Правительство Республики Дагестан отмечает, что несмотря на разразившийся в конце 2008 года мировой финансово-экономический кризис, социально-экономическая ситуация в республике в прошедшем году характеризовалась ростом большинства основных экономических показателей, существенным улучшением наполняемости бюджетов всех уровней.
Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности за 2008 год составил 121,3 проц., в том числе промышленного производства - 118,9 проц., продукции сельского хозяйства - 105,1 проц., инвестиций в основной капитал - 129,4 проц., оборота розничной торговли - 127,7 проц., объема платных услуг населению - 116,5 процентов.
Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Дагестан за 2008 год увеличился в 1,7 раза по сравнению с 2007 годом и составил 14,3 млрд. рублей.
За прошедший год в республике были введены в действие объекты производственного назначения: 186 км линий электропередач различного напряжения, трансформаторные понизительные подстанции мощностью 100,6 тыс.кВт, 39,2 км автомобильных дорог с твердым покрытием, 6 мостов (665,4 пог. метров), 655,7 км радиорелейных линий связи, 0,5 тыс. номеров АТС.
В рамках реализации республиканской инвестиционной программы на 2008 год обеспечен ввод: 19 школ на 4194 ученических места; 2 пришкольных спортзалов общей площадью 648 кв. метров; 31 объекта здравоохранения на 230 коек и 289 посещений в смену, в том числе кардиологического центра на 100 коек, оснащенного современным высокотехнологичным оборудованием; 42 фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов; 3 спортивных сооружений общей площадью 1625 кв. метров; 79,2 км водопроводных и 196,3 км газовых сетей и др.
Жилищное строительство в республике развивалось темпами, превышающими уровень 2007 года. За счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию 907,1 тыс.кв. метров общей площади жилья, или 113,4 проц. к показателям 2007 года.
В республике велась работа по созданию благоприятного инвестиционного климата, привлечению инвестиций и реализации инвестиционных проектов.
Улучшились показатели, характеризующие уровень жизни населения в республике. Задолженность по заработной плате в учреждениях, финансируемых из бюджетов всех уровней, в течение 2008 года в республике не наблюдалась и отсутствовала на начало 2009 года.
Среднемесячные денежные доходы в расчете на 1 жителя увеличились на 42,3 проц., реальные располагаемые денежные доходы населения - на 21,2 проц., среднемесячная номинальная заработная плата одного работника - на 33,3 проц., реальная - на 13 процентов. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составила, по предварительным данным, 10,1 проц. и сократилась по сравнению с 2007 годом на 3,7 процента.
Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения, составила на конец 2008 года 46,8 тыс. человек, сократившись за год на 6,8 тыс. человек, или на 12,7 процента. Уровень безработицы составил за 2008 год, по предварительным данным: в соответствии с методологией Международной организации труда - 13,4 проц. экономически активного населения республики, зарегистрированной - 3,7 проц. и снизился по сравнению с 2007 годом на 6,8 проц. и 0,7 проц. соответственно.
В то же время, несмотря на положительную динамику основных социально-экономических показателей республики, в прошедшем году наблюдалось воздействие ряда негативных факторов и сохранение негативных тенденций: ускоряющийся рост конкурирующего импорта, продолжающийся рост цен и тарифов, рост издержек товаропроизводителей, высокий уровень износа основных фондов, неразвитость в республике услуг банковской сферы, неблагоприятная ситуация с привлечением иностранных и отечественных инвесторов, связанная с недостаточным инвестиционным рейтингом дагестанских предприятий, сохраняющийся высокий уровень безработицы, особенно в сельской местности республики, низкие доходы части населения республики, влияющие на размер совокупного платежеспособного спроса в экономике.
При позитивных сдвигах и высоких темпах роста большинства основных экономических показателей республика по-прежнему отстает по уровню значимых социально-экономических показателей, основными из которых являются валовой региональный продукт на одного жителя, среднемесячная заработная плата одного работника, доходы консолидированного бюджета Республики Дагестан на душу населения, уровень безработицы.
По показателям обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры Дагестан находится на одном из последних мест среди субъектов Российской Федерации.
Несмотря на рост в прошедшем году номинальной и реальной заработной платы в республике, ее величина, по предварительным статистическим данным, была в 2,3 раза ниже среднего значения по России и в 1,6 раза меньше в сравнении со средним значением по Южному федеральному округу.
В целях сохранения темпов роста основных социально-экономических показателей в 2009 году, обеспечения устойчивости экономики и социальной сферы республики в условиях финансового кризиса, сокращения различий по среднедушевым показателям от среднего уровня развития по Российской Федерации и Южному федеральному округу Правительство Республики Дагестан постановляет:
1. Признать итоги социально-экономического развития Республики Дагестан за 2008 год удовлетворительными.
2. Органам исполнительной власти Республики Дагестан:
в целях преодоления негативного влияния финансово-экономического кризиса на курируемые виды деятельности активизировать работу по выполнению Плана мероприятий по предотвращению влияния финансового кризиса на экономику и социальную сферу Республики Дагестан, утвержденного Советом по антикризисным мерам при Президенте Республики Дагестан 30 декабря 2009 года;
активнее проводить работу по включению мероприятий по Республике Дагестан в соответствующие федеральные целевые программы, финансирование которых будет осуществляться из федерального бюджета в 2009 году и в 2010-2012 годах;
разработать по курируемым направлениям основные показатели прогноза социально-экономического развития на 2010 год и на период до 2012 года и пояснительные записки к ним и в недельный срок представить в Министерство экономики Республики Дагестан;
провести анализ размера средней заработной платы, складывающейся на предприятиях курируемых отраслей, разработать необходимые мероприятия по повышению уровня средней заработной платы и до 1 июля 2009 года представить информацию для обобщения в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан;
обеспечить учет вновь создаваемых рабочих мест по предприятиям, организациям и хозяйствам независимо от формы собственности и ежеквартально до 10 числа, следующего за отчетным кварталом, представлять информацию в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан для обобщения и подготовки доклада в Правительство Республики Дагестан;
в целях снижения возможных последствий финансового кризиса и сохранения рабочих мест оказывать поддержку организациям инвалидов, предприятиям и учреждениям уголовно-исполнительной системы через систему размещения в установленном порядке государственного и муниципального заказа;
принять необходимые меры по введению новых систем оплаты труда работников государственных учреждений Республики Дагестан и работников государственных органов Республики Дагестан, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Дагестан.
3. Министерству экономики Республики Дагестан:
на основе представленных органами исполнительной власти Республики Дагестан показателей разработать предварительный прогноз социально-экономического развития Республики Дагестан на 2010 год и на период до 2012 года для внесения его в установленные сроки в Правительство Республики Дагестан и Министерство экономического развития Российской Федерации;
совместно с Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан и заинтересованными органами исполнительной власти Республики Дагестан обеспечить формирование республиканского заказа по обеспечению органов государственной власти Республики Дагестан статистической информацией на 2010 год с учетом возникших потребностей в новой разрабатываемой информации;
совместно с Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан подготовить для внесения в соответствующие федеральные органы предложения о сокращении перечня федеральных льгот при уплате местных налогов либо их замене компенсациями из федерального бюджета;
с участием органов местного самоуправления принять меры по внедрению в муниципальных образованиях Республики Дагестан программно-методического решения "Территориальный и похозяйственный учет в муниципальном образовании" согласно графику работ;
подготовить предложения о порядке определения экономически и социально значимых хозяйствующих субъектов Республики Дагестан, формировании базы данных финансовых ресурсов секторов экономики республики.
4. Министерству экономики Республики Дагестан, Министерству финансов Республики Дагестан в рамках работы межведомственной комиссии по определению налогового потенциала муниципальных образований, образованной распоряжением Правительства Республики Дагестан от 4 мая 2007 г. N 85-р, провести во втором квартале текущего года дополнительное согласование с администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан налоговой базы муниципальных образований на 2010 год с учетом последствий кризисных явлений в экономике и необходимости их преодоления за счет максимального задействования резервов наращивания налоговой базы.
5. Рекомендовать Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан совместно с Министерством финансов Республики Дагестан, Министерством по управлению государственной собственностью Республики Дагестан, Министерством внутренних дел по Республике Дагестан и администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан принять необходимые меры по выполнению установленных заданий по сбору налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Дагестан.
6. Министерству промышленности, транспорта и связи Республики Дагестан в месячный срок подготовить и внести в Правительство Республики Дагестан предложения об изменении сроков уплаты региональных налогов в форме отсрочки для промышленных предприятий в республике.
7. Министерству инвестиций и внешнеэкономических связей Республики Дагестан активизировать работу по реализации на территории Республики Дагестан инвестиционных проектов с высокой коммерческой и бюджетной эффективностью, а также по привлечению внебюджетных средств на инвестиционные проекты, реализуемые в порядке государственно-частного партнерства в рамках федеральной целевой программы "Юг России (2008-2012 годы)".
8. Министерству сельского хозяйства Республики Дагестан:
совместно с Дагестанским региональным филиалом ОАО "Россельхозбанк" усилить меры по развитию системы финансово-кредитной поддержки малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных производственных кооперативов;
активизировать работу по включению в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий, улучшению племенной и селекционной работы, обеспечению техникой сельхозтоваропроизводителей.
9. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан совместно с администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан активизировать работу по подготовке документов территориального планирования муниципальных районов и генеральных планов городских округов и поселений.
10. Министерству труда и социального развития Республики Дагестан обеспечить во взаимодействии с работодателями реализацию Программы по обеспечению дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Республики Дагестан на 2009 год, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 4 февраля 2009 г. N 27 "Об утверждении Программы по обеспечению дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Республики Дагестан на 2009 год" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2009 г., N 3, ст. 87).
11. Комитету Правительства Республики Дагестан по поддержке и развитию малого предпринимательства и потребительского рынка совместно с Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан, Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан и при участии администраций муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан усилить работу мобильных рабочих групп по инвентаризации субъектов малого предпринимательства, в том числе действующих на рынках, с целью выявления незарегистрированных предпринимателей и постановки их на учет.
12. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан:
в целях наращивания налоговой базы и увеличения доходов консолидированного бюджета Республики Дагестан совместно с правоохранительными органами принять меры, направленные на легализацию "теневой" заработной платы и выявление субъектов малого предпринимательства, функционирующих с нарушением законодательства;
продолжить работу по обеспечению легализации доходов, получаемых от сдачи в аренду жилых и нежилых помещений, а также от выполнения работ и услуг, под особый контроль взять сферы розничной и мелкорозничной торговли, коммерческих пассажирских и грузовых перевозок;
обеспечивать учет вновь создаваемых рабочих мест по предприятиям, организациям и хозяйствам независимо от формы собственности с ежеквартальным направлением соответствующей информации в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан;
для обеспечения повышения уровня занятости населения принять необходимые меры по созданию временных рабочих мест и организации общественных работ (в первую очередь по благоустройству территорий населенных пунктов и сезонных сельскохозяйственных работ) с привлечением к ним совместно с органами государственной службы занятости населения безработных граждан;
ввести новые системы оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений с учетом обоснованных критериев оценки результативности и качества их труда;
рассмотреть совместно с кредитными учреждениями республики возможность образования структурных подразделений (дополнительных офисов) для осуществления расчетно-кассовых операций;
обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации в сфере размещения заказов и контроль за расходованием средств бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников финансирования, направляемых муниципальными заказчиками на закупку товаров, работ и услуг.
13. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Дагестан Газимагомедова Р.К.
14. Снять с контроля постановление Правительства Республики Дагестан от 22 февраля 2007 г. N 55 "О предварительных итогах социально-экономического развития Республики Дагестан за 2006 год и задачах на 2007 год" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2007, N 2, ст. 131; 2008, N 2, ст. 52).
Председатель Правительства |
Ш. Зайналов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Дагестан от 28 мая 2009 г. N 155 "Об итогах социально-экономического развития Республики Дагестан за 2008 год"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Республики Дагестан от 29 мая 2009 г. N 10 ст. 488