Постановление Главы Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области
от 28 марта 2008 г. N 122
"Об организации рационального питания и мониторинга качества и ассортимента реализуемых блюд в общеобразовательных учреждениях"
Постановлением Главы Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 6 марта 2014 г. N 735 настоящее постановление отменено
В целях обеспечения учащихся общеобразовательных учреждений муниципального района "Город Старый Оскол и Старооскольский район" Белгородской области качественным и полноценным питанием, оптимизации расходования на эти цели бюджетных средств, для осуществления контроля за качеством и ассортиментом реализуемых блюд в школьных столовых и буфетах и во исполнение постановления правительства Белгородской области N 82-пп от 27 апреля 2007 года "О совершенствовании системы питания учащихся общеобразовательных учреждений области" и распоряжения заместителя губернатора Белгородской области - руководителя аппарата губернатора области от 10 октября 2007 года N 170 "О создании рабочей группы по контролю за качеством и ассортиментом питания в школах", руководствуясь ФЗ N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального района "Город Старый Оскол и Старооскольский район", постановляю:
1. Утвердить Положение об организации рационального питания в общеобразовательных учреждениях муниципального района "Город Старый Оскол и Старооскольский район" (прилагается).
2. Утвердить Положение об организации и проведении мониторинга качества и ассортимента реализуемых блюд в общеобразовательных учреждениях муниципального района (прилагается).
3. Утвердить состав рабочей межведомственной группы по контролю за качеством и ассортиментом реализуемых блюд в школах (прилагается).
4. Начальнику управления образования (Парушков Ю.Н.) распределить субъекты и объекты проведения мониторинга качества и ассортимента реализуемых блюд в школах между членами рабочей группы.
5. Комитету финансов и налоговой политики (Куликова З.И.) производить финансирование расходов на организацию питания за счет средств, предусмотренных в бюджете по отрасли "Образование".
6. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации муниципального района - председателя комитета по социальной политике Ромашина Ю.И.
7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию в газете "Оскольский край".
Глава Администрации |
П.Е. Шишкин |
Положение
об организации рационального питания в общеобразовательных учреждениях муниципального района "Город Старый Оскол и Старооскольский район"
(утв. постановлением Главы Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области
от 28 марта 2008 г. N 122)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации рационального питания в общеобразовательных учреждениях муниципального района "Город Старый Оскол и Старооскольский район" (далее ОУ).
1.2. Основными задачами при организации питания детей и подростков в общеобразовательных учреждениях муниципального района "Город Старый Оскол и Старооскольский район":
- обеспечение детей и подростков питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания;
- гарантированное качество и безопасность питания и пищевых продуктов, используемых в питании;
- предупреждение (профилактика) среди детей и подростков инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания;
- пропаганда принципов здорового и полноценного питания.
1.3. Настоящее Положение разработано с учетом:
- Федерального закона Российской Федерации "Об образовании" от 05 июня 2007 года;
- Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
- Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554;
- постановления правительства Белгородской области от 27 апреля 2007 года N 82-пп "О совершенствовании системы питания учащихся общеобразовательных учреждений области";
- постановления правительства области от 7 апреля 2006 года N 81-пп "Об областной целевой программе "Школьное молоко" и распространяется на общеобразовательные учреждения муниципального района (далее - ОУ);
- пункта 17 Решения Совета депутатов Старооскольского городского округа от 07.02.2008 г. N 22 "О бюджете Старооскольского городского округа на 2008 год".
1.4. Настоящее Положение разработано с учетом финансирования расходов на организацию питания учащихся школ за счет средств родителей, а также за счет средств городского и областного бюджета из расчета 15 рублей в день на каждого ребенка наряду с реализацией областной программы "Школьное молоко" и дополнительно:
- 13 рублей на каждого учащегося 1 - 11 классов из малообеспеченных семей, в том числе детям, находящимся под опекой и попечительством, и детям, находящимся на воспитании в приемной семье;
- 20 рублей в день на каждого ребенка, обучающегося в классах и общеобразовательных учреждениях VIII вида (без учета материального положения семьи);
- 8 рублей в день на каждого ребенка, посещающего группы продленного дня;
- 30 рублей в день на каждого ребенка из многодетной семьи.
1.5. Положение определяет основные организационные принципы питания учащихся в ОУ, принципы и методику формирования рационов питания и ассортимента пищевых продуктов, предназначенных для организации рационального питания учащихся в ОУ, в том числе при закупках, приемке пищевых продуктов и продовольственного сырья, используемых в питании детей и подростков, составлении меню и ассортиментных перечней, в производстве, реализации и организации потребления продукции общественного питания, предназначенной для детей и подростков, а также содержит рекомендации по использованию продуктов повышенной биологической и пищевой ценности, в том числе обогащенных микронутриентами.
2. Основные организационные принципы питания в ОУ
2.1. В ОУ для детей и подростков с постоянным пребыванием последних более 3 - 4 часов должно быть организовано питание учащихся (воспитанников). Длительность промежутков между отдельными приемами пищи не должна превышать 3,5 - 4 часа.
2.2. Для учащихся ОУ может быть предусмотрена организация одноразового горячего питания (завтрак или обед), а также реализация (продажа) готовых блюд и буфетной продукции в достаточном ассортименте. По желанию родителей учащимся может быть предоставлено двухразовое горячее питание.
2.3. Учащиеся групп продленного дня могут обеспечиваться по месту учебы двухразовым горячим питанием (завтрак и обед), а при длительном пребывании в ОУ и полдником. Посещение детьми групп продленного дня может быть разрешено только при организации в них двухразового или трехразового питания.
2.4. При организации питания необходимо руководствоваться:
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями и нормативами СанПиН 2.4.2.1178-02, раздел "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях".
- Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья".
- рекомендациями по формированию ассортимента пищевых продуктов для дополнительного питания детей и подростков путем свободной продажи ("буфетной продукции"), согласованными с органами Роспотребнадзора по Белгородской области (письмо управления образования и науки области от 03.11.2006 г. N 05-3529).
2.5. К обслуживанию горячим питанием школьников, допускаются предприятия различных организационно-правовых форм - победители конкурсного отбора (процедур) размещения муниципального заказа, имеющие соответствующую материально-техническую базу, квалифицированные кадры, опыт работы в обслуживании школьных коллективов (далее - предприятия общественного питания).
К поставке продовольственных товаров для организации питания в ОУ допускаются в первую очередь непосредственные товаропроизводители.
2.6. ОУ, самостоятельно осуществляющие производство и реализацию продукции школьного питания, организуют питание при наличии цикличных двухнедельных меню и ассортиментного перечня буфетной продукции, разработанных на основе настоящего Положения, договора с аккредитованной на обеспечение лабораторно-технологического контроля за безопасностью и качеством питания детей и подростков испытательной (санитарно-пищевой) лабораторией, а также при наличии укомплектованности персоналом, отвечающим требованиям ГОСТ Р 50935-96 "Общественное питание. Требования к обслуживающему персоналу" и ОСТ 28-1-95 "Общественное питание. Требования к производственному персоналу#.
Взамен ГОСТ Р 50935-96 приказом Ростехрегулирования от 27 декабря 2007 г. N 473-ст с 1 января 2010 г. введен в действие ГОСТ Р 50935-2007
Подразделения УО, организующие питание школьников, осуществляют свою деятельность на общих экономико-технологических условиях других участников организации школьного питания в Белгородской области (предприятия общественного питания).
2.7. Образовательные учреждения, организаующие питание самостоятельно и базовые предприятия школьного питания, на основе общих принципов формирования рационов питания детей и подростков, ежегодно разрабатывают и утверждают постоянно действующее цикличное двухнедельное меню горячих завтраков и обедов для учащихся. Основу меню составляет рекомендуемый среднесуточный набор продуктов питания. При включении в рацион блюд и кулинарных изделий принимается во внимание их потенциальная эпидемиологическая опасность с учетом фактического оснащения пищеблоков торгово-технологическим оборудованием и организации доставки готовой продукции и транспортного обеспечения.
2.8. Цикличные двухнедельные меню и перечни буфетной продукции подлежат обязательному согласованию с органами Роспотребнадзора.
Ежедневно, на основе типового двухнедельного рациона питания, с учетом фактического наличия продуктов, формируется однодневное меню на предстоящий день, которое утверждается руководителем ОУ (для учреждений, самостоятельно осуществляющих производство и реализацию продукции школьного питания) или руководителем комбинатов школьного питания.
При необходимости для учащихся (по медицинским показаниям) формируются рационы диетического питания.
Реализация продукции, не предусмотренной утвержденными перечнями и меню, не допускается.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.10. Гигиенические показатели пищевой ценности продовольственного сырья и пищевых продуктов, используемых в питании детей и подростков, должны соответствовать Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.3.2.1078-01. Гигиенические требования безопасности# и продукции, реализуемой в ОУ, осуществляется органами Роспотребнадзора по Белгородской области.
2.11. Ответственность за организацию питания в ОУ возлагается на их руководителей, управление образования администрации муниципального района "Город Старый Оскол и Старооскольский район" и предприятия-победители конкурсного отбора (процедур) размещения муниципального заказа - предприятия общественного питания.
2.12. Администрация ОУ совместно с родительскими комитетами и предприятиями общественного питания организует для учащихся горячее питание либо диетическое питание по медицинским показаниям.
2.13. Кроме того, в ОУ может быть организована дополнительная форма организации питания в виде реализации буфетной продукции. Буфетная продукция должна быть представлена ассортиментом продуктов в соответствии с рекомендациями по формированию ассортимента пищевых продуктов для дополнительного питания детей и подростков путем свободной продажи ("буфетной продукции").
2.14. Режим работы школьной столовой должен соответствовать режиму работы ОУ (5 или 6 дней). Завтраки предоставляются учащимся 1 - 5-х классов после 2-го урока, остальным учащимся - после 3-го урока, обеды предоставляются с 12 - 13 часов. Для приема пищи предусматриваются перемены длительностью 15 - 20 минут. Работа буфетов организуется в течение всего учебного дня.
2.15. Отпуск питания организуется по классам по талонам со штампом ОУ и подписью ответственного лица (или классного руководителя), в соответствии с графиком, утверждаемым приказом по общеобразовательному учреждению руководителем ОУ.
2.16. Контроль за посещением столовой и ежедневным учетом количества фактически отпущенных завтраков и обедов возлагается на организатора школьного питания, определяемого приказом директора по ОУ.
2.17. Заявка на количество питающихся предоставляется заведующему производством накануне до 15 часов и уточняется в день питания не позднее 2-го урока.
2.18. Классные руководители или учителя ОУ сопровождают учащихся в столовую и несут ответственность за отпуск питания обучающимся согласно утвержденному списку.
2.19. Организатор школьного питания, определенный в установленном порядке (приказом по ОУ), ведет ежедневный учет учащихся, получающих бесплатное питание в данном ОУ, по классам. Для правильности и своевременности расчетов с предприятиями общественного питания организатор школьного питания ОУ не позднее 5 дней по окончании месяца готовит утверждаемый руководителем ОУ отчет о фактически отпущенном питании и производит его сверку с предприятием общественного питания. Совместно с классными руководителями, администрация ОУ проводит работу по распространению абонементов на горячее питание среди учащихся всех классов.
2.20. Администрация ОУ несет ответственность за организацию абонементного питания учащихся, организует в столовой ОУ дежурство учителей и учащихся.
2.21. Проверка качества пищи, соблюдение рецептур и технологических режимов осуществляется бракеражной комиссией, в состав которой входят медицинский работник ОУ, заведующий производством, организатор школьного питания. Результаты проверки заносятся в бракеражный журнал.
2.22. В случае отсутствия на занятиях в ОУ школьников, являющихся детьми из многодетных семей, питание которых оплачивается за счет средств областного и городского бюджетов, по заявлению родителей (законных представителей) или по решению администрации ОУ им выдается набор продуктов школьного питания на сумму стоимости неполученных завтраков (обедов).
2.23. В случае отсутствия (по болезни) на занятиях в ОУ школьников льготной категории, которым определены дополнительные выплаты на обеспечение питанием за счет средств городского и областного бюджета, им могут выдаваться сухие пайки в пределах утвержденных средств.
2.24. Выдача сухого пайка осуществляется заведующими производством или поварами школьных столовых продуктами, включенными в Примерный набор продуктов для школьных завтраков и обедов детей младшего и среднего школьного возраста. Сухой паек должен включать не менее 2-х наименований продуктов из рекомендуемого перечня.
3. Принципы формирования рационов питания
3.1. При формировании рационов питания детей и подростков должны соблюдаться следующие принципы рационального, сбалансированного питания:
- удовлетворение потребности детей в пищевых веществах и энергии, в том числе в макронутриентах (белки, жиры, углеводы) и микронутриентах (витамины, микроэлементы и др.) в соответствии с возрастными физиологическими потребностями;
- сбалансированность рациона по основным пищевым веществам (белкам, жирам и углеводам);
- максимальное разнообразие рациона, которое достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки продуктов;
- адекватная технологическая (кулинарная) обработка продуктов, обеспечивающая высокие вкусовые качества кулинарной продукции и сохранность пищевой ценности всех продуктов;
- разработка на каждое блюдо по меню технологических карт с наименованием блюда, выходом продукции в готовом виде, с раскладкой продуктов в брутто и нетто, химическим составом и калорийностью, описанием технологического процесса. Замена блюд возможна на равноценные по пищевой и энергетической ценности.
3.2. Рационы питания детей и подростков различаются по качественному и количественному составу в зависимости от возраста детей и подростков и формируются отдельно для младшего, среднего и старшего школьного возраста в соответствии с Нормами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР, утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 28.05.1991 N 5786-91.
Рацион двухразового питания в образовательном учреждении школьного типа должен обеспечивать не менее 55 % от суточной потребности детей школьного возраста в пищевых веществах и энергии, при организации трехразового питания - 65 - 70 % от суточной потребности. Школьный завтрак должен составлять не менее 20 - 25 %, а обед не менее 30% от суточной потребности в пищевых веществах и энергии. Доля белка животного происхождения от общего количества жиров - не менее 15 - 20 %. Оптимальным признается соотношение белков, жиров и углеводов как 1:1:4
3.3. Организация горячего питания предполагает обязательное использование в каждый прием пищи горячих блюд и кулинарных изделий, в том числе первых блюд и горячих напитков.
3.4. Завтрак может состоять из закуски, горячего блюда, горячего напитка. В качестве закуски на завтрак используются сыр, салат, порционные овощи, фрукты, салаты из свежих овощей и фруктов, колбасные изделия (ограниченно) и т.п.. Завтрак обязательно должен содержать горячее блюдо - мясное, рыбное, творожное, яичное, крупяное (молочно-крупяное). В завтрак широко использовать молочные каши, в том числе с овощами и фруктами, разнообразные пудинги и запеканки.
3.5. В качестве горячих напитков в завтрак используются, какао-напиток с молоком, кофейный напиток с молоком, чай, чай с лимоном, чай с молоком и т.п.
3.6. Обед состоит из первого, второго и третьего блюда (напитка). В обед обязательно включается горячее первое блюдо, второе - мясное или рыбное блюдо с гарниром (крупяным, овощным, комбинированным). На третье предусматривается напиток (соки, кисели, компоты из свежих или сухих фруктов, витаминизированные напитки промышленного производства), целесообразно в обед давать детям свежие фрукты.
3.7. В обед в качестве первых блюд используются самые разнообразные заправочные супы (щи, борщи, рассольники, супы с картофелем, крупами, бобовыми, макаронными изделиями), кроме острых. Можно использовать бульоны - куриный, мясной, рыбный - готовить из них супы, заправленные овощами, крупами, клецками, фрикадельками. В питании школьников широко используются вегетарианские, молочные супы. В качестве вторых блюд используют припущенную или отварную рыбу, тушеное или отварное мясо, тушеные овощи с мясом, запеканки. Широко используются рыбные, мясные, мясо - овощные#, мясокрупяные рубленые кулинарные изделия, на гарниры предусматривают картофель, различные овощи, крупы и макаронные изделия.
3.8. Организация питания учащихся с использованием только готовых продуктов промышленного производства (продуктами сухого пайка, без использования горячих блюд и кулинарных изделий) возможна только в исключительных случаях (при возникновении аварийных ситуаций на пищеблоке, по эпидемиологическим показаниям), в течение непродолжительного времени (не более 1 - 2 недель). В этом случае рекомендуются молочно-фруктовые холодные завтраки: кисломолочные напитки и молоко, соки и витаминизированные напитки в индивидуальной упаковке, сыр, хлебобулочные изделия, фрукты.
3.9. При организации экскурсий, походов, выездных занятий и т.п. в состав наборов продуктов сухого пайка следует включать термизированные молочные продукты на основе йогуртов, стерилизованные молоко, сливки, молочные напитки, хлебобулочные изделия, фрукты, соки в индивидуальной упаковке.
3.10. В наборы сухого пайка для питания детей во время длительных экскурсий допускается ограниченно включать мучные кондитерские изделия (вафли, пряники, печенье) в индивидуальной упаковке. В походах в питании детей и подростков используют макаронные изделия, пищевые концентраты (готовые супы, каши, сухое молоко), консервированные продукты: тушеную говядину, свинину, сгущенное молоко, сливки и т.д. При организации питания в походах не используют скоропортящиеся продукты, в том числе в вакуумной упаковке.
3.11. Выход блюд предусматривается в соответствии с действующей нормативной и технологической документацией.
3.12. Не допускается повторение в рационах одних и тех же блюд или кулинарных изделий в смежные дни. В смежные дни следует избегать использования блюд, приготавливаемых из одного и того же сырья (каши и гарниры из одного и того же вида круп, макаронные изделия в разных блюдах).
3.13. В различных приемах пищи в один день не допускается повторение одних и тех же блюд. При наличии первых блюд, содержащих крупу и картофель, гарнир ко второму блюду не должен приготавливаться из этих продуктов.
3.14. В качестве основного источника белков в составе рациона питания детей и подростков обязательно должны использоваться молочные продукты, мясо, рыба, яйца. Целесообразно включать в состав рациона питания детей и подростков продукты (в том числе кулинарные изделия), обогащенные белком.
3.15. В качестве источника полиненасыщенных жирных кислот в питании детей и подростков используют кукурузное, подсолнечное масло. Растительные масла не следует использовать для обжаривания (жарки и пассировки) продуктов и кулинарных изделий.
3.16. В качестве основного источника животных жиров в питании детей и подростков используются мясные и молочные продукты, в том числе масло коровье (используют несоленое сладко-сливочное# масло, вологодское масло, ограниченно - крестьянское и топленое масло). Не рекомендуется использовать в питании детей и подростков масло с добавками гидрогенезированных растительных жиров.
3.17. В питании детей и подростков следует использовать цельное молоко 2,5 - 3,2 %-ной жирности, обогащенное витаминами, и молочные продукты, выработанные из натурального (невосстановленного) сырья. Ограниченно для приготовления блюд и кулинарных изделий можно использовать молоко меньшей жирности.
3.18. Рекомендуется включать в рацион питания детей и подростков сыры твердых сортов с наименьшей жирностью (кроме сыров острых сортов), пластифицированные сырные массы, а также специализированные плавленые сыры для детского и диетического питания, при производстве которых не используются фосфаты.
3.19. В исключительных случаях допускается вместо молочных продуктов использовать молочные консервы (высшего сорта). Так, сгущенное молоко можно использовать в качестве соуса с творожными и мучными блюдами (не чаще одного раза в 3 - 4 недели). Сухое молоко может использоваться при производстве хлебобулочных изделий, мучных кондитерских и некоторых кулинарных изделий. Нецелесообразно использовать сухое или сгущенное молоко при приготовлении горячих напитков с молоком (какао, чай, кофейный напиток).
3.20. Маргарины (сливочные с минимальным содержанием трансизомеров жирных кислот) могут использоваться в питании детей и подростков лишь ограниченно, в основном в составе булочных и мучных кондитерских изделий.
3.21. В питании детей и подростков не должны использоваться кулинарные жиры, свиное или баранье сало, другие тугоплавкие жиры (в том числе для обжаривания в составе мясных кулинарных и колбасных изделий).
3.22. Ограничивается использование в питании детей и подростков жирных видов мяса (птицы). В питании детей и подростков рекомендуется использовать менее жирное мясо: говядину I категории, мясную свинину, мясо птицы и т.п. Из субпродуктов допускается использовать только сердце, язык, печень.
3.23. В питании детей и подростков не должны использоваться майонезы (острые соусы на основе жировой эмульсии). Вместо майонезов при приготовлении салатов и холодных закусок используют растительное масло, а также стерилизованные и пастеризованные (термизированные) соусы на молочной (кисломолочной) или сырной основе.
3.24. В питании детей и подростков не должно применяться продовольственное сырье, изготовленное с использованием кормовых добавок, стимуляторов роста животных (в том числе гормональных препаратов), отдельных видов лекарственных средств, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений.
3.25. В составе пищевых продуктов, из которых формируются рационы питания детей и подростков, ограничивается использование пищевых добавок. Исключается использование химических консервантов (бензойная кислота и ее соли, сорбиновая кислота и ее соли, борная кислота, сернистая кислота и ее соли, метабисульфит натрия, сернистый ангидрид и др.)
3.26. В качестве красителей в составе пищевых продуктов в питании детей и подростков могут использоваться только фруктовые и овощные соки, пюре или порошки, какао, окрашенные витаминные препараты (в том числе каротиноиды, рибофлавин и др.) и витаминные (витаминно-минеральные) премиксы (в количествах, не допускающих превышения установленных физиологических норм потребления витаминов), а также натуральные красители, полученные из овощей, плодов, ягод (свеклы, винограда, паприки и других видов растительного сырья).
3.27. В качестве пряностей в составе пищевых продуктов могут использоваться свежая и сушеная зелень, белые коренья (петрушка, сельдерей, пастернак), лавровый лист, укроп, корица; в небольших количествах - душистый перец, мускатный орех или кардамон.
3.28. При производстве кулинарной продукции для детей и подростков не используются ароматизаторы (за исключением ванилина), усилители вкуса (глутамат натрия и др.).
3.29. В качестве разрыхлителей следует использовать только пищевую соду (гидрокарбонат натрия).
3.30. В составе пищевых продуктов для детей и подростков должна использоваться только йодированная соль. Целесообразно использовать поваренную соль, йодированную йодатом калия, а не йодидом калия.
3.31. Для тепловой обработки продуктов используется только варка, приготовление на пару, запекание, тушение, микроволновой и конвекционный нагрев. При производстве пищевых продуктов, предназначенных для использования в питании детей и подростков, не используют такой технологический процесс, как жарка. Не допускается жарка продуктов, кулинарных изделий и отдельных ингредиентов в жире или масле (во фритюре).
3.32. Блюда из овощей урожая прошлого года (капуста, репчатый лук, корнеплоды), не прошедших тепловую обработку, могут включаться в рацион питания учащихся только в период до 1 марта.
3.33. Для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых инфекционных заболеваний (отравлений) в организации общественного питания не допускается принимать:
- продовольственное сырье и пищевые продукты без документов, подтверждающих их качество и безопасность;
- мясо и субпродукты всех видов сельскохозяйственных животных без клейма и ветеринарного свидетельства;
- рыбу, сельскохозяйственную птицу без ветеринарного свидетельства;
- непотрошеную птицу;
- яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой, "тек", "бой", а также яйца из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам;
- утиные и гусиные яйца;
- консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные, "хлопуши", банки с ржавчиной, деформированные, без этикеток;
- крупу, муку, фрукты и другие продукты, зараженные амбарными вредителями;
- овощи и фрукты с наличием плесени и признаками гнили;
- пищевые продукты с истекшими сроками годности и признаками недоброкачественности;
- продукцию домашнего изготовления (консервированные мясные, молочные, рыбные и другие продукты, готовые к употреблению).
3.34. В питании детей и подростков в ОУ не допускается использовать продукты, способствующие ухудшению здоровья детей и подростков, а также обострению хронических заболеваний:
- сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы;
- жареные в жире (масле) продукты, изделия (пирожки, пончики, чипсы, картофель и т.п.);
- кулинарные жиры;
- уксус, горчицу, хрен, перец острый (красный, черный) и другие острые приправы;
- острые соусы (типа кетчупа);
- закусочные консервы и маринованные овощи и фрукты (консервированные с добавлением уксуса);
- сыры острых сортов, костные и грибные бульоны, в т.ч. пищевые концентраты на их основе, пищевые концентраты на основе искусственных ароматизаторов)#;
- майонез для заправки первых блюд; ограничить использование майонеза для заправки салатов;
- кофе натуральный, а также продукты, содержащие кофеин; другие стимуляторы, алкоголь;
- газированные напитки;
- мороженое;
- биологически активные добавки к пище (БАД): с тонизирующим действием (содержащие элеутерококк, женьшень, родиолу розовую или другие аналогичные компоненты), влияющие на рост тканей организма, а также продукты, вырабатываемые с использованием перечисленных добавок;
- продукты, содержащие гормоны, гормоноподобные вещества и антибиотики.
3.35. С учетом повышенной эпидемиологической опасности в питании детей и подростков в ОУ не допускается использовать:
- кремовые кондитерские изделия (пирожные и торты);
- блинчики с мясом, заливные блюда (мясные и рыбные), рыбные и мясные салаты, студни, паштеты собственного приготовления, форшмак из сельди;
- изделия из мясной обрези, свиных боков, диафрагмы, крови, рулетов из мякоти голов;
- зеленый горошек консервированный без тепловой обработки (кипячения);
- фляжное (бочковое) молоко без тепловой обработки (кипячения);
- молоко-"самоквас", простокваша и другие кисломолочные продукты собственного непромышленного)# приготовления, в том числе для приготовления творога;
- творог из непастеризованного молока;
- творог собственного (непромышленного) приготовления;
- творог или сметану в натуральном виде, без тепловой обработки, за исключением готовых к употреблению кисломолочных продуктов (творожков, йогуртов и т.п.) промышленного производства в индивидуальной промышленной упаковке, рассчитанной на одну порцию продукта;
- холодные напитки, морсы собственного приготовления (без тепловой обработки), квас;
- окрошки (холодные супы);
- макароны по-флотски (с мясным фаршем), макароны с рубленым яйцом;
- яйца и мясо водоплавающих птиц;
- яичницу-глазунью;
- грибы и продукты (кулинарные изделия), из них приготовленные.
3.36. Запрещается отпуск в буфеты-раздаточные соусных блюд, горячих и холодных соусов собственного приготовления.
3.37. Для приготовления блюд и кулинарных изделий, предназначенных для использования в питании детей и подростков, следует использовать яйцо с качеством не ниже диетического.
3.38. Производственный контроль за формированием рациона питания детей и подростков, его качественным и количественным составом, и формированием ассортимента пищевых продуктов, предназначенных для организации рационального питания учащихся, осуществляется специалистами, имеющими соответствующую профессиональную подготовку.
4. Перечень буфетной продукции
Перечень буфетной продукции формируется в соответствии с рекомендациями по формированию ассортимента пищевых продуктов для дополнительного питания детей и подростков путем свободной продажи ("буфетной продукции").
5. Реализация областной программы "Школьное молоко"
Реализация областной программы "Школьное молоко" на территории Старооскольского городского округа на организационном уровне включает:
- Нормативно-правовую базу внедрения программы на муниципальном уровне - наличие постановления главы муниципального образования, приказов органов управления образованием, приказов в школах;
- организацию и соблюдение условий торгов;
- назначение ответственных лиц за реализацию программы на всех уровнях;
- наличие схем, графиков, договоров, материалов проведения торгов по поставкам молока;
- наличие материалов по контролю за реализацией программы;
- наличие в учреждениях образования области печатной рекламной продукции областной целевой программы "Школьное молоко";
- работу по популяризации программы "Школьное молоко", формирование спроса на программу со стороны детей и родителей;
- интеграцию областной целевой программы "Школьное молоко" в здоровьесберегающий процесс образовательных учреждений, опыт работы в данном направлении;
- осуществление мониторинга реализации областной целевой программы "Школьное молоко" в учреждениях образования и органах управления образованием;
- организация поставок молока в общеобразовательные школы должна учитывать требования нормативных актов санитарного законодательства, предъявляемые к организации питания учащихся.
Поскольку молоко относится к продуктам повышенной эпидемической опасности, к его получению и переработке предъявляются повышенные требования. В соответствии с п. 2.12.5 СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" в питании обучающихся в общеобразовательных школах запрещается использовать молоко в натуральном виде. Натуральное удойное молоко расценивается как продовольственное сырье, не является продуктом готовым к употреблению в общественном питании и предназначено для дельнейшей# переработки.
Детям, которым по медицинским показаниям противопоказано молоко, его можно заменить яблочным или яблочно-грушевым соком.
Переработка молока предполагает первичную очистку от механических примесей, охлаждение непосредственно после дойки (до температуры (42)°С) и дальнейшую температурную обработку (например, пастеризацию). Все это возможно на молочно-товарных фермах, молочных блоках, оснащенных необходимым оборудованием и при организации регламентированного технологического контроля.
Выбор молочно-товарной фермы или молочного комбината для организации поставок молока в школы должен определяться по согласованию с органами ветеринарного и санитарного надзора. Молоко, предназначенное для включения в рационы питания учащихся школ, должно соответствовать требованиям на заготовляемое молоко 1 и высшего сортов (ГОСТ Р 52054-2003 Молоко натуральное коровье - сырье).
Организация регламентированного технологического контроля на МТФ включает контроль в объеме показателей, предусмотренных ГОСТ Р 52054-2003:
- ежедневного по органолептическим показателям, физико-химическим показателям (кислотность, м.д. жира, плотность, группа чистоты, группа термоустойчивости, температура замерзания);
- не реже 1 раза в 10 дней по бактериальной обсемененности, наличию соматических клеток, наличию ингибирующих веществ.
При выборе МТФ, организующей поставки молока в общеобразовательные школы, определяющим критерием является наличие условий для доставки молока, а также наличие специального транспорта, соответствующего требованиям, предъявляемым к транспортированию данного вида продукта.
В соответствии с п. 7.7. СП 2.3.6.1079-01, поступающее в организации общественного питания молоко и молочные продукты должны соответствовать требованиям нормативно-технической документации и сопровождаться документами, подтверждающими их качество и безопасность (качественное удостоверение, санитарно-эпидемиологическое заключение, ветеринарное свидетельство (п. 3.4.7. СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов").
При получении в школах молока, доставляемого в бочках и флягах, требуется проведение его дополнительной термообработки (кипячение в условиях пищеблоков) п. 2.12.5. СанПиН 2.4.2.И78-02.
Для достижения оптимальной температуры отпуска молока его необходимо до реализации извлечь из холодильной установки и оставить на хранение при комнатной температуре.
6. Примерный суточный набор продуктов для детей и подростков школьного возраста
Наименование продуктов |
Возраст детей и подростков, количество продуктов, г, брутто |
|
6 - 10 лет |
11 - 17 лет |
|
1. Молоко, мл |
350 - 400 |
350 - 400 |
2. Творог, г |
50 |
60 |
3. Сметана, г |
10 |
10 |
4. Сыр твердый, г |
10 |
12 |
5. Мясо, г |
95 |
105 |
6. Птица, г |
40 |
60 |
7. Рыба, г |
60 |
80 |
8. Колбасные изделия, г |
15 |
20 |
9. Яйцо, шт |
1 |
1 |
10. Картофель, г |
250 |
300 |
11. Овощи, зелень, г |
350 |
400 |
12. Плоды свежие, г |
200 - 300 |
200 - 300 |
13. Плоды сухие, г |
15 |
20 |
14. Соки, мл |
200 |
200 |
15. Хлеб ржаной, г |
80 |
120 |
16. Хлеб пшеничный, г |
150 |
200 |
17. Крупы, бобовые, г |
45 |
50 |
18. Макаронные изделия, г |
15 |
20 |
19. Мука ржаная, пшеничная, г |
15 |
20 |
20. Масло сливочное, г |
30 |
35 |
21. Масло растительное, г |
15 |
18 |
22. Кондитерские изделия, г |
10 |
15 |
23. Чай, г |
0,2 |
0,2 |
24. Какао, г |
1 |
2 |
25. Дрожжи, г |
1 |
2 |
26. Сахар, г |
40 |
45 |
27. Соль йодированная, г |
3 - 4 |
5 - 7 |
Положение
об организации мониторинга качества и ассортимента реализуемых блюд в общеобразовательных учреждениях муниципального района
(утв. постановлением Главы Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 28 марта 2008 г. N 122)
1. Общие положения
1.1. Мониторинг качества и ассортимента реализуемых блюд в общеобразовательных учреждениях (ОУ) на территории муниципального района "Город Старый Оскол и Старооскольский район" (далее - Мониторинг) проводится в целях выявления причинно-следственной связи уровня организации питания в образовательных учреждениях и качества и ассортимента реализуемых блюд обучающихся.
1.2. Для ведения мониторинга качества и ассортимента реализуемых блюд в ОУ муниципального района создаётся рабочая группа (далее - рабочая группа) из специалистов органов местного самоуправления, управления образования муниципального района, управления здравоохранения, Роспотребнадзора, представители родительских комитетов.
1.3. Выбор образовательных учреждений для осуществления мониторинга производится по решению Рабочей группы и согласованию с управлением образования муниципального района.
1.4. Мониторинг проводится постоянно в соответствии с настоящим Положением.
2. Осуществление мониторинга
2.1. Проведение Мониторинга осуществляется по следующим направлениям:
- создание нормативной правовой базы на муниципальном и школьном уровнь#
- эффективность использования бюджетных средств,
- организация конкурсных торгов на поставку продукции и представление услуг по организации школьного питания,
- создание условий для обеспечения школьных пищеблоков квалифицированными кадрами, состояние технологического оборудования школьных пищеблоков.
2.2. Мониторинг осуществляется путем:
- анализа информации, представляемой образовательными учреждениями и управлением образования по запросу рабочей группы по формам NN 1 - 7;
- выезда рабочей группы в образовательные учреждения (при необходимости в предприятия общественного питания) для дополнительного изучения положения на основании показателей эффективности деятельности по организации питания в учреждениях образования муниципального района согласно приложению;
- изучения мнений заинтересованных групп: обучающихся, родителей обучающихся, учителей образовательных учреждений, персонала школьных пищеблоков.
2.3. Обобщение результатов мониторинга рабочей группой осуществляется по образовательным учреждениям сельских территорий и территории города раздельно.
2.4. Обобщенные результаты проведенного мониторинга могут быть вынесены на обсуждение с главой местного самоуправления, после чего оформляются решением рабочей группы.
2.5. На основании выводов, полученных в результате проведенного мониторинга, Рабочей группой вырабатываются соответствующие предложения и направляются:
- для принятия решения и мер образовательному учреждению, муниципальному органу управления образованием, главе местного самоуправления;
- для сведения и контроля в областной орган управления образованием;
- для контроля в Роспотребнадзор.
3. Заключительные положения
3.1. Рабочая группа вправе:
- проводить расширенные заседания с приглашением специалистов структур, заинтересованных в организации школьного питания, для ознакомления с результатами проведенных мониторингов и выдачи рекомендаций по улучшению организации питания школьников;
- осуществлять контроль исполнения рекомендаций, данных по результатам проведенного мониторинга.
Показатели эффективности деятельности по организации питания в учреждениях образования Белгородской области
1. Организация одноразового горячего питания (горячий молочный завтрак) для всех учащихся.
2. Охват учащихся двухразовым горячим питанием по желанию родителей.
3. Реализация (продажа) готовых блюд и буфетной продукции в достаточном ассортименте.
4. Организация питания в соответствии с цикличным двухнедельным меню, согласованным с органами Роспотребнадзора, рекомендованным ассортиментным перечнем буфетной продукции, и Положением о рациональном питании.
5. Наличие рационов диетического питания.
6. Соответствие режима работы школьной столовой режиму работы ОУ.
7. Организация дежурства учителей и учащихся в столовой ОУ.
8. Ведение контроля за:
- выполнением в учреждении образования денежных и норм питания в соответствии с нормативами;
- учетом фактически отпущенных завтраков и обедов за бюджетные средства и родительскую доплату;
- соблюдением гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях "СанПин 2.4.2.1178-02", утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября 2002 года, наличие актов, справок проверок органов управления образованием, Роспотребнадзора.
9. Наличие бракеражной комиссии ОУ, осуществляющей проверку качества пищи, соблюдение рецептур и технологических режимов приготовления, ведение журналов бракеража сырой и готовой продукции.
10. Соблюдение принципов рационального, сбалансированного питания, максимальное разнообразие рациона.
11. Разработка на каждое блюдо по меню технологических карт с наименованием блюда, выходом продукции в готовом виде, с раскладкой продуктов в брутто и нетто, химическим составом и калорийностью, описанием технологического процесса.
12. Соблюдение регламента по обеспечению учреждений продовольственной продукцией, непосредственно производимой личными подсобными хозяйствами, крестьянскими, фермерскими хозяйствами и другими товаропроизводителями области.
13. Организация работы по программе самообеспечения.
Механизм организации мониторинга качества и ассортимента реализуемых блюд в школах
1. Утверждение состава рабочих групп муниципального образования по мониторингу качества и ассортимента реализуемых блюд в школах.
2. Предварительное изучение системы школьного питания в образовательных учреждениях муниципального образования (приложение - формы NN 1 - 7).
3. Распределение субъектов и объектов проведения мониторинга качества и ассортимента питания в школах между членами рабочих групп.
4. Проведение мониторинга качества и ассортимента реализуемых блюд рабочими группами муниципального образования непосредственно в общеобразовательных учреждениях муниципального образования.
5. Обобщение результатов мониторинга качества и ассортимента реализуемых блюд в посещенных школах.
6. Подведение и обсуждение итогов проведения мониторинга качества и ассортимента реализуемых блюд в школах.
7. Представление информации результатов мониторинга:
- областному органу управления образованием - ежеквартально;
- рабочей группе по контролю за качеством и ассортиментом реализуемых блюд школьников - по запросу.
8. Организация и проведение в средствах массовой информации циклов передач и публикаций просветительского характера с целью информирования населения по качеству и ассортименту реализуемых блюд в школах.
Форма 1
Сведения о школьных пищеблоках
Столовая, работающая на сырье |
Столовая - доготовочная |
Буфет - раздаточная |
Отсутствие пищеблока | |
Количество школ, имеющих |
Форма 2
Сведения об организации питания (в разрезе образовательных учреждений)
N п/п |
Наименование образовательного учреждения |
Формы организации питания | |||
Комбинаты школьного питания (да/нет) |
Школьные ставки | Другие варианты (отметить какие) |
|||
(да/нет) | Численность работников пищеблоков |
||||
1. | |||||
Итого по муниципаль- ному образованию |
Форма 3
Сведения о технологическом оборудовании школьных пищеблоков
Параметры | Оборудование | ||
холодильное | тепловое | нейтральное | |
Число столовых, в которых недостаточно оборудования |
|||
Число столовых, в которых изношенность оборудования более 80 % |
|||
Число столовых, в которых не проведен ремонт |
|||
Объем средств, необходимых: | |||
- для ремонта оборудования, тыс. руб. | |||
- для замены оборудования, тыс. руб. | |||
Объем средств, выделенных в текущем году: | |||
- на ремонт оборудования, тыс. руб. | |||
- на замену оборудования, тыс. руб. |
Форма 4
Информация о работниках школьных пищеблоков
N п/п |
Наименование образователь- ного учрежде- ния |
Общее количество работников школьных пищеблоков всех форм организации питания |
Из них поваров |
Количество поваров, прошедших курсовую переподготовку |
||
человек | % обеспечен- ности |
человек | % от общего количества поваров |
|||
1. | ||||||
Итого по муници- пальному образованию |
Форма 5
Сведения о поставке основных продуктов питания в образовательных
учреждениях
N п/п |
Наименование образова- тельного учреждения |
Молоко | Мясо | Картофель | Капуста | Морковь | Свекла | Лук | |||||||
Наименова- ние по- ставщика |
Цена 1 кг |
Наименова- ние по- ставщика |
Цена 1 кг |
Наименова- ние по- ставщика |
Цена 1 кг |
Наименова- ние по- ставщика |
Цена 1 кг |
Наименова- ние по- ставщика |
Цена 1 кг |
Наименова- ние по- ставщика |
Цена 1 кг |
Наименова- ние по- ставщика |
Цена 1 кг |
||
1. |
Форма 6
Охват учащихся горячим питанием
Всего учащихся | Количество учащихся |
Завтрак | Обед | Завтрак + обед |
Полдник | Буфетная продукция |
1 - 4 класс | ||||||
5 - 11 класс | ||||||
Полная стоимость | ||||||
Из нее: оплачивают родители |
||||||
Дотации из областного бюджета |
||||||
Дотации из местного бюджета |
Примечание: указать другие формы оплаты.
Для сельских школ представить информацию по организации питания за счет
приусадебных хозяйств.
Форма 7
Охват горячим питанием учащихся из многодетных и малообеспеченных семей
N п/п |
Наименование образовательного учреждения |
Численность учащихся из многодетных семей |
Численность учащихся из малообеспе- ченных семей |
% охвата учащихся из малообеспеченных семей с льготным питанием |
Источники оплаты питания учащихся из малообеспечен- ных семей (руб. в день на 1 ребенка) |
1. | |||||
Итого по муниципальному образованию |
Состав
рабочей межведомственной группы по контролю за качеством и ассортиментом реализуемых блюд в школах
(утв. постановлением Главы Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 28 марта 2008 г. N 122)
Глеков М.А. |
заместитель председателя комитета по социальной политике, руководитель рабочей группы |
Паршуков Ю.Н. |
начальник управления образования администрации муниципального района, заместитель руководителя рабочей группы |
Члены рабочей группы | |
Петрухина Р.С. |
главный специалист комитета по торговле, общественному питанию и бытовому обслуживанию поселений |
Мазалова О.Н. |
главный специалист ТО ТУ Роспотребнадзора по Старооскольскому району |
Петрова А.Л. |
начальник отдела питания управления образования администрации муниципального района |
Пидойма Р.Т. |
ведущий специалист отдела сельских школ управления образования администрации муниципального района |
Ушакова И.Г. |
ведущий специалист отдела общеобразовательной подготовки управления образования администрации муниципального района |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Организация питания детей и подростков в общеобразовательных учреждениях включает в себя гарантированное качество и безопасность пищевых продуктов, предупреждение инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Определена методика формирования рационов питания и ассортимента пищевых продуктов.
В целях выявления причинно-следственной связи уровня организации питания в образовательных учреждениях и качества и ассортимента реализуемых блюд обучающихся проводится мониторинг качества и ассортимента реализуемых блюд. Основными направлениями проведения мониторинга являются: организация конкурсных торгов на поставку продукции; создание условий для обеспечения школьных пищеблоков квалифицированными кадрами.
Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Постановление Главы Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 28 марта 2008 г. N 122 "Об организации рационального питания и мониторинга качества и ассортимента реализуемых блюд в общеобразовательных учреждениях"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст постановления опубликован в газете "Оскольский край" от 10 апреля 2008 г. N 42
Постановлением Главы Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 6 марта 2014 г. N 735 настоящее постановление отменено