Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
Правительства Белгородской области
от 24 декабря 2012 г. N 590-пп
7. Институциональные условия реализации Стратегии
7.1.2. Развитие системы государственного и муниципального управления в Белгородской области
Развитие системы государственного и муниципального управления Белгородской области направлено на создание эффективного механизма управления, позволяющего обеспечить реализацию стратегической цели развития области - достижения для населения Белгородской области достойного качества жизни и его постоянное улучшение на основе инновационно ориентированной экономической и социальной политики, развития наукоемких и конкурентоспособных производств с учетом геостратегических приоритетов на юго-западе Российской Федерации.
Основной целью дальнейшего развития организационного потенциала системы государственного и муниципального управления является оптимизация структурно-функциональных характеристик государственных и муниципальных органов, совершенствование системы административно-территориального устройства области в целях эффективного исполнения управленческих функций и обеспечения высокого качества и доступности государственных и муниципальных услуг.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- завершение процесса формирования эффективной системы государственного управления, которое включает в себя:
утверждение в системе государственного управления комплекса принципов, соответствующих концепции нового государственного управления;
развитие системы внешнего аудита результативности деятельности исполнительных органов муниципальных образований на предмет эффективности достижения ими поставленных целей, выполнения задач и программ;
практическую реализацию механизмов ответственности органов местного самоуправления перед населением, с одной стороны, и перед органами исполнительной власти области с другой;
формирование и внедрение механизма аутсорсинга государственных услуг;
- завершение процесса формирования эффективной системы местного самоуправления в области, а именно:
продолжение работы по совершенствованию законодательства, регламентирующего процесс муниципального управления, взаимодействие органов государственного управления и местного самоуправления;
разработка системы ответственности органов местной власти перед населением, с одной стороны, и перед органами исполнительной власти области - с другой;
формирование системы самопомощи и взаимопомощи населения (создание различных сообществ по взаимной поддержке);
развитие механизмов публично-частного партнерства для привлечения внебюджетных средств в муниципальное хозяйство;
формирование механизма аутсорсинга муниципальных услуг;
активизация деятельности имеющихся общественных организаций;
создание системы информирования населения о проблемах местного самоуправления.
Реализация мер, направленных на развитие организационного потенциала системы государственного и муниципального управления, уже к концу 2013 года позволит обеспечить предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу "одно окно", в том числе на базе многофункциональных центров, для всего населения области.
Основной целью дальнейшего развития кадрового потенциала системы государственного и муниципального управления является совершенствование кадрового обеспечения процессов государственного и муниципального управления. Это предполагает формирование и развитие системы подбора, подготовки и профессионального развития кадров государственного и муниципального управления.
Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:
- совершенствование планирования и управления человеческими ресурсами на государственной гражданской и муниципальной службе, для этого необходимыми условиями являются:
формирование единых подходов к эффективному управлению кадровыми процессами;
развитие современных организационно-управленческих технологий и методов кадровой работы;
совершенствование механизма подбора и оценки кадрового состава государственных гражданских и муниципальных служащих с применением модели компетенции;
формирование единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей высшего и среднего звена, ориентированной на инновационное развитие региона;
завершение формирования системы непрерывного профессионального развития государственных гражданских и муниципальных служащих;
разработка новых программ подготовки и профессионального развития государственных гражданских и муниципальных служащих;
совершенствование системы мотивации государственных гражданских и муниципальных служащих, участвующих в разработке и реализации проектов (проектной деятельности), стимулирования к их профессиональному развитию;
реализация системы мер, направленных на повышение престижа государственной гражданской и муниципальной службы и авторитета государственных гражданских и муниципальных служащих, в том числе путем совершенствования информационного обеспечения кадровой работы;
совершенствование механизмов формирования кадровых резервов и подготовки лиц, включенных в кадровые резервы области;
разработка правовых механизмов внедрения ротации на государственной гражданской службе области;
- внедрение системы стимулирования государственных гражданских и муниципальных служащих, что предполагает внедрение компетентностной модели управления кадровыми процессами в системе государственного и муниципального управления.
Основной целью дальнейшего развития информационно-аналитического потенциала системы государственного и муниципального управления является завершение процесса создания единого информационно-коммуникационного пространства региона.
Достижение поставленной цели возможно посредством решения следующих задач:
- создание инструментов административного моделирования;
- формирование эффективных механизмов сбора, переработки, хранения и передачи государственной информации в электронном виде (учет и раскрытие информации, аудит информационных систем);
- создание "инфраструктуры доверия", обеспечивающей юридическую значимость электронного взаимодействия при выполнении государственных функций и предоставлении государственных услуг;
- формирование системы стандартизации программного обеспечения, используемого в государственном управлении, что предполагает нормативное закрепление основополагающих принципов технологической открытости и технологической независимости государства при выборе средств информационно-коммуникационных технологий, используемых в государственном управлении;
- создание эффективной системы информирования населения региона.
Основная цель дальнейшего развития технологического потенциала системы государственного и муниципального управления - повышение эффективности организации управленческих процессов на основе внедрения социальных технологий и повышения технологической культуры государственных и муниципальных служащих.
Для достижения поставленной цели необходимо:
- внедрение кластерных технологий в организацию регионального управления. Их применение предполагает рассматривать основные элементы регионального управления: государственную, муниципальную, хозяйственную и общественно-политическую подсистемы как единую систему (самостоятельный кластер), целостность которой поддерживается общими целями, единством нормативной базы, кадровой ротацией;
- завершение процесса регламентации государственных функций и государственных услуг;
- внедрение на региональном и муниципальном уровнях системы управления проектами, определяющей четкий алгоритм взаимодействия бизнеса и власти, регламентирующей персональную ответственность команды проекта;
- совершенствование программно-целевого управления, внедрение инструментов стратегического планирования, бюджетирования, ориентированного на результат;
- внедрение системы мониторинга региональных социально-экономических показателей, состояния нормативно-правовой базы, хода социально-экономических реформ, формальных и неформальных барьеров для ведения бизнеса и осуществления инвестиционных проектов, выявления инфраструктурных ограничений и возможностей для реализации крупных инвестиционных проектов, создание системы сбора информации и распространения наиболее эффективной практики проведения реформ на региональном и местном уровнях;
- реализация существующих механизмов финансового поощрения муниципальных образований, ориентированных на проведение приоритетных реформ; выявление и распространение наиболее эффективной региональной и муниципальной практики в области проведения социально-экономических реформ;
- стимулирование инициатив, направленных на вовлечение общественности в процесс принятия решений на государственном и муниципальном уровнях;
- повышение технологической культуры управленческих кадров на основе формирования системы обучения социальным технологиям управления.
Для укрепления экономической основы развития организационного, кадрового, информационно-аналитического, технологического потенциалов системы государственного и муниципального управления области имеет большое значение реализация эффективной государственной политики в сфере управления бюджетом, земельными ресурсами, имущественными отношениями и государственной собственностью, которые обеспечивают выполнение функций и полномочий государственного управления и оказания государственных услуг.
Основной целью повышения эффективности бюджетной политики области является обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности бюджетной системы в долгосрочной перспективе.
Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:
- повышение эффективности системы предоставления налоговых льгот на региональном уровне;
- повышение эффективности мероприятий по проведению кадастровой оценки земель и использованию имущественного комплекса области;
- активизация работы по сокращению имеющейся недоимки по платежам в бюджет области;
- обеспечение доступности для финансовых органов области информации о выполнении юридическими лицами обязательств по уплате налогов и других платежей, поступающих в областной и местные бюджеты;
- совершенствование функций главных администраторов, администраторов доходов бюджетной системы, повышение их ответственности за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет;
- совершенствование разграничений полномочий и организация деятельности публично-правовых образований;
- формализация системы введения новых (увеличения действующих) расходных обязательств;
- переход к программной структуре расходов бюджетов;
- усиление контроля на стадии санкционирования кассовых выплат;
- повышение ответственности главных распорядителей, распорядителей, получателей за использованием средств областного бюджета;
- стимулирование повышения качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях области;
- повышение эффективности предоставления государственных услуг;
- повышение эффективности государственного финансового контроля за счет совершенствования механизмов внутреннего финансового контроля;
- совершенствование контроля бюджетных учреждений в отношении их финансового состояния и хозяйственной деятельности;
- развитие информационной системы управления государственными финансами.
Основная цель государственной политики управления государственной собственностью области - оптимизация состава государственной собственности области, повышение эффективности ее использования.
Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:
- совершенствование механизмов управления государственным имуществом области;
- оптимизация количества государственных унитарных предприятий области, автономных некоммерческих учреждений, государственных учреждений;
- своевременная приватизация областного имущества, незадействованного (высвобождающегося) при выполнении государственных функций и полномочий;
- эффективное использование государственного имущества области в качестве инструмента привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;
- обеспечение открытости деятельности органов исполнительной власти области и государственных организаций по распоряжению государственным имуществом области.
В области необходима дальнейшая реализация единой государственной политики в сфере земельных и имущественных отношений с целью обеспечения эффективности управления земельными ресурсами, стабильности, рациональности землепользования, совершенствования учета и оборота объектов недвижимости посредством:
- обеспечения застройщиков по единым правилам, разработанным на основе действующего законодательства, земельными ресурсами при реализации Стратегии развития жилищного строительства на территории области, в том числе для строительства индивидуальных жилых домов;
- эффективного и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, обеспечения стабильных долговременных условий землепользования, гармонично учитывающих интересы собственников земли, сельскохозяйственных товаропроизводителей, населения и государства;
- оптимизации регулирующей роли государства в вопросах оборота на областном уровне земель сельскохозяйственного назначения, являющегося крупным собственником земель сельскохозяйственного назначения и гарантом прав других собственников земель;
- завершения землеустройства земель сельскохозяйственного назначения;
- разработки и принятия программы сохранения сельскохозяйственных земель, защиты их от естественных техногенных процессов и отрицательных последствий хозяйственной деятельности;
- задействования всех сельскохозяйственных угодий (пастбищ, сенокосов и др.) путем их рационального хозяйственного использования субъектами малого и среднего предпринимательства;
- формирования (в региональном аспекте) кадастра объектов недвижимости в целях совершенствования процесса оформления, оборота объектов недвижимости, более точного прогнозирования поступлений в бюджетную систему, а также создания благоприятных условий для населения в ходе пользования и распоряжения объектами недвижимости, находящимися в их собственности.
Управление реализацией стратегии регионального развития предполагает формирование механизма управления регионом, который, с одной стороны, выступает как продолжение сложившихся традиций регионального управления, с другой - учитывает новые реальности, обусловленные спецификой развития России и Белгородской области, а также характер целей и задач развития региона в долгосрочной перспективе.
Проектируемый механизм управления регионом включает в себя три основные подсистемы:
1) структурную;
2) процессную;
3) подсистему обеспечения.
Структурная подсистема управления регионом предполагает:
- совершенствование организационной структуры органов власти;
- дальнейшую оптимизацию административно-территориального деления области;
- совершенствование организации местного самоуправления с учетом интересов населения муниципальных образований;
- оптимизацию состава органов государственного и муниципального управления с учетом выполняемых ими функций;
- дальнейшее разграничение полномочий и предметов ведения между органами государственного и муниципального управления.
Формирование процессной подсистемы предусматривает:
- совершенствование практики планирования регионального развития, предполагающей разработку аналитических, прогнозных и плановых документов, развитие практики программно-целевого и проектного управления;
- оптимизацию организации процесса управления путем регламентации исполнения функций и оказания услуг органами исполнительной власти и государственными органами области, органами местного самоуправления;
- принятие и реализацию обоснованных, технологически продуманных и обеспеченных в ресурсном отношении управленческих решений;
- налаживание эффективных коммуникаций, предполагающее четкое взаимодействие всех уровней и ветвей власти, бизнеса и общества, развитие межрегионального и внешнеэкономического сотрудничества, развитие государственно-частного партнерства;
- мотивацию к участию в реализации стратегии всех субъектов социально-экономического развития региона, основанную на диагностике и согласовании интересов целевых групп;
- социальный контроль, выражающийся в проведении социально-экономического мониторинга, во внутреннем контроле за исполнением принятых решений, внутреннем (административным) и внешнем (со стороны гражданского общества) контроле за реализацией исполнения функций и оказания услуг органами управления всех уровней, в нормативно-правовом, информационно-аналитическом и ресурсном обеспечении исполнения контролирующих функций.
Подсистема обеспечения управления регионом включает в себя решение следующих задач:
- развитие нормативно-правовой базы регионального управления на основе реализации долгосрочного плана подготовки и принятия нормативно-правовых документов;
- формирование региональной информационно-аналитической системы;
- научно-аналитическое сопровождение стратегии, предполагающее использование интеллектуального потенциала экспертов и привлечение к разработке различных аспектов регионального развития ученых, представляющих ведущие аналитические центры России и зарубежных стран;
- совершенствование кадрового обеспечения на основе реализации единой кадровой политики и внедрения системы управления воспроизводством профессионального потенциала кадров;
- формирование благоприятного социально-психологического климата, обеспечивающего поддержку населением решений и действий органов государственного и муниципального управления, создание их позитивного имиджа;
- финансовое обеспечение стратегии путем принятия и реализации инвестиционных программ области (рис. 7.1).
Рис. 7.1. Основные блоки управления развитием области
7.2. Формирование регионального солидарного общества
Всесторонняя модернизация и системные преобразования общества, обретение им нового качества могут быть успешными при условии мобилизации и эффективного использования имеющегося человеческого потенциала, улучшения качества человеческих отношений через утверждение в повседневной жизни принципов взаимной лояльности, ответственности, социальной поддержки, что составляет содержание идеи солидарного сообщества.
В процессе реализации Программы улучшения качества жизни населения, принятой в 2003 году, Белгородская область существенно продвинулась в направлении социального развития. Заметно улучшились многие социальные характеристики населения региона. В то же время в процессе социально-экономического развития остается недостаточно задействованным ресурс позитивных человеческих отношений.
В частности, в ходе социологического мониторинга эффективности деятельности органов власти и управления Белгородской области в 2009 году выяснилось, что 22 процента белгородцев убеждены в том, что в обществе стало меньше доверия; 33 процента - меньше справедливости, 31 процент - больше жестокости; 45 процентов - больше безразличия. При этом 39 процентов постоянно сталкивается с безразличием по отношению к себе, 33 процента - с проявлениями лжи. Согласно данным мониторинга 2011 года, постоянно сталкиваются с несправедливостью 39 процентов респондентов, с безразличием к людям - 37,43 процента опрошенных, с ложью - 30,63 процента респондентов. Полученные значения мониторинга лишь подтверждают актуальность и остроту проблемы социальной справедливости в обществе.
Таким образом, в обществе остаются проблемы высокого уровня отчужденности между людьми, наличия значительного числа граждан, испытывающих недоверие к власти, социального дезертирства, выражающегося в отказе выполнять социальные обязанности, нарастания нетерпимости и агрессии в отношениях между людьми, высокого уровня социального безразличия и корпоративной незащищенности.
Существенно дискредитированными оказались в настоящее время коллективистские ценности (дружба, солидарность, взаимная поддержка), они все чаще рассматриваются как устаревшие понятия. В течение последних десятилетий ослабла консолидирующая роль семьи и снизилось значение семейных ценностей.
Низкий уровень взаимного доверия и ответственности в отношениях между гражданами не только разрушительно воздействует на духовно-нравственную атмосферу в обществе, на отношения между гражданами и властью, но и создает существенные препятствия для реализации социально-экономических проектов и программ. Они, в свою очередь, не могут быть успешно осуществлены в разобщенной среде, в которой каждая социальная группа преследует свои корпоративные интересы, а каждый отдельный человек остается наедине со своими проблемами.
В сложившихся экономических условиях главной стратегической задачей является развитие духовного потенциала, укрепление нравственных ценностей населения области, улучшение качества человеческих отношений посредством формирования регионального солидарного общества.
Постановлением Правительства области от 24 ноября 2011 года N 435-пп утверждена Стратегия "Формирование регионального солидарного общества" на 2011 - 2025 годы. Она реализуется 3 этапа (1 этап - 2011 - 2015 годы; 2 этап - 2015 - 2020 годы; 3 этап - 2020 - 2025 годы) и предполагает корректировку с учетом результатов ежегодного социологического мониторинга "Роза качества", который регулярно проводится в Белгородской области в соответствии с постановлением Правительства Белгородской области от 7 февраля 2007 года N 28-пп "О системе мониторинга результативности деятельности органов государственного управления области".
Для улучшения качества человеческих отношений необходимо:
- консолидировать общество на основе идей и идеалов, созидающих духовно-нравственное, морально-политическое и культурное пространство региона, а также формирующих патриотизм граждан;
- создать благоприятные социальные условия для инновационного экономического развития области, разработки и внедрения современных технологий;
- обеспечить участие населения в оценке эффективности и безопасности регионального управления;
- развивать интеллектуальный потенциал региона на основе модернизации системы образования, интенсификации информационного и межличностного взаимодействия;
- формировать позитивно ориентированные социальные сети, интегрированные в процесс социально-экономического развития;
- использовать сетевые формы самоорганизации для выстраивания конкурентоспособных экономических структур (банковских систем, кредитных союзов, страховых обществ);
- укреплять атмосферу социального оптимизма, взаимного доверия между людьми;
- развивать благотворительность и социальную поддержку групп населения, находящихся в сложных жизненных условиях;
- укреплять институт семьи и улучшать демографическую ситуацию главным образом за счет повышения уровня рождаемости, снижения смертности и бракоразводных процессов;
- возрождать и развивать традиции духовности, культуры, повседневного межличностного общения, массового участия в позитивных социально-значимых процессах;
- обеспечить духовную безопасность населения и организовать массовую просветительскую работу.
В целях решения поставленных задач необходима реализация комплекса мер по следующим приоритетным направлениям.
1. Формирование духовных и культурных основ регионального солидарного общества:
утверждение основанных на традициях ценностей и норм, стабилизирующих общественные процессы и укрепляющих межнациональный и межконфессиональный мир;
патриотическое и гражданское воспитание и просвещение населения области, формирующее представление о наличии общих интересов жителей Белгородчины;
укрепление взаимного доверия между гражданами на основе обеспечения безопасности, противодействия экстремизму и ксенофобии;
возрождение и развитие системы просветительства, духовно-нравственного и морально-политического воспитания, формирующей уважительное отношение к согражданам.
2. Укрепление института семьи и семейных отношений:
утверждение семейных ценностей в массовом сознании, повышение авторитета материнства, отцовства и детства;
создание благоприятных социально-экономических условий для формирования и жизнедеятельности здоровой многодетной семьи.
3. Формирование у молодежи установок на коллективизм, сотрудничество, развитие социальных сетей в молодежной среде:
создание условий для функционирования детских и молодежных объединений;
создание системы поддержки талантливой молодежи, обеспечивающей ее готовность использовать свой творческий потенциал для развития региона и России;
вовлечение молодежи в массовый спорт как условие формирования в ее среде здорового соперничества и командного духа;
формирование атмосферы сотрудничества и коллективизма в образовательных учреждениях на основе развития общественного участия в управлении ими.
4. Развитие партнерства государства и гражданского общества, укрепление взаимного доверия между властью и населением:
стимулирование развития некоммерческих организаций;
организация конструктивного политического диалога на основе общих для региона целей между политическими партиями, общественными и иными некоммерческими организациями;
создание условий для общественного контроля населения эффективности государственного и муниципального управления;
развитие конструктивных коммуникаций на основе формирования единого информационно-коммуникационного пространства и обеспечения равного доступа к нему;
обеспечение открытости, доступности и прозрачности деятельности органов управления, обеспечивающих конструктивность и доверительность их взаимоотношений с населением;
формирование институциональной и этической основы ответственности власти и честности в отношении взятых обязательств;
увеличение возможностей участия населения в управлении путем повышения правовой и избирательной культуры граждан;
реализация антикоррупционных мер в системе государственного и муниципального управления, повышающих доверие к органам власти со стороны населения;
разработка и закрепление этических правил оказания государственных и муниципальных услуг населению;
укрепление добрососедских отношений между жителями на основе совершенствования территориального общественного самоуправления;
развитие межмуниципального сотрудничества.
5. Совершенствование экономической основы регионального солидарного сообщества и трудовых отношений:
стимулирование и развитие инновационного и интеллектуального потенциала региона;
развитие предпринимательской активности населения как экономической основы гражданского участия;
формирование социальной ответственности бизнеса, развитие и пропаганда меценатства;
интеграция лиц с ограниченными возможностями в общество;
снижение социальной напряженности посредством стимулирования занятости и самозанятости населения;
развитие социального партнерства и предупреждение трудовых конфликтов;
формирование стандартов корпоративной этики, способствующих улучшению отношений на предприятиях и в организациях;
развитие кооперативного движения, создание кредитных союзов, обществ взаимопомощи и страхования.
В целях формирования имиджа регионального солидарного общества осуществляется популяризация регионального бренда и намечается разработка и внедрение брендов территорий, развитие системы наглядной агитации и социальной рекламы. Эмблема Белгородского солидарного общества представлена на рисунке 7.2.
Рис. 7.2. Эмблема Белгородского солидарного общества
Модель государственно-общественного управления обеспечит эффективность механизмов защиты прав и свобод граждан, создание конкурентоспособных государственных институтов, применение процедур и правил, гарантирующих выявление и учет интересов каждой социальной группы при принятии решений на всех уровнях государственной и муниципальной власти, равноправный диалог общественных организаций, бизнеса и власти по ключевым вопросам общественного развития.
Реализация намеченных мер будет способствовать утверждению в повседневной жизни принципов взаимной лояльности, социальной поддержки, ответственности граждан, их включенности в разноуровневые социальные сети, обеспечивающей активное участие в процессе социально-экономического развития Белгородской области, укреплению доверия граждан к государственным и общественным институтам, расширению народного представительства во власти, укреплению солидарности и гражданственности общества.
В результате ожидается рост степени удовлетворенности населения межличностными отношениями в месте проживания до 69 процентов, отношениями в семье - до 83 процентов, реализацией принципа социальной справедливости - до 57 процентов, информационной открытостью органов государственной власти и местного самоуправления - до 60 процентов от числа опрошенных в 2025 году.
<< Приложение N 4 |
Приложение >> N 6 |
|
Содержание Постановление Правительства Белгородской области от 24 декабря 2012 г. N 590-пп "О внесении изменений в постановление... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.