Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
Правительства Белгородской области
от 24 декабря 2012 г. N 590-пп
7. Институциональные условия реализации Стратегии
7.1.2. Развитие системы государственного и муниципального управления в Белгородской области
Развитие системы государственного и муниципального управления Белгородской области направлено на создание эффективного механизма управления, позволяющего обеспечить реализацию стратегической цели развития области - достижения для населения Белгородской области достойного качества жизни и его постоянное улучшение на основе инновационно ориентированной экономической и социальной политики, развития наукоемких и конкурентоспособных производств с учетом геостратегических приоритетов на юго-западе Российской Федерации.
Основной целью дальнейшего развития организационного потенциала системы государственного и муниципального управления является оптимизация структурно-функциональных характеристик государственных и муниципальных органов, совершенствование системы административно-территориального устройства области в целях эффективного исполнения управленческих функций и обеспечения высокого качества и доступности государственных и муниципальных услуг.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- завершение процесса формирования эффективной системы государственного управления, которое включает в себя:
утверждение в системе государственного управления комплекса принципов, соответствующих концепции нового государственного управления;
развитие системы внешнего аудита результативности деятельности исполнительных органов муниципальных образований на предмет эффективности достижения ими поставленных целей, выполнения задач и программ;
практическую реализацию механизмов ответственности органов местного самоуправления перед населением, с одной стороны, и перед органами исполнительной власти области с другой;
формирование и внедрение механизма аутсорсинга государственных услуг;
- завершение процесса формирования эффективной системы местного самоуправления в области, а именно:
продолжение работы по совершенствованию законодательства, регламентирующего процесс муниципального управления, взаимодействие органов государственного управления и местного самоуправления;
разработка системы ответственности органов местной власти перед населением, с одной стороны, и перед органами исполнительной власти области - с другой;
формирование системы самопомощи и взаимопомощи населения (создание различных сообществ по взаимной поддержке);
развитие механизмов публично-частного партнерства для привлечения внебюджетных средств в муниципальное хозяйство;
формирование механизма аутсорсинга муниципальных услуг;
активизация деятельности имеющихся общественных организаций;
создание системы информирования населения о проблемах местного самоуправления.
Реализация мер, направленных на развитие организационного потенциала системы государственного и муниципального управления, уже к концу 2013 года позволит обеспечить предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу "одно окно", в том числе на базе многофункциональных центров, для всего населения области.
Основной целью дальнейшего развития кадрового потенциала системы государственного и муниципального управления является совершенствование кадрового обеспечения процессов государственного и муниципального управления. Это предполагает формирование и развитие системы подбора, подготовки и профессионального развития кадров государственного и муниципального управления.
Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:
- совершенствование планирования и управления человеческими ресурсами на государственной гражданской и муниципальной службе, для этого необходимыми условиями являются:
формирование единых подходов к эффективному управлению кадровыми процессами;
развитие современных организационно-управленческих технологий и методов кадровой работы;
совершенствование механизма подбора и оценки кадрового состава государственных гражданских и муниципальных служащих с применением модели компетенции;
формирование единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей высшего и среднего звена, ориентированной на инновационное развитие региона;
завершение формирования системы непрерывного профессионального развития государственных гражданских и муниципальных служащих;
разработка новых программ подготовки и профессионального развития государственных гражданских и муниципальных служащих;
совершенствование системы мотивации государственных гражданских и муниципальных служащих, участвующих в разработке и реализации проектов (проектной деятельности), стимулирования к их профессиональному развитию;
реализация системы мер, направленных на повышение престижа государственной гражданской и муниципальной службы и авторитета государственных гражданских и муниципальных служащих, в том числе путем совершенствования информационного обеспечения кадровой работы;
совершенствование механизмов формирования кадровых резервов и подготовки лиц, включенных в кадровые резервы области;
разработка правовых механизмов внедрения ротации на государственной гражданской службе области;
- внедрение системы стимулирования государственных гражданских и муниципальных служащих, что предполагает внедрение компетентностной модели управления кадровыми процессами в системе государственного и муниципального управления.
Основной целью дальнейшего развития информационно-аналитического потенциала системы государственного и муниципального управления является завершение процесса создания единого информационно-коммуникационного пространства региона.
Достижение поставленной цели возможно посредством решения следующих задач:
- создание инструментов административного моделирования;
- формирование эффективных механизмов сбора, переработки, хранения и передачи государственной информации в электронном виде (учет и раскрытие информации, аудит информационных систем);
- создание "инфраструктуры доверия", обеспечивающей юридическую значимость электронного взаимодействия при выполнении государственных функций и предоставлении государственных услуг;
- формирование системы стандартизации программного обеспечения, используемого в государственном управлении, что предполагает нормативное закрепление основополагающих принципов технологической открытости и технологической независимости государства при выборе средств информационно-коммуникационных технологий, используемых в государственном управлении;
- создание эффективной системы информирования населения региона.
Основная цель дальнейшего развития технологического потенциала системы государственного и муниципального управления - повышение эффективности организации управленческих процессов на основе внедрения социальных технологий и повышения технологической культуры государственных и муниципальных служащих.
Для достижения поставленной цели необходимо:
- внедрение кластерных технологий в организацию регионального управления. Их применение предполагает рассматривать основные элементы регионального управления: государственную, муниципальную, хозяйственную и общественно-политическую подсистемы как единую систему (самостоятельный кластер), целостность которой поддерживается общими целями, единством нормативной базы, кадровой ротацией;
- завершение процесса регламентации государственных функций и государственных услуг;
- внедрение на региональном и муниципальном уровнях системы управления проектами, определяющей четкий алгоритм взаимодействия бизнеса и власти, регламентирующей персональную ответственность команды проекта;
- совершенствование программно-целевого управления, внедрение инструментов стратегического планирования, бюджетирования, ориентированного на результат;
- внедрение системы мониторинга региональных социально-экономических показателей, состояния нормативно-правовой базы, хода социально-экономических реформ, формальных и неформальных барьеров для ведения бизнеса и осуществления инвестиционных проектов, выявления инфраструктурных ограничений и возможностей для реализации крупных инвестиционных проектов, создание системы сбора информации и распространения наиболее эффективной практики проведения реформ на региональном и местном уровнях;
- реализация существующих механизмов финансового поощрения муниципальных образований, ориентированных на проведение приоритетных реформ; выявление и распространение наиболее эффективной региональной и муниципальной практики в области проведения социально-экономических реформ;
- стимулирование инициатив, направленных на вовлечение общественности в процесс принятия решений на государственном и муниципальном уровнях;
- повышение технологической культуры управленческих кадров на основе формирования системы обучения социальным технологиям управления.
Для укрепления экономической основы развития организационного, кадрового, информационно-аналитического, технологического потенциалов системы государственного и муниципального управления области имеет большое значение реализация эффективной государственной политики в сфере управления бюджетом, земельными ресурсами, имущественными отношениями и государственной собственностью, которые обеспечивают выполнение функций и полномочий государственного управления и оказания государственных услуг.
Основной целью повышения эффективности бюджетной политики области является обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности бюджетной системы в долгосрочной перспективе.
Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:
- повышение эффективности системы предоставления налоговых льгот на региональном уровне;
- повышение эффективности мероприятий по проведению кадастровой оценки земель и использованию имущественного комплекса области;
- активизация работы по сокращению имеющейся недоимки по платежам в бюджет области;
- обеспечение доступности для финансовых органов области информации о выполнении юридическими лицами обязательств по уплате налогов и других платежей, поступающих в областной и местные бюджеты;
- совершенствование функций главных администраторов, администраторов доходов бюджетной системы, повышение их ответственности за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет;
- совершенствование разграничений полномочий и организация деятельности публично-правовых образований;
- формализация системы введения новых (увеличения действующих) расходных обязательств;
- переход к программной структуре расходов бюджетов;
- усиление контроля на стадии санкционирования кассовых выплат;
- повышение ответственности главных распорядителей, распорядителей, получателей за использованием средств областного бюджета;
- стимулирование повышения качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях области;
- повышение эффективности предоставления государственных услуг;
- повышение эффективности государственного финансового контроля за счет совершенствования механизмов внутреннего финансового контроля;
- совершенствование контроля бюджетных учреждений в отношении их финансового состояния и хозяйственной деятельности;
- развитие информационной системы управления государственными финансами.
Основная цель государственной политики управления государственной собственностью области - оптимизация состава государственной собственности области, повышение эффективности ее использования.
Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:
- совершенствование механизмов управления государственным имуществом области;
- оптимизация количества государственных унитарных предприятий области, автономных некоммерческих учреждений, государственных учреждений;
- своевременная приватизация областного имущества, незадействованного (высвобождающегося) при выполнении государственных функций и полномочий;
- эффективное использование государственного имущества области в качестве инструмента привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;
- обеспечение открытости деятельности органов исполнительной власти области и государственных организаций по распоряжению государственным имуществом области.
В области необходима дальнейшая реализация единой государственной политики в сфере земельных и имущественных отношений с целью обеспечения эффективности управления земельными ресурсами, стабильности, рациональности землепользования, совершенствования учета и оборота объектов недвижимости посредством:
- обеспечения застройщиков по единым правилам, разработанным на основе действующего законодательства, земельными ресурсами при реализации Стратегии развития жилищного строительства на территории области, в том числе для строительства индивидуальных жилых домов;
- эффективного и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, обеспечения стабильных долговременных условий землепользования, гармонично учитывающих интересы собственников земли, сельскохозяйственных товаропроизводителей, населения и государства;
- оптимизации регулирующей роли государства в вопросах оборота на областном уровне земель сельскохозяйственного назначения, являющегося крупным собственником земель сельскохозяйственного назначения и гарантом прав других собственников земель;
- завершения землеустройства земель сельскохозяйственного назначения;
- разработки и принятия программы сохранения сельскохозяйственных земель, защиты их от естественных техногенных процессов и отрицательных последствий хозяйственной деятельности;
- задействования всех сельскохозяйственных угодий (пастбищ, сенокосов и др.) путем их рационального хозяйственного использования субъектами малого и среднего предпринимательства;
- формирования (в региональном аспекте) кадастра объектов недвижимости в целях совершенствования процесса оформления, оборота объектов недвижимости, более точного прогнозирования поступлений в бюджетную систему, а также создания благоприятных условий для населения в ходе пользования и распоряжения объектами недвижимости, находящимися в их собственности.
Управление реализацией стратегии регионального развития предполагает формирование механизма управления регионом, который, с одной стороны, выступает как продолжение сложившихся традиций регионального управления, с другой - учитывает новые реальности, обусловленные спецификой развития России и Белгородской области, а также характер целей и задач развития региона в долгосрочной перспективе.
Проектируемый механизм управления регионом включает в себя три основные подсистемы:
1) структурную;
2) процессную;
3) подсистему обеспечения.
Структурная подсистема управления регионом предполагает:
- совершенствование организационной структуры органов власти;
- дальнейшую оптимизацию административно-территориального деления области;
- совершенствование организации местного самоуправления с учетом интересов населения муниципальных образований;
- оптимизацию состава органов государственного и муниципального управления с учетом выполняемых ими функций;
- дальнейшее разграничение полномочий и предметов ведения между органами государственного и муниципального управления.
Формирование процессной подсистемы предусматривает:
- совершенствование практики планирования регионального развития, предполагающей разработку аналитических, прогнозных и плановых документов, развитие практики программно-целевого и проектного управления;
- оптимизацию организации процесса управления путем регламентации исполнения функций и оказания услуг органами исполнительной власти и государственными органами области, органами местного самоуправления;
- принятие и реализацию обоснованных, технологически продуманных и обеспеченных в ресурсном отношении управленческих решений;
- налаживание эффективных коммуникаций, предполагающее четкое взаимодействие всех уровней и ветвей власти, бизнеса и общества, развитие межрегионального и внешнеэкономического сотрудничества, развитие государственно-частного партнерства;
- мотивацию к участию в реализации стратегии всех субъектов социально-экономического развития региона, основанную на диагностике и согласовании интересов целевых групп;
- социальный контроль, выражающийся в проведении социально-экономического мониторинга, во внутреннем контроле за исполнением принятых решений, внутреннем (административным) и внешнем (со стороны гражданского общества) контроле за реализацией исполнения функций и оказания услуг органами управления всех уровней, в нормативно-правовом, информационно-аналитическом и ресурсном обеспечении исполнения контролирующих функций.
Подсистема обеспечения управления регионом включает в себя решение следующих задач:
- развитие нормативно-правовой базы регионального управления на основе реализации долгосрочного плана подготовки и принятия нормативно-правовых документов;
- формирование региональной информационно-аналитической системы;
- научно-аналитическое сопровождение стратегии, предполагающее использование интеллектуального потенциала экспертов и привлечение к разработке различных аспектов регионального развития ученых, представляющих ведущие аналитические центры России и зарубежных стран;
- совершенствование кадрового обеспечения на основе реализации единой кадровой политики и внедрения системы управления воспроизводством профессионального потенциала кадров;
- формирование благоприятного социально-психологического климата, обеспечивающего поддержку населением решений и действий органов государственного и муниципального управления, создание их позитивного имиджа;
- финансовое обеспечение стратегии путем принятия и реализации инвестиционных программ области (рис. 7.1).
Рис. 7.1. Основные блоки управления развитием области
7.2. Формирование регионального солидарного общества
Всесторонняя модернизация и системные преобразования общества, обретение им нового качества могут быть успешными при условии мобилизации и эффективного использования имеющегося человеческого потенциала, улучшения качества человеческих отношений через утверждение в повседневной жизни принципов взаимной лояльности, ответственности, социальной поддержки, что составляет содержание идеи солидарного сообщества.
В процессе реализации Программы улучшения качества жизни населения, принятой в 2003 году, Белгородская область существенно продвинулась в направлении социального развития. Заметно улучшились многие социальные характеристики населения региона. В то же время в процессе социально-экономического развития остается недостаточно задействованным ресурс позитивных человеческих отношений.
В частности, в ходе социологического мониторинга эффективности деятельности органов власти и управления Белгородской области в 2009 году выяснилось, что 22 процента белгородцев убеждены в том, что в обществе стало меньше доверия; 33 процента - меньше справедливости, 31 процент - больше жестокости; 45 процентов - больше безразличия. При этом 39 процентов постоянно сталкивается с безразличием по отношению к себе, 33 процента - с проявлениями лжи. Согласно данным мониторинга 2011 года, постоянно сталкиваются с несправедливостью 39 процентов респондентов, с безразличием к людям - 37,43 процента опрошенных, с ложью - 30,63 процента респондентов. Полученные значения мониторинга лишь подтверждают актуальность и остроту проблемы социальной справедливости в обществе.
Таким образом, в обществе остаются проблемы высокого уровня отчужденности между людьми, наличия значительного числа граждан, испытывающих недоверие к власти, социального дезертирства, выражающегося в отказе выполнять социальные обязанности, нарастания нетерпимости и агрессии в отношениях между людьми, высокого уровня социального безразличия и корпоративной незащищенности.
Существенно дискредитированными оказались в настоящее время коллективистские ценности (дружба, солидарность, взаимная поддержка), они все чаще рассматриваются как устаревшие понятия. В течение последних десятилетий ослабла консолидирующа
<< Приложение N 4 |
Приложение >> N 6 |
|
Содержание Постановление Правительства Белгородской области от 24 декабря 2012 г. N 590-пп "О внесении изменений в постановление... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.