Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Совета депутатов
Старооскольского городского округа
Белгородской области
от 7 апреля 2011 г. N 568
Программа
комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Старооскольского городского округа на 2011 - 2015 годы
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Старооскольского городского округа на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы |
Градостроительный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"; Генеральный план Старооскольского городского округа, утвержденный решением Совета депутатов Старооскольского городского округа от 29 декабря 2009 года N 391. |
Заказчик Программы |
Администрация Старооскольского городского округа |
Основные разработчики Программы |
Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству администрации Старооскольского городского округа |
Исполнители Программы |
Организации коммунального комплекса; МУ "Управление жизнеобеспечением и развитием городского округа" |
Цели Программы |
Целью разработки Программы является обеспечение развития систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства, повышение качества производимых для потребителей коммунальных услуг, улучшение экологической ситуации на территории Старооскольского городского округа |
Задачи Программы |
Инженерно-техническая оптимизация коммунальных систем; взаимосвязанное перспективное планирование развития систем; обоснование мероприятий по комплексной реконструкции, модернизации и строительству систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; повышение надежности систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов и качества предоставления услуг в сфере водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; совершенствование механизмов развития энергосбережения и повышение энергоэффективности систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; обеспечение сбалансированности интересов организаций коммунального комплекса и потребителей |
Сроки реализации Программы |
Срок реализации Программы 2011 - 2015 годы |
Объем и источники финансирования Программы |
Объем финансирования Программы составляет 1 957 678,00 тыс. руб., в т.ч.: 2011 год - 297 879,00 тыс. руб. 2012 год - 423 920,00 тыс. руб. 2013 год - 470 760,00 тыс. руб. 2014 год - 461 446,00 тыс. руб. 2015 год - 303673,00 тыс. руб. Источники финансирования Программы: - собственные средства организаций коммунального комплекса; - средства, получаемые организациями коммунального комплекса в части установленных надбавок к тарифам для потребителей; - плата за подключение к сетям коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов; - средства, определяемые областной долгосрочной программой "Обеспечение населения чистой питьевой водой на 2011 - 2013 годы", утвержденной постановлением правительства Белгородской области от 30.10.2010 N 372-пп; - иные привлеченные средства. Указанная в Программе стоимость работ и мероприятий будет уточняться по мере разработки проектно-сметной документации |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
1. Технологические результаты: обеспечение устойчивости систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых длят утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; создание надежной коммунальной инфраструктуры Старооскольского городского округа, имеющей необходимые резервы для перспективного развития; внедрение энергосберегающих технологий. 2. Социальные результаты: рациональное использование природных ресурсов; повышение надежности и качества предоставления услуг в сфере водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. 3. Экономические результаты: плановое развитие систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов |
Система организации и контроля за исполнением Программы |
Программа реализуется на всей территории Старооскольского городского округа. Координатором Программы является департамент по жилищно-коммунальному хозяйству администрации Старооскольского городского округа. Для оценки эффективности реализации Программы департамент по жилищно-коммунальному хозяйству администрации Старооскольского городского округа проводит ежегодный мониторинг. Исполнители Программы представляют в администрацию Старооскольского городского округа информацию о ходе выполнения запланированных мероприятий Программы ежегодно до 01 марта. Контроль за реализацией Программы осуществляют Совет депутатов Старооскольского городского округа и администрация Старооскольского городского округа в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством |
1. Задачи совершенствования и развития коммунального комплекса Старооскольского городского округа
1.1. Целью разработки Программы является обеспечение развития систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства, повышение качества производимых для потребителей услуг, улучшение экологической ситуации в Старооскольском городском округе.
1.2. Программа является базовым документом для разработки инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
1.3. Программа представляет собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления перечень мероприятий, направленных на обеспечение функционирования и развития систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
1.4. Основными задачами Программы являются: инженерно-техническая оптимизация коммунальных систем; взаимосвязанное перспективное планирование развития систем; обоснование мероприятий по комплексной реконструкции, модернизации и
строительству систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
повышение надежности систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов и качества предоставления услуг в сфере водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
совершенствование механизмов развития энергосбережения и повышение энергоэффективности систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
обеспечение сбалансированности интересов организаций коммунального комплекса и потребителей.
1.5. Принципы формирования Программы:
комплексность - формирование Программы в увязке с различными целевыми Программами (региональными, муниципальными);
системность - рассмотрение Программы как единой системы с учетом взаимного влияния разделов и мероприятий Программы друг на друга;
направленность на достижение целей, предусмотренных Программой.
2. Сроки реализации Программы
Срок реализации Программы 2011 - 2015 годы.
3. Водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод
3.1. Цели и задачи
3.1.1. Основными целями развития инфраструктуры централизованного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод являются:
надежное, бесперебойное, соответствующее санитарным и техническим требованиям обеспечение потребителей Старооскольского городского округа услугами водоснабжения, водоотведения;
осуществление очистки стоков в соответствии с установленными нормативами;
устройство систем водоснабжения и водоотведения жилых районов, не оборудованных сетями инженерного обеспечения;
3.1.2. Для достижения поставленных целей необходимо произвести:
реконструкцию и модернизацию существующих сетей и объектов и новое строительство для обеспечения требуемых мощностей;
строительство дополнительных источников водоснабжения в целях исключения дефицита воды для подключенных потребителей;
реконструкцию очистных сооружений и строительство комплекса доочистки;
строительство инженерной инфраструктуры для развития Старооскольского городского округа (водозаборы, сети, канализационно-насосные станции (КНС), мощности очистных сооружений (ОС).
3.2. Существующее состояние сетей и сооружений Старооскольского городского округа
Из-за значительного срока эксплуатации и недостатка средств на проведение ремонтов, действующие инженерные сети и сооружения имеют значительный износ. Данные приведены в таблице 1.
N п/п |
Наименование объекта |
Общее кол-во |
Износ, % |
1 |
Сети водоснабжения города |
463,298 км. |
69 |
2 |
Скважины городских водозаборов |
103 скв. |
73 |
3 |
Насосные станции II-подъема города |
5 шт. |
51 |
4 |
Канализационные сети города |
266,542 км. |
64 |
5 |
Канализационно-насосные станции (КНС) |
26 шт. |
67 |
6 |
Очистные сооружения (ОС) города |
1 объект |
55 |
7 |
Сети водоснабжения сельских территорий |
477,84 км. |
63 |
8 |
Скважины сельских территорий |
115 скв. |
75 |
9 |
Водонапорные башни |
114 шт. |
52 |
10 |
Канализационные сети сельских территорий |
17,659 км. |
42 |
11 |
КНС сельских территорий |
4 шт. |
48 |
При этом особое внимание необходимо обратить на состояние магистральных сетей, обеспечивающих водоснабжением и водоотведением целые районы города, а именно: водовод с Воротниковского водозабора на Юго-Западные микрорайоны, водовод (2 нитки) с резервуаров "Горняшка", напорные коллекторы с КНС-1 до очистных сооружений.
Опыт эксплуатации подтверждает значительный износ указанных сетей, что может привести к нарушению инженерной инфраструктуры города. При замене указанных сетей необходимо предусмотреть их реконструкцию, путем увеличения диаметра, для исключения сложившегося дефицита пропускной мощности по подаче воды на юго-запад и перекачке стоков с КНС-1 на очистные сооружения соответственно.
Водоснабжение в г. Старый Оскол характеризуется неравномерностью водопотребления в течение года: при достаточной среднегодовой мощности источников водоснабжения в летние месяцы возникает ощутимый дефицит воды.
Для решения вопроса бесперебойного водоснабжения объектов существующей застройки Юго-Западной части города необходимо расширение Гуменского водозабора; для поддержания нормального баланса водоснабжения существующей застройки, а также вновь возводимых объектов города, необходимо расширение Воротниковского водозабора на 7 тыс.м3/сут.
Интенсивность водопотребления в сельских территориях Старооскольского городского округа также носит сезонный характер и во избежание дефицита воды необходимо строительство дополнительных скважин.
Для обеспечения эффективного управления работой скважин, снижения энергозатрат и обеспечения дополнительной охраны необходимо произвести диспетчеризацию всех водозаборных объектов.
На территории Старооскольского городского округа имеются улицы, районы и населенные пункты, не имеющие до настоящего времени централизованного водоснабжения. Для решения данного вопроса необходимо строительство новых сетей и объектов. Данные приведены в таблице 2.
Таблица 2
N п/п |
Наименование сельской территории |
Водозаборные скважины, шт. |
Водонапорные башни, шт. |
Сети водоснабжения, км. |
1 |
Архангельская с/т |
- |
- |
- |
2 |
Владимирская с/т |
1 |
2 |
7,0 |
3 |
Городищенская с/т |
- |
- |
10 |
4 |
Дмитриевская с/т |
2 |
- |
1,8 |
5 |
Долгополянская с/т |
5 |
2 |
0,6 |
6 |
Знаменская с/т |
1 |
2 |
0,9 |
7 |
Казачанская с/т |
1 |
1 |
10,6 |
8 |
Котовская с/т |
1 |
1 |
4,1 |
9 |
Крутовская с/т |
- |
2 |
2,0 |
10 |
Лапыгинская с/т |
1 |
1 |
7,0 |
11 |
Незнамовская с/т |
1 |
1 |
7,3 |
12 |
Обуховская с/т |
3 |
1 |
11 |
13 |
Озерская с/т |
3 |
2 |
16,4 |
14 |
Песчанская с/т |
2 |
3 |
11,5 |
15 |
Потуданская с/т |
1 |
1 |
5,3 |
16 |
Роговатовская с/т |
1 |
2 |
13,5 |
17 |
Солдатская с/т |
2 |
- |
3,0 |
18 |
Сорокинская с/т |
1 |
1 |
6,0 |
19 |
Федосеевская с/т |
3 |
2 |
27,8 |
20 |
Шаталовская с/т |
2 |
2 |
1,3 |
|
Итого |
31 |
26 |
147,1 |
На территории Старооскольского городского округа построены, но не эксплуатируются следующие объекты коммунальной инфраструктуры:
1. Объект водоснабжения "Тереховский водозабор", состоящий из 12 скважин, насосной станции второго подъёма и трассы водовода до микрорайона Степной г. Старый Оскол. Объект производительностью 8 тыс.м3/сутки построен в 2008 году.
2. Канализационно-насосная станция с напорным коллектором до очистных сооружений. Объект построен в период с 2003 г. по 2007 г.
Для обеспечения надежной очистки сточных вод на сбросе в р.Оскол с существующих очистных сооружений необходимо выполнить полную реконструкцию ОСК и строительство комплекса доочистки.
Обезвоживание и утилизация осадка, образованного в результате очистки сточных вод, осуществляется на фильтр-прессах (2 машины производительностью по 800 м3/сут.) и иловых площадках на искусственном основании. Для складирования обезвоженных на новых фильтр-прессах осадков необходимо строительство дополнительных площадей (по расчетам 7.6 га)
Для инженерного обеспечения развития города: м-ов Центральный, Рождественский, Уютный, Надежда, а также районов индивидуальной жилой застройки, кроме строительства квартальных и внутриквартальных сетей и сооружений, необходимо строительство новых магистральных подводящих сетей, а также источников водоснабжения, главных канализационных насосных станций и очистных сооружений.
Мероприятия по реконструкции и строительству сетей и объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на 2011 - 2015 годы представлены в приложении 1 к Программе.
3.3. Определение эффекта от реализации мероприятий
Реализация мероприятий Программы в части водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод напрямую связано с социально-экономическим развитием Старооскольского городского округа.
При проведении мероприятий реконструкции, модернизации и строительства систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод прогнозируется повышение надежности функционирования указанных систем, улучшение обеспечения объектов Старооскольского городского округа услугами водоснабжения и водоотведения.
4. Захоронение (утилизация) твердых бытовых отходов
4.1. Цели и задачи
4.1.1. Основными целями Программы в части утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются:
сохранение и улучшение экологической обстановки Старооскольского городского округа за счет уменьшения негативного влияния на окружающую среду твердых бытовых отходов;
улучшение качества и надежности оказания услуг по вывозу и утилизации отходов;
обеспечение реализации требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в части сбора, транспортировки захоронения (утилизации) твердых бытовых отходов.
4.1.2. Для достижения поставленных целей необходимо:
провести модернизацию и строительство объектов инфраструктуры по захоронению (утилизации) отходов;
разработать и реализовать комплекс мер, направленных на снижение негативного влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды;
расширить сети пунктов приема вторичного сырья и разработать экономические механизмы стимулирования его сбора.
4.2. Характеристика системы сбора, вывоза и захоронения (утилизации) бытовых и промышленных отходов на территории Старооскольского городского округа
Общий объем твердых бытовых отходов (далее - ТБО), образующихся на территории Старооскольского городского округа, составляет около 700 тыс. м3/год (150 тыс.т/год).
Сбор, транспортировка и захоронение отходов осуществляется специализированными предприятиями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.
В связи с тем, что система захоронения (утилизации) твердых бытовых отходов находится в прямой зависимости от организации системы вывоза ТБО, в рамках данной программы рассматривается весь комплекс мероприятий по вывозу и захоронению бытовых отходов на территории Старооскольского городского округа, который включает в себя:
сбор ТБО от всех категорий потребителей;
вывоз ТБО, транспортировка их для захоронения (утилизации);
захоронение (утилизация) ТБО.
В настоящее время единственным специализированным пунктом по приему и захоронению ТБО является полигон у с. Нижне-Чуфичево. Общая площадь составляет 65 га, эксплуатация полигона осуществляется с 1992 года. На полигоне производится захоронение отходов 4 и 5 классов опасности.
По состоянию на 01.01.2011 объем депонированных отходов составляет порядка 10 млн.м3. Состояние полигона является неудовлетворительным, объект захоронения ТБО практически исчерпал свои ресурсы, и в настоящее время возникла необходимость в его консервации.
Дополнительно следует отметить недостаточно высокий уровень технической оснащенности существующего полигона современными средствами и механизмами и, как следствие, возникающие проблемы приема, складирования и изоляции отходов.
Таким образом, можно выделить следующие основные проблемы:
1. Экологические проблемы:
действующий полигон полностью исчерпал свои объемы вместимости;
содержание придомовых территорий в части обеспеченности их контейнерами не везде соответствуют нормативам из-за проблем застройки, не позволяющих маневрировать мусороуборочной технике.
2. Социальные проблемы:
практически полностью отсутствует культура ресурсосбережения; отсутствует система стимуляции потребителей для селективного сбора ТБО;
3. Организационные проблемы:
недостаточно проработана система сбора крупногабаритных отходов от МКД и частных домовладений.
Решение указанных проблем требует системного подхода, как к разработке общей стратегии, так и конкретных программных мероприятий и обеспечения их ресурсами.
4.3. Система программных мероприятий
Настоящий раздел предусматривает мероприятия по строительству и модернизации объектов, используемых для утилизации ТБО, которые обеспечат развитие этих объектов в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства, повышение качества оказываемых услуг, улучшение экологической ситуации.
Учитывая тенденции ежегодного увеличения накопления отходов, можно предположить, что к 2015 г. объем вывозимых отходов составит порядка 800 тыс. м3/год.
С целью стабилизации и улучшения экологического состояния, для поддержания благоприятной для здоровья населения Старооскольского городского округа экологической обстановки, необходимо строительство современного мусороперерабатывающего комплекса, а также модернизация существующего полигона.
На сегодняшний день администрацией Старооскольского городского округа планируется строительство мусороперерабатывающего комплекса (МПК) на территории Старооскольского городского округа.
Основными преимуществами такого комплекса является то, что: не требуется предварительной сортировки отходов;
не требуется отдельных емкостей и, соответственно, больших затрат на сбор и транспортировку;
объем вывозимых на полигон отходов сокращается в 6 раз; появляется возможность сокращения существующих полигонов; модульная система позволит в дальнейшем увеличивать мощности; возможна выработка альтернативной электроэнергии; требуется небольшой земельный участок под строительство.
Указанный комплекс позволит перерабатывать до 250 тысяч тонн отходов в год.
Мусороперерабатывающий комплекс предназначен как для переработки органических отходов, так и для получения классических видов энергоресурсов.
Для обеспечения бесперебойного функционирования всей системы вывоза и захоронения ТБО потребуется также закупка современных дизельных мусоровозов, оснащение их средствами контроля и оптимизации схемы транспортировки отходов на основе GPS - технологий. Также является целесообразным организовать вывоз мусора с использованием бункеров для мусора. Особенностью сменных бункеров, обладающих объемом 10 - 22 кубических метра и грузоподъемностью до десяти тонн, является возможность использования для вывоза больших объемов как промышленного, так и строительного мусора со строительных площадок. Мероприятия по развитию системы вывоза и захоронения (утилизации) твердых бытовых отходов на территории Старооскольского городского округа на 2011-2015 годы представлены в приложении 2 к Программе.
4.4. Ожидаемый результат
Реализация Программы в части утилизации твердых бытовых отходов позволит добиться следующих результатов:
1. Экономический эффект:
предотвращение экологически опасных ситуаций и затрат на их ликвидацию; оптимизация процесса утилизации (захоронения) отходов; эффективное использование площади полигона захоронения отходов; возможность выработки альтернативной электроэнергии; развитие отрасли переработки отходов;
увеличение срока службы объектов, функционирующих в сфере обращения с отходами.
2. Экологический эффект:
сохранение и улучшение экологических условий проживания на территории Старооскольского городского округа за счет уменьшения негативного влияния на окружающую среду твердых бытовых отходов;
обеспечение реализации требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в части функционирования полигона.
3. Социальный эффект:
улучшение качества и надежности оказания услуг по вывозу и захоронению (утилизации) отходов;
создание новых рабочих мест;
улучшение эстетического облика Старооскольского городского округа.
5. Ожидаемые общие результаты реализации Программы
В результате реализации данной Программы ожидается достичь:
1. Технологические результаты:
обеспечение устойчивости систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
создание надежной коммунальной инфраструктуры Старооскольского городского округа, имеющей необходимые резервы для перспективного развития;
внедрение энергосберегающих технологий.
2. Социальные результаты:
рациональное использование природных ресурсов;
повышение надежности и качества предоставления услуг в сфере водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
3. Экономические результаты:
плановое развитие систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
6. Координация программных мероприятий
Администрация Старооскольского городского округа обеспечивает координацию, согласование и контроль за действиями всех организаций, участвующих в реализации программных мероприятий.
7. Организационные формы и методы управления Программой
7.1. Организация управления Программой включает в себя совокупность следующих элементов:
определение конкретных объемов работ по мероприятиям Программы и включение их в инвестиционные программы соответствующих организаций коммунального комплекса на соответствующий год, которые разрабатываются в установленном порядке в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса";
планирование исполнения конкретных объемов работ;
выполнение работ;
отчетность по исполнению мероприятий.
7.2. Программа может при необходимости корректироваться.
7.3. По итогам года до 01 марта ежегодно до окончания срока действия Программы соответствующие организации коммунального комплекса представляют в администрацию Старооскольского городского округа информацию о ходе выполнения соответствующего раздела настоящей Программы.
7.4. Контроль за реализацией Программы осуществляют Совет депутатов Старооскольского городского округа и администрация Старооскольского городского округа в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.