Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 1 октября 2012 г. N 329 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к постановлению Правительства
Республики Дагестан
от 19 апреля 2004 г. N 114
Республиканская целевая программа
"Социальное развитие села до 2013 года"
(утв.постановлением Правительства Республики Дагестан от 19 апреля 2004 г. N 114)
30 апреля, 13 октября 2009 г., 9 декабря 2011 г., 1 октября 2012 г., 10 апреля 2013 г.
Паспорт
республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года"
Наименование Программы |
- |
республиканская целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
- |
постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" |
Государственные заказчики Программы |
- |
Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан, Министерство экономики Республики Дагестан, Министерство образования и науки Республики Дагестан, Министерство здравоохранения Республики Дагестан, Министерство культуры Республики Дагестан, государственное учреждение "Управление автомобильных дорог Республики Дагестан", казенное предприятие Республики Дагестан "Дагсельхозстрой", казенное предприятие Республики Дагестан "Спецгазстройсервис", администрации муниципальных образований |
Государственный заказчик - координатор Программы |
- |
Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан |
Основные разработчики Программы |
- |
Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан, Министерство экономики Республики Дагестан, Министерство образования и науки Республики Дагестан, Министерство здравоохранения Республики Дагестан, Министерство культуры Республики Дагестан, казенное предприятие Республики Дагестан "Дагсельхозстрой" |
Цели и задачи Программы |
- |
основными целями Программы являются: повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности; создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий и реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности; повышение престижности проживания в сельской местности. Основными задачами Программы являются: улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе; улучшение состояния здоровья сельского населения; улучшение материально-технического состояния общеобразовательных учреждений в сельской местности; активизация культурной деятельности на селе; развитие и расширение информационного и правового обслуживания сельского населения; повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения в сельской местности; расширение сети автомобильных дорог с твердым покрытием в сельской местности и их благоустройство; повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
- |
ввод и приобретение 473,6 тыс.кв. метров жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе 183,6 тыс.кв. метров жилья для молодых семей и молодых специалистов; введение в действие общеобразовательных учреждений на 13,3 тыс. мест, введение в действие районных и участковых больниц на 300 коек, открытие 58 фельдшерско-акушерских пунктов, открытие 7 информационно-консультационных центров; повышение уровня газификации домов (квартир) сетевым газом до 52,5 процента; повышение уровня обеспеченности сельского населения питьевой водой до 51,8 процента; введение в действие 563 км автомобильных дорог |
Сроки и этапы реализации Программы |
- |
2004-2013 годы: I этап - 2004-2005 годы II этап - 2006-2010 годы III этап - 2011-2013 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
общий объем финансирования Программы (2004-2013 годы) составляет 10324,58 млн. рублей, в том числе за счет: средств федерального бюджета - 2419,01 млн. рублей; средств республиканского бюджета Республики Дагестан - 3881,16 млн. рублей; средств внебюджетных источников - 4024,41 млн. рублей; |
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности |
- |
реализация Программы позволит: улучшить жилищные условия более 3201 сельской семьи, в том числе более 1205 молодых семей и молодых специалистов; повысить уровень газификации домов (квартир) сетевым газом до 52,5 процента; улучшить снабжение сельских потребителей электроэнергией; довести долю обучающихся в благоустроенных общеобразовательных учреждениях в первую смену до 75 процентов; улучшить информационно-консультационное обслуживание сельского населения; привлечь к регулярным занятиям физической культурой и спортом 40 процентов учащейся сельской молодежи и 25 процентов населения, работающего в сельской местности; повысить уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой до 51,8 процента; привести в нормативное техническое состояние ведомственные автомобильные дороги, связывающие сельские населенные пункты, и ввести в действие автомобильные дороги общего пользования, связывающие сельские населенные пункты |
Контроль за реализацией Программы |
- |
контроль за реализацией Программы осуществляется Министерством сельского хозяйства Республики Дагестан |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Для решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", а с 2008 года - Республиканской программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной Законом Республики Дагестан от 24 декабря 2007 года N 74 "Об утверждении Республиканской программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и в других отраслях экономики села.
За последние 15 лет в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, изменения механизма развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села произошло снижение доступности для сельского населения образовательных, медицинских, культурных и торгово-бытовых услуг, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.
Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса республики.
Темпы сокращения капитальных вложений в социальную сферу села значительно выше соответствующих показателей в целом по экономике. Их объем в расчете на одного сельского жителя в 5-6 раз меньше, чем на одного городского жителя.
По сравнению с 1990 годом объем строительства жилых домов на селе сократился в 2,5 раза, дошкольных учреждений - в 35 раз, больниц - в 4 раза, амбулаторно-поликлинических учреждений - в 7 раз, клубов - в 15 раз.
Аналогичная ситуация наблюдается с вводом в действие инженерных сетей и сооружений: ввод линий электропередач уменьшился в 4,5 раза, водопроводных сетей - в 10 раз, АТС - в 1,3 раза, автомобильных дорог с твердым покрытием - в 5,7 раза.
Основная часть сельского жилищного фонда находится в ветхом, аварийном состоянии и не имеет элементарных коммунальных удобств. Сельский жилищный фонд по сравнению с городским жилищным фондом в 2,6 раза отстает в обеспеченности центральным водоснабжением, отоплением, канализацией, в 4,7 раза - в обеспеченности горячей водой.
Сеть участковых больниц по сравнению с 1990 годом сократилась на 28 процентов, фельдшерско-акушерских пунктов - на 4 процента, обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями в расчете на 10 тыс. жителей на селе в 2,2 раза меньше, чем в городе.
Сокращение инфраструктуры сельских учреждений здравоохранения обусловлено недостаточными инвестициями в развитие этой отрасли в 90-х годах.
Обеспеченность сельского населения врачами меньше в 4,4 раза, а средним медицинским персоналом - в 1,9 раза по сравнению с городским населением.
Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений по сравнению с 1990 годом сократилась более чем на 60 процентов, а занимаются физической культурой и спортом менее 3 процентов взрослого сельского населения и 10-12 процентов учащейся молодежи.
Дошкольные образовательные учреждения по сравнению с 1990 годом сократились на две трети из-за отсутствия средств в администрациях сельских поселений, которым они были переданы сельскохозяйственными предприятиями.
Темпы износа зданий существенно опережают темпы реконструкции и нового строительства. В 2-3 смены работают почти 53 процента школ, более половины зданий и сооружений системы общего образования требует капитального ремонта или реконструкции. В ветхом состоянии находятся 15,6 процента зданий и только 17 процентов школ имеют все виды удобств.
За последнее 15 лет число клубов и домов культуры сократилось на 27 процентов, библиотек - на 10 процентов.
В связи с увеличением торговых издержек и падением платежеспособного спроса сельского населения сократилась сеть организаций розничной торговли и общественного питания системы потребительской кооперации. Снизились объемы ее закупочной и производственной деятельности. В то же время частный бизнес в торгово-закупочной сфере на селе пока не получил должного развития. Практически прекратила функционировать в сельских поселениях сеть предприятий бытового обслуживания населения.
Обострилась проблема электроснабжения сельских населенных пунктов. Более 70 процентов воздушных электрических линий и трансформаторных станций, находящихся на балансе сельскохозяйственных организаций, отработали свой нормативный срок и требуют замены. Половина линий электропередач, принадлежащих муниципальным образованиям, в результате сверхнормативной эксплуатации пришла в ветхое и технически непригодное состояние.
Потери электроэнергии из-за сверхнормативного износа электрических сетей возросли на 20-25 процентов.
В сельской местности республики эксплуатируется 538 км газопроводов высокого давления, 976 км межпоселковых и 5538 км уличных газопроводов. Однако сельские поселения газифицированы в основном сжиженным газом, доставляемым в цистернах и баллонах автомобильным транспортом. Природным газом на селе обеспечено только 29,5 процента домов (квартир).
сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды, и поэтому около 80 процентов сельского населения вынуждены пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца пропущена часть текста
Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в информационной изоляции.
Средняя телефонная плотность в сельской местности составляет 3,6 телефона на 100 жителей, тогда как в городах - 27. Из 1533 сельских населенных пунктов телефонизировано 796, телефонные станции имеются в 248 селах.
Дорожно-транспортная сеть сельских населенных пунктов не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения, сдерживает интеграционные процессы, тормозит формирование рыночной инфраструктуры в аграрном секторе и устойчивое комплексное развитие сельских территорий.
Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной республиканской целевой программы социального развития села обусловлена:
социально-политической остротой проблемы и ее общереспубликанским значением;
необходимостью устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований, эффективного функционирования агропромышленного комплекса республики, расширения рынка труда, развития процессов демократизации и самоуправления в сельской местности;
потребностью формирования комфортных условий для расширенного воспроизводства и закрепления на селе трудовых ресурсов в рамках приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса";
межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на федеральном и республиканском уровнях, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса, общественных объединений сельских жителей;
приоритетностью государственной поддержки развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности.
Без государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в проведении реформ, удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.
II. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Программа разработана для достижения следующих основных целей:
повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности;
создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий и реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности;
повышение престижности проживания в сельской местности.
Программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач:
улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе;
стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов;
улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи, занятий физической культурой и спортом для предупреждения заболеваний и поддержания высокой работоспособности;
повышение роли физкультуры и спорта для профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма;
повышение образовательного уровня учащихся сельских школ, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров на рынке труда;
активизация культурной деятельности на селе;
повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений, обеспечение развития телефонной и телекоммуникационной связи в сельской местности;
развитие и расширение информационно-консультационного и правового обслуживания сельского населения по вопросам ведения личного подсобного и домашнего хозяйства, развитие несельскохозяйственных видов деятельности;
расширение сети сельских автомобильных дорог с твердым покрытием и их благоустройство;
повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест.
Для решения указанных задач предусматриваются:
предоставление приоритетной государственной поддержки для развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских населенных пунктов на федеральном, республиканском и местном уровнях;
разработка и реализация эффективного экономического механизма, обеспечивающего содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села на уровне нормативных требований;
повышение эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования предприятий интегрированного типа, внедрения новых прогрессивных форм деятельности;
создание условий для привлечения в социальную сферу села средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также средств других внебюджетных источников, организации и функционирования в сфере обслуживания сельского населения малых предпринимательских структур.
Программа будет осуществляться в 3 этапа.
На 1 этапе (2004-2005 годы) обеспечивается совершенствование нормативно-правовой, организационно-управленческой и научно-методической базы социального развития села и создания условий, необходимых для реализации социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.
На 2 этапе (2006-2010 годы) предусматривается переход к формированию в сельской местности условий, обеспечивающих более высокий уровень и качество жизни.
На 3 этапе (2011-2013 годы) предполагается повышение уровня и качества жизни сельского населения, необходимых для улучшения демографической ситуации и формирования профессиональных кадров села в целях обеспечения устойчивого развития сельских территорий, и выполнение мероприятий республиканской программы по наращиванию объемов сельскохозяйственного производства.
В 2004-2005 годах на реализацию мероприятий Программы было выделено 1022,5 млн. рублей, из них:
средства республиканского бюджета Республики Дагестан - 928,5 млн. рублей;
внебюджетные средства - 94,0 млн. рублей.
Исходя из возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан приоритетными направлениями 1 этапа Программы (2004-2005 годы) были определены жилищное строительство, газификация, водоснабжение, строительство объектов образования и здравоохранения.
За счет всех источников финансирования за 2 года введено в действие 28600 кв. метров жилья. Свыше 180 сельских семей смогли улучшить свои жилищные условия.
За 2 года введено в действие 314,5 км распределительных газовых сетей, 83,3 км водопроводов в сельской местности.
В 2004-2005 годах были введены в действие новые объекты социальной сферы, в том числе общеобразовательные школы на 5068 уч. мест, районные и участковые больницы на 166 коек, амбулаторно-поликлинические учреждения на 150 посещений в смену.
III. Мероприятия Программы
Реализация мероприятий Программы будет способствовать решению задач, определенных основными направлениями социально-экономической политики Правительства Республики Дагестан на долгосрочную перспективу, Законом Республики Дагестан от 24 декабря 2007 года N 73 "О развитии сельского хозяйства в Республике Дагестан" и Республиканской программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.
Инвестиционные мероприятия по реализации Программы направлены на окончание строительства незавершенных объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, замену ветхого и аварийного фонда зданий и сооружений, реконструкцию, техническое перевооружение действующих объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований, а также новое строительство.
Программа включает мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов на селе, развитию в сельской местности сети учреждений образования, здравоохранения, культуры, информационно-консультационного обеспечения, систем электро-, водо-, и газоснабжения, сети автомобильных дорог общего пользования и телекоммуникационной связи.
Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов
Основной целью мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, является обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами.
На указанные мероприятия средства федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Дагестан выделяются на безвозвратной основе.
Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан и муниципальные образования обеспечивают выполнение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, согласно приложениям N 1 и 2.
При реализации указанных мероприятий предусматривается использование механизма ипотечного жилищного кредитования. В случае привлечения гражданами средств ипотечного жилищного кредита или займа на строительство (приобретение) жилья средства государственной поддержки, предоставляемые в форме социальных выплат, могут быть направлены на уплату первоначального взноса, а также на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам при условии признания гражданина на дату заключения соответствующего кредитного договора (договора займа) участником указанных мероприятий.
Порядок и условия предоставления субсидий на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляется в соответствии с Правилами предоставления и использования субсидий на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусмотренными приложением N 15.
Реализация указанных мероприятий позволит:
улучшить жилищные условия более 3201 сельской семьи, в том числе более 1205 молодых семей и молодых специалистов, и повысить уровень коммунального обустройства жилья в сельской местности;
создать условия для закрепления молодых специалистов в агропромышленном комплексе и социальной сфере села, а также приостановить миграцию сельской молодежи;
сформировать систему ипотечного жилищного кредитования в сельской местности на базе государственных стандартов, разрабатываемых для создания системы ипотечного жилищного кредитования граждан, постоянно проживающих в сельской местности, установить порядок выдачи и погашения ипотечных жилищных кредитов, их обслуживания, а также механизм их рефинансирования;
привлечь для финансового обеспечения средства внебюджетных источников финансирования;
создать условия для улучшения демографической ситуации в сельской местности.
Развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности
Для реализации в сельской местности принципа общедоступности образования независимо от места проживания, повышения качества образования в соответствии с экономическими и социальными требованиями, обеспечения адаптации выпускников школ к новым социально-экономическим условиям, повышения их конкурентоспособности при поступлении в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования осуществляются следующие мероприятия:
всесторонняя подготовка учащихся и развитие профильного обучения в старших классах;
реструктуризация сети образовательных учреждений в сельской местности с учетом демографических факторов и изменений в системе расселения;
создание гибких форм дошкольного, дополнительного, начального профессионального образования в сельской местности;
стимулирование привлечения инвестиций частных и некоммерческих структур в развитие образования на селе;
более полное удовлетворение потребностей образовательных учреждений в квалифицированных кадрах.
Выполнение мероприятий по развитию сети общеобразовательных учреждений в сельской местности согласно приложению N 3 позволит повысить уровень обеспеченности села образовательными учреждениями.
Развитие сети учреждений первичной медико-санитарной помощи, физической культуры и спорта в сельской местности
Целью Программы является развитие сети учреждений здравоохранения в сельской местности и совершенствование предоставления первичной медико-санитарной помощи на базе сельских районных, участковых больниц и фельдшерско-акушерских пунктов.
Программа предусматривает реализацию следующих мероприятий в области развития сети учреждений первичной медико-санитарной помощи:
укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений здравоохранения сельских районов с учетом создания выездных формирований, центров, отделений общей врачебной (семейной) практики;
совершенствование консультативной, диагностической и лечебной помощи на основе внедрения выездных форм оказания медицинской помощи;
укомплектование учреждений здравоохранения преимущественно специалистами общей врачебной (семейной) практики.
В результате реализации мероприятий по развитию сети учреждений первичной медико-санитарной помощи, физической культуры и спорта в сельской местности согласно приложению N 4 будет расширен доступ сельского населения к услугам учреждений здравоохранения.
В области физической культуры и спорта Программой предусмотрена реализация следующих мероприятий:
создание материально-технической базы для проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
проведение финальных соревнований по традиционным (национальным) для Дагестана видам спорта (метание камня, поднятие тяжестей и др.)
Выполнение указанных мероприятий позволит снизить заболеваемость сельского населения на 10-12 процентов, сократить потери рабочего времени.
Развитие культурно-досуговой деятельности в сельской местности
Целью мероприятий в области развития культуры является сохранение и развитие культурного потенциала сельских муниципальных образований, улучшение условий доступа различных групп сельского населения к культурным ценностям и информационным ресурсам.
В области развития культурно-досуговых учреждений предусмотрены следующие мероприятия:
повышение уровня обеспеченности учреждениями культуры в сельской местности;
создание на базе клубных учреждений зональных культурных комплексов повышенной комфортности;
привлечение и закрепление специалистов для работы в сельских учреждениях культуры и отдыха;
возрождение и развитие традиционных форм самодеятельного художественного и научно-технического творчества, народных промыслов, ремесел, приобщение сельской молодежи к традициям народной культуры, выявление и поддержка талантов и дарований;
сохранение и обогащение историко-культурного наследия, национальных, местных обычаев, обрядов и фольклора;
сохранение и развитие сельских библиотек в системе культурно-образовательного комплекса села, восстановление централизованного финансирования системы книгоснабжения сельских библиотек;
улучшение качества кинопроката и кинообслуживания сельского населения путем переоснащения киноустановок.
Реализация мероприятий по развитию культурно-досуговой деятельности в сельской местности согласно приложению N 5 позволит расширить культурно-досуговую деятельность в сельской местности и приобщить ее население к культурно-историческому наследию.
Развитие торгового и бытового обслуживания в сельской местности
Программа предусматривает следующие мероприятия в области развития торгового и бытового обслуживания в сельской местности:
развитие рыночной инфраструктуры обслуживания сельского населения;
организация эффективных схем торгового и бытового обслуживания жителей удаленных населенных пунктов;
расширение сети предприятий общественного питания.
Реализация мероприятий по развитию торгового и бытового обслуживания в сельской местности согласно приложению N 6 позволит обеспечить товарами и услугами сельских жителей, расширить ассортимент товаров (услуг), реализуемых в сельской местности, повысить качество торгового и бытового обслуживания и сократить потери времени на приобретение товаров и услуг.
Развитие информационно-консультационного обслуживания в сельской местности
Целью Программы является развитие и совершенствование информационно-консультационного обслуживания сельского населения по следующим направлениям:
организация сельскохозяйственного производства;
правовое, техническое и производственное консультирование, оказание практической помощи в области маркетинга и менеджмента, а также в других отраслях, связанных с рыночными преобразованиями в экономике путем создания сельских информационно-консультационных центров.
Реализация мероприятий по развитию информационно-консультационного обслуживания в сельской местности согласно приложению N 7 позволит:
создать условия для получения сельским населением необходимой информации независимо от места проживания;
повысить образовательный уровень сельского населения и информированность по вопросам ведения личного подсобного хозяйства, развития народных промыслов.
Развитие электрических сетей в сельской местности
Основными задачами развития электрических сетей в сельской местности являются обеспечение надежного, безопасного и эффективного электроснабжения сельских потребителей при снижении электроемкости производства продукции и создание комфортных социально-бытовых условий жизни.
Программа предусматривает следующие мероприятия в области развития электрических сетей в сельской местности:
обеспечение бесперебойного снабжения электроэнергией сельского населения и других потребителей, расположенных в сельской местности, включая крестьянские (фермерские) хозяйства;
повышение качества потребляемой электроэнергии.
Реализация мероприятий по развитию электрических сетей в сельской местности согласно приложению N 8 позволить повысить надежность и эффективность электроснабжения населения в сельской местности.
Развитие газификации в сельской местности
Основными целями Программы в области развития газификации в сельской местности являются повышение уровня снабжения природным газом сельского населения и создание комфортных условий труда и быта в сельской местности.
Программа предусматривает следующие мероприятия в области развития газификации в сельской местности:
осуществление строительства и реконструкции распределительных газовых сетей в сельских населенных пунктах;
повышение уровня газификации жилых домов в сельской местности;
внедрение экономичных энергосберегающих технологий строительства и эксплуатации газовых сетей, высокоэффективного и экологически безопасного оборудования для использования газового топлива;
повышение эффективности использования сетевого газа.
Выполнение мероприятий по развитию газификации в сельской местности согласно приложению N 9 позволит значительно улучшить экологическую среду и условия быта сельского населения. Уровень газификации домов (квартир) повысится до 52,5 процента.
Развитие водоснабжения в сельской местности
Приоритетными целями Программы в области развития водоснабжения в сельской местности являются обеспечение сельского населения питьевой водой в достаточном количестве, улучшение на этой основе состояния здоровья населения и оздоровление социально-экологической обстановки в сельской местности, а также рациональное использование природных водных источников, на которых базируется питьевое водоснабжение.
Программа предусматривает следующие мероприятия по водоснабжению сельских населенных пунктов:
строительство и реконструкция систем водоснабжения и водоотведения;
монтаж и ввод в эксплуатацию установок и станций опреснения и обезжелезивания воды;
Выполнение мероприятий по развитию водоснабжения в сельской местности согласно приложению N 10 позволит повысить уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой до 51,8 процента.
Развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности
Основной целью развития телекоммуникационных сетей в сельской местности является обеспечение населения и учреждений социальной сферы телефонной связью и информационными услугами.
Программа предусматривает следующие мероприятия по развитию телекоммуникационных сетей:
разработка предложений по максимальному использованию свободных емкостей автоматизированных телефонных станций и линейных сооружений;
поэтапная замена морально устаревших автоматизированных телефонных станций на электронные;
Выполнение мероприятий по развитию телекоммуникационных сетей в сельской местности согласно приложению N 11 позволит улучшить условия жизнедеятельности сельского населения, повысить уровень комфортности сельского быта.
Государственным заказчиком Программы в части реализации указанных мероприятий является Министерство промышленности, транспорта и связи Республики Дагестан.
Развитие сети автомобильных дорог в сельской местности
Мероприятия по развитию сети автомобильных дорог в сельской местности, включая строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования, связывающих сельские населенные пункты (приложение N 12), разработаны с учетом мероприятий Программы совершенствования и развития автомобильных дорог Республики Дагестан на период 2001-2010 годы "Дороги Дагестана XXI века", утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 5 декабря 2002 г. N 266 "О Программе совершенствования и развития автомобильных дорог Республики Дагестан на период 2001-2010 годы "Дороги Дагестана XXI века".
IV. Финансовое и ресурсное обеспечение Программы
При разработке стратегии ресурсного обеспечения Программы учитывались реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере на федеральном, республиканском и муниципальном уровнях, высокая общеэкономическая, социально-демографическая и политическая значимость проблемы, а также реальная возможность ее решения только при значительной федеральной поддержке и вовлечении в инвестиционную деятельность всех участников реализации Программы, включая сельское население.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Дагестан и внебюджетных источников. Предоставление средств на финансирование мероприятий Программы осуществляется в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий на развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, предусмотренными приложением N 16.
До 2009 года доля средств федерального бюджета в общем размере средств, направляемых на финансирование мероприятий Программы, будет составлять не более 30 процентов, с 2009 года будет определяться исходя из уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
Общий объем финансирования Программы составляет 10324,58 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 2419,01 млн. рублей, средств республиканского бюджета Республики Дагестан - 3881,16 млн.руб., средств внебюджетных источников - 4024,41 млн. рублей.
Размер средств, выделяемых на реализацию Программы согласно приложению N 13, определен исходя из потребности ввода в действие объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села, фактической стоимости строительства единицы мощности и удельных капитальных вложений в строительство с учетом индексов-дефляторов.
Первоочередному финансированию подлежат работы на незавершенных объектах, на объектах, находящихся в ветхом и аварийном состоянии, а также имеющих высокую степень технической строительной готовности.
Контроль за целевым использованием средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы, осуществляется государственными заказчиками Программы.
V. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы базируется на принципах социального партнерства сельского населения, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Дагестан, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и общественных организаций, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех участников Программы.
Реализация Программы осуществляется государственными заказчиками с участием заинтересованных республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Государственный заказчик-координатор Программы осуществляет:
координацию деятельности государственных заказчиков по реализации мероприятий Программы, рациональному использованию средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Дагестан и внебюджетных источников;
нормативное правовое и методическое обеспечение реализации Программы;
организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей и задач Программы;
подготовку предложений по объемам и условиям предоставления средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Дагестан для реализации Программы на основании предложений государственных заказчиков Программы;
контроль за целевым использованием бюджетных средств.
Государственный заказчик-координатор может на договорной основе передавать выполнение части своих функций заказчикам-застройщикам.
Основанием для получения государственной поддержки за счет средств федерального бюджета на развитие объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе является бюджетная заявка Министерства сельского хозяйства Республики Дагестан на реализацию мероприятий Программы, а также ежегодные соглашения с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по вопросам реализации Программы.
VI. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Государственный заказчик-координатор Программы:
осуществляет управление реализацией Программы совместно с государственными заказчиками Программы;
обеспечивает согласованность действий государственных заказчиков Программы по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Дагестан, выполнению соглашений с администрациями районных муниципальных образований о финансировании программных мероприятий за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников.
Ежегодно государственный заказчик-координатор Программы представляет в срок до 25 января в Правительство Республики Дагестан и Министерство сельского хозяйства Российской Федерации отчет о ходе реализации Программы.
VII. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы
Реализация Программы предусматривает создание условий, способствующих:
а) повышению уровня и качества жизни сельского населения путем решения жилищной проблемы, обеспечения доступности получения качественного образования, услуг в области медицинского, культурного, торгово-бытового и информационного обслуживания, а также повышения уровня инженерного обустройства сельских населенных пунктов;
б) формированию высококвалифицированных трудовых кадров агропромышленного комплекса путем привлечения и закрепления в сельской местности специалистов агропромышленного комплекса и социальной сферы с обеспечением их доступным жильем;
в) улучшению демографической ситуации за счет создания более благоприятных социально-бытовых условий для труда и отдыха сельского населения.
Основные целевые индикаторы и показатели Программы приведены в приложении N 14.
Реализация Программы позволит:
улучшить жилищные условия более 3201 сельской семьи;
улучшить состояние здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи и привлечения к регулярным занятиям физкультурой и спортом 40 процентов учащейся сельской молодежи и 25 процентов трудоспособного сельского населения;
повысить образовательный уровень учащихся общеобразовательных учреждений в сельской местности, привести качество образования в соответствие с современными требованиями. Доля обучающихся в первую смену в благоустроенных общеобразовательных учреждениях достигнет 75 процентов.
Уровень газификации жилищного фонда возрастет до 52,5 процента, обеспеченность сельского населения питьевой водой возрастет до 51,8 процента, развитие телекоммуникационных сетей позволит обеспечить сельских потребителей телефонной и информационной связью, транспортные издержки в себестоимости сельскохозяйственной продукции будут уменьшены до 20 процентов.
В демографической области предполагается снижение уровня заболеваемости и смертности детей, а также трудоспособного населения на 10-12 процентов.
В области занятости сельского населения предусматривается более полное использование трудоспособного населения и снижение уровня безработицы.
В области кадрового обеспечения агропромышленного комплекса будет создана минимально необходимая база для привлечения и закрепления в сельском хозяйстве профессионально подготовленной молодежи, а также для формирования в отрасли кадрового потенциала, способного к освоению высокоэффективных технологий.
Экономическая эффективность от реализации Программы состоит в увеличении производительности сельскохозяйственного труда на 20-25 процентов на основе:
улучшения здоровья сельских жителей, повышения их общеобразовательной и профессиональной подготовки, создания в сельской местности благоприятных жилищных условий;
сокращения потерь рабочего времени, связанных с заболеваемостью;
сокращения потерь сельскохозяйственной продукции при ее транспортировке.
При разработке проектов строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села будут предусматриваться меры по защите окружающей среды, что позволит исключить применение в строительстве экологически вредных материалов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.