Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава III
Борьба с преступностью, укрепление законности, безопасности личности и общества - важнейшие приоритеты государственной политики
В стратегии борьбы с преступностью обозначились новые подходы, способные не допустить развития криминальной ситуации, массового разгула преступности. Предпринятые меры позволили преодолеть критическую ситуацию с преступностью.
Впервые за многие годы обеспечен высокий уровень раскрываемости преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких. Установлены и привлечены к уголовной ответственности виновные в совершении 7 террористических актов, совершенных в прошлые годы. Несколько террористических актов предотвращено на стадии подготовки. По этим делам арестовано свыше 30 лиц, большинство из них осуждено.
Разоблачена деятельность ряда организованных преступных групп, на счету которых 49 случаев похищения людей, разбойные нападения, другие тяжкие преступления. По существу нанесен ощутимый удар по организованным преступным группам, занимавшимся похищением людей.
Положительные результаты отмечены и по другим направлениям правоохранительной деятельности. Однако ситуация диктует необходимость постоянного наращивания усилий всех правоохранительных органов, поиска эффективных методов обуздания преступности, особенно ее организованных форм.
Хотя принятые скоординированные меры нанесли серьезный удар по преступным группировкам, криминальная обстановка в республике все еще не взята под достаточно жесткий контроль. Организованная преступность остается фактором, подрывающим политическую и социальную стабильность в республике.
В отличие от предыдущих лет, в 2000 году преступный мир стал использовать более изощренные формы и способы достижения своих целей. С учетом этого правоохранительные органы должны принципиально пересмотреть формы и методы организации своей работы и противопоставить преступности адекватные меры.
Позиции криминала в значительной мере подпитываются незаконным распространением оружия и боеприпасов. В республике накопилось немалое количество огнестрельного оружия. Существенная его часть сосредоточилась в преступных группировках. Нужна комплексная система контроля в этой сфере: пресечение каналов контрабандного ввоза оружия, усиление режимных требований в местах его хранения, ужесточение ответственности за хищение, незаконное владение и хранение оружия и боеприпасов.
Меры по отпору антиконституционным проявлениям положительно сказались на оздоровлении общественно-политической ситуации в республике. Вместе с тем остаются еще силы, питающие надежду на реанимацию чуждых нам идеологии и порядков. Экстремистские попытки должны быть в корне пресечены, на это необходимо мобилизовать все наши усилия. Следует завершить работу по выявлению и пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований, розыску и привлечению их участников к уголовной ответственности.
Хищения, коррупция на объектах транспорта, мошеннические операции коммерческих структур, имеющих крупные неконтролируемые доходы от внешнеэкономической и другой деятельности, способствуют разрастанию преступности, но, к сожалению, не получают должного противодействия. Усилия таможенных и иных органов по выявлению и пресечению этих преступных проявлений малоэффективны. Из-за отсутствия согласованности в действиях не спадает напряженность на пограничных пунктах пропуска.
Увеличиваются темпы роста преступлений в экономической сфере. За год выявлено свыше 2,5 тыс. таких правонарушений, которыми республике нанесен значительный ущерб. Негативные процессы в экономике требуют единого, комплексного подхода к их анализу, выработке и осуществлению скоординированной работы правоохранительных органов.
Неудовлетворительной остается работа по выявлению укрытых налогов и других сборов, особенно наиболее крупными налогоплательщиками.
Принимаемые в последние годы меры дали определенные позитивные результаты в борьбе с коррупцией. Привлечено к ответственности 40 должностных лиц за взяточничество и свыше 220 должностных лиц за совершение других преступлений.
Тем не менее масштабного противодействия, названным и другим негативным процессам не происходит, результаты борьбы с коррупцией не соответствуют степени опасности этого явления. Противостояние преступности и коррупции невозможно без жесткой, бескомпромиссной борьбы с нарушением законности во всех структурах органов власти и управления. Правоохранительные органы должны решительно переломить ситуацию в этом направлении.
Не в полной мере пока еще реализуются задачи, определенные в республиканских целевых программах по борьбе с преступностью, в том числе из-за их финансовой необеспеченности. Правительству Республики Дагестан следует изыскать и эффективно использовать дополнительные бюджетные источники для улучшения материально технического и финансового обеспечения деятельности правоохранительных органов, в первую очередь подразделений, ведущих борьбу с коррупцией и организованной преступностью.
Значительного улучшения требует система профилактики правонарушений. Первостепенное внимание должно быть обращено на предупреждение преступности среди несовершеннолетних. Число несовершеннолетних, совершивших преступления, существенно не снизилось. Органы и учреждения, призванные осуществлять профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, ненадлежаще выполняют эти задачи. Сформированная Межведомственная комиссия должна более эффективно координировать эту работу, организовать исполнение принятых решений и обеспечить разработку республиканской программы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних
Опасные тенденции приобретает распространение наркомании в республике, особенно среди молодежи. В прошлом году на 22% выросло число преступлений, связанных с наркотиками. Заметно активизировали свою деятельность международные торговцы наркотиками. Хотя правоохранительные органы несколько усилили борьбу с наркоманией, однако их действия не носят наступательного и системного характера. Необходимо разработать единую программу борьбы с незаконным оборотом наркотиков в республике на ближайшие годы и обеспечить ее последовательное выполнение.
Свое веское слово в борьбе с преступностью должны сказать и органы местного самоуправления, располагающие достаточными организационными возможностями оказания реального влияния на профилактику правонарушений и укрепление правопорядка.
Не спадает напряженность на административной границе с Чеченской Республикой. Приходится постоянно отвлекать значительные силы и средства на ее усиление, поддержание на приграничной территории общественного порядка. Министерству внутренних дел, другим правоохранительным структурам республики, местным администрациям нельзя недооценивать сохраняющуюся опасность с сопредельной территории. Дислоцированные по границе подразделения должны находиться в постоянной боевой готовности, им следует создавать надлежащие условия несения службы. Администрациям приграничных городов и районов необходимо принимать все меры по обеспечению общественной безопасности и правопорядка, оказывать всяческую поддержку правоохранительным органам.
В современных условия особую важность приобретают укрепление государственного контроля и дисциплины, повышение ответственности должностных лиц органов власти и управления за неукоснительное соблюдение Конституции, законов, всех нормативных правовых актов. Однако деятельность контролирующих и надзорных органов малоэффективна и нуждается в существенном укреплении. Они далеко не в полной мере используют свои полномочия, слаба их инициатива в выявлении правонарушений, практически повсеместно отсутствуют должное взаимодействие и координация их деятельности, вследствие чего крайне низка результативность проводимых ими мероприятий.
Так, несмотря на принятие решения по государственному регулированию оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции, мощности алкоголепроизводящих предприятий используются лишь на 20%, а рынок республики насыщен дешевой незаконной продукцией, завозимой из соседних регионов. Продолжают иметь место многочисленные факты подпольной добычи и реализации рыбной продукции, в несколько раз превышающей легальный оборот. Такая же ситуация с нелегальным ввозом в республику и реализацией нефтепродуктов. В результате отсутствия должного контроля со стороны соответствующих служб допущены факты хищений и мошенничества в расходовании финансовых средств, выделенных на восстановительные работы в некоторых населенных пунктах, пострадавших от боевых действий.
Система контроля должна быть постоянно действующей и хорошо продуманной, что, в конечном счете, наряду с вдумчивым анализом результатов проверок, широкой гласностью, строгим спросом с должностных лиц и определяет ее эффективность. Необходимо переломить узковедомственную психологию руководителей контролирующих органов, усматривающих в координации деятельности попытку вмешательства в дела их ведомств.
<< Глава II Глава II |
Глава IV >> Глава IV |
|
Содержание Послание Председателя Государственного Совета Республики Дагестан от 6 марта 2001 г. "О положении республики и важнейших... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.