Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Методические рекомендации
по разработке и реализации муниципальных программ Алексеевского района
(утв. постановлением Администрации Алексеевского района и г. Алексеевка Белгородской области
от 21 ноября 2013 г. N 971)
I. Общие положения
1. Настоящие методические рекомендации по разработке и реализации муниципальных программ Алексеевского района (далее - Методические рекомендации) определяют требования к разработке проектов муниципальных программ и подготовке отчетов о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программ.
2. Основные понятия и определения, используемые в Методических рекомендациях, соответствуют терминологии, используемой в порядке разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Алексеевского района (далее - Порядок).
Иные понятия и термины используются в значениях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, Белгородской области и правовыми актами Алексеевского района.
3. Формирование муниципальных программ осуществляется исходя из принципов:
1) формирования муниципальных программ на основе долгосрочных целей, установленных Стратегией социально-экономического развития Алексеевского района на период до 2025 года, иных документов стратегического планирования Алексеевского района, а также решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Губернатора Белгородской области и Правительства Белгородской области, а также правовых актов органов местного самоуправления Алексеевского района;
2) наиболее полного охвата муниципальными программами сфер социально-экономического развития и бюджетных ассигнований бюджета Алексеевского района;
3) установления для муниципальных программ измеримых результатов (конечных и непосредственных) их реализации;
4) интеграции муниципальных регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, таможенных, имущественных, кредитных, долговых и валютных) мер для достижения целей муниципальных программ;
5) определения структурного подразделения администрации Алексеевского района, ответственного за реализацию муниципальной программы (достижение конечных результатов);
6) наличия у ответственного исполнителя, соисполнителей и участников реализации муниципальной программы полномочий и ресурсов, необходимых и достаточных для достижения целей муниципальной программы;
7) проведения регулярной оценки результативности и эффективности реализации муниципальных программ с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установления ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.
4. Основанием для разработки муниципальных программ является перечень муниципальных программ Алексеевского района (далее - Перечень), утверждаемый администрацией Алексеевского района.
При этом основные направления реализации могут дополняться, а состав соисполнителей муниципальной программы может изменяться в рамках подготовки проекта муниципальной программы.
Разработка и реализация программы осуществляется структурным подразделением администрации Алексеевского района, определенным в перечне муниципальных программ Алексеевского района в качестве ответственного исполнителя программы, совместно с соисполнителями программы.
II. Разработка проекта муниципальной программы
5. Муниципальная программа включает подпрограммы, представляющие собой комплекс мероприятий, направленных на решение отдельных задач муниципальной программы, взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам и включающих основные мероприятия и мероприятия.
6. Муниципальная программа может включать подпрограмму, которая направлена на обеспечение реализации муниципальной программы.
7. По всем муниципальным программам формируются паспорт и текстовая часть в соответствии с требованиями раздела 2 Порядка, а также приложения к текстовой части муниципальной программы по формам, установленным приложением 2 к Порядку.
8. Титульный лист к муниципальной программе и обосновывающим материалам должен содержать следующую информацию:
наименование муниципальной программы;
наименование ответственного исполнителя;
дата составления проекта муниципальной программы;
должность, фамилия, имя, отчество, номер телефона и электронный адрес непосредственного исполнителя.
Титульный лист подписывается руководителем структурного подразделения администрации Алексеевского района - ответственного исполнителя муниципальной программы.
9. Проект муниципальной программы направляется ответственным исполнителем на согласование в комитет экономического развития и строительства администрации Алексеевского района, управление финансов и бюджетной политики администрации Алексеевского района, в правовой отдел администрации Алексеевского района в соответствии с Порядком.
10. Состав материалов, представляемых ответственным исполнителем с проектом муниципальной программы на рассмотрение администрации Алексеевского района, включает:
проект постановления администрации Алексеевского района об утверждении муниципальной программы;
пояснительную записку к проекту муниципальной программы с отражением замечаний, поступивших по результатам общественного обсуждения проекта муниципальной программы;
заключения комитета экономического развития и строительства администрации Алексеевского района, управления финансов и бюджетной политики администрации Алексеевского района, правового отдела администрации Алексеевского района, иных заинтересованных структур;
обоснование планируемых объемов ресурсов на реализацию муниципальной программы;
перечень стратегических документов, утвержденных Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Губернатором Белгородской области, Правительством Белгородской области, органами местного самоуправления Алексеевского района, действующих в сфере реализации муниципальной программы.
IV. Содержание подпрограммы муниципальной программы
33. Подпрограмма является неотъемлемой частью муниципальной программы и формируется с учетом согласованности основных параметров подпрограммы и муниципальной программы.
34. Требования к характеристике сферы реализации подпрограммы, описанию основных проблем в указанной сфере, прогнозу ее развития, описанию приоритетов муниципальной политики в сфере реализации подпрограммы, целям, задачам и показателям достижения целей и решения задач, описанию основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы, обоснованию объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы, анализу рисков реализации подпрограммы и описанию мер управления рисками реализации подпрограммы аналогичны требованиям, предъявляемым к содержанию муниципальной программы.
35. Характеристика основных мероприятий подпрограммы содержит сведения о сроке, исполнителе, непосредственном результате их реализации, взаимосвязи с показателями подпрограммы и о последствиях нереализации основного мероприятия.
36. В подпрограмме, направленной на обеспечение реализации муниципальной программы, отражаются цели и задачи, направленные на обеспечение эффективного управления реализацией муниципальной программы, в том числе на обеспечение эффективного исполнения муниципальных функций, повышение доступности и качества оказания муниципальных услуг в сфере реализации муниципальной программы, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов в сфере реализации муниципальной программы.
Задачи подпрограммы, направленной на обеспечение реализации муниципальной программы, могут включать:
внедрение новых управленческих механизмов в сфере реализации муниципальной программы (например, переход к предоставлению муниципальных услуг в электронном виде);
разработка и внедрение единых нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) подведомственными учреждениями;
модернизация технического оснащения и внедрение информационно-коммуникационных технологий, если результаты такой модернизации будут использоваться для целей нескольких подпрограмм муниципальной программы и т. д.);
информационное обеспечение реализации муниципальной программы и мониторинг ее реализации.
Для достижения целей (решения задач) подпрограммы, направленной на обеспечение реализации муниципальной программы, формируются основные мероприятия, в состав которых могут включаться:
расходы на содержание органов местного самоуправления Алексеевского района;
расходы на информационное обеспечение, мониторинг и оценку эффективности хода реализации муниципальной программы в целом;
расходы на проведение научных исследований и иных работ, результаты которых используются для достижения целей и решения задач не менее двух других подпрограмм муниципальной программы.
В состав мер правового регулирования по подпрограмме, направленной на обеспечение реализации муниципальной программы, включаются меры, направленные на повышение эффективности реализации муниципальных функций и оказание муниципальных услуг органами местного самоуправления Алексеевского района в сфере реализации муниципальной программы, обеспечение эффективного управления реализацией муниципальной программы.
V. Приложения и обосновывающие материалы, представляемые с муниципальной программой
37. Проект системы программных мероприятий и показателей муниципальной программы является приложением к проекту муниципальной программы и составляется на весь срок реализации программы по форме, установленной в приложении N 2 к Порядку (форма 1).
38. Система программных мероприятий и показателей программы может корректироваться ежегодно в порядке, установленном для внесения изменений в муниципальную программу.
39. Вместе с проектом муниципальной программы и приложениями к ней также представляются материалы, содержащие подробное обоснование необходимых финансовых ресурсов по каждому основному мероприятию, в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок составления проекта бюджета Алексеевского района и планирование бюджетных ассигнований.
40. Вместе с проектом муниципальной программы также представляется перечень стратегических документов Российской Федерации, Белгородской области, Алексеевского района, действующих в сфере реализации муниципальной программы, с указанием их реквизитов (даты и номера соответствующего правового акта).
41. Если реализация основных мероприятий подпрограмм оказывает существенное влияние на достижение целей и решение задач других муниципальных программ, а также, если реализация мероприятий, предусмотренных в других муниципальных программах, оказывает существенное влияние на реализацию данной муниципальной программы, в составе обосновывающих материалов также рекомендуется приводить текстовое описание указанного влияния.
VI. Подготовка годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности муниципальной программы и докладов о ходе реализации муниципальной программы
42. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности муниципальной программы (далее - годовой отчет) формируется ответственным исполнителем с учетом информации, полученной от соисполнителей и участников муниципальной программы, и представляется в комитет экономического развития и строительства администрации Алексеевского района и в управление финансов и бюджетной политики администрации Алексеевского района в порядке и в сроки, установленные Порядком.
43. Годовой отчет имеет следующую структуру:
- конкретные результаты реализации муниципальной программы, достигнутые за отчетный год;
- результаты реализации основных мероприятий и мероприятий в разрезе подпрограмм муниципальной программы;
- результаты реализации мер муниципального и правового регулирования;
- результаты использования бюджетных ассигнований бюджета Алексеевского района и иных средств на реализацию мероприятий муниципальной программы;
- информация о внесенных ответственным исполнителем изменениях в муниципальную программу;
- предложения по дальнейшей реализации муниципальной программы.
44. При описании конкретных результатов реализации муниципальной программы, достигнутых за отчетный год, следует привести:
- основные результаты, достигнутые в отчетном году;
- характеристику вклада основных результатов в решение задач и достижение целей муниципальной программы;
- сведения о достижении значений показателей муниципальной программы, подпрограмм муниципальной программы, с обоснованием отклонений по показателям, плановые значения по которым не достигнуты;
- запланированные, но недостигнутые результаты с указанием нереализованных или реализованных не в полной мере основных мероприятий и мероприятий;
- анализ факторов, повлиявших на ход реализации муниципальной программы;
- анализ фактических и вероятных последствий влияния указанных факторов на основные параметры муниципальной программы;
- результаты оценки эффективности реализации муниципальной программы в отчетном году.
45. Описание результатов реализации основных мероприятий и мероприятий в разрезе подпрограмм муниципальной программы, реализация которых предусмотрена в отчетном году, включает:
- описание результатов реализации основных мероприятий и мероприятий в отчетном году;
- перечень нереализованных или реализованных частично основных мероприятий и мероприятий (из числа предусмотренных к реализации в отчетном году) с указанием причин их реализации не в полном объеме;
- анализ факторов, повлиявших на их реализацию;
- анализ последствий нереализации основных мероприятий и мероприятий на реализацию муниципальной программы.
46. При представлении сведений об использовании бюджетных ассигнований бюджета Алексеевского района и иных средств на реализацию мероприятий муниципальной программы в разрезе подпрограмм, реализация которых предусмотрена в отчетном году, необходимо представить данные об исполнении бюджетных обязательств бюджета Алексеевского района, бюджетов государственных внебюджетных фондов, и фактических расходах за счет средств внебюджетных источников.
47. Информация об изменениях, внесенных ответственным исполнителем в муниципальную программу, должна содержать перечень изменений, внесенных ответственным исполнителем в муниципальную программу, их обоснование и реквизиты соответствующих актов администрации Алексеевского района.
48. В случае отклонений от плановой динамики реализации муниципальной программы или воздействия факторов риска, оказывающих негативное влияние на основные параметры муниципальной программы, в годовой отчет включаются предложения по дальнейшей реализации муниципальной программы и их обоснование.
49. Доклад ответственного исполнителя о ходе реализации муниципальной программы (далее - Доклад) формируется в целях обеспечения администрации Алексеевского района актуальной информацией о ходе реализации муниципальной программы и должен иметь следующую структуру:
а) результаты реализации муниципальной программы, достигнутые на дату представления Доклада, и ожидаемые итоги реализации муниципальной программы на конец года;
б) использование бюджетных ассигнований бюджета Алексеевского района и иных средств на реализацию основных мероприятий и мероприятий муниципальной программы по состоянию на дату представления Доклада;
в) предложения по дальнейшей реализации муниципальной программы.
50. При описании результатов реализации муниципальной программы, достигнутых на дату представления Доклада, и ожидаемых итогов реализации муниципальной программы на конец текущего года следует привести:
а) описание основных результатов, достигнутых на дату представления Доклада;
б) перечень запланированных, но не достигнутых результатов с указанием причин их недостижения и последствий для достижения основных параметров муниципальной программы, а также с указанием нереализованных или реализованных не в полной мере мероприятий муниципальной программы;
в) сведения о конечных результатах и значениях показателей муниципальной программы, подпрограмм муниципальной программы на конец года. По показателям, плановые значения которых могут быть не достигнуты, приводится соответствующее обоснование.
51. В рамках представления сведений об использовании бюджетных ассигнований и иных средств на реализацию мероприятий муниципальной программы в разрезе подпрограмм, реализация которых предусмотрена к дате представления Доклада, необходимо указать следующие сведения:
а) запланированные объемы бюджетных ассигнований и иных средств на текущий год;
б) фактические расходы на дату представления Доклада;
в) предложения по корректировке объема бюджетных ассигнований за счет средств бюджета Алексеевского района с обоснованием и оценкой их планируемого влияния на эффективность реализации муниципальной программы.
52. Предложения по дальнейшей реализации программы и их обоснование должны включать оценку необходимости корректировки программы.
53. Титульный лист к годовому отчету и Докладу должен содержать следующую информацию:
наименование программы;
наименование ответственного исполнителя;
отчетная дата (для годового отчета - отчетный год);
дата составления отчета (доклада);
должность, фамилия, имя, отчество, номер телефона и электронный адрес непосредственного исполнителя.
Титульный лист подписывается руководителем структурного подразделения администрации Алексеевского района - ответственного исполнителя.
54. Годовые отчеты о ходе реализации и оценке эффективности муниципальной программы направляются на согласование соисполнителям и представляются в комитет экономического развития и строительства администрации Алексеевского района и в управление финансов и бюджетной политики администрации Алексеевского района на бумажных носителях и в электронном виде.
VII. Управление, контроль реализации и оценка эффективности муниципальной программы
55. Основные мероприятия и мероприятия муниципальной программы реализуются в соответствии со сроками, установленными муниципальной программой. Изменение сроков и стоимости реализации основных мероприятий и мероприятий, влияющее на реализацию основных параметров муниципальной программы (подпрограммы) требует корректировки муниципальной программы (подпрограммы).
56. Для выявления степени достижения запланированных результатов муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном году фактически достигнутые значения показателей сопоставляются с их плановыми значениями.
Для выявления степени достижения запланированного уровня затрат фактически произведенные затраты на реализацию муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном году сопоставляются с их плановыми значениями.
57. Для выявления степени реализации муниципальной программы (подпрограммы) проводится сравнение фактических сроков реализации основных мероприятий, мероприятий с запланированными, а также сравнение фактически полученных результатов с ожидаемыми.
58. В случае выявления отклонений фактических результатов в отчетном году от запланированных на этот год, по всем вышеуказанным направлениям рекомендуется представлять аргументированное обоснование причин, с указанием нереализованных или реализованных не в полной мере основных мероприятий и мероприятий долгосрочных целевых программ.
- отклонения достигнутых в отчетном периоде значений показателей от плановых, а также изменений в этой связи плановых значений показателей на предстоящий период;
- значительного недовыполнения одних показателей в сочетании с перевыполнением других или значительного перевыполнения по большинству плановых показателей в отчетном периоде;
- возникновения экономии бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном году;
- перераспределения бюджетных ассигнований между основными мероприятиями, мероприятиями, долгосрочными целевыми программами в отчетном году;
- реализация муниципальной программы (подпрограммы) в отчетном периоде с нарушением запланированных сроков.
59. Оценка эффективности реализации муниципальной программы (подпрограммы) проводится в соответствии с требованиями, установленными Порядком.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.