Постановление Главы Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области
от 18 мая 2011 г. N 1951
"Об утверждении регламента работы с неблагополучной семьей по предотвращению безнадзорности, социального сиротства и лишения родительских прав"
Во исполнение закона Белгородской области "О внесении изменений в закон Белгородской области от 03.03.2006 N 24 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав"", а также постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при губернаторе области от 29.06.2007 N З/П-4 "Об утверждении типового регламента работы с неблагополучными семьями по предотвращению безнадзорности, социального сиротства и лишения родительских прав", руководствуясь ФЗ от 06.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Старооскольского городского округа постановляю:
1. Утвердить регламент работы с неблагополучной семьей по предотвращению безнадзорности, социального сиротства и лишения родительских прав (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Старооскольского городского округа по социальному развитию Ю.И. Ромашина.
3. Признать утратившим силу постановление главы администрации Старооскольского городского округа от 14.03.2011 года N 639.
4. Постановление вступает в силу с момента его официального опубликования.
Глава администрации |
П.Е.Шишкин |
Регламент
работы с неблагополучной семьей по предотвращению безнадзорности, социального сиротства и лишения родительских прав
(утв. постановлением Главы Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области
от 18 мая 2011 г. N 1951)
1. Общие положения
1.1. Данный регламент определяет основные направления и этапы работы с семьей по предотвращению безнадзорности, социального сиротства (беспризорности) и лишения родительских прав, порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики при проведении индивидуально-профилактической работы с неблагополучными семьями.
1.2. Организацию работы с неблагополучной семьей по предотвращению социального сиротства и лишению родительских прав осуществляют:
а) комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;
б) управление социальной защиты населения;
в) управление образования и учреждения образования;
г) управление здравоохранения и учреждения здравоохранения;
д) управление внутренних дел.
1.3. Основные понятия:
Семья - малая социальная группа определенной формы социальной общности, основанная на браке или кровном родстве, члены которой заинтересованы в совместном проживании и взаимопомощи.
В данном регламенте семейное неблагополучие дифференцируется на два вида:
а) семья "группы социального риска" - это семья, в которой ребенок может оказаться в социально опасном положении вследствие неполноты принятия родителями мер по надлежащему содержанию, обучению и воспитанию своих несовершеннолетних детей;
б) семья, находящаяся в социально опасном положении, - это та семья, где дети находятся в социально опасном положении, а также где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих родительских обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию и отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
2. Принципы работы муниципальных субъектов системы профилактики с неблагополучной семьей
2.1. Основными принципами работы муниципальных субъектов системы профилактики с неблагополучной семьей являются взаимодействие, адресность, гласность, законность и комплексность.
2.2. Взаимодействие - основополагающее начало работы органов местного самоуправления и муниципальных учреждений с социально неблагополучной семьей, предусматривающее их воздействие друг на друга и взаимную связь.
В результате взаимодействия органы местного самоуправления и подведомственные организации образуют систему, в основе которой в соответствии с законодательством лежит координация деятельности посредством согласования.
2.3. Объединяющим фактором данной системы являются общие интересы, направленные на снижение уровня социального сиротства и лишения родительских прав.
3. Основные этапы работы органов местного самоуправления и муниципальных субъектов системы профилактики с неблагополучной семьей (на ранних стадиях семейного неблагополучия - семьи "социального риска")
3.1. Осуществление раннего выявления и постановка на учет неблагополучных семей.
Раннее выявление и постановка на учет неблагополучных семей проводятся с целью оказания помощи на ранних этапах семейного неблагополучия, определения форм работы с конкретной семьей и установления контроля за проведением индивидуально-профилактической работы.
В выявлении принимают участие:
а) управление социальной защиты населения, управление образования, управление здравоохранения, лечебно-профилактические учреждения - в ходе обращений граждан и в результате наблюдений;
б) сотрудники УВД, ЖКХ - в ходе обращений граждан и в результате наблюдений;
в) образовательные учреждения всех типов и видов - в результате наблюдений и в ходе воспитательной работы с учащимися и их родителями;
г) комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав - в ходе рейдов, при рассмотрении дел о правонарушениях несовершеннолетних.
3.2. Органом или учреждением, выявившим неблагополучную семью, информация в трехдневный срок передается в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав и в органы опеки и попечительства.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав на основе представленной информации осуществляет:
а) на основании проверенной информации постановку на учет неблагополучных семей;
б) формирование банка данных по неблагополучным семьям;
в) подготовку комплексной программы индивидуально-профилактической работы с неблагополучной семьей, привлекая все субъекты системы профилактики.
Социально неблагополучная семья принимается на учет также в тех органах и учреждениях муниципальной системы профилактики, которые привлекаются к работе с ней.
3.3. Обследование жилищно-бытовых условий семьи, состоящей на учете как "социально неблагополучная".
Цель обследования жилищно-бытовых условий социально неблагополучной семьи - выявление условий жизни несовершеннолетних членов неблагополучной семьи и определение направлений с ней.
Решение о проведении очередного обследования принимают субъекты профилактики, где конкретная семья принята на учет. В обследовании могут принимать участие:
а) сотрудники УВД;
б) представители школ;
в) представители лечебных учреждений, центра психолого-медико-социального сопровождения;
г) представители управления социальной защиты населения.
Обследование жилищно-бытовых условий, в каждом случае рекомендуется проводить с участием сотрудника УВД.
По результатам обследования составляется акт обследования жилищно-бытовых условий неблагополучной семьи. Акт подписывается всеми представителями органов, принимающими участие в обследовании.
4. Непосредственная работа с неблагополучной семьей, направления и формы
С целью осуществления комплексной работы с семьей комиссией разрабатывается проект индивидуально-профилактической работы с семьей с учетом анализа семейных проблем.
Проект индивидуально-профилактической работы выносится на обсуждение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. После обсуждения и утверждения на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав реализация индивидуально-профилактической работы с семьей является обязательной для всех субъектов профилактики.
Ежеквартально на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав заслушивается отчет субъектов системы профилактики о проведенной работе.
В ходе осуществления индивидуально-профилактической работы с семьей с целью нормализации ситуации, сложившейся в конкретной неблагополучной семье, используются следующие направления и формы работы:
Направления работы |
Исполнители |
Формы работы |
4.1. Оказание социально-педагогической и психологической помощи |
Центр психолого-медико-социального сопровождения |
Индивидуальное и семейное консультирование, проведение тренингов, диагностика личности и родительско-детских отношений, коррекция эмоционально-волевой сферы, коррекция общения несовершеннолетних из социально неблагополучных семей |
4.2. Оказание материальной помощи |
Управление социальной защиты населения Городской центр занятости населения |
Социальные выплаты в виде пособий по безработице, стипендии во время обучения по направлению ГЦЗН, единовременные денежные выплаты по ходатайству |
4.3. Правовая защита членов социально неблагополучной семьи |
Органы опеки и попечительства |
Бесплатные юридические консультации, составление исковых заявлений в суд, выступление в суде с исковыми требованиями по защите прав несовершеннолетних членов социально неблагополучных семей, контроль за закрепленной за несовершеннолетними членами социально неблагополучных семей жилой площади |
4.4. Работа с социально неблагополучной семьей, в которой проживает несовершеннолетний, склонный к совершению антиобщественного поступка, либо совершивший правонарушение или преступление |
ОДН УВД, Управление образования, учреждения образования, КДНиЗП |
Оформление пакета документов для внесения представлений в территориальную КДН и ЗП; рассмотрение дел на несовершеннолетних, совершивших правонарушение или преступление, а также на родителей подростков |
4.5. Организация досуга и оздоровления несовершеннолетних из неблагополучных семей |
Управления по делам молодежи, физической культуре и спорту, управление социальной защиты населения, управление образования |
Вовлечение в организованные формы досуга по месту жительства, предоставление бесплатных путевок в санатории, летние лагеря |
4.6. Организация содействия в трудоустройстве родителей, состоящих на учете, и несовершеннолетних из семей группы риска |
ГЦЗН Управления сельских территорий |
Организация профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации; постановка на учет в службе занятости населения в целях поиска подходящей работы |
4.7. Оказание медико-социальной помощи |
Управление здравоохранения, лечебно-профилактические учреждения |
Лечение от алкогольной и наркотической зависимости, информационно-разъяснительная работа, направленная на формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление репродуктивного здоровья |
5. Основные этапы работы муниципальных субъектов системы профилактики с неблагополучной семьей по профилактике социального сиротства и лишению родительских прав (семьи, находящиеся в социально опасном положении)
Профилактическая работа по предупреждению социального сиротства имеет целью сохранение семейных связей между детьми и родителями на поздних стадиях семейного неблагополучия и предотвращение лишения родительских прав, сохранения биологической семьи.
Формами профилактической работы по предупреждению социального сиротства являются:
а) выявление несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении;
б) временное отобрание ребенка из неблагополучной семьи и помещение его в социальный приют на время, необходимое для социальной реабилитации ребенка и его семьи;
в) организация индивидуально-профилактической работы с родителями.
5.1. Выявление и постановка на учет несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении.
Выявление и постановка на учет осуществляется с целью защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и организации работы с родителями по сохранению биологической семьи.
В выявлении принимают участие:
а) органы опеки и попечительства - в результате наблюдений и в ходе обращений граждан;
б) управление социальной защиты населения, управление образования и здравоохранения, лечебно-профилактические учреждения - в ходе обращений граждан и в результате наблюдений;
в) сотрудники УВД, ЖКХ, начальники управлений сельских территорий - в результате наблюдений и в ходе обращений граждан;
г) подведомственные образовательные учреждения всех типов и видов - в результате наблюдений и в ходе воспитательной работы с учащимися и их родителями;
д) комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав - при рассмотрении дел о правонарушении несовершеннолетних.
Должностные лица, орган или учреждение, выявившие несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, незамедлительно информируют об этом органы опеки и попечительства.
Органы опеки и попечительства на основании представленной информации осуществляют:
а) обследование условий жизни ребенка (в трехдневный срок со дня получении информации);
б) формирование банка данных несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении;
в) подготовку ходатайства о помещении несовершеннолетнего в социально-реабилитационный центр;
г) защиту имущественных и иных прав несовершеннолетних.
5.2. Временное отобрание ребенка из неблагополучной семьи и помещение его в социальный приют или медицинское учреждение.
Изъятие несовершеннолетнего из семьи производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа местного самоуправления.
Об отобрании ребенка у родителей орган опеки и попечительства незамедлительно уведомляет прокурора и в течение семи дней после вынесения органом местного самоуправления акта об отобрании ребенка обращается в суд с иском о лишении или об ограничении родителей в родительских правах.
6. Организация индивидуально-профилактической работы с родителями
Направления работы |
Исполнители |
Формы работы |
6.1. Привлечение к административной ответственности за ненадлежащее содержание и воспитание детей при выявлении фактов жестокого обращения, информирование прокуратуры |
КДНиЗП, УВД |
Составление протокола, рассмотрение на заседании КДН и ЗП применение штрафных санкций в соответствии с КоАП РФ (от ста до пятисот рублей) |
6.2. Оказание помощи в организации лечения от алкогольной и наркотической зависимости |
Управление здравоохранения ОГУЗ "Старооскольский наркологический диспансер" |
Консультации врача-нарколога, помещение в стационар с целью проведения курса лечения |
6.3. Осуществление патронажа |
Сотрудники УВД, управление социальной защиты населения, представители управлений сельских территорий |
Посещение по месту жительства участковым инспектором, проведение межведомственных рейдов по семьям, контроль за процессом реабилитации |
6.4. Оказание помощи в трудоустройстве |
ГЦЗН |
Предоставление рабочего места, постановка на учет в службе занятости в целях поиска подходящей работы |
6.5. Оказание поддержки в решении жилищных вопросов, вопросов регистрации по месту жительства |
Органы опеки и попечительства |
Оказание содействия в сборе документов для регистрации по месту жительства |
6.6. Защита жилых и имущественных прав несовершеннолетних |
Органы опеки и попечительства |
Контроль за закрепленной за несовершеннолетними жилой площадью |
6.7. Закрепление общественного воспитателя |
КДН и ЗП |
Посещение по месту жительства, содействие в решении социально-бытовых проблем |
6.8. Осуществление духовно-нравственного воздействия |
Представитель православной церкви |
Духовно-нравственное развитие несовершеннолетних |
7. Заключительные положения
Анализ эффективности проводимой работы с конкретной семьей осуществляется через 6 месяцев после первого рассмотрения на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В случае положительной динамики на заседании комиссии принимается решение о снятии с учета, семья остается под контролем комиссии в течение одного года.
При отсутствии положительной динамики в поведении родителей после исчерпывающих мер органы опеки и попечительства собирают материалы для предоставления в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав на ограничение или лишение родительских прав.
При вынесении решения о необходимости ходатайства перед судом о лишении родительских прав информация о работе, проведенной органами местного самоуправления, субъектами системы профилактики для анализа полноты принятых мер предоставляется в областную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях предотвращения безнадзорности, социального сиротства (беспризорности) и лишения родительских прав разработан порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики при проведении индивидуально-профилактической работы с неблагополучными семьями.
Выделяют основные этапы работы органов местного самоуправления и муниципальных субъектов: осуществление раннего выявления и постановка на учет неблагополучных семей; передача информации в трехдневный срок в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав и в органы опеки и попечительства; обследование жилищно-бытовых условий семьи, состоящей на учете как "социально неблагополучная". С целью нормализации ситуации, сложившейся в неблагополучной семье, используются следующие направления работы: оказание социально-педагогической и психологической помощи; оказание материальной помощи; оказание медико-социальной помощи и др.
Постановление Главы Администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 18 мая 2011 г. N 1951 "Об утверждении регламента работы с неблагополучной семьей по предотвращению безнадзорности, социального сиротства и лишения родительских прав"
Настоящее постановление вступает в силу с момента его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Оскольский край" от 21 мая 2011 г. N 103-104
Постановлением администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 26 июня 2023 г. N 3257 настоящий документ признан утратившим силу с 30 июня 2023 г.