Народное Собрание Республики Дагестан постановляет:
1. Принять в первом чтении проект закона Республики Дагестан "Об охране атмосферного воздуха в Республике Дагестан".
2. Опубликовать указанный законопроект в средствах массовой информации для всенародного обсуждения.
3. Предложения и замечания по проекту закона направлять в Комитет Народного Собрания Республики Дагестан по экологии и природным ресурсам до 15 октября 2008 года.
4. Комитету Народного Собрания Республики Дагестан по экологии и природным ресурсам доработать законопроект с учетом поступивших предложений и замечаний и внести его на рассмотрение Народного Собрания Республики Дагестан во втором чтении.
Председатель Народного Собрания |
М. Сулейманов |
гор. Махачкала,
25 сентября 2008 года,
N 365-IV НС
Проект Закона Республики Дагестан
"Об охране атмосферного воздуха в Республике Дагестан"
См. Закон Республики Дагестан от 5 ноября 2008 г. N 51 "Об охране атмосферного воздуха в Республике Дагестан"
Настоящий Закон в соответствии с федеральным законодательством регулирует отношения в сфере охраны атмосферного воздуха в Республике Дагестан и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Основные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в тех же значениях, что и в Федеральном законе "Об охране атмосферного воздуха".
Статья 2. Законодательство Республики Дагестан в области охраны атмосферного воздуха
Законодательство Республики Дагестан в области охраны атмосферного воздуха основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "Об охране окружающей среды", Федеральном законе "Об охране атмосферного воздуха", других федеральных законах и нормативных правовых актах Российской Федерации, Конституции Республики Дагестан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Дагестан.
Статья 3. Полномочия Народного Собрания Республики Дагестан в области охраны атмосферного воздуха
К полномочиям Народного Собрания Республики Дагестан в области охраны атмосферного воздуха относятся:
1) принятие законов в области охраны атмосферного воздуха и контроль за их исполнением;
2) утверждение республиканских целевых программ в области охраны атмосферного воздуха, в том числе в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха, и стимулирования производства и применения экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей;
3) иные полномочия в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан.
Статья 4. Полномочия Правительства Республики Дагестан в области охраны атмосферного воздуха
К полномочиям Правительства Республики Дагестан в области охраны атмосферного воздуха относятся:
1) участие в проведении государственной политики в области охраны атмосферного воздуха на территории Республики Дагестан;
2) принятие нормативных правовых актов в области охраны атмосферного воздуха;
3) разработка и реализация республиканских программ охраны атмосферного воздуха;
4) введение ограничений на въезд транспортных и иных передвижных средств в населенные пункты, места отдыха и туризма, на особо охраняемые территории в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
5) введение дополнительных экологических требований в области охраны атмосферного воздуха, ограничений использования нефтепродуктов и других видов топлива;
6) установление порядка проезда и передвижения транспортных и иных передвижных средств в границах особо охраняемых природных территорий республиканского значения;
7) определение уполномоченного органа исполнительной власти Республики Дагестан в области охраны атмосферного воздуха;
8) иные полномочия в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан,
Статья 5. Полномочия уполномоченного органа исполнительной власти Республики Дагестан в области охраны атмосферного воздуха
К полномочиям уполномоченного органа исполнительной власти Республики Дагестан в области охраны атмосферного воздуха (далее - уполномоченный орган) относятся:
1) участие в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха;
2) проведение мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха;
3) определение по представлениям территориального органа федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха и территориальных органов других федеральных органов исполнительной власти порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий;
4) осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности физических и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха;
5) информирование населения о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий;
6) организация и проведение государственного контроля (государственного экологического контроля) за охраной атмосферного воздуха, за исключением контроля на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
7) выдача разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Республики Дагестан;
8) установление в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, по представлению территориального органа федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха сроков поэтапного достижения предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух;
9) регулирование в порядке, установленном Правительством Республики Дагестан, проезда и передвижения транспортных и иных передвижных средств в границах особо охраняемых природных территорий республиканского значения;
10) установление порядка представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами сведений, предусмотренных частью 2 статьи 9 настоящего Закона;
11) предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны атмосферного воздуха, выявленного в результате организаций и проведения государственного контроля за охраной атмосферного воздуха.
Статья 6. Условие осуществления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами деятельности, связанной с загрязнением атмосферного воздуха
Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником в соответствии с федеральным законодательством допускается только на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха либо уполномоченным органом в соответствии со своей компетенцией.
Статья 7. Плата за загрязнение атмосферного воздуха
1. Плата за загрязнение атмосферного воздуха является формой компенсации вреда, наносимого окружающей природной среде.
2. Плата за загрязнение атмосферного воздуха взимается в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду в порядке, установленном федеральным законодательством.
3. Внесение платы не освобождает индивидуальных предпринимателей и юридических лиц от выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха и возмещения ущерба, причиненного в результате нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха.
Статья 8. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха
1. Уполномоченный орган в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, организует и проводит государственный контроль (государственный экологический контроль) за охраной атмосферного воздуха, за исключением контроля на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
2. Должностные лица уполномоченного органа (государственные инспектора в области экологического контроля) при проведении государственного контроля за охраной атмосферного воздуха пользуются правами и несут обязанности, установленные статьей 27 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха".
Статья 9. Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха
1. Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
2. Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в уполномоченный орган.
3. Порядок представления сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, определяется уполномоченным органом.
Статья 10. Общественный контроль за охраной атмосферного воздуха
1. Общественный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха.
2. Общественный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.
3. Результаты общественного контроля за охраной атмосферного воздуха, представленные в органы государственной власти Республики Дагестан, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.
Статья 11. Мониторинг атмосферного воздуха
1. В целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха уполномоченный орган организует государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивает его осуществление на территории Республики Дагестан.
2. Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного мониторинга окружающей среды и в соответствии с федеральным законодательством осуществляется на территории Республики Дагестан территориальными органами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, а также уполномоченным органом в пределах своей компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 12. Регулирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств
1. Запрещаются производство и эксплуатация на территории Республики Дагестан транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.
2. Органы государственной власти Республики Дагестан обязаны осуществлять меры по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств.
3. Транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
4. В целях охраны атмосферного воздуха и соблюдения режима особо охраняемых природных территорий уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Республики Дагестан, регулирует проезд и передвижение транспортных и иных передвижных средств в границах особо охраняемых природных территорий республиканского значения.
Статья 13. Мероприятия по снижению токсичности нефтепродуктов и других видов топлива
1. Правительство Республики Дагестан может вводить ограничения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха на соответствующей территории, а также стимулировать производство и применение экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей.
2. В целях снижения токсичности нефтепродуктов и других видов топлива в Республике Дагестан предусматривается:
1) использование нефтепродуктов и других видов топлива, отвечающих требованиям специального технического регламента, утвержденного Правительством Российской Федерации;
2) создание условий для перевода автотранспортных средств на использование в качестве моторного топлива сжатого природного и сжиженного нефтяного газа;
3) проведение мероприятий по широкому применению экологических присадок к моторному топливу, снижающих концентрацию вредных (загрязняющих) веществ в продуктах сгорания моторного топлива;
4) определение условий по внедрению в эксплуатацию каталитических нейтрализаторов, обеспечивающих дожиг моторного топлива и снижающих концентрацию вредных (загрязняющих) веществ в продуктах сгорания моторного топлива.
3. В целях стимулирования участников топливного рынка Республики Дагестан к производству и реализации нефтепродуктов и других видов топлива более высокого технического уровня с улучшенными экологическими показателями Правительство Республики Дагестан вводит экологический знак и утверждает порядок его присвоения для автозаправочных станций, расположенных на территории Республики Дагестан,
4. В целях снижения негативного воздействия транспортных средств на атмосферный воздух, уменьшения выбросов вредных веществ, проведения грамотной технической политики в сфере повышения качества топлива, используемого в Республике Дагестан, уполномоченный орган в пределах своей компетенции:
1) планирует и поэтапно вводит ужесточение экологических требований к качеству нефтепродуктов и других видов топлива;
2) осуществляет контроль качества моторного топлива в местах его хранения и реализации на соответствие экологическим требованиям:
3) рассматривает материалы и присваивает экологический знак автозаправочным станциям, расположенным на территории Республики Дагестан.
Статья 14. Меры экономического стимулирования деятельности в сфере охраны атмосферного воздуха
1. Правительство Республики Дагестан осуществляет экономическое стимулирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих:
1) разработку конструкторской документации и изготовление установок для получения альтернативных видов топлива и доведения качества очистки дизельного топлива до европейских стандартов;
2) разработку конструкторской документации и изготовление систем заправки, хранения, транспортировки альтернативных видов топлива очистки дизельного топлива, соответствующих европейским стандартам;
3) разработку технологической и экологической документации для внедрения производства альтернативных видов топлива;
4) производство альтернативных видов топлива на территории Республики Дагестан:
5) установку на автомототранспортных средствах оборудования для работы на альтернативных видах моторного топлива;
6) техническое обслуживание, диагностирование и ремонт автомототранспортных средств, работающих на альтернативных видах моторного топлива;
7) установку на автомототранспортных средствах нейтрализаторов и иных устройств для снижения токсичности отработанных газов, влияющих на технические нормативы выбросов автомототранспортных средств;
8) производство добавок и присадок к моторному топливу, улучшающих его экологические свойства;
9) подготовку кадров для ведения работ по оборудованию и эксплуатации, ремонту автомототранспортных средств, работающих на альтернативных видах моторного топлива, а также для производства альтернативных видов топлива.
2. Экономическое стимулирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, указанные в части 1 настоящей статьи, может в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан производиться в форме предоставления:
1) на конкурсной основе государственных гарантий Республики Дагестан по займам и кредитам привлеченным для реализации проектов;
2) субсидий;
3) в иных формах, не противоречащих федеральному законодательству.
Статья 15. Мероприятия по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей
1. В городских и сельских поселениях Республики Дагестан уполномоченный орган и органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих, веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
2. Порядок проведения указанных в части 1 настоящей статьи работ, в том числе подготовка и передача соответствующих прогнозов, определяется уполномоченным органом по представлениям территориального органа федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха и территориальных органов других федеральных органов исполнительной власти.
Статья 16. Республиканские целевые программы в области охраны атмосферного воздуха
1. Проекты республиканских целевых программ в области охраны атмосферного воздуха разрабатываются уполномоченным органом с учетом мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха, а также с учетом данных государственного мониторинга атмосферного воздуха, результатов государственного экологического контроля, иных данных.
2. Финансирование республиканских целевых программ в области охраны атмосферного воздуха осуществляется в соответствии с законом о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год.
Статья 17. Ответственность за нарушение требований настоящего Закона
Лица, виновные в нарушении требований настоящего Закона, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством.
Статья 18. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Народного Собрания Республики Дагестан от 25 сентября 2008 г. N 365-IV НС "О проекте закона Республики Дагестан "Об охране атмосферного воздуха в Республике Дагестан"
Текст постановления опубликован в газете "Дагестанская правда" от 3 октября 2008 г. N 297 (25084)