28 декабря 2011 г.
В целях создания условий для организации и осуществления территориального общественного самоуправления на территории Старооскольского городского округа и руководствуясь статьей 27 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Старооскольского городского округа Белгородской области, Совет депутатов Старооскольского городского округа решил:
1. Утвердить Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления на территории Старооскольского городского округа Белгородской области (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию Совета депутатов Старооскольского городского округа по нормативно-правовой деятельности и вопросам местного самоуправления (Лукъянцев В.Б.).
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Администрации |
П.Е. Шишкин |
Порядок
организации и осуществления территориального общественного самоуправления на территории Старооскольского городского округа Белгородской области
(утв. решением Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 7 октября 2008 г. N 189)
28 декабря 2011 г.
Настоящий Порядок в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Старооскольского городского округа устанавливает порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления на территории Старооскольского городского округа Белгородской области (далее - городской округ), как одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления.
1. Общие положения
1.1. Территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории городского округа для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
1.2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением путем проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создаваемых органов территориального общественного самоуправления.
1.3. Правовую основу осуществления территориального общественного самоуправления в городском округе составляют Европейская хартия местного самоуправления, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон "О некоммерческих организациях", закон Белгородской области "Об особенностях организации местного самоуправления в Белгородской области", Устав Старооскольского городского округа, настоящий Порядок, устав территориального общественного самоуправления.
1.4. Основными принципами осуществления территориального общественного самоуправления в городском округе являются:
законность;
гласность и учет общественного мнения;
выборность и подконтрольность органов территориального общественного самоуправления гражданам;
участие граждан в выработке и принятии решений по вопросам, затрагивающим их интересы;
взаимодействие с органами местного самоуправления Старооскольского городского округа (далее - органы местного самоуправления городского округа);
свобода выбора гражданами форм осуществления территориального общественного самоуправления;
сочетание интересов граждан, проживающих на соответствующей территории с интересами граждан всего городского округа.
1.5. Любой гражданин, достигший шестнадцатилетнего возраста, имеет право быть инициатором и участвовать в учреждении территориального общественного самоуправления на той территории, где он проживает, принимать участие в собраниях (конференциях) граждан, проводимых территориальным общественным самоуправлением, избирать и быть избранным в органы территориального общественного самоуправления.
1.6. Система территориального общественного самоуправления городского округа состоит из взаимодополняющих друг друга органов различного уровня, обеспечивающих согласованное решение, находящихся в ведении территориального общественного самоуправления вопросов.
1.7. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
1.8. Обязательными условиями создания территориального общественного самоуправления на определенной территории являются:
1.8.1. Границы территории территориального общественного самоуправления не могут выходить за пределы территории городского округа;
1.8.2. На определенной территории не может быть более одного территориального общественного самоуправления;
1.8.3. Неразрывность территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление (если в его состав входит более одного жилого дома, населенного пункта).
1.9. Территории, закрепленные в установленном порядке за учреждениями, предприятиями и организациями, не входят в состав территории, на которой действует территориальное общественное самоуправление.
1.10. Создание территориального общественного самоуправления осуществляется по инициативе граждан в количестве не менее трех человек, постоянно проживающих на определенной территории, где предполагается осуществлять территориальное общественное самоуправление.
Инициативная группа граждан самостоятельно либо глава администрации Старооскольского городского округа (далее - Глава администрации) на основании обращения к нему инициативной группы граждан письменно направляет в Совет депутатов Старооскольского городского округа (далее - Совет депутатов) предложение об установлении границы территории, на которой предполагается осуществление территориального общественного самоуправления и представляет план (схему) территории с указанием его границ.
1.11. Совет депутатов обязан письменно в двухмесячный срок со дня поступления ходатайства от инициативной группы или Главы администрации, к которому обратилась инициативная группа, принять решение об установлении границы территории территориального общественного самоуправления, либо мотивированное решение об отказе.
Совет депутатов отказывает в установлении границ территории территориального общественного самоуправления в случае, если в указанных границах уже зарегистрировано территориальное общественное самоуправление, либо данные границы уже установлены Советом депутатов по предложению другой инициативной группы.
1.12. В случае установления границ территориального общественного самоуправления, инициативная группа граждан вправе организовать проведение учредительного собрания (конференции) граждан, проживающих на данной территории.
1.13. В зависимости от числа граждан, постоянно проживающих на территории создаваемого территориального общественного самоуправления, проводится учредительное собрание граждан или учредительная конференция граждан.
При численности жителей, проживающих на данной территории менее 300 человек - проводится собрание граждан, при численности жителей более 300 человек - конференция граждан.
Решением Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 28 декабря 2011 г. N 683 в пункт 1.14 настоящего Порядка внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.
1.14. Участники собрания (конференции) избирают председательствующего и секретаря, и утверждают повестку дня.
Собрание граждан правомочно, если в нем принимает участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. Конференция правомочна, если в ней принимает участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Решения собрания (конференции) принимаются открытым голосованием простым большинством голосов.
Процедура проведения собрания (конференции) отражается в протоколе, который ведется в свободной форме секретарем собрания (конференции), подписывается председательствующим и секретарем собрания (конференции).
1.15. Инициативная группа:
не менее чем за две недели до учредительного собрания (конференции) извещает граждан, администрацию Старооскольского городского округа (далее - администрация городского округа) о дате, месте и времени проведения учредительного собрания (конференции);
организует проведение учредительного собрания или избрание на собрании представителей (делегатов) на учредительную конференцию;
подготавливает проект повестки учредительного собрания (конференции) граждан;
подготавливает проект устава территориального общественного самоуправления;
проводит регистрацию жителей или их представителей, прибывших на учредительное собрание (конференцию), и учет мандатов (выписок из протоколов);
уполномочивает своего представителя для открытия и ведения собрания (конференции) до избрания его председателя.
1.16. Учредительное собрание (конференция) принимает решение об организации и осуществлении на данной территории территориального общественного самоуправления, определяет его наименование, цели деятельности и вопросы местного значения, в решении которых намерены принимать участие граждане, утверждает устав территориального общественного самоуправления, избирает органы территориального общественного самоуправления.
1.17. Органы местного самоуправления городского округа вправе направить для участия в собрании (конференции) граждан своих представителей с правом совещательного голоса.
1.18. В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:
1) территория, на которой оно осуществляется;
2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
4) порядок принятия решений;
5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления городского округа устанавливаться не могут.
1.19. Устав территориального общественного самоуправления регистрируется администрацией городского округа.
Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется решением Совета депутатов.
1.20. Внесение в устав территориального общественного самоуправления изменений и дополнений, подлежит утверждению собранием (конференцией) граждан и регистрации в администрации городского округа.
1.21. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления администрацией городского округа.
1.22. Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации в порядке установленном законодательством Российской Федерации.
2. Организационные основы территориального общественного самоуправления
2.1. Полномочия территориального общественного самоуправления определяются:
1) уставом;
2) на основании договора между органами местного самоуправления городского округа и органами территориального общественного самоуправления о передаче территориальному общественному самоуправлению отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа с использованием средств бюджета Старооскольского городского округа (далее - бюджет городского округа).
2.2. Территориальное общественное самоуправление для осуществления своих целей и задач, в соответствии с уставом территориального общественного самоуправления имеет следующие полномочия:
2.2.1. Защита прав и законных интересов жителей;
2.2.2. Содействие в проведении акций милосердия и благотворительности органами местного самоуправления городского округа, благотворительными фондами, гражданами и их объединениями, участие в распределении гуманитарной и иной помощи;
2.2.3. В установленном законом порядке оказание содействия правоохранительным органам в поддержании общественного порядка на территории территориального общественного самоуправления;
2.2.4. Работа с детьми и подростками, в том числе:
содействие по организации отдыха детей в каникулярное время;
содействие по организации детских клубов на территории территориального общественного самоуправления;
2.2.5. Внесение предложений в органы местного самоуправления городского округа по вопросам, затрагивающим интересы граждан, по использованию земельных участков на территории территориального общественного самоуправления под детские и оздоровительные площадки, скверы, площадки для выгула собак, а также для других общественно-полезных целей;
2.2.6. Общественный контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой и пожарной безопасностью, состоянием благоустройства на соответствующей территории;
2.2.7. Осуществлять иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством, Уставом Старооскольского городского округа, уставом территориального общественного самоуправления, решениями собраний (конференций) граждан;
2.2.8. Участие в общественных мероприятиях по благоустройству территории;
2.2.9. Информирование населения о решениях органов местного самоуправления городского округа, принятых по предложению или при участии территориального общественного самоуправления;
2.2.10. Содействие работе народных дружин, санитарных дружин.
2.3. Территориальное общественное самоуправление, являющееся юридическим лицом, имеет право также на:
2.3.1. Создание объектов коммунально-бытового назначения на территории территориального общественного самоуправления в соответствии с действующим законодательством за счет собственных средств, добровольных взносов, пожертвований населения, иных юридических и физических лиц;
2.3.2. Осуществление функций заказчика по строительным и ремонтным работам, производимым за счет собственных средств на объектах территориального общественного самоуправления;
2.3.3. Определение в соответствии со своим уставом штата и порядка оплаты труда работников органов территориального общественного самоуправления;
2.3.4. Осуществление иных полномочий, предусмотренных действующим законодательством, Уставом Старооскольского городского округа, уставом территориального общественного самоуправления.
2.4. Высшим органом управления территориального общественного самоуправления является общее собрание (конференция) граждан.
Собрание (конференция) граждан может созываться органами местного самоуправления городского округа, органами территориального общественного самоуправления или инициативными группами граждан по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
В случае созыва собрания (конференции) инициативной группой, при наличии на данной территории территориального общественного самоуправления, численность инициативной группы не может быть менее 10 % жителей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. Собрание (конференция) граждан, созванное инициативной группой, проводится не позднее 30 дней после письменного обращения инициативной группы в орган территориального общественного самоуправления.
2.5. Граждане Российской Федерации, не проживающие на территории городского округа, но имеющие на территории соответствующего территориального общественного самоуправления недвижимое имущество, принадлежащее им на праве собственности, также могут участвовать в работе собраний (конференций) с правом совещательного голоса.
За 10 дней до дня проведения собрания (конференции) граждан о его проведении должны быть уведомлены администрация городского округа и граждане, проживающие на данной территории.
2.6. Решения собраний (конференций) граждан принимаются большинством голосов присутствующих граждан, оформляются протоколом и в течение 10 дней доводятся до сведения органов местного самоуправления городского округа и подлежат обнародованию.
2.7. Решения собраний (конференций) граждан территориального общественного самоуправления для органов местного самоуправления городского округа, юридических лиц и граждан, а также решения его органов, затрагивающие имущественные и иные права граждан, объединений собственников жилья и других организаций, носят рекомендательный характер.
Решения собраний (конференций) граждан территориального общественного самоуправления или его органов, не соответствующие федеральному законодательству и законодательству Белгородской области, нормативным правовым актам городского округа, могут быть отменены в судебном порядке.
2.8. К полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:
2.8.1. Исключительные полномочия:
1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;
2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;
3) избрание органов территориального общественного самоуправления;
4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета об ее исполнении;
6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.
2.8.2. К полномочиям собрания (конференции) граждан также относятся:
1) решение об учреждении или прекращении деятельности территориального общественного самоуправления;
2) внесение изменений в состав органов территориального общественного самоуправления;
3) утверждение программы деятельности территориального общественного самоуправления по социально-экономическому развитию соответствующей территории и отчета по ее исполнению;
4) досрочное прекращение полномочий (роспуск) территориального общественного самоуправления, а также отзыв отдельных членов органов территориального общественного самоуправления;
5) решение в пределах полномочий иных вопросов, затрагивающих интересы граждан соответствующей территории.
2.9. Для организации и осуществления функций, отнесенных к компетенции территориального общественного самоуправления, собрание или конференция избирает подотчетные им органы территориального общественного самоуправления, которые могут быть коллегиальными или единоличными.
Коллегиальные органы территориального общественного самоуправления могут быть образованы в виде комитетов или советов микрорайонов, улиц, кварталов, домов.
Единоличные органы территориального общественного самоуправления могут быть представлены председателями квартальных, уличных, дворовых комитетов.
При небольшом числе жителей могут быть избраны старшие по подъезду, по дому.
В границах территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, учреждается только один орган территориального общественного самоуправления.
2.10. Избрание состава органов территориального общественного самоуправления проводится открытым голосованием.
2.11. Форма работы органов территориального общественного самоуправления, порядок принятия ими решений устанавливается# территориальным общественным самоуправлением самостоятельно и отражается# в его уставе.
2.12. Органы территориального общественного самоуправления:
1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств бюджета городского округа;
4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
2.13. Органы территориального общественного самоуправления вправе осуществлять взаимодействие с органами местного самоуправления городского округа, депутатами, избранными на соответствующей территории и должностными лицами местного самоуправления городского округа в целях решения вопросов местного значения.
Отношения органов территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления городского округа строятся на основе договоров и соглашений.
Договоры заключаются на выполнение переданных органу территориального общественного самоуправления полномочий, осуществление работ и предоставление услуг. В них должны быть указаны объемы и сроки выполнения работ и услуг, порядок финансирования, условия выделения имущества, обязательства сторон. Соглашения могут заключаться названными сторонами по всему комплексу их отношений.
Порядок выделения необходимых средств из бюджета городского округа, предусмотренных договорами и соглашениями, определяется решениями Совета депутатов.
2.14. Территориальные общественные самоуправления могут объединяться в союзы (ассоциации).
3. Экономическая и финансовая основа территориального общественного самоуправления
3.1. К собственности территориального общественного самоуправления относятся денежные средства и имущество, создаваемое или приобретаемое за счет собственных средств, либо по иным основаниям в соответствии с законодательством.
Владение, пользование и распоряжение собственностью осуществляют собрания граждан по месту жительства, а также по их поручению - органы территориального общественного самоуправления.
Порядок распоряжения собственностью территориального общественного самоуправления, объём и условия осуществления правомочий собственника органом территориального общественного самоуправления устанавливаются уставом территориального общественного самоуправления.
3.2. Финансовые ресурсы территориального общественного самоуправления состоят из собственных, заемных, а также средств, передаваемых им из бюджета городского округа под определенные цели в пределах полномочий, установленных законодательством.
Собственные финансовые ресурсы образуются за счет доходов от экономической деятельности органов территориального общественного самоуправления, добровольных взносов и пожертвований предприятий, организаций, учреждений и граждан, а также других, не запрещенных действующим законодательством поступлений.
Органы территориального общественного самоуправления самостоятельно используют имеющиеся в их распоряжении финансовые ресурсы в соответствии с уставными целями, программами социально-экономического развития соответствующих территорий и заключенными договорами.
Распоряжение финансовыми средствами осуществляется органом территориального общественного самоуправления на основе соответствующих смет доходов и расходов. Годовой отчет об исполнении сметы рассматривается и утверждается собранием (конференцией) граждан.
Контроль за поступлением и расходованием финансовых средств осуществляется органами территориального общественного самоуправления, а в случаях получения средств из бюджета городского округа - уполномоченным на то Главой администрации органом.
Органы местного самоуправления городского округа, а также граждане не несут ответственность по имущественным и финансовым обязательствам органа территориального общественного самоуправления.
3.3. Территориальному общественному самоуправлению, являющемуся юридическим лицом, для реализации социальных программ органы местного самоуправления городского округа вправе оказывать финансовую поддержку в пределах полномочий, определенных законодательством.
Условия выделения средств из бюджета городского округа:
необходимые средства для осуществления территориального общественного самоуправления должны быть предусмотрены в бюджете городского округа на соответствующий финансовый год;
средства бюджета городского округа выделяются на осуществление хозяйственной деятельности по благоустройству территории, иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории.
3.4. Средства бюджета городского округа выделяются на основании договора, заключаемого в порядке, установленном законодательством, в том числе Федеральным законом "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Территориальное общественное самоуправление представляет отчеты об использовании средств бюджета городского округа в порядке и сроки, установленные договором.
4. Гарантии территориального общественного самоуправления
4.1. Органы местного самоуправления городского округа предоставляют органам территориального общественного самоуправления необходимую для развития закрепленной территории информацию.
4.2. Органы местного самоуправления городского округа содействуют становлению и развитию территориального общественного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
5. Ответственность территориального общественного самоуправления и его органов перед органами местного самоуправления
5.1. Органы и выборные лица территориального общественного самоуправления несут равную ответственность за соблюдение настоящего Порядка, устава территориального общественного самоуправления, за исполнение заключенных договоров и соглашений по исполнению взятых на себя обязательств и полномочий в соответствии с уставом территориального общественного самоуправления.
5.2. Ответственность органов территориального общественного самоуправления перед гражданами наступает в случае нарушения этими органами действующего законодательства, настоящего Порядка, устава территориального общественного самоуправления, либо утраты этим органом или выборным лицом доверия со стороны граждан. Основания и виды ответственности органов территориального общественного самоуправления и выборных лиц территориального общественного самоуправления определяются действующим законодательством, уставом территориального общественного самоуправления.
5.3. Органы территориального общественного самоуправления отчитываются о своей деятельности не реже одного раза в год на собраниях (конференциях) граждан территориального общественного самоуправления.
5.4. Органы местного самоуправления городского округа вправе устанавливать условия и порядок осуществления контроля за реализацией органами территориального общественного самоуправления переданных им полномочий, осуществлять контроль за их исполнением.
6. Прекращение деятельности территориального общественного самоуправления
6.1. Деятельность территориального общественного самоуправления, являющегося юридическим лицом, прекращается в соответствии с действующим законодательством добровольно на основании решения собрания (конференции) граждан либо на основании решения суда в случае нарушения требований действующего законодательства.
6.2. Деятельность территориального общественного самоуправления, не являющегося юридическим лицом, может прекратиться на основании решения собрания (конференции) граждан либо постановления Главы администрации в случае фактического прекращения деятельности территориального общественного самоуправления более одного года со дня проведения последнего собрания (конференции) граждан территориального общественного самоуправления.
6.3. Решение собрания (конференции) граждан территориального общественного самоуправления о прекращении деятельности территориального общественного самоуправления являющегося юридическим лицом (не являющегося юридическим лицом) направляется в администрацию городского округа в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения.
6.4. При ликвидации территориального общественного самоуправления, бюджетные средства и имущество, находящееся на балансе, приобретенное за счёт бюджетных средств или переданное органами местного самоуправления городского округа, возвращается в состав муниципальной собственности городского округа.
6.5. Иные финансовые средства и имущество, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов направляются на цели, определяемые решением собрания (конференции) граждан о ликвидации территориального общественного самоуправления, а в спорных случаях - в порядке, определенном решением суда.
6.6. Решение# об использовании оставшегося имущества обнародуются.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 7 октября 2008 г. N 189 "Об утверждении Порядка организации и осуществления территориального общественного самоуправления на территории Старооскольского городского округа Белгородской области"
Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст решения опубликован в газете "Оскольский край" от 21 октября 2008 г. N 188 - 189
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 19 августа 2022 г. N 681
Изменения вступают в силу с 23 августа 2022 г.
Решение Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 27 ноября 2020 г. N 436
Изменения вступают в силу с 1 декабря 2020 г.
Решение Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 21 сентября 2018 г. N 147
Изменения вступают в силу с 28 сентября 2018 г.
Решение Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 10 февраля 2017 г. N 524
Решение Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 28 декабря 2011 г. N 683
Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.