Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 81. Порядок определения результатов выборов
1. Избирательная комиссия муниципального образования по единому мажоритарному избирательному округу, единому пропорциональному избирательному округу и по округу, в котором полномочия окружной избирательной комиссии возложены на участковую избирательную комиссию, а окружные избирательные комиссии по одномандатному (многомандатному) избирательному округу на основании данных, содержащихся в протоколах об итогах голосования, поступивших из участковых избирательных комиссий, после предварительной проверки правильности их составления путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через три дня со дня голосования устанавливают результаты выборов в округе (округах). Решение избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии о результатах выборов оформляется протоколом о результатах выборов.
2. Прием протоколов участковых избирательных комиссий о результатах выборов, суммирование данных, содержащихся в этих протоколах, и составление протокола избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии о результатах выборов осуществляются в одном помещении. Все действия членов комиссии по приему протоколов участковых избирательных комиссий о результатах выборов, суммированию содержащихся в них данных и составлению соответствующего протокола о результатах выборов должны находиться в поле зрения членов избирательной комиссии, иных лиц, указанных в части 5 статьи 30 настоящего Закона. В указанном помещении должна находиться увеличенная форма сводной таблицы, в которую немедленно после прибытия председателя, секретаря или иного члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса с первым экземпляром протокола участковой избирательной комиссии о результатах выборов вносятся данные этого протокола с указанием времени их внесения.
3. Председатель либо секретарь или иной член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса передает первый экземпляр соответствующего протокола участковой избирательной комиссии о результатах выборов с приложенными к нему документами непосредственно члену избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса, который проверяет правильность составления протокола и полноту приложенных к нему документов. Если в этих избирательных комиссиях установлен комплекс средств автоматизации ГАС "Выборы", данные, содержащиеся в протоколе, незамедлительно вводятся в ГАС "Выборы", при этом производится проверка выполнения контрольных соотношений данных, внесенных в указанный протокол. Если после ввода содержащихся в протоколе данных в ГАС "Выборы" обнаружены допущенные при вводе технические ошибки, корректирующие данные вводятся в ГАС "Выборы" исключительно по мотивированному решению избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии. Если ГАС "Выборы" не используется, то выполнение контрольных соотношений проверяет член избирательной комиссии, проверяющий правильность составления протокола.
4. Данные протоколов участковых избирательных комиссий, на которые возложены полномочия окружных избирательных комиссий, об итогах голосования по соответствующим избирательным округам вводятся в ГАС "Выборы" в порядке, установленном частями 3 и 5 настоящей статьи. Протоколы после такого ввода данных незамедлительно передаются участковой избирательной комиссией в избирательную комиссию муниципального образования.
5. Если протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования составлен с нарушением предъявляемых к составлению протокола требований, предусмотренных настоящим Законом, участковая избирательная комиссия обязана составить повторный протокол в соответствии с требованиями части 34 статьи 80 настоящего Закона, а первоначально представленный протокол остается в избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии.
6. Если протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования составлен в соответствии с предъявляемыми к составлению протокола требованиями, предусмотренными настоящим Законом, член избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса вносит данные, содержащиеся в этом протоколе, в сводную таблицу данной избирательной комиссии. Председатель либо секретарь или иной член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, передавший члену избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии протокол, расписывается в увеличенной форме указанной выше сводной таблицы под данными, содержащимися в указанном протоколе.
7. Избирательной комиссией муниципального образования в протоколы о результатах выборов депутатов представительного органа муниципального образования по мажоритарному избирательному округу и по округу, в котором полномочия окружной избирательной комиссии возложены на участковую избирательную комиссию, а окружной избирательной комиссией - по одномандатному (многомандатному) избирательному округу вносятся следующие данные:
1) число участковых избирательных комиссий в соответствующем избирательном округе;
2) число протоколов об итогах голосования, поступивших из участковых избирательных комиссий, на основании которых составлен данный протокол;
3) суммарные данные по всем строкам, содержащимся в соответствующих протоколах участковых избирательных комиссий об итогах голосования;
4) число голосов, поданных за каждого зарегистрированного кандидата, и доля голосов (в процентах), поданных за каждого зарегистрированного кандидата, от числа избирателей, принявших участие в голосовании;
5) если выборы признаны состоявшимися и действительными, - фамилии, имена и отчества зарегистрированных кандидатов, избранных депутатами представительного органа муниципального образования.
8. Избирательной комиссией муниципального образования в протоколы о результатах выборов депутатов представительного органа муниципального образования по единому пропорциональному избирательному округу вносятся следующие данные:
1) число нижестоящих избирательных комиссий, из которых поступили соответствующие протоколы об итогах голосования;
2) число соответствующих протоколов об итогах голосования, поступивших из нижестоящих избирательных комиссий;
3) суммарные данные по всем строкам, содержащимся в протоколах об итогах голосования, поступивших из нижестоящих избирательных комиссий;
4) число голосов избирателей, поданных за каждый список кандидатов, доля голосов (в процентах), поданных за каждый список кандидатов, от числа избирателей, принявших участие в голосовании;
5) в случае признания выборов состоявшимися и действительными - наименования избирательных объединений, списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов, и число депутатских мандатов, причитающихся каждому из указанных списков;
6) фамилии, имена и отчества зарегистрированных кандидатов, избранных депутатами представительного органа муниципального образования, из каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов.
9. Перед подписанием протокола (протоколов) о результатах выборов избирательная комиссия муниципального образования, окружная избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие в комиссию жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, допущенные при голосовании, подсчете голосов избирателей, установлении результатов выборов. После этого комиссия подписывает протокол (протоколы) о результатах выборов и выдает их заверенные копии лицам, указанным в части 5 статьи 30 настоящего Закона. Каждый протокол составляется комиссией в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами избирательной комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (часы и минуты) его подписания. Подписание протокола с нарушением указанного порядка является основанием для признания данного протокола недействительным. Член избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, несогласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
10. К каждому экземпляру каждого протокола о результатах выборов, составленного избирательной комиссией муниципального образования, окружной избирательной комиссией, прилагается сводная таблица этой избирательной комиссии, включающая в себя полные данные, содержащиеся во всех поступивших в избирательную комиссию протоколах участковых избирательных комиссий об итогах голосования. Сводная таблица подписывается председателем (заместителем председателя) и секретарем избирательной комиссии.
11. К первому экземпляру каждого протокола о результатах выборов, составленного избирательной комиссией муниципального образования, окружной избирательной комиссией, прилагаются особые мнения членов данной избирательной комиссии, а также жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, допущенные при голосовании, подсчете голосов избирателей, установлении итогов голосования, поступившие в избирательную комиссию в период, который начинается в день голосования и заканчивается в день составления избирательной комиссией муниципального образования, окружной избирательной комиссией соответствующего протокола о результатах выборов, и принятые комиссией по указанным жалобам (заявлениям) решения. Заверенные копии особых мнений, желоб (заявлений) и решений по ним прилагаются ко второму экземпляру каждого соответствующего протокола о результатах выборов.
12. Первые экземпляры каждого протокола о результатах выборов после их подписания всеми присутствующими членами избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса вместе с приложенными к ним документами и протоколами участковых избирательных комиссий об итогах голосования остаются в данной комиссии, а окружные избирательные комиссии в течение трех дней направляют их в избирательную комиссию муниципального образования для определения общих результатов выборов в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 83 настоящего Закона.
13. Второй экземпляр каждого протокола избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии о результатах выборов, вторые экземпляры сводной таблицы представляются для ознакомления членам данной избирательной комиссии, иным лицам, указанным в части 5 статьи 30 настоящего Закона и вместе со списками лиц, указанных в части 5 статьи 30 настоящего Закона, хранятся секретарем избирательной комиссии муниципального образования. Заверенные копии второго экземпляра каждого протокола о результатах выборов, вторые экземпляры сводной таблицы вывешиваются для всеобщего ознакомления в месте, установленном соответствующей избирательной комиссией.
14. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе об итогах голосования, поступившем из участковой избирательной комиссии, или возникновении сомнений в правильности его составления избирательная комиссия муниципального образования, окружная избирательная комиссия как в ходе предварительной проверки правильности составления протокола, так и после его приема вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей участковой избирательной комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке. Указанный повторный подсчет может проводиться до установления избирательной комиссией муниципального образования, окружной избирательной комиссией результатов выборов и составления ими протокола о результатах выборов.
15. Повторный подсчет голосов избирателей проводится в присутствии члена (членов) избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса участковой избирательной комиссией, составившей и утвердившей протокол, который подлежит проверке, либо самой избирательной комиссией муниципального образования, окружной избирательной комиссией, принявшей решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей. Избирательная комиссия, проводящая повторный подсчет голосов избирателей, извещает об этом членов соответствующей участковой избирательной комиссии, иных лиц, указанных в части 5 статьи 30 настоящего Закона, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей. По итогам повторного подсчета голосов избирателей избирательная комиссия, проводившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: "Повторный подсчет голосов". Изготовленные и заверенные копии такого протокола выдаются лицам, указанным в части 5 статьи 30 настоящего Закона. Если такой протокол составляется участковой избирательной комиссией, он незамедлительно направляется в избирательную комиссию муниципального образования, окружную избирательную комиссию. К этому протоколу приобщается ранее представленный протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования. Нарушение избирательной комиссией, проводившей повторный подсчет голосов избирателей, указанного порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой: "Повторный подсчет голосов" является основанием для признания данного протокола недействительным. Указанный в настоящей части повторный подсчет голосов может проводиться до составления избирательной комиссией муниципального образования, окружной избирательной комиссией протокола о результатах выборов.
16. Утратила силу.
См. текст части 16 статьи 81
17. Соответствующая избирательная комиссия признает результаты выборов по единому мажоритарному избирательному округу, одномандатному (многомандатному) избирательному округу недействительными:
1) в случае, если допущенные при проведении голосования, установлении итогов голосования или определении результатов выборов нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
2) в случае, если итоги голосования по избирательному округу признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа внесенных в них избирателей на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе;
3) по решению суда.
18. Избранным по одномандатному (единому мажоритарному одномандатному) избирательному округу признается зарегистрированный кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При равном числе полученных зарегистрированными кандидатами голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше, а в случае проведения голосования по одной кандидатуре избранным считается кандидат, получивший не менее 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Избранными по многомандатному (единому мажоритарному многомандатному) избирательному округу признаются в соответствии с количеством мандатов в округе первые по числу полученных голосов избирателей зарегистрированные кандидаты. Если после определения результатов выборов по многомандатному (единому мажоритарному многомандатному) избирательному округу не все мандаты оказались замещенными, по незамещенным мандатам назначаются повторные выборы, за исключением случая, указанного в части 19 настоящей статьи.
19. Если в соответствии с частью 18 настоящей статьи число депутатов, избранных в едином многомандатном мажоритарном избирательном округе, окажется меньше установленного в соответствии с частью 1 статьи 13 настоящего Закона числа депутатских мандатов, число депутатских мандатов в указанном избирательном округе уменьшается до числа избранных депутатов. В этом случае остальные депутатские мандаты распределяются по единому пропорциональному избирательному округу при проведении выборов по смешанной избирательной системе.
20. На основании протокола о результатах выборов депутатов представительного органа муниципального образования по единому пропорциональному избирательному округу избирательная комиссия муниципального образования признает выборы несостоявшимися, если
а) утратил силу,
См. текст пункта "а" части 20 статьи 81
б) ни один список кандидатов не получил 7 и более процентов голосов избирателей,
в) за списки кандидатов, получившие право принять участие в распределении депутатских мандатов, подано в совокупности 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
21. Избирательная комиссия муниципального образования признает результаты выборов по единому пропорциональному избирательному округу недействительными
1) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей,
2) в случае, если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем 25 процентов от общего числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования,
3) по решению суда.
22. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.
23. К распределению депутатских мандатов допускаются списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В этом случае иные списки кандидатов к распределению депутатских мандатов не допускаются.
24. Если за списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, подано в совокупности 50 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, к распределению депутатских мандатов допускаются указанные списки, а также последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей списки кандидатов, получившие менее 7 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, пока общее число голосов избирателей, поданных за списки кандидатов, допускаемые к распределению депутатских мандатов, не превысит в совокупности 50 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
25. Если за один список кандидатов подано более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, а остальные списки кандидатов получили менее 7 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, к распределению депутатских мандатов допускается указанный список кандидатов, а также список кандидатов, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, из числа списков кандидатов, получивших менее 7 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
26. Списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов, получают указанные мандаты в соответствии с методикой распределения депутатских мандатов, предусмотренной статьей 82 настоящего Закона.
27. Зарегистрированный кандидат, который вправе получить депутатский мандат в соответствии с порядком размещения кандидатов в списке кандидатов, может в течение 7 дней отказаться от получения депутатского мандата. Заявление об отказе в получении депутатского мандата не подлежит отзыву. В этом случае депутатский мандат передается следующему зарегистрированному кандидату из того же списка кандидатов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.