Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
социально-экономического развития
Белгородской области
на период до 2030 года
Анализ
макроэкономического контекста
Прогнозы социально-экономического развития Белгородской области базируются на проведенном анализе ее ключевых сильных сторон и дефицитов социально-экономического развития, пространственной организации, а также портфеля имеющихся проектов 1.
-----------------------------
1 Информационную базу прогноза составляют официальные данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области (Белгородстата) и данные Федеральной службы государственной статистики в разрезе субъектов Российской Федерации, в частности - информация, опубликованная в единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС) и сборниках "Регионы России". Ретроспективные значения показателей рассматриваются за период не менее 10 лет с последнего доступного наблюдения.
-----------------------------
К ключевым параметрам, характеризующим социально-экономическое развитие региона в горизонте до 2030 года, отнесены:
- валовой региональный продукт (объем ВРП в текущих ценах);
- темп роста объема ВРП в сопоставимых ценах (к предыдущему году);
- индекс-дефлятор объема валового регионального продукта (к предыдущему году);
- объем инвестиций в основной капитал в текущих ценах;
- индекс физического объема инвестиций в основной капитал ВРП в сопоставимых ценах (к предыдущему году);
- индекс-дефлятор инвестиций в основной капитал (к предыдущему году);
- индекс потребительских цен на товары и услуги на конец года (к декабрю предыдущего года).
При оценке значений перечисленных параметров на среднесрочную и долгосрочную перспективу учитывались следующие экзогенные, внешние для региона, факторы:
- внешнеэкономическая и внешнеполитическая обстановка, в том числе санкционное давление: ограничения на экспорт, импорт и движение капитала, связанные с введенными санкциями и ответными действиями Российской Федерации;
- валютный курс и в целом состояние национальной финансовой системы, в том числе инфляция;
- последствия пандемии коронавирусной инфекции, динамика российской экономики и инвестиционная активность, а также антикризисные меры, принимаемые на уровне страны;
- демографическая ситуация и состояние национального рынка труда.
При определении значений основных макроэкономических параметров в горизонте 2022 - 2024 и 2025 - 2030 годов использовались результаты Макроэкономического опроса Банка России, проведенного в марте 2022 года, прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов Министерства экономического развития Российской Федерации, прогноза ЦМАКП и отдельные оценки, опубликованные российскими и зарубежными научными и консалтинговыми организациями (Центр стратегических разработок, "Ренессанс Капитал", "ПФ Капитал", ЕБРР, Bloomberg, Fitch Solutions и др.).
Методика прогнозирования сценарных параметров социально-экономического развития Белгородской области до 2030 года основана на применении комбинированного подхода к расчету прогнозной динамики показателей на базе наиболее актуальной доступной информации о текущем и прогнозном состоянии региональной и национальной экономики, т.е. на формировании консенсус-прогноза 2.
-----------------------------
2 Данный подход позволяет "усреднить" ошибки и, соответственно, повысить ожидаемое качество прогноза. При этом учитываются содержательные связи между прогнозируемыми переменными ("жесткие" или "мягкие"): в частности, номинальные показатели связаны с реальными через дефляторы.
-----------------------------
В условиях постепенного снятия ограничений, связанных с пандемией, и благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры к началу 2022 года экономика России вышла на тренд последовательного оживления. Спад, спровоцированный эпидемией коронавирусной инфекции COVID-19, удалось преодолеть ко II кварталу 2021 года, и по итогам года совокупный прирост валового внутреннего продукта в постоянных ценах составил 4,7 процента. Инвестиции в основной капитал при этом выросли на 7,7 процента, реальные располагаемые доходы населения - на 3 процента. Согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, в среднесрочной перспективе ожидался выход национальной экономики на устойчивую траекторию развития, предполагающую ежегодный прирост ВВП на уровне 2,6 процента в соответствии с национальными целями. Оценки Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования предполагали более низкие, но также стабильные темпы роста: 2 - 2,3 процента в рамках инерционного сценария в 2022 году с последующим "закреплением" на уровне 1,5 - 2 процента и 2 - 2,5 процента в среднем в течение следующих трех лет - в рамках сценария оптимистического. В качестве основных факторов ожидаемого восстановительного роста были выделены расширение экспорта, увеличение добычи нефти в рамках соглашения между крупнейшими странами-производителями (ОПЕК+), рост инвестиций в основной капитал и расширение внутреннего потребительского спроса за счет увеличения реальных располагаемых доходов населения.
К началу 2022 года также наблюдалась крайне благоприятная ситуация на национальном рынке труда. Уровень безработицы в России снизился до 4,8 процента, практически достигнув исторического минимума (за последние 20 лет более низкое значение уровня безработицы наблюдалось только в 2019 году и составляло 4,6 процента). В то же время, согласно оценкам ЦМАКП, в отдельных, прежде всего несырьевых, отраслях и вне бюджетного сектора сохранялся значительный (до 25 процентов) запас избыточной занятости - рабочих мест с низкой производительностью и оплатой труда, что может быть интерпретировано как наличие скрытой безработицы.
Необходимо отметить, что ограничительные меры, нарушения в цепочках поставок, связанные с пандемией, и стимулирующая экономическая политика способствовали существенному ускорению динамики индекса потребительских цен - 8,4 процента (декабрь к декабрю предыдущего года), по данным Росстата, - что, в свою очередь, привело к ужесточению денежно-кредитной и бюджетной политики.
В результате геополитических событий конца февраля 2022 года экономическая ситуация в стране изменилась кардинальным образом. Нарастающее санкционное давление и высокий уровень неопределенности потребовали от Правительства Российской Федерации разработки комплекса мер, направленных на стабилизацию ситуации как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Благодаря принятым мерам удалось не допустить резкого сжатия национальной экономики. Экономика Российской Федерации продемонстрировала высокий уровень устойчивости: по итогам 2022 года ВВП снизился на 2,1 процента, при крайне негативных экспертных прогнозных оценках в период марта-апреля - от 10 до 20 процентов падения по итогам года.
В качестве индикатора, иллюстрирующего текущую ситуацию, можно привести значения ежедневного экономического стресс-индекса, рассчитываемого специалистами Центра развития НИУ ВШЭ на базе 15 индикаторов, характеризующих ситуацию на товарных, валютных, денежных и фондовых рынках, а также в банковском и реальном секторе российской экономики, с целью оперативного мониторинга экономической активности.
Рисунок 1. Ежедневный экономический стресс-индекс (по состоянию на 13.02.2023 года)
В течение недели с 7 по 13 февраля 2023 года ежедневный экономический стресс-индекс находился заметно ниже своего пика, достигнутого в середине марта 2022 года, и находился на уровне 35 процентов (рисунок 1).
Оперативные данные Росстата свидетельствуют о продолжающемся росте промышленного выпуска и успешном преодолении первичного шока на финансовом и валютном рынке. В то же время результаты опроса руководителей предприятий и организаций за декабрь 2022 года, проанализированные специалистами Центра развития НИУ ВШЭ, свидетельствуют о высоком уровне адаптации российского бизнеса к экономической нестабильности, кроме фактора геополитической неопределенности. Практически все показатели, характеризующие условия и результаты ведения бизнеса в промышленности, повторили значения 2021 года, однако отмечается малозаметное фоновое ухудшение, которое может оцениваться как статистическая погрешность.
На основании анализа прогнозов российского и мирового экспертного сообщества с учетом глубины и системного характера разворачивающейся геополитической нестабильности можно выделить два основных варианта дальнейшего развития социально-экономической системы Российской Федерации: пессимистический и базовый.
Пессимистический вариант предполагает дальнейшую эскалацию конфликта, рост санкционного давления, ограничение внешнеэкономических связей на фоне ослабления курса рубля, дестабилизацию национальной финансовой системы в среднесрочной перспективе и стагфляцию - сочетание роста цен и затяжной депрессии. В рамках данного варианта разворачивания текущей социально-экономической ситуации также возможен резкий скачок безработицы работников массовых профессий.
Базовый вариант предусматривает адаптацию российской экономики к ужесточившимся условиям и частичную переориентацию внешнеэкономических потоков на фоне снижения политической и экономической напряженности. В рамках данного варианта спад 2022 года в 2023 - 2024 годах сменяется постепенным восстановлением, а реализация программ поддержки занятости позволяет стабилизировать рынок труда в долгосрочной перспективе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.