Распоряжение Правительства Республики Дагестан
от 4 октября 2012 г. N 236-р
1. Одобрить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Улучшение условий и охраны труда на 2012 - 2014 годы".
2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы "Улучшение условий и охраны труда на 2012 - 2014 годы" (далее - Программа) Министерство труда и социального развития Республики Дагестан.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан составляет 6 814,2 тыс. рублей и может ежегодно уточняться исходя из реальных возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан.
4. Министерству труда и социального развития Республики Дагестан обеспечить разработку и внесение проекта Программы в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан.
Временно исполняющий обязанности |
Н. Казиев |
Концепция
республиканской целевой программы "Улучшение условий и охраны труда на 2012-2014 годы"
(Одобрена распоряжением Правительства Республики Дагестан от 4 октября 2012 г. N 236-р)
I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Дагестан
Ситуация в сфере охраны труда, социальной защиты граждан, пострадавших на производстве и в результате различных аварий, остается важнейшей социальной проблемой.
В Республике Дагестан сохраняется неблагоприятное состояние условий и охраны труда работающих. Федеральным статистическим наблюдением за состоянием условий и охраны труда в 2011 году было охвачено более 51 тыс. работников (51 171 человек). Удельный вес занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, составил 10,6 процента.
Сложившееся положение дел в области охраны труда обусловлено, прежде всего, низким уровнем технической оснащенности многих производств, применением устаревших технологий, изношенностью машин, механизмов, оборудования и других основных производственных фондов, недостаточным обеспечением средствами индивидуальной защиты и низкой эффективностью работы вентиляционного оборудования.
Практически во всех отраслях экономики основными причинами аварий, травматизма являются недостаточное внимание руководителей предприятий и организаций к реконструкции и модернизации производства, срывы сроков проведения ремонта и замены устаревшего оборудования, отсутствие надежных систем предупреждения и ликвидации аварий, приборов контроля и средств защиты.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан, в 2011 году численность пострадавших от несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в расчете на 1 000 работающих составила 0,016 и по сравнению с аналогичным показателем 2008 года (наименьший показатель за период с 2007 по 2011 год) осталась на прежнем уровне. В то же время численность пострадавших от несчастных случаев с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 000 работающих сократилась с 0,9 в 2008 году до 0,3 в 2011 году, число дней нетрудоспособности у пострадавших с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на одного пострадавшего увеличилось с 32,1 в 2008 году до 62,2 в 2011 году.
Анализ причин производственного травматизма показывает, что большинство несчастных случаев на производстве происходит по организационным причинам, устранение которых не требует больших финансовых затрат, а связано, в основном, с халатным отношением к сохранению жизни и здоровья работающих со стороны руководителей предприятий и организаций, пренебрежением к требованиям безопасности всеми участниками производственного процесса, включая самих работников.
Количество занятых во вредных условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, составляет 5 431 человек (10,6 проц. от списочной численности работников), из них женщин - 1 466 человек (8,9 процента).
В 2008 году количество рабочих мест, на которых была проведена аттестация по условиям труда, составило 1 270 ед., в 2009 году - 2 332 ед., в 2010 году - 6 240 ед. и в 2011 году - 4 260 единиц.
По состоянию на 21 мая 2012 года удельный вес организаций, в которых проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, составляет 5 проц. (415 организаций), количество аттестованных рабочих мест - 4,01 проц. (14 102 ед.) от общего количества рабочих мест в республике.
Наряду с техническими причинами, устранение которых требует значительных финансовых и материально-технических затрат, решение многих проблем по охране труда сдерживается неудовлетворительной организацией производства работ, нарушением производственной дисциплины, необученностью персонала безопасным приемам и правилам выполнения работ, несовершенством государственного и общественного контроля и надзора за соблюдением требований законодательных и иных нормативных правовых актов Республики Дагестан.
II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Проблему улучшения условий и охраны труда в Республике Дагестан решить в настоящее время без государственной поддержки только за счет использования рыночного механизма невозможно.
Применение программно-целевого метода разрешит наиболее острые вопросы государственного управления охраной труда в республике на основе:
определения целей, задач, состава и структуры мероприятий и запланированных результатов;
повышения эффективности государственной политики в области охраны труда;
экспертиз условий труда на действующих предприятиях, а также проектов строительства новых и реконструкции действующих производственных объектов;
организации обучения и проверки знаний работников в области условий и охраны труда;
увеличения доходов предприятий и организаций, повышения безопасности труда и социальной защищенности работников, сокращения выплат пособий по временной нетрудоспособности, единовременных и ежемесячных выплат пострадавшим на производстве, уменьшения расходов на медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию по компенсациям потерь здоровья, понижения уровня производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости.
Вариантов оптимального решения данной проблемы, которые могут быть альтернативой программно-целевому методу и позволят достичь аналогичного эффекта, не имеется.
Преимущество применения программно-целевого метода также в том, что он позволяет осуществлять межведомственную координацию деятельности в области охраны труда.
III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Инерционный сценарий развития ситуации обеспечения условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения, предполагает:
увеличение риска смертности и травматизма на производстве, профессиональных заболеваний;
увеличение количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда;
увеличение компенсационных выплат за работу с вредными (опасными), тяжелыми и иными особыми условиями труда.
При таком подходе основными недостатками в обеспечении условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения без использования программно-целевого метода, по-прежнему будут являться:
отсутствие единой системы государственного управления охраной труда;
отсутствие системного планирования действий, направленных на улучшение условий труда;
длительный период, необходимый для достижения поставленных целей.
IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах ее решения
Для выбора оптимального сценария республиканской целевой программы "Улучшение условий и охраны труда на 2012 - 2014 годы" (далее - Программа) были рассмотрены и проанализированы два варианта - инерционный и инвестиционный.
В основе инерционного варианта лежит текущая государственная поддержка, в рамках которой отсутствуют целевые государственные вложения в улучшение условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения.
Инвестиционный вариант решения проблемы может быть осуществлен в два этапа.
На первом этапе определяются основные цели Программы. Для их достижения осуществляются отбор и обоснование соответствующего комплекса мероприятий.
На втором этапе задаются или принимаются в качестве исходных данные о реальных объемах финансовых средств, которые могут быть привлечены для реализации Программы. Исходя из этого выбирается комплекс мероприятий, обеспечивающих наилучшие результаты в достижении основных целей.
V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом
Реализовать Программу предполагается в три этапа. При этом мероприятия планируется осуществлять за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан и средств организаций, участвующих в их реализации.
Основной целью первого этапа (2012 год) является осуществление организационного и технического обеспечения охраны труда; второго этапа (2013 год) - улучшение условий и охраны труда женщин, подростков, а также лиц, занятых на работах с особыми условиями труда; третьего этапа (2014 год) - информационно-аналитическая поддержка по вопросам охраны труда.
VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход ее реализации по годам
Целью Программы является обеспечение конституционных прав работников на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
Для достижения цели необходимо решить задачи по:
снижению уровня производственного травматизма, профессиональных заболеваний, улучшению состояния условий и охраны труда в организациях республики;
формированию экономических и организационных принципов, обеспечивающих и стимулирующих создание работодателями здоровых и безопасных условий труда;
активизации работы по аттестации рабочих мест по условиям труда, повышению качества ее проведения;
созданию инфраструктуры обеспечения охраны труда.
Для оценки реализации Программы предполагается использование приведенных в приложении к настоящей Концепции целевых индикаторов (показателей).
VII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы
Финансирование Программы предусматривается осуществлять за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан и средств организаций (по фактическим затратам).
Общий объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан - 6 814,2 тыс. рублей.
К финансированию Программы планируется привлечь средства организаций, участвующих в реализации программных мероприятий, в объемах, определяемых ежегодно. Вопросы обеспечения материальными и трудовыми ресурсами, необходимыми для выполнения работ по Программе, решаются самостоятельно исполнителями соответствующих программных мероприятий.
VIII. Предварительная оценка экономической эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
Ожидается, что выполнение всего комплекса мероприятий по улучшению условий и охраны труда позволит ежегодно:
снижать уровень производственного травматизма на 15 процентов;
сокращать количество занятых во вредных условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, на 1,5 процента;
увеличивать число рабочих мест, аттестация которых по условиям труда проведена, до 4 500 в год (количество рабочих мест, превышающее контрольный показатель, достигнутый на конец 2011 года).
Общеэкономический эффект от улучшения условий и охраны труда проявится в увеличении доходов предприятий и организаций, а также в сокращении выплат пособий по временной нетрудоспособности, единовременных и ежемесячных выплат пострадавшим на производстве, уменьшении расходов на медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию по компенсациям потерь здоровья, специальный медицинский уход, санаторно-курортное лечение, протезирование и обеспечение инвалидов труда приспособлениями для трудовой деятельности и транспортными средствами, сокращении уровня производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости, повышении безопасности труда и социальной защищенности работников.
IX. Предложения по государственным заказчикам, участию органов исполнительной власти Республики Дагестан, ответственных за формирование и реализацию Программы
Государственным заказчиком и основным разработчиком Программы предлагается определить Министерство труда и социального развития Республики Дагестан.
Ответственными за формирование и реализацию Программы являются: Министерство труда и социального развития Республики Дагестан, Министерство здравоохранения Республики Дагестан, Министерство по национальной политике, делам религий и внешним связям Республики Дагестан, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, Министерство образования и науки Республики Дагестан, Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан (по согласованию), Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Дагестан (по согласованию), Государственная инспекция труда в Республике Дагестан (по согласованию), Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан (по согласованию), Объединение организаций профсоюзов Республики Дагестан (по согласованию), работодатели (по согласованию).
X. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации Программы
Реализовать Программу предполагается в течение 2012 - 2014 годов, в три этапа. Осуществление программных мероприятий планируется за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан и средств организаций, участвующих в их реализации.
На первом этапе Программы (2012 год) предусматривается осуществление организационно-технических мероприятий: подготовка проекта постановления Правительства Республики Дагестан "О системе государственного управления охраной труда Республики Дагестан"; обеспечение наличия в организациях строительного комплекса нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, в соответствии со спецификой деятельности организации; информирование предприятий и организаций всех форм собственности о нормативных правовых актах Российской Федерации в сфере охраны труда.
Проведение мероприятий первого этапа не требует финансирования.
На втором этапе (2013 год) предусматривается организация аттестации рабочих мест по условиям труда в министерствах и ведомствах Республики Дагестан, мониторинг занятости женщин, работающих во вредных условиях труда, в целях осуществления контроля за состоянием их здоровья; тематические проверки в организациях по соблюдению законодательства в отношении труда женщин; осуществление надзора за проведением производственного лабораторного контроля за условиями труда женщин, занятых на работах с вредными условиями труда; создание и оснащение исследовательской лаборатории Министерства труда и социального развития Республики Дагестан.
Проведение мероприятий второго этапа требует финансирования в объеме 5 606,2 тыс. рублей.
На третьем этапе (2014 год) предусматривается осуществление информационно-аналитической поддержки по вопросам охраны труда; проведение семинаров, "круглых столов", совещаний по вопросам охраны труда в рамках Всемирного дня охраны труда; подготовка специалистов Министерства труда и социального развития Республики Дагестан в части проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Реализация мероприятий третьего этапа требует финансирования в объеме 1 208,0 тыс. рублей.
XI. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы
Оперативное управление и контроль за реализацией Программы осуществляет Министерство труда и социального развития Республики Дагестан.
Ход реализации Программы может быть рассмотрен на заседаниях Правительства Республики Дагестан.
Приложение
к Концепции республиканской целевой
программы "Улучшение условий и
охраны труда на 2012-2014 годы"
Целевые индикаторы (показатели)
республиканской целевой программы "Улучшение условий и охраны труда на 2012-2014 годы"
Наименование показателей |
Годы |
|||
*2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих |
0,3 |
0,29 |
0,28 |
0,27 |
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих |
0,02 |
0,018 |
0,017 |
0,016 |
Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, к общей численности занятых в экономике Республики Дагестан (%) |
10,6 |
10,4 |
10,3 |
10,2 |
Количество организаций, расположенных на территории Республики Дагестан, имеющих декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда |
1 |
40 |
80 |
120 |
------------------------------
* Контрольный показатель, достигнутый на конец 2011 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Дагестан от 4 октября 2012 г. N 236-р
Текст распоряжения официально опубликован не был