Распоряжение Правительства Республики Дагестан
от 7 июля 2011 г. N 153-р
1. Одобрить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Комплексное внедрение и использование технологий ГЛОНАСС в Республике Дагестан на 2012-2014 годы".
2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы "Комплексное внедрение и использование технологий ГЛОНАСС в Республике Дагестан на 2012-2014 годы" (далее - Программа) Министерство промышленности, энергетики и связи Республики Дагестан.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан составляет 43 192,5 тыс. рублей (в ценах соответствующих лет).
Предельные объемы финансирования указанной Программы могут ежегодно уточняться исходя из реальных возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан.
4. Министерству промышленности, энергетики и связи Республики Дагестан совместно с ОАО "Навигационно-информационные системы" обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан до 1 декабря 2011 года.
Председатель Правительства |
М. Абдулаев |
Одобрена
распоряжением Правительства
Республики Дагестан
от 7 июля 2011 г. N 153-р
Концепция
республиканской целевой программы "Комплексное внедрение и использование технологий ГЛОНАСС в Республике Дагестан на 2012-2014 годы"
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Дагестан
Современное навигационное обеспечение объектов, в основном базируется на использовании навигационных сигналов, излучаемых со спутников космической навигационной системы. На основе получаемых навигационных сигналов с помощью соответствующей аппаратуры потребитель определяет свое местоположение.
Отечественная глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС, обеспечивающая решение задач в интересах обороны и безопасности Российской Федерации, введена в эксплуатацию в сентябре 1993 года с орбитальной группировкой ограниченного состава, включающей 12 навигационных космических аппаратов (КА). В декабре 1995 года орбитальная группировка развернута до штатного состава (24 КА). Распоряжением Президента Российской Федерации от 18 февраля 1999 г. N 38-рп система ГЛОНАСС определена как система двойного назначения.
Без принятия и реализации комплекса мер по внедрению, использованию и развитию системы ГЛОНАСС отечественные потребители вынуждены будут ориентироваться на системы GPS и GALILEO. При введении режима "селективного доступа" в системах GPS и GALILEO национальной безопасности России может быть нанесен непоправимый ущерб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2001 г. N 587 утверждена федеральная целевая программа "Глобальная навигационная система" на 2002 - 2011 годы, целью которой является развитие и эффективное использование глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития страны, обеспечения национальной безопасности. В настоящее время разработана и находится на утверждении федеральная целевая программа "Глобальная навигационная система 2020 г.".
В соответствии с протоколом совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 10 августа 2010 г. N ВП-П7-44пр органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с Роскосмосом и федеральным сетевым оператором ОАО "Навигационно-информационные системы" рекомендовано разработать и принять к реализации региональные целевые программы использования спутниковых навигационных технологий в интересах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
Решение этой задачи предполагается осуществить путем принятия и реализации республиканской целевой программы "Комплексное внедрение и использование технологий ГЛОНАСС в Республике Дагестан на 2012-2014 годы" (далее - Программа).
Целью Программы является создание региональной навигационно-информационной системы с применением технологий глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС на территории Республики Дагестан и ее эффективное использование в интересах социально-экономического развития республики, обеспечение гарантированного предоставления навигационных сигналов республиканским потребителям и обеспечение национальной безопасности.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Сложность космических средств, многообразие заказчиков, исполнителей и потребителей космических навигационных услуг, а также ресурсные ограничения обуславливают необходимость программно-целевого подхода при решении задач поддержания, развития и использования системы ГЛОНАСС. Проблема носит межведомственный и межрегиональный характер и требует комплексного подхода.
Реализация республиканской целевой программы комплексного внедрения и использования технологий ГЛОНАСС в Республике Дагестан позволит объединить все работы по внедрению и использованию системы в рамках Программы, выполнение которой позволит осуществлять координацию использования системы ГЛОНАСС в социально-экономической сфере, сосредоточить бюджетные средства для выполнения приоритетных задач Программы и создать основу для привлечения внебюджетных источников.
Учитывая масштабность задач, связанных с внедрением и использованием технологий ГЛОНАСС в Республике Дагестан, наиболее предпочтительным инструментом для их решения является программно-целевой метод.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Промедление с решением задач внедрения навигационно-информационной системы с использованием технологий ГЛОНАСС на территории Республики Дагестан и отсутствие Программы ведет к:
снижению эффективности управления транспортными средствами городского хозяйства;
снижению безопасности движения на транспорте;
снижению качества транспортного обслуживания населения;
увеличению затрат на транспортные перевозки;
снижению информированности о дорожной ситуации;
ухудшению экологической обстановки;
росту технологического отставания Республики Дагестан в части использования навигационных систем по сравнению с другими субъектами Российской Федерации.
Таким образом, эффективное решение задач внедрения навигационно-информационной системы на базе технологий ГЛОНАСС в установленные сроки без использования программно-целевого подхода представляется невозможным.
4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
В соответствии с настоящей Концепцией основной целью внедрения технологий ГЛОНАСС в Республике Дагестан является создание региональной навигационно-информационной системы с использованием технологий глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС на территории Республики Дагестан, что позволит обеспечить республиканских потребителей гарантированным предоставлением навигационных сигналов.
При определении оптимального варианта внедрения технологий ГЛОНАСС было проведено сравнение возможностей, стоимости и эффективности поэтапного внедрения за счет финансирования из внебюджетных источников и последовательного внедрения в один этап за счет бюджетных и внебюджетных средств с условием охвата всей территории республики.
Первый вариант предполагает создание навигационно-информационной системы республики в два этапа за счет внебюджетного финансирования. На первом этапе планируется создать региональный диспетчерский центр навигационно-информационной системы на базе технологий ГЛОНАСС, на втором этапе - оснащение технологиями ГЛОНАСС владельцев автотранспортных средств в Республике Дагестан.
При внедрении первого варианта необходимость коммерческой окупаемости инвестиционных вложений в реализацию Программы приведет к лишению большей части населения бесплатного гарантированного доступа к навигационно-информационным сигналам, что ставит под сомнение возможность гарантированного равноправного доступа всего населения республики к данным услугам.
Внедрение технологий ГЛОНАСС по данному варианту будет проходить бессистемно и медленно (минимум 5-7 лет). Как показывает опыт других субъектов Российской Федерации, прежде всего будут пользоваться услугами навигационно-информационной системы крупные города, а для сельских и труднодоступных районов процесс получения этой услуги может растянуться надолго.
Второй вариант предполагает создание навигационно-информационной системы в республике в три этапа за счет бюджетного финансирования (из федерального и республиканского бюджетов) и внебюджетных привлеченных средств. Данный вариант предусматривает создание регионального диспетчерского центра навигационно-информационной системы на базе технологий ГЛОНАСС в г. Махачкале, а также вспомогательных диспетчерских пунктов в городах и районных центрах республики и оснащение технологиями ГЛОНАСС транспортных средств ГУ МЧС России по РД, машин скорой помощи, школьных автобусов, а также автотранспортных средств, принадлежащих органам государственной власти, и предоставление данных услуг частным автотранспортным средствам и автотранспортным предприятиям.
Такой подход позволит сократить до 3 лет срок внедрения навигационно-информационных систем на территории всей республики. Планомерное и повсеместное внедрение технологий ГЛОНАСС будет способствовать созданию навигационно-информационной системы республики и ее дальнейшему развитию. При реализации этого варианта экономические, социальные и технологические риски становятся минимальными.
Учитывая изложенное, в качестве более предпочтительного следует рассматривать второй вариант.
5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом
Реализацию Программы планируется осуществить в течение в 2012-2014 годов в три этапа.
Основной целью I этапа Программы (2012 год) является создание регионального диспетчерского центра (РДЦ) навигационно-информационной системы на базе технологий ГЛОНАСС в г. Махачкале. Основной целью II этапа Программы (2012-2013 годы) является создание в городах и районных центрах республики вспомогательных диспетчерских пунктов. Основной целью III этапа Программы (2013-2014 годы) является оснащение технологиями ГЛОНАСС автотранспортных средств ГУ МЧС России по Республике Дагестан, машин скорой помощи и школьных автобусов, а также автотранспортных средств органов государственной власти.
6. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы
Основной целью является создание региональной навигационно-информационной системы с использованием технологий глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС на территории Республики Дагестан и ее эффективное использование в интересах социально-экономического развития республики, обеспечение гарантированного предоставления навигационных сигналов республиканским потребителям и обеспечение национальной безопасности.
Реализация указанной цели обеспечивается путем решения следующих задач:
формирование регионального навигационно-информационного пространства;
создание и развитие наземной инфраструктуры спутниковой навигационной системы Республики Дагестан;
создание условий для внедрения отечественной навигационной потребительской аппаратуры на республиканском рынке, инициирование массового спроса на отечественное оборудование и услуги системы ГЛОНАСС;
повышение эффективности функционирования транспортного комплекса региона;
повышение инвестиционной привлекательности экономики республики;
повышение эффективности деятельности служб экстренного реагирования в рамках реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных и кризисных ситуаций;
повышение качества контроля за исполнением контрактов в транспортной сфере (с использованием возможностей технологий ГЛОНАСС);
создание регионального навигационно-информационного центра (РНИЦ);
уменьшение вредного воздействия транспортных потоков на окружающую среду.
Для оценки эффективности хода реализации Программы предполагается использовать следующие целевые показатели:
1. Динамика внедрения системы ГЛОНАСС:
количество автотранспортных средств, оснащенных системами ГЛОНАСС, по категориям автомобильного транспорта;
процент оснащенности транспортных средств системами ГЛОНАСС;
количество организаций, которым оказываются данные услуги.
2. Уровень повышения эффективности использования транспортных средств от внедрения системы ГЛОНАСС, в том числе:
снижение затрат на эксплуатацию транспортных средств;
сокращение случаев превышения установленных нормативов (нарушение скоростного режима, отклонение от заданного маршрута и т.д.);
снижение аварийности транспортных средств и др.
7. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы
Объем средств, предполагаемых для финансирования мероприятий Программы, составляет 143 975,0 тыс. рублей из федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Дагестан и бюджетов муниципальных образований.
Данные средства направляются в первую очередь на создание диспетчерских пунктов в городах и районных центрах республики (6630,0 тыс. рублей), оснащение технологиями ГЛОНАСС автотранспортных средств ГУ МЧС России по РД, машин скорой помощи и школьных автобусов (31 622,4 тыс. рублей), автотранспортных средств органов государственной власти (105 722,6 тыс. рублей).
8. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности Программы
Основным недостатком организации управления дорожно-транспортным комплексом, а также мероприятий по контролю состояния критически важных, потенциально опасных и социально значимых объектов в большинстве регионов Российской Федерации является отсутствие единой современной системы управления.
Как показывает мировой опыт, создание систем интеллектуального управления транспортными процессами, контроля критически важных, потенциально опасных и социально значимых объектов является мощным инструментом регулирования состояния инфраструктурного комплекса, обеспечивающим удовлетворение растущих потребностей населения и экономики качеством транспортных услуг и обеспечением безопасности за счет достижения следующих положительных результатов:
1. Автоматизация управления транспортными потоками (показатель эффекта - снижение затрат времени в пути).
Осуществление централизованного управления дорожным движением обеспечит возможность реализации аналитически обоснованных, оптимальных сценариев управления в рамках единой транспортной системы республики, оперативного и своевременного перераспределения транспортных потоков и, как следствие, высокое качество транспортных услуг - снижение средней длительности и протяженности поездки, повышение мобильности граждан, а также оперативное реагирование на возникновение внештатных и аварийных ситуаций с целью поддержания функционального состояния улично-дорожной сети (УДС).
2. Повышение безопасности дорожного движения (показатель эффекта - уменьшение количества пострадавших, снижение ущерба от ДТП).
Повышение безопасности дорожного движения (БДД) будет достигнуто за счет обеспечения автоматизированного контроля дорожной ситуации, автоматизированной фиксации ДТП и иных аварийных ситуаций, реализации мероприятий прямого (с использованием светофорных объектов и знаков переменной информации (ЗПИ) и косвенного (с использованием динамического информационного табло (ДИТ), средств массовой информации и сервисов для персональных навигационных устройств) управления транспортными потоками, направленных на минимизацию влияния последствий возникновения нештатных и аварийных ситуаций на транспортную ситуацию в регионе, оптимизацию процессов управления транспортом служб экстренного реагирования (обеспечение приоритетного проезда транспорта служб экстренного реагирования, повышение оперативности прибытия).
3. Снижение опасности техногенных аварий на критически важных, потенциально опасных и социально значимых объектах (показатель эффекта - уменьшение количества аварий).
Обеспечение непрерывного контроля параметров, характеризующих состояние объектов, анализ данных мониторинга, прогнозирование и предупреждение возможности возникновения аварий, а также информационное обеспечение действий служб экстренного реагирования позволит повысить безопасность функционирования промышленного комплекса региона.
4. Улучшение экологической обстановки (показатель эффекта - снижение экологического ущерба от автомобильного транспорта).
Оптимизация управления транспортными потоками, уменьшение количества и длительности заторов и нецелевых перепробегов транспортных средств обеспечит улучшение общего экологического фона в регионе за счет уменьшения количества выбросов вредных веществ, снижения шумового фона.
5. Повышение эффективности использования отраслевого транспорта (показатель эффекта - снижение затрат на эксплуатацию транспортных средств).
Создание спутниковых навигационных систем диспетчерского управления различными видами транспорта и интеграция их в процессы функционирования региональной автоматизированной системы РАС-ГЛОНАСС обеспечит повышение экономических показателей транспортных предприятий за счет уменьшения перепробегов и простоя транспорта, снижения расхода горюче-смазочных материалов, обеспечения возможности оптимального маршрутного планирования, непрерывного мониторинга состояния транспорта, пассажиров и грузов, а также оперативного реагирования в случае возникновения нештатных и аварийных ситуаций.
Обобщенную оценку социально-экономического эффекта можно сформировать на основе прогноза минимизации ущерба по перечисленным направлениям. Ввиду отсутствия в России опыта комплексного внедрения навигационно-информационных технологий предлагаемая прогнозная оценка построена на зарубежном опыте и экспертных оценках специалистов Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета. Оценка эффекта от реализации Программы рассматривает три варианта: пессимистичный, средний и оптимистичный (на примере автомобильного транспорта).
Обобщенная оценка эффекта от реализации Программы в транспортном секторе (на примере автомобильного транспорта)
N п/п |
Наименование показателя |
Наименование показателя |
Оценка результатов от реализации Программы (суммарно за 3 года), (на %) |
||
оптимистич. |
средняя |
пессимистич. |
|||
1 |
Снижение временных затрат, связанных с нахождением в пути пассажиров и пешеходов
|
Уменьшение времени поездки |
22% |
17% |
12% |
Сокращение времени в пути |
76% |
55% |
50% |
||
Увеличение средней скорости движения общественного и спецтранспорта |
40% |
40% |
35% |
||
Увеличение средней скорости движения индивидуального транспорта |
30% |
25% |
20% |
||
Увеличение пропускной способности дорог |
30% |
25% |
20% |
||
2 |
Снижение количества ДТП на дорогах |
Снижение количества ДТП |
62% |
57% |
52% |
Снижение числа погибших |
30% |
25% |
20% |
||
3 |
Снижение экологического ущерба от автомобильного транспорта |
Уменьшение массы выбросов окиси углерода, углеводородов, окисей азота и других вредных веществ |
18% |
13% |
8% |
4 |
Снижение транспортно-эксплуатационных затрат |
Снижение потребления ГСМ |
22% |
17% |
12% |
Снижение задержек транспорта |
30% |
25% |
20% |
Помимо социально-экономического эффекта, комплексное внедрение навигационно-информационных технологий будет иметь и управленческий эффект, достигаемый за счет централизации функций планирования и управления дорожно-транспортным комплексом республики, осуществления непрерывного контроля УДС и состояния отраслевого транспорта, дифференцированного подхода по привлечению служб экстренного реагирования в случае возникновения нештатных и аварийных ситуаций на транспорте, контроля выполнения контрактов в сфере пассажирских перевозок и жилищно-коммунального обслуживания, обеспечения высокой эффективности использования как уже имеющегося навигационного оборудования, так и вновь внедряемого.
9. Предложения по участию органов исполнительной власти Республики Дагестан, ответственных за формирование и реализацию Программы
Органом исполнительной власти Республики Дагестан, ответственным за формирование и реализацию Программы, целесообразно определить Министерство промышленности, энергетики и связи Республики Дагестан.
10. Предложения по государственным заказчикам Программы
Государственным заказчиком Программы целесообразно определить Министерство промышленности, энергетики и связи Республики Дагестан.
11. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации Программы
Финансирование Программы предполагается осуществлять по следующим приоритетным направлениям:
организация дорожного движения и мониторинг транспорта; интеллектуальная транспортная система;
ситуационное управление;
высокоточное позиционирование.
Финансирование указанных направлений позволит создать региональную навигационно-информационную систему с использованием технологий системы ГЛОНАСС и использовать ее в интересах социально-экономического развития республики, обеспечить гарантированное предоставление навигационных сигналов потребителям.
Реализация Программы планируется в 2012-2014 годах поэтапно:
I этап - создание регионального диспетчерского центра (РДЦ) навигационно-информационной системы на базе технологий ГЛОНАСС в г. Махачкала (2012 год);
II этап - создание в городах и районных центрах республики вспомогательных диспетчерских пунктов (2012-2013 годы);
III этап - оснащение технологиями ГЛОНАСС:
автотранспортных средств ГУ МЧС России по РД, машин скорой помощи и школьных автобусов (2013 год);
автотранспортных средств органов государственной власти (2013-2014 годы).
12. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы
Текущее управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик Программы - Министерство промышленности, энергетики и связи Республики Дагестан.
Государственный заказчик до начала реализации Программы утверждает положение об управлении реализацией Программы, определяющее порядок формирования организационно-финансового плана реализации, механизмы корректировки мероприятий Программы и их ресурсного обеспечения в ходе реализации Программы, процедуры обеспечения открытости информации о достигнутых показателях реализации Программы, результатах мониторинга реализации, мероприятиях Программы и об условиях участия в них исполнителей.
Государственный заказчик разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные (индивидуальные) правовые акты, необходимые для выполнения Программы, подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации Программы, осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы, подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год и совершенствованию механизма реализации Программы, организует в установленном порядке размещение в электронном виде информации о ходе и результатах ее реализации, финансировании программных мероприятий, привлечении внебюджетных ресурсов, проведении конкурсов на участие в реализации Программы и порядке участия в ней инвесторов.
Для обеспечения эффективного управления реализацией и контроля за ходом выполнения Программы государственный заказчик Программы привлекает при необходимости внешних исполнителей по отдельным направлениям работ (независимая экспертиза, аудит, статистические исследования, маркетинговые исследования и пр.).
Отбор поставщиков товаров (работ, услуг) в рамках Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Дагестан от 7 июля 2011 г. N 153-р
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Республики Дагестан от 15 июля 2011 г. N 13 ст. 578