Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Республики Дагестан
от 10 февраля 2003 г. N 41
Республиканская целевая программа
"Обеспечение жильем молодых семей в Республике Дагестан на 2003-2010 годы"
(утв. постановлением Правительства Республики Дагестан от 10 февраля 2003 г. N 41)
См. Положение о порядке и условиях участия молодых семей в Республиканской целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Дагестан на 2003-2010 годы", утвержденное постановлением Правительства Республики Дагестан от 10 февраля 2004 г. N 30 "О мерах по реализации Республиканской целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Дагестан на 2003-2010 годы"
Паспорт
к Республиканской целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Дагестан на 2003-2010 годы"
Наименование Программы - Республиканская целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Дагестан на 2003-2010 годы" (далее - Программа) Основание для разработки - постановление Правительства Программы Российской Федерации от 28 августа 2002 г. N 638 "О подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы"; решение Совета Ассоциации "Северный Кавказ" от 10 октября 2002 г. N 4 "О проблемах молодежного жилищного строительства в Южном федеральном округе и возможных путях их решения" Государственный заказчик - Министерство по делам молодежи Программы и туризму РД Основные разработчики - Министерство по делам молодежи Программы и туризму РД, Дагестанское региональное отделение Союза МЖК России Цель Программы - создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы Основные задачи Программы - определение реальных возможностей молодых семей по улучшению жилищных условий и необходимой степени их поддержки со стороны государства; формирование нормативной правовой базы государственной поддержки молодых семей в строительстве и приобретении жилья; разработка и реализация мер финансовой и организационной поддержки государством молодых семей при решении ими жилищной проблемы; мобилизация бюджетных и внебюджетных ресурсов для улучшения жилищных условий молодых семей; обеспечение государственной поддержки инициативам молодежных организаций по улучшению жилищных и социально-бытовых условий молодых семей; принятие программ муниципальных образований, привлекающих к решению жилищной проблемы молодых семей финансовые ресурсы на местном уровне, путем консолидации бюджетных и внебюджетных источников финансирования Исполнители Программы - Министерство по делам молодежи и туризму РД, Министерство строительства и архитектуры РД, Министерство экономики РД, администрации городов и районов, организации и финансово-кредитные учреждения Сроки и этапы реализации - 2003-2010 годы: Программы I этап-2003-2004 годы: создание нормативной правовой базы, финансовых и организационных механизмов государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий; предоставление молодым семьям 12000 кв. метров жилья; II этап-2005-2008 годы: совершенствование организационного, правового и финансового механизмов оказания государственной поддержки молодых семей, консолидация ресурсов при строительстве и приобретении жилья для молодых семей; расширение масштабов реализации Программы, обеспечение устойчивого функционирования системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы, дальнейшее ее развитие с усилением роли рыночных механизмов в обеспечении молодых семей жильем; предоставление молодым семьям 43000 кв. м жилья; III этап-2009-2010 годы: переход Программы на частичное самофинансирование за счет текущих выплат молодых семей по предоставленным бюджетным ссудам, реинвестируемых в строительство и приобретение жилья; предоставление молодым семьям 25000 кв. м жилья Объемы и источники - федеральный бюджет - 35%; финансирования Программы республиканский бюджет РД - 35%; внебюджетные источники - 30% Ожидаемые конечные результаты - обеспечение жильем не менее реализации Программы 1150 молодых семей; создание непрерывно действующей системы обеспечения молодых семей жильем при помощи государства с привлечением средств предприятий и организаций, а также сбережений населения в инвестиционно-строительный процесс; закрепление и развитие положительных демографических тенденций в обществе; укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности; снижение доли расходов государства на решение жилищной проблемы молодых семей за счет перехода Программы на частичное самофинансирование Система организации контроля - общее руководство, координацию за исполнением Программы и контроль за реализацией Программы осуществляет Министерство по делам молодежи и туризму РД |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Республика Дагестан по своей демографической структуре является молодежной, средний возраст населения 26,7 лет, 61,7% составляют граждане до 30 лет, молодые граждане брачного возраста от 18 до 30 лет составляют 23,7% от населения республики. Количество молодых семей - 138 тыс. или 39% от общего количества семей, 42 тыс. молодых семей или 31% от общего числа молодых семей состоят в установленном порядке в очереди на улучшение жилищных условий. Данная официальная цифра не отражает полной картины потребности молодых семей в улучшении жилищных условий, так как по оценкам социологов более 80% молодых семей в республике не имеют собственного жилья.
В целом республика относится к благополучным в социально-демографическом плане регионам. В отличие от большинства субъектов Российской Федерации в Дагестане идет стабильный прирост населения. Так, по предварительным данным переписи 2002 года население республики составило более двух с половиной миллионов человек (по переписи 1989 года - один миллион восемьсот тысяч). Однако уже наметилась тенденция к снижению темпов прироста. Так, в 1991 году естественный прирост населения составил 35 399, а в 2001 году - 23187 человек. Коэффициент рождаемости на тысячу человек в 1991 году составлял 25,4, а в 2001 году - 17,7.
Снижению темпов рождаемости в республике наряду с экономической ситуацией, в которой оказалась молодежь до 30 лет, способствует также и обостренная в последнее десятилетие жилищная проблема молодых семей.
Неудовлетворительные жилищные условия, вынужденное проживание с родителями одного из супругов увеличивают количество разводов среди молодых семей. За последние 10 лет количество разводов в молодых семьях увеличилось на 31%. В среднем по республике в 2001 году на 15,5 тыс. образованных брачных пар приходилось 3,0 тыс. распавшихся семей.
Программа приобретает особую актуальность в первом десятилетии XXI века, когда в республике вступают в действие структурные факторы изменения возрастного состава молодых семей. В 2004 году в период рождения первого ребенка вступает поколение 1980-1986 годов, когда наблюдалась повышенная рождаемость.
Расширение экономической поддержки молодой семьи и, в частности оказание помощи в приобретении и строительстве жилья, может наиболее серьезным образом повлиять на репродуктивное поведение молодой семьи.
В СССР в 80-х годах десятки тысяч молодых семей могли решать жилищную проблему благодаря молодежным жилищным комплексам (далее - МЖК). В Республике Дагестан имеется положительный опыт решения жилищного вопроса для молодых семей посредством МЖК. С 1985 по 1990 годы введено в эксплуатацию 17 тыс.кв.м жилья, что позволило решить жилищную проблему для 300 молодых семей. Молодежные жилищные комплексы возникли в определенный период экономического развития страны, когда государство имело достаточно средств на решение жилищного вопроса, но испытывало острый дефицит рабочей силы в строительной индустрии. Строительный комплекс получал дешевую рабочую силу, а молодые семьи своими руками строили для себя жилье.
Однако в современных условиях ситуация изменилась: улучшение жилищных условий молодых семей связано, в первую очередь, с оказанием им финансовой помощи со стороны государства. Особенности современного этапа социально-экономического развития республики и страны в целом определили такое текущее соотношение между уровнем доходов молодежи и уровнем цен на жилье, при котором подавляющее большинство молодых семей не в состоянии оплатить ни приобретение его на рынке жилья, ни строительство нового жилья.
Таким образом, решение проблемы обеспечения жильем молодых семей невозможно без активной поддержки государства.
Под молодыми семьями понимаются семьи, возраст супругов в которых не превышает 30 лет, а также в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака) и отвечающая следующим условиям:
брак зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния;
все члены семьи являются гражданами Российской Федерации;
один из членов семьи имеет самостоятельный источник дохода.
Право на получение государственной поддержки на строительство или приобретение жилья имеют молодые семьи, постоянно проживающие в Республике Дагестан, признанные решениями органов местного самоуправления нуждающимся в улучшении жилищных условий. Такое право используется молодой семьей один раз, после чего она снимается с учета по улучшению жилищных условий.
II. Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является создание системы государственной поддержки в обеспечении жильем молодых семей для укрепления института семьи и оздоровления социальной обстановки в республике.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:
определение реальных возможностей молодых семей по улучшению жилищных условий и необходимой степени их поддержки со стороны государства;
формирование нормативной правовой базы государственной поддержки молодых семей в строительстве и приобретении жилья;
разработка и реализация мер финансовой и организационной поддержки государством молодых семей при решении ими жилищной проблемы;
мобилизация бюджетных и внебюджетных ресурсов для улучшения жилищных условий молодых семей;
обеспечение государственной поддержки инициативы молодежных организаций по улучшению жилищных и социально-бытовых условий молодых семей;
принятие программ муниципальных образований (далее - муниципальные программы), привлекающих к решению жилищной проблемы молодых семей финансовые ресурсы на местном уровне путем консолидации бюджетных и внебюджетных источников финансирования.
III. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется в три этапа с 2003 по 2010 годы.
На первом этапе - 2003-2004 годы будут осуществляться:
нормативно-правовое обеспечение Программы;
формирование организационных и финансовых механизмов государственной поддержки молодых семей в строительстве и приобретении жилья в экспериментальном порядке;
отработка взаимодействия исполнителей Программы;
создание системы мониторинга реализации Программы, жилищных и социально-бытовых проблем молодой семьи;
предоставление молодым семьям 12000 кв.м жилья.
На втором этапе - 2005-2008 годы намечается:
совершенствование и развитие созданных на первом этапе правовой базы, организационных и финансовых механизмов;
консолидация ресурсов при строительстве и приобретении жилья для молодых семей;
расширение масштабов реализации Программы, обеспечение устойчивого функционирования системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы, дальнейшее ее развитие с усилением роли рыночных механизмов в обеспечении молодых семей жильем;
предоставление молодым семьям 43000 кв.м жилья.
На третьем этапе - 2009-2010 годы предполагается:
переход Программы на частичное самофинансирование за счет текущих выплат молодых семей по предоставленным бюджетным ссудам, реинвестируемых в строительство и приобретение жилья;
предоставление молодым семьям 25000 кв.м жилья.
IV. Мероприятия Программы
Мероприятия Программы предусматривают создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы и призваны обеспечить взаимодействие всех исполнителей Программы в процессе:
а) определения молодых семей - участников Программы;
б) предоставления государственной поддержки молодым семьям, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, путем:
предоставления молодым семьям - участникам Программы целевых займов
на строительство или приобретение жилья;
предоставления безвозмездных субсидий молодым малообеспеченным семьям;
предоставления безвозмездных субсидий молодым семьям при рождении ребенка;
в) контроля за расходованием бюджетных средств в соответствии с целями Программы.
Программные мероприятия подразделяются на мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы, организационные мероприятия и мероприятия по финансированию Программы, мероприятия по реализации и финансированию Программы отражены в приложениях NN 1 и 2.
V. Механизмы реализации Программы
1. Организационный механизм
Реализация Программы осуществляется государственным заказчиком, министерствами и ведомствами РД, администрациями городов и районов, общественными организациями и объединениями.
Государственным заказчиком Программы является Министерство по делам молодежи и туризму РД.
В целях оперативного управления Программой при государственном заказчике создается некоммерческая организация "Государственное учреждение "Дирекция молодежных жилищно-строительных программ" (далее - Дирекция Программы), которая является исполнителем Программы и осуществляет от имени государственного заказчика управление реализацией Программы.
Функции государственного заказчика Программы:
осуществление общей координации и мониторинга работ, формирование предложений по совершенствованию нормативной правовой базы, координация бюджетного финансирования Программы;
эффективная реализация Программы, подготовка информации (отчетов) о ходе выполнения работ, в оперативном порядке разработка предложений по совершенствованию механизмов Программы;
заключение соглашений (договоров) с администрациями городов и районов на реализацию Программы на территории конкретного муниципального образования. Критериями для заключения таких соглашений (договоров) с администрациями районов и городов являются:
наличие разработанной и утвержденной муниципальной программы обеспечения жильем молодых семей;
наличие в бюджете муниципального образования финансовых средств на реализацию Программы;
состояние демографической ситуации в данном городе, районе;
возможность привлечения внебюджетных средств для строительства или приобретения жилья для молодых семей на территории данного муниципального образования;
отношение объемов бюджетных и внебюджетных средств к их общему объему, необходимому для финансирования муниципальной программы (с учетом увеличения доли средств внебюджетных источников в общем объеме финансирования Программы);
наличие участков земли, обеспеченных техническими условиями и (или) необходимой инфраструктурой;
выделение на льготных условиях строительных материалов, освобождение от местных налогов и сборов;
возможность удешевления строительства и расходов на эксплуатацию жилья для молодых семей в рамках Программы.
Функции Дирекции Программы:
аккумулирование и учет бюджетного финансирования, привлечение внебюджетных источников финансовых средств, предоставление молодым семьям средств на возвратной основе, осуществление технического надзора по строящимся объектам в процессе реализации Программы, заключение договоров с участниками Программы и организациями, участвующими в ее реализации;
реализация Программы на территории конкретного муниципального образования в соответствии с соглашениями (договорами), заключенными между государственным заказчиком и администрациями городов и районов.
По каждому отдельному договору с администрацией города, района Дирекция Программы ведет отдельный баланс. Балансовые отчеты с пояснительными записками ежеквартально представляются государственному заказчику и администрации города, района (в случае финансирования Программы за счет соответствующих муниципальных бюджетов), что является отчетом о ходе реализации Программы. Средства, полученные с муниципального образования, реинвестируются на его же территории.
Дирекция Программы приобретает жилье на территории муниципального образования путем финансирования строительства или приобретения жилья на рынке жилья. Номенклатура и размер жилья определяются в соответствии с заявлениями молодых семей - участников Программы.
Общая процедура приобретения или строительства жилья для молодых семей включает:
подачу молодой семьей заявления установленной формы и необходимых документов для включения в состав участников Программы;
получение статуса участника Программы;
выбор варианта получения жилья:
а) приобретение жилья на рынке жилья;
б) долевое строительство;
в) приобретение строительных материалов для строительства индивидуального жилья в сельской местности;
подготовка необходимого пакета документов;
заключение договора с Дирекцией Программы;
внесение первоначального единовременного взноса на строительство (приобретение) жилья.
Утверждение списка молодых семей - участников Программы осуществляется государственным заказчиком по представлению администраций городов и районов. Государственный заказчик определяет категории, на основании которых определяется очередность подавших заявление граждан. При прочих равных условиях преимущественное право на получение государственной поддержки предоставляется следующим категориям молодых семей:
претендующим на меньшую сумму государственной помощи и оплачивающим большую часть стоимости жилья сразу;
готовым вернуть целевой заем за период, меньший чем 20 лет;
работающим в бюджетных организациях.
Размер государственной поддержки для каждой семьи рассчитывается исходя из следующих параметров:
а) стоимости жилья, которая определяется исходя:
при приобретении или строительстве квартиры в жилых многоквартирных домах в условиях города исходя из социальной нормы в размере не более 18 кв.м общей площади жилья в расчете на 1 члена семьи с учетом перспективы рождения одного ребенка;
при строительстве индивидуальных жилых домов в условиях сельской местности исходя из социальной нормы в размере не более 24 кв.м общей площади жилья в расчете на 1 члена семьи с учетом перспективы рождения одного ребенка;
средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья, утверждаемого в установленном порядке;
б) размера собственных средств, которые должна внести молодая семья в качестве первоначального взноса при строительстве или приобретении жилья.
2. Финансовый механизм
Реализация Программы предусматривает улучшение жилищных условий молодых семей за счет:
а) средств республиканского бюджета РД путем:
предоставления молодым семьям целевых займов на строительство или приобретение жилья;
предоставления безвозмездных субсидий молодым малообеспеченным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
б) средств федерального бюджета путем предоставления молодым семьям при рождении ребенка безвозмездных субсидий на компенсацию части затрат, произведенных ими на строительство или приобретение жилья, или на погашение целевого займа;
в) средств молодых семей;
г) средств предприятий и организаций, заинтересованных в реализации Программы.
Предоставление молодым семьям целевых займов
Целевые займы на строительство или приобретение жилья предоставляются молодым семьям из средств республиканского бюджета РД и муниципальных бюджетов, направляемых на I и II этапах на реализацию Программы в виде бюджетных инвестиций Дирекции Программы для предоставления молодым семьям средств на возвратной основе для строительства или приобретения жилья.
На III этапе займы выдаются из средств республиканского бюджета РД и муниципальных бюджетов и средств, возвращенных молодыми семьями, получившими займы в предыдущие годы.
Финансовые средства расходуются целевым образом на строительство или приобретение жилья для молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на возвратной основе в виде целевых займов и молодым семьям не выдаются.
Заем предоставляется на срок не более 20 лет в размере, не превышающем 70% от стоимости жилья. Процент по займу устанавливается ежегодно в соответствии с предполагаемым процентом инфляции. Допускается досрочное погашение займа.
Для получения целевого займа необходимо иметь постоянный источник доходов, позволяющий возвратить полученный заем, а также средства для первого взноса в размере не менее 30% от стоимости жилья. Ежемесячные выплаты по возврату займа и уплате процентов по нему не должны превышать 50% совокупного семейного дохода (суммарный доход супругов).
Принимаются поручительства платежеспособного предприятия, на котором работает заемщик, залог недвижимого имущества заемщика, поручительства его родственников и других заинтересованных лиц, заверенные нотариально.
В случае невозможности или нежелания заемщика исполнять свои обязательства кредитор предоставляет ему жилье меньшей площади в соответствии с выплаченной суммой или возвращает ему внесенные ранее средства без учета выплаченных процентов. В обоих случаях находящаяся под залогом квартира переходит в собственность кредитору.
Заемщик за свой счет должен застраховать свою жизнь и потерю трудоспособности, а также приобретаемое имущество на весь срок выплаты займа.
На III этапе Дирекция Программы увеличивает объемы ее реализации за счет рефинансирования.
Основным инструментом рефинансирования являются средства молодых семей, возвращаемые с процентами поэтапно в течение 20 лет в оплату полученного целевого займа.
Предоставление безвозмездных субсидий молодым малообеспеченным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий
Улучшение жилищных условий молодых малообеспеченных семей может осуществляться путем предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья.
Порядок предоставления и размер безвозмездных субсидий определяются Положением о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 937 "О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья".
Предоставление безвозмездных субсидий молодым семьям при рождении ребенка
Субсидия предоставляется при рождении каждого ребенка в размере стоимости 18 кв.м общей площади, приобретенного (построенного, строящегося) жилья.
Субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета.
Средства субсидии направляются молодыми семьями - участниками Программы на платежи по договору приобретения строящегося или готового жилья. Общий размер полученных субсидий не может превышать стоимости полученной финансовой помощи.
Предоставление субсидий за счет средств федерального бюджета молодым семьям, не являющимся участниками настоящей Программы, не допускается.
Финансовые средства, выделяемые на реализацию Программы, аккумулируются на бюджетном счету Дирекции Программы.
Дирекция Программы и молодая семья заключают договор на приобретение строящегося или готового жилого помещения (далее - договор).
Молодая семья:
вносит в Дирекцию Программы первоначальный взнос на приобретение жилого помещения;
заселяется в приобретенное жилое помещение, владеет и пользуется им на условиях договора;
выплачивает Дирекции Программы разницу между стоимостью жилого помещения и первоначальным взносом в срок, указанный в договоре;
производит выплаты за жилое помещение ежемесячно, равными долями, если иное не предусмотрено договором.
До погашения задолженности по выплате государственного целевого займа жилое помещение обременено распоряжением в пользу Дирекции Программы.
По завершении расчетов по договору Дирекция Программы передает участнику Программы выкупленное жилое помещение по акту.
VI. Источники финансирования Программы
Источниками финансирования Программы являются:
федеральный бюджет;
республиканский бюджет РД;
собственные средства молодых семей в размере не менее 30% от необходимой суммы, требуемой для улучшения жилищных условий;
средства предприятий и организаций;
средства коммерческих банков и других кредитных учреждений;
другие внебюджетные источники.
Поэтапный объем финансирования реализации Программы приведен в приложении N 2.
Ежегодные объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств республиканского бюджета РД могут корректироваться, исходя из возможностей республиканского бюджета РД и официальной инфляции на соответствующий год.
VII. Система организации контроля за исполнением Программы
Общее руководство, межведомственную координацию и контроль за реализацией Программы осуществляет государственный заказчик - Министерство по делам молодежи и туризму РД.
Оперативная работа осуществляется Государственным учреждением "Дирекция молодежных жилищно-строительных программ", создаваемым при Министерстве по делам молодежи и туризму РД, которое регулярно информирует государственного заказчика о ходе реализации Программы.
Министерство по делам молодежи и туризму РД представляет отчеты в Министерство финансов РД и Министерство экономики РД об использовании бюджетных средств.
Исполнителями настоящей Программы являются Министерство по делам молодежи и туризму РД, Министерство строительства и архитектуры РД, Министерство экономики РД, администрации городов и районов, организации и финансово-кредитные учреждения.
VIII. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
В результате реализации Программы ожидается:
обеспечение жильем не менее 1150 молодых семей (приложение N 3);
создание в республике непрерывно действующей системы обеспечения молодых семей доступным жильем при помощи государства, с привлечением средств предприятий и организаций, а также сбережений населения в инвестиционно-строительный процесс;
закрепление и развитие положительных демографических тенденций в республике, укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе;
снижение доли расходов государства на решение жилищной проблемы молодых семей за счет перехода Программы на частичное самофинансирование;
увеличение объемов жилищного строительства в Республике Дагестан;
увеличение эффективности вложенных бюджетных средств за счет многократного использования данных финансовых ресурсов.
Решение о дальнейшем финансировании Программы принимается Правительством Республики Дагестан при завершении III этапа реализации Программы в 2010 году на основании социально-экономических показателей развития республики и финансового положения молодежи, исходя из условия выполнения обязательств молодыми семьями в ходе реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.