Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 63. Порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковой комиссией
1. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно, с оглашением и внесением в увеличенную форму соответствующего протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в части 3 статьи 24 настоящего Закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом.
2. По окончании времени голосования председатель участковой комиссии объявляет, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии и иные лица, указанные в части 3 статьи 24 настоящего Закона.
3. После окончания голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии лиц, указанных в части 3 статьи 24 настоящего Закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени, затем оглашают и вносят в строку 6 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы соответствующее число погашенных избирательных бюллетеней, которое определяется как сумма числа неиспользованных избирательных бюллетеней и числа избирательных бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования. С погашенными избирательными бюллетенями вправе визуально ознакомиться члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса. При использовании технических средств подсчета голосов полученные данные после их оглашения вносятся в строку 6 увеличенной формы протокола об итогах голосования.
4. Председатель либо заместитель председателя или секретарь участковой комиссии уточняет, оглашает и вносит в строку 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число избирательных бюллетеней, полученных участковой комиссией (данные о бюллетенях, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших в помещении муниципальной комиссии избирателей, в указанное число не входят). При использовании технических средств подсчета голосов полученные данные после их оглашения вносятся в строку 2 увеличенной формы протокола об итогах голосования.
5. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены участковой комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице:
1) число избирателей, внесенных в список на момент окончания голосования (без учета выбывших избирателей);
2) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);
3) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей);
4) число избирателей, проголосовавших досрочно в помещениях участковой комиссии (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей);
5) число избирателей, проголосовавших досрочно в помещении муниципальной комиссии (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей);
6) число избирателей, проголосовавших досрочно вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей);
7) число избирателей, проголосовавших досрочно (устанавливается путем суммирования данных, указанных в пунктах 4-6 настоящей части).
6. После внесения указанных в части 5 настоящей статьи данных каждая страница списка избирателей подписывается внесшим эти данные членом участковой комиссии с правом решающего голоса, который затем их суммирует по подписанным им страницам списка избирателей, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. Итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с частью 5 настоящей статьи, по всем страницам списка избирателей, председатель либо заместитель председателя или секретарь участковой комиссии оглашает, вносит в последнюю страницу списка избирателей, подтверждает своей подписью и заверяет печатью участковой комиссии. Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, а в случае использования технических средств подсчета голосов - только в соответствующие строки увеличенной формы протокола:
1) в строку 1: число избирателей, внесенных в список избирателей на избирательном участке на момент окончания голосования;
2) в строку 3: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно в соответствии со статьей 60 настоящего Закона, в том числе в строку 4:
3) в строку 4а: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно в помещении муниципальной комиссии;
4) в строку 4б: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно вне помещения для голосования;
5) в строку 5: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования;
6) в строку 6: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования.
7. После этого со списком избирателей вправе ознакомиться лица, указанные в части 3 статьи 24 настоящего Закона, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности произведенного подсчета. Дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протоколы об итогах голосования, в соответствии с частью 22 настоящей статьи. Список избирателей на это время помещается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, обеспечивается председателем или секретарем участковой комиссии.
8. Непосредственный подсчет голосов избирателей осуществляется по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням членами участковой комиссии с правом решающего голоса.
9. При непосредственном подсчете голосов избирателей вправе присутствовать члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, иные лица, указанные в части 3 статьи 24 настоящего Закона.
10. Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в помещении для голосования в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов участковой комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам участковой комиссии с правом решающего голоса, за исключением председателя (заместителя председателя) и секретаря участковой комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями, за исключением случаев, предусмотренных частями 12, 16 и 17 настоящей статьи. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой комиссии.
11. При сортировке избирательных бюллетеней участковая комиссия отделяет избирательные бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально в соответствии с требованиями Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего Закона, либо не заверенные участковой комиссией, либо не заверенные муниципальной комиссией. Избирательные бюллетени неустановленной формы при непосредственном подсчете голосов не учитываются. Они упаковываются отдельно и опечатываются.
12. В первую очередь производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования: сначала - с избирательными бюллетенями, заполненными избирателями, проголосовавшими досрочно вне помещения для голосования, затем - с избирательными бюллетенями, заполненными избирателями, проголосовавшими вне помещения для голосования в день голосования. Вскрытию каждого переносного ящика для голосования предшествуют объявление числа избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования, проверка неповрежденности печатей (пломб) на нем, в чем председатель участковой комиссии предлагает удостовериться членам комиссии и иным присутствующим при подсчете голосов лицам. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования, при этом отделяются избирательные бюллетени неустановленной формы. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строку 8 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. Если число обнаруженных в соответствующем переносном ящике для голосования избирательных бюллетеней установленной формы по соответствующему избирательному округу превышает число отметок в списке избирателей о том, что избиратель проголосовал досрочно вне помещения для голосования, либо число заявлений избирателей о голосовании вне помещения для голосования в день голосования, содержащих отметку о получении бюллетеня по соответствующему избирательному округу, все бюллетени по соответствующему избирательному округу, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии признаются недействительными, о чем составляется отдельный акт, который прилагается к соответствующему протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой комиссии, проводивших досрочное голосование либо голосование вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней на квадратах, расположенных справа от данных зарегистрированных кандидатов, делается запись о причине признания избирательного бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии, а сами бюллетени при непосредственном подсчете голосов упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете голосов не учитываются.
13. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.
14. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса сортируют, раскладывая в отдельные пачки, избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из зарегистрированных кандидатов, одновременно отделяя избирательные бюллетени неустановленной формы и недействительные избирательные бюллетени. При сортировке избирательных бюллетеней члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим при непосредственном подсчете голосов лицам. Одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается.
15. После оглашения данные, содержащиеся в бюллетене, заносятся в специальную таблицу, содержащую фамилии всех зарегистрированных кандидатов, внесенных в избирательный бюллетень, и суммируются.
16. Если число досрочно проголосовавших в помещениях муниципальной комиссии, участковой комиссии избирателей составляет более 1 процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей на избирательном участке (но не менее 10 избирателей), участковая комиссия по требованию любого члена комиссии, наблюдателя обязана произвести отдельный подсчет голосов по избирательным бюллетеням, на оборотной стороне которых проставлена печать участковой комиссии в соответствии с частью 6 статьи 60 настоящего Закона. По результатам указанного подсчета участковой комиссией составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования. При этом такие бюллетени упаковываются отдельно и опечатываются.
17. Недействительные избирательные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются избирательные бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий зарегистрированных кандидатов, недействительными считаются также бюллетени, в которых знак (знаки) проставлен (проставлены) более чем в одном квадрате. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя этот избирательный бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая комиссия решает вопрос о действительности каждого из вызвавших сомнение избирательных бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины его признания действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями двух или более членов комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью комиссии. Бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней. Общее число недействительных избирательных бюллетеней (с учетом числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными на основании части 12 настоящей статьи) оглашается и заносится в строку 10 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.
18. После этого производится подсчет рассортированных избирательных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по голосам, поданным за каждого зарегистрированного кандидата. При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене. Одновременный подсчет избирательных бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные после оглашения заносятся в строку 12 и последующие строки протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.
19. Затем члены участковой комиссии с правом решающего голоса суммируют данные строки 12 и последующих строк протокола об итогах голосования, оглашают число действительных избирательных бюллетеней и заносят его в строку 11 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.
20. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса определяют число бюллетеней установленной формы, находившихся в стационарных ящиках для голосования, оглашают его и заносят в строку 9 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.
21. После этого с рассортированными избирательными бюллетенями вправе визуально ознакомиться наблюдатели под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.
22. После ознакомления членов участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными избирательными бюллетенями производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протоколы об итогах голосования, в соответствии с приложением 4 к настоящему Закону. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протоколов об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете избирательных бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчета по строкам 2, 3, 4, 5, 6 протокола об итогах голосования контрольные соотношения не выполняются снова, участковая комиссия составляет соответствующий акт, прилагаемый к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в специальные строки протокола об итогах голосования - строку 11 "Число утраченных избирательных бюллетеней" и строку 11а "Число не учтенных при получении избирательных бюллетеней". Если число, указанное в строке 2 протокола об итогах голосования, больше суммы чисел, указанных в строках 3, 4, 5 и 6 протокола об итогах голосования, разность между числом, указанным в строке 2, и суммой чисел, указанных в строках 3, 4, 5 и 6, вносится в строку 11, при этом в строке 11а проставляется цифра "0". Если сумма чисел, указанных в строках 3, 4, 5 и 6 протокола об итогах голосования, больше числа, указанного в строке 2 протокола об итогах голосования, разность между суммой чисел, указанных в строках 3, 4, 5 и 6, и числом, указанным в строке 2, вносится в строку 11а, при этом в строке 11 проставляется цифра "0". Если в результате дополнительного подсчета необходимо внести изменения в протокол об итогах голосования, заполняется новый бланк протокола, а в его увеличенную форму вносятся соответствующие исправления. Если контрольные соотношения выполняются, в строках 11 и 11а проставляется цифра "0".
23. После завершения подсчета (подсчетов) избирательные бюллетени упаковываются в отдельные пачки по зарегистрированным кандидатам, за которых поданы голоса в соответствующих бюллетенях. В отдельные пачки упаковываются недействительные и погашенные избирательные бюллетени. На каждой пачке указываются число содержащихся в ней избирательных бюллетеней, фамилия зарегистрированного кандидата, отмеченные в соответствующих бюллетенях, либо ставится отметка: "Недействительные бюллетени". Сложенные таким образом избирательные бюллетени, а также избирательные бюллетени, упакованные в соответствии с частями 11 и 12 настоящей статьи, упаковываются в мешки или коробки, на которых указываются номер избирательного участка, общее число всех упакованных избирательных бюллетеней. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей избирательной комиссии или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса, иные лица, указанные в части 3 статьи 24 настоящего Закона.
24. При использовании технических средств подсчета голосов, комплексов для электронного голосования, технической системы передачи информации передача, обработка и использование информации о выборах, в том числе переданных по техническим каналам связи в электронном виде данных протокола об итогах голосования, осуществляются в соответствии со статьей 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а в части, не урегулированной федеральным законом, - в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
25. Участковая избирательная комиссия обязана рассмотреть поступившие в день голосования до окончания подсчета голосов избирателей жалобы (заявления) лиц, присутствовавших при подсчете голосов, и принять по ним решения, которые приобщаются к первому экземпляру соответствующего протокола участковой комиссии об итогах голосования.
26. После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы и заявления о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписывается протокол (подписываются протоколы) об итогах голосования участковой комиссии и выдаются копии протокола (протоколов) лицам, указанным в части 3 статьи 24 настоящего Закона, в соответствии с частью 30 настоящей статьи. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Протокол об итогах голосования, полученный с применением технического средства подсчета голосов либо с использованием комплекса для электронного голосования, приобретает юридическую силу после подписания указанными лицами. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.
27. Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса. Если при подписании протокола об итогах голосования имеет место проставление подписи хотя бы за одного члена участковой комиссии с правом решающего голоса другим членом участковой комиссии или посторонним лицом, это является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.
28. При подписании протокола об итогах голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса, несогласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делаются соответствующие записи.
29. По требованию члена участковой комиссии, лиц, указанных в части 3 статьи 24 настоящего Закона, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования, в том числе составленного повторно, обязана выдать указанным лицам заверенную копию (копии) протокола (протоколов) об итогах голосования. Участковая комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию (заверенные копии), расписывается в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в каждой копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в соответствующем протоколе об итогах голосовании, несет лицо, заверяющее указанную копию протокола.
30. Первый экземпляр каждого протокола участковой комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на их получение, незамедлительно направляется в соответствующую муниципальную комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежат. К первому экземпляру каждого протокола приобщаются соответствующие особые мнения членов участковой комиссии с правом решающего голоса, жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, а также принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой комиссии и составленные ею акты и реестры. Заверенные копии указанных документов и решений участковой комиссии приобщаются ко второму экземпляру соответствующего протокола об итогах голосования. Первый экземпляр каждого протокола об итогах голосования с приложенными к нему документами доставляется в муниципальную комиссию председателем или секретарем участковой комиссии либо иным членом участковой комиссии с правом решающего голоса по поручению ее председателя. При указанной передаче протокола вправе присутствовать другие члены участковой комиссии, а также наблюдатели, направленные в данную участковую комиссию.
31. Второй экземпляр каждого протокола об итогах голосования предоставляется для ознакомления лицам, указанным в части 3 статьи 24 настоящего Закона, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией, после чего второй экземпляр протокола об итогах голосования вместе с предусмотренной настоящим Законом избирательной документацией, включая опечатанные избирательные бюллетени, список избирателей и списки членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, лиц, указанных в части 3 статьи 24 настоящего Закона, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протоколов, а также печать участковой комиссии передаются для хранения в муниципальную комиссию.
32. При наличии соответствующего оборудования данные протокола об итогах голосования сразу после подписания протокола членами участковой комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном на судне, находящемся в плавании, в отдаленной или труднодоступной местности, передаются по техническим каналам связи непосредственно в муниципальную комиссию с обязательным последующим представлением первого экземпляра протокола об итогах голосования, приложенных к нему документов и другой избирательной документации, предусмотренной частью 31 настоящей статьи, в муниципальную комиссию при первой возможности либо непосредственно, либо иным способом, обеспечивающим сохранность избирательной документации и доставку ее по назначению.
33. Использование технической системы передачи информации, передача, обработка и использование информации о выборах, в том числе переданных по техническим каналам связи данных протоколов об итогах голосования, производится в порядке и сроки, установленные федеральным законом, а в части, им не урегулированной, - Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
34. Если после подписания протокола об итогах голосования и направления его первого экземпляра в муниципальную комиссию участковая комиссия, составившая протокол, выявила неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных) в строках 1-11а протокола либо такая неточность выявлена муниципальной комиссией в ходе предварительной проверки правильности составления протокола, участковая комиссия обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в строки 1-11а протокола. Участковая комиссия, информируя лиц, указанных в части 3 статьи 24 настоящего Закона о проведении указанного заседания, обязана указать, что на нем будет рассматриваться данный вопрос. О принятом решении участковая комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола об итогах голосования, а также представителей средств массовой информации. В этом случае участковая комиссия составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: "Повторный". Указанный протокол незамедлительно направляется в муниципальную комиссию. Ранее представленный участковой комиссией в муниципальную комиссию протокол об итогах голосования приобщается к повторному протоколу. В случае необходимости внесения уточнений в строку 12 и последующие строки протокола проводится повторный подсчет голосов в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 63 настоящего Закона. Нарушение указанного порядка составления повторного протокола является основанием для признания этого протокола недействительным.
35. Данные протоколов участковых комиссий об итогах голосования размещаются в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет" в порядке, определяемом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.