Послание Президента Республики Дагестан Народному Собранию Республики Дагестан
от 30 марта 2006 г.
Уважаемые депутаты!
О Плане мероприятий по реализации настоящего Послания см. постановление Правительства Республики Дагестан от 5 мая 2006 г. N 72
Обращаясь к Народному Собранию Республики Дагестан с Посланием о положении в республике, хотел бы остановиться на самых актуальных вопросах жизни дагестанского общества, как они мне представляются.
В последние годы проделана значительная работа по наращиванию экономического потенциала республики. Позитивные изменения наметились практически во всех отраслях народного хозяйства, повысился жизненный уровень населения. Сделан заметный шаг вперед в духовном развитии дагестанского общества, укреплении дружбы и взаимопонимания между дагестанскими народами.
Однако достигнутое несоизмеримо с качественно новыми, масштабными задачами, которые стоят перед нами, оно не соответствует требованиям сегодняшнего дня, материальному и духовному потенциалу дагестанского общества. Очевидно, что нужны кардинальные перемены во всех сферах нашей жизни. Прежде всего, это касается оздоровления общественно-политической ситуации. А она остается сложной. И связано это, в основном, с наблюдающимся всплеском насилия.
В прошлом году практически не было дня, чтобы кого-то не убили или не ранили, не взрывали милицейские посты, газопроводы, не обнаруживали схроны с взрывчатыми веществами и боеприпасами. Временами на территории республики происходили настоящие бои сил правопорядка с террористическими группировками.
Достаточно наглядно о положении дел свидетельствует хотя бы то, что в результате террористических актов и покушений при проведении спецопераций в 2005 году убито и ранено более чем в два раза больше сотрудников правоохранительных органов, чем в предыдущем. Тревожная динамика роста этих показателей наблюдалась и в 2004 году по сравнению с 2003 годом. Религиозно-политический экстремизм основательно укрепился в Дагестане и превратился в некое устойчивое явление нашей общественной жизни.
В республике продолжает функционировать разветвленное террористическое подполье, которое, по данным правоохранительных органов, насчитывает более 1000 человек. По всей вероятности, его численность гораздо больше и, судя по всему, оно изо дня в день расширяет свою социальную базу. Причем не только за счет безработных, но и учащейся, студенческой, рабочей молодежи. Экстремисты пытаются сконцентрировать и использовать в своих целях накопившуюся в обществе негативную энергию.
Такие явления, как экстремизм и терроризм, не возникают на пустом месте. Они появляются лишь там, где складываются благоприятные условия для этого. И мы должны откровенно признать, что в Дагестане в силу ряда обстоятельств накопился целый комплекс нерешенных острых социально-экономических, общественно-политических, духовно-нравственных проблем, толкающих некоторую часть граждан на путь радикализма.
Говоря об условиях и причинах, порождающих экстремизм и терроризм, конечно, нельзя сбрасывать со счетов внешние факторы. Среди них - и широкий размах, который приобрели эти явления в глобальном масштабе, и деятельность международных финансово-экономических и военно-политических подрывных центров, преследующих собственные интересы в регионе, и события в соседней Чеченской Республике, в целом на Кавказе, которые на протяжении длительного времени оказывали и продолжают оказывать дестабилизирующее влияние на обстановку в нашей республике, и многое другое.
Питательной средой экстремизма все еще остается и бесконтрольный выезд нашей молодежи на учебу в зарубежные религиозные учебные заведения. Часть молодых людей после этого возвращается на родину, растеряв в значительной мере чувство российской гражданской идентичности.
Но не они, не внешние факторы, все же являются первопричиной, катализатором экстремизма на территории республики, а, главным образом, наши внутренние просчеты и упущения. Этим тревожным явлением в жизни дагестанского общества, по большому счету, мы расплачиваемся за собственные ошибки.
После событий 1999 года экстремисты и их покровители поняли, что силовыми методами оторвать Дагестан от России невозможно, и изменили тактику своих действий. Они сделали ставку на создание разветвленной сети сравнительно немногочисленных, но хорошо финансируемых и технически оснащенных групп, действующих преимущественно диверсионными методами, а также на внедрение своих людей в органы власти и правоохранительные структуры. Самое главное, ими проводилась интенсивная конспиративная агитационно-пропагандистская и вербовочная работа по привлечению на свою сторону молодежи, особенно из числа наиболее малообеспеченной части населения. И, как следствие, они достигли определенных результатов в своей подрывной деятельности.
Мы же и в органах власти, и в правоохранительной системе впали в состояние какой-то эйфории. Вместо систематической, целенаправленной работы по нейтрализации влияния экстремизма, вместо повседневных, конкретных усилий по поддержке населения, особенно молодежи, находящейся в сложной жизненной ситуации, мы, с одной стороны, увлеклись общими разговорами и рассуждениями, а с другой - допустили доминирование силовых методов над профилактическими. То есть, больше боролись с террористами, а не с терроризмом как таковым, не с причинами, которые лежат в основе этого явления, а с его последствиями.
Не достигла должной эффективности работа по разъяснению пагубности идей экстремизма, которые могут привести дагестанское общество к крайне опасным последствиям, к отклонению от вектора развития, наработанного дагестанцами на протяжении веков.
Хотел бы напомнить, что только за последние три года в республике убито и ранено более трехсот сотрудников правоохранительных органов. За это же время уничтожены и задержаны десятки бандитов и террористов, которые, как бы там ни было, в основной своей массе тоже являются дагестанцами. В ходе этого жестокого и бессмысленного противостояния гибнут и мирные граждане, ни в чем не повинные жители республики. У каждого из погибших есть семья, родственники, близкие, и получается, что тысячи дагестанцев в мирное время носят траур по безвременно ушедшим из жизни, в основном, молодым людям. Все это порождает у людей страх, создает атмосферу неуверенности и озлобленности, незащищенности и мстительности.
Настало время глубоко осмыслить происходящее, разобраться в том, почему дагестанцы убивают дагестанцев, как получилось, что некоторая часть жителей республики противопоставила себя обществу, почему в этом противостоянии гибнет больше сотрудников правоохранительных органов, чем бандитов и террористов. И самое главное - как нам быть дальше?
Вопросов накопилось очень много, и на каждый из них мы обязаны найти адекватные ответы, чтобы обеспечить твердые гарантии безопасности, стабильности и согласия в дагестанском обществе.
Прежде всего, нам предстоит понять, каковы мотивы поведения той части дагестанцев, которая выбрала путь экстремизма, какова среди них доля непримиримых, категорически не приемлющих светский образ жизни, выступающих за устройство общества по религиозным канонам, стремящихся подорвать основы государственности, единства и целостности Дагестана в составе Российской Федерации, готовых использовать силовые методы для достижения своих целей. Думаю, что таких непримиримых, антироссийски настроенных, не желающих жить по закону, объявивших войну собственному народу и государству, сомкнувшихся с международными террористическими центрами, совсем немного. С ними, конечно, нужно вести бескомпромиссную, беспощадную борьбу с применением самых жестких мер, предусмотренных законодательством.
Но есть и другая, на мой взгляд, значительно более многочисленная категория граждан, которая вступила на противоправный путь не по глубокому внутреннему убеждению, а в силу жизненных обстоятельств. В основной своей массе это люди, которые, столкнувшись с несправедливостью, черствостью и бездушием бюрократии, со взяточничеством и коррупцией, многими другими пороками, поразившими современное дагестанское общество, утратили доверие к власти, разочаровались, не смогли в силу названных и других причин реализовать свои способности, не нашли своего места в жизни. И таких людей в республике немало. Именно они и составляют питательную среду и социальную базу экстремизма. Нам пора понять это, сделать правильные выводы, работать настойчиво над устранением собственных ошибок, упущений и причин, приводящих людей к экстремизму.
Это низкий уровень жизни значительной части населения, высокая безработица, чрезмерное имущественное расслоение граждан, получившие широкий размах взяточничество и коррупция. Поэтому в первую очередь мы должны создать благоприятные условия для обеспечения занятости, для того, чтобы каждый дагестанец мог заработать честным трудом, имел возможность приобрести или построить жилье, получить качественное образование и медицинское обслуживание, другие социальные услуги, гарантированные государством. Если не сосредоточить внимание на этих и других жизненно важных вопросах, которые больше всего волнуют людей, все наши усилия, направленные на борьбу с экстремизмом, оздоровление общественно-политической обстановки, не дадут ожидаемого результата.
Требуется, прежде всего, коренное изменение работы руководителей муниципальных образований. Каждый человек должен быть в поле их зрения. Работа с людьми должна носить системный и конкретный характер. В ней не должно быть казенщины и формализма.
С учетом этого должна быть перестроена и деятельность республиканских министерств и ведомств. В полную силу необходимо задействовать потенциал средств массовой информации, наших высших и средних учебных заведений, научной и творческой интеллигенции, институтов гражданского общества, религиозных организаций, опыт старшего поколения дагестанцев, участников Великой Отечественной войны, ветеранов труда.
Мощным средством противодействия распространению экстремизма может стать активная пропаганда духовно-нравственных ценностей и традиций наших народов: их патриотизма, веротерпимости, присущего им обостренного чувства ответственности за судьбу будущих поколений, векового опыта преодоления жизненных трудностей совместными усилиями.
Одной из причин ослабления духовной связи поколений, распространения апатии в нашем обществе, а также экстремистской идеологии является то, что реформы последних лет оттеснили в сторону сферу культуры. Между тем, ничто так не сплачивает людей, как духовное единство, которое отражается в культуре народа. Нам всем надо понять это, принять меры к развитию культуры, поддержке подлинного искусства, обладающего безграничными возможностями для формирования самосознания личности.
Особую роль в борьбе с терроризмом, экстремизмом, преступностью играют правоохранительные органы. Отдавая должное работе, проделанной ими за прошлый год, в том числе и с участием федеральных сил, считаю необходимым подчеркнуть, что в работе правоохранительных органов, в системе организации правоохранительной деятельности имеются крупные недостатки, которые вызывают справедливые претензии и нарекания общественности республики.
В 2005 году произошел общий рост уровня преступности на 21,7%. Более чем в 4 раза выросло количество террористических актов. Каждое третье совершенное преступление относится к категории тяжких и особо тяжких, снизились показатели раскрываемости преступлений. Все это и многое другое, а также сохраняющаяся террористическая угроза свидетельствует о том, что прогноз развития криминогенной ситуации в республике остается неутешительным и предстоит большая и напряженная работа. В последние годы сведена практически на нет система профилактики и предупреждения преступности. Неэффективна работа участковых уполномоченных милиции. На обслуживаемых ими участках годами могут жить преступники всех мастей, в том числе террористы, экстремисты. Службами участковых утеряны прежние позиции по связи с общественностью, в том числе по руководству добровольными дружинами.
Тревожная ситуация складывается в сфере подростковой преступности. В прошлом году она выросла почти на треть.
Все большее опасение вызывают масштабы, которые приобрели в последние годы незаконный оборот и потребление наркотических средств. Это явление представляет очень серьезную угрозу физическому и духовному здоровью дагестанцев.
Неудовлетворительно решаются проблемы миграционного и паспортно-визового контроля. Нет должного заслона против проникновения на территорию республики членов незаконных вооруженных формирований, наемников и эмиссаров, которые, организовавшись в экстремистское подполье, дестабилизируют обстановку. Из-за отсутствия должного контроля за соблюдением целей и сроков пребывания иностранных граждан на территории республики многие из них незаконно занимаются трудовой деятельностью.
Мы обязаны усилить борьбу против экономической преступности и коррупции во всех ее проявлениях в структурах государственной и муниципальной власти, правоохранительных и контролирующих органах. Начинать эту работу следует, прежде всего, с руководителей, с тех, кто лоббирует противозаконные интересы отдельных групп и лиц, кто предает государственные и служебные интересы.
Уродливые формы приобрело взяточничество. Оно проникло даже в высшие и средние учебные заведения республики. При приеме в вузы конкурс нередко идет не столько по критерию "кто больше знает", а "кто больше заплатит".
Сегодня коррупция и взяточничество поразили практически все сферы жизни общества. Народ потерял веру в то, что можно решить какой-то вопрос без взятки, он как бы принял "правила" такой жизни. Дело дошло уже до того, что многие люди настолько привыкли к подобному положению, что фактически не осуждают взяточников.
Считаю также, что крайне неэффективно организована работа правоохранительных и контролирующих органов по борьбе с экономической преступностью. В истекшем году допущено снижение количества выявленных преступлений по делам о хищениях. Не обеспечивается реальное возмещение ущерба, причиненного хищениями и злоупотреблениями. В связи с этим возникает закономерный вопрос, недостаток ли это профессионализма или результат сращивания работников соответствующих структур с расхитителями? Руководству Прокуратуры, Министерства внутренних дел республики необходимо разобраться и в этом.
В современном обществе неуклонно возрастает роль судебной системы. Однако принимаемые судами решения не всегда воспринимаются в обществе как воплощение справедливости и законности. Рассчитываю, что в свете возросших требований по наведению порядка в стране и республике суды обеспечат повышение эффективности судебной власти и принятие решений, адекватных требованиям времени. Только исключительно справедливое, основанное на законе и только на законе судопроизводство способно поднять на должный уровень уважение и доверие граждан к суду, да и к власти вообще.
Общественно-политическая ситуация в республике, как вы понимаете, во многом зависит от состояния экономики, решения социальных вопросов.
По официальной статистике, за последние пять лет экономика Дагестана развивалась очень высокими темпами. Однако анализ таких показателей, как рост физических объемов продукции отдельных отраслей, налоговые поступления, численность работающих и оплата их труда, а также объем инвестиций в экономику республики вызывают определенные сомнения в достоверности официальной статистики. Чтобы рассеять эти сомнения, нужно в ближайшее время наладить четкую систему муниципальной статистики, которая обеспечивает реальный учет и отчетность по таким показателям, как малое предпринимательство, создание рабочих мест, увеличение объемов производства с привязкой к налоговым отчислениям, реальной заработной плате и другие.
Достоверная статистика - основа точного прогноза социально-экономического развития. Формированию бюджета, определению приоритетных направлений развития экономики, разработке целевых и иных программ должен предшествовать четкий анализ сложившейся ситуации, основанный на статистических данных, реально отражающих социально-экономическое развитие республики. В связи с этим резко возрастает уровень ответственности Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан, других ведомств, призванных заниматься анализом и сбором статистической информации.
Одним из важных условий устойчивого экономического роста является продуманная инвестиционная политика. Без инвестиций, без их эффективного использования нет и экономического развития. В настоящее время проблема даже не столько в недостатке инвестиционных ресурсов, сколько в их целевом и эффективном использовании. Анализ показывает, что за последние 10 лет значительная часть инвестиций была использована неэффективно или не по назначению. К примеру, в машиностроительную отрасль за последние пять лет было вложено не более одного процента финансовых средств от всего объема инвестиций в экономику республики.
Наша экономика должна развиваться, максимально используя внутренние источники республики, ее выгодное геополитическое положение. Она должна быть построена на знаниях, инновациях, использовании потенциала науки, в том числе ДНЦ РАН и наших вузов. У нас практически в стадии зарождения находится формирование таких важнейших составляющих нормальной рыночной инфраструктуры, как банковский сектор, страховое дело, по сути, не функционируют рынки ценных бумаг. Нужны конкретные действия для снятия многочисленных административных барьеров при осуществлении предпринимательской и инвестиционной деятельности, упрощения процедуры регистрации юридических лиц с использованием принципа "одного окна". Необходимо использовать накопленный в этом плане опыт наших соседей - Краснодарского края и других регионов. Республика обладает огромными возможностями для развития малого бизнеса, но он в основном все еще находится в тени. Об этих и других экономических проблемах я подробно говорил в своем докладе на научно-практической конференции, проведенной в конце прошлого года Народным Собранием Республики Дагестан. Сегодня не считаю уместным повторно возвращаться к этим вопросам. Но на проблемах формирования бюджета и рационального использования бюджетных средств вновь хотелось бы акцентировать ваше внимание.
Общеизвестно, что наша республика высокодотационная. За последние 10 лет уровень дотационности превысил 70%. Для уменьшения дотационности существует два пути: наращивание налогового потенциала республики и рациональное использование бюджетных средств.
Мы много говорим о потенциальных возможностях повышения налоговых поступлений. В ближайшие два-три года при правильной организации нашей работы мы можем увеличить налоговые поступления минимум в 2 раза. Сегодня налоговые поступления во все уровни бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по республике составляют менее 10% от ВРП, тогда как аналогичный показатель в среднем по стране составляет 34%.
Значительные возможности повышения налоговых поступлений заложены в налоге на доходы физических лиц. Налоговая нагрузка доходов населения республики в три раза меньше среднероссийской. Большие резервы скрыты в производстве ликероводочной продукции, в строительстве, в торговле, в отраслях, оказывающих платные услуги населению, в ряде других сфер деятельности, где очень высока доля теневого сектора.
Вторым не менее важным направлением снижения дотационности является эффективное и целевое использование бюджетных средств. Для выполнения этой задачи в первую очередь необходимы кардинальные изменения в подходах к формированию, утверждению и исполнению республиканского и местных бюджетов.
Здесь в первую очередь надо разобраться с расходными обязательствами, которые вытекают из вопросов ведения и полномочий Республики Дагестан, определить, на какой конечный результат должны работать бюджетные учреждения при оказании ими услуг. Не должны возникать расходные обязательства по вопросам, не входящим в нашу компетенцию. Все получатели бюджетных средств в пределах расходных обязательств должны быть расписаны в бюджетной росписи, составляемой в соответствии с законом о бюджете. В ближайшее время следует провести инвентаризацию всех бюджетных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, иных организаций - получателей бюджетных средств на предмет целесообразности их бюджетного финансирования.
Одним из самых сложных вопросов бюджетного процесса являются межбюджетные отношения. Как известно, наша республика и практически все муниципальные образования являются высокодотационными. Поэтому для нас выработка слаженной системы межбюджетных отношений является приоритетной задачей. Нами принят пакет законов, регулирующих межбюджетные отношения, и они вступили в силу в полном объеме с этого года.
В основу формирования межбюджетных отношений и определения объемов межбюджетных трансфертов заложен нормативный метод. К примеру, объем субвенций на реализацию общеобразовательных программ, выделяемых из республиканского бюджета, определяется на основе законодательно устанавливаемого норматива финансовых затрат на одного ученика общеобразовательной школы. Такой подход обеспечивает прозрачность получения и использования этих средств, сводит к минимуму произвол чиновников и соответствует требованиям федерального законодательства.
Однако в связи с существующей резкой дифференциацией уровней социально-экономического развития, природно-климатических условий и рассредоточенности населения отдельных муниципальных образований, расходы на обучение одного ученика различаются по муниципальным образованиям в 3 и более раз. В такой ситуации некоторым муниципальным образованиям, привыкшим получать бюджетные средства по факту наличия сети бюджетных учреждений, не хватает выделенных бюджетных средств для выполнения возложенных на них полномочий. Необходимо глубоко проанализировать сложившееся положение, принять меры для оптимизации сети бюджетных учреждений, обеспечивая при этом оказание гарантированных бюджетных услуг населению.
Вы знаете, что нынешний год является первым годом работы муниципальных образований в новых условиях. В связи с этим важной задачей является обеспечение полноценного функционирования местного самоуправления, особенно на уровне поселений. Для этого в первую очередь необходимо создавать финансовые основы, обеспечивающие поселениям возможности для реализации их полномочий. На эти цели в республиканском бюджете на 2006 год предусмотрены средства в размере более одного миллиарда рублей. Около 70% этих средств доводится до поселений через районные фонды финансовой поддержки поселений. При этом согласно Методике распределение дотаций из этих фондов производится муниципальными районами. Изучение практики распределения дотаций показывает, что не везде объективно подходят к распределению финансовых средств, выделяемых в виде дотаций поселениям. Во многих муниципальных образованиях отсутствует нормативно-правовая база, обеспечивающая нормальный бюджетный процесс. С учетом выявленных недостатков, видимо, нужно усовершенствовать в ближайшее время и саму Методику.
Другое направление повышения результативности нашей работы - это обеспечение эффективного использования государственной и муниципальной собственности. Должен заметить, что доходы, поступающие в республиканский бюджет от использования государственного имущества, в десятки раз меньше, чем в среднем по стране. Такое положение нетерпимо, и нам необходимо провести ревизию республиканской и муниципальной собственности, четко и однозначно определить имущество, необходимое для реализации полномочий, возложенных на республиканский уровень и уровень муниципальных образований. Все остальное имущество следует отчуждать в установленном законодательством порядке.
Необходимо также завершить разграничение прав собственности на имущество и государственной собственности на землю по уровням власти. Для нашей республики земельный вопрос особенно актуален. Следует максимально упростить процедуру закрепления земель для ведения личного подсобного хозяйства, дачных и садовых участков. Личные подсобные хозяйства в республике производят более 80% сельхозпродукции, поэтому задачей государственной важности является всемерная поддержка этих хозяйств. В рамках приоритетного национального проекта "Развитие АПК в Российской Федерации" нам необходимо разработать комплекс мероприятий по поддержке сельхозтоваропроизводителя. Каждый труженик села должен иметь возможность при желании без лишних проблем получить в установленном порядке льготные сельскохозяйственные кредиты. При этом я хочу особо подчеркнуть, что надо решительно отмежеваться от негативной практики "отката" при получении кредитов, других бюджетных денег. Эта практика в немалой степени способствовала развитию теневого сектора нашей экономики.
По официальной статистике, доходы населения в 2005 году оценены в 148 млрд.руб., из них облагаемая налогами сумма составила 20 млрд.руб., необлагаемая часть - 18 млрд. рублей, происхождение остальных 110 млрд. рублей неизвестно. Можно с уверенностью сказать, что более 50% экономики республики находится в тени, и мы должны принять действенные меры, направленные на создание условий для её легализации, обеспечения добросовестной конкуренции.
Все перечисленные выше и сопутствующие им негативные явления, возникли, прежде всего, из-за неэффективного государственного управления. Поэтому первейшей задачей в настоящий момент является формирование такой системы власти, при которой будет обеспечиваться ее максимальная прозрачность, доступность населению, профессиональный и всем понятный подбор кадров, возможность влияния институтов гражданского общества на принятие решений органами власти.
Для достижения этих задач нам необходимо провести административную реформу. Первые шаги в этом направлении, можно сказать, нами сделаны при утверждении новой структуры исполнительной власти. Упразднены три министерства, вдвое сокращено количество комитетов, обновлен наполовину состав Правительства республики. Критериями при формировании персонального состава органов власти должны быть компетентность, профессионализм, порядочность и честность. Нужно решительно искоренить сложившийся в Дагестане порядок подбора, выдвижения и расстановки кадров по кланово-этническому признаку, родовым связям. На днях я подписал Указ "О кадровом резерве на государственной гражданской службе Республики Дагестан", который будет способствовать решению этой задачи.
Серьезное беспокойство вызывает порядок назначения на ключевые руководящие должности в территориальных органах федеральных органов государственной власти в республике. И здесь должны действовать требования полной прозрачности, открытости, наличия у кандидата на ту или иную должность соответствующих профессиональных и морально-этических качеств.
Для Дагестана, как для республики с высоким уровнем дотационности, особое значение имеет эффективное взаимодействие с федеральным центром. Многие проблемы социально-экономического развития республики мы сами в состоянии решить. Об этом было сказано выше. Однако кардинально изменить обстановку в республике, заложить основу устойчивого и реального экономического роста без значительной поддержки федерального центра будет сложно.
Нужны масштабные инвестиции в республику. По инвестициям на душу населения Дагестан занимает одно из последних мест среди субъектов Российской Федерации. Конечно, мы хорошо понимаем, что нельзя полагаться на одни бюджетные средства. Мы обязаны предпринимать действия, обеспечивающие привлечение инвестиций из внебюджетных источников для осуществления на территории республики крупных инвестиционных программ и проектов, необходимо объединить усилия власти, бизнеса и общества в этом направлении, создать режим наибольшего благоприятствования для предпринимательской деятельности и для привлечения инвестиций.
Только так можно обеспечить реальный экономический рост и развитие экономики. Это позволит улучшить и благосостояние народа. Нельзя забывать о том, что сегодня практически вся социальная сфера, за исключением пенсионного обеспечения, переложена на субъекты Российской Федерации. По расходам на образование, здравоохранение, по социальным выплатам мы отстаем от среднероссийского уровня в 2-3 раза. Зарплата учителей, врачей и других работников бюджетной сферы значительно ниже среднероссийской. Доля заработной платы в консолидированном бюджете республики составляет более 50%, тогда как в среднем по Российской Федерации она не превышает 30%.
В такой ситуации особое значение приобретает для нас эффективная и полномасштабная реализация национальных проектов, выдвинутых Президентом Российской Федерации в качестве приоритетных. В них поставлены конкретные и очень ответственные задачи в сфере образования, здравоохранения, строительства жилья и развития сельского хозяйства. Думаю, нет необходимости подробно останавливаться на каждой из них. Скажу лишь, что за их качественное решение, за то, чтобы ни один рубль, выделенный на эти цели, не был использован в республике не по назначению, будет жесткий спрос с каждого должностного лица, ответственного за то или иное направление работы. Только в таком случае мы можем получить поддержку федерального центра, улучшить социально-экономическое положение в республике и, самое главное, вернуть доверие людей.
Исходя из этих и других предстоящих задач, необходимо будет внести соответствующие коррективы в Программу экономического и социального развития Республики Дагестан на период до 2010 года, а также в ее отраслевые подпрограммы.
Уважаемые депутаты!
В республике накопилось немало проблем, которые ждут своего решения, требуют объединения наших усилий, предельной мобилизации нашей воли, сил и энергии. Есть такие вопросы в экономике, социальной сфере, в области общественно-политических и межнациональных отношений, в сфере нашей духовности и культуры, информационной политики, - практически на всех направлениях нашей совместной работы.
В центре всеобщего внимания будут предстоящие в марте следующего года выборы в парламент Дагестана, а также органов местного самоуправления. Их организованное проведение, как и решение многих других масштабных задач, стоящих перед республикой, напрямую будет зависеть от единства и консолидированности дагестанцев, степени их доверия к власти, от осознания каждым гражданином собственной причастности к судьбе и будущему республики.
Если вы обратили внимание, сегодня я не затронул многие вопросы, касающиеся тех или иных сфер жизни дагестанского общества. Задача детально охватить весь круг существующих проблем в Послании не ставилась. Да это и невозможно сделать в одном, даже самом развернутом выступлении.
В настоящем обращении к Народному Собранию Республики Дагестан я сознательно выделил круг самых неотложных, первоочередных вопросов, без решения которых нам будет очень трудно двигаться вперед по другим направлениям. Если сказать в самом обобщенном виде, - это задачи, которые связаны с обеспечением безопасности, оздоровлением социально-экономической, общественно-политической и духовной обстановки в республике. От того, как мы их решим, зависит не только развитие экономики и благосостояние дагестанцев, но и сохранение наших самых главных базовых ценностей - мира, стабильности и согласия в обществе, единства и целостности Дагестана как неотъемлемой, неделимой части Российской Федерации.
На нас с вами лежит огромная ответственность за настоящее и будущее Дагестана. Думаю, вы понимаете, что не существует простых и легких путей решения предстоящих задач. Будут, наверное, и определенное сопротивление, и попытки свернуть нас с избранного пути. Но мы должны, объединив усилия и волю Президента, Народного Собрания и Правительства Республики Дагестан, всех ветвей и уровней власти, всего дагестанского общества, настойчиво добиваться поставленных целей. К этому нас обязывает святое чувство ответственности за судьбу республики.
Желаю вам и всем дагестанцам мира и благополучия, успехов во всех делах на благо Дагестана и России.
Спасибо за внимание!
Президент |
М.Алиев |
Махачкала,
30 марта 2006 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.