Типовая инструкция
по организации защиты объектов здравоохранения (медицинских учреждений) на территории Белгородской области от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера
Утверждена антитеррористической комиссией Белгородской области 4 июня 2013 г.
1. Введение
1.1. Типовая инструкция по обеспечению антитеррористической защищённости (далее - Инструкция) определяет совокупность основных мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов здравоохранения, медицинских учреждений (далее - МУ).
Целью Инструкции является упорядочение в Белгородской области деятельности по обеспечению антитеррористической безопасности объектов здравоохранения. Инструкция носит отраслевой характер и подготовлена на основе ведомственных требований, с учетом федерального законодательства, нормативно-правовой базы Белгородской области, рекомендаций НАК, а также накопленного практического опыта.
Типовая инструкция предназначена для использования лечебно-профилактическими учреждениями в организации защиты объектов, а также для контролирующих, надзирающих и исполнительных органов при изучении и проверке антитеррористической защиты объекта.
Типовая инструкция не носит нормативного характера, вместе с тем она устанавливает общие подходы к обеспечению защиты объектов, в т.ч. их инженерно-технической укреплённости, порядку организации охраны, осуществления пропускного и внутриобъектового режимов, а также ведению соответствующей документации.
Будучи согласованной на межведомственном уровне, она также устанавливает общие критерии оценки надежности мер по антитеррористической защите объектов единые, как для хозяйствующих субъектов, так и для контролирующих и надзорных органов.
1.2. Виды, система и порядок (способы) охраны объектов регулируются федеральными законами от 14.04.1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране", от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 г. N 587 "Вопросы частной детективной и охранной деятельности", руководящим документом МВД РФ РД 78.36.003-2002 "Инженерно-техническая укреплённость. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств", постановлением губернатора Белгородской области от 12.10.2009 года N 94 "Об утверждении Правил обеспечения инженерно-технической укреплённости и оборудования сигнализацией объектов в Белгородской области", ведомственными нормативными актами, условиями договора на охрану объекта, а также настоящей Типовой инструкцией.
1.3. Обеспечение антитеррористической защищенности медицинских учреждений предусматривает комплексное использование инженерно-технических средств и режимных мер, направленных на обеспечение безопасного функционирования МУ, реализация которых позволит свести к минимуму вероятность в отношении объектов здравоохранения террористического акта.
Мероприятия по антитеррористической защищенности включают:
определение возможных террористических угроз;
разработку и проведение комплекса мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности МУ;
оценку возможных последствий террористического акта;
разработку и проведение комплекса мероприятий, направленных на минимизацию (ликвидацию) последствий террористического акта;
совершенствование координации и повышение эффективности взаимодействия с территориальными органами безопасности, органами внутренних дел Российской Федерации, территориальными органами МЧС России, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при проведении антитеррористических мероприятий, а также в случае совершения террористического акта.
1.4. Администрация объектов здравоохранения осуществляет следующие функции по обеспечению антитеррористической защищённости объекта:
разрабатывает планы действий (инструкции) администрации, персонала и лиц, находящихся на территории МУ, в условиях возникновения террористической угрозы или совершения террористического акта, а также по минимизации (ликвидации) последствий террористических актов, обеспечивает их исполнение;
организует охрану, пропускной режим на территории МУ, дежурства администрации и персонала учреждения;
обеспечивает обустройство МУ инженерно-техническими средствами, техническими средствами охраны и т.п.;
проводит обучение персонала МУ действиям в случаях возникновения террористической угрозы или совершения террористического акта;
утверждает схемы эвакуации персонала и лиц, находящихся на территории МУ;
разрабатывает системы оповещения и связи в условиях возникновения террористической угрозы или совершения террористического акта;
организует взаимодействие с территориальными органами безопасности, органами внутренних дел, территориальными органами МЧС России, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Белгородской области при возникновении террористической угрозы или совершения террористического акта;
проводит проверки состояния антитеррористической защищённости МУ;
оформляет и корректирует паспорт антитеррористической защищённости МУ.
1.5. Основными задачами охраны являются:
- защита охраняемых объектов, предупреждение и пресечение противоправных посягательств и административных правонарушений на охраняемых объектах;
- обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов;
- участие в локализации и ликвидации возникших ЧС, в том числе вследствие диверсионно-террористических акций.
Система охраны объекта здравоохранения включает в себя совокупность сил и средств для выполнения задач по охране и обороне МУ. Она должна соответствовать технологическим особенностям охраняемого объекта, уровню его оборудования инженерно-техническими средствами охраны (ИТСО), обстановке в его окружении и обеспечивать наиболее эффективное и экономически рациональное использование имеющихся сил и средств.
Система охраны МУ должна строиться эшелонировано: на подступах к нему (в охранной зоне, определяемой ведомственными регламентирующими документами), по его периметру, на КПП и на наиболее важных производственных (технологических) диверсионно-уязвимых участках, обеспечивающих устойчивое функционирование объекта.
Система и способ охраны отражаются в документации по организации охраны объекта.
Важная роль принадлежит системе профилактических мероприятий, которая, как правило, включает в себя регулярное получение информации о состоянии защищенности объекта, выделенных участков (зон); своевременное вскрытие недостатков и нарушений технологических регламентов работы ИТСО, выявление лиц, пытающихся без видимых оснований или при подозрительных обстоятельствах проникнуть на объект здравоохранения.
2. Обеспечение охраны объекта здравоохранения
2.1. Общие положения
2.1.1. Ответственность за обеспечение антитеррористической защиты объекта здравоохранения несет его руководитель.
2.1.2. Подразделения охраны несут ответственность согласно договору на охрану объекта.
2.1.3. Под охраной объекта подразумевается комплекс мер, направленных на своевременное выявление угроз и предотвращение нападения на охраняемые объекты, совершения террористического акта, других противоправных посягательств в т.ч. экстремистского характера, а также возникновения чрезвычайных ситуаций.
2.1.4. Охрана объектов здравоохранения может осуществляться сотрудниками ОВД, военизированными (ВОХР) и сторожевыми подразделениями вневедомственной или ведомственной охраны, частными охранными предприятия (ЧОП) (далее - наряд охраны), с помощью технических средств посредством вывода сигналов тревоги на местные (автономные) пульты охраны с обязательной подачей экстренного сигнала тревоги в дежурную часть территориального органа внутренних дел (ДЧ ОВД) или на пункты централизованной охраны (ПЦО) территориальных ОВО либо сочетанием этих видов охраны.
2.1.5. На объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации может функционировать внутриобъектовая (собственная) служба безопасности, которая координирует свою деятельность с деятельностью подразделений охраны либо выполняет их функции.
2.1.6. Для несения службы по охране объектов подбираются сотрудники (работники) ВОХР, сторожевой охраны, ЧОПов имеющие соответствующую подготовку, годные по состоянию здоровья, своим моральным и деловым качествам к этой работе.
2.1.7. В целях повышения уровня защиты охраняемых объектов согласно договору нарядами охраны могут применяться служебные собаки.
2.1.8. Лица, имеющие непосредственный доступ к организации системы охраны - предупреждаются администрацией объекта о недопустимости разглашения сведений о режиме охраны объекта и правилах пользования ТСО.
2.1.9. Руководитель объекта здравоохранения обязан:
- организовать охрану объекта и проводить регулярные, а также внеплановые проверки организации его охраны, технической укрепленности, оснащенности средствами охранно-пожарной сигнализации (ОПС) и выполнение сторонами обязанностей по договору;
- проводить совместно с руководителем службы охраны (или лицом, назначенным приказом по учреждению ответственным за безопасность) детальный анализ особенностей охраны объекта с определением уязвимых мест. Разрабатывать исходные требования на оборудование объекта ТСО;
- организовать разработку планов обеспечения безопасности объекта (текущий и перспективный), принимать меры организационного характера (издание соответствующих приказов, иной документации) по совершенствованию системы охраны);
- обеспечивать неразглашение особенностей функционирования аппаратуры сигнализации и связи; разъяснять персоналу объекта необходимость соблюдения этого требования;
- организовать соблюдение пропускного и внутриобъектового режимов;
- обеспечивать своевременный капитальный ремонт инженерных коммуникаций, кабельных линий, модернизацию ТСО;
- совместно с должностными лицами подразделения охраны организовать обучение руководящего состава, сотрудников службы безопасности и персонала объекта действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций и обстоятельств;
- проводить совместно с руководителем службы охраны (или лицом, назначенным приказом по учреждению ответственным за безопасность) тренировки с сотрудниками охранных структур для выработки и приобретения навыков по осуществлению необходимых мероприятий, как при обнаружении подозрительных лиц и предметов, взрывных устройств, других признаков подготовки терактов, так и мер по локализации и минимизации его последствий.
2.1.10. Обязанности сотрудника охраны объекта определяются должностной инструкцией, инструкцией по пропускному и внутриобъектовому режиму, планом охраны объекта, разрабатываемых администрацией объекта с учетом Типовой инструкции.
В них сотруднику охраны определяется:
- место несения службы;
- задачи по несению службы и ответственность за их невыполнение;
- порядок приема и сдачи поста, его особенности;
- список ответственных лиц учреждения, имеющих право вскрытия помещений и доступа на объект в любое время суток, порядок связи с этими работниками;
- порядок допуска в охраняемые помещения в нерабочее время лиц из числа персонала объекта;
- порядок взаимодействия с персоналом службы безопасности и другими работниками объекта;
- порядок приема под охрану и снятия с охраны помещений объекта, выведенных на пульт;
- порядок проверки исправности ТСО и связи;
- порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций, при нарушении посетителями правил посещения объекта;
- порядок действий при получении сигнала "тревога", а также при проведении учебных тренировок персонала объекта;
- порядок связи с нарядами соседних постов, персоналом службы безопасности, дежурными ПЦО и территориальных органов внутренних дел;
- порядок (периодичность) доклада руководству подразделения охраны об обстановке и результатах несения службы;
- порядок действий при проведении на объекте массовых мероприятий;
- порядок действий и использования спецтехники для выявления мест возможного сокрытия средств террора в автомобильном транспорте и ручной клади при осуществлении пропускного режима;
- время и место приема пищи.
2.1.11. Наряд охраны объекта непосредственно подчиняется начальнику охраны (старшему наряда).
2.1.12. На постах охраны с учетом их функциональности рекомендуется иметь следующую документацию:
- должностную инструкцию (выписку из табеля постам, памятку) сотрудника охраны объекта;
- инструкцию по пропускному и внутриобъектовому режиму;
- инструкцию (памятку) по действиям должностных лиц и персонала объекта здравоохранения в чрезвычайных ситуациях;
- правила пользования техническими средствами охраны;
- журнал приема и сдачи дежурства;
- журнал "Об оперативной обстановке и принятых мерах";
- журнал регистрации посетителей;
- журнал регистрации въезда (выезда) автотранспорта;
- другие необходимые документы по усмотрению руководителя объекта.
В зависимости от характера объекта допускается объединение отдельных журналов в единый.
2.2. Организация службы по охране объектов
2.2.1. Подразделения охраны в соответствии с условиями договора обеспечивают:
- пропускной и внутриобъектовый режимы, взаимодействие со службой безопасности объекта, администрацией;
- охрану объекта или отдельных его помещений, материальных ценностей, выставление постов и маршрутов патрулирования согласно дислокации, контроль за действиями персонала, посетителей (пациентов и т.п.), охрану общественного порядка и пресечение правонарушений в зоне постов и маршрутов патрулирования в рамках своей компетенции;
- реагирование на сигналы срабатывания средств ОПС и тревожной сигнализации;
- пресечение несанкционированных проникновений на охраняемый объект;
- участие в локализации и ликвидации возникших ЧС, в том числе вследствие диверсионно-террористических акций.
2.2.2. Сотрудники охраны выполняют служебные обязанности в составе наряда охраны в форменной одежде, экипированные средствами индивидуальной защиты и вооруженные в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность службы осуществляющей охрану объекта.
Применение оружия и специальных средств осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2.2.3. Должностными лицами подразделения охраны проверяется готовность наряда перед заступлением на службу к ее несению и проводится инструктаж. В инструктаже наряда охраны могут принимать участие руководители объектов, руководящий и инспекторский состав управлений (отделов) вневедомственной охраны территориальных органах внутренних дел, руководства органов внутренних дел.
2.2.4. Контроль за несением нарядом службы по охране объекта осуществляется должностными лицами подразделения охраны и органов внутренних дел, руководителями объектов в соответствии с требованиями руководящих и иных регламентирующих документов.
2.2.5. Должностные лица, уполномоченные на проверку, имеют право:
- знакомиться с документами делопроизводства по вопросам режима и организации охраны;
- проверять организацию службы охраны объектов и исправность ТСО;
- получать от должностных лиц подразделения охраны информацию о происшествиях и ЧС, связанных с охраной объектов;
- давать письменные предложения о временном усилении охраны объекта или его отдельных помещений (подразделений) объектов в пределах установленной штатной численности личного состава.
Результаты проверки организации охраны объекта, предложения по устранению выявленных недостатков оформляются актом.
2.2.6. Органами исполнительной власти области (рабочими группами антитеррористической комиссии), в соответствии с планами-заданиями, периодически проводится изучение состояния защищенности объектов здравоохранения с целью выявления проблемных вопросов и принятия мер к их разрешению.
2.3. Обязанности сотрудника охраны объекта
2.3.1. В компетенцию сотрудника охраны входит:
- проверка документов и пропусков у лиц, проходящих на охраняемый объект или выходящих с объекта;
- проведение в установленном порядке досмотра (осмотра) вещей, задержание (недопущение прохода) нарушителей пропускного режима, а также лиц, пытающихся незаконно вывезти-ввезти (вынести-внести) оружие, боеприпасы, взрывные устройства, взрывчатые вещества, другие средства террора;
- контроль за работой приборов охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации установленных на КПП;
- сообщение о срабатывании сигнализации непосредственному начальнику, а при необходимости в подразделение охраны, орган внутренних дел, пожарную охрану;
- принятие мер к задержанию (в рамках установленных полномочий) правонарушителей;
- участие в ликвидации пожара, предупреждении угрозы взрыва;
- прием под охрану от материально ответственных лиц помещений для хранения материальных ценностей, включенных в зону охраны поста.
2.3.2. Сотрудник охраны должен знать:
- руководящие документы, определяющие организацию пропускного режима на охраняемом объекте;
- правила внутриобъектового режима;
- структуру предприятия и режим работы его подразделений;
- образцы различных видов пропусков, накладных, подписей должностных лиц, имеющих право давать распоряжения на проход на охраняемую территорию отдельных категорий работников, которым предоставлено право прохода по ведомственным служебным удостоверениям;
- порядок пропуска аварийных бригад при стихийных бедствиях, пожарах, аварий и других чрезвычайных ситуациях;
- правила досмотра (осмотра) вещей, а также проверок вывозимого (ввозимого) груза;
- места возможного сокрытия и признаки средств террора в автомобильном транспорте и ручной клади при реализации задач пропускного режима;
- правила пользования техническими средствами для обнаружения взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, средствами охранной и охранно-пожарной сигнализации;
- порядок задержания правонарушителей и оформления на них материалов задержания (в рамках установленной компетенции);
- правила техники безопасности и производственной санитарии;
- расположение первичных средств пожаротушения и связи, порядок пользования ими.
2.3.3. Сотрудник охраны в процессе несения службы обязан выполнять комплекс мероприятий, направленных на недопущение совершения на территории учреждения террористических актов и возникновения других чрезвычайных обстоятельств, для чего необходимо:
а) При приеме (сдаче) дежурства:
- совместно со сменяемым сотрудником охраны осуществить обход и осмотр контролируемой территории, а также обследование технической укрепленности подвалов, чердаков, окон, дверей с целью изучения оперативной обстановки и обнаружения подозрительных предметов. При обнаружении таковых или выявлении взломанных дверей, окон, замков, отсутствия пломб и печатей немедленно доложить руководителю учреждения (ответственному должностному лицу);
- ознакомиться с имеющимися инструкциями;
- уточнить систему экстренного вызова сотрудников ОВД, руководства учреждения, службы спасения и проверить работоспособность охранной, аварийной и пожарной сигнализаций, средств связи;
- принять имеющуюся документацию (инструкции, журналы, план действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, материальные ценности др.) согласно описи;
- с разрешения ответственного должностного лица администрации учреждения принять (сдать) дежурство.
б) Во время дежурства:
- осуществлять пропускной режим, регистрируя посторонних лиц в журнале посетителей;
- обеспечивать въезд и выезд автотранспорта на территорию учреждения на основании пропуска или другого разрешительного документа, определенного администрацией учреждения. При этом регистрировать в специальном журнале марку машины, государственный номер, время въезда и выезда;
- контролировать правомерность парковки автотранспорта в непосредственной близости от учреждения. В случае выявления нарушений правил стоянки и остановки автотранспорта и неповиновения со стороны водителя сообщать об этом в дежурную часть ОВД и руководству учреждения;
- осуществлять в дневное и ночное время обход и осмотр территории учреждения согласно схемы-маршрута, а при выявлении каких-либо нарушений информировать руководителя учреждения или ответственное должностное лицо;
- вести журнал "Об оперативной обстановке и принятых мерах", в котором отражать: результаты осмотра территории учреждения - кому доложено; выявленные в течение суток нарушения или ситуации, вызывающие подозрения - кому доложено и какие меры реагирования приняты; результаты обследования технической укрепленности объектов учреждения - кому доложено; информацию о проведенных учениях, тренировках по обеспечению безопасности - время, тема, руководитель, участники; результаты проверок несения службы - кто проверял, выявленные недостатки. В данном журнале может делаться отметка о приеме и сдаче дежурства.
Совместно с администрацией учреждения:
- контролировать обстановку в арендуемых в здании учреждения помещениях и на прилегающих к ним территориях;
- инструктировать работников учреждения о порядке действий при обнаружении брошенных (оставленных) предметов, мобильных телефонов, сумок, кошельков и т.п.
- содействовать правоохранительным органам при проведении ими оперативно-розыскных мероприятий на территории учреждения.
2.3.4. Сотруднику охраны запрещается:
- оставлять пост без разрешения, в случае внезапного заболевания оповестить старшего наряда и продолжать нести службу до прибытия замены;
- принимать от любых лиц какие-либо предметы;
- передавать или предъявлять, кому бы то ни было, табельное оружие, за исключением прямых начальников;
- допускать на охраняемый объект лиц с оружием, за исключением случаев, предусмотренных инструкцией о пропускном режиме;
- самостоятельно сдавать на ПЦО под охрану и снимать из-под охраны помещения объекта.
- сообщать посторонним лицам какие-либо сведения об обстановке на объекте, пароль, а также присвоенные пультовые номера;
- разглашать сведения об особенностях объекта, порядке хранения ценностей и организации охраны.
2.3.5. При нападении на объект наряд охраны (постовой), работники данного объекта или сотрудники службы безопасности с помощью тревожной сигнализации или иным способом, используя все имеющиеся каналы связи, подают сигнал "тревога" в дежурную часть органа внутренних дел или на ПЦО ОВО или иным способом, используя все имеющиеся каналы связи.
После подачи сигнала "тревога" наряд охраны (постовой) принимает меры для пресечения противоправных действий, задержания правонарушителей и усиления охраны, наблюдения за подходами к объекту. По прибытии наряда сотрудников ОВД поступает в распоряжение старшего наряда и действует по его указанию.
Персонал объекта по сигналу "тревога" прекращает основную деятельность, эвакуируется в безопасное место, в дальнейшем действуют по заранее разработанной инструкции на случай чрезвычайных ситуаций.
3. Разрабатываемая документация
В целях организации надежной антитеррористической защиты объекта рекомендуется иметь следующие документы:
- положение об организации охраны и защиты объекта (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта);
- план охраны (по защите и прикрытию) объекта при угрозе или совершении террористического акта (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта, согласуется с территориальными подразделениями МВД, УФСБ и МЧС);
- инструкцию по пропускному и внутриобъектовому режиму (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта, согласуется с руководителем подразделения охраны и доводится всем сотрудникам объекта);
- инструкцию (памятку) по действиям должностных лиц и персонала объекта в чрезвычайных ситуациях;
- должностные инструкции сотрудникам подразделения охраны (утверждаются руководителем учреждения, подписываются ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта, согласуются с руководством подразделения охраны);
- паспорт безопасности объекта (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по гражданской обороне и предупреждению ЧС, согласуется с территориальным органом МЧС);
- паспорт антитеррористической защищенности объекта (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта, согласуется с территориальными подразделениями МВД, УФСБ);
- паспорт территории объекта (электронный документ в формате Ms. Power Point), согласуется с территориальным органом МЧС;
- план эвакуации персонала и больных при угрозе и возникновении пожаров и чрезвычайных ситуаций;
- схему оповещения сотрудников, задействуемых в мероприятиях по предотвращению или устранению последствий внештатных ситуаций;
- план обеспечения безопасности объекта (текущий и перспективный) (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта);
- перспективный план оборудования объекта инженерно-техническими средствами охраны и обеспечения безопасности (как правило, составляется на 3 - 5 лет с указанием объемов и источников финансирования, ответственных за реализацию пунктов плана) (утверждается руководителем учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта);
- функциональные обязанности должностного лица учреждения ответственного за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта (утверждаются руководителем учреждения).
4. Меры инженерно-технической укрепленности объекта
Инженерно-техническая укреплённость объекта - это совокупность мероприятий, направленных на усиление конструктивных элементов зданий, помещений и охраняемых территорий, обеспечивающее необходимое противодействие несанкционированному проникновению (случайному проходу) в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам.
Основой обеспечения надежной защиты объекта от угроз террористического характера и иных посягательств экстремистского характера является их надлежащая инженерно-техническая укрепленность в сочетании с оборудованием данного объекта системами охранной и тревожной сигнализации.
В целесообразных случаях для усиления защиты объекта и оперативного реагирования применяются системы контроля и управления доступом, охранного телевидения и оповещения.
В обоснованных случаях, по согласованию с территориальным подразделением вневедомственной охраны, допускается для защиты отдельных конструктивных элементов объекта и уязвимых мест использовать только системы контроля и управления доступом или охранного телевидения, при наличии в них устройств, выполняющих аналогичные функции систем охранной и тревожной сигнализации.
Организация и проведение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, включая оборудование объекта системами автоматической противопожарной защиты, осуществляется в соответствии с требованиями пожарной безопасности.
Пожарная сигнализация при наличии технической возможности, подключается на отдельные номера пультов централизованного наблюдения.
4.1. Ограждения периметра, отдельных участков территории объекта
4.1.1. Ограждение должно исключать случайный проход людей (животных), въезд транспорта или затруднять проникновение нарушителей на охраняемую территорию объекта, минуя главный вход (контрольно-пропускной пункт, калитки, ворота и другие официальные проходы).
4.1.2. На объектах, к которым предъявляются требования о запрете не санкционированного проникновения должно устанавливаться дополнительное ограждение для усиления основного ограждения территории объектов.
4.1.3. Ограждение, как правило, должно выполняться в виде прямолинейных участков, с минимальным количеством изгибов и поворотов, ограничивающих наблюдение и затрудняющих применение технических средств охраны.
К ограждению не должны примыкать какие-либо пристройки, кроме зданий, являющихся продолжением периметра. На последних, если это одноэтажное здание, следует также устанавливать дополнительное ограждение.
Ограждение не должно иметь лазов, проломов и других повреждений, а также не запираемых дверей, ворот и калиток.
4.1.4. Выбор конструкций и материалов основного ограждения объекта, обеспечивающих требуемую надежность защиты объекта, производится в соответствии с категорией объекта (техническим паспортом объекта, другими руководящими и нормативными документами).
4.2. Ворота, калитки
4.2.1. Ворота устанавливаются на автомобильных и железнодорожных въездах на территорию объекта. По периметру территории охраняемого объекта могут устанавливаться как основные, так и запасные или аварийные ворота.
На отдельных участках периметра объектов и с внешней стороны ворот на объектах (в соответствии с ведомственными требованиями) следует устанавливать специальные устройства для ограничения скорости движения автотранспорта, а на особо важных объектах - противотаранные устройства или использовать шлюзовую систему ворот.
4.2.2. Конструкция ворот должна обеспечивать их жесткую фиксацию в закрытом положении.
Ворота с электроприводом и дистанционным управлением должны оборудоваться устройствами аварийной остановки и открытия вручную на случай неисправности или отключения электропитания.
Ворота следует оборудовать ограничителями или стопорами для предотвращения произвольного открывания (движения).
4.2.3. При использовании замков в качестве запирающих устройств основных ворот, следует устанавливать замки гаражного типа или навесные. Запасные или аварийные ворота (запасные или аварийные) со стороны охраняемой территории должны запираться на засовы и навесные замки.
Калитка запирается на врезной, накладной замок или на засов с навесным замком.
4.3. Контрольно-пропускной пункт
4.3.1. Объект, на котором установлен пропускной режим, должен оборудоваться КПП для прохода людей и проезда транспорта.
Осмотр автотранспорта на КПП рекомендуется осуществлять с использованием смотровых площадок, эстакад.
4.3.2. Для пропуска на объект сотрудников и посетителей КПП оборудуется системой контроля доступа (турникетами). В случае если рядом с КПП отсутствуют въездные ворота, конструкция турникетов не должна препятствовать экстренной эвакуации людей.
4.3.3. Устройства управления механизмами открывания, прохода/проезда, охранным освещением и стационарными средствами досмотра должны размещаться в помещении КПП или на его наружной стене со стороны охраняемой территории. В последнем случае должен исключаться доступ к устройствам управления посторонних лиц.
4.3.4. Окна КПП и двери должны оборудоваться защитными конструкциями. Для контроля в неурочное время подъезжающего транспорта и прибывающих граждан сплошные ворота и входная дверь на территорию объекта должны быть оборудованы смотровыми окошками и "глазками", целесообразно также использовать средства видеонаблюдения и переговорное устройство.
4.3.5. Места несения службы охранниками оборудуются индивидуальными средствами защиты с целью воспрепятствования проникновению преступников, обеспечения личной защищенности охраны и возможности принятия мер противодействия.
4.3.6. В зависимости от категории объекта на КПП рекомендуется предусмотреть:
- помещение для хранения и оформления пропусков (карточек);
- камеру хранения личных вещей персонала и посетителей объекта;
- комнату досмотра;
- помещение для сотрудников охраны и размещения технических средств охраны.
4.4. дверные конструкции
4.4.1. Входные двери объектов должны быть исправными, хорошо подогнанными под дверную коробку и обеспечивать надежную защиту помещений объекта.
Двери должны открываться свободно и по направлению выхода из здания.
Двухстворчатые двери должны оборудоваться двумя стопорными задвижками (шпингалетами), устанавливаемыми в верхней и нижней части одного дверного полотна.
4.4.2. Дверные проемы (тамбуры) центрального и запасных входов на объект, при отсутствии вблизи них постов охраны, следует оборудовать дополнительной запирающейся дверью.
При невозможности установки дополнительных дверей необходимо входные двери блокировать техническими средствами охраны раннего обнаружения, подающими тревожное извещение при попытке подбора ключей или взлома двери.
4.5. Оконные конструкции
4.5.1. Оконные конструкции (окна, форточки, фрамуги) во всех помещениях охраняемого объекта должны быть остеклены, иметь надежные и исправные запирающие устройства, в целесообразных случаях оборудованы ТСО.
4.5.2. Оборудование оконных конструкций не должно противоречить требованиям Правил пожарной безопасности в Российской Федерации.
Решетки должны обеспечивать, как надежную защиту оконного проема, так и быструю эвакуацию людей из помещения в экстремальных ситуациях.
При установке защитного остекления всех классов - решетки, ставни, жалюзи и др. силовые элементы на окна могут не устанавливаться.
4.6. Другие технологические каналы
Двери и коробки чердачных и подвальных дверей (погрузо-разгрузочных люков) по конструкции и прочности должны быть аналогичными входным наружным дверям, закрываться на замки и опечатываться должностными лицами, определенными администрацией объекта.
На дверях указанных помещений должна быть информация о месте хранения ключей.
5. Оборудование объекта техническими средствами охранной и тревожной сигнализации
5.1. Защита периметра территории и открытых площадок
5.1.1. Технические средства периметральной охранной сигнализации должны выбираться в зависимости от вида предполагаемой угрозы объекту, требований к уровню его защищенности, помеховой обстановки, рельефа местности, протяженности и технической укрепленности периметра, типа ограждения, наличия дорог вдоль периметра, зоны отторжения, ее ширины.
5.1.2. Охранная сигнализация периметра объекта проектируется, как правило, однорубежной.
В целесообразных случаях для усиления охраны, определения направления движения нарушителя, блокировки уязвимых мест следует применять многорубежную охрану.
5.1.3. Технические средства охранной сигнализации периметра могут размещаться на ограждении, зданиях, строениях, сооружениях или в зоне отторжения. Охранные извещатели должны устанавливаться на стенах, специальных столбах или стойках, обеспечивающих отсутствие колебаний, вибраций.
5.1.4. Периметр, с входящими в него воротами и калитками, следует разделять на отдельные охраняемые участки (зоны) с подключением их отдельными шлейфами сигнализации к ППК малой емкости или к пульту внутренней охраны, установленных на КПП или в специально выделенном помещении охраны объекта. Длина участка определяется исходя из тактики охраны, технических характеристик аппаратуры, конфигурации внешнего ограждения, условий прямой видимости и рельефа местности, но не более 200 м для удобства технической эксплуатации и оперативности реагирования.
Основные ворота должны выделяться в самостоятельный участок периметра. Запасные ворота, калитки должны входить в тот участок периметра, на котором они находятся.
5.1.5. В качестве пультов внутренней охраны могут использоваться ППК средней и большой емкости (концентраторы), системы передачи извещений (СПИ), автоматизированные системы передачи извещений (АСПИ) и радиосистемы передачи извещений (РСПИ). Пульты внутренней охраны могут работать как при непосредственном круглосуточном дежурстве персонала на них, так и автономно в режиме "Самоохраны".
5.1.6. На КПП, в помещении охраны следует устанавливать технические устройства графического отображения охраняемого периметра (компьютер, световое табло с мнемосхемой охраняемого периметра и другие устройства).
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5.1.9. Все оборудование, входящее в систему охранной сигнализации периметра должно иметь защиту от вскрытия.
5.2. Защита здания, помещений
5.2.1. Техническими средствами охранной сигнализации рекомендуется оборудовать все уязвимые места здания (окна, двери, люки, вентиляционные шахты, короба и т. и.), через которые возможно несанкционированное проникновение в помещения объекта.
5.2.2. Устанавливаемые в зданиях технические средства охраны должны вписываться в интерьер помещения и по возможности устанавливаться скрыто или маскироваться.
5.3. Защита персонала и посетителей объекта
5.3.1. Для оперативной передачи сообщений на ПЦО ОВО или дежурную часть органа внутренних дел непосредственно или через специализированные охранные структуры о противоправных действиях в отношении персонала или посетителей объект должен оборудоваться устройствами тревожной сигнализации (ТС): механическими кнопками, радиокнопками, радиобрелоками, мобильными телефонными системами (МТС), педалями, оптико-электронными извещателями и другими устройствами.
Система тревожной сигнализации организуется "без права отключения".
Ручные и ножные устройства ТС должны размещаться в местах, по возможности незаметных для посетителей.
5.3.2. Устройства ТС на объекте рекомендуется устанавливать:
- на постах и в помещениях охраны, расположенных в здании, строении, сооружении и на охраняемой территории;
- у центрального входа и запасных выходах в здание;
- на охраняемой территории у центрального входа (въезда) и запасных выходах (выездах);
- в кабинетах руководства организации;
- в других местах по указанию руководителя (собственника) объекта или по рекомендации сотрудника охраны.
6. Применение систем охранного телевидения
6.1. Системы охранного телевидения (СОТ) должны обеспечивать передачу визуальной информации о состоянии охраняемых зон, помещений, периметра и территории объекта в помещение охраны. Применение охранного телевидения позволяет в случае получения извещения о тревоге определить характер нарушения, место нарушения, направление движения нарушителя, определить оптимальные меры противодействия и своевременно подать сигнал тревоги в органы внутренних дел.
6.2. На объекте телевизионными камерами (ТК) следует оборудовать:
- периметр территории;
- КПП;
- главный и служебные входы;
- другие помещения по усмотрению руководства (собственника) объекта или по рекомендации подразделения охраны.
6.3. В темное время суток, если освещенность охраняемой зоны ниже чувствительности ТК, объект (зона объекта) должен оборудоваться охранным освещением видимого или инфракрасного диапазона. Зоны охранного освещения должны совпадать с зоной обзора ТК. При использовании СОТ цветного изображения применение инфракрасного освещения недопустимо. Кроме того, СОТ цветного изображения не рекомендуется применять на периметре территории.
Для записи телевизионных изображений могут применяться видеонакопители.
7. Создание системы оповещения
7.1. Система оповещения на охраняемом объекте и его территории создается для оперативного информирования людей о возникшей или приближающейся внештатной ситуации (аварии, пожаре, стихийном бедствии, нападении, террористическом акте) и координации их действий. Порядок оповещения определяется руководителем объекта.
7.2. Оповещение людей, находящихся на объекте, должно осуществляться с помощью технических средств, которые должны обеспечивать:
- подачу звуковых и/или световых сигналов в здания и помещения, на участки территории объекта с постоянным или временным пребыванием людей;
- трансляцию речевой информации о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности.
7.3. Эвакуация людей по сигналам оповещения должна сопровождаться:
- включением аварийного освещения;
- передачей специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих процесс эвакуации (скопление людей в проходах, тамбурах, на лестничных клетках и другие местах);
- включением световых указателей направления и путей эвакуации;
- дистанционным открыванием дверей дополнительных эвакуационных выходов (например, оборудованных электромагнитными замками).
7.4. Сигналы оповещения должны отличаться от сигналов другого назначения. Количество оповещателей, их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость во всех местах постоянного или временного пребывания людей.
7.5. На охраняемой территории следует применять рупорные громкоговорители. Они могут устанавливаться на опорах освещения, стенах зданий и других конструкциях.
7.6. Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости и разъемных соединений.
7.7. Коммуникации систем оповещения в отдельных случаях допускается проектировать совмещенными с радиотрансляционной сетью объекта.
7.8. Управление системой оповещения должно осуществляться из помещения охраны, диспетчерской или другого специального помещения.
8. Оборудование объекта системой охранного освещения
8.1. Периметр территории, здания охраняемого объекта должен быть оборудован системой охранного освещения согласно ГОСТ 12.1.046-85.
8.2. Охранное освещение должно обеспечивать необходимые условия видимости ограждения территории, периметра здания, зоны отторжения, тропы наряда (путей обхода).
8.3. В состав охранного освещения должны входить:
- осветительные приборы;
- кабельные и проводные сети;
- аппаратура управления.
8.4. В ночное время охранное освещение должно постоянно работать. Дополнительное охранное освещение должно включаться только при нарушении охраняемых участков в ночное время, а при плохой видимости и в дневное.
8.5. Сеть охранного освещения по периметру объекта и на территории должна выполняться отдельно от сети наружного освещения и разделяться на самостоятельные участки.
9. Особенности защиты лечебно-профилактических учреждений (поликлиник), где не предусмотрен пропускной режим
В амбулаторно-поликлинических учреждениях, где не предусмотрен пропускной режим, организуется визуальное наблюдение работниками учреждения за пациентами.
Мероприятия антитеррористической защищенности организует руководитель учреждения (возложение на сотрудников регистратуры или других подразделений обязанностей по проведению визуального наблюдения за пациентами, назначение ответственного лица за поддержанием внутреннего распорядка в учреждении и проведение еженедельных инструктажей сотрудников о террористической настороженности и др.)
В конце рабочего дня все помещения осматриваются ответственным лицом и учреждение сдаётся под охрану (сторожу или вневедомственную).
При возникновении нештатной ситуации должностные лица (сотрудники) докладывают в ОВД, ФСБ, МЧС и оперативному дежурному службы медицины катастроф, согласно Инструкции (памятки) по действиям должностных лиц и персонала объекта в чрезвычайных ситуациях.
В амбулаторно-поликлинических учреждениях разрабатываются и утверждаются следующие документы:
- инструкция (памятка) по действиям должностных лиц и персонала объекта в чрезвычайных ситуациях;
- функциональные обязанности ответственного должностного лица учреждения за поддержанием внутреннего распорядка.
Основой обеспечения надежной защиты объекта от угроз террористического характера и иных посягательств экстремистского характера является их надлежащая инженерно-техническая укрепленность, в сочетании с оборудованием данного объекта системами охранной и тревожной сигнализации.
В зависимости от категории амбулаторно-поликлинического учреждения (размещения поликлинического комплекса) могут предприниматься меры инженерно-технической укрепленности.
Обязательными являются выполнение п.п. 4.4, 4.5 и 4.6 Типовой инструкции.
В поликлиниках может устанавливаться охранная или тревожная сигнализация, а для защиты персонала и посетителей поликлиник выполняются требования п.п. 5.3.1 и 5.3.2 Типовой инструкции.
Амбулаторно-поликлинические учреждения для оперативного информирования людей о возникшей или приближающейся внештатной ситуации (аварии, пожаре, стихийном бедствии, нападении, террористическом акте) и координации их действий оборудуются техническими средствами, которые обеспечивают:
- подачу звуковых и/или световых сигналов в здании (помещении); с речевой информацией о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности.
Эвакуация людей по сигналам оповещения должна осуществляться в соответствии с п. 7.3 Типовой инструкции.
Примечание:
Структура паспорта антитеррористической защиты объектов возможных террористических посягательств - Приложение 5 к Рекомендациям
Акт комиссионной проверки антитеррористической защищенности объекта - Приложение 6 к Рекомендациям
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Типовая инструкция по организации защиты объектов здравоохранения (медицинских учреждений) на территории Белгородской области от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера
Текст инструкции официально опубликован не был