Распоряжение Правительства Республики Дагестан
от 28 января 2011 г. N 17-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Пожарная безопасность в Республике Дагестан на 2011-2014 годы".
2. Определить:
государственным заказчиком - координатором республиканской целевой программы "Пожарная безопасность в Республике Дагестан на 2011-2014 годы" (далее - Программа) - Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Дагестан;
государственными заказчиками Программы - государственное учреждение при Правительстве Республики Дагестан "Центр обеспечения деятельности по гражданской обороне, защите населения и территории Республики Дагестан от чрезвычайных ситуаций", Министерство образования и науки Республики Дагестан, Министерство здравоохранения Республики Дагестан, Министерство труда и социального развития Республики Дагестан, Министерство культуры Республики Дагестан, Комитет по молодежной политике Республики Дагестан, Комитет по печати и массовым коммуникациям Республики Дагестан и муниципальные образования Республики Дагестан.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан составляет 723,653 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Дагестан обеспечить разработку проекта Программы и представить его в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан.
Временно исполняющий обязанности |
Р. Курбанов |
Концепция
республиканской целевой программы "Пожарная безопасность в Республике Дагестан на 2011-2014 годы"
(утв. распоряжением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 г. N 17-р)
1. Обоснование соответствия проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Дагестан
Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности и минимизация потерь вследствие пожаров является важным фактором устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации.
В Республике Дагестан в 2009 году произошло 894 пожара, в результате которых пострадало 69 человек (погиб 31 человек - из них 15 детей, травмировано 38 человек), материальный ущерб составил 79451 тыс. рублей.
Более 55 процентов пожаров происходит в жилом секторе. Размеры уничтоженной огнем жилой площади составляют более 3 процентов от объемов вводимого жилья.
В 2009 году на пожарах спасено более 300 человек. При этом уровень риска пожаров в Республике Дагестан выше, чем в других субъектах Российской Федерации.
Показатели риска пожаров характеризуют различные аспекты состояния пожарной безопасности в республике.
Так, частота пожаров, прежде всего, отражает общий уровень пожарной безопасности и эффективность превентивных противопожарных мероприятий, деятельность надзорных органов и мер, предпринимаемых гражданами и собственниками.
Индивидуальный риск и удельная величина ущерба главным образом характеризуют эффективность деятельности подразделений пожарной охраны, задействованных в тушении пожаров (время оперативного реагирования пожарной охраны, их техническую оснащенность, обучение личного состава и другие).
Уровень индивидуального риска зависит от экономических, социальных и территориальных факторов и наиболее критичен для групп населения с низким уровнем доходов и социальной адаптации.
Органами исполнительной власти республики и органами местного самоуправления в рамках своих полномочий осуществляются меры по обеспечению пожарной безопасности.
Анализ мер по обеспечению пожарной безопасности в Республике Дагестан в целом свидетельствует о недостаточной координации, необходимой для развития сил и средств обнаружения и тушения пожаров. Недостаточное информационное, техническое и технологическое обеспечение служб экстренного реагирования не позволяет обеспечить устойчивое снижение основных показателей риска пожаров для населения, территорий и конкретных объектов.
Особого внимания требует обеспечение пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей.
Важнейший показатель эффективности действий пожарной охраны - время оперативного реагирования (с момента сообщения о пожаре до его локализации и ликвидации). Его сокращение непосредственно влияет на последствия пожара (сокращение числа погибших, пострадавших, а также уменьшение материального ущерба).
Согласно требованиям статьи 76 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" подразделения пожарных частей на территории поселений и городских округов должны располагаться из расчета так, чтобы время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не превышало 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут.
Проведенный анализ за 2009 год показывает, что превышение времени оперативного реагирования на пожары в республике было зарегистрировано в 54 случаях, из них 52 раза - в сельской местности и 2 раза - в городах. Это явилось результатом того, что в Республике Дагестан из 1610 населенных пунктов неприкрытыми остаются 969 населенных пунктов (60,2 процента) с населением 684 тыс. человек (24,5 процента). В настоящее время в 20 муниципальных районах республики пожарная охрана отсутствует. В связи с этим тушение возникающих пожаров в этих районах стало серьезной проблемой.
Как показывают исследования, для снижения гибели людей при пожарах примерно на 20 процентов в год необходимо сократить среднее время сообщения о пожаре и среднее время следования на пожар на 15 минут от существующего в настоящее время. Сокращение времени локализации и ликвидации пожара на 1 минуту позволяет снизить ущерб от пожара в среднем на 400 рублей в расчете на 1 квадратный метр.
В Республике Дагестан не все объекты оснащены системами пожарной автоматики, а темпы оснащения этими системами низкие. В первую очередь это относится к объектам с массовым пребыванием людей, где может произойти пожар с трагическими последствиями (большое число погибших и травмированных, соответственно и значительный материальный ущерб).
На протяжении ряда лет вопросам пожарной безопасности уделялось крайне мало внимания. Материально-техническое оснащение объектов республики характеризуется высокой степенью изношенности основных фондов (зданий, сооружений, оборудования и инженерных коммуникаций), недостаточным финансированием мероприятий, направленных на повышение пожарной безопасности указанных объектов.
Характерными недостатками в обеспечении пожарной безопасности являются:
отсутствие или неисправность установок пожарной автоматики, систем оповещения, управления эвакуацией людей (эвакуационное освещение);
отсутствие или неисправность источников наружного противопожарного водоснабжения;
отсутствие оборудования противодымной защиты;
необеспеченность объектов индивидуальными спасательными устройствами и первичными средствами пожаротушения;
несвоевременное проведение обработки конструктивных деревянных элементов зданий огнезащитным составом;
отсутствие спасательных средств и устройств (индивидуальные средства защиты органов дыхания и зрения, спасательные лестницы);
слабые знания и навыки поведения обучающихся и сотрудников в чрезвычайных ситуациях и в случаях пожаров;
эксплуатация силовой и осветительной сети с грубыми нарушениями электротехнических правил;
высокая изношенность зданий и имеющегося оборудования;
применение печного отопления на объектах с массовым пребыванием людей (в основном в горной местности)
Практическое отсутствие средств на поддержание систем безопасности объектов республики на должном уровне приводит к ежегодному увеличению числа несчастных случаев и пожаров с большими материальными потерями.
Возникла острая необходимость в реализации комплекса мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности объектов, подведомственных Министерству образования и науки Республики Дагестан, Министерству здравоохранения Республики Дагестан, Министерству труда и социального развития Республики Дагестан, Министерству культуры Республики Дагестан, Агентству по лесному хозяйству Республики Дагестан, администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан, выполнение которых возможно лишь программным методом.
В Республике Дагестан зарегистрировано 3876 объектов с массовым пребыванием людей, в том числе 501 объект с ночным пребыванием.
Из общего количества объектов с массовым пребыванием людей не соответствуют требованиям пожарной безопасности и находятся в аварийном состоянии 483 объекта (12,4 процента), ветхом состоянии 374 (9,8 процента), размещены в приспособленных помещениях 291 (7,6 процента) и сборно-щитовых 286 объектов (7,5 процента) это в основном здания, построенные в 50-70 годах прошлого века, и нахождение людей в этих зданиях крайне рискованно и может привести в случае пожара к тяжелым последствиям, как это было в доме-интернате для глухонемых в 2004 году. Таким образом, 37,3 процента объектов с массовым пребыванием людей от общего числа находятся в неудовлетворительном состоянии.
За последние 5 лет в Республике Дагестан произошло 5452 пожара, в том числе: 138 пожаров на объектах с массовым пребыванием людей (на объектах образования - 55, здравоохранения - 27, административно-общественные учреждения - 353 и др.), материальный ущерб от пожаров составил 40303,0 млн. рублей, при пожарах погибло 193 человека, в том числе 54 детей, получили травмы 294 человека.
Ориентировочная стоимость восстановления и строительства новой сельской школы в республике составляет 55 млн. рублей (т.е. на восстановление 55 школ потребуется более 3 млрд. рублей), а человеческие жертвы при пожарах несоизмеримы ни с чем, их потери невосстановимы.
Анализ ряда пожаров, произошедших в Республике Дагестан в жилом секторе, на объектах здравоохранения, образования, культуры и социальной сферы за последние пять лет показал, что основными причинами, способствовавшими наступлению последствий, явились нарушения требований пожарной безопасности, в том числе ранее предписываемые органами государственного пожарного надзора для обязательного устранения, а также позднее сообщение о пожаре, невозможность подъезда пожарной техники к зданиям, отсутствие пожарных подразделений, несоблюдение требований пожарной безопасности, регламентирующий порядок действий работников при пожаре, грубейшее нарушение требований пожарной безопасности на путях эвакуации, отсутствие или неработоспособность автоматических систем противопожарной защиты зданий и сооружений, отсутствие наружного противопожарного водоснабжения и другие. Последние крупные пожары в Республике Дагестан, произошедшие в с. Анчих Ахвахского района и с. Цибари Цунтинского района, при которых без крова осталось более 500 человек, показали, чем грозит несвоевременное исполнение требований норм и правил пожарной безопасности.
Также проведенный анализ Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Дагестан (далее - ГУ МЧС России по РД) показал устойчивую динамику роста нарушений требований пожарной безопасности и, как следствие, количества лиц, привлекаемых к административной ответственности. В соответствии с предполагаемыми изменениями в Кодекс об административном правонарушении Российской Федерации сумма административных штрафов может увеличиться и составит более 2 млрд. рублей.
Так, за последние пять лет к административной ответственности было привлечено 32726 лиц, общая сумма наложенных штрафов составила 32805800 рублей. По 6144 объектам, находящимся в пожароугрожающем состоянии, материалы направлены в суд на административное приостановление деятельности, из них по 5237 объектам приняты решения о приостановлении деятельности, позволившие несколько стабилизировать обстановку с пожарами в республике.
Вместе с тем, как показали проведенные проверки, состояние противопожарной защиты многих объектов с массовым пребыванием людей все еще вызывает серьезное беспокойство. С многочисленными серьезными противопожарными нарушениями эксплуатируются многие учреждения с массовым пребыванием людей в городах Махачкала, Буйнакск, Хасавюрт, Дагестанские Огни, а также в Акушинском, Буйнакском, Бабаюртовском, Рутульском, Цумадинском, Тляратинском, Хунзахском, Гумбетовском, Казбековском, Ботлихском, Табасаранском, Гергебильском, Шамильском, Ногайском и других районах республики. В ряде случаев руководители муниципальных образований, ссылаясь на отсутствие денежных средств не принимают должных мер по обеспечению пожарной безопасности на подведомственных территориях и объектах.
Особое беспокойство вызывают объекты, подведомственные Министерству культуры Республики Дагестан. Процент выполнения предписаний госпожнадзора на указанных объектах, не превышает 40 процентов. На этих объектах имеющиеся системы автоматического тушения пожаров полностью выведены со строя, что существенно снижает безопасность людей при пожарах и может привести к крайне тяжким последствиям. В республике нет ни одного объекта культуры, полностью соответствующего требованиям норм и правил пожарной безопасности.
Для снижения среднего времени оперативного реагирования пожарной охраны требуется реализация комплекса мер, включающих создание интегрированных систем мониторинга противопожарной безопасности объектов, включающих информационно-навигационные системы, в том числе оповещения населения, оснащение противопожарных служб современными средствами связи для обеспечения координации их деятельности, межведомственного взаимодействия при тушении пожаров и спасении людей.
Основными направлениями деятельности обеспечения пожарной безопасности являются:
качественное повышение уровня обеспечения пожарной безопасности населения, территорий и объектов с массовым пребыванием людей;
оптимизация финансовых и материальных ресурсов, привлекаемых для ликвидации пожаров;
повышение эффективности мероприятий по минимизации риска пожаров, угроз жизни и здоровью.
Основными направлениями деятельности, которые могут обеспечить уменьшение рисков пожаров в Республике Дагестан, являются:
оптимизация финансовых и материальных ресурсов органов государственной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления, направляемых на решение проблем пожарной безопасности;
строительство и оснащение современными техническими средствами пожарных депо в первую очередь в населенных пунктах, на территории которых отсутствуют подразделения пожарной охраны;
развитие материально-технической базы и системы подготовки, профессиональных пожарно-спасательных подразделений;
развитие системы добровольных пожарно-спасательных подразделений;
внедрение новых инновационных технологий в области обнаружения пожаров и оповещения населения, а также создания средств спасения людей при пожарах и средств тушения пожаров;
реализация приоритетных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений, учреждений социальной защиты и здравоохранения.
оснащение современными установками пожарной сигнализации с выводом на пульты пожарных подразделений и прямых линий с единой дежурно-диспетчерской службой в первую очередь на объектах, которые относятся к маломобильным группам населения.
Настоящая Концепция разработана в соответствии с Порядком принятия решений о разработке, формировании и реализации республиканских целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от 7 мая 2008 г. N 141а "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации республиканских целевых программ".
2. Обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом
В настоящее время мероприятия в области обеспечения пожарной безопасности финансируются в основном за счет средств, выделяемых на осуществление текущей деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления. Решение проблемы требует применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий, концентрации ресурсов субъектов экономики и построения единой системы управления пожарной безопасностью в республике. Рассматриваемую проблему обеспечения пожарной безопасности в Республике Дагестан невозможно решить в приемлемые сроки за счет использования рыночного механизма без государственной поддержки.
С учетом существующего уровня риска пожаров в Республике Дагестан эффективное обеспечение пожарной безопасности может быть достигнуто путем увеличения объемов финансирования за счет средств бюджетов всех уровней, а также внебюджетных средств, направляемых на развитие и совершенствование системы обеспечения пожарной безопасности.
Государственное управление обеспечением пожарной безопасности на федеральном, региональном, межмуниципальном и муниципальном уровнях характеризуется нескоординированностью действий между субъектами управления.
Для решения рассматриваемой проблемы требуются принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений в области пожарной безопасности и повышения на этой основе эффективности системы обеспечения пожарной безопасности в республике.
Анализ информационных материалов, представленных органами исполнительной власти Республики Дагестан, в области обеспечения пожарной безопасности показал следующее:
Правительство Республики Дагестан, муниципальные образования выделяют значительные финансовые средства на мероприятия противопожарной безопасности, включающие оснащение системами пожарной безопасности и системами пожарной сигнализации общеобразовательных учреждений, учреждений социальной защиты, объектов здравоохранения и культуры, закупку специальной пожарной техники, оборудования, экипировки и расходных материалов, проведение превентивных мероприятий, а также на оказание помощи пострадавшим от пожаров;
несмотря на однородную структуру расходов, мероприятия не скоординированы, не связаны с планами развития государственной противопожарной службы и другими видами пожарной охраны.
На Государственном совете Российской Федерации, состоявшемся 2 июля 2005 года, был рассмотрен вопрос о необходимости передачи полномочий по организации тушения пожаров на территории Российской Федерации федеральным органам исполнительной власти. В развитие этого на оперативном совещании Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу о мерах пожарной безопасности на территории Российской Федерации, состоявшемся 3 сентября 2005 года, принято решение о возложении на федеральную противопожарную службу задач по организации и осуществлению тушения пожаров на территории Российской Федерации и об установлении численности федеральной противопожарной службы в количестве 220000 единиц. Также Указом Президента Республики Дагестан от 13 мая 2009 г. N 98 "О мерах по реализации Соглашения между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Правительством Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2008 г. N 211" полномочия в части решения вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального уровня Республиканская государственная служба по обеспечению мероприятий гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Дагестан упразднена. Постановлением Правительства Республики Дагестан от 1 сентября 2009 г. N 284 "О создании государственного учреждения при Правительстве Республики Дагестан "Центр обеспечения деятельности по гражданской обороне, защите населения и территории Республики Дагестан от чрезвычайных ситуаций" и государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов при Правительстве Республики Дагестан "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям" было создано государственное учреждение при Правительстве Республики Дагестан "Центр обеспечения деятельности по гражданской обороне, защите населения и территории Республики Дагестан от чрезвычайных ситуаций" (далее - ГУ "Центр ГО и ЧС"). Пунктом 6 данного постановления установлено, что управление силами и средствами ГУ "Центр ГО и ЧС" в период действия Соглашения между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Правительством Республики Дагестан о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасения людей на водных объектах осуществляет ГУ МЧС России по РД.
В то же время в соответствии со статьей 18 Федерального закона "О пожарной безопасности" к полномочиям органов государственной власти Республики Дагестан в области пожарной безопасности относятся:
организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;
разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;
разработка, финансирование и организация выполнения региональных целевых программ;
осуществление в пределах их компетенции социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в борьбе с пожарами;
оперативное управление подразделениями территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляемое в порядке делегирования полномочий без предоставления субвенций.
С учетом передачи полномочий по тушению пожаров на территории Российской Федерации федеральной противопожарной службе и с целью придания системности и скоординированности деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Дагестан и организаций в области обеспечения пожарной безопасности необходимо применение программно-целевого метода.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов и системное развитие инфраструктуры обеспечения пожарной безопасности на основе:
определения целей, задач, состава и структуры мероприятий и запланированных результатов;
концентрации ресурсов по реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере обеспечения пожарной безопасности;
повышения эффективности государственного управления в области обеспечения пожарной безопасности;
повышения результативности государственных и муниципальных инвестиций, использования материальных и финансовых ресурсов.
Дополнительные эффекты от применения программно-целевого метода будут достигнуты за счет:
информационной поддержки и создания инфраструктуры для ситуационного анализа рисков пожаров;
координации действий по поддержанию в необходимой готовности сил и средств реагирования на пожары;
реализации комплекса практических мер, исключающих причины возникновения пожаров;
обеспечения оперативного реагирования на пожары путем оптимизации размещения сил и средств.
Основанием решения проблемы являются: Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Перечень поручений Президента Российской Федерации от 12 марта 2009 года Пр-567 по результатам комплексной проверки деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по обеспечению прав и законных интересов престарелых, инвалидов и детей, проживающих в учреждениях здравоохранения, социальной защиты и образования с ночным пребыванием людей; постановление Правительства Республики Дагестан от 19 мая 2010 г. N 153 "Об организации обучения населения Республики Дагестан мерам пожарной безопасности", Протокол совместного селекторного совещания Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Контрольного управления Президента Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Инерционный сценарий развития системы обеспечения пожарной безопасности предполагает:
наращивание на 5-10 процентов в год от уровня 2009 года финансовых средств за счет финансирования мероприятий за счет бюджетов всех уровней;
пропаганду и информационное обеспечение пожарной безопасности в рамках ответственности собственников, органов государственного пожарного надзора, органов государственной власти республики и органов местного самоуправления.
При таком варианте решения проблемы невозможно в короткое время создать эффективные механизмы, обеспечивающие высокий уровень пожарной безопасности в республике.
Уровень риска пожаров в Республике Дагестан будет возрастать, количество пожаров к 2014 году может достигнуть до 1500 в год, число погибших за год - до 200 человек, получивших травмы при пожаре - более 250 человек. Сохранится тенденция роста ущербов от пожаров. Так, если материальный ущерб от пожаров с 2005 по 2009 год составил 351313,0 млн. рублей, то без принятия мер по обеспечению пожарной безопасности в республике прогнозируемый к 2014 году материальный ущерб может составить более 750 000,0 млн. рублей. Рост величины ущерба окажет негативное влияние на развитие экономики республики.
При таком подходе основными недостатками в обеспечении пожарной безопасности без использования программно-целевого метода по прежнему# будут являться:
отсутствие единой системы планирования и использования инвестиций на цели пожарной безопасности;
отсутствие системного планирования действий и использования ресурсов развития систем пожарной безопасности;
длительный период, необходимый для достижения приемлемого результата по снижению количества пожаров.
При этом неурегулированными остаются вопросы координации в области обеспечения пожарной безопасности.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
Использование программно-целевых механизмов в сфере обеспечения пожарной безопасности предполагается по следующим направлениям:
снижение риска пожаров до экономически и социально-приемлемого уровня по направлениям, не обеспеченным действенными законодательными и управленческими механизмами, а также необходимыми ресурсами;
создание механизмов стратегического планирования и межотраслевой координации по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
К задачам 1-го направления относятся следующие:
защищенность объектов с высоким уровнем пожарной опасности, объектов с массовым пребыванием людей, включая маломобильные группы населения, объектов культуры;
модернизация действующих и развертывание принципиально новых систем обеспечения пожарной безопасности, создание условий для продвижения современных технологий и развития нового сектора государственных и негосударственных услуг в области обеспечения пожарной безопасности;
создание высокомобильных подразделений пожарной охраны с максимально универсальными возможностями для работы в сельских и удаленных местах.
Реализация этой группы задач требует использования новых технических и организационных решений, обеспечивающих высокий уровень эффективности действий по предотвращению возникновения пожароопасной ситуации, локализации возникших очагов возгорания, заблаговременному оповещению населения о пожаре и его организованному выводу из пожароопасной зоны.
На объектах с высоким уровнем пожарной опасности, с массовым пребыванием людей, с сосредоточением маломобильных групп населения, объектах культуры требуется установить современные технические системы, обеспечивающие:
возможность определять не только факт возникновения пожара, но и возникновения условий, ведущих к пожару, включая простейшую диагностику, определяющую уровень пожарной опасности и причины ее возникновения;
оповещение о факте возникновения пожара и осуществление необходимого уровня информирования людей о характере угрозы и порядке действий населения применительно к конкретной угрозе;
эффективное автоматическое пожаротушение, при применении которого не создаются дополнительные факторы поражения людей и (или) разрушения ценных объектов;
эффективное спасение людей из зданий и сооружений, включая высотные сооружения, приводимые в действие не только специально подготовленным персоналом или людьми, находящимися в пожароугрожаемой ситуации, но и автоматическими или дистанционно управляемыми (например, с использованием сотовой связи) системами.
В рамках задач 2-го направления должны быть созданы условия для опережающего продвижения новых технических систем, а также модернизации уже имеющихся образцов.
Первоочередными мероприятиями по уменьшению рисков пожаров в Республике Дагестан являются:
внедрение инновационных технологий в области обнаружения пожаров и оповещения населения, а также создания средств пожаротушения;
внедрение новых технологий в области формирования у населения ответственного отношения к соблюдению правил пожарной безопасности;
создание автоматизированных систем оперативного управления подразделениями пожарной охраны, а также иными спасательными подразделениями, в том числе модернизация систем связи при тушении пожаров;
создание систем обнаружения и мониторинга обстановки в районах крупных техногенных и лесных пожаров;
реализация мероприятий по оснащению системами автоматической пожарной защиты и противопожарным оборудованием учреждений здравоохранения и социальной защиты (в интернатах и лечебных учреждениях для детей-инвалидов, хосписах и домах ветеранов), образовательных учреждений профессионального образования и других общеобразовательных учреждений (школы, лицеи и гимназии), а также объектов культуры.
Разработка и выполнение мероприятий республиканской целевой программы "Пожарная безопасность в Республике Дагестан на 2011-2014 годы" (далее - Программа) в области обеспечения пожарной безопасности могут быть выполнены по 2-м вариантам.
При 1-м варианте определяются основные цели Программы по решению всего комплекса проблем обеспечения пожарной безопасности в Республике Дагестан. Решение проблемы снижения риска пожаров будет осуществляться путем обоснованного выбора мероприятий по всем направлениям реализации Программы. Принятие этого варианта предполагает обеспечение пожарной безопасности на всей территории Республики Дагестан подразделениями пожарной охраны согласно принятым нормативам и их оснащение современными средствами пожаротушения в соответствии с полномочиями органов исполнительной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления.
При 2-м варианте выбирается комплекс мероприятий, обеспечивающих наилучшие результаты в достижении основных целей, при этом финансирование сосредоточено на наиболее эффективных и неотложных мероприятиях. Принятие этого варианта предполагает создание условий для обеспечения устойчивой тенденции к снижению риска пожаров в республике.
При 1-м варианте предполагается комплексное воздействие на все ключевые факторы, определяющие состояние пожарной безопасности в соответствии с требованиями и нормативами финансового обеспечения пожарной безопасности.
Для выполнения этого варианта необходимо не менее 3,5 млрд. рублей, при этом за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан потребуется 2,8 млрд. рублей.
При выполнении 1-го варианта предполагается сократить:
количество пожаров - на 60 процентов;
количество погибших при пожарах - на 50 процентов;
количество получивших травмы при пожарах - на 55 процентов;
материальный ущерб от пожаров - на 44 процента.
При 2-м варианте предполагается финансирование только приоритетных мероприятий в области обеспечения пожарной безопасности в республике.
При выполнении 2-го варианта Программы особое внимание будет уделено решению задачи обеспечения пожарной безопасности подразделениями пожарной охраны в населенных пунктах на территории Республики Дагестан, в которых в настоящее время не обеспечивается необходимый уровень пожарной безопасности.
Для этого предполагается в малонаселенных сельских поселениях развивать добровольную пожарную охрану.
Пожарная безопасность в городах, районах и столице Республики Дагестан будет обеспечиваться силами всех видов пожарной охраны.
Этот вариант позволит выйти к 2014 году на уровень обеспеченности подразделений противопожарной службы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Дагестан, основными видами пожарной техники согласно имеющейся штатной табельной потребности до 85 процентов (с учетом ежегодной убыли).
Для реализации этого варианта необходимо 1173,303 млн. рублей, при этом за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан потребуется 723,653 млн. рублей.
При выполнении 2-го варианта к 2014 году предполагается, что параметры риска пожаров на объектах с массовым пребыванием людей позволят сократить:
количество пожаров - на 9,3 процента;
количество погибших при пожарах - на 32,2 процента;
количество получивших травмы при пожарах - на 39,4 процента;
материальный ущерб от пожаров - на 30,7 процента.
5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом
Реализацию Программы предполагается осуществить в течение 4 лет (2011-2014 годы) в 2 этапа, при этом планируется осуществлять мероприятия за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, бюджетов муниципальных образований и частично - за счет федерального бюджета.
На первом этапе (2011-2012 годы) основными задачами Программы являются следующие:
строительство и оснащение современными техническими средствами пожарных депо в первую очередь в 9 районах республики, на территории которых отсутствуют подразделения пожарной охраны, 2 городах и 1 поселке городского типа, из них 3 пожарных депо - за счет федерального бюджета;
реализация мероприятий по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений, учреждений социальной защиты и здравоохранения, объектов культуры;
внедрение на территории республики системы общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН);
проведение мероприятий, направленных на соблюдение правил пожарной безопасности населением.
На втором этапе (2013-2014 годы) основными задачами Программы являются следующие:
снижение пожарной опасности зданий и сооружений;
развитие на территории республики системы общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН);
продолжение строительства и оснащения современными техническими средствами пожарных депо в 5 районах республики, на территории которых отсутствуют подразделения пожарной охраны;
проведение работ по развитию и внедрению необходимых мер по предупреждению и тушению пожаров.
6. Предложения, касающиеся объема и источников финансирования Программы
Объем и источники финансирования Программы для 2-го варианта приведены в приложении N 1 к настоящей Концепции.
Общий объем финансирования Программы составляет 1173,303 млн. рублей, в том числе за счет средств:
федерального бюджета - 309,65 млн. рублей;
республиканского бюджета Республики Дагестан - 723,653 млн. рублей;
бюджетов муниципальных образований - 140,0 млн. рублей.
Объемы финансирования по направлениям Программы приведены в приложении N 2 к настоящей Конецепции#.
Объем и источники финансирования мероприятий Программы будут ежегодно уточняться исходя из возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан.
При выполнении намеченных в Программе мероприятий предполагается обеспечить устойчивую тенденцию к снижению пожарных рисков, создать эффективную скоординированную систему обеспечения пожарной безопасности, укрепить материально-техническую базу функционирования пожарной охраны.
Целевыми показателями Программы являются количество зарегистрированных пожаров, погибших, получивших травмы и материальный ущерб, а также количество населенных пунктов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности. Значения целевых показателей для различных вариантов Программы и сроки ее реализации приведены в приложении N 3 к настоящей Концепции.
По критерию, определяющему эффективность и стоимость Программы, наиболее приемлемым является 2-й вариант, который позволяет обеспечить на объектах с массовым пребыванием людей достижение результата снижения пожарных рисков от прогнозируемых на 40 процентов в минимально короткие сроки и создает условия для дальнейшего их снижения.
7. Предварительная оценка экономической эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
При выполнении намеченных в Программе мероприятий предполагается достичь социально и экономически приемлемого уровня пожарной безопасности, создать эффективную скоординированную систему противодействия угрозам пожарной опасности, укрепить материально-техническую базу и обеспечить благоприятные условия для функционирования пожарной охраны.
Предусматриваемые затраты за счет всех источников позволят сократить количество пожаров.
Экономическая эффективность мероприятий Программы в связи со спецификой решаемых проблем может быть представлена следующими видами показателей:
снижение затрат на достижение целей мероприятий Программы путем финансирования только приоритетных мероприятий в области обеспечения пожарной безопасности в республике;
снижение потерь в экономике;
уменьшение экологического ущерба;
увеличение количества населенных пунктов на территории Республики Дагестан, в которых будет обеспечиваться необходимый и достаточный уровень пожарной безопасности;
сохранение здоровья и жизни людей.
Проведенный анализ показал, что прогнозируемый ущерб от пожаров без применения программно-целевого метода за 4 года составит 550 млн. рублей, а при применении программно-целевого метода - 150 млн. рублей. Предотвращенный ущерб в этом случае составит 400 млн. рублей.
Прогнозируемое количество погибших при пожарах при отсутствии Программы за 4 года составит 310 человек, а при наличии Программы - 235 человек, что позволит сохранить жизнь 75 человек.
В 14 районах республики будут созданы подразделения пожарной охраны, что обеспечит некоторый уровень пожарной безопасности на их территории.
8. Предложения по участию органов исполнительной власти Республики Дагестан, ответственных за формирование и реализацию Программы
Органами исполнительной власти Республики Дагестан, ответственными за формирование и реализацию Программы, являются: Министерство образования и науки Республики Дагестан, Министерство здравоохранения Республики Дагестан, Министерство труда и социального развития Республики Дагестан, Министерство культуры Республики Дагестан, Комитет по молодежной политике Республики Дагестан, Комитет по печати и массовым коммуникациям Республики Дагестан, ГУ "Центр ГО и ЧС", муниципальные образования Республики Дагестан.
9. Предложения, касающиеся участия федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию Программы
Территориальным органом федерального органа исполнительной власти, ответственным за формирование и реализацию Программы, является ГУ МЧС России по РД.
10. Предложения, касающиеся государственных заказчиков и разработчиков Программы
Государственным заказчиком-координатором Программы целесообразно определить Главное управление МЧС России Республики Дагестан.
Предлагаются следующие государственные заказчики Программы: Министерство образования и науки Республики Дагестан, Министерство здравоохранения Республики Дагестан, Министерство труда и социального развития Республики Дагестан, Министерство культуры Республики Дагестан, Комитет по молодежной политике Республики Дагестан, Комитет по печати и массовым коммуникациям Республики Дагестан, ГУ "Центр ГО и ЧС".
Основными направлениями работы государственных заказчиков Программы приведены в приложение N 4 к настоящей Концепции.
В приложении N 5 указано распределение объемов финансирования Программы между государственными заказчиками.
Разработчиками Программы предлагается определить: Министерство образования и науки Республики Дагестан, Министерство здравоохранения Республики Дагестан, Министерство труда и социального развития Республики Дагестан, Министерство культуры Республики Дагестан, Комитет по молодежной политике Республики Дагестан, Комитет по печати и массовым коммуникациям Республики Дагестан.
11. Предложения, касающиеся возможных вариантов форм и методов управления реализацией Программы
Механизм реализации Программы базируется на принципах партнерства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления, а также разграничения полномочий и ответственности всех участников Программы. Решение задачи по формированию и эффективному управлению реализацией Программы будет осуществляться путем обоснованного выбора форм и методов управления на основе разграничения уровней управления и распределения функций между органами управления реализацией Программы.
Реализация Программы будет осуществляться на основе смешанного метода управления на 3 уровнях:
стратегический уровень, включающий Правительство Республики Дагестан;
тактический уровень, включающий государственного заказчика-координатора, государственных заказчиков Программы;
оперативный уровень, включающий органы управления реализацией Программы, осуществляющие текущее управление.
Использование этого метода представляется оптимальным, поскольку имеется ряд преимуществ, основными из которых являются:
обеспечение управления реализацией Программы без излишней бюрократизации;
учет интересов государственных заказчиков Программы при принятии важных решений на тактическом уровне с одновременным обеспечением высокой эффективности процесса управления реализацией Программы;
предоставление государственным заказчикам Программы необходимой и достаточной самостоятельности в процессе текущего управления реализацией Программы при одновременном осуществлении государственным заказчиком-координатором Программы оперативного контроля за реализацией комплексных мероприятий.
Приложение N 1
к Концепции республиканской целевой
программы Пожарная безопасность
в Республики Дагестан
на период до 2014 года
Целевые показатели
республиканской целевой программы "Пожарная безопасность в Республики Дагестан на период до 2014 года"
N п.п |
Целевые показатели |
2009 г. |
Базовый 2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Вариант N 1 | |||||||
1 |
Снижение по отношению к показателю 2009 года |
|
|
|
|
|
|
|
количества зарегистрированных пожаров (шт.) |
894 |
890 |
690 |
510 |
340 |
180 |
|
количества гибели людей (чел.) |
31 |
29 |
22 |
15 |
7 |
0 |
|
количества населения получившего травмы (чел.) |
38 |
35 |
24 |
17 |
8 |
0 |
|
экономического ущерба (млн.руб.) |
79,451 |
75,0 |
60,0 |
42,0 |
27,0 |
12,0 |
2. |
Снижение количества населенных пунктов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности (%) |
100 |
90 |
70 |
40 |
15 |
0 |
Вариант N 2 | |||||||
1 |
Снижение по отношению к показателю 2009 года |
|
|
|
|
|
|
|
количества зарегистрированных пожаров (шт.) |
894 |
893 |
870 |
850 |
830 |
810 |
|
количества гибели людей (чел.) |
31 |
31 |
27 |
25 |
23 |
21 |
|
количества населения получившего травмы (чел.) |
38 |
29 |
28 |
26 |
24 |
23 |
|
экономического ущерба (млн.руб.) |
79,451 |
126,214 |
70,0 |
65,0 |
60,0 |
87,4 |
2. |
Снижение количества населенных пунктов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности (%) |
100 |
90 |
80 |
70 |
60 |
50 |
Примечания: 1. Для 1-го варианта - всего более 3,5 млрд. рублей, за счет средств республиканского бюджета более 2,8 млрд. рублей.
2. Для 2-го варианта - всего 1173,303 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 309,65 млн. рублей, республиканского бюджета - 723,653 млн. рублей, бюджета муниципальных образований - 14 0,0 млн. рублей.
Приложение N 2
к Концепции республиканской целевой
программы "Пожарная безопасность
в Республики Дагестан
на период до 2014 года"
Объемы и источники
финансирования республиканской целевой программы "Пожарная безопасность в Республике Дагестан на период до 2014 года" за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета и бюджета муниципальных образований Республики Дагестан по годам
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
Источники финансирования |
Всего |
по годам |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
1214 |
||
Федеральный бюджет |
309,65 |
106 |
203,65 |
- |
- |
Республиканский бюджет |
723,653 |
178,448 |
190,292 |
168,451 |
185,462 |
Муниципальный бюджет |
140 |
40 |
50 |
30 |
20 |
Всего: |
1173,303 |
324,448 |
443,942 |
198,451 |
205,462 |
Приложение N 3
к Концепции республиканской целевой
программы "Пожарная безопасность
в Республики Дагестан
на период до 2014 года"
Объемы
финансирования по направлениям республиканской целевой программы "Пожарная безопасность в Республике Дагестан на период до 2014 года" за счет средств различных видов бюджетов
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
Направления Программы |
Объем расходов |
|||
Всего |
Федеральный бюджет |
Республиканский бюджет |
Бюджет муниципальных образований |
|
1.Строительство и оснащение современными техническими средствами пожарных депо в первую очередь в населенных пунктах, на территории которых отсутствуют подразделения пожарной охраны; |
634,71 |
290 |
204,71 |
140 |
2. Развитие материально-технической базы и системы подготовки пожарных подразделений; |
7 |
|
7 |
|
3. Реализация приоритетных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений, учреждений социальной защиты, здравоохранения и культуры; |
497,75 |
|
497,75 |
|
4. Внедрение передовых инновационных технологий в области обнаружения пожаров и оповещения населения (ОКСИОН); |
29,65 |
19,65 |
10 |
|
5. Реализация мероприятий по обучению населения мерам пожарной безопасности, в том числе и проведение мероприятий, направленных на соблюдение правил пожарной безопасности населением. |
4,193 |
|
4,193 |
|
Всего: |
1173,303 |
309,65 |
723,653 |
140,0 |
Приложение N 4
к Концепции республиканской целевой
программы "Пожарная безопасность
в Республики Дагестан
на период до 2014 года"
Основные направления работ
государственных заказчиков республиканской целевой программы "Пожарная безопасность в Республике Дагестан на период до 2014 года"
Основными направлениями работ Министерства образования и науки Республики Дагестан, Министерства здравоохранения Республики Дагестан, Министерства труда и социального развития Республики Дагестан, Министерства культуры Республики Дагестан, муниципальных образований городов и районов Республики Дагестан по реализации Программы являются:
реализация приоритетных мероприятий и качественное повышение уровня обеспечения пожарной безопасности подведомственных объектов;
внедрение новых инновационных технологий в области обнаружения пожаров и оповещения, а также создания средств спасения людей при пожарах и средств тушения пожаров;
оснащение объектов источниками водоснабжения для целей пожаротушения;
организация обучения различных категорий специалистов учреждений и организаций правилам пожарной безопасности;
Основными направлениями работ Комитета по молодежной политике Республики Дагестан по реализации Программы являются:
проведение мероприятий вовлечения молодежи в мероприятия по предупреждению пожаров, развитию юношеского пожарно-прикладного спорта;
организация летнего профильного лагеря;
Основными направлениями работ Комитет# по печати и массовым коммуникациям Республики Дагестан по реализации Программы являются:
- издание наглядных материалов, учебной и методической литературы по вопросам обучения населения мерам пожарной безопасности и их распространение;
Основными направлениями работ Государственного учреждения при Правительстве Республики Дагестан "Центр ГО и ЧС" по реализации Программы являются:
- строительство и оснащение современными техническими средствами пожарных депо в первую очередь в населенных пунктах, на территории которых отсутствуют подразделения пожарной охраны;
- развитие материально-технической базы и системы подготовки пожарных;
- создание интегрированных систем мониторинга противопожарной безопасности объектов, включающих информационно-навигационные системы, в том числе оповещения населения (ОКСИОН);
Основными направлениями работ муниципальных образований городов и районов Республики Дагестан по реализации Программы являются:
внедрение новых инновационных технологий в области обнаружения пожаров и оповещения, а также создания средств спасения людей при пожарах и средств тушения пожаров;
реализация приоритетных мероприятий и качественное повышение уровня обеспечения пожарной безопасности подведомственных объектов (в первую очередь объектов с массовым пребыванием людей);
оснащение населенных пунктов источниками водоснабжения для целей пожаротушения;
реализация мероприятий по обучению населения мерам пожарной безопасности, в том числе и проведение мероприятий, направленных на соблюдение правил пожарной безопасности населением;
организация обучения различных категорий специалистов учреждений их организаций правилам пожарной безопасности.
Приложение N 5
к Концепции республиканской целевой
программы "Пожарная безопасность
в Республики Дагестан
на период до 2014 года"
Распределение
объемов финансирования республиканской целевой программы "Пожарная безопасность в Республики Дагестан на период до 2014 года" между государственными заказчиками
(млн. рублей)
Источники финансирования |
Всего |
по годам |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
1214 |
||
Федеральный бюджет | |||||
- МЧС России |
309,65 |
106,0 |
203,65 |
- |
- |
Республиканский бюджет | |||||
- ГУ "Центр ГО и ЧС" |
221,71 |
41,877 |
63,278 |
46,528 |
70,027 |
- Минобрнауки РД |
121,801 |
33,388 |
30,471 |
30,001 |
27,941 |
- Минздрав РД |
166,132 |
44,283 |
42,38 |
41,48 |
37,989 |
- Минтруд РД |
32,1 |
11,625 |
8,825 |
6,905 |
4,745 |
- Минкультуры РД |
177,712 |
46,428 |
44,534 |
42,708 |
44,042 |
Комитет по молодежной политике РД |
2,198 |
0,587 |
0,554 |
0,589 |
0,468 |
Комитет по печати и массовым коммуникациям РД |
2,0 |
0,26 |
0,25 |
0,24 |
0,25 |
Всего: |
723,653 |
178,448 |
190,292 |
168,451 |
185,462 |
Муниципальный бюджет | |||||
- Казбековский район |
10,0 |
10,0 |
|
|
|
- Шамильский район |
10,0 |
10,0 |
|
|
|
- Гумбетовский район |
10,0 |
10,0 |
|
|
|
- Кумторкалинский район |
10,0 |
10,0 |
|
|
|
- Курахский район |
10,0 |
|
10,0 |
|
|
- Гунибский район |
10,0 |
|
10,0 |
|
|
- Акушинский район |
10,0 |
|
10,0 |
|
|
- Ахвахский район |
10,0 |
|
10,0 |
|
|
- Буйнакский район |
10,0 |
|
10,0 |
|
|
- Хасавюртовский район |
10,0 |
|
|
10,0 |
|
- Кизлярский район |
10,0 |
|
|
10,0 |
|
- Тляратинский район |
10,0 |
|
|
10,0 |
|
- Новолакский район |
10,0 |
|
|
|
10,0 |
- Кизилюртовский район |
10,0 |
|
|
|
10,0 |
Всего: |
140,0 |
40,0 |
50,0 |
30,0 |
20,0 |
Итого |
1173,303 |
324,448 |
443,942 |
198,451 |
205,462 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 г. N 17-р
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Республики Дагестан от 31 января 2011 г. N 2 ст. 35