Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 6
Правительства Белгородской области
от 24 декабря 2012 г. N 590-пп
8. Механизм и этапы реализации Стратегии
8.1. Механизм реализации Стратегии
Настоящая Стратегия закрепляет систему представлений об основных целях, задачах и приоритетах социально-экономической политики органов государственной власти области, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей на долгосрочную перспективу. Реализация Стратегии заключается в скоординированной деятельности по осуществлению проектов и мероприятий, намеченных в рамках Стратегии, субъектов регионального развития, представляющих различные сферы: власть, науку, образование, бизнес, некоммерческий сектор, население. Реализация Стратегии рассчитана на 18 лет (2008 - 2025 годы) и во многом зависит от того, насколько стратегическое видение будет переведено в управленческие действия органов государственной власти региона. Для этого будет создан действенный механизм ее реализации, обеспечивающий "баланс интересов", скоординированные действия всех участников реализации Стратегии.
Важнейшими элементами механизма реализации Стратегии являются экономическая и социальная политика органов государственной власти области, базирующаяся на системном стратегическом планировании развития экономики и социальной сферы области, отдельных отраслей, сфер деятельности и территорий. Система стратегического планирования развития Белгородской области основывается на программно-целевых, проектных методах управления, методах территориального планирования, прогнозирования социально-экономического развития.
В 2003 году утверждена Программа улучшения качества жизни населения Белгородской области. Она является главным действующим стратегическим документом, определяющим приоритеты социально-экономического развития Белгородской области, и направлена на формирование организационно-управленческого механизма, обеспечивающего достижение для населения области достойного качества жизни и его постоянное улучшение в долгосрочной перспективе.
Для решения в среднесрочном периоде задач, определенных Программой улучшения качества жизни населения области, была утверждена законом области от 12 мая 2005 года N 194 и реализована Программа экономического и социального развития Белгородской области на период до 2007 года.
В 2012 году реализация главных стратегических документов в регионе обеспечивается выполнением 106 долгосрочных целевых программ, в том числе программ, принятых во исполнение 16 федеральных целевых программ, а также принятых на областном уровне: 11 концепций, 3 отраслевых стратегий, положения которых органично вписались в приоритетные национальные проекты и соответствуют тем программным направлениям, которые определены Президентом и Правительством Российской Федерации по экономической модернизации страны. Внедрена система проектного управления. Начиная с 2006 года, осуществляется разработка стратегий социально-экономического развития, программ социально-экономического развития на среднесрочный период муниципальных районов и городских округов.
В целях рациональной пространственной организации обустройства территории, обеспечивающей повышение качества среды обитания граждан и эффективности использования земель как предпосылки динамичного социально-экономического развития и роста конкурентоспособности экономики, улучшения экологической ситуации и совершенствования градостроительной политики утверждена Схема территориального планирования Белгородской области, завершена разработка схем территориального планирования, генеральных планов муниципальных образований области.
В области утверждены Концепция создания Белгородской интеллектуально-инновационной системы и Стратегия "Формирование регионального солидарного общества" на 2011 - 2025 годы, реализация которых позволит раскрыть творческий потенциал каждой личности и обеспечить условия для ее реального участия в инновационном развитии области, эффективно используя природные, материальные, финансовые, духовно-нравственные ресурсы. Региональная солидарность, опирающаяся на духовно-нравственное здоровье личности и коллективов, взаимное доверие (лояльность) сограждан и их взаимную ответственность и станет одним из основных принципов организации общественной жизни. Способность создать такое общество и сохранить его будет означать дальнейшее продвижение по пути улучшения качества жизни белгородцев.
Достижение стратегической цели развития Белгородской области к 2025 году возможно при комплексном использовании инструментов организационного, правового, финансового блоков механизма реализации Стратегии (рис. 8.1).
Организационный блок инструментов реализации Стратегии объединяет деятельность субъектов регионального развития по реализации совокупности стратегических, концептуальных, программных, прогнозных документов, как разработанных, так и документов, которые предстоит разработать на базе Стратегии, Схемы территориального планирования области и исполнять при постоянном совершенствовании организационно-функциональной структуры управления областью.
Рис. 8.1. Механизм реализации Стратегии
Организационный блок механизма реализации Стратегии включает две группы инструментов управления:
1) стратегические:
участие в реализации федеральных отраслевых стратегий, концепций, государственных, долгосрочных федеральных целевых и ведомственных программ, приоритетных национальных проектов;
разработка и мониторинг долгосрочных прогнозов социально-экономического развития области;
разработка и реализация стратегий социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов области;
разработка и реализация стратегий развития крупнейших предприятий области, территориальных кластеров и зон опережающего развития;
2) тактические:
участие в реализации среднесрочных федеральных целевых и ведомственных программ;
разработка и реализация среднесрочных программ социально-экономического развития области;
разработка и реализация областных государственных, целевых и ведомственных программ, проектов, а также отраслевых стратегий и концепций;
разработка и мониторинг среднесрочных и краткосрочных прогнозов социально-экономического развития области;
разработка и реализация программ социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов на среднесрочный период;
отбор, государственная поддержка и реализация значимых экономических, социальных, организационных и технических проектов.
Связь долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных документов должна обеспечиваться общностью целей и путей решения экономических и социальных задач, целевых индикаторов в рамках Стратегии.
Основным элементом организационного блока механизма реализации Стратегии будет выступать Программа социально-экономического развития области на среднесрочный период - базовый документ, определяющий приоритеты и основные направления социально-экономической политики Правительства области на среднесрочную перспективу, интегрирующий, использующий и одновременно усиливающий возможности федеральных, областных, ведомственных, межведомственных программ и проектов, реализуемых в регионе в рамках Стратегии.
Инновационное развитие Белгородской области будет сопровождаться изменениями практически во всех сферах экономической деятельности и общественной жизни. Для их регулирования и закрепления в рамках реализации Стратегии потребуется специальное правовое обеспечение.
Правовой блок механизма реализации Стратегии будет охватывать следующие сферы: социально-экономическое развитие области, систему стратегического планирования, предпринимательскую деятельность, инвестиционный процесс, градостроительную деятельность, общественные финансы и межбюджетные отношения, внедрение бюджетирования, ориентированного на результат (далее - БОР), государственно-частное партнерство, местное самоуправление и другие. Предусматривается изменение действующих и разработка новых нормативных правовых актов области, направленных на обеспечение реализации Стратегии по всем направлениям деятельности органов государственной власти области, а также подготовка предложений по совершенствованию федеральной нормативно-правовой базы. В результате будет сформирована система нормативных правовых актов, регламентирующих реализацию Стратегии и способствующих повышению оперативности и качества управленческих решений, принимаемых органами государственного и муниципального управления области.
Практическое достижение намеченных целей возможно при эффективном использовании финансового блока инструментов реализации Стратегии, направленных на концентрацию финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития, нацеленность на результат.
Для максимально эффективного использования финансовых инструментов реализации Стратегии необходимо применение комплекса мер по развитию системы общественных финансов. Стратегическими задачами в данной сфере являются: увеличение объема финансовых ресурсов, создаваемых на территории области; привлечение финансовых ресурсов национального и международного рынков капиталов; расширение доступа к ресурсам финансовой системы со стороны бизнеса и населения. Для решения поставленных задач необходима реализация мер, направленных на:
1) совершенствование бюджетной политики и межбюджетных отношений, расширение собственной доходной базы бюджета области посредством завершения перехода к бюджету, ориентированному на результат, повышение эффективности бюджетных расходов; совершенствование механизма управления региональными гарантиями и имуществом; проведение гибкой стимулирующей налоговой политики в отношении агентов экономической деятельности (прежде всего малых, средних и инновационно активных предприятий); повышение финансовой самостоятельности муниципальных образований области;
2) развитие банковского сектора путем поддержки конкуренции на финансовом рынке; укрепление собственной капитальной базы региональных финансово-кредитных институтов; повышение эффективности их деятельности по привлечению денежных средств населения и их трансформации в кредиты и инвестиции; дальнейшее расширение доступа предприятий малого и среднего бизнеса к кредитным ресурсам банковского сектора; стимулирование институционального развития банковского сектора и небанковских кредитных организаций в сельской местности.
Реализация Стратегии будет основываться в первую очередь на внутренних ресурсах повышения эффективности социально-экономического развития Белгородской области. Важным финансовым инструментом реализации Стратегии будет являться бюджет области. Реализация намеченных мер развития экономики области будет способствовать планомерному увеличению доходов консолидированного бюджета, значительному увеличению бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя, позволит достичь бездефицитности бюджета, что расширит права области на самостоятельную бюджетную политику и повысит устойчивость финансовой системы области. При этом удельный вес объемов финансирования социальной сферы в консолидированном бюджете области будет поддерживаться ежегодно на уровне 75 - 80 процентов и тем самым обеспечивать реализацию долгосрочных социальных приоритетов.
При этом значимой составляющей механизма реализации Стратегии будет являться использование инструментов целевого софинансирования за счет средств федерального бюджета путем активного участия области в реализации приоритетных национальных проектов, государственных программ, федеральных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы при неуклонном выполнении Белгородской областью обязательств по софинансированию.
Реализация инвестиционных проектов осуществляется путем самофинансирования со стороны осуществляющих эти проекты субъектов хозяйственной деятельности, прежде всего, за счет собственных средств и кредитов коммерческих банков. При этом и в дальнейшем будет осуществляться отбор наиболее эффективных проектов, соответствующих стратегическим приоритетам, и поддержка их Правительством области.
Необходимо активное использование государственно-частного партнерства при реализации перспективных экономически и социально значимых проектов, создании и развитии инновационной инфраструктуры области, а также для развития малого и среднего предпринимательства.
Важной частью единого механизма реализации Стратегии является осуществление контроля реализации Стратегии путем оценки эффективности реализации поставленных целей и задач, проведения многоцелевого мониторинга реализации Стратегии посредством системы индикативных показателей.
Стратегия должна корректироваться по мере ее реализации с учетом изменения внешних условий (мирового развития, развития России, макрорегионов страны) и внутренних процессов развития области. При этом корректировка возможна в виде ежегодного уточнения краткосрочных и среднесрочных прогнозов социально-экономического развития региона, а также корректировки Программ социально-экономического развития области на среднесрочный период, областных государственных, целевых и ведомственных программ. Кроме того, целесообразно один раз в 5 - 6 лет осуществлять непосредственно корректировку Стратегии, внося в нее необходимые поправки и дополнения. Именно в ходе реализации, контроля, корректировки и обновления целей, задач, целевых индикаторов Стратегии будет происходить обмен информацией, координация действий субъектов регионального развития.
Субъекты регионального развития в процессе реализации Стратегии должны быть обеспечены актуальной, достоверной и достаточной информацией, методической поддержкой для подготовки и принятия управленческих решений. Необходимыми действиями по реализации Стратегии являются учет мнения и информирование бизнес-сообщества и населения о ходе ее реализации, решениях и действиях органов исполнительной и законодательной власти области, изменениях нормативной правовой базы, результатах мониторинга и осуществлении корректировок целей, задач, мер, целевых ориентиров Стратегии.
Общее руководство и контроль за выполнением Стратегии осуществляет Правительство Белгородской области, контроль за формированием и развитием кластеров, зон опережающего развития возлагается на органы исполнительной власти области и их структурные подразделения в соответствии с компетенцией.
Осуществление оперативной работы по управлению реализацией Стратегии, в том числе ведение мониторинга реализации Стратегии, подготовка отчетов о реализации Стратегии, возлагается на департамент экономического развития Белгородской области. Отчет о реализации Стратегии ежегодно представляется Губернатору области. Отчет о реализации Стратегии сопровождается пояснительными материалами по выполнению стратегических мероприятий с выделением пунктов, по которым не достигнуты ожидаемые результаты, указанием причин невыполнения и предложений по преодолению препятствий реализации Стратегии.
Отчет о выполнении Стратегии за пяти-шестилетний период выносится на рассмотрение Правительства Белгородской области. Кроме того, на основании отчета вносятся предложения по корректировке Стратегии, которые утверждаются постановлением Правительства Белгородской области.
8.2. Этапы реализации Стратегии
Первый этап (2008 - 2012 годы) - этап создания институциональных условий, подготовки и апробации проектов и программ, преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса. На данном этапе будут реализовываться конкурентные преимущества экономики области в "традиционных" сферах - горно-металлургическом, агропромышленном комплексе, строительстве. Вместе с тем планируется проведение институциональных преобразований, создание инновационной инфраструктуры и технологических заделов, обеспечивающих на следующем этапе системный перевод экономики области в режим инновационного развития. Будут сформированы основные компоненты социального кластера, законодательная база, пакет программ и проектов, необходимых для реализации инновационного социально ориентированного сценария реализации Стратегии, а также будет завершена реализация начатых целевых программ и запущены новые пилотные проекты и программы. Работа на данном этапе будет осуществляться в сложных макроэкономических условиях, обусловленных мировым кризисом, что потребует активного государственного регулирования процессов экономического и социального развития, мобилизации, эффективного использования имеющихся ресурсов, консолидации усилий органов власти, бизнеса и населения.
Второй этап (2013 - 2020 годы) - этап стремительного наращивания инновационной составляющей экономики. В этот период должен быть совершен рывок в развитии области на основе структурной диверсификации экономики области, ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии), масштабного привлечения инвестиций в сферу инноваций, интенсивного развития горно-металлургического, строительного, социального кластеров, зоны опережающего развития "Агропромышленный комплекс", создания конкурентоспособных зоны опережающего развития "Машиностроительный комплекс", туристско-рекреационного и транспортно-логистического кластеров, стремительного накопления человеческого капитала и улучшения качества социальной среды, значительного повышения эффективности использования всех видов ресурсов и в особенности трудового потенциала области.
Третий этап (2021 - 2025 годы) - этап формирования экономики и социальной среды области нового качества. На третьем этапе будет осуществляться выход на проектную мощность инновационных проектов, завершится формирование на территории области значимых центров инновационного развития, реализация намеченных программ, проектов, будет осуществляться подготовка проектов следующей стадии развития Белгородской области. Предполагается сформировать на основе территориально-производственных кластеров и зон опережающего развития эффективный территориальный экономический каркас области, органично встроенный в российскую и мировую экономическую систему, достигнуть развития экономики и уровня жизни населения области, соизмеримого с уровнем развитых зарубежных стран.
Основные приоритеты этапов реализации Стратегии представлены в таблице 7.1.
Таблица 7.1
Основные приоритеты этапов реализации Стратегии
Этапы |
Экономическое развитие |
Инновационное развитие |
Социальное развитие |
Внутрирегиональное развитие |
Институциональное развитие |
I. Этап создания институциональных условий, подготовки и апробации проектов и программ (2008 - 2012 годы) |
Реализация конкурентных преимуществ области в традиционных сферах экономики, подготовка проектов, программ для диверсификации экономики на инновационной основе, запуск пилотных проектов |
Создание инновационной инфраструктуры, подготовка проектов, стимулирующих развитие нового технологического уклада |
Совершенствование социальной инфраструктуры, создание основных компонентов социального кластера |
Осуществление зонирования территории области в зависимости от перспектив специализации экономики, подготовка и запуск проектов развития опорных территорий, инфраструктурных проектов |
Сокращение административных барьеров, завершение внедрения бюджета, ориентированного на результат, развитие рынков факторов производства и собственности |
II. Этап стремительного наращивания инновационной составляющей экономики (2013 - 2020 годы) |
Интенсификация развития горно-металлургического, строительного, социального кластеров, зоны опережающего развития "Агропромышленный комплекс", создание конкурентоспособных зоны опережающего развития "Машиностроительный комплекс", туристско-рекреационного и транспортно-логистического кластеров |
Масштабное инвестирование в инновационные проекты, финансирование научных разработок, формирование инновационных центров, развитие научно-образовательного потенциала, формирование новой инновационной культуры в обществе |
Развитие многокомпонентного социального кластера для обеспечения накопления человеческого капитала, повышения эффективности использования трудового потенциала |
Реализация мер развития муниципалитетов области, обеспечивающих сокращение дифференциации между опорными и депрессивными территориями по уровню экономического развития, развитие агломераций |
Создание максимально благоприятных условий для развития малого бизнеса, развитие конкурентной среды, финансовых рынков |
III. Этап формирования экономики и социальной среды области нового качества (2021 - 2025 годы) |
Формирование новой инновационной экономики, достижение уровня ВРП на душу населения, сопоставимого с уровнем развитых стан |
Формирование нового технологического уклада, повсеместное использование информационных, нано-, биотехнологий, производство инновационных товаров и услуг, интеграция в российскую и мировую инновационную систему |
Развитие и эффективное использование человеческого потенциала, достижение уровня жизни населения развитых стран |
Достижение сбалансированного внутрирегионального развития на основе максимального использования потенциала территорий |
Формирование институтов гражданского общества, эффективно взаимодействующих с государством |
<< Приложение N 5 |
Приложение >> N 7 |
|
Содержание Постановление Правительства Белгородской области от 24 декабря 2012 г. N 590-пп "О внесении изменений в постановление... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.