Распоряжение Правительства Республики Дагестан
от 21 октября 2011 г. N 262-р
1. Одобрить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Комплексная система управления отходами и вторичными материальными ресурсами в Республике Дагестан на 2012-2016 годы".
2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы "Комплексная система управления отходами и вторичными материальными ресурсами в Республике Дагестан на 2012-2016 годы" (далее - Программа) Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан составляет 82,5 млн. рублей.
4. Министерству природных ресурсов и экологии Республики Дагестан обеспечить разработку проекта Программы и представить его в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан.
Временно исполняющий обязанности |
Н. Казиев |
Концепция
республиканской целевой программы "Комплексная система управления отходами и вторичными материальными ресурсами в Республике Дагестан на 2012-2016 годы"
(одобрена распоряжением Правительства Республики Дагестан от 21 октября 2011 г. N 262-р)
I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Дагестан
Создание на территории Республики Дагестан качественной системы обращения с твердыми бытовыми отходами (далее - ТБО) и вторичными материальными ресурсами (далее - BMP) является одним из главных приоритетов социально-экономического развития Республики Дагестан.
Концепция республиканской целевой программы "Комплексная система управления отходами и вторичными материальными ресурсами в Республике Дагестан на 2012-2016 годы" (далее - Программа) разработана согласно поручению Президента Российской Федерации от 29 марта 2011 г. N Пр-781 об обеспечении подготовки долгосрочных целевых инвестиционных программ обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в субъектах Российской Федерации.
Программа разрабатывается в целях улучшения экологической ситуации в Республике Дагестан, которого планируется достичь за счет уменьшения негативного влияния на окружающую среду отходов производства и потребления, повышения уровня санитарно-эпидемиологической безопасности республики путем совершенствования системы сбора и транспортировки отходов, системы захоронения, обезвреживания и переработки отходов, а также в целях минимизации потерь ценных веществ, содержащихся в отходах производства и потребления, проведения работ по созданию комплексной системы управления отходами и BMP для использования их в качестве вторичного сырья.
Программа разрабатывается в соответствии с документами стратегического планирования социально-экономического развития Республики Дагестан, территориального планирования муниципальных образований республики и будет учитывать положения:
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;
Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, утвержденной Законом Республики Дагестан от 15 июля 2011 года N 38.
II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Важность решения проблем обращения с ТБО и создания комплексной системы управления отходами и BMP определяет необходимость использования программно-целевого метода, осуществления организационно-технических, правовых, экономических, социальных, научных и других задач, а также выполнения мероприятий, обеспечивающих условия реализации Программы.
Вопросы, решение которых предусмотрено Программой:
входят в число приоритетов социальной политики Правительства Республики Дагестан;
носят межотраслевой характер;
не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов;
требуют проведения единой политики, направленной на внедрение в сфере обращения с ТБО наиболее прогрессивных, доступных технологий и современного оборудования.
Решение этих вопросов окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие населения Республики Дагестан, экологическую безопасность, дальнейшее экономическое развитие республики.
Отказ от программно-целевого метода приведет к ситуационной модели решения задач, в результате чего достижение поставленной цели будет затруднено.
Применение программно-целевого метода обеспечит эффективное решение системных проблем в сфере обращения с ТБО и BMP за счет реализации комплекса программных мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам.
III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Существующая в Республике Дагестан система обращения с ТБО основана преимущественно на захоронении их на свалках или полигонах ТБО, что ведет к загрязнению поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, почв и нанесению ущерба растительному миру.
При общей численности населения 2,977 млн. человек ежегодно в республике образуется свыше 800 тыс.куб.м отходов (650 тыс. тонн), под складирование которых уже занято более 300 га земли. Ежегодно на свалки и полигоны ТБО вывозится 200 тыс. тонн макулатуры, 65 тыс. тонн пластика, 32 тыс. тонн черных металлов, 6 тыс. тонн цветных металлов, 26 тыс. тонн стекла. При этом объем перерабатываемых отходов в республике не достигает и 1 процента.
Только в г. Махачкале ежедневно убирается около 49,8 млн.кв. метров улиц. На территории города размещено более 5000 контейнеров для сбора мусора и бытовых отходов. Ежедневно для уборки города задействуется 103 единицы транспортных средств, из которых 23 малогабаритные. Однако во многих микрорайонах г. Махачкалы мусор не вывозится своевременно, происходит его накопление. Это связано с тем, что крайне недостаточно техники и контейнеров.
Практически во всех населенных пунктах республики материально-техническая база специализированных автохозяйств остается неудовлетворительной. Обеспеченность контейнерами составляет в среднем 60 проц., из них 40 проц. нуждается в ремонте и 20 проц. - в замене.
Крайне неудовлетворительная ситуация с утилизацией ТБО складывается в сельских поселениях. Отсутствие средств на создание организованной системы сбора и вывоза отходов на территориях муниципальных образований ведет к возникновению несанкционированных свалок в прилегающих к ним руслах рек, лесных массивах, полях, оврагах, вдоль автомобильных дорог.
По-прежнему актуальной остается и проблема утилизации промышленных отходов. На территориях предприятий различных отраслей экономики уже накоплено более 220 тыс. тонн опасных отходов, 268,2 тонны пришедших в негодность и запрещенных к использованию пестицидов. Кроме того, наблюдается тенденция увеличения доли пришедших в негодность ртутьсодержащих приборов и отработанных люминесцентных ламп (на территории Республики Дагестан их накопилось более 700 тыс. штук), электронного лома (отработанной оргтехники, электронных бытовых приборов и оборудования), которые вывозятся на свалки бытовых отходов, создавая дополнительную нагрузку на окружающую среду.
Нерешенной остается проблема соответствия экологическим и санитарным требованиям 160 официальных скотомогильников, только 22 из которых имеют санитарно-защитные зоны и необходимое оборудование, а 138 скотомогильников не соответствуют экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Тревогу вызывает и ситуация, сложившаяся в сфере сбора, хранения и утилизации медицинских и биологических отходов. Сбор потенциально опасных медицинских и биологических отходов осуществляется вместе с ТБО с последующим вывозом их на полигоны ТБО.
Проведенная Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан инвентаризация выявила 196 полигонов ТБО, из которых только в отношении 104 имеются постановления муниципальных образований о выделении земельного участка на строительство полигона. И всего лишь один полигон ТБО г. Кизляра имеет проект нормативов образования и лимитов размещения отходов. Основная часть свалок ТБО не соответствует экологическим и санитарным требованиям.
Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что ситуация в сфере обращения с ТБО, сложившаяся в республике, привела к опасному загрязнению окружающей среды и на сегодняшний день представляет реальную угрозу здоровью населения.
Сформировавшаяся на муниципальном и региональном уровнях система управления отходами ориентирована главным образом на обеспечение экологической безопасности при обращении с отходами и не содержит стимулов для сокращения объемов их размещения в природной среде. Сократить поток отходов на объекты их захоронения можно только одним способом - масштабным и своевременным выделением из твердых бытовых отходов компонентов, пригодных для вторичного использования.
Для Республики Дагестан приоритетным направлением в области обращения с отходами должно стать повышение объемов извлекаемого из отходов вторичного сырья и организация производства продукции из него.
IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
В процессе анализа различных вариантов решения проблемы отходов с учетом устойчивого роста объемов образования коммунальных отходов и начавшегося роста объемов образования промышленных отходов, рассмотрено три сценария развития:
1. Сохранение существующего положения в сфере обращения с отходами производства и объемов выбросов свалочных газов в атмосферу.
В результате реализации данного сценария продолжится несанкционированное размещение отходов, что повлечет:
ухудшение санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки;
изъятие из хозяйственного оборота значительного количества земель, используемых под свалки;
увеличение количества несанкционированных свалок;
продолжение загрязнения территорий отходами (в том числе опасными) и, как следствие, увеличение загрязнения почв и грунтовых вод токсичными веществами;
потерю около 340 тыс. тонн ценных BMP.
2. Совершенствование существующей системы обращения с отходами производства и потребления (без создания системы сбора BMP).
В результате реализации данного сценария:
улучшится санитарно-эпидемиологическая и экологическая обстановка;
уменьшится количество несанкционированных свалок;
повысится уровень качества коммунальных услуг, предоставляемых населению, увеличится охват населенных пунктов республики системой планово-регулярной очистки.
Однако вследствие постоянного роста объемов захораниваемых отходов потребуется расширение существующих полигонов и строительство новых, что повлечет:
изъятие из хозяйственного оборота значительного количества земель, рекультивация которых в перспективе потребует огромных затрат;
продолжение загрязнения почв и грунтовых вод токсичными веществами;
сохранение значительных объемов выбросов свалочных газов в атмосферу;
необходимость выделения значительных средств на строительство полигонов для захоронения образующихся отходов;
потерю около 340 тыс. тонн ценных BMP.
3. Создание единой республиканской системы обращения с отходами производства и потребления на территории Республики Дагестан.
В результате реализации данного сценария в Республике Дагестан будет создана комплексная система обращения с отходами производства и потребления, основанная на организации планово-регулярной очистки территорий муниципальных образований, создании 11 межмуниципальных природоохранных объектов (полигонов ТБО), создании системы сбора (и в дальнейшем переработки) BMP, что позволит:
снизить объемы захораниваемых отходов на 40 проц. за счет внедрения селективного сбора и сортировки отходов;
оптимизировать количество полигонов для захоронения неутилизируемой части отходов;
уменьшить площадь земельных участков, занимаемых полигонами ТБО;
предотвратить изъятие из хозяйственного оборота значительного количества земель;
уменьшить на 90 проц. выбросы свалочных газов в атмосферу;
вовлечь в хозяйственный оборот до 340 тыс. тонн в год ценных вторичных материалов (бумаги, картона, цветных и черных металлов, пластических масс и т.д.), содержащихся в отходах;
создать до 1000 дополнительных рабочих мест, в том числе и для социально незащищенных слоев населения.
Использование программно-целевого метода дает возможность последовательно осуществлять меры по развитию системы управления отходами и BMP на территории Республики Дагестан.
Исходя из предположения, что средства будут расходоваться оптимально эффективно для достижения поставленных задач, наиболее значимыми показателями становятся объем и динамика финансирования.
В ходе выполнения программных мероприятий существует возможность наступления рисковых событий, которые могут повлиять на достижение основной цели Программы. К таким рискам можно отнести: снижение темпов роста экономики, уровня инвестиционной активности, уровня внутренней и внешней конъюнктуры, высокую инфляцию, изменение стоимости оборудования и материалов, невыполнение или неполное выполнение застройщиками обязательств по договорам в части соблюдения сроков реализации проектов.
V. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам
Целью Программы является улучшение экологической ситуации в Республике Дагестан, достигаемое за счет уменьшения негативного влияния на окружающую среду отходов производства и потребления, создания на территории республики предприятий по их сбору, транспортировке, обезвреживанию, сортировке, использованию и утилизации.
Для достижения вышеуказанной цели предстоит решить следующие задачи:
уменьшение количества несанкционированных свалок за счет создания 11 межмуниципальных природоохранных объектов (полигонов ТБО);
создание двух отходоперерабатывающих комплексов;
проектирование и строительство полигонов ТБО;
обеспечение проведения рекультивации и санации территорий, деградированных в результате размещения отходов;
рациональное использование природных ресурсов за счет увеличения доли перерабатываемых и уничтожаемых отходов;
ликвидация экологического ущерба, накопленного в результате загрязнения земель несанкционированными мусорными свалками.
Важнейшими целевыми показателями Программы являются:
уменьшение и локализация негативного воздействия отходов на окружающую среду;
снижение объемов захораниваемых отходов на 45 проц. за счет внедрения технологий селективного сбора и сортировки отходов;
вовлечение в хозяйственный оборот до 350 тысяч тонн (или 56 проц. от общего количества образующихся в год бытовых отходов) ценных BMP (бумаги, картона, цветных и черных металлов, пластических масс).
Целевые индикаторы и показатели характеризуют состояние республиканской системы обращения с отходами, которое необходимо обеспечить за счет реализации Программы.
Целевые индикаторы и показатели должны отражать реальные потребности республиканской системы обращения с отходами в объемах работ по организации сбора, вывоза, утилизации, захоронения и переработки ТБО, сбора и переработки BMP, обеспечивать требуемый уровень качества и надежности этих работ при соразмерных затратах и экологических последствиях. Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы представлены в таблице 1.
Таблица 1. Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы
NN п/п |
Наименование целевых индикаторов и показателей |
Мероприятие, определяющее значение индикатора и показателя |
Прогнозируемые значения целевых индикаторов и показателей по этапам (%) |
||
Первый этап 2012-2014 гг. |
Второй этап 2014-2015 гг. |
Третий этап 2016 г. |
|||
1. |
Объем ТБО, поступающий на межмуниципальные природоохранные объекты по утилизации |
строительство 11 межмуниципальных природоохранных объектов (полигонов ТБО) |
60 |
90 |
100 |
2. |
Объем неутилизируемой части ТБО, подлежащей захоронению на полигонах (от общего объема ТБО) |
строительство межмуниципальных отходоперерабатывающих комплексов и Дагестанского экологического отходоперерабатывающего комплекса "Технопарк" |
80 |
70 |
60 |
3. |
Количество BMP, направляемых на переработку (от общего объема ТБО) |
организация системы сбора BMP |
10 |
30 |
40 |
4. |
Количество специальной техники и оборудования, приобретенных для использования в системе сбора и вывоза коммунальных отходов |
укрепление материальной базы специализированных предприятий |
40 |
80 |
100 |
5. |
Площадь земель, возвращенных в хозяйственный оборот |
рекультивация закрытых свалок ТБО |
70 |
80 |
100 |
6. |
Количество созданных рабочих мест |
ввод в эксплуатацию новых мощностей |
20 |
80 |
100 |
VI. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы
Ресурсное обеспечение Программы по источникам и годам представлено в таблице 2.
Таблица 2. Ресурсное обеспечение Программы
(млн.руб.)
Год |
Всего |
Республиканский бюджет Республики Дагестан |
Средства муниципальных образований (по согласованию) |
Внебюджетные средства (средства инвесторов) |
2012 |
522,881 |
3,6 |
302,034 |
217,247 |
2013 |
2022,726 |
21,3 |
278,829 |
1722,597 |
2014 |
1904,946 |
20,2 |
165,649 |
1719,097 |
2015 |
1894,946 |
18,7 |
157,649 |
1718,597 |
2016 |
1495,838 |
18,7 |
135,478 |
1341,660 |
Всего |
7841,339 |
82,500 |
1039,641 |
6719,198 |
Финансирование мероприятий Программы из республиканского бюджета Республики Дагестан осуществляется в различных формах, в том числе в форме предоставления субсидий, кредитов банков под гарантии Республики Дагестан, налоговых льгот, финансового лизинга (при приобретении специализированной техники, оборудования).
Средства бюджетов муниципальных образований для финансирования мероприятий Программы выделяются по согласованию с органами местного самоуправления в рамках муниципальных целевых программ и целевого финансирования конкретных мероприятий.
Соотношение объемов финансирования на реализацию Программы может изменяться в сторону увеличения привлеченных средств за счет формирования инвестиционных площадок по созданию 11 межмуниципальных природоохранных объектов (полигонов ТБО).
Объемы финансирования из республиканского бюджета Республики Дагестан и иных источников, предусмотренные Программой, подлежат ежегодной корректировке в соответствии с законом Республики Дагестан о республиканском бюджете Республики Дагестан на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), с реальными возможностями бюджетов всех уровней и с учетом фактического выполнения программных мероприятий.
VII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
В результате реализации Программы к 2016 году предусматривается рост качественных показателей обеспечения благоприятной экологической обстановки и количественных показателей в области обезвреживания, утилизации отходов и ресурсосбережения.
Качественные показатели:
реализация на территории Республики Дагестан Экологической доктрины Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 1225-р, в сфере обращения с отходами производства и потребления;
улучшение экологической обстановки в Республике Дагестан;
минимизация бюджетных затрат на устранение последствий загрязнения окружающей среды продуктами человеческой жизнедеятельности;
создание индустрии по переработке отходов с максимальным использованием их полезной материальной и энергетической части;
обеспечение экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности в регионе;
привлечение инвестиционных ресурсов в экономику республики;
повышение уровня ответственности муниципальных образований за состояние окружающей среды.
Количественные показатели:
уменьшение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
снижение объемов захоронения отходов на 40 проц. за счет внедрения системы сбора BMP и сортировки отходов;
вовлечение в хозяйственный оборот до 300 тыс. тонн в год ценных BMP;
возврат в хозяйственный оборот более 400 гектаров нарушенных земель за счет рекультивации и ликвидации существующих свалок;
рекультивация 54 санкционированных свалок и 1 полигона ТБО, выработавших свой ресурс;
ликвидация 422 несанкционированных свалок;
привлечение инвестиций в экономику республики в объеме 6719,198 млн. рублей;
создание до 1000 дополнительных рабочих мест, в том числе и для социально незащищенных слоев населения.
VIII. Предложения по участию республиканских органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию Программы
Разработку проекта Программы предлагается поручить Министерству природных ресурсов и экологии Республики Дагестан. В разработке разделов Программы будут принимать участие другие заинтересованные органы исполнительной власти Республики Дагестан, а также органы местного самоуправления.
К реализации работ по отдельным мероприятиям Программы будут привлекаться организации с соблюдением требований Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
IX. Предложения по государственным заказчикам Программы
Государственным заказчиком Программы предлагается определить Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан.
X. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации Программы
Сроки реализации Программы: 2012-2016 годы.
Комплекс мероприятий Программы включает в себя работу по следующим направлениям:
разработка Единой генеральной схемы санитарной очистки территорий Республики Дагестан;
разработка и принятие в установленном порядке республиканских и муниципальных нормативных правовых актов, определяющих и регулирующих порядок обращения с отходами производства и потребления на территории Республики Дагестан;
формирование современной комплексной системы управления отходами производства и потребления;
совершенствование материальной базы комплексной системы обращения с отходами производства и потребления на территории Республики Дагестан;
создание на территории Республики Дагестан благоприятных условий для привлечения инвесторов в область обращения с отходами производства и потребления.
Указанные задачи являются необходимыми и достаточными для достижения цели Программы и направлены на стимулирование притока долгосрочных частных инвестиций в сферу обращения с ТБО и BMP.
Показатели и индикаторы, характеризующие решение поставленных задач и достижение главной цели Программы, обеспечат оценку масштабности, своевременности, целенаправленности реализуемых программных мероприятий.
Программа реализуется в III этапа.
I этап (2012-2014 годы).
Реализация I этапа Программы включает в себя:
создание нормативно-правовых, организационных, информационных основ системы управления отходами производства и потребления;
создание основы правового регулирования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и BMP;
разработка генеральных схем очистки территорий населенных пунктов муниципальных образований Республики Дагестан;
создание современной региональной системы управления отходами производства и потребления;
разработка обоснований инвестиций и оформление паспортов инвестиционных площадок для проектов, реализуемых в рамках Программы;
выполнение первоочередных мероприятий Программы, направленных на совершенствование материальной базы комплексной системы обращения с отходами производства и потребления, снижение уровня загрязнения территории Республики Дагестан отходами;
обустройство контейнерных и бункерных площадок;
приобретение современных контейнеров и бункеров;
приобретение современной специальной техники;
создание сети стационарных приемных пунктов BMP;
ликвидация несанкционированных свалок;
разработка проектно-сметной документации и начало работ по рекультивации санкционированных свалок;
разработка проектно-сметной документации и начало строительства межмуниципальных природоохранных объектов (полигонов ТБО);
разработка программы и формирование инвестиционной площадки для создания Дагестанского экологического природоохранного объекта "Технопарк";
создание системы экологического просвещения и пропаганды экологических знаний среди населения Республики Дагестан;
создание основы для выполнения долгосрочных мероприятий Программы.
II этап (2014-2015 годы).
Реализация II этапа Программы включает в себя:
совершенствование республиканской системы управления отходами;
продолжение выполнения мероприятий Программы, направленных на совершенствование материальной базы комплексной системы обращения с отходами производства и потребления;
ввод в строй и начало эксплуатации межмуниципальных природоохранных объектов;
реализация инвестиционного проекта по строительству Дагестанского экологического отходоперерабатывающего комплекса "Технопарк" (выполняется по отдельной программе);
проведение экономически обоснованной тарифной политики в сфере обращения с отходами;
развитие рынка вторичного сырья и рынка услуг по его переработке и использованию, совершенствование номенклатуры товаров из вторичного сырья, поступающих на рынок Республики Дагестан;
продолжение выполнения мероприятий, направленных на информирование и вовлечение населения, общественных организаций, учреждений и предприятий в разработку экологических проектов и участие в них.
III этап (2016 год).
Реализация III этапа Программы включает в себя:
полную реализацию всех мероприятий Программы;
рекультивацию и возвращение в хозяйственный оборот земель, нарушенных в результате несанкционированного размещения отходов;
переход предприятий и организаций на безотходные (малоотходные) режимы производства и новые технологические уровни.
По окончании каждого этапа производится оценка состояния реализации Программы и выработка предложений по ее корректировке на следующем этапе.
XI. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы
Организация управления и контроль за реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком - Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан.
Основными задачами осуществления контроля за реализацией Программы являются:
рассмотрение материалов о ходе реализации программных мероприятий и предоставление рекомендаций по их корректировке;
рассмотрение итогов реализации Программы;
выявление технических и организационных проблем в ходе реализации Программы и разработка предложений по их решению.
Осуществление контроля позволит своевременно принимать решения о внесении изменений в Программу в ходе ее реализации по результатам анализа эффективности программных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Дагестан от 21 октября 2011 г. N 262-р
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Республики Дагестан от 31 октября 2011 г. N 20 ст. 935