Постановлением Правительства Белгородской области от 18 марта 2013 г. N 99-пп в заголовок настоящего постановления внесены изменения
Постановление Правительства Белгородской области
от 16 мая 2011 г.N 185-пп
"Об утверждении областной комплексной целевой программы "Биологическая и химическая безопасность Белгородской области на 2011 - 2013 годы"
5 декабря 2011 г., 2 мая 2012 г., 18 марта 2013 г.
В целях обеспечения исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 27 октября 2008 года N 791 "О федеральной целевой программе "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009 - 2013 годы)", последовательного снижения до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на биосферу, техносферу и экологическую систему области, организации комплексного решения проблем биологической и химической безопасности населения правительство области постановляет:
Постановлением Правительства Белгородской области от 18 марта 2013 г. N 99-пп в пункт 1 настоящего постановления внесены изменения
1. Утвердить областную комплексную целевую программу "Биологическая и химическая безопасность Белгородской области на 2011 - 2013 годы" (далее - Программа, прилагается).
2. Руководителям структурных подразделений органов исполнительной власти, государственных органов области совместно с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, являющимися ответственными исполнителями мероприятий Программы, в установленные сроки обеспечить выполнение мероприятий Программы.
3. Рекомендовать главам администраций муниципальных районов и городских округов при разработке аналогичных территориальных программ учитывать положения Программы.
Постановлением Правительства Белгородской области от 2 мая 2012 г. N 195-пп пункт 4 настоящего постановления изложен в новой редакции
4. Контроль за исполнением постановления возложить на начальника департамента здравоохранения и социальной защиты населения области - заместителя председателя правительства области Н.И. Белоусова.
Губернатор |
Е. Савченко |
Постановлением Правительства Белгородской области от 18 марта 2013 г. N 99-пп в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
областной комплексной целевой программы "Биологическая и химическая безопасность Белгородской области на 2011 - 2013 годы"
(утв. постановлением Правительства Белгородской области
от 16 мая 2011 г. N 185-пп)
5 декабря 2011 г., 2 мая 2012 г., 18 марта 2013 г.
Наименование программы |
областная комплексная целевая программа "Биологическая и химическая безопасность Белгородской области на 2011 - 2013 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2008 года N 791 "О федеральной целевой программе "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009 - 2013 годы)" |
Государственный заказчик |
- правительство Белгородской области |
Представитель заказчика |
- департамент здравоохранения и социальной защиты населения области |
Координатор Программы |
департамент здравоохранения и социальной защиты населения области |
Разработчик Программы |
- департамент здравоохранения и социальной защиты населения области |
Исполнители и участники Программы |
- департаменты здравоохранения и социальной защиты населения, экономического развития, строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, агропромышленного комплекса области; управление ветеринарии области; Управление - государственная инспекция по охране почв Белгородской области; Главное управление МЧС России по Белгородской области (по согласованию); Управление Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Белгородской области (по согласованию); Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Белгородской области (по согласованию); Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области" (по согласованию); Верхнее-Донское управление Ростехнадзора (по согласованию); органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (по согласованию) |
Цель и задачи Программы |
- целью Программы является последовательное снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических, биологических и токсико-радиологических факторов на биосферу, техносферу и экологическую систему Основными задачами Программы являются: - предупреждение возникновения источников и очагов химического и биологического поражения (заражения) путем систематического мониторинга опасных химических и биологических факторов; - совершенствование нормативных документов в области химической и биологической безопасности, а также контроля за их исполнением; - уменьшение масштабов потенциальных очагов химического и биологического поражения и суммарных площадей зон защитных мероприятий путем проведения комплекса мер в отношении источников химической и биологической опасности; - повышение защищенности населения и среды его обитания от негативных влияний опасных химических веществ и биологических агентов, снижение уровня их воздействия путем внедрения современных средств защиты, разработанных с учетом мониторинга опасных биологических и химических факторов окружающей среды |
Сроки реализации и основные мероприятия Программы |
- Программа будет реализована в течение 3 лет (2011 - 2013 годы) в один этап с осуществлением мероприятий, направленных на контроль и координацию межведомственного взаимодействия; повышение уровня кадровой подготовки; обеспечение комплексного анализа химической и биологической ситуации, повышение уровня информированности населения, предупреждение возникновения источников и очагов химического, биологического и радиационного поражения путем систематического мониторинга опасных химических, биологических и радиационных факторов; снижение степени риска для здоровья населения и окружающей среды от источников химической и биологической опасности; защиту от заражения опасных инфекционных заболеваний, повышение защищенности населения и среды его обитания от негативных влияний опасных биологических и химических агентов, снижение уровня их воздействия путем внедрения современных технологий |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
- эффективность реализации Программы оценивается с использованием следующих групп целевых индикаторов и показателей: доля скотомогильников, соответствующих ветеринарно-санитарным требованиям, в их общем количестве (не менее 95 процентов ежегодно); - снижение количества источников централизованного питьевого водоснабжения, не соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям (на 10 процентов ежегодно); - доля химически опасных объектов, в зоне влияния которых будет обеспечен мониторинг обнаружения отравляющих веществ, в общем количестве опасных объектов (не менее 95 процентов ежегодно); - доля объектов по утилизации биологических отходов, произведенных на предприятиях агропромышленного комплекса, соответствующих ветеринарно-санитарным нормам, в их общем количестве (не менее 95 процентов ежегодно); |
Объемы и источники финансирования Программы |
- общий объем затрат на реализацию Программы составит 7991,8 тыс. рублей, в том числе внебюджетные источники - 6011,8 тыс. рублей в 2011 - 2012 годах, средства областного бюджета - 1980,0 тыс. рублей в 2013 году. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- в ходе реализации Программы будут достигнуты следующие результаты: создание условий для медико-санитарного обеспечения населения области в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также для оказания специализированной токсико-терапевтической медицинской помощи; - обеспечение контроля соблюдения ветеринарно-санитарных правил сбора и утилизации биологических отходов, безопасности скотомогильников; - соблюдение эпидемиологических и санитарно-гигиенических стандартов потребляемых населением водных ресурсов; - обеспечение мониторинга предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей среде; - обеспечение мониторинга химически опасных объектов, обнаружения отравляющих веществ; - внедрение безопасных технологий, снижающих воздействие вредных химических веществ на окружающую и производственную сферу |
Контроль исполнения Программы |
контроль за реализацией Программы осуществляется департаментом здравоохранения и социальной защиты населения области |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Состояние дел в различных сферах обеспечения химической и биологической безопасности позволяет сделать вывод, что защищенность населения Белгородской области от опасных биологических и химических факторов не доведена до уровня, при котором отсутствуют допустимые риски причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде и техносфере. На фоне нестабильной санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной, фитосанитарной и экологической обстановки в Российской Федерации, а также спада биотехнологической и химической промышленности появились новые биологические, химические и радиационные угрозы для национальной безопасности страны.
Реализация государственной политики обеспечения химической и биологической безопасности достигается путем функционирования единой государственной системы обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации, предусматривающей категорирование, прогнозирование, предупреждение и парирование угроз химической и биологической безопасности, ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в результате воздействия опасных химических и биологических факторов окружающей среды.
Загрязнение вредными химическими веществами атмосферного воздуха, воздуха рабочей зоны, питьевой воды, почвы, продуктов питания и пищевого сырья свидетельствует о том, что проблема химической безопасности является одной из важнейших в области охраны здоровья населения.
Обеспечение химической безопасности направлено, прежде всего, на решение проблем, связанных с антропогенным воздействием на население и окружающую среду. Основной подход к снижению химической опасности многочисленных объектов, включая повышение их антитеррористической устойчивости, базируется на принципе естественной безопасности, присущей самим объектам.
Кроме того, значительное внимание уделяется вопросам превентивной защиты персонала объектов и населения и, прежде всего, созданию эффективных средств индивидуальной и коллективной защиты человека. Указанные меры в числе других должны быть приняты для реализации требований Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", направленных на предупреждение и предотвращение террористических проявлений, связанных с применением или угрозой применения химических, токсических, радиационных, отравляющих, сильнодействующих и ядовитых веществ.
Необходимость решения проблемы обеспечения биологической безопасности обусловлена сохраняющейся угрозой заноса, возникновения и распространения опасных и особо опасных инфекций, связанной с неблагополучной эпидемиологической ситуацией в мире.
Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляют эпидемические и эпизоотические вспышки новых и вновь возникающих инфекционных болезней, большинство которых характеризуется внезапностью возникновения, высокой смертностью, отсутствием специфических методов диагностики и лечения, а также значительным уровнем затрат на проведение противоэпидемических и противоэпизоотических мероприятий.
Особое внимание должно быть уделено потенциально опасным биологическим объектам, то есть организациям, в которых проводятся работы с опасными биологическими материалами и агентами. В целях предупреждения несанкционированного доступа к биологическим материалам и агентам, обеспечения безопасности работающего персонала и населения требуется совершенствование систем обеспечения биологической безопасности на указанных объектах.
Белгородская область согласно классификации административно-территориальных единиц относится к 3-й степени химической опасности. Города Старый Оскол, Белгород, Губкин, Шебекино являются химически опасными. В соответствии с постановлением правительства Белгородской области от 29 июля 2005 года N 164-пп "Об обеспечении безопасности населения Белгородской области, проживающего вблизи химически опасных объектов" к химически опасным объектам отнесено 49 объектов экономики, производящих или использующих в процессе производства аварийно-химически опасные вещества с запасами хлора - 93,6 т., аммиака - 1553 т. При аварии на потенциально опасных объектах, функционирующих на территории области, возможно возникновение чрезвычайной ситуации (ЧС) "местного" или "объектового" уровня.
Серьёзную опасность представляет возможная аварийная ситуация на аммиакопроводе "Тольятти-Одесса". Особенно опасны аварии в районе населенных пунктов Копанки, Свистовка, Пристень, Ивановка Ровеньского района с населением около 4000 человек, Белый Колодезь и Хопов Вейделевского района с населением около 3600 человек и Конотоповка, Дальний, Герасимовка, Фомино Валуйского района с населением более около 1500 человек. В зону химического заражения может попасть одновременно до 3 - 4 населенных пунктов. Всего в зоны химического заражения может попасть до 21 населенного пункта с численностью населения до 9,0 тысяч человек.
Работа по надлежащему оборудованию и содержанию скотомогильников требует систематического контроля. В соответствии с законодательством ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников возлагается на руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
Одновременно с этим требуют постоянного внимания вопросы:
утилизации биологических отходов на соответствующих профилирующих предприятиях и организациях области;
соблюдения установленных норм при проведении противоэпизоотических мероприятий ветеринарными службами области;
- контроля за поставками на территорию Белгородской области крупнорогатого скота (в том числе из благополучных по блютангу государств и регионов).
Решение проблем обеспечения химической и биологической безопасности осуществляется органами государственной власти Российской Федерации в пределах своих полномочий, однако в связи с масштабностью, сложностью и многообразием указанных проблем необходима выработка единой методологии создания системы химической и биологической безопасности на территории области.
Обеспечение химической и биологической безопасности на территории области может быть достигнуто в результате своевременного и эффективного выполнения территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления организационных, санитарно-противоэпидемических, ветеринарных, фитосанитарных и инженерно-технических мероприятий, направленных на полную нейтрализацию и (или)
уменьшение до уровня предельно допустимых концентраций биологических и химических факторов, показателей радиационной обстановки окружающей среды.
Использование программно-целевого метода при создании системы химической и биологической безопасности Белгородской области предусмотрено постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 октября 2008 года N 791 "О федеральной целевой программе "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009 - 2013 годы)", от 16 мая 2005 года N 303 "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации".
Постановлением Правительства Белгородской области от 18 марта 2013 г. N 99-пп в раздел II настоящей Программы внесены изменения
II. Основные цель и задачи Программы, сроки реализации
Целью Программы является последовательное снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на биосферу, техносферу и экологическую систему.
Для достижения цели Программы необходимо решить следующие задачи:
- предупреждение возникновения источников и очагов химического и биологического поражения (заражения) путем систематического мониторинга опасных химических и биологических факторов;
- совершенствование нормативных документов в области химической и биологической безопасности, а также контроля за их исполнением;
- уменьшение масштабов потенциальных очагов химического и биологического поражения и суммарных площадей зон защитных мероприятий путем проведения комплекса мер в отношении источников химической и биологической опасности;
- повышение защищенности населения и среды его обитания от негативных влияний опасных химических веществ и биологических агентов, снижение уровня их воздействия путем внедрения современных средств защиты, разработанных с учетом мониторинга опасных биологических и химических факторов окружающей среды.
Программа будет реализована в течение 3 лет (2011 - 2013 годы) в один этап с осуществлением мероприятий, направленных на контроль и координацию межведомственного взаимодействия; повышение уровня кадровой подготовки; обеспечение комплексного анализа химической и биологической ситуации, повышение уровня информированности населения, предупреждение
возникновения источников и очагов химического, биологического и радиационного поражения путем систематического мониторинга опасных химических, биологических и радиационных факторов; снижение степени риска для здоровья населения и окружающей среды от источников химической и биологической опасности; защиту от заражения опасных инфекционных заболеваний, повышение защищенности населения и среды его обитания от негативных влияний опасных биологических и химических агентов, снижение уровня их воздействия путем внедрения современных технологий.
III. Перечень мероприятий Программы
Программа предусматривает реализацию мероприятий, направленных на обеспечение комплексного анализа химической и биологической ситуации, повышение уровня информированности населения; предупреждение возникновения источников и очагов химического, биологического и радиационного поражения путем систематического мониторинга опасных химических, биологических и радиационных факторов; снижение степени риска для здоровья населения и окружающей среды от источников химической и биологической опасности.
Перечень мероприятий Программы представлен в приложении.
Постановлением Правительства Белгородской области от 18 марта 2013 г. N 99-пп в раздел IV настоящей Программы внесены изменения
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Общий объем затрат на реализацию Программы составит 7991,8 тыс. рублей, в том числе внебюджетные источники - 6011,8 тыс. рублей в 2011 - 2012 годах, средства областного бюджета - 1980,0 тыс. рублей в 2013 году.
При планировании ресурсного обеспечения Программы учитывалась ситуация, связанная с обеспечением химической и биологической безопасности, а также возможность ее решения за счет средств областного бюджета. Объемы финансирования мероприятий, реализуемых в организациях различных форм собственности, определяются по согласованию с этими организациями.
Необходимость комплексного решения проблем организации обеспечения химической и биологической безопасности программно-целевым методом обусловлена следующими объективными причинами:
- масштабность, сложность и многообразие проблем обеспечения химической и биологической безопасности, предполагающие разработку и осуществление комплекса программных мероприятий, взаимосвязанных конкретными задачами, ресурсами, сроками реализации и исполнителями;
- необходимость выполнения в рамках единой программы крупных по объему и требующих длительных сроков реализации инвестиционных и научно-технических проектов;
- потребность в координации усилий территориальных органов федеральных органов, органов исполнительной власти Белгородской области, органов местного самоуправления и организаций.
Постановлением Правительства Белгородской области от 2 мая 2012 г. N 195-пп в раздел V настоящей Программы внесены изменения
V. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком Программы является правительство Белгородской области.
Представителем заказчика и разработчиком Программы является департамент здравоохранения и социальной защиты населения области.
Координатором Программы является департамент здравоохранения и социальной защиты населения области.
Исполнителями и участниками Программы являются департаменты здравоохранения и социальной защиты населения, экономического развития, строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, агропромышленного комплекса области, управление ветеринарии области, Управление - государственная инспекция по охране почв Белгородской области, Главное Управление МЧС России по Белгородской области (по согласованию), Управление Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Белгородской области (по согласованию), Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Белгородской области (по согласованию), федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области" (по согласованию), Верхне-Донское управление Ростехнадзора (по согласованию), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (по согласованию).
Руководители структурных подразделений органов исполнительной власти, государственных органов области совместно с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, являющимися ответственными исполнителями мероприятий Программы, в установленные сроки обеспечивают выполнение мероприятий Программы и в срок до 1 марта года, следующего за отчетным периодом, представляют соответствующую информацию в департамент здравоохранения и социальной защиты населения области.
Контроль за реализацией Программы осуществляется департаментом здравоохранения и социальной защиты населения области.
Текущее управление реализацией мероприятий Программы осуществляется исполнителями Программы.
VI. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы
Реализация планируемых в рамках Программы мероприятий обеспечит модернизацию базовых элементов системы обеспечения химической и биологической безопасности Белгородской области.
Для оценки ожидаемой эффективности реализации Программы используется величина предотвращенного социально-экономического и экологического ущерба от возможных чрезвычайных ситуаций на опасных химических и биологических объектах и экономический эффект, который получит государство от реализации Программы.
Экономический эффект от реализации Программы оценивается путем сравнения затрат, необходимых для ликвидации возможного ущерба, с затратами, осуществляемыми на профилактические (превентивные) мероприятия. Таким образом, экономическая эффективность реализации Программы в основном зависит от степени достижения показателей ее реализации.
Исходя из практики экономически развитых государств отношение средств, вложенных в предупреждение чрезвычайных ситуаций, к средствам, необходимым для предотвращения ущерба, составляет 7-10 процентов, что соответствует экономическому эффекту от 10 до 14,28 рубля на каждый вложенный рубль.
Согласно планируемому объему денежных средств на реализацию Программы в размере 6011,8 тыс. рублей, величина предотвращенного социально-экономического и экологического ущерба от возможных чрезвычайных ситуаций на опасных химических и биологических объектах составит от 60 до 86 млн. рублей.
Эффективность реализации Программы оценивается с использованием групп целевых индикаторов и показателей, включающих следующие показатели:
- доля скотомогильников, соответствующих ветеринарно-санитарным требованиям, в их общем количестве (не менее 95 процентов ежегодно);
- снижение количества источников централизованного питьевого водоснабжения, не соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям (на 10 процентов ежегодно);
- доля химически опасных объектов, в зоне влияния которых будет обеспечен мониторинг обнаружения отравляющих веществ, в общем количестве опасных объектов (не менее 95 процентов ежегодно);
- доля объектов по утилизации биологических отходов, произведенных на предприятиях агропромышленного комплекса, соответствующих ветеринарно-санитарным нормам, в их общем количестве (не менее 95 процентов ежегодно).
В результате реализации Программы будут достигнуты следующие результаты:
- созданы условия для медико-санитарного обеспечения населения области в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, оказания специализированной токсико-терапевтической медицинской помощи;
- обеспечен контроль соблюдения ветеринарно-санитарных правил сбора и утилизации биологических отходов, безопасности скотомогильников;
- обеспечено соблюдение эпидемиологических и санитарно-гигиенических стандартов потребляемых населением водных ресурсов;
- обеспечено проведение мониторинга предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей среде, мониторинга химически опасных объектов, обнаружения отравляющих веществ;
- внедрены безопасные технологии, снижающие воздействие вредных химических веществ на окружающую и производственную сферу.
Постановлением Правительства Белгородской области от 18 марта 2013 г. N 99-пп в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к областной комплексной целевой программе
"Биологическая и химическая и
безопасность населения Белгородской
области" на 2011 - 2013 годы"
Мероприятия
областной комплексной целевой программы "Биологическая и химическая безопасность населения Белгородской области на 2011 - 2013 годы"
5 декабря 2011 г., 18 марта 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Белгородской области от 16 мая 2011 г. N 185-пп "Об утверждении областной комплексной целевой программы "Биологическая и химическая безопасность Белгородской области на 2011 - 2013 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Белгородские известия" от 10 августа 2011 г. N 141
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Белгородской области от 29 июля 2013 г. N 311-пп
Постановление Правительства Белгородской области от 18 марта 2013 г. N 99-пп
Постановление Правительства Белгородской области от 2 мая 2012 г. N 195-пп
Постановление Правительства Белгородской области от 5 декабря 2011 г. N 452-пп