Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава I
Укрепление государства, социального мира и согласия - главное условие поступательного развития общества
Истекший год был отмечен новыми подходами к проблемам развития российской государственности. Президент Российской Федерации В.В.Путин последовательно проводит курс на совершенствование политической системы и создание эффективного государственного механизма как важнейших условий стабильного общественного развития.
Дагестанцы поддержали инициативы Президента Российской Федерации по укреплению государства и повышению ответственности органов власти на всех ее уровнях за нарушение норм Конституции и действующего законодательства Российской Федерации.
Республика Дагестан всегда выступала за укрепление федеративного государства, против сепаратистских, центробежных устремлений, поэтому у нас не возникло особых проблем с приведением республиканского законодательства в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами.
Поскольку Конституция и избирательное законодательство Республики Дагестан принимались в несколько иной по сравнению с сегодняшней общественно - политической ситуации и некоторые федеральные законы в последние годы претерпели существенные изменения, мы в спокойном, конструктивном режиме внесли соответствующие уточнения в отдельные нормы Конституции Республики Дагестан и республиканских законов. В частности, были внесены изменения в Законы Республики Дагестан "О выборах депутатов Народного Собрания Республики Дагестан", "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления", "О местном самоуправлении в Республике Дагестан" и другие. Процесс совершенствования законодательства носит непрерывный характер, поэтому мы будем, по мере необходимости, вносить коррективы в наши законодательные акты и в последующем.
В то же время органы государственной власти республики последовательно отстаивают необходимость учета и законодательного закрепления в федеральных и республиканских нормативных правовых актах особенностей Дагестана. В истекшем году в порядке законодательной инициативы разработан и внесен на рассмотрение Государственной Думы ряд предложений по проблемам, требующим законодательного регулирования на федеральном уровне.
Более систематизированной стала законодательная работа и в самой республике. Плодотворно осуществляет функции представительного и законодательного органа Народное Собрание Республики Дагестан. Активнее стали работать его комитеты и депутаты. Повысилась степень координации, эффективность взаимодействия Государственного Совета, Народного Собрания и Правительства Республики Дагестан в деле дальнейшего укрепления и развития правовой базы республики. Государственный Совет Республики Дагестан рассмотрел вопрос совершенствования законопроектной деятельности и обратил внимание соответствующих органов на необходимость дальнейшего улучшения этой работы. Правительством Республики Дагестан принят и реализуется план законопроектной деятельности. Законодательное регулирование получили вопросы культуры, виноградарства, виноделия, народных художественных промыслов, определены судебные участки и должности мировых судей, в новой редакции приняты Законы "О референдуме в Республике Дагестан", "О выборах главы местной администрации" и другие.
Проблема совершенствования законотворческого процесса, улучшения качества подготовки нормативных правовых актов и в текущем году должна быть в центре внимания всех органов государственной власти. Это относится как к республиканским законам, так и к актам Правительства, министерств и ведомств, органов местного самоуправления.
Одна из важнейших задач - продолжение реформы местного самоуправления. Процесс его становления сдерживается рядом нерешенных проблем, главными из которых остаются финансово экономические трудности, слабая нормативно-правовая база, несовершенство взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления, отсутствие четкого разграничения полномочий между ними.
Предметом активного обсуждения является проблема изменения уровней осуществления местного самоуправления. Хотя действующее законодательство позволяет субъектам Российской Федерации создавать на уровне своих административно - территориальных единиц представительные и исполнительные органы государственной власти, практическая реализация такой возможности нуждается в дополнительном правовом обеспечении. По мере совершенствования правовой базы местного самоуправления на федеральном уровне нам необходимо будет принять соответствующие решения и меры с учетом специфики и реалий Дагестана.
Значительным шагом в укреплении государственной, а именно судебной власти в республике стало обновление кадрового состава судебных органов, введение в республике института мировой юстиции.
Усилиями федеральных, республиканских и местных органов власти решены в основном вопросы, связанные с созданием нормальных условий для функционирования мировых судов в республике. Необходимо обеспечить полноценную работу этого нового института судебной власти, призванного максимально приблизить правосудие к населению и обеспечить полноценную защиту законных прав и интересов граждан.
Важным направлением деятельности Государственного Совета Республики Дагестан остается осуществление целенаправленной кадровой политики. За последние годы проделана значительная работа по укреплению ее правовой базы. Она стала более эффективной после принятия республиканских законов "О государственной службе Республики Дагестан" и "О муниципальной службе в Республике Дагестан", позволивших не только повысить ответственность государственных и муниципальных служащих за выполнение возложенных на них обязанностей, но и применять моральные и материальные стимулы для их профессионального и служебного роста.
Государственная кадровая политика по-прежнему должна быть нацелена на формирование профессионального кадрового корпуса Республики Дагестан. Ее основой остаются профессионализм, компетентность, высокие нравственные и деловые качества, обеспечение в органах государственной власти и управления представительства проживающих на ее территории народов.
Прошлый год дал новый импульс созиданию, поиску эффективных путей общественно - политического развития, дальнейшему укреплению стабильности, мира и согласия в обществе.
Особым событием в жизни дагестанского общества стала поистине историческая встреча в Кремле Президента Российской Федерации В.В.Путина с дагестанской делегацией. Она явилась очередным проявлением огромной заботы и внимания руководства страны к дагестанскому народу, признанием его заслуг в деле защиты территориальной целостности и конституционного строя России.
Сегодня можно отметить существенный перелом, наметившийся в противодействии религиозно-политическому экстремизму в республике. Эта проблема находилась под постоянным контролем органов власти Республики Дагестан и по-прежнему остается важным направлением нашей государственной политики.
Надежные правовые основы для преодоления противоправной деятельности с использованием религиозных лозунгов создал Закон Республики Дагестан "О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности". В прошлом году принято постановление Государственного Совета "О состоянии безопасности на приграничных территориях Республики Дагестан и мерах по обеспечению противодействия терроризму", в котором, наряду с другими решениями, было предусмотрено введение в ряде городов и районов должностей заместителей глав администраций по вопросам общественной безопасности. С учетом этого городские и районные администрации должны усилить борьбу с негативными проявлениями, активизировать деятельность по обеспечению безопасности на местах.
Работа государственных структур, средств массовой информации, усилия творческой интеллигенции, общественных объединений, духовенства, всех слоев дагестанского общества должны быть направлены против распространения реакционной идеологии, на защиту конституционных и духовных ценностей дагестанцев, предотвращение возможного втягивания граждан, особенно подрастающего поколения, в противоправную деятельность.
Значительная роль в общественно-политической жизни и сохранении стабильности в республике принадлежит представителям духовенства. Надо активнее использовать миротворческий потенциал религии в идеологическом противодействии любым формам религиозно политического экстремизма и религиозной нетерпимости. Объединенные усилия ученых, работников органов образования, культуры, средств массовой информации и представителей духовенства должны стать прочным заслоном на пути распространения реакционных идей и экстремизма в обществе.
Укрепление межнационального мира и согласия имеет первостепенное значение для нашей многонациональной республики, было и остается важнейшей составляющей нашей государственной политики.
Как один из признаков улучшения положения дел в этой сфере можно рассматривать инициативу некоторых национальных движений, выступивших с идеей о самороспуске. Общественностью республики с одобрением воспринята такая инициатива.
По-прежнему одним из важных направлений нашей национальной политики, условием укрепления стабильности в республике является осуществление мер по реабилитации репрессированного и депортированного народов.
Несмотря на известные трудности, связанные преимущественно с недостаточным финансированием, проделана значительная работа по выполнению программы переселения лакского населения Новолакского района на новое место жительства и восстановления Ауховского района. В связи с военными событиями, имевшими место на территории Новолакского района, необходимо выработать новые подходы и комплекс мер по выполнению этой программы в ближайшей перспективе.
Предстоит также обеспечить реализацию принятых решений по социально-экономическому развитию селений Ленинаул и Калининаул Казбековского района. Следует приложить дополнительные усилия к принятию Государственной Думой законопроекта о защите прав и интересов насильственно переселенных народов.
В центре внимания органов власти республики находились миграционные процессы. Несмотря на принимаемые меры, по-прежнему высок уровень выезжающих из республики граждан, в том числе представителей русскоязычного населения. Правительству Республики Дагестан, всем органам государственной власти и местного самоуправления следует всемерно активизировать работу по предупреждению оттока этой категории населения из республики.
Особую актуальность для Дагестана имеют проблемы разделенных народов. Во взаимодействии с федеральными органами власти проводится работа по поиску приемлемых путей их решения. Подготовлены проекты соответствующих договоров и соглашений, предусматривающие создание благоприятных условий для проживания и развития разделенных народов. Разработан и принят федеральный План мероприятий по этнокультурной поддержке российской диаспоры в Азербайджанской Республике и азербайджанской диаспоры в Российской Федерации.
Большую роль в решении этих вопросов, безусловно, сыграют состоявшийся в январе нынешнего года официальный визит Президента Российской Федерации В.В.Путина в Азербайджанскую Республику и подписанные в ходе визита документы.
В настоящее время Правительство Республики Дагестан совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации проводит работу по государственно - правовому оформлению российско азербайджанской и российско - грузинской государственной границы. Будут продолжены переговоры по широкому спектру взаимовыгодных программ в рамках приграничного сотрудничества.
Постоянное внимание должно уделяться проблемам дагестанцев, проживающих в странах СНГ и субъектах Российской Федерации. Мы и впредь будем оказывать поддержку нашим соотечественникам в удовлетворении их культурных и духовных запросов.
Важная роль в улучшении социального самочувствия дагестанской диаспоры, укреплении взаимовыгодного сотрудничества с субъектами Российской Федерации принадлежит институту представительств республики. Необходимо эффективно использовать их возможности в расширении прямых торгово-экономических, научно-технических и культурных связей Дагестана с регионами Российской Федерации.
<< Назад |
Глава II >> Глава II |
|
Содержание Послание Председателя Государственного Совета Республики Дагестан от 6 марта 2001 г. "О положении республики и важнейших... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.