Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению Правительства
Республики Дагестан
от 6 июня 2002 N 107
Программа
содействия занятости
населения Республики Дагестан
на 2002 - 2005 годы
(утв. Постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 6 июня 2002 N 107)
Паспорт
программы содействия занятости населения
Республики Дагестан на 2002 - 2005 годы
/-------------------------------------------------------------------------------\
| Основание для разработки - Закон Российской Федерации "О Программы |
| занятости населения в Российской Федерации", |
| Закон Республики Дагестан |
| "О занятости населения в Республике Дагестан", |
| постановление Правительства РД |
| от 13 декабря 2001 года N 260 |
| "О выполнении Программы создания рабочих |
| мест и трудоустройства безработных |
| граждан в наиболее трудоизбыточных горных |
| и предгорных районах Республики Дагестан |
| и мерах по повышению занятости населения |
| республики" |
| |
| Государственный заказчик - Министерство труда и социального |
| Программы развития РД |
| |
| Основной разработчик - Министерство труда и социального |
| Программы развития РД |
| |
| Цели и задачи Программы - создание условий для развития |
| эффективного рынка труда; |
| содействие свободно избранной |
| и продуктивной занятости граждан; |
| обеспечение потребности работодателей |
| в квалифицированной рабочей силе; |
| совершенствование системы социальных |
| гарантий и оказание материальной |
| поддержки безработным гражданам; |
| усиление государственного регулирования |
| ситуации в сфере занятости населения; |
| упреждающая профессиональная подготовка, |
| переподготовка и повышение |
| квалификации граждан; |
| обновление и развитие кадрового |
| потенциала; |
| усиление роли профессионального труда |
| в росте доходов работающих |
| и соответствующее изменение трудовой |
| мотивации; |
| повышение спроса на квалифицированную |
| рабочую силу; |
| привлечение безработных к общественным |
| и другим временным работам; |
| совершенствование учета и регистрации |
| безработных; |
| оказание дифференцированной социальной |
| поддержки безработным гражданам |
| |
| Сроки и этапы реализации - I этап - 2002 год, |
| Программы II этап - 2003-2005 годы |
| |
| Основные исполнители - Министерство труда и социального |
| Программы развития РД Минэкономики РД, Минпромторг РД, |
| Минобразования РД, другие |
| заинтересованные министерства |
| и ведомства РД, администрации |
| районов и городов |
| |
| Объемы и источники - объемы финансирования |
| финансирования Программы на реализацию Программы |
| из федерального бюджета будут |
| ежегодно определяться |
| Министерством труда и социального |
| развития РФ. На 2002 год финансовые |
| затраты на реализацию Программы |
| составят 292 млн. рублей |
| |
| Контроль за реализацией - контроль за реализацией Программы |
| Программы осуществляет Министерство труда |
| и социального развития РД |
| |
| Ожидаемые результаты - реализация Программы позволит: |
| реализации Программы сдержать уровень регистрируемой |
| безработицы |
| в пределах 6 - 6,5 процентов; |
| оказать посредничество |
| в трудоустройстве 122 тыс. чел., |
| в том числе в 2002 году - |
| 31 тыс. человек; |
| обеспечить временное трудоустройство |
| на общественных работах - |
| 53 тыс. чел., |
| в том числе в 2002 году - |
| 12,8 тыс. чел.; |
| обучить (переобучить) - 6,2 тыс. |
| безработных граждан, в том числе |
| в 2002 году - 1,4 тыс. чел.; |
| провести профориентационную работу |
| с 200 тыс. чел., в том числе |
| в 2002 году с 47 тыс. чел.; |
| поддерживать доходы безработных |
| граждан |
\-------------------------------------------------------------------------------/
Введение
Программа содействия занятости населения Республики Дагестан на 2002 - 2005 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", Законом Республики Дагестан "О занятости населения в Республике Дагестан" и постановлением Правительства Республики Дагестан от 13 декабря 2001 года N 260 "О выполнении Программы создания рабочих мест и трудоустройства безработных граждан в наиболее трудоизбыточных горных и предгорных районах РД и мерах по повышению занятости населения республики".
При разработке Программы учитывались прогнозные оценки Министерства экономики РД и предложения заинтересованных министерств и ведомств РД.
Программа обеспечивает комплексный подход к решению проблем на рынке труда с учетом специфики республики и сложившейся ситуации в экономической сфере и рассчитана на дальнейшую консолидацию усилий различных министерств и ведомств РД, деятельность которых затрагивает проблему занятости населения и предполагает реализацию конкретных направлений содействия трудоустройству незанятых граждан.
I. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программными методами
Социально-экономическая ситуация в Республике Дагестан в 1999-2001 годах характеризовалась стабилизацией и некоторыми позитивными тенденциями. Так, увеличились объемы производства промышленной продукции, сельского хозяйства, инвестиций в основной капитал, розничной торговли и платных услуг населению. При этом рост производства промышленной продукции обусловлен в значительной мере размещением заказов для республиканских нужд на предприятиях республики. На конкурсной и возвратной основе осуществлялась финансовая поддержка высокоэффективных проектов, реализуемых на промышленных предприятиях республики. Заметный рост объемов производства имел место в химической и нефтехимической промышленности и легкой промышленности, машиностроении и металлообработке. В результате численность занятых в экономике республики несколько возросла.
Одновременно продолжает сокращаться численность занятых в государственном секторе экономики, что связано как с сокращением рабочих мест и оттоком рабочей силы в высокооплачиваемые сектора экономики, так и с продолжающейся трансформацией предприятий государственной собственности в акционерные общества. При этом отмечается рост предпринимательской активности населения и соответственно числа занятых на малых, в основном частных, предприятиях. Сохраняется и тенденция межотраслевого перераспределения рабочей силы в пользу непроизводственной сферы.
Несмотря на некоторую стабилизацию и оживление в экономике республики ситуация на рынке труда остается напряженной. Ежегодно не менее 22 проц. экономически активного населения республики не имеют занятия, но активно его ищут и в соответствии с методологией Международной организации труда классифицируются как безработные.
Кроме того, к концу 2001 года по данным Госкомстата РД более 3,2 тыс. работников (0,75 проц. среднесписочной численности крупных и средних предприятий) работали в режиме неполного рабочего времени по инициативе администрации, а более 21 тыс. человек (4,8 проц.) находились в вынужденных отпусках по инициативе администрации. Общие размеры неотработанного рабочего времени из - за вынужденных отпусков по инициативе администрации составили в 2001 году 2,7 млн. человеко - дней или 6,1 дня в расчете на одного среднесписочного работника. Наибольшие размеры неполной занятости отмечаются на предприятиях машиностроения, строительства, промышленности строительных материалов, транспорта.
В течение 2001 года с крупных и средних предприятий оценочно выбыло по разным причинам 35 тыс. человек или 8 проц. среднесписочной численности, из них 25,7 тыс. уволились по собственному желанию, а 3,5 тыс. - в связи с сокращением рабочих мест.
В 2001 году в органы службы занятости населения Республики Дагестан обратилось более 100 тыс. чел., в том числе 80 тыс. чел. в поисках работы. Из числа граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве, 38,2 проц. составили жители горных районов республики, 24,1 проц. - жители предгорных районов, 22 проц. жители городов и 15,7 проц. - равнинных районов.
Общее число безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, по профессиональному составу имеют следующие профессии: бухгалтер - 3,8 проц.; водитель автомобиля - 3,2 проц.; колхозник - 2,6 проц.; ковровщица - 2 проц.; швея, продавец - по 1,8 проц.; учитель - 1,2 проц.; без специальности - 43,4 процента.
Из числа безработных, состоящих на учете в центрах занятости населения, 46,9 тыс. чел. или 87,1 проц. проживают в сельской местности, 35,0 тыс. чел. или 65,1 проц. - женщины, 19,8 тыс. чел. или 36,8 проц. - молодежь в возрасте от 16 до 29 лет.
Значительная доля молодежи в составе безработных связана с отсутствием достаточного количества рабочих мест для граждан, вступающих в трудоспособный возраст, а также повышением требований работодателей к качеству рабочей силы.
Анализ ситуации в сфере занятости населения Республики Дагестан показывает, что несмотря на наличие позитивных сдвигов под влиянием начавшегося экономического роста для современного состояния рынка труда в республике характерны следующие ключевые проблемы:
сложившийся дисбаланс между численностью трудовых ресурсов и имеющимися в республике рабочими местами;
деформация системы трудовых отношений, обусловленная значительными масштабами занятости в неформальном секторе экономики;
ухудшение качественных характеристик системы рабочих мест, которые в течение 90-х годов практически не обновлялись, что, с одной стороны, ограничивает возможности роста эффективности труда, а с другой - трудоустройства населения;
недозагрузка имеющихся производственных мощностей и недоиспользование рабочего времени по большинству промышленных предприятий;
отсутствие экономического интереса у работников в результатах своего труда и производства в целом, низкая производительность и эффективность труда, особенно в сельской местности;
потеря предприятиями значительного числа работников высочайшей квалификации;
недостаточная адаптированность системы профессионального образования к новым условиям хозяйствования, особенно в части учета перспектив спроса на рабочую силу в профессиональном разрезе, что приводит к выпуску учебными заведениями всех уровней специалистов по профессиям, не пользующимся спросом на рынке труда;
проблема с трудоустройством отдельных социально демографических групп населения (молодежь, женщины, инвалиды и др.);
значительная дифференциация напряженности рынка труда по районам и городам республики, наличие большого числа территорий с критической ситуацией на рынке труда.
II. Прогноз ситуации в сфере занятости и на рынке труда
Несмотря на некоторые положительные сдвиги ситуация с обеспечением населения рабочими местами в Республике Дагестан остается напряженной. Суммарный неудовлетворенный спрос населения республики в рабочих местах в 2001 году характеризуется в 217 тыс. единиц. Уровень безработицы в республике в целом (по методологии МОТ) составил 22,7 проц. численности экономически активного населения.
В 2002-2005 годах ожидается некоторое увеличение предложения рабочей силы в основном за счет демографических факторов. Прирост населения в трудоспособном возрасте за 2002-2005 годы составит около 90 тыс. человек. Одновременно с этим ожидается в этот же период высвобождение до 15 тыс. чел., выход на рынок труда молодежи, прекратившей дальнейшую учебу или не поступившей на работу - 175 тыс. чел., увольнение из Вооруженных Сил - 23 тыс. человек.
Ожидаемое увеличение спроса на рабочую силу в условиях сохраняющейся вынужденной неполной занятости окажется недостаточным для реализации имеющегося предложения рабочей силы. Для приведения уровня безработицы в республике к предельно допустимому уровню безработицы в регионе (10 проц. от экономически активного населения) необходимо дополнительно ввести более 85 тыс. рабочих мест.
III. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы
Целью Программы является создание условий для развития эффективного рынка труда, оперативно обеспечивающего граждан соответствующей работой, позволяющей за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень потребления, а работодателей необходимой рабочей силой.
Для достижения указанной цели и исходя из прогнозируемой ситуации на рынке труда основными задачами государственной политики в области занятости населения являются:
усиление государственного регулирования ситуации в сфере занятости населения;
упреждающая профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации граждан с учетом меняющегося спроса экономики на рабочую силу в интересах обеспечения ее конкурентоспособности;
обновление и развитие кадрового потенциала путем совершенствования с учетом потребностей рынка труда системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан, незанятого и работающего населения;
усиление роли профессионального труда в росте доходов работающих и соответствующее изменение трудовой мотивации (высокоэффективный труд - высокие заработки);
повышение спроса на квалифицированную рабочую силу за счет оживления деятельности предприятий;
максимально возможное привлечение безработных к общественным и другим временным работам;
совершенствование учета и регистрации безработных;
оказание дифференцированной социальной поддержки безработным гражданам в зависимости от причин потери работы и готовности человека адаптироваться к новым и более высоким профессиональным требованиям.
Сроки реализации Программы: 2002-2005 годы.
Программа реализуется в два этапа:
I этап - 2002 год,
II этап - 2003-2005 годы.
IV. Система мероприятий Программы
1. Организация работы по взаимодействию с работодателями.
Предполагается, что в органы службы занятости ежегодно будет поступать от работодателей около 15 - 20 тыс. вакансий для трудоустройства на постоянной основе и до 15 тыс. - на временные и общественные работы. Для наиболее полного выявления вакансий планируется проводить проверки предприятий и организаций республики. По итогам заполнения заявляемых в органы службы занятости вакансий планируется ежегодно трудоустраивать до 30 - 35 тыс. безработных и незанятых граждан.
В целях содействия гражданам в поиске рабочих мест, а работодателям в поиске специалистов будет продолжена работа по проведению ярмарок вакансий, что позволит ежегодно оказывать содействие в трудоустройстве около 500 безработным гражданам. Так, только в 2002 году планируется проведение более 290 ярмарок вакансий практически во всех городах и районах республики.
2. Организация общественных работ.
В целях создания условий для материальной поддержки граждан, ищущих работу, и безработных граждан в период поиска работы, а также сохранения мотивации граждан к труду в рамках реализации Программы развития общественных работ в Республике Дагестан на 2002 - 2005 годы органами службы занятости населения планируется привлечение безработных граждан к участию в общественных работах. При этом особое внимание будет уделено расширению видов и объемов общественных работ. Так, в сентябре - ноябре 2002 года предусмотрено по согласованию с органами статистики привлечение безработных граждан к участию в мероприятиях Всероссийской переписи населения. В приоритетном порядке к участию в общественных работах будут привлекаться граждане, особо нуждающиеся в социальной защите.
Всего в 2002 - 2005 годах к общественным работам предусматривается привлечь до 53 тыс. чел., в том числе в 2002 году - 12,8 тыс. чел., из которых 3,2 тыс. чел. - на условиях частичной компенсации расходов работодателей по оплате труда безработных, направленных на общественные работы.
3. Организация временной занятости подростков.
В целях приобщения к труду, получения профессиональных навыков и адаптации к трудовой деятельности органами службы занятости будут реализовываться мероприятия по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 17 лет в свободное от учебы время и в период летних каникул. В основном подростки при содействии органов службы занятости населения будут трудоустраиваться на работах по ремонту школьных помещений, инвентаря и учебников, сельскохозяйственные работы, а также на предприятия по переработке сельхозпродукции. В 2002 году планируется привлечь свыше 4 тыс. несовершеннолетних граждан к участию во временных работах с оплатой их труда за счет средств работодателей и федерального бюджета.
4. Развитие самостоятельной занятости и предпринимательской деятельности безработных граждан.
Основными направлениями поддержки самозанятости и предпринимательства со стороны органов службы занятости выступят:
консультирование и профориентация незанятых граждан в целях определения возможностей и эффективной деятельности в качестве предпринимателей;
направление на профессиональное обучение незанятых граждан основам предпринимательской деятельности;
сотрудничество с организациями, содействующими развитию малого предпринимательства;
финансовое содействие в организации собственного дела.
В 2002-2005 годах планируется оказывать содействие в создании собственного дела около 7,5 тыс. граждан, в том числе в 2002 году - 1,8 тыс. граждан, их них 130 чел. - за счет средств федерального бюджета.
5. Территориальная мобильность рабочей силы (трудоустройство в другой местности).
В целях организации территориальной трудовой мобильности граждан будет продолжена работа по заключению прямых договоров с предприятиями, испытывающими потребность в рабочей силе. При этом предусматривается использовать банк данных вакансий по Российской Федерации в целом, а также единого окружного специализированного банка вакансий "Северный Кавказ". В порядке территориальной мобильности в другой местности в 2002-2005 годах планируется трудоустроить в основном по сельскохозяйственным профессиям более 3,3 тыс. безработных граждан на временные, сезонные работы на предприятиях всех форм собственности, в том числе в 2002 году 800 человек. Основными направлениями переезда, как и ранее, будут Липецкая, Московская, Ростовская, Астраханская области, Ставропольский, Краснодарский край и т.д.
Предусматривается и проведение мероприятий по регулированию трудовой миграции внутри республики.
6. Социальная интеграция и поддержка граждан с особыми потребностями.
Предусматривается организация приоритетного трудоустройства особо нуждающихся в социальной защите категорий населения при активном участии органов службы занятости и администраций районов и городов, в связи с чем по предложению органов службы занятости населения администрациями районов и городов ежегодно будут определяться квоты на более чем 3 тыс. рабочих мест по предприятиям и организациям республики.
Кроме того, будет продолжена работа по трудоустройству безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, на условиях частичной компенсации расходов работодателей по оплате их труда за счет средств федерального бюджета. В частности, на этих условиях планируется трудоустройство многодетных и одиноких родителей, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, инвалидов, лиц предпенсионного возраста, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, длительно (шесть и более месяцев) безработных граждан на условиях частичной компенсации расходов работодателей по оплате труда за счет средств федерального бюджета.
В целом в 2002 - 2005 годах предполагается трудоустроить 6,6 тыс. безработных указанных категорий, в том числе в 2002 году более 1,7 тыс. человек.
7. Организация работы с гражданами, уволенными с военной службы, членами их семей и военнослужащими, подлежащими увольнению в запас.
На особом учете в органах службы занятости состоят граждане, уволенные с военной службы и члены их семей.
В рамках оказания профориентационных услуг бывшим военнослужащим, членам их семей и гражданам, подлежащим увольнению с военной службы, планируется информирование о положении на рынке труда, перспективных профессиях и сферах профессиональной деятельности, возможности подготовки и переподготовки по гражданским специальностям. При этом основное внимание предусматривается уделить профессиональному консультированию по вопросам предпринимательства и самостоятельной занятости.
Предполагается, что в 2002-2005 годах социальная адаптация на рынке труда и предувольнительные консультационные услуги будут оказаны 500 военнослужащим, уволенным в запас с военной службы, членам их семей и гражданам, подлежащим увольнению в запас.
На профессиональную переподготовку по специальностям, пользующимся спросом на рынке труда (оператор ЭВМ, водитель, обувщик, газоэлектросварщик, электромеханик, слесарь по ремонту бытовой техники, каменщик, плотник и т.д.), планируется направить 76 граждан, уволенных с военной службы.
Кроме того, будет оказано содействие в трудоустройстве 380 гражданам указанной категории, в том числе в 2002 году - 80 гражданам.
8. Организация профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан.
Для обеспечения реализации политики занятости в области профессионального обучения предусматривается:
сочетание разных форм и видов организации обучения, в том числе групповых и индивидуальных занятий, построение учебного процесса в зависимости от первоначального уровня знаний обучаемого;
использование для профессионального обучения безработных граждан образовательных учреждений разного уровня и профиля подготовки, совершенствование учебно-производственной базы профессионального обучения безработных граждан;
информирование широких слоев населения о потребностях хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, социально экономических условиях трудовой деятельности и вакантных рабочих местах, возможности профессионального роста, профессиональной подготовки и переподготовки по специальностям, пользующимся спросом на рынке труда республики;
информирование работодателей о предложении рабочей силы, привлечение их к сотрудничеству в решении вопросов профобучения;
продолжение работы по формированию банка данных о текущей и перспективной потребностях республики в квалифицированных кадрах.
При направлении на профессиональное обучение будут соблюдены следующие приоритеты:
для выпускников общеобразовательных учреждений - ориентация на профобучение в учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования по полным учебным программам за счет средств федерального бюджета;
для выпускников учебных заведений начального профессионального образования - повышение квалификации по имеющейся профессии, получение новой или смежной профессии;
для выпускников учебных заведений высшего и среднего профессионального образования - получение "рыночных специальностей", организация курсов по основам предпринимательской деятельности, ведению малого и среднего бизнеса;
для женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, - обучение профессиям (специальностям), предполагающим в дальнейшем организацию индивидуальной деятельности;
для инвалидов - обучение профессиям, выполнению отдельных видов работ с учетом их психологического состояния, медицинских показаний к труду и имеющихся профессиональных знаний.
В 2002-2005 годах органами службы занятости планируется направить на профессиональное обучение 6200 безработных граждан, в том числе в 2002 году - 1400 человек.
Из общей численности безработных граждан ориентировочно 70 проц. будут обучены под конкретные рабочие места и 30 проц. - на условиях самостоятельного трудоустройства и самозанятости.
Наибольшим спросом на рынке труда будут пользоваться специальности и профессии: портной, закройщик, водитель, токарь, газоэлектросварщик, газосварщик, оператор ЭВМ, строительные специальности и другие. Наименее востребованы будут специальности и профессии: горничная, слесарь-сантехник, облицовщик плиточный, менеджер фермерского хозяйства.
Для организации профессионального обучения безработных граждан постоянно обновляется учебная база из образовательных учреждений начального, среднего и дополнительного профессионального образования на основе конкурсного отбора. Предполагается, что в учебную базу войдут следующие учебные заведения: средние специальные учебные заведения (техникумы, колледжи), учебно курсовые комбинаты, высшие профессиональные училища, профессиональные училища.
Отбор проводится на конкурсной основе (по тендеру) с учетом качества подготовки специалистов, стоимости обучения, возможности организации учебного процесса для взрослого населения и территориальной расположенности.
В целях развития качества рабочей силы и содействия повышению квалификации кадров на предприятиях в 2002-2005 годах планируется:
оказание возможной помощи предприятиям в организации обучения персонала на производстве;
изучение потребности крупных предприятий в подготовке, переподготовке и повышении квалификации рабочих кадров;
создание банка данных учебно-производственной базы в разрезе предприятий, специальностей и учебных мест;
профессиональное обучение с последующим трудоустройством безработных граждан на предприятиях республики.
9. Профессиональная ориентация и психологическая поддержка безработных граждан и незанятого населения.
Профессиональная ориентация и психологическая поддержка населения сохраняют свое значение в качестве приоритетного направления активной политики занятости, содействуя развитию человеческих ресурсов путем планирования, поддержки и сопровождения профессиональной карьеры человека, являются формами регулирования рынка, обеспечивают связь профессионального образования с реальной потребностью в квалифицированных кадрах с учетом изменения условий и содержания профессиональной деятельности.
В целях дальнейшего развития профессиональной ориентации в службе занятости республики в 2002-2005 годах будет продолжена работа по:
профессиональному консультированию с целью оказания помощи человеку в профессиональном самоопределении и выборе варианта занятости с учетом его интересов, принятии осознанного решения при выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;
профессиональному отбору и подбору с целью определения степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии, предоставлению рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности на основе результатов психодиагностики;
психологической поддержке граждан, поднятию самооценки, усилению мотивации к самостоятельному поиску работы, снятию состояния стресса, повышению тем самым конкурентоспособности и адаптированности на современном рынке труда.
Приоритетными направлениями профориентационных услуг в службе занятости республики в 2002-2005 годах будут:
осуществление в приоритетном порядке профессиональной ориентации граждан, проблемы трудоустройства которых решаются особенно сложно: безработных, длительно неработающих, женщин, инвалидов, молодежи;
оказание населению превентивных профинформационных услуг через газеты, радио, телевидение, распространение профинформационных материалов, выступления профконсультантов на ярмарках вакансий, учебных мест;
первичное профессиональное информирование и консультирование граждан до постановки их на учет в качестве безработных с целью повышения мотивации поиска работы и предотвращения постановки на учет тех, кто получив в достаточной мере профориентационные услуги, способен трудоустроиться самостоятельно;
профессиональное консультирование безработных граждан на индивидуальном уровне по вопросам выбора наиболее приемлемой сферы деятельности или направления на профессиональное переобучение, приобретения новой специальности с учетом как потребностей и возможностей самих граждан, так и потребностей рынка труда;
организация коллективных форм работы с гражданами, длительно состоящими на учете, с использованием различных методов по активизации самостоятельного поиска работы, психологическая поддержка безработных граждан в "Клубах ищущих работу";
профессиональная ориентация высвобождающихся работников на местах в виде консультационно-методической и психологической помощи с целью повышения уверенности в своих силах, предоставление им информации о возможностях трудоустройства, работе органов службы занятости с этой категорией граждан;
создание повсеместно банков высококвалифицированных специалистов для использования в заинтересованном посредничестве при работе с работодателями.
В настоящее время становится наиболее актуальной проблема профориентации несовершеннолетней молодежи, так как выбор сферы приложения труда начинается с профориентации в школе и в этой связи планируется:
заключение центрами занятости населения договоров со всеми школами в районах и городах на проведение профориентационной работы с учащимися выпускных классов;
разработка центрами занятости населения в районах и городах программ оказания превентивных профориентационных услуг учащимся школ на 2002 - 2005 годы с целью формирования у подрастающего поколения мотиваций к труду, активизации профессионального самоопределения и актуализации внутренних ресурсов;
организация и проведение ярмарок учебных мест и Дней профессионального самоопределения для учащейся и безработной молодежи с целью расширения информационного пространства в вопросах выбора сферы профессиональной деятельности.
Предусматривается, что в 2002-2005 годах профориентационные услуги в органах службы занятости населения смогут получить более 200 тыс. граждан, в том числе в 2002 году - более 46 тысяч.
10. Регулирование оплаты труда.
Значительные проблемы в области оплаты труда, накопившиеся за последние годы, являются одним из дестабилизирующих факторов в социальной сфере республики и, в частности, одной из причин роста безработицы. Необоснованная дифференциация в оплате труда, нарушения сроков выплаты заработной платы работникам и, как следствие, снижение уровня жизни большинства населения обосновывают необходимость повышения роли государства в регулировании оплаты труда, создании гарантий обеспечения прожиточного минимума своим гражданам.
Необходимо направить усилия на повышение уровня государственных гарантий оплаты труда с целью вывода работающих граждан из категории низкодоходного населения, реформирование оплаты труда на основе экономических методов, преимущественно через налоговое регулирование денежных доходов, использование механизмов социального партнерства и системы договоренностей между работодателями и наемными работниками, повышение уровня государственных гарантий минимальной оплаты труда, ужесточение ответственности за нарушение трудового законодательства.
11. Улучшение условий и охраны труда.
В целях формирования более стабильной и благоприятной рабочей среды, повышения экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и охраны труда, снижения и профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний предусматривается в рамках Республиканской целевой программы улучшения условий и охраны труда на 2001-2005 годы:
дальнейшее совершенствование законодательной и иной нормативной базы по охране труда, предусматривающее усиление государственного регулирования охраны и условий труда;
реализация республиканской, районных и городских программ по улучшению условий и охраны труда;
координация деятельности органов надзора и контроля за охраной труда, министерств и ведомств Республики Дагестан, объединений работодателей, профессиональных союзов в вопросах разработки и реализации комплекса мероприятий по решению проблемы улучшения условий и охраны труда.
12. Социальный диалог на рынке труда.
В современных условиях возрастает роль договорных отношений по вопросам оплаты труда, упорядочения внутрипроизводственных отношений, повышения эффективности труда и его производительности, регулирования процесса высвобождения работников, формирования открытого рынка труда.
В 2002-2005 годах предусматривается:
повысить роль работодателей и представительных органов работников (профсоюзов) в решении вопросов организации рабочего времени, заработной платы и защиты от дискриминации при найме и увольнении;
усилить роль Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по контролю за выполнением сторонами достигнутых договоренностей в сфере труда и социальных вопросов;
совершенствовать государственное содействие разрешению коллективных трудовых споров на разных уровнях социального партнерства.
13. Информация о рынке труда.
В целях оперативного реагирования на изменения конъюнктуры в сфере занятости, формирования системы информационной поддержки государственной политики занятости предусматривается:
проведение мониторинга состояния рынка труда;
распространение передового опыта регионов по вопросам содействия занятости;
информирование населения о возможности трудоустройства, в том числе и за пределами республики, и работодателей о наличии квалифицированной рабочей силы.
14. Поддержка доходов безработных граждан.
Составной частью политики занятости является оказание материальной поддержки гражданам в период их вынужденной безработицы. Безработным гражданам, соблюдающим требования законодательства о занятости населения, гарантируется:
выплата стипендии за период профессионального обучения безработных по направлению служб занятости населения и надбавок к ней с учетом иждивенцев;
привлечение к оплачиваемым общественным работам безработных, прежде всего из числа особо нуждающихся в социальной защите;
предоставление отдельным категориям безработных граждан предпенсионного возраста, трудоустройство которых затруднено, права досрочного выхода на пенсию;
выплата пособия по безработице и надбавок на иждивенцев;
оплата периода временной нетрудоспособности безработным, получающим пособие по безработице, по фактическому количеству дней болезни.
Отдельным категориям безработных граждан, особо нуждающимся в социальной защите и потерявшим право на получение пособия по безработице в связи с истечением установленного законодательством срока выплаты пособия, будет оказываться и единовременная материальная помощь.
15. Развитие службы занятости.
Для решения задачи развития информационных технологий в службе занятости республики предполагается продолжить эксплуатацию автоматизированной информационной системы (АИС) "Занятость" (ПК "Содействие") - универсальной системы автоматизации функций службы занятости, соответствующей общим правилам и положениям построения информационных технологий, и дальнейшее совершенствование работы центров занятости населения в районах и городах.
Для достижения указанной цели предусматривается проведение работ по следующим направлениям:
дооснащение органов службы занятости компьютерной техникой;
повышение квалификации специалистов службы занятости по работе с компьютером и программными комплексами;
дальнейшее развитие компьютерных сетей и связи в центрах занятости населения в районах и городах;
организация и поддержка информационного обеспечения;
организация и проведение ремонта и технического обслуживания компьютерной техники органов службы занятости;
поддержка связи с Министерством труда и социального развития РФ и другими организациями через сеть Интернет.
В 2002-2005 годах планируется:
дополнительно к имеющейся и взамен устаревшей (IBM 386, 486) установить 200 единиц компьютерной техники в центрах занятости населения в районах и городах, в том числе в 2002 году - 50 единиц;
провести замену одноранговой локально-вычислительной сети на сеть с выделенным сервером в 17 центрах занятости населения, в том числе в 2002 году - в 10 центрах занятости;
обучить работе на компьютере и с программными средствами 400 специалистов центров занятости населения, в том числе в 2002 году - 100 человек.
V. Финансовое обеспечение Программы
Основным источником ресурсного обеспечения Программы являются средства федерального бюджета. Объемы финансирования на реализацию Программы из федерального бюджета будут ежегодно определяться Министерством труда и социального развития РФ. На 2002 год финансовые затраты на реализацию Программы составят 292 млн. рублей.
/-----------------------------------------------------------------\
| Наименование статей расходования | Объемы финансовых |
| | затрат на 2002 год, |
| | тыс. руб. |
|---------------------------------------+-------------------------|
| Всего расходов на реализацию Программы| 291993,7 |
| | |
| Программы активной политики занятости,| 25178,7 |
| всего из них: | |
| | |
| профессиональное обучение | 3000,0 |
| | |
| профессиональная ориентация | 200,0 |
| | |
| организация ярмарок вакансий и | 1601,0 |
| учебных рабочих мест | |
| | |
| информирование населения и | 650,0 |
| работодателей о положении на рынке | |
| труда | |
| | |
| организация общественных работ | 10886,0 |
| | |
| организация временного трудоустройства| 8104,0 |
| безработных, особо нуждающихся в | |
| социальной защите | |
| | |
| социальная адаптация безработных | 16,0 |
| граждан на рынке труда | |
| | |
| оказание содействия самозанятости | 721,7 |
| | |
| Программы материальной поддержки лиц, | 266815,0 |
| признанных безработными всего из них: | |
| | |
| выплата пособий по безработице | 239430,7 |
| материальная помощь | 9615,1 |
| досрочные пенсии | 14850,0 |
| стипендия | 2919,2 |
\-----------------------------------------------------------------/
Кроме того, на реализацию мероприятий активной политики занятости также планируется привлекать средства республиканского бюджета РД, бюджетов районов и городов, а также собственные средства работодателей.
VI. Контроль за реализацией Программы
Министерство труда и социального развития РД осуществляет организацию, координацию и контроль за реализацией Программы и в установленном порядке, при необходимости, вносит предложения в Правительство РД по уточнению и корректировке мероприятий Программы.
VII. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация Программы позволит создать условия для функционирования рынка труда, сочетающего в себе экономические и социальные интересы работника, работодателя и потребности развития экономики на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, снижения социальной напряженности в обществе посредством эффективной целевой поддержки лиц, потерявших работу.
Кроме того, реализация Программы будет способствовать увеличению возможностей применения труда для безработных граждан путем развития предпринимательской инициативы, повышению качества и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, созданию условий для повышения эффективности деятельности органов службы занятости, поддержке лиц, потерявших работу, сдерживанию роста численности безработных.
При этом в 2002-2005 годах планируется:
сдержать уровень регистрируемой безработицы в пределах 6 - 6,5 проц. от численности экономически активного населения;
обеспечить снижение средней продолжительности безработицы и довести данный показатель до 6,5 месяца;
обеспечить сокращение дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы до 150 тыс. единиц;
обеспечить посредничество в трудоустройстве 122 тыс. человек, из них в 2002 году - 31 тыс. человек;
привлечь к участию в оплачиваемых общественных работах и работах сезонного и временного характера 53 тыс. человек, из них в 2002 году - 12,8 , тыс.человек;
обеспечить обучение 6,2 тыс. безработных граждан, из них в 2002 году - 1,4 тыс. человек;
провести профориентационную работу с 200 тыс. человек, из них в 2002 году - с 47 тыс. человек;
поддерживать доходы безработных граждан, трудоустройство которых оказалось затруднено.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Дагестан от 6 июня 2002 г. N 107 "О Программе содействия занятости населения Республики... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.