Совершенствование системы поощрения для одарённых детей и талантливой молодёжи.
3. Развитие фестивального молодёжного движения.
Постановлением Правительства Белгородской области от 26 декабря 2016 г. N 481-пп раздел 6 настоящей Стратегии изложен в новой редакции
6. Проекты и инициативы
N п/п |
Направления |
Задачи |
Проекты и инициативы |
Сроки реализации |
Ответственные |
1. |
Сохранение культурно-исторического наследия Белгородской области |
1. Реализация комплекса мер по сохранению памятников истории и культуры, своевременное проведение консервационных или реставрационных работ. 2. Обеспечение сохранности и безопасности предметов фондов учреждений культуры. 3. Пополнение фондов государственных музеев и библиотек области. 4. Обеспечение дальнейшего развития экспозиционно-выставочной, издательской и научно-просветительской деятельности государственных музеев и библиотек области. |
Проекты: |
|
|
1. Информационное наполнение сведениями об объектах культурного наследия Белгородской области единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. |
2014 - 2017 г.г. |
Управление государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области |
|||
Инициативы: |
|
|
|||
Реставрация зданий-памятников, в которых расположены или предполагается размещение учреждений бюджетной сферы области, расположенных на территориях муниципальных образований: г. Белгород, Алексеевский район и г. Алексеевка, Борисовский район, г. Валуйки и Валуйский район, Волоконовский, Грайворонский районы, Губкинский городской округ, Корочанский, Новооскольский, Ракитянский районы, Старооскольский городской округ, Чернянский район. |
2013 - 2017 г.г. |
Управление государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области |
|||
Проведение охранных мероприятий на наиболее разрушающихся памятниках археологии. |
2013 - 2017 г.г. |
Управление государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области |
|||
2. |
Формирование культурных потребностей населения |
1. Совершенствование механизма межведомственного взаимодействия на уровне отношений учреждений культуры с образовательными организациями. 2. Формирование духовных потребностей у детей и молодежи посредством новых форм работы. 3. Приобщение населения к ценностям "высокой" культуры на основе лучших образцов классического и современного искусства. 4. Повышение общего уровня культуры населения в местах массового времяпрепровождения. 5. Формирование культуры чтения населения Белгородской области. |
Проекты: |
|
|
1. Популяризация в среде школьников 5 - 8 классов образовательных организаций Белгородской области локальной фольклорной идентичности территорий области "Культурная карта Белгородчины". |
2016 - 2017 г.г. |
ГБУК "Белгородский государственный центр народного творчества" |
|||
2. Привлечение подростков и молодежи, проживающих в сельской местности, к профессиональному музыкальному искусству на территории Белгородской области ("Виртуальный музыкальный абонемент"). |
2014 - 2015 г.г. |
ГБУК "Белгородский государственный центр народного творчества" |
|||
3. Обеспечение равного доступа жителей Белгородской области к электронным информационным ресурсам государственных и муниципальных библиотек области в 2015 - 2016 годах "Библиотека - электронное пространство для всех и для каждого". |
2014 - 2016 г.г. |
ГБУК "Белгородская государственная универсальная научная библиотека" (совместно с государственными библиотеками) |
|||
Инициативы: |
|
|
|||
Организация и проведение государственными и муниципальными музеями области ежегодного фестиваля, посвящённого Международному дню музеев. |
2014 - 2017 г.г. |
Управление культуры области, ГБУК "Белгородский государственный историко-краеведческий музей" |
|||
Организация и проведение межмузейных и межрегиональных выставок из фондов музеев России на базе Белгородского государственного художественного музея. |
2013 - 2017 г.г. |
ГБУК "Белгородский государственный художественный музей" |
|||
3. |
Повышение уровня доступности и привлекательности культурных благ |
1. Обеспечение жителей отдалённых районов области широким спектром культурных услуг. 2. Расширение участия в культурной жизни категорий населения, нуждающихся в дополнительных мерах социальной поддержки. 3. Развитие виртуальных, дистанционных и нестационарных форм культурного обслуживания населения. |
Инициативы: |
|
|
Организация деятельности Белгородского военно-исторического общества с участием профессиональных историков и студентов гуманитарных вузов региона. |
2013 - 2017 г.г. |
ГБУК "Белгородский государственный историко-художественный музей-диорама "Курская битва. Белгородское направление" |
|||
4. |
Создание и продвижение системы культурных брендов региона |
1. Разработка и реализация брендинговых программ в сфере культуры. 2. Создание условий для активной гастрольно-выставочной деятельности организаций культуры. 3. Пропаганда белгородских традиций, истории, географии, топонимики и т.д. посредством проведения мультикультурных акций. |
Проекты: |
|
|
1. "Фестивальный календарь Белгородской области на 2014 - 2016 годы. Открой для себя Белгородчину!" |
2014 - 2016 г.г. |
ГБУК "Белгородский государственный центр народного творчества" |
|||
Инициативы: |
|
|
|||
Создание и продвижение межмузейных выставок, посвящённых юбилейным датам в истории России и края (не менее двух выставок в год). |
2014 - 2017 г.г. |
ГБУК "Белгородский государственный историко-краеведческий музей", ГБУК "Белгородский государственный историко-художественный музей-диорама "Курская битва. Белгородское направление" |
|||
Изготовление и распространение имиджевой продукции, презентующей особенности культуры поселений области, в муниципальных образованиях области. |
2013 - 2017 г.г. |
Управление культуры области, руководители органов культуры муниципальных образований области |
|||
5. |
Поддержка одарённых детей и талантливой молодёжи |
1. Формирование региональной системы выявления и сопровождения талантливых и одарённых детей. 2. Совершенствование системы поощрения талантливых представителей детей и молодёжи. 3. Развитие фестивального молодёжного движения. |
Инициативы: |
|
|
Проведение крупномасштабных культурных акций на выявление и развитие творческих способностей лиц с ограничениями жизнедеятельности и формирование активной жизненной позиции. |
2013 - 2017 г.г. |
ГБУК "Белгородская государственная специальная библиотека для слепых им. В.Я. Ерошенко" |
Целевые показатели реализации Стратегии приведены в приложении.
7. Сроки и этапы реализации
Реализация Стратегии рассчитана на период 2013 - 2017 годов.
Достижение главной цели и решение задач Стратегии будет осуществляться поэтапно с учетом сложившихся реалий и прогнозируемых процессов социально-экономического развития Белгородской области и Российской Федерации.
На первом этапе (2013 - 2015 гг.) должны быть сформированы необходимые условия для эффективной реализации Стратегии, в том числе:
- совершенствование нормативной правовой базы сферы культуры;
- создание предпосылок для повышения доступности, качества и разнообразия услуг в сфере культуры;
- развитие механизмов поддержки творческой деятельности в регионе;
- стимулирование развития новых направлений, видов и жанров искусства, обеспечение поддержки новаторских и дебютных проектов в области современной культуры, творческих проектов для детской и молодежной аудитории;
- развитие механизмов содействия муниципальным культурным инициативам, межмуниципальной гастрольной, выставочной и фестивальной деятельности;
- стимулирование формирования целевого капитала и благотворительности в сфере культуры, укрепление культурного потенциала области, включая внедрение долгосрочного стратегического планирования и бюджетирования, ориентированного на результат;
- переход к новым организационно-правовым формам учреждений культуры;
- обеспечение модернизации учреждений культуры и образовательных учреждений в сфере культуры;
- разработка и внедрение инструментов поддержки организационных инноваций;
- создание Интернет-портала;
- внедрение единой информационной автоматизированной системы управления функционированием сферы культуры;
- формирование и организация эффективной работы комиссии мониторинга предоставляемых услуг в сфере культуры Белгородской области.
На втором этапе (2015 - 2017 гг.) планируется выполнение мероприятий, принятых к реализации, мониторинг, контроль и оценка их эффективности, регулярное информирование общественности и других заинтересованных сторон о ходе реализации Стратегии, внедрение инноваций в сферу культуры, обеспечивающих выход на современные стандарты качества услуг в сфере культуры.
8. Механизм контроля
В целях обеспечения успешной реализации Стратегии формируется специальный механизм контроля, включающий следующие элементы:
- создание межведомственной комиссии по культуре при Правительстве области - постоянно действующего рабочего органа, основной задачей которого будет являться принятие ключевых решений, связанных с контролем реализации Стратегии. В состав указанного органа предполагается включить представителей всех основных заинтересованных сторон;
- закрепление ответственных органов исполнительной власти, государственных органов области за выполнение мероприятий Стратегии;
- создание системы мониторингов, позволяющих отслеживать выполнение показателей, характеризующих достижение главной цели и решение задач Стратегии.
Межведомственная комиссия по культуре при Правительстве Белгородской области:
- осуществляет управление реализацией Стратегии и несет ответственность за достигнутые результаты, координирует действия всех участников выполнения Стратегии, подготавливает в пределах своих полномочий проекты нормативных правовых актов, необходимых для реализации Стратегии, осуществляет контроль за ходом ее реализации и корректировки;
- обеспечивает общественное обсуждение результатов Стратегии и представление их в средствах массовой информации;
- формирует и ежегодно представляет в Правительство Белгородской области отчёт о достигнутых результатах реализации Стратегии.
Постановлением Правительства Белгородской области от 26 декабря 2016 г. N 481-пп настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
развития сферы культуры
Белгородской области на 2013 - 2017 годы
Целевые показатели
Стратегии развития сферы культуры Белгородской области на 2013 - 2017 годы
26 декабря 2016 г.
Наименование целевого показателя |
Единица измерения |
Значение целевого показателя на начало реализации Стратегии |
Плановое значение целевого показателя |
||||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Формирование культурных потребностей населения | |||||||
Количество посещений библиотек на 1000 человек населения области |
ед. |
4331,0 |
4331,3 |
4331,5 |
4331,7 |
4454 |
4456 |
Количество посещений мероприятий и концертов, проводимых концертными организациями, на 1000 человек населения области |
ед. |
194 |
200 |
205 |
210 |
205 |
206 |
Число посещений музеев на 1000 человек населения области |
ед. |
479,1 |
496,3 |
511,0 |
521,2 |
653 |
670 |
Число посещений театров на 1000 человек населения области |
ед. |
114 |
116 |
118 |
120 |
105 |
106 |
Количество выданных экземпляров из фондов государственных и муниципальных библиотек на 1000 человек населения области |
ед. |
11270 |
11273 |
11275 |
11280 |
11328 |
11330 |
Количество посетителей культурно-массовых мероприятий на 1000 человек населения области |
ед. |
7481 |
7811 |
8139 |
9298 |
10912 |
11171 |
2. Повышение уровня доступности и привлекательности культурных благ | |||||||
Удовлетворённость качеством предоставляемых услуг в сфере культуры (качеством культуры обслуживания) |
% |
60,5 |
61 |
61 |
61,5 |
83 |
88 |
Доля новых постановок в общем количестве текущего репертуара театрально-концертных учреждений |
% |
20 |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
Количество выездов областной филармонии и профессиональных театров области в рамках сводных гастрольных туров в муниципальные образования области |
ед. |
85 |
92 |
94 |
96 |
950 |
1000 |
Количество изданий адаптированных форматов |
ед. |
120 |
125 |
130 |
135 |
115 |
115 |
Количество обращений к электронным каталогам, базам данных библиотек |
ед. |
730 |
810 |
850 |
890 |
930 |
980 |
Доля учреждений культуры области, нанесённых на геоинформационные карты |
% |
20 |
40 |
60 |
80 |
90 |
100 |
3. Развитие ресурсной базы сферы культуры | |||||||
Доля зданий государственных и муниципальных учреждений культуры и дополнительного образования в сфере культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, от общего количества объектов |
% |
74,4 |
не менее 67 |
не менее 67 |
не менее 67 |
не менее 67 |
не менее 67 |
Доля работников учреждений культуры, прошедших обучение, переподготовку, повысивших квалификацию |
% |
22,0 |
22,2 |
22,4 |
22,6 |
22,8 |
23,0 |
4. Сохранение культурно-исторического наследия Белгородской области | |||||||
Количество тематических изданий на любом виде носителя, выпускаемых учреждениями культуры |
ед. |
15 |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
Доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия |
% |
30,0 |
34,0 |
35,0 |
36,0 |
37,0 |
38,0 |
5. Формирование системы культурных брендов региона | |||||||
Количество новых фестивалей, праздников в рамках развития культурных брендов территорий |
ед. |
- |
- |
6 |
10 |
15 |
21 |
Количество публикаций в средствах массовой информации, профессиональных (научных) изданиях, направленных на продвижение брендов |
ед. |
1500 |
1515 |
1520 |
1525 |
1530 |
1535 |
Удельный вес населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) учреждениями культуры |
% |
456,1 |
456,15 |
456,2 |
456,25 |
359 |
- |
6. Поддержка одарённых детей и талантливой молодёжи | |||||||
Доля учащихся учреждений дополнительного образования в сфере культуры (детских музыкальных, художественных школ и школ искусств) от числа учащихся общеобразовательных школ 1 - 9 классов |
% |
17,8 |
17,9 |
18,1 |
18,2 |
16,2 |
16,2 |
Увеличение доли детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общем числе детей |
% |
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена Стратегия развития сферы культуры Белгородской области на 2013 - 2017 годы. Определена ее цель: формирование культурно-ценностных ориентаций населения региона посредством развития сферы культуры. Достижение указанной цели и решение задач будет осуществляться поэтапно. На первом этапе (2013 - 2015 гг.) должны быть сформированы необходимые условия для эффективной реализации Стратегии. На втором этапе (2015 - 2017 гг.) планируется выполнение мероприятий, принятых к реализации, мониторинг, контроль и оценка их эффективности, регулярное информирование общественности и других заинтересованных сторон о ходе реализации Стратегии, внедрение инноваций в сферу культуры, обеспечивающих выход на современные стандарты качества услуг в сфере культуры.
Постановление Правительства Белгородской области от 24 декабря 2012 г. N 563-пп "Об утверждении Стратегии развития сферы культуры Белгородской области на 2013 - 2017 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Белгородские известия" от 4 апреля 2013 г. N 58
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Белгородской области от 26 декабря 2016 г. N 481-пп
Постановление Правительства Белгородской области от 7 апреля 2014 г. N 139-пп