Распоряжение Правительства Республики Дагестан
от 8 декабря 2011 г. N 324-р
1. Одобрить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Взаимодействие с религиозными организациями в Республике Дагестан и их государственная поддержка на 2012 - 2015 годы".
2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы "Взаимодействие с религиозными организациями в Республике Дагестан и их государственная поддержка на 2012 - 2015 годы" (далее - Программа) Министерство по национальной политике, делам религий и внешним связям Республики Дагестан.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан составляет 168,0 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Министерству по национальной политике, делам религий и внешним связям Республики Дагестан обеспечить разработку проекта Программы и представить его в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан.
Председатель Правительства |
М. Абдулаев |
Концепция
республиканской целевой программы "Взаимодействие с религиозными организациями в Республике Дагестан и их государственная поддержка на 2012 - 2015 годы"
(одобрена распоряжением Правительства Республики Дагестан от 8 декабря 2011 г. N 324-р)
I. Обоснование соответствия решаемых проблем и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Дагестан
Сотрудничество государства с религиозными организациями является важнейшим фактором стабилизации и развития общества, дальнейшего укрепления демократических основ государственности.
События последних лет наглядно продемонстрировали, что развитие государства определяется не только экономическими показателями, но и нравственно-духовным потенциалом граждан. В связи с этим поддержка традиционных конфессий и обеспечение равных условий их развития входят в число основных приоритетов государственно-конфессиональной политики Республики Дагестан.
В республике действует 2451 религиозное объединение, из них 2396 мусульманских, 50 христианских, из которых 19 православных, 1 древлеправославное, 2 армянских, 28 протестантских (адвентисты седьмого дня - 6, пятидесятники - 5, баптисты союза евангельских христиан-баптистов России - 5, баптисты совета церквей евангельских христиан-баптистов России - 5, евангельские христиане "Благая весть" - 1, свидетели Иеговы - 6) и 5 иудейских.
Зарегистрировано 738 религиозных организаций, из них 709 мусульманских, 24 христианских, из которых 10 православных, 1 древлеправославная, 1 армянское религиозное движение, 12 протестантских (адвентисты седьмого дня - 2, пятидесятники - 5, баптисты союза евангельских христиан-баптистов России - 2, евангельские христиане "Благая весть" - 1, свидетели Иеговы - 2) и 5 иудейских.
Незарегистрированных религиозных групп всего 1713: 1687 мусульманских, 26 христианских, из них 9 православных, 1 армянская, 16 протестантских (адвентисты седьмого дня - 4, баптисты союза евангельских христиан-баптистов России - 3, баптисты совета церквей евангельских христиан-баптистов России - 5, свидетели Иеговы - 4).
Функционируют 2121 мечеть, 271 молельный дом, 19 православных церквей, в том числе 1 монастырь, 1 храм, 1 часовня, 4 синагоги, 5 протестантских молитвенных домов.
Религиозную службу и обряды в них проводит около 3600 мусульманских, 23 православных, 1 древлеправославный, 37 протестантских, 1 армянский и 7 иудейских служителей культа.
В Республике Дагестан за последние 20 лет сложилась наиболее обширная, по сравнению с другими субъектами Российской Федерации, сеть исламского образования.
В республике зарегистрировано 15 исламских вузов (действующих 13) с численностью учащихся 1472 человека, по данным администраций городских округов и муниципальных районов, функционирует 79 медресе (3017 обучающихся), 27 из которых зарегистрировано в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан, 158 примечетских школ (3149 обучающихся).
В республике, кроме исламских религиозных учебных заведений, функционируют христианские и иудейские субботние и воскресные школы и курсы. Средних (специальных) и высших учебных заведений христианских и иудейских конфессий в республике нет, для получения профессионального религиозного образования служители культов выезжают в специализированные учебные заведения.
Государственно-конфессиональные отношения, построенные на сотрудничестве и взаимопонимании, оказывают существенное влияние на укрепление политической, экономической и общественной стабильности в Дагестане, сохранение и упрочение мира и согласия между людьми различных национальностей и вероисповеданий.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан, соблюдая принцип невмешательства, поддерживают с религиозными организациями постоянные конструктивные отношения, сотрудничают с ними в вопросах соблюдения законодательства о свободе слова, свободе вероисповедания, обеспечения межконфессионального и внутриконфессионального согласия, религиозного и гуманитарного образования, использования их возможностей в духовном и нравственном воспитании населения, оказывают финансовую, материальную и иную помощь в строительстве, реконструкции и ремонте культовых объектов, предоставлении налоговых и иных льгот религиозным организациям республики, что в свою очередь является позитивным фактором, свидетельствующим об уважительном отношении органов государственной власти республики к традиционным религиям, духовному наследию народов Дагестана.
Религиозные организации совместно с органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан уделяют большое внимание морально-нравственному и патриотическому воспитанию молодежи, вопросам противодействия радикальным идеологиям, профилактике преступности, наркомании, утверждению в обществе свободы совести и свободы вероисповедания.
Все это положительно сказывается на оздоровлении и стабилизации общественно-политической обстановки в республике.
В то же время следует подчеркнуть, что государственно-конфессиональные отношения и в целом религиозная политика в республике нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
В этих целях постановлением Правительства Республики Дагестан от 19 октября 2009 г. N 364 была утверждена республиканская целевая программа "О взаимодействии с религиозными организациями в Республике Дагестан и их государственной поддержке на 2009 - 2011 годы". Органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан в рамках указанной программы проводилась последовательная работа по реализации государственной политики в области государственно-конфессиональных отношений.
По итогам этой работы и проведенных в рамках действующей республиканской целевой программы диагностики и прогнозирования религиозной ситуации в Республике Дагестан, состояния государственно-конфессиональных, межконфессиональных и внутриконфессиональных отношений, уровня религиозной толерантности в дагестанском обществе, состояния и тенденций развития религиозного образования в Республике Дагестан, оценки рисков и последствий деструктивных процессов в обществе и с учетом существующих реалий определены актуальные задачи по дальнейшей эффективной реализации органами исполнительной власти республики государственно-конфессиональной политики Республики Дагестан, для решения которых необходимо разработать республиканскую целевую программу "Взаимодействие с религиозными организациями в Республике Дагестан и их государственная поддержка на 2012 - 2015 годы" (далее - Программа).
Разработка новой программы продиктована в первую очередь решениями Съезда народов Дагестана, состоявшегося 15 декабря 2010 года, и необходимостью выполнения Плана мероприятий по реализации основных положений доклада Президента Республики Дагестан М.М. Магомедова, выступлений участников и итоговых документов Съезда народов Дагестана, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 3 марта 2011 г. N 52.
Программа должна стать составной частью государственно-конфессиональной политики. Она является логическим продолжением действия республиканской целевой программы "О взаимодействии с религиозными организациями в Республике Дагестан и их государственной поддержке на 2009 - 2011 годы".
Целью Программы является создание условий, позволяющих повысить эффективность взаимодействия органов государственной власти Республики Дагестан и религиозных организаций.
Программа призвана способствовать реализации необходимых мер государственной поддержки религиозных организаций, направленных на рациональное использование духовно-нравственного и патриотического потенциала религий, формирование в обществе толерантно ориентированных поведенческих стереотипов, поддержание межконфессионального согласия и диалога.
Программа также предусматривает проведение комплекса исследовательских и аналитических работ, направленных на выявление актуальных проблем в сфере государственно-конфессиональных, межконфессиональных и внутриконфессиональных отношений, и определение задач по их разрешению.
II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
В число основных задач, стоящих сегодня перед органами государственной власти и общественными объединениями республики, входит укрепление стабильности общественно-политической обстановки в Дагестане, профилактика деструктивных, асоциальных (в том числе экстремистского характера) проявлений религиозности, обеспечение благоприятных условий для позитивного развития государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений, с учетом этнокультурного и религиозного многообразия, содействие общественно значимой и социально-благотворительной деятельности конфессиональных сообществ в вопросах профилактики преступности, идеологического противодействия экстремистским проявлениям в обществе, духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан, формирования и утверждения в светской и религиозной общественной среде республики принципов гуманизма, толерантности и веротерпимости. Необходимо совершенствовать механизмы постоянного диалога между обществом и властью, религиозными организациями, информационного и идеологического сопровождения деятельности органов государственной власти республики, органов местного самоуправления и религиозных объединений по решению названных задач в средствах массовой информации.
В целях воспитания религиозной толерантности и формирования у дагестанцев негативного отношения к любым формам экстремизма следует ввести в систему государственного образования преподавание религиоведения, истории и основ мировых религий, расширить исследования проблем государственно-конфессиональных отношений, свободы совести, этноконфессиональной толерантности, взаимодействия культур в Дагестане на основе традиций ислама, христианства и иудаизма, опыта их многовекового общения и добрососедства. Продолжить практику проведения информационно-разъяснительной работы среди подрастающего поколения с привлечением представителей религиозных конфессий и общественности республики. Оказывать поддержку религиозным средствам массовой информации, активно работающим в направлении укрепления межконфессионального диалога, толерантности и терпимости в обществе.
Процесс религиозного воспитания и обучения молодого поколения дагестанцев также не должен выпадать из поля зрения органов государственной власти. В целях построения системы религиозного образования в республике, способной противостоять идеологиям экстремистской направленности, необходимы систематизация деятельности религиозных образовательных учреждений республики, оказание государственной поддержки в подготовке высококвалифицированных кадров, получивших профессиональное религиозное образование, содействие в вопросах совершенствования учебного процесса, методов воспитательной работы с молодежью, повышения качества предоставляемых образовательных услуг, реализации образовательных программ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, в создании условий для деятельности учреждений профессионального религиозного образования, отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации и Республики Дагестан. Требуются меры по улучшению материально-технической базы действующих учреждений профессионального религиозного образования в республике, необходимо оказание помощи в оснащении их современными техническими средствами обучения, спортивным инвентарем, пополнении библиотечного фонда, привлечении высококвалифицированных педагогических кадров, научных сотрудников для преподавания в этих учреждениях.
Трудности создает также отсутствие в республике системы подготовки и переподготовки, повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, занимающихся вопросами государственно-конфессиональных отношений, недостаточное количество справочно-методических материалов по организации государственно-конфессионального взаимодействия.
Необходима постоянная работа по ведению мониторинга, диагностики и прогнозирования религиозной ситуации в республике, состояния государственно-конфессиональных, межконфессиональных и внутриконфессиональных отношений, уровня толерантности в дагестанском обществе, состояния и тенденций развития религиозного образования в республике, оценки рисков и последствий деструктивных процессов в обществе.
Для решения указанных задач необходимо использование программно-целевого метода, предусматривающего единый комплекс мероприятий, направленных на построение эффективной системы взаимодействия органов государственной власти с религиозными организациями, создание организационно-правовых и экономических условий для оказания содействия религиозным организациям в решении проблем религиозного образования.
Использование программно-целевого метода обусловлено широким спектром проблем, периодом времени реализации планируемых мероприятий и необходимостью бюджетных расходов.
III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Решение обозначенных вопросов без использования программно-целевого метода не позволит системно и эффективно решать задачи по реализации государственно-конфессиональной политики.
Определение приоритетных задач в сфере государственно-конфессиональных отношений, консолидация деятельности различных уровней власти, финансовая обеспеченность мероприятий позволят оптимизировать работу в данном направлении.
Мероприятия Программы представляют собой комплекс работ, взаимоувязанных по срокам выполнения, объемам финансирования, направлениям расходов и ожидаемым результатам.
Комплексное решение основных проблем программно-целевым методом позволит обеспечить согласование и реализацию решений по мероприятиям Программы и оптимизировать временные и материальные затраты.
Отказ от решения указанных проблем программно-целевым методом приведет к снижению эффективности работы по реализации государственно-конфессиональной политики Республики Дагестан.
IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах ее решения
Использование программно-целевого метода предусматривает систематизацию и конкретизацию мер в сфере государственно-конфессиональных отношений и государственной поддержки религиозных организаций, дает возможность последовательно осуществлять работу по повышению эффективности государственной политики в сфере государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений, развитию взаимодействия с религиозными организациями.
Реализация Программы предусматривает использование всех средств и методов государственного воздействия: нормативно-правового регулирования, административных мер, бюджетной поддержки, механизмов организационной, политической, общественной и информационной поддержки.
Иные варианты решения проблемы отсутствуют.
V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом
Настоящей Концепцией предлагается сроком реализации Программы определить период с 2012 по 2015 год.
Реализацию программных мероприятий планируется осуществить в один этап.
Более длительный период реализации данной Программы нецелесообразен ввиду того, что по итогам диагностики и прогнозирования религиозной ситуации в Республике Дагестан, состояния государственно-конфессиональных, межконфессиональных и внутриконфессиональных отношений, уровня религиозной толерантности в дагестанском обществе, состояния и тенденций развития религиозного образования в Республике Дагестан, оценки рисков и последствий деструктивных процессов в обществе, проведенных в рамках данной Программы, предполагается определение дальнейших актуальных задач по реализации государственно-конфессиональной политики Республики Дагестан, для решения которых будут разработаны соответствующие механизмы, в том числе с использованием программно-целевого метода работы.
VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам
Целями Программы являются:
объединение усилий органов государственной власти Республики Дагестан, органов местного самоуправления и религиозных организаций по укреплению общественно-политической стабильности в республике;
совершенствование государственно-конфессиональных отношений, выработка конструктивной системы взаимодействия с религиозными организациями;
противодействие экстремистским проявлениям в обществе;
повышение культуры межконфессионального общения, реализация мер по поддержанию и повышению эффективности межконфессионального диалога в республике;
сохранение и укрепление морально-этических устоев общества;
осуществление мер по повышению уровня религиоведческой культуры, формирование у населения Республики Дагестан толерантного поведения;
оказание государственной поддержки религиозным организациям, осуществляющим образовательную деятельность;
оказание государственной поддержки в строительстве, реконструкции и ремонте культовых объектов республики.
Для достижения этих целей предполагается решение следующих задач:
привлечение духовенства республики к участию в культурно-массовых, общественно и социально значимых мероприятиях, проводимых органами государственной власти Республики Дагестан;
организация краткосрочных курсов для работников религиозных организаций по вопросам законодательства Российской Федерации и Республики Дагестан, регулирующего деятельность религиозных объединений;
организация курсов повышения квалификации государственных и муниципальных служащих в Республике Дагестан по вопросам государственно-конфессионального взаимодействия;
содействие в разработке и издании справочно-методических и информационно-аналитических материалов по вопросам организации государственно-конфессионального взаимодействия;
оказание помощи религиозным организациям в строительстве, реконструкции и ремонте культовых зданий и сооружений, в том числе имеющих культурное и историческое значение в соответствии с определенным комиссией перечнем, а также объектов религиозных организаций;
поддержка общественно значимых мероприятий, в том числе религиозного характера, проводимых религиозными организациями и религиозными образовательными учреждениями, способствующих утверждению принципов гуманизма, толерантности и веротерпимости в условиях этноконфессионального многообразия дагестанского общества;
государственная поддержка деятельности Духовного управления мусульман Дагестана по противодействию экстремизму и терроризму;
содействие религиозным образовательным учреждениям республики в систематизации их деятельности, совершенствовании учебного процесса, повышении качества обучения, методов воспитательной работы с молодежью, приведении их деятельности в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации и Республики Дагестан;
оказание поддержки религиозным образовательным учреждениям республики, деятельность которых направлена на воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданской ответственности;
привлечение высококвалифицированных педагогических кадров, научных сотрудников для преподавания общеобразовательных предметов в учреждениях профессионального религиозного образования республики;
организация курсов для преподавателей учреждений профессионального религиозного образования республики по вопросам ведения учебного процесса, ознакомления с современными методиками преподавания, инновационными технологиями обучения;
поддержка религиозных средств массовой информации, активно работающих в направлении укрепления государственно-конфессиональных отношений, межконфессионального диалога, толерантности и терпимости в обществе;
содействие религиозным организациям, религиозным деятелям в издании литературы, раскрывающей истинную сущность экстремистских идеологий и направленной на формирование и утверждение в светской и религиозной общественной среде республики принципов гуманизма, толерантности и веротерпимости;
организация мониторинга и социологических исследований с целью изучения состояния и тенденций развития религиозной ситуации в республике, состояния государственно-конфессиональных, межконфессиональных и внутриконфессиональных отношений, уровня религиозной толерантности в дагестанском обществе, состояния и тенденций развития религиозного образования в республике.
Реализация Программы будет осуществляться по следующим направлениям:
организационно-нормативное;
аналитическое и исследовательское;
гуманитарно-образовательное;
разъяснительно-пропагандистское;
укрепление материально-технической и кадровой базы.
В результате реализации Программы к 2015 году должен сложиться качественно новый уровень взаимодействия органов государственной власти и религиозных организаций, характеризуемый целевыми индикаторами (показателями) Программы.
В связи с тем, что за последние годы масштабного опроса общественного мнения, а также изучения деятельности религиозных организаций и их образовательных учреждений не осуществлялось, при разработке республиканской целевой программы "О взаимодействии с религиозными организациями в Республике Дагестан и их государственной поддержке на 2009 - 2011 годы" предполагалось в 2009 году провести социологические и аналитические исследования, результаты которых взять за основу для расчета базовых единиц и прогнозирования ситуации, которая будет складываться в результате реализации программы (2010, 2011 годы). Однако социологические и аналитические исследования до настоящего времени не проведены, необходимые исходные данные для расчета базовых показателей и их прогноза отсутствуют.
С учетом изложенного и в целях определения базовых единиц и степени достижения целевых индикаторов Программы предполагается организация проведения социологических исследований на темы "Состояние и тенденции развития религиозной ситуации в Республике Дагестан", "Уровень религиозной толерантности в дагестанском обществе", "Состояние и тенденции развития религиозного образования в Республике Дагестан", "Оценка государственно-конфессиональных отношений в Республике Дагестан", результаты которых взять за основу для расчета базовых единиц и прогнозирования ситуации, которая будет складываться в результате реализации Программы (2012, 2013, 2014, 2015 годы).
В силу специфики Программы, имеющей идеологическую направленность, показатели ее результативности основываются, помимо цифровых данных, также на анализе состояния общественно-политической обстановки, развития государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений.
VII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан.
Привлечение внебюджетных средств для реализации программных мероприятий не планируется.
Общий объем средств, привлекаемых для реализации Программы из республиканского бюджета Республики Дагестан, оценивается на уровне 168,0 млн. рублей, в том числе на 2012 год - 42,0 млн. рублей; на 2013 год - 42,0 млн. рублей; на 2014 год - 42,0 млн. рублей; на 2015 год - 42,0 млн. рублей.
Объемы финансирования Программы по годам предполагается ежегодно уточнять при формировании республиканского бюджета Республики Дагестан на соответствующий финансовый год.
Планируемые мероприятия Программы, объемы и источники их финансирования приведены в приложении к настоящей Концепции.
VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
Достижение эффективности и результативности реализации Программы ожидается за счет положительной динамики развития государственно-конфессиональных отношений в Республике Дагестан при оптимальном объеме финансовых затрат.
Оценка эффективности Программы будет производиться на основе системы целевых индикаторов и показателей. Система показателей Программы обеспечит мониторинг ее реализации за отчетный период с целью уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий.
Успешная реализация Программы к 2015 году позволит:
повысить эффективность взаимодействия органов государственной власти Республики Дагестан и религиозных организаций по вопросам духовно-нравственного воспитания населения, противодействия экстремистской идеологии, формирования в обществе толерантно ориентированных поведенческих стереотипов, поддержания межконфессионального согласия;
обеспечить внедрение в практику механизмов мониторинга, диагностики и прогнозирования религиозной ситуации в Республике Дагестан, состояния государственно-конфессиональных, межконфессиональных и внутриконфессиональных отношений, уровня религиозной толерантности в дагестанском обществе, состояния и тенденций развития религиозного образования в Республике Дагестан, оценки рисков и последствий деструктивных процессов в обществе;
создать условия для сохранения культурно-исторических традиций проживающих в республике народов.
IX. Предложения по участию органов исполнительной власти Республики Дагестан, ответственных за формирование и реализацию Программы
Ответственным за разработку и реализацию Программы предлагается определить Министерство по национальной политике, делам религий и внешним связям Республики Дагестан и другие заинтересованные республиканские и федеральные органы исполнительной власти.
X. Предложения по государственным заказчикам Программы
Государственный заказчик Программы - Министерство по национальной политике, делам религий и внешним связям Республики Дагестан.
Основной разработчик Программы - Министерство по национальной политике, делам религий и внешним связям Республики Дагестан.
XI. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации Программы
Предлагаемые сроки реализации Программы - 2012 - 2015 годы.
Расходы осуществляются по следующим основным направлениям:
1. Мероприятия по совершенствованию государственно-конфессиональных отношений в Республике Дагестан.
2. Мероприятия по поддержке религиозных объединений и представителей духовенства, деятельность которых направлена на укрепление мира и стабильности, идеологическое противодействие экстремизму, духовно-нравственное оздоровление дагестанского общества.
3. Научно-исследовательская, образовательная деятельность.
4. Мероприятия по укреплению государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений в Республике Дагестан.
XII. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы
Координацию, организацию управления и контроля реализации Программы предлагается осуществлять государственному заказчику - Министерству по национальной политике, делам религий и внешним связям Республики Дагестан.
Государственный заказчик Программы:
подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации Программы;
осуществляет ведение ежеквартальной отчетности о реализации Программы;
подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по программным мероприятиям на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы;
разрабатывает перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации программных мероприятий;
осуществляет отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг;
обеспечивает взаимодействие исполнителей Программы;
согласовывает с основными участниками Программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования.
Основными задачами осуществления контроля за исполнением Программы являются:
рассмотрение материалов о ходе реализации программных мероприятий и предоставление рекомендаций по их корректировке;
рассмотрение итогов реализации Программы;
выявление технических и организационных проблем в ходе реализации Программы и разработка предложений по их решению.
Осуществление контроля позволит своевременно принимать решения о внесении изменений в Программу в ходе ее реализации по результатам анализа эффективности программных мероприятий.
Вопросы о ходе реализации мероприятий Программы и об эффективности использования финансовых средств по мере необходимости рассматриваются на заседаниях коллегиальных органов заинтересованных исполнительных органов государственной власти Республики Дагестан.
Выделение финансовых средств на реализацию мероприятий Программы осуществляется по решению специально созданной в этих целях комиссии, действующей в соответствии с положением о данной комиссии. Состав, положение о комиссии, перечень документов для представления религиозными организациями на рассмотрение комиссии и критерии, по которым принимается решение об оказании государственной поддержки, разрабатываются и утверждаются государственным заказчиком Программы по согласованию с Правительством Республики Дагестан, заинтересованными органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан, религиозными организациями Республики Дагестан.
Приложение
к Концепции республиканской
целевой программы "Взаимодействие
с религиозными организациями
в Республике Дагестан и их
государственная поддержка
на 2012 - 2015 годы"
Планируемые мероприятия
республиканской целевой программы "Взаимодействие с религиозными организациями в Республике Дагестан и их государственная поддержка на 2012 - 2015 годы", объемы и источники их финансирования
N п/п |
Наименование мероприятия |
Ответственные за исполнение |
Ожидаемый результат |
Источники финансирования |
Объемы финансирования, тыс.руб. |
В том числе |
||||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
I. Мероприятия по совершенствованию государственно-конфессиональных отношений в Республике Дагестан | ||||||||||
1. |
Привлечение духовенства республики к участию в культурно-массовых, общественно и социально значимых мероприятиях (форумы, конференции, съезды, "круглые столы", празднование памятных и исторических дат), проводимых органами государственной власти Республики Дагестан |
Миннац РД, Минкультуры РД, Дагмолодежь, органы местного самоуправления (по согласованию), религиозные организации республики (по согласованию) |
активизация взаимодействия между органами государственной власти, религиозными организациями, институтами гражданского общества, научной интеллигенцией в республике по проблемам консолидации дагестанского общества, укрепления общественно-политической стабильности; совершенствование механизмов постоянного диалога между обществом, властью, религиозными организациями; |
республиканский бюджет Республики Дагестан |
800 |
200 |
200 |
200 |
200 |
|
2. |
Организация краткосрочных курсов для работников религиозных организаций республики по вопросам законодательства Российской Федерации и Республики Дагестан, регулирующего деятельность религиозных объединений (права, обязанности, порядок регистрации и деятельности, налоговые льготы и другое) |
Миннац РД, Минюст РД, Управление Минюста России по РД (по согласованию), религиозные организации республики (по согласованию) |
повышение правовой грамотности представителей религиозных организаций республики |
республиканский бюджет Республики Дагестан |
2000 |
500 |
500 |
500 |
500 |
|
3. |
Организация курсов повышения квалификации государственных и муниципальных служащих по вопросам государственно-конфессионального взаимодействия |
Миннац РД, Минюст РД, Управление Минюста России по РД (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию) |
повышение уровня профессиональных знаний работников органов государственной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления в области государственно-конфес-сиональных отношений |
республиканский бюджет Республики Дагестан |
1200 |
300 |
300 |
300 |
300 |
|
4. |
Содействие в разработке и издании справочно-методических и информационно-аналитических материалов по вопросам организации государственно-конфессионального взаимодействия |
Миннац РД, Минюст РД, Управление Минюста России по РД (по согласованию), Дагкомпечати |
совершенствование государственно-конфессиональных отношений, выработка конструктивной системы и механизмов взаимодействия с религиозными организациями республики |
республиканский бюджет Республики Дагестан |
2000 |
500 |
500 |
500 |
500 |
|
II. Мероприятия по поддержке религиозных объединений и представителей духовенства, деятельность которых направлена на укрепление мира и стабильности, идеологическое противодействие экстремизму, духовно-нравственное оздоровление дагестанского общества | ||||||||||
5. |
Оказание помощи религиозным организациям республики в строительстве, реконструкции и ремонте культовых зданий и сооружений, в том числе имеющих культурное и историческое значение в соответствии с определенным комиссией перечнем, а также объектов (помещений, учебных корпусов) религиозных организаций республики |
Миннац РД, Минкультуры РД |
создание условий для сохранения культурно-исторических традиций, духовного наследия народов Дагестана |
республиканский бюджет Республики Дагестан |
84000 |
21000 |
21000 |
21000 |
21000 |
|
6. |
Поддержка общественно значимых мероприятий, в том числе религиозного характера, проводимых религиозными организациями и религиозными образовательными учреждениями, способствующих утверждению принципов гуманизма, толерантности и веротерпимости в условиях этноконфессионального многообразия дагестанского общества (конференции, "круглые столы", съезды религиозной общественности, форумы, фестивали, религиозные праздники и другие) |
Миннац РД, религиозные организации республики (по согласованию) |
реализация необходимых мер государственной поддержки религиозных организаций республики, направленных на формирование в обществе поведенческих стереотипов, ориентированных на толерантность, поддержание межконфессионального согласия и диалога
|
республиканский бюджет Республики Дагестан |
2400 |
600 |
600 |
600 |
600 |
|
7. |
Государственная поддержка деятельности Духовного управления мусульман Дагестана по противодействию экстремизму и терроризму |
Миннац РД |
широкое привлечение религиозных организаций республики, авторитетных духовных лидеров к деятельности, способствующей идеологическому противодействию экстремизму и терроризму |
республиканский бюджет Республики Дагестан |
36000 |
9000 |
9000 |
9000 |
9000 |
|
III. Научно-исследовательская, образовательная деятельность | ||||||||||
8. |
Содействие религиозным образовательным учреждениям республики в систематизации их деятельности, совершенствовании учебного процесса, повышении качества обучения, методов воспитательной работы с молодежью, приведении их деятельности в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации и Республики Дагестан |
Миннац РД, Минобрнауки РД, Дагмолодежь, органы местного самоуправления (по согласованию), учреждения профессионального религиозного образования республики (по согласованию) |
оказание государственной поддержки в подготовке высококвалифицированных кадров, получивших религиозное образование; построение системы религиозного образования в республике, способной противостоять идеологиям экстремистской направленности |
республиканский бюджет Республики Дагестан |
4000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
|
9. |
Оказание поддержки религиозным образовательным учреждениям республики, деятельность которых направлена на воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданской ответственности (помощь в оснащении современными техническими средствами обучения, спортивным инвентарем, пополнение библиотечного фонда и другое) |
Миннац РД, Минобрнауки РД, Минкультуры РД |
повышение эффективности работы учреждений профессионального религиозного образования республики по морально-нравственному и патриотическому воспитанию и обучению молодого поколения дагестанцев, противодействию радикальным идеологиям, профилактике преступности, наркомании, утверждению в обществе терпимости и взаимного уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания |
республиканский бюджет Республики Дагестан |
14000 |
3500 |
3500 |
3500 |
3500 |
|
10. |
Привлечение высококвалифицированных педагогических кадров, научных сотрудников для преподавания общеобразовательных предметов в учреждениях профессионального религиозного образования республики |
Миннац РД, Минобрнауки РД |
создание условий для реализации учреждениями профессионального религиозного образования республики образовательных программ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов |
республиканский бюджет Республики Дагестан |
3200 |
800 |
800 |
800 |
800 |
|
11. |
Организация курсов для преподавателей учреждений профессионального религиозного образования республики по вопросам организации учебного процесса, ознакомления с современными методиками преподавания, инновационными технологиями обучения |
Минобрнауки РД, Миннац РД, ДУМД, учреждения профессионального религиозного образования республики (по согласованию) |
создание условий для деятельности учреждений профессионального религиозного образования республики, отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации и Республики Дагестан |
республиканский бюджет Республики Дагестан |
1600 |
400 |
400 |
400 |
400 |
|
IV. Мероприятия по укреплению государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений в Республике Дагестан | ||||||||||
12. |
Поддержка религиозных СМИ, активно работающих в направлении укрепления государственно-конфессиональных отношений, межконфессионального диалога, толерантности и терпимости в обществе (поощрение журналистов, помощь в материально-техническом оснащении и другое) |
Миннац РД, Дагкомпечати |
эффективное информационное и идеологическое сопровождение деятельности органов государственной власти республики, органов местного самоуправления и религиозных объединений по укреплению государственно-конфессиональных отношений, межконфессионального диалога, толерантности и терпимости в обществе |
республиканский бюджет Республики Дагестан |
2400 |
600 |
600 |
600 |
600 |
|
13. |
Содействие религиозным организациям, религиозным деятелям в издании литературы, раскрывающей истинную сущность экстремистских идеологий и направленной на формирование и утверждение в светской и религиозной общественной среде республики принципов гуманизма, толерантности и веротерпимости |
Миннац РД, Дагкомпечати |
активизация информационно-разъяснительной работы среди населения по вопросам противодействия экстремистским проявлениям в обществе, укрепления межконфессионального и межнационального мира и согласия в республике |
республиканский бюджет Республики Дагестан |
12000 |
3000 |
3000 |
3000 |
3000 |
|
14. |
Организация мониторинга и социологических исследований с целью изучения состояния и тенденций развития религиозной ситуации в Республике Дагестан, состояния государственно-конфессиональных, межконфессиональных и внутриконфессиональных отношений, уровня религиозной толерантности в дагестанском обществе, состояния и тенденций развития религиозного образования в республике |
Миннац РД |
выявление актуальных проблем в сфере государственно-конфессиональных, межконфессиональных и внутриконфессиональных отношений, религиозного образования и определение задач по их разрешению, оценка рисков и последствий деструктивных процессов в обществе |
республиканский бюджет Республики Дагестан |
2400 |
600 |
600 |
600 |
600 |
|
|
Итого |
|
|
|
168000 |
42000 |
42000 |
42000 |
42000 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Дагестан от 8 декабря 2011 г. N 324-р
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Республики Дагестан от 15 декабря 2011 г. N 23 ст. 1173