Распоряжение Правительства Республики Дагестан
от 2 сентября 2011 г. N 206-р
1. Одобрить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Чистая вода" на 2012 - 2017 годы.
2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы "Чистая вода" на 2012 - 2017 годы (далее - Программа) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан.
3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан до 1 декабря 2011 года.
4. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств консолидированного бюджета Республики Дагестан составляет 632,65 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
Председатель Правительства |
М. Абдулаев |
Одобрена
распоряжением Правительства
Республики Дагестан
от 2 сентября 2011 г. N 206-р
Концепция
Республиканской целевой программы "Чистая вода" на 2012 - 2017 годы
I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Дагестан
Обеспечение населения Республики Дагестан качественной питьевой водой, безопасность водопользования и качественное водоотведение являются одними из главных приоритетов социальной политики Республики Дагестан.
Повышение уровня загрязнения источников питьевого водоснабжения, значительный износ сооружений и оборудования водного сектора определяют актуальность проблемы гарантированного обеспечения населения республики питьевой водой, соответствующей установленным нормативам.
Кроме этого, возрастающие экологические требования и повышение требований к соблюдению нормативов качества питьевой воды указывают на целесообразность разработки программы, предусматривающей мероприятия по улучшению состояния водного сектора.
В основе настоящей Концепции лежат результаты изучения ситуации в водном секторе, анализа качества предоставляемых населению республики услуг водоснабжения и водоотведения, состояния нормативной правовой базы отрасли.
Республиканская целевая программа "Чистая вода" на 2012 - 2017 годы (далее - Программа) разрабатывается с учетом основных направлений федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 г. N 1092 "О федеральной целевой программе "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы".
Главными целями Программы являются обеспечение населения Республики Дагестан качественной питьевой водой, предоставление качественных услуг водоотведения, создание экологически безопасной водной среды, улучшение на этой основе здоровья и увеличение продолжительности жизни людей.
Программа разрабатывается в соответствии с документами стратегического планирования социально-экономического развития Республики Дагестан, территориального планирования муниципальных образований республики и будет учитывать положения:
приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Доступное и комфортное жилье - гражданам России";
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;
Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р;
Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, утвержденной Законом Республики Дагестан от 15 июля 2011 года N 38.
Реализация Программы позволит:
увеличить долю населения, обеспеченного питьевой водой, соответствующей обязательным требованиям безопасности;
сократить потерю воды в сетях централизованного водоснабжения с одновременным снижением числа аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
увеличить долю сточных вод, соответствующих нормативам.
Результатом реализации Программы станет переход на долгосрочное регулирование тарифов методом доходности инвестированного капитала, что обеспечит увеличение доли капитальных вложений в структуре расходов организаций коммунального комплекса, а также повышение инвестиционной активности частных инвесторов, которое приведет к увеличению финансовой устойчивости организаций коммунального комплекса.
II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Масштабность вопросов водоснабжения и водоотведения определяет необходимость использования программно-целевого метода их решения, осуществления организационно-технических, правовых, экономических, социальных, научных и других задач, а также выполнения мероприятий, обеспечивающих условия реализации Программы.
Кроме этого, вопросы, решение которых предусмотрено Программой:
входят в число приоритетов социальной политики Правительства Республики Дагестан;
носят межотраслевой характер;
не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов;
требуют проведения преобразований, направленных на обеспечение рыночных отношений в водном секторе;
требуют проведения единой политики, направленной на внедрение в водном секторе наиболее прогрессивных, доступных технологий и современного оборудования.
Решение этих вопросов окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие населения Республики Дагестан, экологическую безопасность, увеличение продолжительности жизни, дальнейшее экономическое развитие республики.
Эффективное использование и охрана водных ресурсов - это проблема, которую невозможно успешно решить только на уровне ведомства или в рамках одного населенного пункта.
Отказ от программно-целевого метода приведет к ситуационной модели решения задач, в результате чего достижение поставленной цели будет затруднено.
Применение программно-целевого метода обеспечит эффективное решение системных проблем в водном секторе за счет реализации комплекса программных мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам.
III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Одной из главных причин кризисного состояния жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан является высокий уровень износа основных фондов и, как следствие, неразвитость конкурентной среды, неэффективная работа организаций коммунального комплекса, большие потери воды, энергии и других ресурсов.
Общая протяженность водопроводных сетей республики составляет 12258,4 км, из них нуждается в замене 4353,6 км водопроводных сетей, или 35,7 процента. Ежегодно заменяется не более 1,5 - 2 процентов общей протяженности сетей вместо 5 процентов минимально необходимых для предотвращения переизноса, из-за чего ежегодно растут потери воды в сетях централизованного водоснабжения, что в среднем по республике составляет 28 процентов. Обеспеченность потребления коммунальных услуг приборами учета составляет в среднем 37 процентов.
В среднем физический износ основных фондов водопроводного хозяйства республики оценивается в 75-80 процентов, что говорит о критическом состоянии отрасли.
Обеспеченность населения республики коммунальными услугами также не соответствует рациональным нормам потребления. Фактическое водопотребление в отдельных муниципальных образованиях в 2-3 раза ниже установленных норм.
Доля населения, имеющего доступ к централизованному водоснабжению, в республике составляет 42,6 процента.
Ухудшается качество оказываемых населению коммунальных услуг водоснабжения. В 7 городах республики (Дербент, Буйнакск, Хасавюрт, Южно-Сухокумск, Избербаш, Каспийск, Дагестанские Огни) вода подается по графику.
В 323 сельских населенных пунктах нет централизованного водоснабжения.
Сложная ситуация с обеспечением населения питьевой водой сложилась в Ахтынском, Акушинском, Бабаюртовском, Каякентском, Казбековском, Карабудахкентском, Левашинском, Новолакском, Кизилюртовском, Хасавюртовском, Буйнакском, Цумадинском, Лакском, Сулейман-Стальском, Гергебильском, Гунибском, Дахадаевском, Сергокалинском районах.
Из 3500 функционирующих артезианских скважин 1500 находятся в аварийном состоянии, 75 - 80 процентов добываемых подземных вод не используются и сбрасываются на поверхность, что приводит к заболачиванию и засолению земель.
Почти треть населения сельской местности республики пользуется децентрализованными источниками водоснабжения (колодцы, родники) без соответствующей водоподготовки, 20 процентов которых не отвечают санитарным нормам и представляют эпидемическую опасность.
Заболеваемость населения республики болезнями, обусловленными низким качеством питьевой воды (гепатит А, острые кишечные инфекции, эндемический зоб и др.), значительно выше, чем в среднем по стране. Более 150 тыс. населения республики (Бабаюртовский, Кизилюртовский, Ногайский районы, города Кизляр, Южно-Сухокумск) используют питьевую воду с повышенным содержанием мышьяка. Концентрация превышает предельно допустимые уровни (ПДК 0,05 мг/л) в 5 - 10 раз.
Дефицит мощности по водопроводным сооружениям достиг 65 - 70 процентов. Наличие в источниках высокотоксичных органических соединений, солей тяжелых металлов и других загрязнителей при отсутствии водопроводных очистных сооружений создает серьезную опасность для здоровья населения, повышает уровень заболеваемости.
Удельный вес проб питьевой воды, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, составил в среднем по республике 29,8 процента, по микробиологическим показателям - 21,1 процента.
Основными причинами неудовлетворительного качества питьевой воды являются:
загрязнение источников водоснабжения (из 1368 эксплуатирующихся источников централизованного водоснабжения каждый четвертый не имеет зоны санитарной охраны);
отсутствие на более 60 процентах городских и 80 процентах сельских водопроводов необходимого комплекса сооружений для очистки и обеззараживания воды, количество объектов социальной инфраструктуры, оснащенных системами доочистки воды составляет 45 единиц, или 10-15 процентов от потребного;
высокая изношенность водопроводов и разводящих сетей, вследствие чего имеются утечки и аварии.
Хроническое недофинансирование коммунальной сферы обуславливает отсутствие экономического интереса у инвесторов, что препятствует развитию конкурентной среды. Невыполнение бюджетных обязательств и отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов обуславливает непривлекательность жилищно-коммунального комплекса для частных инвестиций. Создание условий для притока частных инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения может кардинально изменить финансовое положение отрасли.
В целях обеспечения населения качественной питьевой водой и улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки в республике Программой предусматривается:
строительство водоводов и водопроводных сетей протяженностью 3960,7 км;
реконструкция и модернизация существующих водоводов и водопроводных сетей протяженностью 3181,5 км;
строительство водоочистных сооружений в количестве 137 единиц;
строительство очистных станций по удалению мышьяка из питьевой воды в количестве 20 единиц;
установка в учреждениях бюджетной сферы (больницы, школы, детские сады) оборудований для доочистки воды в количестве 287 единиц;
строительство трех пунктов по розливу бутилированной воды;
обустройство зон санитарной охраны водозаборов и водопроводных сооружений протяженностью 389,8 км;
приобретение лабораторного оборудования для организации контроля качества питьевой воды на общую сумму 45,0 млн. рублей;
обустройство водоохранных зон и прибрежных полос рек Сулак, Акташ, Аксай, Чиркейского и Чирюртовского водохранилищ и очистка русел рек стоимостью работ 310,0 млн. рублей.
Реализация программных мероприятий обеспечит в 2017 году качественной питьевой водой 90 процентов населения и значительно улучшит санитарно-эпидемиологическую обстановку в республике.
Системы водоотведения в республике находятся в кризисном состоянии из-за высокой степени изношенности, которая составляет 77,9 процента. Общая протяженность канализационных сетей составляет 1474,1 км, из них нуждаются в замене 647,3 км сетей, или 43,9 процента. Ежегодно меняется в среднем 16,6 км, или 1,13 процента от общей протяженности сетей. Доля населения, имеющего доступ к централизованной канализационной системе, составляет 48,0 процента.
Более 80 процентов действующих систем водоотведения не обеспечено очистными сооружениями. Из-за нехватки мощностей очистных сооружений в городах Махачкале, Каспийске и отсутствия их в городах Дербенте, Дагестанские Огни, Буйнакске, Избербаше, Хасавюрте, Кизляре, Кизилюрте, Южно-Сухокумске и сельских населенных пунктах, расположенных в прибрежной зоне, в год около 100 млн.куб. метров канализационных сточных вод сбрасывается в Каспийское море и другие водные объекты без очистки и обеззараживания.
В сельских населенных пунктах также отсутствуют централизованные системы канализации, только в ряде районных центров канализованы больницы, школы, административно-хозяйственные здания. Неочищенные сточные воды горных и предгорных районов сбрасываются в водные объекты (реки Самур, Сулак, Терек и др.) и являются одним из основных источников загрязнения рек республики.
Сложившееся состояние с водоотведением в республике требует принятия безотлагательных мер по решению проблемы строительства очистных сооружений канализации, канализационных сетей и модернизации существующей системы водоотведения.
В рамках Программы предусматривается:
строительство новых канализационных сетей протяженностью 1513,4 км;
реконструкция и модернизация существующих канализационных сетей протяженностью 663,0 км;
строительство канализационных очистных сооружений в количестве 52 единиц, общей мощностью 130 тыс.куб. метров в сутки.
В результате реализации программных мероприятий к 2017 году доля населения, имеющего доступ к централизованному водоотведению, достигнет 69,8 процента от общего числа населения, что значительно улучшит санитарно-эпидемиологическую обстановку в республике.
Ниже приводятся показатели, характеризующие текущее состояние в секторе водоснабжения и водоотведения (таблица N 1).
Таблица N 1
Наименование показателя |
Единица измерения |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Доля населения, имеющего доступ к централизованному водоснабжению |
проц. |
40,2 |
41,1 |
42,6 |
Потери воды в сетях централизованного водоснабжения |
тыс.куб.м |
35678 |
36326 |
36943 |
Доля капитальных вложений в системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в общем объеме выручки организаций сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод |
проц. |
3,2 |
3,7 |
4 |
Доля российского оборудования и материалов в структуре затрат организаций, осуществляющих водоснабжение населения |
проц. |
90,2 |
91,1 |
92,5 |
Количество объектов социальной инфраструктуры, оснащенных системами доочистки воды |
ед. |
41 |
43 |
45 |
Среднедушевой объем потребления водопроводной воды в год |
куб.м |
107,5 |
108,4 |
109,1 |
Тариф на водопроводную воду |
руб. |
3,8 |
4,1 |
4,43 |
Доля обеспеченности приборами учета |
проц. |
30 |
34 |
37 |
Доля населения, имеющего доступ к канализационной системе |
проц. |
45,2 |
46,5 |
48,0 |
Степень изношенности систем коммунальной инфраструктуры |
проц. |
79,2 |
78,6 |
77,9 |
Доля российского оборудования и материалов в структуре затрат организаций, осуществляющих водоотведение |
проц. |
89,1 |
89,4 |
89,7 |
IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
Использование программно-целевого метода дает возможность последовательно осуществлять меры по развитию коммунального комплекса Республики Дагестан в сфере водоснабжения и водоотведения. Иные варианты решения проблемы отсутствуют.
Только наличие республиканской целевой программы, реализуемой в непосредственном взаимодействии с мероприятиями федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы, дает основание для финансирования мероприятий на условиях софинансирования, что предопределяет целесообразность ее принятия.
Исходя из предположения, что средства будут расходоваться оптимально и эффективно для достижения поставленных задач, наиболее значимыми показателями становятся объем и динамика финансирования.
В ходе выполнения программных мероприятий существует возможность наступления рисковых событий, которые могут повлиять на достижение основной цели Программы. К таким рискам можно отнести: снижение темпов роста экономики, уровня инвестиционной активности, уровня внутренней и внешней конъюнктуры, высокую инфляцию, изменение стоимости оборудования и материалов, невыполнение или неполное выполнение застройщиками обязательств по договорам в части соблюдения сроков реализации инвестиционных проектов.
V. Ориентировочные сроки решения проблемы программно-целевым методом
Настоящей Концепцией предлагается определить срок реализации Программы с 2012 по 2017 год.
VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам
Целью Программы является обеспечение населения республики питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности, установленным в технических регламентах и санитарно-эпидемиологических правилах. Для достижения этой цели необходимо решение следующих основных задач:
развитие системы государственного регулирования в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, включая установление современных целевых показателей качества услуг, эффективности и надежности деятельности сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод путем совершенствования тарифного регулировании# в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части долгосрочного тарифообразования, законодательства о государственно-частном партнерстве и экологического законодательства;
модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод посредством поддержки муниципальных программ, направленных на развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Указанные задачи являются необходимыми и достаточными для достижения цели Программы и направлены на стимулирование притока долгосрочных частных инвестиций в объекты жилищно-коммунального хозяйства, а также на поддержку мероприятий в населенных пунктах с неблагоприятным состоянием поверхностных источников питьевого водоснабжения и мероприятий в населенных пунктах с численностью населения до 100 тыс. человек.
Показатели и индикаторы, характеризующие решение поставленных задач и достижение главной цели Программы, обеспечат оценку масштабности, своевременности, целенаправленности, а также правильности реализуемых мероприятий в рамках данной Программы (таблица N 2).
Таблица N 2
Наименование целевого показателя |
Единица измерения |
Значение индикатора |
|||||||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Удельный вес проб воды, отбор которой произведен из водопроводной сети, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям |
проц. |
29,8 |
27,2 |
24,5 |
22,1 |
20,2 |
18,4 |
16,1 |
15,4 |
Удельный вес проб воды, отбор которой произведен из водопроводной сети, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям |
проц. |
21,1 |
19,9 |
17,8 |
14,7 |
12,6 |
10,5 |
8,4 |
7,3 |
Доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене |
проц. |
35,7 |
34,2 |
32,4 |
30,0 |
28,5 |
26,2 |
24,5 |
23,2 |
Доля уличной канализационной сети, нуждающейся в замене |
проц. |
42,6 |
41,0 |
38,8 |
36,4 |
34,1 |
32,7 |
30,4 |
28,2 |
Доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения |
проц. |
73,8 |
75,2 |
77,8 |
77,9 |
79,2 |
82,1 |
84,2 |
86,3 |
Доля сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод |
проц. |
47,8 |
49,5 |
53,4 |
56,5 |
58,4 |
61,2 |
64,3 |
66,5 |
Обеспеченность населения централизованными услугами водоснабжения |
проц. |
42,6 |
44,7 |
47,8 |
50,7 |
52,1 |
54,5 |
56,8 |
60,0 |
Обеспеченность населения централизованными услугами водоотведения |
проц. |
48,0 |
50,0 |
52,6 |
54,3 |
56,7 |
58,0 |
60,8 |
62,1 |
VII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы
Предельный объем средств, необходимых для реализации мероприятий Программы, составляет 66 568,65 млн. рублей (таблица N 3).
Таблица N 3
Период (год) |
Всего |
Бюджетные средства |
Внебюджетные средства |
|
федеральный бюджет |
консолидированный бюджет Республики Дагестан |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2012 |
2554,96 |
355,85 |
272,65 |
1926,46 |
2013 |
7480,07 |
475,00 |
360,00 |
6645,07 |
2014 |
11786,94 |
0,00 |
0,00 |
11786,94 |
2015 |
14713,01 |
0,00 |
0,00 |
14713,01 |
2016 |
15834,43 |
0,00 |
0,00 |
15834,43 |
2017 |
14199,24 |
0,00 |
0,00 |
14199,24 |
Всего |
66568,65 |
830,85 |
632,65 |
65105,15 |
Объемы финансирования из республиканского бюджета Республики Дагестан и иных источников, предусмотренные Программой, подлежат ежегодной корректировке в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете и законом Республики Дагестан о республиканском бюджете Республики Дагестан на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемых вариантов решения проблемы
Основным показателем реализации Программы является численность населения республики, обеспеченного водой, соответствующей гигиеническим нормативам, в достаточном количестве.
В результате реализации Программы население республики в тех городах и поселениях, где ощущается дефицит качественной питьевой воды, обусловленный состоянием водоисточников, систем водоснабжения и водоотведения, техногенными проблемами и т.п., будет обеспечено безопасной водой независимо от вида системы водоснабжения.
В результате выполнения задач Программы системы централизованного водоснабжения и водоотведения будут выведены на уровень, отвечающий требованиям санитарных норм, а также будет обеспечено их устойчивое развитие на основе рыночных механизмов.
Реализация Программы позволит достичь следующих результатов:
безопасность воды будет соответствовать требованиям санитарных норм. Доля проб воды, не отвечающей по качеству нормативным требованиям, сократится на 14 процентов;
степень обеспеченности населения услугами централизованного водоснабжения и водоотведения в процентном отношении к общему количеству населения достигнет 62 процентов;
средняя суммарная производительность водопроводных станций составит не менее 250 литров на 1 человека в сутки;
степень очистки сточных вод в среднем достигнет 75-80 процентов.
IX. Предложения по участию республиканских органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию Программы
Разработку проекта Программы предлагается поручить Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан. В разработке разделов Программы будут принимать участие другие заинтересованные органы исполнительной власти Республики Дагестан, а также органы местного самоуправления и организации жилищно-коммунального сектора.
К реализации работ по отдельным мероприятиям Программы будут привлекаться организации с соблюдением требований Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
X. Предложения по государственным заказчикам Программы
Государственным заказчиком Программы предлагается определить Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан.
XI. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации Программы
Сроки реализации Программы: 2012 - 2017 годы.
Расходы осуществляются по следующим основным направлениям:
совершенствование нормативной правовой базы и проведение мероприятий, направленных на рост инвестиционной привлекательности организаций коммунального комплекса, осуществляющих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод;
совершенствование механизмов регулирования сброса сточных вод в централизованные системы коммунального водоотведения и водные объекты через централизованные системы коммунального водоотведения;
совершенствование системы государственного регулирования сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
XII. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы
Организация управления и контроль за реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком - Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан.
Основными задачами осуществления контроля за реализацией Программы являются:
рассмотрение материалов о ходе реализации программных мероприятий и предоставление рекомендаций по их корректировке;
рассмотрение итогов реализации Программы;
выявление технических и организационных проблем в ходе реализации Программы и разработка предложений по их решению.
Осуществление контроля позволит своевременно принимать решения о внесении изменений в Программу в ходе ее реализации по результатам анализа эффективности программных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Дагестан от 2 сентября 2011 г. N 206-р
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Республики Дагестан от 30 ноября 2011 г. N 22 ст. 1096