Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утвержден
постановлением Правительства
Белгородской области
от 04 февраля 2019 г. N 58-пп
Порядок
предоставления социальных услуг в стационарной и полустационарной формах социального обслуживания
1. Наименование социальной услуги
Социальное обслуживание граждан - деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам.
Социальная услуга социального обслуживания - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию помощи гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
2. Стандарт социальных услуг
2.1. Правом на получение социальной услуги обладают граждане, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании и которым предоставляются социальные услуги (социальная услуга).
2.2. Социальные услуги предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания.
Социальные услуги в полустационарной форме предоставляются их получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток.
2.3. Качество предоставления всех видов социальных услуг оценивается в соответствии с постановлением Правительства Белгородской области от 21 декабря 2006 года N 261-пп "Об утверждении Положения об отраслевой системе оплаты труда работников учреждений социальной защиты населения Белгородской области".
2.4. Для расчета подушевых нормативов финансирования единицы социальной услуги применяется нормативный метод.
Расчет подушевого норматива финансирования социальной услуги производится исходя из расчета себестоимости предоставляемой гражданину социальной услуги.
2.5. Получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг, которые определяются поставщиками социальных услуг:
- социально-бытовые;
- социально-медицинские;
- социально-психологические;
- социально-педагогические;
- социально-трудовые;
- социально-правовые;
- услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов.
2.6. Социально-бытовые услуги направлены на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту.
2.7. Качество социально-бытовых услуг:
2.7.1. Жилая площадь, предоставляемая в организациях социального обслуживания, по размерам и другим жизненным показателям (состояние зданий и помещений, их комфортность) должна соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и обеспечивать удобство проживания получателей социальной услуги согласно законодательству Белгородской области. При размещении получателей социальной услуги в жилых помещениях (комнатах) должны быть учтены их возраст, пол, физическое и психическое состояние, наклонности, психологическая совместимость.
2.7.2. Помещения, предоставляемые для организации реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой и учебной деятельности, культурного и бытового обслуживания, по размерам, расположению и конфигурации должны обеспечивать проведение в них всех упомянутых выше мероприятий с учетом специфики обслуживаемого контингента.
2.7.3. Все жилые, служебные и производственные помещения должны отвечать санитарным нормам и правилам, требованиям безопасности, в том числе противопожарным требованиям, должны быть оснащены телефонной связью и обеспечены всеми средствами коммунально-бытового благоустройства и доступны для инвалидов. Они должны быть защищены от воздействия различных факторов (повышенных температуры воздуха, влажности воздуха, запыленности, вибрации и т.д.), отрицательно влияющих на получателей услуги, здоровье персонала и на качество предоставляемых услуг.
2.7.4. Питание, предоставляемое в организациях социального обслуживания, должно быть приготовлено из доброкачественных продуктов, удовлетворять потребности получателей социальной услуги по калорийности, соответствовать установленным нормам питания, санитарно-гигиеническим требованиям и предоставлено с учетом состояния здоровья получателей социальной услуги.
2.7.5. Предоставляемые получателям социальной услуги мебель и мягкий инвентарь должны быть удобными в пользовании, подобраны с учетом физического состояния получателей социальных услуг (инвалидов, тяжелобольных, малоподвижных и т.д.) и возраста, отвечать требованиям современного дизайна.
2.7.6. Одежда, обувь, нательное белье, предоставляемые получателям социальной услуги, должны быть удобными в носке, соответствовать росту, полу и размерам получателей социальной услуги, отвечать, по возможности, их запросам по фасону и расцветке, а также санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.
2.7.7. При оказании этих услуг необходима особая корректность обслуживающего персонала по отношению к получателям услуги.
2.7.8. Уборка жилых помещений должна осуществляться ежедневно, а при необходимости - чаще, с применением моющих средств, разрешенных органами госсаннадзора (протираются кровати, подоконники, батареи центрального отопления, полы, двери). При уборке матрацы и подушки должны тщательно расправляться, а простыни стряхиваться. Во время уборки фрамуги (форточки) должны быть открытыми. Режим проветривания комнат устанавливается и контролируется медперсоналом в зависимости от погодных условий и численности клиентов в комнатах.
2.7.9. Организация досуга, отдыха, в том числе обеспечение книгами, журналами, газетами, настольными играми, спортивным инвентарем, должны быть направлены на удовлетворение потребностей получателей, в том числе в соответствии с возможностями и состоянием здоровья.
2.7.10. Помощь в приеме пищи (кормление), предоставление гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход, отправка за счет средств получателя социальной услуги почтовой корреспонденции должны обеспечивать полное и своевременное удовлетворение нужд и потребностей получателей социальной услуги в целях создания им нормальных условий жизни.
2.7.11. Предоставление транспорта для транспортировки в учреждения и организации с целью консультирования, лечения, обучения, участия в культурных мероприятиях направлено на повышение реабилитационного потенциала получателей социальных услуг.
2.8. Социально-медицинские услуги направлены на поддержание, сохранение и укрепление здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателем социальных услуг для выявления отклонений в состоянии его здоровья.
2.9. Качество социально-медицинских услуг:
2.9.1. Выполнение процедур, связанных с сохранением здоровья получателей социальных услуг (измерение температуры тела, артериального давления, контроль за приемом лекарств, закапывание капель, пользование катетерами и другими изделиями медицинского назначения, введение инъекций).
2.9.2. Проведение оздоровительных мероприятий (оздоровительная гимнастика и прогулки на свежем воздухе) должно обеспечивать привлечение получателей услуги к посильной трудовой деятельности, совмещаемой с лечением и отдыхом, в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья, с целью поддержания активного образа жизни.
2.9.3. Систематическое наблюдение за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья должно предусматривать проведение медицинских осмотров в учреждении, контроль за состоянием физического и психического здоровья.
2.9.4. Консультирование по социально-медицинским вопросам (поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг, проведение оздоровительных мероприятий, наблюдение за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья) должно предусматривать проведение индивидуальной и коллективной профилактической работы по пропаганде здорового образа жизни.
2.9.5. Проведение занятий, обучающих здоровому образу жизни, должно способствовать формированию знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
2.9.6. Проведение занятий по адаптивной физической культуре должно способствовать формированию и совершенствованию физических, психических, функциональных и волевых качеств и способностей получателей социальных услуг.
2.9.7. Оказание первичной медицинской (доврачебной) помощи (поддержание жизненно важных функций: дыхание, кровообращение) должно предусматривать осмотр получателя социальной услуги и оказание необходимой медицинской и психологической помощи.
2.9.8. Оказание санитарно-гигиенической помощи (обмывание, обтирание, стрижка ногтей, причесывание, смена нательного и постельного белья) направлено на обеспечение ухода с учетом состояния здоровья и гигиены тела.
2.9.9. Оказание содействия в обеспечении лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения (согласно заключению врача) должно обеспечивать своевременную и в необходимом объеме помощь с учетом характера заболевания, медицинских показаний, физического и психического состояния получателей услуги.
2.9.10. Оказание содействия в госпитализации, сопровождение нуждающихся в медицинские учреждения должно осуществляться строго по медицинским показаниям, с учетом мнения получателей социальных услуг.
2.9.11. Проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки должно включать в себя мероприятия по первичному осмотру врачом (дежурной медсестрой) с целью определения объективного состояния получателей социальной услуги, его физического и психологического состояния, а также санитарную обработку получателя социальной услуги (купание, смена нательного белья, выдача одежды) для предотвращения заноса инфекции в организации социального обслуживания. При выявлении педикулеза - проведение противопедикулезной обработки.
2.9.12. Профилактика и лечение пролежней направлены на своевременную диагностику риска развития пролежней, своевременное начало выполнения всего комплекса профилактических мероприятий, восстановление кровообращения в поврежденных тканях, уменьшение сдавливания тканей.
2.9.13. Организация прохождения диспансеризации в организациях здравоохранения должна обеспечивать посещение получателями услуги всех предписанных им врачей-специалистов для углубленного и всестороннего обследования, состояния здоровья и последующего выполнения рекомендаций медицинских специалистов.
2.9.14. Осуществление помощи при медико-социальной адаптации и реабилитации должно способствовать квалифицированной медико-социальной, педагогической и психологической помощи, обеспечению социальной реабилитации и абилитации, адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению труду.
2.9.15. Психотерапевтическая помощь должна способствовать улучшению психоэмоционального состояния и психического здоровья получателей услуг.
2.10. Социально-психологические услуги направлены на оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия.
2.11. Качество социально-психологических услуг:
2.11.1. Социально-психологическое консультирование, в том числе по вопросам внутрисемейных отношений, должно обеспечить оказание получателям услуги квалифицированной помощи по налаживанию межличностных отношений для предупреждения и преодоления семейных конфликтов, по вопросам детско-родительских, супружеских и других значимых отношений.
Социально-психологическое консультирование должно на основе полученной от получателя услуги информации и обсуждения с ним возникших социально-психологических проблем помочь ему раскрыть и мобилизовать внутренние ресурсы и решить эти проблемы.
2.11.2. Психологическая помощь и поддержка должны быть направлены на проведение индивидуальных и групповых психо-коррекционных занятий, заключающихся в развитии личностных, интеллектуальных и эмоциональных возможностей получателей социальных услуг, а также на преодоление различного рода психологических проблем с окружающей средой, умение принимать оптимальное решение в различных трудных жизненных ситуациях с помощью специализированных научно обоснованных методов, приемов, технологий для выявления причин возникновения проблем в жизнедеятельности человека, определение сильных его сторон, ресурсного потенциала, резервных возможностей, выявления интересов, склонностей в жизнедеятельности человека, определения сильных его сторон, ресурсного потенциала, резервных возможностей, выявления интересов, склонностей для обеспечения самореализации и интеграции в общество.
2.11.3. Социально-психологический патронаж должен быть направлен на оказание комплексной помощи в решении социально-психологических проблем (психодиагностика, психокоррекция, психотерапия, семейное и индивидуальное психологическое консультирование), а также на оказание конкретной помощи и поддержки получателей социальной услуги, призванной мобилизовать и повысить его адаптивные возможности.
2.11.4. Оказание консультационной психологической помощи анонимно, в том числе с использованием телефона доверия, должно обеспечивать безотлагательное психологическое консультирование получателей социальной услуги, содействие в мобилизации их физических, духовных, личностных, интеллектуальных ресурсов для выхода из кризисного состояния, расширение у них диапазона приемлемых средств для самостоятельного решения возникших проблем и преодоления трудностей, укрепления уверенности в себе, а также медико-психологическое консультирование и помощь, правильный выбор лекарств и порядок их приема до прибытия врача.
2.12. Социально-педагогические услуги направлены на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов, организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей.
2.13. Качество социально-педагогических услуг:
2.13.1. Обучение родственников практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными получателями социальных услуг, получателями социальных услуг, имеющими ограничения жизнедеятельности, в том числе детьми-инвалидами, должно быть проведено с учетом индивидуальных особенностей получателей услуги, характера их индивидуальности, степени ограничения возможностей, физического или психического состояния, а также степени подготовленности родственников к этим процедурам.
Качество обучения должно быть оценено по степени восстановления физических или умственных возможностей получателей услуги и их адаптации к окружающей обстановке.
2.13.2. Организация помощи родителям или законным представителям детей-инвалидов, воспитываемых дома, в обучении таких детей навыкам самообслуживания, общения и контроля, направленным на развитие личности, должна быть своевременной, профессиональной, разносторонней, включать в себя разработку памяток, организацию информационных встреч, "семейных гостиных", телефонных консультаций, направленных на освоение и внедрение педагогических и социальных технологий.
2.13.3. Социально-педагогическая коррекция, включая диагностику и консультирование, должна быть проведена с использованием современных методик, приборов, аппаратуры, тестов и давать на основании всестороннего изучения личности (взрослого или ребенка) объективную оценку их состояния для оказания в соответствии с заключением эффективной педагогической помощи получателю услуги, попавшему в кризисную или конфликтную ситуацию, установления форм и степени социальной адаптации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, определения интеллектуального развития ребенка, изучения его склонностей с учетом индивидуальных особенностей развития.
2.13.4. Организация досуга, формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга) должны быть направлены на удовлетворение социокультурных и духовных запросов получателя социальной услуги. Она должна способствовать расширению общего и культурного кругозора, сферы общения, повышению творческой активности получателей социальной услуги, привлечению их к участию в праздниках, соревнованиях, к активной клубной и кружковой работе, к проведению других культурно-досуговых мероприятий.
2.13.5. Логопедическая помощь должна обеспечивать коррекцию специфических речевых нарушений, развитие всей речевой системы в целом на основе системного и комплексного подхода в логопедической работе.
2.13.6. Социально-педагогический патронаж должен обеспечивать комплексное и системное социальное сопровождение получателей социальных услуг на основе взаимосвязи между отдельными аспектами социальной помощи.
2.14. Социально-трудовые услуги направлены на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией.
2.15. Качество социально-трудовых услуг:
2.15.1. Проведение мероприятий по использованию трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам должно быть направлено на реабилитацию получателей социальных услуг согласно индивидуальным программам и обеспечение условий их социальной адаптации; подбор видов технологических операций и работ с учетом психологической совместимости получателей социальной услуги; подбор групп, выполняющих работу с учетом психологической совместимости получателей социальной услуги; приобретение новых коммуникативных связей; избавление от чувства изоляции и удовлетворение от трудового процесса.
2.15.2. Оказание помощи в трудоустройстве должно заключаться в поиске и выборе места и характера работы (временной или сезонной, с сокращенным рабочим днем, на дому), в содействии по направлению на курсы переподготовки, организуемые службой занятости, и т.д.
2.15.3. Организация помощи в получении образования и (или) квалификации инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с их способностями должна заключаться в создании системы непрерывного образования, включающей организации начального, среднего и высшего профессионального образования, с учетом физических возможностей и умственных способностей получателей социальных услуг. Условия обучения в профессиональных образовательных организациях, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья должны включать в себя использование адаптивных образовательных программ среднего профессионального образования, специальных методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий, специальных технических средств обучения, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды должны иметь возможность обучаться по индивидуальному учебному плану. Образование должно быть ориентировано на получение конкурентоспособных профессий, значительно повышающих возможности последующего трудоустройства инвалидов.
2.16. Социально-правовые услуги направлены на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг.
2.17. Качество социально-правовых услуг:
2.17.1. Оказание помощи в оформлении и восстановлении документов получателей социальных услуги должно обеспечивать разъяснение получателям социальной услуги содержания необходимых документов в зависимости от их предназначения, изложение и написание (при необходимости) текста документов или заполнение форменных бланков, написание сопроводительных писем. Эффективность помощи оценивают тем, в какой степени она способствовала своевременному и объективному решению стоящих перед получателям социальной услуги проблем.
2.17.2. Оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе защите прав и законных интересов, должно обеспечивать разъяснение сути и состояния интересующих получателя социальной услуги проблем, определять предполагаемые пути их решения и осуществлять практические меры: содействие в подготовке и направлении в соответствующие инстанции необходимых документов, личное обращение в указанные инстанции, если в этом возникает необходимость, контроль за прохождением документов и т.д.
2.18. Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов.
2.19. Качество услуги:
2.19.1. Обучение инвалидов (детей-инвалидов) пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации должно развивать практические навыки умения самостоятельно пользоваться этими средствами.
2.19.2. Проведение социально-реабилитационных мероприятий в сфере социального обслуживания должно быть направлено на оказание содействия по интеграции получателей социальных услуг в общество.
2.19.3. Обучение навыкам поведения в быту и общественных местах должно обеспечивать формирование получателей услуг как личности самостоятельной, способной обслуживать себя в бытовых условиях, культурной и вежливой, предусмотрительной и благожелательной в отношении к окружающим, внутренне дисциплинированной.
2.19.4. Оказание помощи в обучении навыкам компьютерной грамотности должно быть направлено на поддержание и восстановление социальных связей получателей услуги, профилактику одиночества посредством приобретения навыков работы на компьютере и использования ресурсов всемирной сети Интернет, а также повышение правовой грамотности пожилых граждан и сокращение цифрового разрыва между поколениями.
2.20. При предоставлении социальных услуг в полустационарной или в стационарной формах социального обслуживания должны быть обеспечены:
1) возможность сопровождения получателя социальных услуг при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией;
2) возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации;
3) дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников;
4) дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика;
5) оказание иных видов посторонней помощи.
3. Правила предоставления социальных услуг бесплатно либо за плату или частичную плату
3.1. Социальные услуги предоставляются бесплатно:
1) несовершеннолетним детям;
2) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
3) семьям с детьми и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, гражданам и семьям, замещающим родителям, при проведении психологического консультирования и осуществлении психолого-педагогического сопровождения;
4) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускникам интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из замещающих семей.
3.2. Социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются их получателям за плату или частичную плату, за исключением вышеназванных получателей.
3.3. Социальные услуги в форме социального обслуживания в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законодательством Белгородской области.
3.4. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50 процентов разницы между величиной среднеду
<< Назад |
Приложение. >> Сведения о составе семьи заявителя |
|
Содержание Постановление Правительства Белгородской области от 4 февраля 2019 г. N 58-пп "Об утверждении порядков предоставления... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.