Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан
от 25 февраля 2014 г. N 12
"Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие овцеводства и козоводства в Республике Дагестан на 2014-2016 годы"
29 октября 2014 г.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Дагестан от 13 декабря 2013 года N 673 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 - 2020 годы" (Дагестанская правда, N 87 - 92, 2014), в целях создания предпосылок для устойчивого развития овцеводства и козоводства в Республике Дагестан, создания условий возрождения социальной инфраструктуры на селе и обеспечения минимальных норм потребления продукции овцеводства и козоводства приказываю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие овцеводства и козоводства в Республике Дагестан на 2014 - 2016 годы".
2. Контроль над выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Ш.З. Бахарчиева.
3. Настоящий приказ вступает в силу в установленном законом порядке.
Министр |
Б. Батталов |
Зарегистрировано в Минюсте РД 7 апреля 2014 г.
Регистрационный N 2837
Ведомственная целевая программа
"Развитие овцеводства и козоводства в Республике Дагестан на 2014- 2016 годы"
(утв. приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан от 25 февраля 2014 г. N 12)
29 октября 2014 г.
Паспорт
ведомственной целевой программы
Наименование Программы |
Ведомственная целевая программа "Развитие овцеводства и козоводства в Республике Дагестан" на 2014 - 2016 годы (далее - Программа) |
Основание для принятия решения о разработке Программы |
Постановление Правительства Республики Дагестан от 13 декабря 2013 года N 673 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 - 2020 годы" |
Государственный заказчик Программы |
Правительство Республики Дагестан |
Основной разработчик Программы |
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан |
Цели и задачи Программы |
Целью Программы является развитие овцеводства и козоводства, возрождение социальной инфраструктуры на селе путем увеличения объема производства высококачественной баранины, шерсти, овчин, овечьего и козьего молока, обеспечивающих минимальные нормы потребления |
Задачи Программы: создание предпосылок для устойчивого развития овцеводства и козоводства; определение путей производства высококачественной конкурентоспособной продукции овцеводства и козоводства, обеспечивающей замещение импорта этой продукции; выработка последовательных действий, обеспечивающих рост экономического потенциала сырьевого ресурса отрасли; разработка и внедрение биологически обоснованных, малозатратных технологий содержания высокопродуктивных животных при сохранении баланса природной среды; укрепление племенной базы отрасли овцеводства путем сохранения и дальнейшего совершенствования генофонда пород овец и создания генофонда пород коз | |
Целевые индикаторы Программы |
увеличение к 2016 году численности маточного поголовья овец и коз в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей до 2735 тыс. голов; увеличение объемов производства шерсти до 14,3 тыс. тонн; овец и коз на убой в убойном весе до 37,5 тыс. тонн; овчин до 800 тыс. штук; козьего молока до 285 тонн; повышение уровня рентабельности овцеводства и козоводства с учетом субсидий до 9,2 процента; создание не менее 335 рабочих мест |
Сроки и этапы реализации Программы |
2014 - 2016 годы этапы реализации: первый - 2014 год; второй - 2015-2016 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 150,2 млн. рублей; собственные средства сельхозтоваропроизводителей - 614,74 млн. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
увеличение к 2016 году численности овец и коз до 5,1 млн. голов, в том числе овцекозоматок до 3,8 млн. голов; увеличение объемов производства шерсти до 14,3 тыс. тонн; овец и коз на убой в убойном весе до 37,5 тыс. тонн; овчин до 800 тыс. штук; козьего молока до 285 тонн; повышение уровня рентабельности овцеводства и козоводства с учетом субсидий до 9,2 процента; поступление налогов в бюджеты всех уровней - 77,5 млн. рублей; создание не менее 335 рабочих мест |
1. Обоснование необходимости реализации Программы
Овцеводство и козоводство в Республике Дагестан исторически всегда было неотъемлемой частью народного хозяйства, обеспечивающей его потребности в специфических видах сырья и продуктах питания, что обусловлено суровыми природно-климатическими условиями, социально-экономическими и национальными особенностями страны.
Овцеводство и козоводство являются важным, а в ряде случаев и единственным источником таких видов продукции, как шерсть, баранина, молоко, смушки, меховые, шубные и кожевенные овчины, экономическая и социальная значимость которых неодинакова и определяется потребностями народного хозяйства, возможностью производства, экономической эффективностью отрасли.
Настоящая Программа направлена на решение социально-экономических задач по сохранению здоровья населения и обеспечения его продуктами питания в основном за счет собственного производства и достижения продовольственной, сырьевой и товарной независимости от импорта.
По условиям и характеру ведения сельскохозяйственного производства республика резко отличается от других областей, краев и республик Российской Федерации. Большая часть территорий в республике составляет труднодоступный горный край с ограниченными условиями для применения техники и предпринимательской деятельности в целом.
В структуре сельского хозяйства республики ведущее место принадлежит овцеводству. Данная отрасль имеет ряд специфических особенностей. Ярко выраженная контрастность республики в географическом плане, разнообразие почвы, растительности и территорий высокогорных пастбищ во многом предопределили характер сельскохозяйственного производства и методы хозяйствования. Хотя большинство хозяйств являются многоотраслевыми, овцеводство в них занимает ведущее место, а для хозяйств горной зоны овцеводство - основной источник дохода. Это подтверждается тем, что хотя за годы аграрных преобразований поголовье овец и коз в целом по стране сократилось почти в три раза, в Дагестане их количество не только сохранено, но и превысило в разы уровень девяностых годов.
Основными породами овец, рекомендованными учеными, селекционерами для разведения в природно-климатических условиях республики, являются дагестанская горная, грозненский меринос, лезгинская, андийская и тушинская.
Дагестанская горная служит планово-улучшающей породой овец для большинства хозяйств горных и предгорных районов, ведущих отгонное овцеводство.
Грозненская порода получила распространение в сухих степных и равнинных районах. Кроме того, в горных районах Дагестана (Ахтынском, Рутульском, Курахском, Ботлихском, Гумбетовском, Ахвахском, Цумадинском, Цунтинском и др.) разводят лезгинскую, андийскую и тушинскую породы овец.
Шерсть - один из основных видов продукции овцеводства, несмотря на низкую цену реализации в последние годы остается самой важной из текстильных волокон в мире, поэтому мировое производство шерсти сохраняется на стабильном уровне. Это объясняется и тем, что в ведущих овцеводческих регионах мира - в Великобритании, ЮАР, Австралии, Канаде и Новой Зеландии существует государственная монополия на закупку шерстяного сырья.
Основными причинами относительно медленного развития отрасли овцеводства и козоводства в республике являются:
слабая развитость кормовой базы, истощенность кормовых угодий, особенно Черных земель и Кизлярских пастбищ;
тяжелое финансовое состояние сельхозорганизаций, в связи с чем - устарелость животноводческих помещений и артезианских скважин;
ухудшение условий для перегона и перевозки овец и коз с одних сезонных пастбищ на другие;
дефицит квалифицированных кадров - как специалистов, так и работников массовых профессий, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
Интенсификация сельскохозяйственного производства, в том числе и овцеводства, рост потребности в продукции данной отрасли во всех странах мира сопровождается созданием новых, более продуктивных и районированных пород овец и коз, разведение которых оказывается экономически более выгодным. Эти породы занимают обычно доминирующее положение в современном овцеводстве и козоводстве.
Мировой генофонд насчитывает более 1300 пород и внутрипородных типов овец и коз, большинство из них создано многовековым естественным отбором и трудом многих поколений животноводов. Созданные в Республике Дагестан породы овец обладают повышенной приспособленностью к разведению в природно-климатических условиях в республике, отличаются яркой выраженностью таких признаков, как плодовитость, скороспелость, дают отличное меховое сырье.
Разнообразие генетических ресурсов является основой для создания новых пород, типов, линий животных с высоким потенциалом продуктивности и хорошей приспособленностью к местным природно-экономическим и технологическим условиям разведения. Сохранение имеющегося генофонда овец, как известных высокопродуктивных, так и редких, уникальных пород, а также создание новых пород или линий овец и коз имеет большое значение для развития овцеводства и козоводства. Племенные стада этих пород в настоящее время малочисленны.
Процент чистопородного племенного поголовья овец в общем стаде составляет всего лишь 2,7 процента, а зарегистрированного в Государственном племенном регистре племенного предприятия с поголовьем коз в республике нет.
Малочисленность племенных стад редких и высокопродуктивных пород овец, ослабление селекционной работы с ними может уже в ближайшие годы привести к исчезновению в республике чистопородных овец.
По состоянию на 1 января 2014 года в Республике Дагестан поголовье овец и коз составило 4987 тыс. голов. Стабилизация и дальнейшее развитие отрасли в современных условиях требуют её адаптации к внутреннему и внешнему рынкам. Необходимо пересмотреть и уточнить роль и значение овцеводства и козоводства. В хозяйствах, располагающих естественными кормовыми угодьями (пастбищами, сенокосами), овцы и козы являются основным, а часто и единственным средством производства, обеспечивающим их использование для получения продукции, повышения занятости и благосостояния населения.
Сложившаяся в овцеводстве ситуация снижает эффективность развития животноводства в республике в целом и может привести к снижению чистоты породы разводимых в республике овец, усилению оттока населения из сельской местности из-за отсутствия работы и нерентабельности ведения овцеводства.
Программой предусмотрено создание благоприятных условий для наиболее полного и рационального использования природно-климатического потенциала в республике, направленного на повышение продуктивности сельскохозяйственного производства, обеспечение населения качественной продукцией овцеводства и козоводства, а также улучшение социальной обстановки и жизни на селе, включая сохранение существующих и создание новых рабочих мест.
2. Основные целевые индикаторы и задачи Программы
Основной целью Программы является развитие овцеводства и козоводства, возрождение социальной инфраструктуры на селе путем увеличения объема производства высококачественной баранины, шерсти, овчин, молока, обеспечивающих минимальные нормы потребления.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
создание предпосылок для устойчивого развития овцеводства и козоводства;
определение путей производства высококачественной конкурентоспособной продукции овцеводства и козоводства, обеспечивающей замещение импорта этой продукции;
выработка последовательных действий, обеспечивающих рост экономического потенциала сырьевого ресурса отрасли;
разработка и внедрение биологически обоснованных, малозатратных технологий содержания высокопродуктивных животных при сохранении баланса природной среды;
укрепление племенной базы отрасли овцеводства путем сохранения и дальнейшего совершенствования генофонда пород овец и создания генофонда пород коз.
Важнейшими целевыми индикаторами и показателями Программы являются:
увеличение к 2016 году численности овец и коз до 5,1 млн. голов, в том числе овцекозоматок до 3,8 млн. голов;
увеличение численности маточного поголовья овец и коз в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, до 2,7 тыс. голов;
увеличение объемов производства шерсти до 14,3 тыс. тонн; овец и коз на убой в убойном весе до 37,5 тыс. тонн; овчин до 800 тыс. штук; козьего молока до 285 тонн;
повышение уровня рентабельности овцеводства и козоводства с учетом субсидий до 9,2 процента;
поступление налогов в бюджеты всех уровней - 77,5 млн. рублей;
создание не менее 335 рабочих мест.
Важнейшие целевые индикаторы и основные показатели эффективности реализации Программы приведены в приложениях 1, 2 к Программе.
3. Ожидаемые результаты реализации Программы
Ожидается, что в результате реализации Программы будет достигнуто развитие овцеводства и козоводства, возрождение социальной инфраструктуры на селе путем увеличения объема производства высококачественной продукции овцеводства, обеспечивающих минимальные нормы их потребления.
Реализация Программы к концу 2016 года позволит:
увеличить численность поголовья овец и коз до 5,1 млн. голов, в том числе овцекозоматок до 3,8 млн. голов;
увеличить маточное поголовье овец и коз в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей до 2,7 млн. голов;
увеличить реализацию овец и коз на убой в убойном весе до 37,5 тыс. тонн;
увеличить производство шерсти в физическом весе до 14,3 тыс. тонн.
Кроме расширения племенной базы для увеличения производства мяса и шерсти, наполнения этой продукцией внутреннего рынка, реализация программы обеспечит создание около 340 рабочих мест в сельских населенных пунктах, дополнительное ежегодное поступление налогов в бюджеты всех уровней в сумме около 25 млн. рублей.
В результате реализации программных мероприятий валовой продукт отрасли в 2016 году достигнет уровня 4836 млн. рублей.
Реализация Программы не несет негативных экологических последствий и будет способствовать сохранению природных ресурсов, в том числе путем проведения агромелиоративных, фитомелиоративных и культурно-технических мероприятий по улучшению естественных кормовых угодий.
4. Перечень и описание мероприятий Программы
Реализация настоящей Программы должна осуществляться на основе выполнения мероприятий, финансируемых за счет средств республиканского бюджета и внебюджетных источников, а также софинансирования из федерального бюджета, предусматривающих проведение единой государственной политики и оказания содействия хозяйствам всех форм собственности в сфере производства и реализации продукции отрасли.
Научное обеспечение отрасли должно основываться на накопленном отечественном и зарубежном опыте и сопровождаться пересмотром нормативной и методической базы в области кормопроизводства, племенного дела и технологии производства, реализации и переработки продукции овцеводства и козоводства.
Основными мероприятиями Программы являются:
развитие лугопастбищного кормопроизводства;
закупка высокопродуктивных животных;
закупка племенного молодняка овец и коз;
строительство откормочных площадок, в том числе приобретение необходимой для этого техники и оборудования;
перевозка овцепоголовья на летние и зимние пастбища;
внедрение информационно-аналитических систем в регистрации и идентификации животных.
Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан и собственных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Одним из основных условий выполнения намеченных мероприятий Программы является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в форме субсидирования части затрат на выполнение этих мероприятий.
Софинансирование мероприятий программы за счет средств федерального бюджета будет осуществляться в соответствии с отраслевой целевой программой "Развитие овцеводства и козоводства в Российской Федерации на 2012 - 2014 гг. и на плановый период до 2020 года", утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 2 сентября 2011 г. N 294. Правовые основания расходных обязательств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Дагестан в ежегодном финансировании обеспечения мероприятий Программы возникают в результате подписания соглашений между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан.
В ходе реализации Программы отдельные мероприятия, объемы и источники финансирования могут подлежать ежегодной корректировке на основе анализа полученных результатов и реальных возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан и внебюджетных источников финансирования.
Увеличение производства продукции овцеводства и козоводства может проводиться в республике посредством создания материально-технической базы отрасли, осуществления мероприятий по сохранению имеющегося генофонда и его совершенствования, кадрового и научного обеспечения, использования ценовых, налоговых, кредитных, бюджетных и других регуляторов экономики.
5. Сроки реализации Программы
Сроки реализации Программы: 2014 - 2016 годы.
Выполнение предусмотренных мероприятий Программы предлагается в два этапа:
первый этап - 2014 год;
второй этап - 2015-2016 годы.
На первом этапе (2014 год) предусматривается:
создание предпосылок для устойчивого развития овцеводства и козоводства;
определение путей производства высококачественной конкурентоспособной продукции овцеводства и козоводства;
создание условий для привлечения внебюджетных инвестиций в овцеводство;
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР).
На втором этапе (2015 - 2016 годы) предусматривается проведение следующих мероприятий:
выработка последовательных действий, обеспечивающих рост экономического потенциала сырьевого ресурса отрасли;
внедрение биологически обоснованных, малозатратных технологий содержания высокопродуктивных животных при сохранении баланса природной среды;
сохранение и дальнейшее совершенствование генофонда пород овец и коз.
6. Социальные, экономические и экологические последствия реализации Программы
Оценка рисков реализации Программы:
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
а) внешние риски:
недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии частно-государственного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами для села (на энергоносители, удобрения), а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию продукции (мяса, шерсти, овчин) и трудностям с их реализацией;
б) внутренние риски:
экономические (недополучение запланированных объемов производства мяса, шерсти, овчин вследствие невыхода на прогнозируемые показатели средней продуктивности и поголовья овец и коз);
организационные (слабая подготовка кадров, недостаточное формирование инфраструктуры рынка);
производственные и технологические (слабое обеспечение кормами, ветеринарная защита и др.);
природно-климатические (неурожайные годы и недостаток кормов).
Управление рисками в рамках реализации Программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному регулированию на федеральном и региональном уровнях.
Риски от невыхода на плановые показатели по продуктивности овец и коз для получения мяса, шерсти и численности поголовья овец и коз могут повлечь существенные экономические потери.
Для выполнения мероприятий Программы необходимо эти риски исключить или свести к минимуму путем постоянного мониторинга целевых индикаторов и принятия соответствующих мер.
7. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы
Количественный метод:
Оценка проводится на основе анализа государственных статистических и ведомственных отраслевых форм отчетности.
Для расчета эффективности расходования бюджетных средств по программе используются показатели (за каждый год и в целом за период действия Программы).
Эффективность расходования бюджетных средств по Программе также рассчитывается как соотношение дополнительной валовой прибыли, полученной по Программе из средств федерального бюджета.
Важнейшие индикаторы экономической эффективности Программы |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
1. Поголовье овец и коз, млн. голов |
5,0 |
5,08 |
5,1 |
в т.ч. маток |
3,6 |
3,7 |
3,8 |
Из них маточное поголовье овец и коз в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей |
2,72 |
2,73 |
2,74 |
1.1. Поголовье коз, тыс. голов |
165 |
173 |
200 |
в. т.ч. коз молочных |
1,3 |
1,7 |
2,0 |
2. Объемы производства |
|
|
|
2.1. Реализация овец и коз на убой в убойном весе, тыс. тонн |
35,6 |
36,2 |
37,5 |
2.2. Шерсть, тыс. тонн: |
|
|
|
- в физическом весе |
14,1 |
14,2 |
14,3 |
2.3. Производство овчин, тыс. штук |
750 |
770 |
800 |
Вспомогательные индикаторы: |
|
|
|
3. Выручка от реализации продукции овцеводства и козоводства - всего, млн. рублей |
4273,7 |
4505,8 |
4835,9 |
2. Прибыль, млн. рублей |
329,7 |
364,8 |
405,9 |
3. Уровень рентабельности, проц. |
8,4 |
8,8 |
9,2 |
4. Создание рабочих мест |
115 |
110 |
110 |
7.1. Социальные и экономические последствия реализации Программы.
Кроме расширения племенной базы для увеличения производства мяса и шерсти, наполнения этой продукцией внутреннего рынка, реализация Программы обеспечит создание около 335 рабочих мест в сельских территориях.
В результате реализации программных мероприятий валовой продукт отрасли в 2016 году достигнет уровня 4835,9 млн. рублей.
Реализация Программы не несет негативных экологических последствий и будет способствовать сохранению природных ресурсов, в том числе путем проведения агромелиоративных, фитомелиоративных и культурно-технических мероприятий по улучшению естественных кормовых угодий.
7.2. Оценка рисков реализации Программы:
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
а) внешние риски:
недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии частно-государственного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами для села (на энергоносители, удобрения), а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию продукции (мяса, шерсти, овчин) и трудностям с их реализацией;
б) внутренние риски:
экономические (недополучение запланированных объемов производства мяса, шерсти, овчин вследствие невыхода на прогнозируемые показатели средней продуктивности и поголовья овец и коз);
организационные (слабая подготовка кадров, недостаточное формирование инфраструктуры рынка);
производственные и технологические (слабое обеспечение кормами, ветеринарная защита и др.);
природно-климатические (неурожайные годы и недостаток кормов).
Управление рисками в рамках реализации Программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному регулированию на федеральном и региональном уровнях.
Риски от невыхода на плановые показатели по продуктивности овец и коз для получения мяса, шерсти и численности поголовья овец и коз могут повлечь существенные экономические потери.
Для выполнения мероприятий Программы необходимо эти риски исключить или свести к минимуму путем постоянного мониторинга целевых индикаторов и принятия соответствующих мер.
8. Методика оценки эффективности Программы
Количественный метод:
оценка проводится на основе анализа государственных статистических и ведомственных отраслевых форм отчетности.
Для расчета эффективности расходования бюджетных средств по программе используются показатели (за каждый год и в целом за период действия Программы).
Эффективность расходования бюджетных средств по Программе также рассчитывается как соотношение дополнительной валовой прибыли, полученной по Программе из средств федерального бюджета.
9. Источники и объемы финансирования Программы
Общий объем финансирования Программы в 2014 - 2016 годы составляет 764,94 млн. рублей, в том числе:
за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан - всего 150,2 млн. рублей, в том числе:
2014 год - 22,0 млн. рублей;
2015 год - 64,0 млн. рублей;
2016 год - 64,2 млн. рублей;
за счет средств сельхозтоваропроизводителей:
614,74 млн. рублей, в том числе:
2014 год - 204,04 млн. рублей;
2015 год - 205,0 млн. рублей;
2016 год - 205,7 млн. рублей;
Объемы и источники финансирования приведены в приложении 3 к настоящей Программе.
10. Система управления реализацией Программы
Реализация Программы осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан, органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан.
Государственный заказчик Программы:
осуществляет координацию деятельности исполнителей в ходе реализации Программы, ее нормативно-правовое и методическое обеспечение;
обобщает и анализирует статистическую отчетность по ее реализации и опубликовывает доклады о ходе и результатах реализации Программы.
На основе ежегодных докладов подготавливает и представляет в Правительство Республики Дагестан, Народное Собрание Республики Дагестан, Министерство экономики Республики Дагестан и Министерство финансов Республики Дагестан отчет о ходе реализации Программы, достигнутых результатах и об эффективности использования финансовых средств.
По завершении реализации Программы государственный заказчик подготавливает доклад о ее выполнении и представляет его до 1 марта 2017 года в Правительство Республики Дагестан, Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан и Министерство финансов Республики Дагестан.
Управление реализацией Программы осуществляется ее государственным заказчиком.
11. Схема территориального планирования предприятий по развитию овцеводства и козоводства
Мероприятия программы разработаны в соответствии со схемой территориального планирования, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 5 мая 2011 года N 137 и приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12 марта 2013 года N 131.
Для Республики Дагестан характерны отдельные природно-климатические условия - от прикаспийской низменности до альпийских лугов и пастбищ. В сельской местности проживает до 60 процентов населения.
Сохранение негативных тенденций и снижение эффективности производства продукции сельского хозяйства в сельской местности могут привести к оттоку населения в города. Основная проблема - это занятость населения, т. е. создание новых рабочих мест на селе.
Основным родом занятий населения в предгорной и горной части республики является животноводство, в том числе овцеводство. В горной местности на высоте 1500 метров и более от уровня моря заниматься молочным скотоводством сельхозпредприятиям экономически не выгодно, в личных подсобных хозяйствах держат дойных коров из-за крайней необходимости.
Наиболее выгодным занятием в таком случае для сельской части населения является овцеводство. В ЛПХ республики производится около 80% продукции животноводства, от которых зависит обеспечение населения качественными продуктами питания. Занятие овцеводством способствует созданию социальной инфраструктуры и стартовых условий для участия населения, малых и средних форм собственности.
Перечень мероприятий территориального планирования, направленных на развитие овцеводства в сельской местности республики:
определение зон возможного развития овцеводства, это такие районы, как Курахский, Докузпаринский, Агульский, Хивский, Чародинский, Кулинский, Цунтинский, Цумадинский, Ботлихский, Гергебильский, Гумбетовский, Тляратинский и многие другие районы. Преобладающе овцеводством занимается более 60 процентов населения в 33 районах республики, в остальных - по совмещению с другими направлениями животноводства. Для населения многих горных районов овцеводство - основной источник дохода и проживания в сельской местности;
определение территорий для предоставления земельных участков в целях предоставления сельхозтоваропроизводителям, которыми будет приобретено овцепоголовье. В республике 90 тыс. га земель летних высокогорных пастбищ остаются невостребованными, которые впоследствии могут быть предоставлены нуждающимся хозяйствам для использования развития овцеводства, как наиболее приемлемого направления ведения животноводства и увеличения занятости населения;
оказание содействия выходу сельхозтоваропроизводителей республики для реализации продукции овцеводства на рынки регионов Российской Федерации.
Перечень
сельскохозяйственных предприятий, имеющих свыше 3000 голов овец и коз
голов
Наименование хозяйств |
Поголовье МРС |
Рейтинговый ряд |
АФ "Согратль" Гунибского района |
15520 |
1 |
ГУП "Тидибский" Шамильского района |
14290 |
2 |
АФ "Чох" Гунибского района |
12945 |
3 |
СПК им. Д. Алиевича Хунзахского района |
11664 |
4 |
СПК "Знатные люди" Хунзахского района |
9110 |
5 |
СПК "Кулинский" Кулинского района |
7610 |
6 |
АФ "М. Гаджиева" Гунибского района |
7407 |
7 |
СПК "Тебекмахинский" Акушинского района |
7050 |
8 |
СПК "Акуша" Акушинского района |
7047 |
9 |
СПК "Оджоникидзе" Чародинского района |
6272 |
10 |
СПК "Фал-Фан" Ахтынского района |
6160 |
11 |
СПК "Хасаева и Касумова" Казбековского района |
6054 |
12 |
СПК "Красный Октябрь" Казбековского района |
5908 |
13 |
СПК "К. Маркса" Чародинского района |
5825 |
14 |
ГУП "Чиркейское" Буйнакского района |
5630 |
15 |
СПК им. Дзержинского Левашинского района |
5424 |
16 |
СПК "Арчиб" Чародинского района |
5370 |
17 |
КФХ "Койни" Цунтинского района |
5291 |
18 |
ООО "Сокол" Казбековского района |
5243 |
19 |
СПК Агроинвест Буйнакского района |
5213 |
20 |
АОЗТ "Червленые буруны" Ногайского района |
5092 |
21 |
СПК "Победа" Левашинского района |
5044 |
22 |
СПК "Горный магал" Рутульского района |
4871 |
23 |
СПК им. Коминтерна Левашинского района |
4786 |
24 |
СПК "Цовкра 2" Кулинского района |
4560 |
25 |
СПК "Хизроева" Хунзахского района |
4513 |
26 |
СПК к/з им. М. Дахадаева Цунтинского района |
4500 |
27 |
ООО "Огузерский" Кизлярского района |
4352 |
28 |
СПК "Гунухский" Чародинского района |
4345 |
29 |
ООО "Жейран" Бабаюртовского района |
4340 |
30 |
СПК "Коммунист" Лакского района |
4300 |
31 |
ЗАО "Дарада-Мурада" Гергебильского района |
4124 |
32 |
СПК им. Дамадаева Чародинского района |
4100 |
33 |
СПК "Амиштинский" Хунзахского района |
3828 |
34 |
СПК "Ихрек" Рутульского района |
3823 |
35 |
СПК "Гацалухский" Хунзахского района |
3750 |
36 |
СПК "1я Пятилетка" Тарумовского района |
3742 |
37 |
СПК "23 П/Съезд" Цунтинского района |
3700 |
38 |
СПК "Мехельтинский" Гумбетовского района |
3695 |
39 |
СПК "Буцринский" Хунзахского района |
3685 |
40 |
СПК "Кидеро" Цунтинского района |
3600 |
41 |
СПК "Энгельса" Хунзахского района |
3589 |
42 |
ООО "Терек" Кизлярского района |
3589 |
43 |
ООО "Сириус" Кизлярского района |
3471 |
44 |
СПК "Шалиб" Чародинского района |
3470 |
45 |
СПК "Усишинский" Акушинского района |
3434 |
46 |
СПК "Кунцалу" Кулинского района |
3420 |
47 |
СПК "Газимагомед" Новолакского района |
3392 |
48 |
СПК "Мугурух" Чародинского района |
3284 |
49 |
МУП "Акушинский" Акушинского района |
3250 |
50 |
СПК "Гамиях" Кулинского района |
3235 |
51 |
СПК им. С. Курбанова Акушинского района |
3144 |
52 |
СПК "Зубанчинский" Дахадаевского района |
3120 |
53 |
СПК Агросервис МТС Буйнакского района |
3117 |
54 |
СПК им. Р. Нурова Левашинского района |
3090 |
55 |
ПСК "ААА" Буйнакского района |
3072 |
56 |
СПК "Дружба" Чародинского района |
3050 |
57 |
Приложение 1
к ведомственной целевой программе
"Развитие овцеводства и козоводства
в Республике Дагестан на 2014 - 2016 годы"
Важнейшие целевые индикаторы
реализации ведомственной целевой программы "Развитие овцеводства и козоводства в Республике Дагестан на 2014 - 2016 годы"
Наименование целевого индикатора |
Годы |
|||||
|
|
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
1 |
|
|
4 |
5 |
6 |
7 |
Поголовье овец и коз, тыс. голов |
|
|
4985 |
5075 |
5080 |
5100 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
овцекозоматок, тыс. голов |
|
|
3645 |
3650 |
3700 |
3800 |
Маточное поголовье овец и коз в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, на конец года, тыс. голов |
|
|
2724 |
2725 |
2730 |
2735 |
Производство шерсти в физ. весе, тыс. тонн |
|
|
14,1 |
14,1 |
14,2 |
14,3 |
Реализация овец и коз на убой в убойном весе, тыс. тонн |
|
|
34 |
35,6 |
36,2 |
37,5 |
Выручка от реализации продукции овцеводства и козоводства с учетом субсидий, млн. руб. |
|
|
3915,5 |
4273,7 |
4505,8 |
4835,9 |
Создание рабочих мест |
|
|
115 |
115 |
110 |
110 |
Приложение 2
к ведомственной целевой программе
"Развитие овцеводства и козоводства
в Республике Дагестан на 2014 - 2016 годы"
Основные показатели
эффективности реализации ведомственной целевой программы "Развитие овцеводства и козоводства в Республике Дагестан на 2014 - 2016 годы"
Наименование показателя эффективности |
Годы |
|||||
2011, факт. |
2012 факт. |
2013 факт. |
2014 |
2015 |
2016 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Всего затрат на содержание овец и коз, млн. руб. |
2917,4 |
3293,0 |
3638 |
3944 |
4141 |
4430 |
Поголовье коз, всего, тыс. голов |
165 |
168 |
170 |
173 |
175 |
180 |
в т.ч. коз молочных, тыс. голов |
1,3 |
1,6 |
1,7 |
1,7 |
1,7 |
1,8 |
Выручка от реализации шерсти, млн. руб. |
331 |
341 |
451 |
507 |
533 |
576 |
Цена реализации овец и коз (в живом весе) руб. кг. |
75 |
85 |
90 |
96 |
100 |
104 |
Выручка от реализации овец и коз на убой, млн. руб. |
2280 |
2771 |
3060 |
3419 |
3620 |
3900 |
Производство овчин, тыс. шт. |
650 |
700 |
730 |
750 |
770 |
800 |
Выручка от реализации овчин, млн. руб. |
41 |
54 |
78 |
85 |
90 |
97 |
Средний надой молока на 1 дойную козу, кг |
165 |
170 |
175 |
180 |
195 |
210 |
Производство козьего молока, тонн |
240 |
245 |
250 |
260 |
270 |
285 |
Выручка от реализации козьего молока, млн. руб. |
0,2 |
0,3 |
0,5 |
0,7 |
0,8 |
0,9 |
Выручка от реализации продукции овцеводства и козоводства, всего, млн. руб. |
2652,2 |
3166,3 |
3590 |
4011,7 |
4243,8 |
4573,9 |
Прибыль (+), убыток (-) с учетом субсидий, млн. руб. |
62,8 |
110,4 |
277,5 |
329,7 |
364,8 |
405,9 |
Уровень рентабельности овцеводства и козоводства с учетом субсидий, проц. |
2,1 |
3,4 |
7,6 |
8,4 |
8,8 |
9,2 |
Поступление налогов, млн. руб. |
20 |
22 |
24 |
25 |
26 |
26,5 |
Приобретение племенного молодняка овец и коз, тыс. голов |
5,5 |
5,7 |
8,5 |
10 |
10,1 |
10,3 |
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан от 29 октября 2014 г. N 243 в приложение внесены изменения
Приложение 3
к ведомственной целевой программе
"Развитие овцеводства и козоводства
в Республике Дагестан на 2014 - 2016 годы"
Общая потребность
в финансовых средствах на реализацию мероприятий ведомственной целевой программы "Развитие овцеводства и козоводства в Республике Дагестан на 2014 - 2016 годы"
29 октября 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан от 25 февраля 2014 г. N 12 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие овцеводства и козоводства в Республике Дагестан на 2014-2016 годы"
Зарегистрировано в Минюсте РД 7 апреля 2014 г.
Регистрационный N 2837
Настоящий приказ вступает в силу в установленном законом порядке
Текст приказа опубликован в Вестнике Министерства юстиции Республики Дагестан от 11 апреля 2014 г. N 8
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан от 29 октября 2014 г. N 243