Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
Правительства Белгородской области
от 24 декабря 2012 г. N 590-пп
6. Внутрирегиональное развитие
6.2. Экономические и социальные особенности развития муниципальных образований области
Муниципальные образования области различаются по уровню социально-экономического развития и качества жизни населения, что обусловлено сложившимся размещением производительных сил, наличием различных видов ресурсов, эффективностью управления ими. Группировка муниципальных районов и городских округов области по уровню социально-экономического развития по результатам проведенного анализа с использованием метода многомерной характеристики на основе 26 статистических показателей, отражающих развитие экономики и социальной сферы муниципалитета, представлена в таблице 6.2.
Таблица 6.2
Группировка муниципальных районов и городских округов Белгородской области по уровню социально-экономического развития в 2005 - 2007 годах
Группа по уровню социально-экономического развития в 2007 году |
Наименование муниципального района, городского округа |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
|||
Интегральная оценка |
Место |
Интегральная оценка |
Место |
Интегральная оценка |
Место |
||
Относительно высокий уровень (интервал от 0,69 Max и более) |
Губкинский городской округ |
10,313 |
3 |
10,649 |
2 |
10,758 |
1 |
Старооскольский городской округ |
10,551 |
2 |
10,514 |
3 |
10,588 |
2 |
|
Город Белгород |
10,810 |
1 |
10,989 |
1 |
10,471 |
3 |
|
Уровень выше среднего (интервал 0,52 - 0,69 Max) |
Ракитянский |
8,488 |
4 |
10,073 |
4 |
9,616 |
4 |
Краснояружский |
8,278 |
6 |
8,472 |
6 |
8,917 |
5 |
|
Алексеевский и г. Алексеевка |
8,396 |
4 |
8,478 |
5 |
8,718 |
6 |
|
Ивнянский |
7,652 |
12 |
8,157 |
8 |
8,330 |
7 |
|
Новооскольский |
8,071 |
7 |
8,570 |
5 |
8,109 |
8 |
|
Борисовский |
7,728 |
9 |
7,752 |
11 |
7,933 |
9 |
|
Красногвардейский |
7,158 |
21 |
7,787 |
10 |
7,910 |
10 |
|
Уровень средний и ниже среднего (интервал 0,46 - 0,52 Max) |
Белгородский |
7,887 |
8 |
8,208 |
7 |
7,602 |
11 |
Грайворонский |
7,601 |
15 |
7,618 |
12 |
7,385 |
12 |
|
Яковлевский |
7,685 |
11 |
7,585 |
13 |
7,201 |
13 |
|
Вейделевский |
7,582 |
16 |
7,338 |
15 |
7,071 |
14 |
|
Корочанский |
7,222 |
20 |
6,910 |
20 |
7,033 |
15 |
|
Ровеньский |
7,689 |
10 |
7,315 |
16 |
6,987 |
16 |
|
Волоконовский |
7,603 |
14 |
7,173 |
18 |
6,966 |
17 |
|
Прохоровский |
7,262 |
18 |
6,510 |
21 |
6,947 |
18 |
|
г. Валуйки и Валуйский |
7,544 |
17 |
7,147 |
19 |
6,931 |
19 |
|
Чернянский |
7,616 |
13 |
7,432 |
14 |
6,912 |
20 |
|
Низкий уровень (интервал менее 0,46 Max) |
Шебекинский и г. Шебекино |
7,238 |
19 |
7,245 |
17 |
6,756 |
21 |
Красненский |
6,113 |
22 |
6,170 |
22 |
5,933 |
22 |
|
Коэффициент дифференциации |
Максимальная интегральная оценка по отношению к минимальной |
1,768 |
|
1,781 |
|
1,813 |
|
Из представленных данных видно, что локомотивами роста в области являются 3 городских округа: Губкинский, Старооскольский и г. Белгород. Уровень их развития характеризуется наиболее высокими значениями по большинству рассмотренных социально-экономических показателей. В частности, в 2007 году Губкинский городской округ занял 1 место по объему производства, сальдированному финансовому результату на душу населения, уровню зарегистрированной безработицы; Старооскольский городской округ - на 1 месте по уровню естественного воспроизводства населения, среднемесячной зарплате и значительно опережает все муниципалитеты области по объему производства на душу населения (кроме Губкинского городского округа), г. Белгород находится на 1 месте по интегральному показателю развития потребительского рынка, среднему размеру пенсии, обеспеченности медицинским персоналом.
В группу с уровнем социально-экономического развития выше среднего вошли 7 муниципальных районов: Ракитянский, Краснояружский, Алексеевский район и г. Алексеевка, Ивнянский, Новооскольский, Борисовский, Красногвардейский. Данные районы в целом характеризуются положительной динамикой развития экономики и социальной сферы. В них интенсивно наращивается производственный потенциал.
Наиболее многочисленна группа со средним и ниже среднего уровнем социально-экономического развития. В нее вошли 10 муниципальных районов области: Белгородский, Грайворонский, Яковлевский, Вейделевский, Корочанский, Ровеньский, Волоконовский, Прохоровский, г. Валуйки и Валуйский район, Чернянский. Районы данной группы демонстрируют умеренные темпы экономического и социального развития, а в ряде случаев - ухудшение отдельных показателей.
В 2007 году группа наиболее проблемных территорий представлена Шебекинским районом и г. Шебекино (21 место), Красненским (22 место) районом.
Состав "замыкающих" районов в анализируемом периоде изменялся. И только Красненский район неизменно входил в данную группу.
Сравнительная оценка муниципальных районов и городских округов области по уровню экономического развития, уровню жизни населения, качеству социальной сферы представлена на рис. 6.4, 6.5, 6.6 соответственно.
Рис. 6.4. Сравнительная оценка муниципальных районов и городских округов Белгородской области по уровню экономического развития в 2007 году
Рис. 6.5. Сравнительная оценка муниципальных районов и городских округов Белгородской области по уровню жизни населения в 2007 году
Рис. 6.6. Сравнительная оценка муниципальных районов и городских округов Белгородской области по качеству социальной сферы в 2007 году
Как показывает анализ, дифференциация муниципальных районов и городских округов по уровню социально-экономического развития не слишком значительна (1,8 раза). Вместе с тем, негативной тенденцией является некоторое увеличение дифференциации в 2005 - 2007 годах (табл. 6.2). По уровню экономического развития муниципалитеты области различаются значительно (в 5 раз). Самый высокий уровень экономического развития наблюдается в Губкинском городском округе, самый низкий - в Красненском районе. По качеству социальной сферы на 1 месте стоит городской округ г. Белгород, на 22 месте - Красненский район. Их интегральные оценки различаются в 1,5 раза. Наименее выражена дифференциация муниципальных районов и городских округов области по уровню жизни населения (1,3 раза).
Таким образом, главной причиной дифференциации муниципалитетов по уровню социально-экономического развития являются серьезные различия в степени эффективности их экономики. Положение в социальной сфере сглаживает дифференциацию.
В этой связи среди стратегических задач внутрирегионального развития Белгородской области следует особо выделить обеспечение достойного уровня жизни граждан независимо от места проживания, повышение степени однородности социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов, уменьшение отставания экономически менее развитых муниципалитетов и дальнейшее развитие так называемых "муниципалитетов-локомотивов" посредством максимально полной реализации их потенциала и преимуществ, комплексного устойчивого развития сельских территорий области.
Достижение стратегических задач внутрирегионального развития, обеспечение перетока капиталов и людей между территориями области может быть достигнуто при реализации комплекса мероприятий по трем направлениям.
1. Реализация органами государственной власти и местного самоуправления области последовательной, согласованной политики внутрирегионального развития:
- определение и нормативное закрепление критериев отбора проблемных территорий для целенаправленных мер по их развитию;
- создание условий для более равномерного распределения инвестиций между муниципальными районами и городскими округами области, обеспечение баланса в размещении производительных сил;
- введение в областные программы и проекты разреза по муниципальным районам и городским округам;
- стимулирование органов местного самоуправления к расширению и укреплению налогового и экономического потенциала муниципалитетов;
- развитие территориального и стратегического планирования на муниципальном уровне, широкое внедрение в практику муниципального управления программно-целевых и проектных методов.
2. Активизация межмуниципального сотрудничества в целях комплексного развития территорий под эгидой Ассоциации "Совет муниципальных образований Белгородской области":
- развитие ассоциативного, договорного и хозяйственного межмуниципального сотрудничества;
- организация взаимодействия органов местного самоуправления муниципальных образований по вопросам местного значения;
- формирование условий стабильного развития экономики в интересах повышения жизненного уровня населения;
- разработка и реализация совместных инвестиционных проектов, направленных на развитие транспортной, коммунальной, телекоммуникационной инфраструктуры, развитие туризма, создание мест отдыха и рекреации, утилизацию и переработку промышленных и бытовых отходов и других;
- интеграция процессов подготовки, переподготовки повышения квалификации муниципальных служащих;
- проведение совместных культурных, спортивных и иных массовых мероприятий.
Создание межмуниципальных объединений в различных правовых формах позволит дифференцированно и целенаправленно решать задачи поступательного внутритерриториальнго# развития, укрепить хозяйственные связи, оптимизировать размещение инфраструктуры, объединить экономический потенциал муниципальных образований на реализацию наиболее масштабных инвестиционных проектов, распространить прогрессивный опыт в области инновационного развития.
6.3. Социальное развитие сельских территорий как приоритет внутрирегионального развития
Учитывая, что треть населения области проживает в сельской местности, особое внимание в перспективе необходимо уделить устойчивому развитию сельских территорий, решению социальных проблем сельского населения как одному из основных условий бесконфликтного, демократического развития общества, его экономического и социального благополучия.
Отток населения из сельской местности, высокий уровень смертности сельского населения во многом обусловлен значительным отставанием села от города по уровню и качеству жизни населения, уровню развития инфраструктуры. Данные факторы в будущем могут сдерживать развитие агропромышленных кластеров области, а также отрицательно отразиться на продовольственной безопасности региона.
В области реализуется ряд областных целевых программ, способствующих развитию сельских территорий: "Социальное развитие села до 2013 года", "Семейные фермы Белогорья", "Развитие сельской культуры в Белгородской области на 2009 - 2013 годы", "Развитие сельского туризма в Белгородской области на 2011 - 2013 годы". Кроме того, постановлением Правительства области от 21 ноября 2011 года N 423-пп утверждена Концепция проектирования социально-культурных кластеров в муниципальных образованиях Белгородской области на 2012 - 2017 годы. Реализация программных мероприятий направлена на улучшение различных сторон жизнедеятельности сельского населения: жилищных условий, состояния сельских дорог, повышение уровня занятости сельского населения, создание и модернизацию инженерной и транспортной инфраструктуры, повышение уровня образованности, медицинского обслуживания, укрепление здоровья сельских жителей, - и, как следствие, позволяет смягчать наиболее острые проблемы села.
Вместе с тем, для устойчивого социально-экономического развития села и эффективного функционирования агропромышленного производства области необходимо продолжить последовательную реализацию мер государственной поддержки социального развития сельских территорий.
Основными стратегическими задачами социального развития сельских территорий области являются:
- диверсификация и повышение эффективности сельской экономики;
- социальное обустройство сельских поселений с уровнем комфорта не ниже городского на основе формирования многофункциональных сельских кластеров;
- воспроизводство и повышение качества человеческих ресурсов;
- полная и продуктивная занятость трудоспособного населения;
- рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, сохранение природной среды;
- сохранение и приумножение культурного потенциала села;
- развитие сельской информационно-консультативной службы.
Основой развития села в перспективе предполагается развитие регионального предпринимательского сообщества как одного из образующих элементов солидарного общества на территории области, возрождающего культуру предпринимательства, формирующего экономическую базу развития сельских территорий, позволяющего нивелировать вопросы продовольственной безопасности в масштабах области.
Формирование условий для развития предпринимательства и его интеграция в социально-экономическую сферу сельских территорий позволит преодолеть негативные факторы смены экономического строя, обеспечить социальную стабильность и материальное благополучие сельских жителей, создать необходимые рабочие места, возвратить молодежь в село.
Решение поставленных задач возможно посредством реализации комплекса мероприятий по перечисленным ниже приоритетным направлениям. Особая роль в реализации мер социального развития сельских территорий отводится институту социальных стандартов, который должен стать важнейшим конструктивным элементом государственной политики по развитию сельских территорий, главной социальной и финансовой гарантией реализации принципа региональной справедливости.
Для стабилизации и улучшения демографической ситуации на селе, улучшения состояния здоровья сельского населения необходимо сосредоточить внимание на:
- снижении смертности сельского населения;
- сохранении репродуктивного здоровья населения и повышении уровня рождаемости;
- повышении доступности и качества первичной медико-санитарной помощи;
- достижении нормативного уровня обеспеченности лечебными учреждениями и медицинским персоналом;
- укреплении материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений сельских территорий с учетом создания выездных формирований, фельдшерско-акушерских пунктов, центров, отделений общей врачебной практики;
- строительстве спортивных сооружений для достижения нормативной обеспеченности;
- повышении роли физкультуры и спорта в деле профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма;
- увеличении числа систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Снижение сельской безработицы и закрепление квалифицированных работников на селе может быть достигнуто путем:
- принятия и реализации областных и местных программ по поддержке занятости сельского населения;
- развития несельскохозяйственной занятости в сельской местности;
- развития малого бизнеса, личных подсобных хозяйств и иных видов самозанятости населения;
- создания 66 тысяч новых рабочих мест в сельской местности;
- государственной поддержки хозяйствующих субъектов, создающих новые рабочие места в сельской местности;
- повышение социальной и деловой активности отдельных категорий граждан: сельских жителей/мужчин в возрасте 20 - 40 лет;
- осуществления системы социально-экономических мер, направленных на снижение миграции сельской молодежи в города и формирование у нее установок на постоянное сельское местожительство;
- стимулирования привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений, молодых специалистов, квалифицированных работников путем создания привлекательных условий труда и быта и обеспечения карьерного роста;
- повышения уровня мобильности сельского населения путем развития пассажирского сообщения.
Для улучшения жилищных условий сельских жителей и благоустройства территории сельских поселений потребуется:
- повышение уровня благоустройства жилищного фонда;
- стимулирование жилищного строительства путем развития ипотечного кредитования, строительства арендного жилья, социального жилья для малообеспеченного населения;
- разработка градостроительной документации;
- улучшение планировки и благоустройства территорий сельских поселений.
В целях развития системы жизнеобеспечения в сельских поселениях, повышения качества всех видов услуг и уровня обеспеченности ими необходимо:
- строительство и реконструкция инженерных сетей, повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений;
- повышение технического и технологического уровня предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в том числе в отдаленных и труднодоступных местностях;
- организация обслуживания жителей отдаленных сельских малонаселенных пунктов товарами первой необходимости;
- расширение сети сельских автомобильных дорог с твердым покрытием и благоустройство сельских населенных пунктов;
- создание многофункциональных центров обслуживания населения;
- организация переработки твердых бытовых отходов.
Для повышения образовательного и квалификационного уровня сельского населения необходимо:
- повышение образовательного уровня учащихся сельских школ, студентов средних профессиональных заведений в соответствии с современными требованиями качества образования, обеспечивающими конкурентоспособность кадров на рынке труда;
- повышение квалификации сельских учителей;
- развитие материально-технической базы, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями;
- создание гибких форм дошкольного, дополнительного, начального профессионального образования в сельской местности, развертывание центров довузовской подготовки обучающихся;
- формирование системы непрерывного и дистанционного образования.
В сфере организации досуга сельских жителей, активизации культурной деятельности на селе должны быть реализованы меры по:
- сохранению и развитию традиционной культуры сельских территорий, возрождению художественных народных промыслов, национальных традиций;
- обеспечению многообразия и высокого качества культурных услуг за счет создания модельных библиотек, модельных домов культуры и духовно-просветительских центров;
- созданию условий для массового отдыха сельских жителей и обустройству мест массового отдыха (скверы, парки, пляжи, игровые площадки и т.п.).
Для повышения информированности сельского населения о его социальных, экономических и политических правах и проводимых социально-экономических преобразованиях в государстве необходимо:
- развитие современных систем связи и телекоммуникаций;
- развитие в сельской местности сети информационно-консультационных служб и расширение диапазона предоставляемых ими услуг;
- вовлечение населения и использование методов интерактивного планирования при разработке и реализации местных программ сельского развития;
- совершенствование работы средств массовой информации.
Следует отметить, что для решения задач социального развития сельских территорий необходима координация действий федеральных, региональных и местных органов власти, бизнеса, общественных организаций и населения.
<< Приложение N 3 |
Приложение >> N 5 |
|
Содержание Постановление Правительства Белгородской области от 24 декабря 2012 г. N 590-пп "О внесении изменений в постановление... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.