Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Информационно-аналитический
1.1. Основные приоритеты, цели и стратегические задачи программно-целевого управления социально-экономическим развитием территории
Динамичное развитие всех сфер жизнедеятельности муниципального образования городской округ "город Махачкала" в 2007-2009 гг. обусловлено благоприятной внутриэкономической и внешнеэкономической конъюнктурой, формированием инвестиционной привлекательности столицы, развитием малого предпринимательства, вовлечением в хозяйственный оборот природно-сырьевого, общественно-инфраструктурного и хозяйственного потенциала столицы. Однако, наметившиеся высокие темпы развития не удалось сохранить в отдельных направлениях из-за наступившего мирового финансового и экономического кризиса.
В 2009 году объем отгруженной продукции увеличился по отношению к 2007 году на 44 процента, объем инвестиций - на 214 процентов, товарооборот - на 87,5 процента и объем платных услуг, оказываемых жителям города - на 53 процента (в сопоставимых ценах).
Дальнейшее наращивание темпов экономического роста невозможно без использования новых резервов диверсификации и развития экономической базы. Решение данной задачи требует совершенствования организационно-экономической работы и повышения эффективности программно-целевого управления развитием города.
Основной целью Программы, по-прежнему, остается повышение финансово-экономической самодостаточности города, расширение собственной экономической базы, рост благосостояния жителей г. Махачкалы, удовлетворение их материальных и культурных потребностей, создание комфортной среды для их проживания.
Для достижения этой цели необходимо, в первую очередь, укреплять и развивать сферу материального производства путем технического перевооружения предприятий, внедрения передовых технологий, освоения новых изделий, повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Промышленная политика в период с 2011 по 2015 годы должна быть ориентирована на решение следующих основных задач:
- повышение инвестиционной привлекательности предприятий;
- рост конкурентоспособности и качества выпускаемой продукции;
- повышение финансовой устойчивости предприятий;
- сохранение и создание новых рабочих мест;
У промышленности города имеются все основные предпосылки для решения этих задач, это:
- многоотраслевой характер промышленности;
- наличие значительной доли предприятий, способных выпускать наукоёмкую высокотехнологичную продукцию;
- обеспеченность квалифицированными трудовыми ресурсами.
Основными приоритетами развития строительного комплекса являются: наращивание объемов жилищного строительства с использованием механизмов ипотечного кредитования, накопительной схемы, приобретения жилья в рассрочку; обновление, модернизация основных фондов и повышение качества выпускаемой продукции; внедрение новых разработок в технологию строительства и производство строительных материалов; реконструкция и строительство объектов социально-культурного назначения и инженерной инфраструктуры.
Развитие инфраструктуры города Махачкалы требует постоянных финансовых вливаний, что возможно только при успешном исполнении бюджета городского округа город Махачкала Республики Дагестан. В этой связи, главной задачей Администрации городского округа на перспективу, по-прежнему, является формирование бездефицитного бюджета. Это предполагает эффективное использование собственной имущественной базы и активизацию частного сектора.
В сфере потребительского рынка отмечается перспективная тенденция процессов интеграции, внедрения сетевых технологий, преобразования рынков в торговые центры и комплексы, повышения уровня сервиса и обслуживания покупателей.
Основной задачей развития сферы услуг является увеличение спектра бытовых услуг, предлагаемых населению, обеспечение их доступности для всех категорий граждан.
Работа Администрации городского округа город Махачкала по вопросам стимулирования развития предпринимательства строится в соответствии с ежегодно разрабатываемой Программой поддержки предпринимательства. Её цель - совершенствование экономических, правовых и организационных основ развития предпринимательской деятельности, увеличение доли субъектов малого предпринимательства в объеме производства и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Для стабилизации положения на рынке труда в сложившихся условиях Программа предполагает концентрацию усилий на решении следующих задач:
- создание условий для ускорения трудоустройства безработных граждан;
- повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда;
- ведение работы по целевой поддержке лиц, потерявших работу;
- регулирование привлечения иностранной рабочей силы, а также приоритетное использование российских граждан на рынке труда;
- разработка механизма определения потребности организаций в выпускниках учреждений профессионального образования всех уровней, а также критериев оценки эффективности вложения бюджетных средств в профессиональное образование молодежи.
Роль жилищного фонда, инженерной и транспортной инфраструктуры города обусловлена необходимостью устойчивой и надежной эксплуатации жилых домов, объектов водопроводного, теплового, электрического и газового хозяйства, оптимального развития сети общественного транспорта и связи.
Целью данного направления является обеспечение устойчивых темпов повышения качества жизни горожан с комфортным и безопасным проживанием. Такая установка реализуется только на основе эффективного использования объектов жизнеобеспечения, повышения качества предоставляемых жилищно-коммунальных, транспортных услуг.
С начала реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве города приоритетными направлениями развития были и остаются: совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, социальная защита граждан, оптимизация процессов управления жилищным фондом, привлечение организаций различных форм собственности для оказания жилищно-коммунальных услуг, прием-передача в муниципальную собственность ведомственного жилищного фонда инженерных сетей и коммуникаций.
Инфраструктура коммунального хозяйства города ежегодно пополняется новыми сетями водо-, тепло-, газо- и электроснабжения. Однако, около 85% этих сетей (средний показатель) требуют капитального ремонта, что является актуальной задачей на перспективу.
Основными задачами в развитии системы пассажирского транспорта являются комплексное взаимоувязанное развитие всех видов пассажирского транспорта с целью обеспечения максимума удобств для жителей и сохранение приоритетности в развитии массовых видов городского пассажирского транспорта, повышение скоростей сообщения путем строительства скоростных дорог и уличных магистралей.
Основной задачей в области связи является дальнейшее развитие сетей связи всех операторов, действующих на территории города Махачкалы, и расширение спектра предоставляемых услуг.
Основной ориентир городской стратегии - это сохранение и приумножение человеческого потенциала, который невозможно осуществить без развития систем здравоохранения, образования, досуга, пропаганды здорового образа жизни, социального обеспечения, повышения социальной защищенности населения и уровня общественной безопасности, обеспечивающих формирование благоприятной социальной среды.
В условиях, когда руководством страны подчеркивается приоритетность образовательного национального проекта, необходимо решить задачи по усилению воспитательных функций образования, направленных на развитие творческого и исполнительного потенциала личности, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе.
Реализация поставленных перед столичной системой образования задач позволит совершенствовать муниципальную модель образования, ориентированную на специфические особенности республики, достижение мировых образовательных стандартов, интеграцию в российскую и международную систему образовательных связей.
Программа социально-экономического развития до 2015 года предусматривает развитие сферы здравоохранения с учетом мероприятий по реализации национального проекта. Это оснащение лечебных учреждений медицинским оборудованием, проведение профилактических мероприятий и обеспечение эффективного лечения сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, травматизма. Планируется совершенствование системы лекарственного обеспечения, дальнейшая компьютеризация учреждений здравоохранения.
Важнейшим направлением развития системы здравоохранения является поднятие уровня обеспеченности населения объектами здравоохранения до общероссийских норм.
Основным направлением в развитии сферы культуры и искусства столицы республики до 2015 года является сохранение культурного наследия, поиски путей адаптации отрасли к новым реалиям и использование экономических возможностей города для наращивания его духовного потенциала.
Приоритетным направлением развития сферы физкультуры и спорта является формирование долгосрочной стратегии укрепления здоровья всех возрастных групп населения, координация деятельности спортивных обществ, физкультурно-спортивных клубов, федераций по видам спорта и туризма, спортивных клубов организаций, учреждений и предприятий, коллективов физической культуры учебных заведений и трудовых коллективов.
В области социальной поддержки населения приоритетными направлениями являются: дальнейшее увеличение сети учреждений социального обслуживания населения, повышение качества жизни пожилых людей и инвалидов, обеспечение реабилитации детей, семей, женщин, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Основной целью правоохранительной деятельности является проведение единой и согласованной политики, основанной на принципах соблюдения законности всеми субъектами деятельности, баланса между интересами личности, общества, государства, взаимной ответственности всех субъектов по обеспечению правопорядка, что обеспечивает повышение безопасности в городе, нормальное существование и прогрессивное развитие жителей и гостей города, всех государственных, муниципальных и общественных институтов.
Перед органами внутренних дел стоят следующие задачи: повышение уровня общественной безопасности, результативности борьбы с преступностью, предупреждение и предотвращение проявлений терроризма и экстремизма; удержание контроля над криминогенной ситуацией, предполагающие снижение числа совершаемых преступлений, повышение раскрываемости преступлений, особенно тяжких и особо тяжких, своевременное реагирование на заявления и сообщения о правонарушениях, укрепление законности и правопорядка, дальнейшее совершенствование правовой базы правоохранительной деятельности, поэтапное формирование и совершенствование системы профилактики правонарушений.
Для обеспечения устойчивого, экологически безопасного развития города и окружающей среды, как целостной системы, создания благоприятной среды проживания и комфортных условий для жизнедеятельности и воспроизводства населения в городе должна быть принята и реализовываться "Экологическая программа города Махачкалы".
1.2. Общие сведения о территории
Город Махачкала - столица Республики Дагестан - основан в 1857 году. Столица Дагестана сегодня самый крупный экономический, административный, политический, научный и культурный центр Северо-Кавказского Федерального округа, в котором живет более полумиллиона жителей и свыше шестидесяти национальностей.
Столица Республики Дагестан занимает первое место среди городов Северо-Кавказского федерального округа по численности населения. Территория столицы занимает более 498 тысяч кв. км.
Город находится на пересечении железнодорожных, воздушных, трубопроводных и автомобильных магистралей, связывающих европейскую часть России с Кавказскими республиками бывшего СССР, что дает ему широкие возможности для ввоза-вывоза готовой продукции и сырья.
Махачкала - единственный незамерзающий морской порт России на Каспии. Она является крупным промышленным центром в Северо-Кавказском Федеральном округе.
Промышленное производство города Махачкалы специализируется на выпуске оборонной, пищевой, металлоперерабатывающей, электронной, рыбоперерабатывающей и другой продукции. В Махачкале сосредоточено около 30 процентов всего промышленного потенциала Республики Дагестан.
На долю города приходится две трети инвестиций и более половины оборота розничной торговли республики.
Махачкала является "донором" республиканского и федерального бюджетов: около 28,2 процентов налоговых поступлений, аккумулируемых на территории городского округа город Махачкала Республики Дагестан, поступает в федеральный бюджет, 45 процентов - в республиканский бюджет.
1.3. Особенности и итоги социально-экономического развития г. Махачкалы за 2009 год
В 2009 году были продолжены работы по реализации Инвестиционной программы развития и модернизации сетей электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на 2008-2012 годы.
Реализация этой программы проходила в условиях завершения первого этапа реформы ЖКХ, когда все предприятия жизнеобеспечения стали акционерными обществами, а многоквартирными домами управляли ТСЖ и специализированные компании.
Были преодолены временные сбои в электро-, тепло- и водоснабжении населения, обусловленные высоким износом сетей, возрастанием нагрузки в связи с ростом населения и дефицитом ресурсов. Проблема водоснабжения была решена на многие годы вперед, в завершающей стадии находится работа по расширению водоочистных сооружений для обеспечения качества поставляемой потребителям воды.
В 2009 году по реконструкции и модернизации сетей впервые темпы обновления и строительства превысили темпы естественного износа, что исключило неконтролируемый выход сетей из строя.
В 2009 году наблюдались чрезвычайные погодные отрицательные воздействия на городскую инфраструктуру: продолжительные проливные дожди и многократные штормовые, ураганные ветры, которые привели к подтоплению значительных территорий и выходу из строя на 2-3 дня региональных и городских электрических сетей.
Непрерывные осадки также привели к значительному износу и повреждению асфальтового покрытия улиц и магистралей города, которые потребуют значительных вложений для своего ремонта.
В 2009 году город продолжал интенсивно расти, особенно по темпам индивидуального жилищного строительства на сформированных в прежние годы строительных участках.
Город Махачкала продолжает динамично расти, здесь находят работу и жилье жители других районов и городов республики, нагрузки на инфраструктуру резко возросли. Бюджетная обеспеченность города ориентирована на 558 тысяч жителей, однако предварительные оценки Росстата, приведенные при подготовке города к переписи населения 2010 года, говорят о наличии в Махачкале около 700 тысяч человек постоянного населения. При этом следует учесть, что значительная часть постоянных работников коммерческих структур, сферы обслуживания и общепита являются жителями других городов и районов.
Махачкала вносит определяющий вклад в налоговые поступления республики, при этом является наименее обеспеченным муниципальным образованием по бюджетным расходам в пересчете на душу населения.
При финансировании города и в 2009 году не были учтены особенности Махачкалы как столицы республики и крупного города, где сосредоточены основные коммуникации, коммунальная, социальная и производственная инфраструктура региона, в результате чего были существенно ущемлены интересы города.
Существующая разница в финансовом обеспечении муниципальных образований приводится ниже.
Расходы местного бюджета Республики Дагестан за 2009 год в разрезе муниципальных районов и городов в пересчете на одного жителя
N п\п |
Наименование |
Расходы местного бюджета |
Численность населения (тыс.чел.) |
Расход на 1-го жителя (тыс.руб.) |
1 |
Республика Дагестан |
29764170,9 |
2737,3 |
10873,6 |
2 |
в том числе по муниципальным образованиям |
|||
3 |
МО "Агульский район" |
239511,0 |
10,6 |
22595,4 |
4 |
МО "Акушинский район" |
546797,0 |
52,5 |
10415,2 |
5 |
МО "Ахвахский район" |
276650,0 |
21,3 |
12988,3 |
6 |
МО "Ахтынский район" |
403747,5 |
31,6 |
12776,8 |
7 |
МО "Бабаюртовский район" |
410560,1 |
45,1 |
9103,3 |
8 |
МО "Бежтинский участок" |
171410,0 |
9,0 |
19045,6 |
9 |
МО "Ботлихский район" |
606992,6 |
53,4 |
11366,9 |
10 |
МО "Буйнакский район" |
644707,0 |
72,8 |
8855,9 |
11 |
МО "Гергебильский район" |
252816,6 |
19,2 |
13167,5 |
12 |
МО "Гумбетовский район" |
297495,0 |
18,5 |
16080,8 |
13 |
МО "Гунибский район" |
299249,0 |
25,6 |
11689,4 |
14 |
МО "Дахадаевский район" |
516582,0 |
37,4 |
13812,4 |
15 |
МО "Дербентский район" |
1001592,0 |
93,3 |
10735,2 |
16 |
МО "Докузпаринский район" |
326853,0 |
14,9 |
21936,4 |
17 |
МО "Казбековский район" |
394677,0 |
41,9 |
9419,5 |
18 |
МО "Кайтагский район" |
373578,0 |
34,6 |
10797,1 |
19 |
МО "Каякентский район" |
482870,7 |
55,3 |
8731,8 |
20 |
МО "Кизилюртовский район" |
531730,8 |
80,4 |
6613,6 |
21 |
МО "Кизлярский район" |
789510,0 |
66,0 |
11962,3 |
22 |
МО "Кулинский район" |
190067,2 |
10,3 |
18453,1 |
23 |
МО "Курахский район" |
253009,0 |
15,0 |
16867,3 |
24 |
МО "Лакский район" |
241313,2 |
12,0 |
20109,4 |
25 |
МО "Левашинский район" |
728162,0 |
68,7 |
10599,2 |
26 |
МО "Карабудахкентский район" |
735368,2 |
71,9 |
10227,7 |
27 |
МО "Кумторкалинский район" |
284468,0 |
23,8 |
11952,4 |
28 |
МО "Магарамкентский район" |
560181,0 |
61,2 |
9153,3 |
29 |
МО "Новолакский район" |
256416,0 |
27,4 |
9358,2 |
30 |
МО "Ногайский район" |
396951,0 |
22,5 |
17642,3 |
31 |
МО "Рутульский район" |
388670,0 |
22,5 |
17274,2 |
32 |
МО "Сергокалинский район" |
309271,0 |
31,5 |
9818,1 |
33 |
МО "Шамильский район" |
338147,0 |
26,0 |
13005,7 |
34 |
МО "Сулейман-Стальский район" |
570209,0 |
56,1 |
10164,2 |
35 |
МО "Табасаранский район" |
636681,0 |
54,2 |
11746,9 |
36 |
МО "Тарумовский район" |
316652,5 |
31,7 |
9989,0 |
37 |
МО "Тляратинский район" |
381573,4 |
23,1 |
16518,3 |
38 |
МО "Унцукульский район" |
382910,3 |
28,7 |
13341,8 |
39 |
МО "Хасавюртовский район" |
1181791,0 |
140,4 |
8417,3 |
40 |
МО "Хивский район" |
272322,0 |
20,0 |
13616,1 |
41 |
МО "Хунзахский район" |
486692,0 |
30,7 |
15853,2 |
42 |
МО "Цумадинский район" |
321312,5 |
22,7 |
14154,7 |
43 |
МО "Цунтинский район" |
248717,0 |
8,9 |
27945,7 |
44 |
МО "Чародинский район" |
237436,2 |
11,3 |
21012,1 |
45 |
Городские округа |
|||
46 |
город Махачкала |
4229348,6 |
558,0 |
7579,5 |
47 |
город Буйнакск |
715680,0 |
61,2 |
11694,1 |
48 |
город Дагестанские Огни |
575800,0 |
26,8 |
21485,1 |
49 |
город Дербент |
1550447,9 |
112,5 |
13781,8 |
50 |
город Избербаш |
969924,6 |
51,6 |
18797,0 |
51 |
город Каспийск |
1056777,0 |
84,1 |
12565,7 |
52 |
город Кизилюрт |
577637,0 |
47,5 |
12160,8 |
53 |
город Кизляр |
480132,0 |
50,9 |
9432,8 |
54 |
город Хасавюрт |
1014558,0 |
129,6 |
7828,4 |
55 |
город Южно-Сухокумск |
308216,0 |
11,1 |
27767,2 |
|
Все города, кроме Махачкалы |
7249172,5 |
575,3 |
12600,7 |
|
Все районы |
18285649,8 |
1604,0 |
11400,0 |
Важным показателем развития малого бизнеса и эффективности работы налоговых органов является величина налога на совокупный доход (ЕНВД, УСН, патент, единый сельхозналог) в пересчете на одного жителя.
Налог на совокупный доход муниципальных образований Республики Дагестан в пересчете на одного жителя
N п\п |
Наименование |
Налоги на совокупный доход (ЕНВД, УСН, патент, единый сельскохозяйственный налог) |
Численность населения (тыс.чел.) |
Налог на совокупный доход на 1-го жителя (руб.) |
1 |
Республика Дагестан |
527410,4 |
2737,3 |
192,7 |
2 |
в том числе по муниципальным образованиям |
|||
3 |
МО "Агульский район" |
2445,0 |
10,6 |
230,7 |
4 |
МО "Акушинский район" |
4675,0 |
52,5 |
89,0 |
5 |
МО "Ахвахский район" |
358,0 |
21,3 |
16,8 |
6 |
МО "Ахтынский район" |
3113,1 |
31,6 |
98,5 |
7 |
МО "Бабаюртовский район" |
2723,0 |
45,1 |
60,4 |
8 |
МО "Бежтинский участок" |
626,0 |
9,0 |
69,6 |
9 |
МО "Ботлихский район" |
3456,0 |
53,4 |
64,7 |
10 |
МО "Буйнакский район" |
3478,0 |
72,8 |
47,8 |
11 |
МО "Гергебильский район" |
1256,0 |
19,2 |
65,4 |
12 |
МО "Гумбетовский район" |
505,8 |
18,5 |
27,3 |
13 |
МО "Гунибский район" |
2213,0 |
25,6 |
86,4 |
14 |
МО "Дахадаевский район" |
10737,0 |
37,4 |
287,1 |
15 |
МО "Дербентский район" |
8125,0 |
93,3 |
87,1 |
16 |
МО "Докузпаринский район" |
997,0 |
14,9 |
66,9 |
17 |
МО "Казбековский район" |
2612,0 |
41,9 |
62,3 |
18 |
МО "Кайтагский район" |
3784,0 |
34,6 |
109,4 |
19 |
МО "Каякентский район" |
5476,0 |
55,3 |
99,0 |
20 |
МО "Кизилюртовский район" |
5328,4 |
80,4 |
66,3 |
21 |
МО "Кизлярский район" |
10284,0 |
66,0 |
155,8 |
22 |
МО "Кулинский район" |
572,6 |
10,3 |
55,6 |
23 |
МО "Курахский район" |
869,0 |
15,0 |
57,9 |
24 |
МО "Лакский район" |
774,1 |
12,0 |
64,5 |
25 |
МО "Левашинский район" |
4680,0 |
68,7 |
68,1 |
26 |
МО "Карабудахкентский район" |
7761,6 |
71,9 |
107,9 |
27 |
МО "Кумторкалинский район" |
1779,0 |
23,8 |
74,7 |
28 |
МО "Магарамкентский район" |
6262,3 |
61,2 |
102,3 |
29 |
МО "Новолакский район" |
1880,0 |
27,4 |
68,6 |
30 |
МО "Ногайский район" |
1955,0 |
22,5 |
86,9 |
31 |
МО "Рутульский район" |
2283,0 |
22,5 |
101,5 |
32 |
МО "Сергокалинский район" |
2356,0 |
31,5 |
74,8 |
33 |
МО "Шамильский район" |
1564,0 |
26,0 |
60,2 |
34 |
МО "Сулейман-Стальский район" |
5420,0 |
56,1 |
96,6 |
35 |
МО "Табасаранский район" |
3657,0 |
54,2 |
67,5 |
36 |
МО "Тарумовский район" |
4432,0 |
31,7 |
139,8 |
37 |
МО "Тляратинский район" |
125,0 |
23,1 |
5,4 |
38 |
МО "Унцукульский район" |
2775,7 |
28,7 |
96,7 |
39 |
МО "Хасавюртовский район" |
5427,0 |
140,4 |
38,7 |
40 |
МО "Хивский район" |
930,2 |
20,0 |
46,5 |
41 |
МО "Хунзахский район" |
1347,0 |
30,7 |
43,9 |
42 |
МО "Цумадинский район" |
2796,9 |
22,7 |
123,2 |
43 |
МО "Цунтинский район" |
425,0 |
8,9 |
47,8 |
44 |
МО "Чародинский район" |
343,6 |
11,3 |
30,4 |
45 |
Городские округа |
|||
46 |
город Махачкала |
248360,3 |
558,0 |
445,1 |
47 |
город Буйнакск |
7541,0 |
61,2 |
123,2 |
48 |
город Дагестанские Огни |
9651,0 |
26,8 |
360,1 |
49 |
город Дербент |
46120,1 |
112,5 |
410,0 |
50 |
город Избербаш |
22043,7 |
51,6 |
427,2 |
51 |
город Каспийск |
19995,0 |
84,1 |
237,8 |
52 |
город Кизилюрт |
9141,0 |
47,5 |
192,4 |
53 |
город Кизляр |
12789,0 |
50,9 |
251,3 |
54 |
город Хасавюрт |
17658,0 |
129,6 |
136,3 |
55 |
город Южно-Сухокумск |
1503,0 |
11,1 |
135,4 |
2. Промышленное производство
Предприятия промышленного комплекса города обеспечили в течение 2009 года стабильную работу. Объем отгруженной продукции и выполненных услуг превысил уровень 2008 года более чем на 16%, и достиг почти 6900,0 млн.руб.
Объем отгруженных товаров собственного производства на одного жителя города в истекшем году составил 12,4 тыс.руб., превысив уровень 2008 года на 2,7 тыс.руб.
В целом темпы роста промышленной продукции составили 116,9% к предыдущему году.
В год мирового финансового кризиса положительных производственных показателей добились такие крупные промышленные предприятия, как ОАО НИИ "Сапфир", ОАО "Денеб".
Рост объемов производства в 2009 году обусловлен также получением заказов через интегрированные структуры, развитием сотрудничества с Москвой, Санкт-Петербургом и другими российскими регионами, кооперацией с крупными российскими и иностранными компаниями, а также внедрением в стадию серийного производства новых видов конкурентоспособной инновационной продукции.
Ограничение дальнейшего роста промышленного производства на предприятиях оборонного комплекса определено износом основных фондов предприятий, который превышает 70-75%. Для предприятий: завод им.М. Гаджиева, Эльдаг, Махачкалинский стеклозавод, Завод сепараторов одним из выходов из создавшейся ситуации является включение их в федеральную программу развития оборонно-промышленного комплекса России на период до 2015 года.
Высокий уровень физического износа основных фондов и использование устаревших высокозатратных технологий характерны и для предприятий легкой и пищевой промышленности.
Все это является свидетельством, что кризисные явления в работе промышленных предприятий города и в 2009 году не преодолены, не созданы достаточные условия для экономической стабильности и роста, в том числе налогооблагаемой базы.
3. Сельское хозяйство
В 2009 году производством сельскохозяйственной продукции в городском округе город Махачкала занимались следующие сельскохозяйственные предприятия: МУП "8 Марта", МУП "Шамхальский", пригородные фермерские и личные подсобные хозяйства жителей города.
Сельхозтоваропроизводители городского округа специализируются на производстве мяса и молока, зерна, картофеля, овощей, винограда, плодово-ягодных культур.
В 2009 году наблюдается увеличение производства и реализации мяса на 200 тонн и молока на 30 тонн.
Администрацией г. Махачкалы разработана и утверждена Целевая программа развития муниципальных сельскохозяйственных предприятий и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2009-2011 годы.
Основными целями указанной программы являются повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, ускоренное развитие приоритетных отраслей аграрного сектора, сохранение и воспроизводство используемых земельных и других природных ресурсов, а также повышение уровня жизни сельского населения г. Махачкалы.
Объем финансирования Программы в 2009-2011 годах за счет городского бюджета составляет 5748,0 тыс.руб.
Ожидаемые результаты от реализации Программы это - увеличение объема производства продукции сельского хозяйства на 10-12 процентов и привлечение дополнительных инвестиций в основной капитал сельского хозяйства на 2009-2011 годы.
4. Инвестиционно-строительная деятельность
Строительный комплекс города Махачкалы представляет собой развитую, технически оснащенную инфраструктуру, включающую в себя более 50 строительных предприятий и организаций.
В 2009 году объем инвестиций из всех источников финансирования вырос, по сравнению с 2008 годом, на 14,2% и составил 34,9 млрд. рублей в сопоставимых ценах.
В 2009 году продолжалась работа по созданию условий для активизации жилищного строительства, прежде всего по инженерной подготовке перспективных площадок.
За 2009 год введено жилья общей площадью 242,5 тыс.кв.м. (рост 7,3%).
Площадь жилья, возведенного методом индивидуальной застройки, составила 161,4 тыс. кв. метров или 350% по отношению к объемам строительства 2008 г.
По капитальному строительству был проведен значительный объем работ.
Завершены работы по следующим объектам:
- строительство школы для начальных классов на территории школы N 13;
- строительство трансформаторных подстанций - 7 единиц;
- реконструкция ул. Казбекова;
- строительство водовода диаметром 700 мм по проспекту Гамидова протяженностью 4,6 км;
В текущем году продолжаются работы на следующих объектах:
- строительство школы на 1296 ученических мест в пос. Н.Кяхулай;
- строительство школы на 1296 ученических мест в пос. Семендер;
- строительство водоводов в поселках Ленинкент, Шамхал, Семендер;
- продолжение строительства железобетонного тоннельного коллектора диаметром 3 метра, протяженностью 16,8 км.;
- строительство II очереди очистных сооружений канализации: введены мощности ОСК на 120 тысяч кубометров в сутки, продолжаются работы по доведению их мощности до 350 тысяч кубометров очистки стоков в сутки;
- строительство Тарнаирских очистных сооружений водоснабжения;
- реконструкция улиц Гагарина, Азиза Алиева;
- реконструкция пр. Акушинского;
- реконструкция Родопского бульвара.
5. Транспорт и связь
В 2009 году проделана работа по улучшению транспортного обслуживания населения, совершенствованию улично-дорожной сети, повышению безопасности дорожного движения.
Пассажирские перевозки в г. Махачкале осуществляют автотранспортные предприятия ПАТП-1, ПАТП-2, МУПы "Махачкалатранс", "Махачкалатранс-1", "Махачкалинское троллейбусное управление".
В настоящее время в городе функционируют 6 автобусных, 3 троллейбусных, 64 микроавтобусных внутригородских маршрутов. Эти маршруты охватывают практически все районы города.
Проводится работа по упорядочению движения пассажирского и грузового транспорта.
Запрещены все стихийные и не отвечающие установленным требованиям стоянки и парковки автобусов и грузового транспорта, с которых осуществляются междугородние перевозки пассажиров и грузов.
Проведена работа по улучшению пассажирского обслуживания населения, регулированию и открытию новых маршрутов, упорядочению стоянок, парковок, обеспечению предрейсового контроля транспорта и медицинского осмотра, по улучшению безопасности дорожного движения. Создана рабочая группа для определения соответствия улиц города требованиям нормативов обеспечения БДД и принятия дополнительных мер по улучшению транспортно-эксплутационных качеств дорог.
Постоянно проводится работа по регулированию пассажирских перевозок в части изучения маршрутов движения для внесения соответствующих корректировок с учетом проведенных изменений в организации дорожного движения в центральной части города и не загруженности второстепенных улиц, определением остановочных пунктов для посадки и высадки пассажиров.
На заседаниях городской комиссии по обеспечению БДД подводятся ежеквартальные итоги работы, анализируется состояние аварийности в городе, состояние транспортной дисциплины, автотранспорта, улично-дорожной сети.
В 2009 г. Правительством РД для г. Махачкалы закуплены 20 троллейбусов, что увеличивает парк экологически чистого вида транспорта.
В 2009 году городским общественным транспортом перевезено 162,7 млн. человек или на 5,1% больше показателей предыдущего года. Пассажирооборот предприятий автотранспорта общего пользования составил 23778,0 млн. пассажирокилометров или на 32,9% больше показателей прошлого года.
Проделана работа по улучшению ситуации по представлению горожанам услуг связи.
На территории города расположено 107 предприятий связи, в том числе: ОАО "Дагсвязьинформ", Махачкалинский зональный узел связи, ОАО "Махачкала", "Дагестантелеком", "Лакония", АТС-69, АТС-66, АТС-60, ОАО "Вымпелком", "Мегафон", Махачкалинский почтамт, где установкой и обслуживанием, стационарных телефонов занимаются Центр технической электросвязи, АТС-69, АТС-66, АТС-60 и т.д.
В 2009 году (без учета ведомственной телефонной связи) установлено 500 стационарных телефонов.
6. Рынок товаров и услуг
Развитие потребительского рынка продолжает оставаться стабильным и динамичным. Оборот розничной торговли в 2009 году составил 145657,0 млн.руб., с ростом к уровню 2008 года на 12,7%, в сопоставимых ценах.
Оборот общественного питания в 2009 году составил 12518,9 млн. рублей, что на 9,5% выше по сравнению с уровнем аналогичного периода 2008 года.
В настоящее время на потребительском рынке города Махачкалы функционирует около 4 тысяч предприятий торговли и общественного питания. Обеспеченность торговыми площадями в городе составляет по продовольственной группе товаров - 280%, по промышленным товарам - 230%.
За счет инвестиций предпринимателей и самих субъектов торговли открыто и реконструировано более 400 торговых предприятия#, в том числе сеть супермаркетов "Караван", "Пятерочка", в микрорайоне "Узбекгородок" супермаркет "Ташкент", на площадях 9 и 29 магазинов открылись современные супермаркеты, гипермаркет "Апельсин" по ул. Насрудинова, супермаркет "Шафран" на ул. Дахадаева, гипермаркет "М-Видео", супермаркет "Столичный" и др.
На столичный рынок выходят федеральные и международные торговые сети: "Пятерочка", "Магнит", "М-Видео", "Россия".
Динамично развиваются сетевые структуры торговли, которых в городе около 50-ти, с общим количеством магазинов около 90 единиц. В городе имеется магазины эконом-класса, которые позволяют решить вопрос торгового обслуживания ветеранов войны и социально-незащищенных граждан.
Администрацией разработан план мероприятий по благоустройству предприятий потребительского рынка города Махачкалы, согласно которому проводится работа, направленная на повышение уровня архитектурно-художественного облика города. В настоящее время предприятиями потребительского рынка города проводятся мероприятия по внешнему оформлению фасадов, благоустройству прилегающих территорий.
Сфера услуг столицы функционирует рентабельно, растет объем услуг, оказываемых населению. В структуре платных услуг доля бытовых услуг составляет около 10,4%.
Бытовые услуги населению оказывают 1920 предприятий и частных предпринимателей всех форм собственности.
Обслуживание горожан и гостей города ведется по 21 основным направлениям, среди которых 11 являются социально-значимыми. Предприятиями оказывается 46 видов и форм бытовых услуг, что в целом удовлетворяет потребности населения города. В сервисной сфере работает более 15,4 тыс. человек. В основном, развитие сферы бытовых услуг осуществляется за счет внедрения нового оборудования и технологий с привлечением частных средств.
Услуги гостиничного комплекса сегодня оказывают современные гостиницы: Петровск, Президент, Махачкала, Усадьба, Ак-Гель, Затерянный замок, а также туристические комплексы Пляжный отель Джами, Взморье и др.
Ежегодно услугами гостиниц города пользуется около 70 тысяч гостей города Махачкалы.
7. Малое предпринимательство
Все более важное место в экономике города занимает малый и средний бизнес. За последние три года количество субъектов малого предпринимательства существенно увеличилось и в 2009 году превысило 18 тысяч. Всего в Махачкале в сфере малого бизнеса трудятся более 33 тысяч человек, что составляет почти 17% занятого в народном хозяйстве населения города. Создание новых рабочих мест положительно сказывается на снижении уровня безработицы, который сократился с 0,5% в 2008 году до 0,3% в 2009 году.
Рост уровня занятости в малом бизнесе, наряду с обновлением и модернизацией производственных фондов, положительным образом сказывающиеся на производительности труда, обусловили рост объема производства товаров, работ и услуг на малых предприятиях до 110,0 млрд. руб.
Малый бизнес из года в год увеличивает и объемы налоговых платежей в бюджеты различных уровней. Так, поступления от предпринимательской деятельности за 2009 год превысили 660,0 млн. рублей, или 16,7% от доходной части местного бюджета.
Отраслевая структура малого предпринимательства в городском округе город Махачкала Республики Дагестан на протяжении ряда лет остается неизменной. При этом большинство малых предприятий являются многопрофильными, что существенно повышает их устойчивость. По-прежнему более половины малых предприятий приходится на предприятия сферы торговли и общественного питания. Но, несмотря на это, в последнее время наметилась положительная тенденция увеличения количества малых предприятий, занимающихся производством товаров и услуг, востребованных потребителями.
Развитие малого предпринимательства в 2009 году было связано с проводимой государственной политикой по поддержке этого сектора экономики, предусматривавшей создание благоприятного предпринимательского климата и стимулирование его развития. Основным органом, регулирующим фонды поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в 2009 году, стал Комитет Правительства РД по поддержке малого предпринимательства. При Комитете были созданы два отраслевых ведомства, такие как, Фонд микрофинансирования субъектов малого предпринимательства и Фонд микросубсидирования субъектов малого предпринимательства.
Сегодня в городе, к сожалению, не сформировалась развитая инфраструктура поддержки малого бизнеса, хотя Администрацией г. Махачкалы принимаются всевозможные меры по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, понимая значимость этих мероприятий. постановлением Главы города Махачкала от 28.01.2009 г. N 209 принята Городская целевая программа развития малого и среднего предпринимательства в Махачкале на 2009-2011 годы. Данная программа предусматривает выделение на поддержку малого предпринимательства в трехлетний период 25,0 млн.руб. денежных средств из бюджета г. Махачкалы.
Одним из направлений деятельности Администрации г. Махачкалы должно стать финансово-кредитное обеспечение инициатив субъектов малого предпринимательства.
Внедряются новые прогрессивные финансовые технологии государственной поддержки предпринимательства, среди которых: возмещение процентных ставок по кредитам малому бизнесу; компенсация части расходов при страховании, в том числе залога; формирование гарантийного фонда для предоставления поручительств по кредитам.
Администрация города Махачкалы проводит большую работу в соответствии с Программой поддержки малого предпринимательства. Регулярно проводятся встречи с руководителями предприятий малого бизнеса, круглые столы и конференции, на которых обсуждаются возникающие вопросы в этой сфере, в организации которых немалую роль играет Комитет Правительства РД поддержки малого предпринимательства.
В целях предотвращения негативного влияния кризисных явлений, возникших на промышленных, строительных и других предприятиях, работающих на территории Махачкалы, в Администрации города создана рабочая группа по выработке мер противодействия финансовому кризису и определению действий, направленных на преодоление его негативных последствий, влияющих на наполнение городского бюджета. Разработан ряд антикризисных мероприятий по сохранению рабочих мест либо переподготовке высвобождающихся работников для работы в жилищно-коммунальном хозяйстве города; по организации взаимодействия промышленных предприятий с городским Центром занятости, по привлечению предприятий города к участию в конкурсах по поставке товаров и оказанию услуг для муниципальных нужд и др.
8. Финансы
По состоянию на 1 января 2010 года в бюджет города Махачкалы поступило доходов в объеме 3954,0 млн. рублей (110,6% годового задания), в том числе собственных - 2011,1 млн. рублей (91,9% годового задания).
Сумма расходов бюджета за год составила 4229,0 млн. рублей или 115,2% от годового плана.
С 01.01.2009 г. исполнение бюджета городского округа город Махачкала переведено на казначейскую систему исполнения. Бюджет городского округа город Махачкала на 2009 год и плановый период 2010, 2011 годов сформирован в соответствии с Законом Республики Дагестан "О бюджете республики Дагестан на 2009 год и плановый период 2010, 2011 годов".
Кроме того, с начала года произошло сужение базы доходной части бюджета городского округа. Теперь в число основных (по объему) бюджетообразующих поступлений входят доходы от эффективного использования имущества, находящегося в собственности городского округа.
Объем собственных доходов городского бюджета в 2009 году вырос по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 11,6%.
По-прежнему, главным источником наполнения бюджета города остается налог с доходов физических лиц, который составляет около половины собственных доходов городского бюджета.
Вторым по величине источником доходов бюджета городского округа город Махачкала является земельный налог, который составляет около 20% собственных доходов бюджета города, а также доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (неналоговые доходы) - почти 12%, к которым относятся платежи за землю, арендная плата, часть прибыли муниципальных предприятий. Эти доходы составили 250,8 млн. рублей, с ростом к соответствующему периоду 2008 года на 9%.
Администрацией городского округа город Махачкала проводится постоянная работа по пополнению и рациональному расходованию бюджетных средств. Средства, направляемые на приобретение товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, размещаются на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ.
Следует особо отметить хорошие показатели по налогу на совокупный доход (вмененка, упрощенка, патент, единый сельхозналог), который в 2009 году составил 248360,3 тыс.руб., что в пересчете на одного жителя составляет 460 рублей.
9. Занятость. Рынок труда
Демографическая ситуация, сложившаяся в последние годы, характеризуется повышением численности городского населения. Численность населения города удваивается каждые 20 лет. По состоянию на 01.01.2010 г. население города по данным статистики составило 556,1 тыс. человек, фактически в городском округе проживает (как свидетельствуют результаты предварительной переписи) около 700 тыс. человек. По темпам роста население столицы значительно опережает республику.
Так численность населения г. Махачкалы составила в:
1970 году - 199,8 тыс.чел.
1990 году - 337,4 тыс.чел.
2010 году - 558,0 тыс.чел. (факт 700 тыс.чел.).
Рост численности населения столицы республики идет за счет естественного прироста населения и миграции.
По предварительным оценкам переписчиков населения# столицы по состоянию на 01.01.2010 г. составило около 700 тыс. человек.
В г. Махачкале стабильно наблюдается рост рождаемости. Принятые Правительством РФ меры по улучшению демографической ситуации в стране (увеличение выплат по рождению детей, пособий по уходу за ребенком, единовременных выплат) положительно повлияли на ситуацию с рождаемостью. В городе Махачкале число родившихся увеличилось в 2009 г. на 4,3%, коэффициент рождаемости в расчете на 1000 жителей составил 16,4 промилле, что на 0,3 пункта больше, чем в 2008 г. Сохраняется тенденция превышения родившихся над умершими в 3,3 раза против 3,1 раза в 2007 г. Ежегодно численность населения столицы растет высокими темпами. При сохранении тенденции последних лет к 2020 г. численность города Махачкалы составит не менее 1 млн. человек.
Одним из важных критериев эффективности использования трудового потенциала является уровень занятости трудоспособного населения, который регулируется путем ежегодной реализации мероприятий программы занятости населения.
В течение 2009 года на предприятиях, организациях и учреждениях города создано 1173 рабочих мест, в том числе 889 постоянных, 34 сезонных, 253 временных. Уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2010 года составил 0,3% от численности экономически активного населения, что составляет 590 человек.
Ситуация на рынке труда города Махачкалы в 2009 году характеризовалась дальнейшим снижением численности безработных и уровня безработицы относительно соответствующего периода прошлого года.
10. Жилищное хозяйство
Жилищно-коммунальное хозяйство города Махачкалы представляет собой сложную в инженерном отношении и разнообразную по видам услуг отрасль жизнеобеспечения города. В системе жилищного хозяйства функционируют около 40 предприятий и организаций, общее количество работающих - свыше 1 тыс.чел. Этими предприятиями и организациями обслуживаются 6,6 млн.кв.м. общей площади жилых помещений. Кроме того, обслуживаемые площади из года в год увеличиваются также за счет ввода нового жилья в эксплуатацию.
Основным направлением деятельности жилищных предприятий являлось повышение качества и своевременное предоставление услуг, реализация мероприятий по капитальному и текущему ремонту жилищного фонда и оборудования, модернизации хозяйства.
Источниками финансирования расходов по предоставлению жилищно-коммунальных услуг являются платежи населения, средства городского бюджета, выделяемые на капитальный ремонт жилищного фонда, собственные и привлеченные средства.
11. Коммунальное хозяйство и благоустройство
Городское коммунальное хозяйство представляет собой совокупность услуг и работ, направленных на обеспечение бесперебойной работы инженерных коммуникаций, жизнеобеспечения, совершенствование и развитие транспортных сетей, содержание и обслуживание объектов внешнего благоустройства.
В настоящее время Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Махачкалы осуществляет координацию деятельности подведомственных предприятий.
Все ресурсопоставляющие и специализированные предприятия коммунального комплекса акционированы в 2008 году. Принята и реализуется Программа расширения и модернизации сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения на 2008-2012 годы.
1. По развитию и модернизации электрических сетей и обеспечению их устойчивого функционирования за 2009 год осуществлены следующие мероприятия:
- проложено 41 км. высоковольтных воздушных линий и 68 км. низковольтных воздушных линий электропередач;
- проложено под землей методом горизонтального бурения 89 км. кабельных линий (в том числе 34 высоковольтных, 55 низковольтных);
- введено в строй 5 новых фидеров (ЛЭП 6-10 киловольт);
- для подключения вновь построенных ЛЭП произведена модернизация 20 ячеек на подстанциях 35-110 киловольт;
- проложены новые кабельные линии к 220 жилым домам, всего за период с сентября 2008 по декабрь 2009 года заменены низковольтные кабели, питающие 340 домов;
- заменены силовые трансформаторы на новые повышенной мощности в количестве 152 штук;
- отремонтировано 102 трансформаторных пункта;
- вновь построено и реконструировано с полной заменой оборудования 12 трансформаторных пунктов;
- капитально отремонтировано 52 км воздушных линий 0.4, 6 и 10 киловольт с использованием проводов СИП-50, СИП-90, АС-50;
- капитально отремонтированы кабельные линии протяженностью 8,6 км.
Выполнены другие работы по замене устаревшего оборудования в горэлектросетях.
2. По линии ОАО "Махачкалатеплоэнерго" проделана следующая работа:
- замена дефектных участков тепловых сетей диаметром от 57 до 300 мм - 14,5 км, из них 5,5 с заводской теплоизоляцией - ППУ;
- текущий ремонт сетей - 5,7 км.;
- ремонт котлов с частичной заменой экранных труб - 75 котлов;
- замена запорной арматуры - 613 штук;
- изоляция теплотрасс - 14 км;
- замена насосов 32 единицы;
- ремонт насосов - 28 единиц, дымососов - 9 шт.;
- реконструкция котельной (Гаджиева, 198) с установкой 2-х новых котлов "Смоленск-2";
- восстановление в 11 котельных города системы химводоочистки;
- ремонт зданий котельных, установка пластиковых окон в двух котельных, замена кровли в 4-х котельных и боксах гаража;
- Капитальный ремонт котельной по ул. Тимирязева, 15 и центрального теплового пункта ЦТП по ул. А. Султана.
3. По линии Махачкалинской ТЭЦ (ООО "Лукойл-Ростовэнерго") выполнены ремонтные работы на сумму 45,079 млн. рублей.
На Махачкалинской ТЭЦ проведен ремонт КА N 5, электрохозяйства, системы химочистки воды и газоходов.
На котельных "ДЭМ", "БКК", "Пиковая" проведены капремонт парового котла, фильтров, замена насосов холодной воды, ремонт паровых и водогрейных котлов.
На присоединенных сетях осуществлена замена дефектных участков и ремонт оборудования Центрального теплового пункта (ЦТП).
В 2009 году инвестиции на реконструкцию сетей составили 40,068 млн.руб.
За их счет выполнены работы:
- реконструкция тепловой трассы диаметром 500 мм по ул. Г. Цадасы;
- реконструкция теплосети диаметром 400 мм по ул. Оскара;
- реконструкция теплосети диаметром 500 мм по ул. Лаптиева (школа N 29).
4. По водопроводным сетям, сооружениям и оборудованию силами подрядных организаций и собственными средствами ОАО "Махачкалаводоканал" реализовано 80 мероприятий на общую сумму более 170 млн.руб., всего заменено и проложено по водопроводным сетям 28,4 км. линий водоводов разного диметра.
Наиболее протяженные участки водовода были заменены по ул. Акаева (Д300 мм 1570 м); от поворота на поселок Н.Хушет до санатория "Дагестан" (Д 300 мм, 1150 м); поселке Семендер (Д1000 мм, 850 м); по ул. Омарова (Д500, 910 м) и другим, всего на 63 участках.
5. По канализационным сетям реализовано 16 мероприятий. Всего заменено и проложено канализационных сетей разного диаметра протяженностью 3,219 км.
В связи с паводками и затоплением территорий проведены мероприятия по ремонту и восстановлению сетей ливневой канализации и зачистке русел рек Тарнаирка и Талгинка.
6. В 2009 году была проделана значительная работа управляющими организациями и ТСЖ по ремонту жилищного фонда, в том числе:
- труб водоснабжения - 614 домов;
- труб центрального отопления - 590 домов;
- элеваторных узлов - 389 домов;
- бойлеров - 879 штук;
- запорной арматуры - 1417 штук;
- канализации - 395 домов;
- вводных электрических щитов - 501 дом;
- мягкой кровли - 302 дома;
- шиферной кровли - 231 дом.
7. Проделана большая работа по капитальному ремонту зданий и помещений муниципальных учреждений.
В 2009 году ремонтом были охвачены 28 школ, 23 детских сада, 13 объектов здравоохранения, 6 объектов социально-культурного и спортивного назначения.
В полном объеме завершены работы по капитальному ремонту 6 школ (4, 5, 24, 30, 40, 42), двух детсадов (9, 76), четырех объектов здравоохранения (женская консультация N 3, Амбулатория в п. Семендер, поликлиника N 2).
По ремонту систем отопления завершены работы в 8 школах, 9 детских садах, на 4-х объектах здравоохранения и спортшколе.
По ремонту кровель работы завершены в 9 школах, 5 садах, женских консультациях N 1 и N 4, амбулатории в пос. Кяхулай, поликлинике N 9, Бактериологической лаборатории, спортшколе им.Б. Ибрагимова.
Установлено игровое оборудование в 28-ми детских садах, построены заборы в 4-х школах (5, 42, 48, 55) и 4-х д/с (9, 22, 41, 76).
За 2009 г. и 1 квартал 2009 г. за счет средств городского и республиканского бюджетов было приобретено спецтехники и оборудования для подведомственных предприятий на сумму 15,7 млн.руб.
8. По благоустройству города также проделана определенная работа, несмотря на плохие погодные условия весной и осенью, когда несколько месяцев подряд шли проливные дожди, а с небольшими интервалами выпадали ясные дни.
В 278 дворовых территориях жилых домов, 18 территориях школ и спортплощадок, 12 дворовых территорий детских садов проведен ремонт асфальтового покрытия.
Осуществлены строительство и капитальный ремонт дорожного полотна на 54 улицах на площади 213,3 тыс.кв.м с укладкой 31,9 тыс. тонн асфальтобетона.
Интенсивно велись работы на магистралях Энгельса - Гагарина, Гамидова, Петра-I и других улицах по капитальному ремонту дорожного покрытия, прокладке ливневой канализации, линий водоводов, других инженерных сетей.
Обустроены семь гравийных дорог в микрорайонах и поселках города.
Определенная работа проведена по ямочному ремонту. В этом направлении не все удалось сделать из-за проливных дождей. В 2010 году ситуация будет кардинально исправлена.
В 2009 году были проведены работы по созданию стоянок для парковки автотранспорта, расширялись улицы, обустраивались парковочные кармашки для общественного транспорта по основным магистралям. В текущем году эта работа будет продолжена.
12. Образование
В 2009-2010 учебном году в городе Махачкале функционируют 148 образовательных учреждений, из них: школ - 57, детских садов - 66, учреждений дополнительного образования - 25. Имеются также 4 вечерние школы и центры образования. На начало 2009-2010 учебного года во всех школах города Махачкалы (в т.ч. частных) процессом обучения охвачено 65135 учащихся.
Система столичного образования планомерно развивается через механизм программно-целевого управления.
В 2009 году в г. Махачкале приняты программы развития системы образования и улучшения материально-технической базы образовательных учреждений:
Городская целевая программа "Одаренные дети" на 2009-2011 годы МО городской округ "город Махачкала";
Городская целевая программа "Об улучшении материально-технической базы в образовательных учреждениях МО городской округ "город Махачкала" на 2009-2010 годы";
Городская целевая программа "Организация питания учащихся в общеобразовательных учреждениях города на 2009-2011 гг. МО городской округ "город Махачкала".
В рамках реализации городских программ создаются условия для улучшения системы поддержки одаренных учащихся, улучшения качества питания, а также улучшения инфраструктуры образовательных учреждений. Практически в каждой школе работают медкабинеты. В образовательных учреждениях формируются банки данных о состоянии здоровья учащихся, разрабатываются межведомственные планы мероприятий по укреплению здоровья обучающихся.
Важнейшую роль в оздоровлении детей имеет школьное питание, по-прежнему остающееся предметом серьезного внимания и заботы городских властей. В 2009-2010 учебном году охват горячим питанием составил 39,3% (24435 учащихся) от общего числа учащихся. В 2008-2009 учебном году - 36,3% (22981 учащихся). На переоборудование столовых в отдельных образовательных учреждениях для организации качественного питания школьников выделено из городского бюджета около 3 млн. рублей.
В системе дошкольного образования города функционируют 66 детских садов и 5 прогимназий. По организационно-правовым формам ДОУ подразделяются на: муниципальные с бюджетным финансированием - 66 учреждений, ведомственные - 7, негосударственные (частные) - 2. Охват дошкольным образованием по городу составляет 37%.
В Махачкале традиционно ведется работа с одаренными учащимися в школах города - это участие в школьных, городских и республиканских олимпиадах и конкурсах.
Одним из главных приоритетов столичной системы образования является воспитание. Данная работа осуществляется и школой, и учреждениями дополнительного образования.
Деятельность Управления и отделов образования по воспитательно-профилактической работе среди учащихся образовательных учреждений осуществляется на основе постановления Главы города Махачкала от 18.04.2008 г. N 816 "Целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотикам и их незаконному обороту в городе Махачкала на 2009-2011 годы".
Во исполнение постановления Главы г. Махачкалы в школах столицы функционируют наркологические комиссии, которые являются вспомогательным звеном наркологической службы города.
Основными направлениями в воспитательной работе были также гражданское, патриотическое, правовое, экологическое воспитание, приобщение детей к культуре и традициям народов Дагестана. Большое внимание уделяется здоровьесбережению, профилактике дорожно-транспортного травматизма, предупреждению детской беспризорности, безнадзорности, правонарушений. В 2009 г. при Управлении образовании города создан Центр социально-психологической и правовой поддержки учащихся, педагогов и родителей.
В целях повышения педагогического мастерства в г. Махачкале ежегодно проводятся городские конкурсы: "Учитель года", "Лучший воспитатель", "Лучший вожатый", "Самый классный классный", а также конкурс педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям". Ежегодно в этих конкурсах участвуют более 100 педагогов. Призерами городских и республиканских этапов этих конкурсов в 2009 г. стали педагоги образовательных учреждений N 38, НОУ "Гулливер", ЦО "Академия детства", ЦРР N 50, Гимназия N 1.
Положительным стимулом к развитию образовательных учреждений является конкурс "Рейтинг образовательных учреждений города". В прошлом учебном году лучшими признаны МОУ NN 17, 26, 30, 34, 35, 38, 39, 52.
Разработан и утвержден план мероприятий реализации национального проекта "Образование" по следующим направлениям:
- поддержка и развитие лучших образовательных учреждений;
- внедрение современных образовательных технологий;
- повышение уровня воспитательной работы в школах.
Оказывается государственная поддержка общим образовательным учреждениям, внедряющим инновационные образовательные программы, осуществляется социальная поддержка лучших учителей.
В рамках реализации национального проекта "Образование" в 2008-2009 учебном году президентский грант получили 38 педагогов из образовательных учреждений NN 1, 3, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 15, 17, 22, 26, 31, 35, 38, 39, 44, 52, "Сафинат", "Сахаб". Школа "Гасанова" и прогимназия N 52 получили президентские гранты как образовательные учреждения, внедряющие инновационные программы. Гранты Президента РД в области образования присуждены учителям и руководителям образовательных учреждений N 38, НОУ "Гулливер", прогимназия N 66.
В целях стимулирования профессионального и творческого роста педагогов постановлением Главы г. Махачкалы Республики Дагестан от 09 сентября 2009 года N 3095 с 01 сентября 2009 г. введена новая система оплаты труда работников образовательных учреждений г. Махачкалы, а также аттестованы на высшую квалификационную категорию 120 работников, на первую 131, прошли курсы повышения квалификации более 1500 педагогов. В рамках национального проекта все школы г. Махачкалы бесплатно подключены к Интернету.
Летом 2009 года был организован отдых и оздоровление детей из малообеспеченных, многодетных, неблагополучных семей, воспитанников интернатов. Из городского бюджета на эти цели было выделено около 594,0 тыс. рублей, на которые было приобретено 1905 путевок в летние оздоровительные лагеря Республики Дагестан.
13. Здравоохранение
В 2007-2009 гг. значительно улучшилась оснащенность лечебно-профилактических учреждений города оборудованием, возросли укомплектованность участковой сети кадрами и качество профилактических мероприятий, увеличилась заработная плата участковых специалистов, медицинских работников учреждений родовспоможения. Расширяется объем работы по профилактике заболеваний.
В системе муниципального здравоохранения функционируют 34 учреждения и предприятия, в том числе 5 больничных учреждений общей мощностью 1060 коек и 24 амбулаторно-поликлинических учреждений мощностью на 2905 посещений в смену. На 01.01.2010 г. количество круглосуточных коек составило 1060, коек дневного пребывания - 18.
По инициативе Председателя Правительства РФ Путина Владимира Владимировича в стране была начата реализация национальных проектов, два из которых предусматривают совершенствование систем здравоохранения и образования.
Решением Собрания депутатов городского округа "город Махачкала" от 30.05.2008 г. N 10-9в утверждена Программа "Охрана здоровья населения в городском округе "город Махачкала" на 2008-2011 годы", в котором отражены основные мероприятия по реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.
По реализации национального проекта в городе Махачкале работают 20 взрослых и 5 детских учреждений здравоохранения, оказывающих амбулаторную поликлиническую помощь, родильные дома, женские консультации, Станция скорой медицинской помощи.
По состоянию на 01.01.2010 года организациям здравоохранения города поставлены 97 единиц диагностического оборудования на сумму свыше 82,5 млн. рублей.
Сформирован и ежемесячно обновляется регистр специалистов участковой службы, получающих дополнительные денежные выплаты.
В регистр включены (на 01.01.2010 г.): 202,5 участковых терапевтов, 176,5 участковых педиатров, 6 врачей общей практики (ВОП), 308,5 медицинских сестер участковых терапевтов, 255,25 медицинская сестра участковых педиатров, 11 медицинская сестра ВОП.# Всего - 959,75 участковых специалистов, таким образом, их общее количество увеличилось на 45,75 человек, в том числе врачей терапевтов - на 27,25, врачей педиатров - на 18,5 человек.
Дополнительные выплаты участковым специалистам города Махачкалы за 2009 год составили 78252 тыс.руб.
Согласно плану Управления здравоохранения Администрации г. Махачкалы ежегодно в г. Махачкале проводится диспансеризация сотрудников бюджетной сферы в возрасте 35-55 лет и работников вредных производств.
В женских консультациях и роддомах города выдано более 27257 тыс. родовых сертификатов.
По родовым сертификатам лечебными учреждениями получено 119590,2 тыс. рублей, из них на заработную плату выделено 61222,6 тыс. рублей, на приобретение лекарственных средств и расходного материала и на оснащение медицинским оборудованием и изделиями медицинского назначения - 58367,6 тыс. рублей.
Из федерального бюджета выделены дополнительные средства на проведение вакцинопрофилактики.
14. Махачкала - культурный центр Дагестана
Политика, проводимая Администрацией городского округа город Махачкала Республики Дагестан в сфере культуры и искусства, направлена на совершенствование форм культурно-массовой работы, развитие самодеятельного художественного творчества, возрождение и развитие национальных культур народов, населяющих столицу республики и сохранение сети учреждений культуры.
В столице Дагестана работает 7 домов культуры.
В городе Махачкале имеется 9 детских музыкальных и художественных школ, в которых обучается около 5,0 тысяч детей. Из года в год воспитанники музыкальных и художественных школ занимают призовые места не только в республиканских, но и во всероссийских и международных конкурсах.
Муниципальные библиотеки - одни из эффективных культурных, творческих организаций столицы, объединенных в одну централизованную библиотечную систему. Число читателей в библиотечной системе города составляет 75,1 тыс. человек, что на 2,0 тыс. человек больше плана. Зарегистрировано 642,0 тыс. посещений, а книговыдача составила около 1,6 млн. экземпляров.
Сегодняшние библиотеки имеют богатейшие информационные ресурсы: книжный фонд по всем отраслям знания составляет более 504,0 тыс. экземпляров. Только в 2009 году на комплектование фондов из бюджета города было выделено 2,9 млн. рублей, в том числе на подписку более 730 тыс. рублей, что в сравнении с 2008 годом больше на 2,5 млн. рублей.
В 2009 году в столице функционировали 4 кинотеатра, количество посадочных мест составляет 1720. Кинотеатрами города было обслужено около 2 млн. 300 тыс. зрителей.
Востребованными и доступными являются услуги парков культуры и отдыха.
15. Физкультура и спорт - здоровый образ жизни
В городе Махачкале серьезное внимание уделяется физическому воспитанию подрастающего поколения, расширению физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в дошкольных учреждениях, учебных заведениях всех типов по сохранению и укреплению здоровья, формированию у детей и учащихся потребности в физическом совершенствовании, здоровом образе жизни, профилактике правонарушений и негативных явлений среди несовершеннолетних, а также обеспечению для этих целей необходимых условий.
Работа в этих направлениях ведется в соответствии с Программой развития системы физической культуры, спорта и молодежной политики в городе Махачкале на 2009-2011 годы, утвержденной постановлением Главы города Махачкала от 20.01.2009 г. N 145. В 2009 году проведено 142 спортивно-массовых мероприятий, в которых приняло участие более 23765 человек (в 2008 г. в городе Махачкале проведено 83 спортивных мероприятий с участием 15500 человек).
В результате целенаправленной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы выросла массовость физкультурно-спортивного движения и материально-техническая база спорта, приняты меры по повышению качества подготовки физкультурных кадров и спортивных резервов. В 2009 году подготовлено: 2528 спортсменов массовых разрядов, 109 тренерам присвоена квалификационные категории (вторая, первая, высшая).
За период с 2006-2009 годы проделана значительная работа по подготовке высококвалифицированных спортсменов, членов национальных и олимпийских команд России. На Летних Олимпийских играх в г. Пекине (Китай) в составе сборной России принимали участие 3 сильнейших спортсменов города Махачкалы.
Специализированные спортивные занятия проводятся в 6 учреждениях города физкультурно-спортивной направленности.
В Махачкале физкультурно-спортивная деятельность организована в двух обществах ("Динамо", "Юность России") и 17 общественных федерациях по следующим видам спорта: вольной и греко-римской борьбе, самбо, дзюдо, легкой атлетике, волейболу, баскетболу, боксу, тхэквондо, шахматам, каратэ-до, ушу-саньда, художественной и спортивной гимнастике, настольному теннису, армспорту, футболу.
В 2009 году наращивалась спортивная база. Единовременная пропускная способность закрытых спортивных сооружений столицы доведена до 7210 человек. Отремонтировано 13 спортивных детских дошкольных учреждений и 21 площадка МОУ.
В городе значительно расширена сеть частных физкультурно-оздоровительных комплексов, представляющих также спортивно-оздоровительные услуги населению - всего 28 учреждений с охватом 5200 горожан.
16. Социальная защита населения
В 2009 г. одним из основных направлений работы Администрации являлась социальная защита граждан, пострадавших от воздействия радиации, реабилитированных, ветеранов войны и труда, инвалидов, семьи, материнства, отцовства и детства, принятие действенных мер по их реализации. В городском бюджете на 2009 г. было предусмотрено 220,7 млн.руб., которые направлены на финансирование льгот, субсидий на оплату жилья, выплат пособий, компенсаций, в т.ч. на проведение мероприятий социальной направленности и на организацию оздоровительного отдыха для детей из многодетных, малообеспеченных семей, воспитанников городских приютов.
Кроме того, в 2009 г. проведена большая работа по реализации Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ в сфере социальной защиты населения.
Семьям погибших сотрудников правоохранительных органов из городского бюджета выделено денежных средств в размере 4666,0 тыс.руб.
Администрацией города уделялось большое внимание реализации законодательных решений по охране семьи, материнства, детства, выполнение которых велось без задержек и в полном объеме.
В настоящее время в городе действует 4 социальных учреждения, в т.ч.:
- 2 стационарных учреждений социального обслуживания (1 дом ребенка, 1 для лиц без определенного места жительства);
- 2 дома-интерната (1 для детей инвалидов, 1 для престарелых и инвалидов взрослых).
Реализация мероприятий Программы позволит увеличить охват жителей города, нуждающихся в социальной помощи и услугах, проводить профилактику семейного неблагополучия, оказывать индивидуальную помощь семье и детям, оказавшимся в кризисных жизненных ситуациях, оказывать помощь детям-инвалидам, детям-сиротам в их социальной реабилитации. Администрацией г. Махачкалы в 2009 г. 20 детям-сиротам предоставлены квартиры
17. Молодое поколение Махачкалы
Махачкала является молодежным городом. Количество проживающих в городском округе в возрасте от 14 до 30 лет составляет сегодня более 200 тысяч человек, учащейся молодежи - около 70 тысяч, студенческой молодежи - 100 тысяч, детей моложе 14 лет - примерно 180 тысяч. Эти цифры говорят о важности работы, связанной с укреплением физического здоровья, организацией досуга и отдыха молодого поколения.
Работа с молодежью в городском округе город Махачкала строится в соответствии с Концепцией государственной молодежной политики в городе Махачкала на среднесрочный период (2008-2010 годы), а также с программами "Муниципальная (городская) целевая программа развития физической культуры, спорта и молодежной политики в г. Махачкале на 2009-2011 годы", "Развитие массовой физической культуры и спорта в Республике Дагестан на период до 2010 года", "Комплексная программа по противодействию религиозно-политическому экстремизму в г. Махачкале", "Комплексные меры противодействия злоупотребления наркотическими средствами и их незаконному обороту в г. Махачкале на 2008-2010 годы", по следующим направлениям:
- государственная поддержка молодых семей;
- трудоустройство, занятость, профориентация подростков и молодежи;
- гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи;
- социально-психологическая помощь молодежи, профилактика асоциальных проявлений в молодежной среде;
- организация досуга подростков и молодежи;
- научно-методическое, информационное и кадровое обеспечение реализации молодежной политики в городском округе город Махачкала.
Одним из важных направлений является решение социальных проблем молодежи. Необходимо принять городскую целевую программу "Жилье молодой семье", основной целью которой является увеличение рождаемости населения посредством улучшения жилищных условий молодежи.
В городском округе город Махачкала Республики Дагестан сохранена и продолжает эффективно функционировать система работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства.
Около 60% кружков и секций подростковых клубов имеют спортивное направление.
Одним из самых активных социальных слоев всего населения является студенческая молодёжь. Комитет по спорту, туризму и делам молодежи Администрации городского округа город Махачкала Республики Дагестан проводит совместную работу со студенческими клубами ВУЗов и ССУЗов. Ежегодно ВУЗы и ССУЗы Махачкалы принимают активное участие в мероприятиях районного, городского и республиканского масштаба, проводимых органами молодежной политики. Мероприятия, проводимые студенческими клубами, имеют не только развлекательный характер, но и воспитательный: регулярно проводятся лектории, встречи, "круглые столы", научные конференции. Большое значение уделяется мероприятиям, направленным на активизацию молодежи в пропаганде здорового образа жизни.
18. Уровень жизни населения
Среднемесячные денежные доходы населения за 2009 год выросли, по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, на 18,8% и составили на одного жителя 12166,6 руб. Среднедушевые денежные доходы по предварительным оценкам составили 14050 рублей. Здесь рост наблюдался по отношению к 2008 году на 13%.
Темп роста номинальной средней оплаты труда, рассчитанный с учетом индекса потребительских цен, составил 118,8%. Более высокими темпами росла заработная плата на предприятиях следующих видов экономической деятельности: предоставление услуг, производство нефтепродуктов, операции с недвижимым имуществом.
Темп роста реальной средней оплаты труда, рассчитанный с учетом индекса потребительских цен, составил 104%. Самую высокую заработную плату получают на предприятиях по производству нефтепродуктов - 41192,2 рублей, финансовой деятельности - 20479,8 рублей, связи - 15323,6 рублей, производство, распределение электроэнергии, газа и воды - 15247,6 рублей.
19. Организация муниципального управления
Среди важнейших условий экономического и социального развития Администрация города видит интеграцию всех информационных ресурсов, создание единой информационной среды, а также повышение прозрачности деятельности органов местного самоуправления и доступности информационных ресурсов для жителей города.
На городском уровне законодательно закреплены процедуры реагирования представительной и исполнительной властей на интернет-обращения, предложения граждан, что позволяет населению не только демонстрировать свою гражданскую позицию, но и оказывать влияние на процесс управления городом.
Четвертый год администрация города осуществляет обратную связь с горожанами посредством сети Интернет. С каждым годом растет популярность виртуальной приемной. В 2007 году было 101, в 2008 году 180, в 2009 году 303 интернет-обращений.
Деятельность Администрации города по созданию в Махачкале единого информационного пространства обеспечивает реализацию конституционных прав граждан, удовлетворение потребностей в информации, положительно влияет на эффективность функционирования органов местного самоуправления, а также повышение инвестиционной привлекательности города.
Администрация города первой среди муниципалитетов разместила в Интернете открытую геоинформационную систему. На сегодняшний день эта система включает: адресный план, ценовое зонирование земли по четырнадцати видам использования более чем в ста кварталах, правила землепользования и застройки, и др. На Интернет-сайте Администрации города Махачкалы действует "Портал Муниципального заказа", на котором размещается информация о проводимых конкурсах, котировках, аукционах и их итогах.
В разделе "Муниципальный заказ" за 2009 год опубликованы документы (извещения, протокола котировок, аукционов и т.д.) о 370 закупках (аукционы, котировки, конкурсы).
В разделе "Информационные сообщения" опубликованы сообщения о 26 проведенных торгах Комитетом по управлению имуществом по продаже земельных участков или другого муниципального имущества.
В разделе "Документы" опубликовываются все нормативно-правовые документы принимаемые Администрацией города и Собранием депутатов городского округа.
Налажена система мониторинга хода исполнения обращения в Администрацию города. Через Интернет-приёмную сайта Администрации любой заявитель сможет отследить и проконтролировать ход исполнения своего обращения, ФИО и контактные данные исполнителя, сроки исполнения и др. данные, зная уникальный код (штрих-код) своего документа.
Так же, эти сведения об исполнении писем, заявлений выводятся на Информационный киоск (Терминал) установленный на 1-м этаже Администрации г. Махачкалы. Такие информационные киоски, куда будут выводиться не только данные о ходе исполнения обращений граждан, но и вся информация о деятельности администрации, структурных подразделений будут установлены в администрациях районов города. Приемные дни руководителей, планируется установить в 3-х районных администрациях города, а так же в местах массового пребывания граждан.
В 2009 году в городе была подготовлена информационно-техническая и правовая база для создания многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Открытие центра состоялось 14 января 2010 года. Задачами создания МФЦ являются:
- предоставление возможности получения одновременно нескольких взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг нескольких организаций в одном месте (более 69 видов услуг, оказываемых более 20 организациями);
- организация информационного обмена со всеми органами власти и организациями с целью создания единой базы данных;
- удешевление для граждан и юридических лиц стоимости оформления документов при получении государственных и муниципальных услуг;
- создание Интернет-сайта МФЦ Махачкалы;
- снижение количества документов, предоставляемых гражданами и юридическими лицами для исполнения предоставления государственных и муниципальных услуг.
После его открытия из МФЦ в Управление архитектуры и градостроительства переданы 1200 дел.
С момента открытия МФЦ приняты около 3500 заявлений граждан об оказании той или иной услуги.
Исполнено - 200 дел; остальные в процессе согласования или уточнения.
Реализованные на сегодняшний день проекты позволяют сделать еще один шаг в направлении "информатизации" общества с целью оперативного влияния на процессы эффективного управления городом и привлечения дополнительных инвестиций.
Деятельность Администрации города широко освещалась в средствах массовой информации, по наиболее актуальным вопросам проводились пресс-конференции и "круглые столы".
В 2008-2009 годах ежедневно выходила телевизионная передача "Махачкала", в которой в прямом эфире выступали и отвечали на вопросы руководители подразделений Администрации города. Информация о деятельности Администрации города регулярно освещалась в программе "Вести-Дагестан", на каналах РГВК и ТВ-центр. На сайте Администрации города регулярно публиковались материалы о работах, проводимых в городе, совещаниях, выступлениях, интервью Главы города и руководителей подразделений, другие актуальные вопросы. Пользователи сайта имеют возможность присылать в Администрацию города свои замечания, жалобы и предложения. Посещаемость сайта постоянно растёт и на конец 2009 года составляла более 10000 человек в месяц. География посетителей охватывает весь мир.
В газете "Махачкалинские известия" опубликованы все нормативно-правовые документы Главы МО городской округ "город Махачкала".
20. Основные задачи развития города Махачкалы на период до 2015 г.
- создание условий для привлечения инвестиций;
- формирование благоприятного климата для предпринимательской деятельности;
- развитие социальной инфраструктуры, строительство объектов здравоохранения, образования, культуры, спорта, социальной защиты;
- реализация приоритетных национальных проектов на территории муниципального образования;
- реконструкция и модернизация инженерной инфраструктуры города;
- обеспечение бесперебойности работы жилищно-коммунального хозяйства;
- решение жилищной проблемы;
- улучшение качества медицинского обслуживания населения;
- пропаганда здорового образа жизни;
- обеспечение гарантий в получении качественных и разнообразных образовательных услуг;
- развитие культурного и духовного потенциала;
- устойчивое функционирование общественного транспорта, формирование транспортной системы, гарантированно и эффективно удовлетворяющей потребности в перевозках пассажиров.
Для решения задач социально-экономического развития города будет осуществляться мониторинг основных показателей развития экономики и социальной сферы; анализ эффективности применения существующей законодательной базы к условиям реального хозяйствования, согласование в рамках своих полномочий интересов субъектов хозяйственной деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.