Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Республики Дагестан
от 25 октября 2004 г. N 254
Республиканская целевая программа
развития народных художественных промыслов на период до 2010 года
Паспорт Программы
Наименование Программы - Республиканская целевая программа развития народных художественных промыслов на период до 2010 года Основание для разработки - постановление Правительства Программы Республики Дагестан от 10 июня 2004 г. N 159 "О Плане мероприятий по реализации Послания Председателя Государственного Совета Республики Дагестан Народному Собранию Республики Дагестан "О положении в республике и важнейших приоритетах государственной политики в 2004 году" Государственный заказчик - Правительство РД Программы Основной разработчик - Комитет Правительства РД по НХП Программы Основные исполнители - Комитет Правительства РД по НХП Программы Минэкономики РД Минфин РД Минобразование РД Минкультуры РД Миннацинформвнешсвязи РД Минмолтуризм РД главы администраций городов и районов Сроки реализации - 2004-2010 гг. Объемы и источники - общий объем финансирования финансирования - 330,0 млн.руб., в т.ч. средства федерального бюджета - 94,0 млн.руб., средства республиканского бюджета РД - 45,6 млн.руб., собственные средства предприятий - 94,5 млн.руб., другие источники - 95,9 млн. рублей Цели и задачи Программы - сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов традиционного бытования, увеличение налогооблагаемой базы, обеспечение занятости населения в трудоизбыточных районах республики Ожидаемые конечные - стабилизация деятельности предприятий результаты реализации народных художественных промыслов, Программы сохранение существующих и возрождение забытых народных промыслов, увеличение объемов производства изделий народных художественных промыслов с 47,8 до 148,2 млн.руб., обеспечение занятости около 4-х тыс. человек, в основном в горных районах республики, увеличение поступлений в консолидированный бюджет РД с 1,3 до 16,6 млн. рублей Система организации - контроль за выполнением контроля мероприятий Программы за выполнением осуществляется Правительством РД Программы |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Народные художественные промыслы Дагестана в начале 90-х годов прошлого века представляли собой значительный и динамично развивающийся сектор экономики республики, обеспечивающий занятость более 15 тыс. человек, проживающих в основном горных и предгорных районах. На предприятиях народных промыслов в год производилось около 50 тыс.кв.м. ковров и ковровых изделий ручной выработки (из них более 20 тыс.кв.м. поставлялось на экспорт), 800 тыс.пар чулочно-носочных изделий (джурабов, тапочек и т.д.), ювелирных изделий из серебра на 70 млн. рублей, художественных изделий из металла на 10 млн. руб. и т.д. Являясь культурным и историческим наследием народов Дагестана, художественные промыслы способствовали духовному и эстетическому развитию дагестанского общества.
Однако, в связи с изменением ранее действовавшей экономической системы в стране и негативными последствиями этого, в 1993-1997 годах объемы производства изделий народных промыслов значительно сократились.
Принятая Правительством РД в 2000 году Республиканская целевая программа сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов на период до 2003 года позволила стабилизировать ситуацию в народных промыслах, придать новый импульс их дальнейшему развитию.
В результате реализации программных мероприятий за 3 года удалось увеличить объемы производства изделий народных промыслов в 3,2 раза осуществить частично техническое перевооружение ГУП "Кубачинский художественный комбинат" и ГУП "Гоцатлинский художественный комбинат", обеспечить занятость более 1000 человек.
В настоящее время в республике имеется более 40 крупных и малых предприятий народных художественных промыслов, цеха и производственные участки которых расположены более чем в 100 населенных пунктах. Ими в 2003 году было произведено продукции на 47,8 млн. руб. в т.ч. ковров и ковровых изделий 1,2 тыс. кв.м., ювелирных изделий на 17,7 млн. руб., художественных изделий из металла на 27,1 млн. руб. и т.д.
В том же время предприятия народных художественных промыслов продолжают сталкиваться с различными проблемами и трудностями которые сдерживают имеющиеся значительные потенциальные возможности в увеличении налогооблагаемой базы, обеспечении занятости трудоспособного населения, развитии творческой инициативы, в т.ч.:
- недостаточность оборотных средств;
- моральный и физический износ оборудования;
- неразвитость инфраструктуры поддержки народных промыслов;
- отсутствие механизмов кредитно-финансового обеспечения развития промыслов;
- ограниченность используемых мер государственной поддержки.
II. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы
Основная цель настоящей Программы - используя потенциальные возможности народных художественных промыслов, существующие рыночные механизмы развития экономики и определенные меры государственной поддержки, добиться значительного роста объемов производства и реализации изделий народных художественных промыслов, увеличить налоговые поступления в бюджеты всех уровней, обеспечить занятость населения в трудоизбыточных районах республики. Задачи Программы определяются ее конечной целью, и заключается в:
- развитии и совершенствовании нормативно-правовой базы в сфере развития народных художественных промыслов;
- осуществлении технического перевооружения предприятий, внедрении современных технологий, реконструкции действующих производств;
- расширении коврового и чулочно-носочного производства в местах их традиционного бытования в т.ч. за счет использования надомного труда;
- возобновлении поставок на экспорт ковров и ковровых изделий ручной выработки и других изделий народных промыслов;
- восстановлении системы контроля за качеством выпускаемых изделий народных промыслов на всех этапах их производства в соответствии с требованиям предъявляемыми покупателями;
- совершенствовании системы сбыта, внедрении новых форм ее организации, в частности создании рыночных структур по продвижению производимых изделий народных промыслов как внутри страны, так и за ее пределами на основе маркетинговых исследований, развития рекламной и ярмарочно-выставочной деятельности, использования потенциала постоянных представителей РД в различных регионах страны;
- во взаимодействии с научными организациями республики разработке и осуществлении мер по возрождению забытых и утрачиваемых уникальных видов дагестанских народных художественных промыслов в местах их традиционного бытования;
- обеспечении предприятий необходимыми квалифицированными специалистами, в т.ч. художниками, дизайнерами, мастерами и т.д.;
- повышения эффективности управления государственной собствен-ностью, преобразовании государственных унитарных предприятий в акционерные общества, ликвидации неэффективных и длительное время не работающих государственных предприятий;
- совершенствовании кредитной политики, использовании кредитных ресурсов коммерческих банков республики для развития народных промыслов путем субсидирование процентных ставок коммерческих банков;
- изучение и внедрение передового опыта других регионов по привлечению частных инвестиций в развитие народных промыслов;
- защиты традиционных промыслов от подделок, незаконного использования торговых марок.
Программа рассчитана на семь лет. На первом этапе решаются вопросы развития инфраструктуры, поддержки развития отрасли и технического перевооружения предприятий отрасли. На втором этапе, проводятся мероприятия по расширению производства изделий народных промыслов, возобновление поставок ковров и других изделий на экспорт.
III. Система программных мероприятий
Основные мероприятия Программы объединены в семь разделов в т.ч.:
1. Формирование нормативно-правовой базы поддержки народных художественных промыслов.
2. Формирование и развитие инфраструктуры поддержки народных художественных промыслов (создание "Торгового дома", "Городка умельцев" в г. Махачкала)
3. Информационное обеспечение.
4. Формирование механизма государственной финансово-кредитной и инвестиционной поддержки.
5. Техническое перевооружение, расширение действующих производств и возрождение забытых промыслов.
Этот раздел включает в себя следующие основные мероприятия определяющие перспективы развития народных художественных промыслов:
- расширение производства ковров и ковровых изделий ручной выработки в местах их традиционного бытования (охвачено 16 ковровых фабрик и 60 населенных пунктов).
- расширение производства чулочно-носочных изделий (джурабов) ручной выработки (охвачено 9 предприятий и 27 населенных пунктов)
- развитие производства ювелирных изделий из серебра за счет технического перевооружения ГУП "Кубачинский художественный комбинат".
- развитие производства художественных изделий из металла за счет технического перевооружения ГУП "Гоцатлинский художественный комбинат" и ООО "Кизляр".
- развитие производства художественных изделий из дерева (ЗАО "Унцукульская художественная фабрика").
- возрождение забытых и утрачиваемых видов традиционных народных художественных промыслов в т.ч. производство ковров и ковровых изделий с применением натуральных красителей, художественных изделий из керамики в сел. Балхар, Сулевкент и Испик, медно-чеканного производства в сел. Ичичали и т.д.
6. Научно-методическое и кадровое обеспечение.
7. Рекламно - выставочная деятельность
VI. Ресурсное обеспечение Программы
На весь период действия Программы общий объем финансирования программных мероприятий составляет 330,0 млн. руб., из них 94,0 млн. руб. - средства федерального бюджета (федеральная адресная инвестиционная программа), 94,5 млн. руб. - собственные средства предприятий; 95,9 млн. руб. - (кредиты коммерческих банков, 45,6 млн. руб., - средства республиканского бюджета, в т.ч.; 13,6 млн. руб. - средства, направляемые на субсидирование процентных ставок по кредитам коммерческих банков, 32,0 млн. руб. - средства предусматриваемые в республиканском бюджете (РД) на очередной финансовый год отдельной строкой на поддержку народных художественных промыслов.
На финансирование программных мероприятий в 2005 году за счет федерального бюджета предполагается направить 37 млн. руб. (защищенные проекты предприятий по федеральной адресной инвестиционной Программе) и 14,6 млн. руб. за счет средств республиканского бюджета РД.
V. Механизм реализации Программы
Основными исполнителями Программы являются Комитет Правительства РД по народным художественным промыслам, Министерство экономики РД, Министерство финансов РД, Министерство культуры РД, Министерство по делам национальностей информации и внешним связям, Министерство образования РД, Министерство по делам молодежи и туризму, а также органы местного самоуправления и организации народных художественных промыслов.
Распределение ежегодно выделенных из республиканского бюджета РД средств на выполнение программных мероприятий осуществляется Комитетом Правительства РД по народным художественным промыслам.
В ходе реализации Программы Комитет Правительства РД по народным художественным промыслам обеспечивает координацию деятельности исполнителей, осуществляет проверку выполнения программных мероприятий целевого и эффективного использования средств, представляет в установленном порядке в Правительство РД и другие заинтересованные ведомства информацию о ходе выполнения Программы и использовании бюджетных средств.
VI. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы
Реализация Программы позволит:
- сохранить народные художественные промыслы в местах их традиционного бытования;
- активно использовать рыночные механизмы и формы организации деятельности предприятий для продвижения производимых изделий народных промыслов как внутри страны, так и за ее пределами;
- вывести предприятия народных художественных промыслов на новый современный уровень технического развития;
- возобновить поставки ковров и ковровых изделий на экспорт;
- возродить забытые и утрачиваемые уникальные виды народных промыслов;
- обеспечить стабильность финансово-экономической деятельности предприятий;
- увеличить объем производства изделий народных художественных промыслов в 3,1 раза (с 47,8 млн. руб. до 148,2 млн. рублей);
- увеличить количество занятых в народных промыслах с 1,1 тыс. чел. до 3,9 тыс. чел. в т. ч. 2,8 тыс. чел. за счет создания дополнительных рабочих мест;
- обеспечить увеличение налоговых поступлений в консолидированный
- бюджет РД с 1,3 млн.руб. до 16,6 млн. рублей.
VII. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Управление реализацией Программы возлагается на Комитет Правительства РД по народным художественным промыслам. Итоги выполнения программы ежегодно заслушиваются в Правительстве РД.
Финансирование Программы обеспечивается согласно приложения 2 к Программе. Основные показатели развития народных художественных промыслов отражены в приложении 3.
Основные направления и отдельные разделы Программы могут корректироваться с учетом социально-экономической ситуации в отрасли и в республике в целом.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Дагестан от 25 октября 2004 г. N 254 "О Республиканской целевой программе развития... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.