Принят Народным Собранием Республики Дагестан 6 декабря 2007 года
Президент |
М. Алиев |
гор. Махачкала
24 декабря 2007 года
N 72
Республиканская целевая программа
"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Дагестан до 2010 года"
(утв. Законом Республики Дагестан "Об утверждении республиканской целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Дагестан до 2010 года")
Паспорт программы
Наименование Программы |
Республиканская целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Дагестан до 2010 года" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 6 января 2006 г. N 1 "О федеральной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года", Соглашение о намерениях между МЧС России и Правительством Республики Дагестан по реализации федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации на период до 2010 года" |
Государственный заказчик - координатор Программы |
Правительство Республики Дагестан |
Государственный заказчик Программы |
Республиканская государственная служба по обеспечению мероприятий гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Дагестан (далее - СЧС Дагестана) |
Основные разработчики Программы |
СЧС Дагестана, Республиканский центр "Дагестангеомониторинг" |
Цель Программы |
Основными целями Программы являются совершенствование систем связи и оповещения Республики Дагестан, последовательное снижение рисков чрезвычайных ситуаций и смягчение последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в Республике Дагестан, повышение безопасности населения, территорий и критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера, а также обеспечение необходимых условии для безопасной жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития республики |
Основные задачи Программы |
Основными задачами Программы являются: совершенствование научно-методических основ и развитие механизмов координации управления в сфере снижения рисков чрезвычайных ситуаций, повышения безопасности населения от угроз природного и техногенного характера создание первого этапа Территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения (далее - ТАСЦО) совершенствование системы экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации создание базы исходных данных по типовым сценариям развития чрезвычайных ситуаций и их параметрам для проектирования комплексных средств защиты населения и территорий от угроз природного и техногенного характера, а также для разработки Схемы территориального планирования и Паспорта безопасности Республики Дагестан разработка предварительных рекомендаций по неотложным и долгосрочным мероприятиям по снижению ущербов и рисков, вызванных опасными геологическими процессами совершенствование научных основ анализа опасных природных явлений, возникновения техногенных аварий и катастроф, оценки и прогноза рисков чрезвычайных ситуаций, а также оптимизации мер по управлению этими рисками |
Важнейшие индикаторы и показатели Программы |
Эффективность реализации Программы оценивается с использованием целевых показателей, характеризующих: повышение эффективности выполнения мероприятий в области гражданской обороны в Республике Дагестан, развитие системы информационного обеспечения управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, создание автоматизированной системы управления, повышение оперативности информирования органов управления республиканской подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - республиканская подсистема РСЧС), органов местного самоуправления, потенциально опасных объектов (далее - также ПОО) и населения при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации, совершенствование систем связи и оповещения Республики Дагестан снижение числа погибших, пострадавших, а также экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций по отношению к показателям 2007 года повышение эффективности информационного обеспечения, полноты систем мониторинга, достоверности прогнозирования чрезвычайных ситуаций по отношению к показателям 2007 года; повышение эффективности затрат на мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, достижение установленного значения соотношения размера затрат на мероприятия по снижению рисков чрезвычайных ситуаций и размера предотвращенного ущерба |
Сроки и этапы реализации Программы |
Исходя из существующего научно-технического и производственного потенциала, а также экономической ситуации в республике выполнение Программы разделено на два связанных между собой этапа. На первом этапе (2008 год) предусматривается: проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обследование и паспортизация территорий, а также сбор и обобщение необходимой информации для реализации второго этапа разработка проектно-сметной документации на создание ТАСЦО определение путей и мер для преодоления неблагоприятной тенденции роста в Республике Дагестан количества и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций. На втором этапе (2009-2010 годы) планируется: осуществление мероприятий, которые позволят повысить безопасность населения и защищенность ПОО, эффективность мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, уровень информирования и оповещения населения в интересах личной и общественной безопасности создание ТАСЦО в городах Махачкала, Каспийск, Хасавюрт, Дербент, Кизилюрт, Буйнакск и Кизляр корректировка мероприятий, осуществляемых на данном этапе реализации Программы, на основе анализа полученных на первом этапе результатов и с учетом выделенных объемов финансирования |
Перечень основных мероприятий Программы |
Создание первого этапа ТАСЦО органов управления, дежурно-диспетчерских служб (ДДС) городов, районов и ПОО, а также населения республики об угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации разработка прикладных методов анализа и моделирования источников и сценариев техногенных аварий. Создание карт и базы данных по сценариям возникновения и развития чрезвычайных ситуаций и их параметрам. Проведение инвентаризации ПОО обследование населенных пунктов Республики Дагестан, подверженных экзогенным геологическим процессам, и разработка карт природных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций |
Объемы финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы - 41,5 млн.руб., в том числе: первый этап (2008 год) - 9,3 млн.руб. второй этап (2009-2010 годы) - 32,2 млн.руб. |
Источник финансирования Программы |
Республиканский бюджет Республики Дагестан |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Реализация программных мероприятий позволит, по предварительным оценкам, в 2-3 раза сократить затраты на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, на 30-40 процентов уменьшить потери населения от чрезвычайных ситуаций, а в некоторых случаях полностью избежать их, а также снизить на 40-50 процентов риски для населения, проживающего в районах, подверженных воздействию опасных природных и техногенных факторов |
Контроль за исполнением Программы |
Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Республики Дагестан |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Республиканская целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Дагестан до 2010 года" разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2006 года N 1 "О федеральной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года" и Соглашением о намерениях между МЧС России и Правительством Республики Дагестан по реализации указанной федеральной целевой программы.
На территории Республики Дагестан сохраняются угрозы, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, таких как землетрясения, оползни, сели, лавины, ураганы, и тенденция роста количества и масштабов их последствий, что заставляет искать новые решения проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предвидеть будущие угрозы, риски и опасности, развивать методы их прогнозирования и предупреждения.
По сейсмической активности территория Республики Дагестан отнесена к зонам от 6 до 9 баллов по шкале МСК. В 9-балльную зону попадают города Хасавюрт, Буйнакск, Избербаш, Дербент и Дагестанские Огни, 14 районных центров и более 200 селений в этих районах.
В 8-балльной зоне расположены города Махачкала, Кизилюрт, Кизляр и более 300 сельских поселений.
Республика Дагестан является одним из самых сейсмоактивных регионов в Российской Федерации (за последние 35 лет произошло 9 разрушительных землетрясений), и здесь наблюдается активизация экзогенных геологических процессов.
В зоне воздействия экзогенных геологических процессов находится 555 населенных пунктов, в которых требуется проведение первоочередных мероприятий по отселению граждан в безопасную зону или строительству защитных сооружений.
На территории Республики Дагестан расположено 843 потенциально опасных объекта (химически опасные объекты, объекты нефтегазового комплекса, гидротехнические сооружения и др.). Функционируют 6 водохранилищ ГЭС и 55 гидротехнических сооружений, предназначенных для использования поверхностных вод в целях гидрогенерации, мелиорации, водоснабжения и рыбоводства, а также сооружения, предназначенные для защиты от наводнений в период прохождения паводковых вод. Наиболее проблемными в плане безаварийного пропуска паводков являются два гидротехнических сооружения, находящихся в федеральной собственности, - Аксайское водохранилище и водооградительные валы на реке Терек, требующие достаточно серьезных финансовых затрат для их приведения в нормативное состояние. Следует отметить, что в результате прорыва Аксайского водохранилища и разрушения водооградительных валов на реке Терек в период прохождения паводков в 2002 и 2005 годах гражданам, объектам агропромышленного комплекса и инженерной инфраструктуры Республики Дагестан был нанесен значительный ущерб.
Состояние дел на сегодняшний день еще более усугубилось по следующим причинам.
На территории республики ведется бесконтрольная застройка в непосредственной близости от потенциально опасных объектов. Возросло количество объектов, возводимых не только на территориях, подверженных чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, на которых строительная и градостроительная деятельность подлежит особому регулированию с учетом определения степени риска территории и пригодности территории к освоению, но и непосредственно в зонах исхода селей, оползней, камнепадов, просадок, затопления и т.д.
Анализ состояния безопасности территорий и их защиты от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при осуществлении градостроительной деятельности в Республике Дагестан показывает, что отмечаются нарушения требований строительных норм и правил в части обязательного выполнения комплексных инженерных изысканий (инженерно-геологические, сейсмические, инженерно-гидрогеологические, инженерно-экологические исследования) при проведении строительных работ.
В период с 2001 по 2005 год решение задач в сфере снижения рисков чрезвычайных ситуаций осуществлялось в рамках республиканской целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Дагестан до 2005 года".
Предварительные итоги реализации программы свидетельствуют о том, что ее потенциал был реализован не в полном объеме. В первую очередь это связано со следующими факторами:
недостаток ресурсов, необходимых для достижения устойчивой положительной динамики в решении основных задач программы;
недостаточная эффективность механизмов, применяемых для решения ключевых задач программы в условиях модернизации системы государственного управления (перераспределение функций в сфере защиты населения и экономики от чрезвычайных ситуаций между органами государственной власти и органами местного самоуправления);
изменение структуры угроз и масштаба действия опасных факторов - потенциальных источников возникновения чрезвычайных ситуаций.
Проблема требует комплексного подхода на республиканском уровне, повышения ответственности органов государственной власти Республики Дагестан, органов местного самоуправления, организаций и их руководителей за своевременное проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения - за организованную ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.
Учитывая вышесказанное, для практической реализации основных положений государственной политики в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и уменьшения их последствий должен использоваться программно-целевой метод.
2. Цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются совершенствование систем связи и оповещения Республики Дагестан, последовательное снижение рисков чрезвычайных ситуаций и смягчение последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в Республике Дагестан, повышение безопасности населения, территорий и критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера, а также обеспечение необходимых условий для безопасной жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития республики.
Основными задачами Программы являются:
совершенствование научно-методических основ и развитие механизмов координации управления в сфере снижения рисков чрезвычайных ситуаций, повышения безопасности населения от угроз природного и техногенного характера;
создание первого этапа ТАСЦО;
совершенствование системы экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации;
создание базы исходных данных по типовым сценариям развития чрезвычайных ситуаций и их параметрам для проектирования комплексных средств защиты населения и территорий от угроз природного и техногенного характера, а также для разработки Схемы территориального планирования и Паспорта безопасности Республики Дагестан;
разработка предварительных рекомендаций по неотложным и долгосрочным мероприятиям по снижению ущербов и рисков, вызванных опасными геологическими процессами;
совершенствование научных основ анализа опасных природных явлений, возникновения техногенных аварий и катастроф, оценки и прогноза рисков чрезвычайных ситуаций, а также оптимизации мер по управлению этими рисками.
Достижение главной цели Программы позволит осуществлять на территории Республики Дагестан постоянный мониторинг, прогнозировать риски возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и на этой основе своевременно разрабатывать и реализовывать систему мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. Сроки и основные этапы выполнения Программы
Программа рассчитана на 3 года и реализуется в два взаимосвязанных этапа.
На первом этапе (2008 год) предусматривается:
проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обследование и паспортизация территорий, а также сбор и обобщение необходимой информации для реализации второго этапа;
разработка проектно-сметной документации на создание ТАСЦО;
определение путей и мер для преодоления неблагоприятной тенденции роста в Республике Дагестан количества и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций.
На втором этапе (2009-2010 годы) планируется:
осуществление мероприятий, которые позволят повысить безопасность населения и защищенность потенциально опасных объектов, эффективность мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, уровень информирования и оповещения населения в интересах личной и общественной безопасности;
создание ТАСЦО в городах Махачкала, Каспийск, Хасавюрт, Дербент, Кизилюрт, Буйнакск и Кизляр;
корректировка мероприятий, осуществляемых на данном этапе реализации Программы, на основе анализа полученных на первом этапе результатов и с учетом выделенных объемов финансирования.
Перечень программных мероприятий приведен в приложении.
4. Ресурсное обеспечение Программы
В соответствии с Соглашением о намерениях между МЧС России и Правительством Республики Дагестан финансирование мероприятий данной Программы обеспечивает Правительство Республики Дагестан за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан.
Распределение затрат на реализацию программных мероприятий осуществляет государственный заказчик-координатор.
5. Механизм реализации и контроль за выполнением Программы
Реализация Программы осуществляется на основе контрактов, определяющих права и обязанности государственного заказчика и поставщика продукции для нужд республики. Выбор исполнителей мероприятий Программы осуществляется на основе открытых конкурсных процедур в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Выбор исполнителей осуществляется согласно принципу равенства конкурентных условий для участия в реализации программных мероприятий.
Контроль за реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком-координатором.
Государственный заказчик представляет отчетные документы о ходе реализации Программы в Правительство Республики Дагестан.
6. Оценка социально-экономических последствий реализации Программы
Реализация программных мероприятий позволит, по предварительным оценкам, в 2-3 раза сократить затраты на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, на 30-40 процентов уменьшить потери населения от чрезвычайных ситуаций, а в некоторых случаях полностью избежать их, а также снизить на 40-50 процентов риски для населения, проживающего в районах, подверженных воздействию опасных природных и техногенных факторов.
Приложение
к республиканской целевой программе
"Снижение рисков и смягчение последствий
чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера в
Республике Дагестан до 2010 года"
Перечень
основных мероприятий республиканской целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Дагестан до 2010 года"
N |
Наименование мероприятий, источник финансирования |
Основные задачи |
Государственные заказчики |
Объемы финансирования (млн. рублей) |
Результаты |
|||
2008-2010 годы, всего |
в том числе |
|||||||
2008 год |
2009 год |
2010 год |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
Создание первого этапа ТАСЦО органов управления, ДДС городов, районов и потенциально опасных объектов, а также населения республики об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) |
Повышение эффективности выполнения мероприятий в области гражданской обороны в Республике Дагестан; создание автоматизированной системы; повышение оперативности информирования органов управления республиканской подсистемы РСЧС, органов местного самоуправления, ПОО и населения при угрозе и возникновении ЧС; совершенствование систем связи и оповещения Республики Дагестан |
СЧС Дагестана |
|
|
|
|
Развитие системы информационного обеспечения управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, создание автоматизированной системы управления, повышение оперативности информирования органов местного самоуправления, ПОО и населения при угрозе и возникновении ЧС, совершенствование систем связи и оповещения Республики Дагестан |
|
Республиканский бюджет, в том числе |
|
|
29,2 |
4,5 |
13,8 |
10,9 |
|
|
НИОКР |
|
|
4,5 |
4,5 |
- |
- |
|
|
капитальные вложения |
|
|
24,7 |
- |
13,8 |
10,9 |
|
|
прочие нужды |
|
|
- |
- |
- |
|
|
|
Всего: |
|
|
29,2 |
4,5 |
13,8 |
10,9 |
|
2. |
Разработка прикладных методов анализа и моделирования источников и сценариев техногенных аварий. Создание карт и базы данных по сценариям возникновения и развития чрезвычайных ситуаций и их параметрам. Проведение инвентаризации ПОО |
Разработка компьютерных программ оценки риска возникновения и развития техногенных аварий; анализ и управление рисками чрезвычайных ситуаций техногенного характера; создание систем исходных данных по типовым сценариям развития чрезвычайных ситуаций и их параметрам для проектирования комплексных средств защиты населения и территорий от угроз природного и техногенного характера, а также для разработки Схемы территориального планирования и Паспорта безопасности Республики Дагестан |
СЧС Дагестана |
|
|
|
|
Прикладные модели оценки рисков возникновения и развития техногенных аварий и опасных природных процессов. База данных по сценариям развития природных и техногенных аварий. Анализ и управление рисками чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Система исходных данных по типовым сценариям развития чрезвычайных ситуаций и к параметрам для проектирования комплексных средств защиты населения и территорий от угроз природного и техногенного характера, а также для разработки Схемы территориального планирования и Паспорта безопасности Республики Дагестан Снижение безвозвратных потерь населения |
|
Республиканский бюджет, в том числе |
|
|
5,0 |
2,8 |
1,1 |
1,1 |
|
|
НИОКР |
|
|
5,0 |
2,8 |
1,1 |
1,1 |
|
|
капитальные вложения |
|
|
- |
- |
- |
- |
|
|
прочие нужды |
|
|
- |
- |
- |
- |
|
|
Всего: |
|
|
5,0 |
2,8 |
1,1 |
1,1 |
|
3. |
Обследование населенных пунктов Республики Дагестан, подверженных экзогенным геологическим процессам, и разработка карт природных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций |
Проведение инженерно-геологического обследования населенных пунктов республики, подверженных экзогенным геологическим процессам; оценка состояния геологической среды, населенных пунктов в пределах зоны влияния опасных геологических процессов; разработка предварительных рекомендаций по неотложным и долгосрочным мероприятиям по снижению ущербов и рисков, вызванных опасными геологическими процессами; составление карты и кадастра подверженности населенных пунктов воздействию экзогенных геологических процессов на территории Республики Дагестан |
|
|
|
|
|
Оценка состояния геологической среды, населенных пунктов в пределах зоны влияния опасных геологических процессов. Разработка предварительных рекомендаций по неотложным и долгосрочным мероприятиям по снижению ущербов и рисков, вызванных опасными геологическими процессами. Составление карты и кадастра подверженности населенных пунктов воздействию экзогенных геологических процессов на территории республики. Снижение рисков чрезвычайных ситуаций |
|
Республиканский бюджет, в том числе |
|
|
7,3 |
2,0 |
3,3 |
2,0 |
|
|
НИОКР |
|
|
7,3 |
2,0 |
3,3 |
2,0 |
|
|
капитальные вложения |
|
|
- |
- |
- |
- |
|
|
прочие нужды |
|
|
- |
- |
- |
- |
|
|
Всего: |
|
|
7,3 |
2,0 |
3,3 |
2,0 |
|
|
Итого по программе |
|
|
41,5 |
9,3 |
18,2 |
14,0 |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Республики Дагестан от 24 декабря 2007 г. N 72 "Об утверждении республиканской целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Дагестан до 2010 года"
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 г.
Текст Закона опубликован в газете "Дагестанская правда" от 25 декабря 2007 г. N 366-369, в Собрании законодательства Республики Дагестан от 29 декабря 2007 г. N 20 ст. 955