Закон Республики Дагестан от 2 марта 2012 г. N 11
"Об утверждении республиканской целевой программы "Повышение технической оснащенности сельскохозяйственного производства в Республике Дагестан на 2012-2020 годы"
Принят Народным Собранием Республики Дагестан 22 февраля 2012 года
Законом Республики Дагестан от 27 декабря 2013 г. N 102 настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2014 г.
Президент |
М. Магомедов |
Махачкала
2 марта 2012 г.
N 11
Республиканская целевая программа
"Повышение технической оснащенности сельскохозяйственного производства в Республике Дагестан на 2012-2020 годы"
(утв. Законом Республики Дагестан "Об утверждении республиканской целевой программы "Повышение технической оснащенности сельскохозяйственного производства в Республике Дагестан на 2012-2020 годы" от 2 марта 2012 г. N 11)
Паспорт
Наименование Программы |
республиканская целевая программа "Повышение технической оснащенности сельскохозяйственного производства в Республике Дагестан на 2012-2020 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
распоряжение Правительства Республики Дагестан от 3 ноября 2011 года N 282-р |
Государственный заказчик Программы |
Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан |
Основной разработчик Программы |
Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан |
Цели Программы |
увеличение объема поставок сельскохозяйственным товаропроизводителям основных видов сельскохозяйственной техники улучшение качественных параметров машинно-тракторного парка (далее - МТП) |
Задачи Программы |
создание условий сельскохозяйственным товаропроизводителям для максимального использования мер государственной поддержки, направленных на техническое перевооружение сельскохозяйственного производства создание условий для стимулирования частных инвестиций в обновление и развитие МТП совершенствование и развитие лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе (далее - АПК), осуществляемой за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан формирование МТП на основе ресурсосберегающих многофункциональных машин, адаптированных к почвенно-климатическим условиям республики широкое внедрение в практику эффективных организационных форм использования сельскохозяйственной техники, в том числе на основе кооперации подготовка и переподготовка инженерных и механизаторских кадров в целях обучения применению современной сельскохозяйственной техники и знаниям по возделыванию сельскохозяйственных культур по ресурсосберегающим технологиям |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями тракторов - 2590 единиц, зерно- и кормоуборочных комбайнов - 250 и 95 единиц соответственно обновление парка тракторов на 80,9, зерно- и кормоуборочных комбайнов на 35,8 и 88,0 процента соответственно |
Сроки и этапы реализации Программы |
2012-2020 годы: первый этап: 2012-2015 годы - приостановление тенденции сокращения базовых видов сельскохозяйственной техники и ввод в сельскохозяйственное производство современной сельскохозяйственной техники, способной внедрять в производство энерго-, ресурсосберегающие и почвозащитные агротехнологии второй этап: 2016-2020 годы - увеличение роста количественных и качественных параметров МТП |
Мероприятия Программы |
развитие и совершенствование лизинговой деятельности в АПК путем направления в уставный капитал лизингодателя бюджетных ассигнований из республиканского бюджета Республики Дагестан предоставление субсидий на возмещение части расходов сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение сельскохозяйственной техники за счет собственных или привлеченных средств в целях стимулирования притока частных инвестиций в обновление МТП увеличение объемов привлечения кредитных ресурсов для повышения технической оснащенности сельскохозяйственного производства под залог приобретаемой сельскохозяйственной техники развитие в АПК системы машинно-технологических станций (далее - МТС) на различной организационно-правовой основе формирование структуры МТП на основе современной сельскохозяйственной техники, способствующей внедрению ресурсосберегающих и экологически безопасных агротехнологий возделывания сельскохозяйственных культур в системе адаптивно-ландшафтного земледелия, обеспечивающих эффективное использование природно-ресурсного потенциала республики развитие и широкое внедрение в хозяйственный оборот рациональных способов и методов комплектования машинно-тракторных агрегатов и выполнения ими технологических операций информационно-аналитическое обеспечение агроинженерной сферы подготовка механизаторских и инженерно-технических кадров и совершенствование системы повышения квалификации кадров для обеспечения инновационного развития материально-технической базы сельского хозяйства |
Объем и источники финансирования Программы |
общий объем финансирования Программы составляет 4 152,5 млн. рублей, в том числе средства: федерального бюджета - 82 млн. рублей (по согласованию), республиканского бюджета Республики Дагестан - 1 189 млн. рублей, внебюджетных источников - 2 881,5 млн. рублей (по согласованию) |
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической и экологической эффективности |
стабилизация количественного состава МТП сельскохозяйственных товаропроизводителей увеличение парка зерно- и кормоуборочных комбайнов по сравнению с 2011 годом на 7,7 и 33,3 процента соответственно существенное улучшение качественных параметров МТП обеспечение защиты почвы на площади 39 тыс.га от эрозии за счет использования современных ресурсо- и почвозащитных агротехнологий и сертифицированных технических средств |
Контроль за реализацией Программы |
контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Республики Дагестан |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Реформирование сельского хозяйства республики и перевод его на рыночные методы хозяйствования в условиях ослабления государственной поддержки, нарушения эквивалентности межотраслевого обмена и неблагоприятного для сельского хозяйства инвестиционного климата в отрасли обусловило критическое снижение платежеспособности большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей и, как следствие, разрушение их материально-технической базы. Так, суммарные энергетические мощности сельского хозяйства республики снизились с 2 163 тыс.кВт в 1990 году до 574 тыс.кВт на начало 2011 года (в 3,8 раза), а энергообеспеченность снизилась до уровня 60-х годов прошлого века. В хозяйствах практически не осталось машин для внесения удобрений и поддержания в рабочем состоянии оросительной системы; наблюдается большой дефицит сельскохозяйственной техники для предпосевной обработки почвы и защиты растений; менее чем на 1/3 имеется техника для производства риса; преобладает тяжелый ручной труд при возделывании овощей, картофеля и плодов. В целом, обеспеченность сельскохозяйственного производства в республике основными видами сельскохозяйственной техники на начало 2011 года не превышает 35 процентов (таблица 1), а общая стоимость недостающей сельскохозяйственной техники превышает 10 млрд. рублей при стоимости оптимального МТП - 15 млрд. рублей.
Таблица 1
Обеспеченность сельскохозяйственного производства в Республике Дагестан основными видами сельскохозяйственной техники на начало 2011 года (по всем категориям хозяйств)
N п/п |
Наименование сельскохозяйственной техники |
Нормативная потребность, ед. |
Фактическое наличие в эквиваленте с учетом износа, ед. |
Уровень обеспеченности, % |
1. |
Тракторы |
12 350 |
3 993 |
32,3 |
2. |
Зерноуборочные комбайны |
1 160 |
406 |
35,0 |
3. |
Плуги |
2 157 |
880 |
40,8 |
4. |
Бороны дисковые |
1 746 |
240 |
13,7 |
5. |
Культиваторы |
1 232 |
337 |
27,4 |
6. |
Сеялки |
1 030 |
448 |
43,5 |
7. |
Косилки |
1 550 |
526 |
33,9 |
8. |
Пресс-подборщики |
1 708 |
511 |
29,9 |
9. |
Кормоуборочные комбайны |
473 |
64 |
13,5 |
Критическое сокращение и полный физический износ оставшегося в эксплуатации МТП (таблица 2) привели к выводу из севооборота значительных площадей пашни и уменьшению посевных площадей, упрощению технологий возделывания сельскохозяйственных культур, огромным потерям продукции, деградации земельных ресурсов, росту удельных производственных затрат и, в конечном итоге, снижению производительности труда и конкурентоспособности отрасли. Так, производительность труда в сельском хозяйстве республики по итогам 2010 года в 2,3 раза ниже общероссийского показателя.
Таблица 2
Структура и состав
МТП в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах на конец 2011 года
N п/п |
Наименование сельскохозяйственной техники |
Наличие, ед. |
В том числе находятся за пределами амортизационного срока |
|
абсолютно, ед. |
относительно, % |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Тракторы |
3 250 |
2 764 |
85 |
2. |
Зерноуборочные комбайны |
649 |
565 |
87 |
3. |
Плуги |
1 085 |
1 020 |
94 |
4. |
Бороны дисковые |
385 |
354 |
92 |
5. |
Культиваторы |
465 |
451 |
97 |
6. |
Сеялки |
718 |
675 |
94 |
7. |
Косилки |
486 |
447 |
92 |
8. |
Пресс-подборщики |
656 |
603 |
92 |
9. |
Кормоуборочные комбайны |
81 |
79 |
97 |
Тенденция снижения уровня технической оснащенности сельскохозяйственного производства продолжает сохраняться: ежегодные темпы убытия основных видов сельскохозяйственной техники в несколько раз опережают темпы их обновления (таблица 3). К примеру, за 2006-2010 годы среднегодовое списание тракторов и зерноуборочных комбайнов составило 7,9 и 7,8 процента соответственно, а обновление - 1,9 и 0,5 процента соответственно. В то же время при нормальном воспроизводственном процессе ежегодно должно обновляться 10-12 процентов, а с учетом высокой степени фактического износа - значительно больше.
Тяжелое финансовое положение хозяйств и сложившийся многократный диспаритет цен между продукцией машиностроения и сельского хозяйства не позволяют хозяйствам самостоятельно приобретать необходимую для производства технику.
Таблица 3
Среднегодовые показатели
поставки, обновления и убытия основных видов сельскохозяйственной техники за 1986-2010 годы
N п/п |
Наименование сельскохозяйственной техники |
В среднем за 1986-1990 годы |
В среднем за 1991-2005 годы |
Годы |
В среднем за 2006-2010 годы |
||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. |
Тракторы: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
поставка, ед. |
1376 |
253 |
26 |
34 |
52 |
127 |
54 |
59 |
|
обновление, % |
10,2 |
0,9 |
0,6 |
0,8 |
1,5 |
3,8 |
1,4 |
1,9 |
|
убытие, % |
12,8 |
8,7 |
8,8 |
9,0 |
6,0 |
6,2 |
9,4 |
7,9 |
2. |
Зерноуборочные комбайны: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
поставка, ед. |
266 |
67 |
0 |
0 |
8 |
8 |
5 |
4 |
|
обновление, % |
11,6 |
1,3 |
0 |
0 |
0,9 |
1,0 |
0,7 |
0,5 |
|
убытие, % |
21,5 |
6,1 |
5,8 |
9,0 |
9,0 |
5,3 |
10 |
7,8 |
3. |
Кормоуборочные комбайны: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
поставка, ед. |
65 |
1 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0,6 |
|
обновление, % |
9,2 |
0,1 |
0 |
0 |
1,2 |
0 |
0 |
0,2 |
|
убытие, % |
6,0 |
6,6 |
21,6 |
3,6 |
18,0 |
17,0 |
5,7 |
13,2 |
Поэтому на нынешнем этапе решить задачу насыщения производства техническими средствами без активного государственного вмешательства и использования программно-целевого метода не представляется возможным. Исходя из этого, на республиканском и муниципальном уровнях предпринимаются меры, способствующие повышению технической оснащенности отрасли. В частности, ведется работа по наращиванию поставок сельскохозяйственной техники за счет средств республиканского и федерального лизинга, а также субсидируемых кредитов. С 2011 года из республиканского бюджета Республики Дагестан сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидируется 30 процентов стоимости сельскохозяйственной техники, приобретенной ими за счет собственных или привлеченных средств.
Указанные государственные меры поддержки обновления МТП в сочетании с усилиями органов местного самоуправления муниципальных образований и сельскохозяйственных товаропроизводителей будут иметь ощутимый экономический эффект при их комплексном использовании.
Немаловажным в условиях острого ресурсного дефицита является и обеспечение рационального использования приобретаемой сельскохозяйственной техники как за счет укрепления МТП крупных хозяйств, так и путем ее концентрации в МТС, что очень важно для развития малых форм хозяйствования, которые сегодня доминируют в сельскохозяйственном производстве в республике.
Реализация настоящей Программы позволит концентрировать ресурсы всех уровней, координировать усилия заинтересованных органов исполнительной власти республики и создать единое экономическое пространство в решении вопросов технического оснащения сельскохозяйственного производства.
2. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели, сроки и этапы реализации Программы
Инновационное ориентированное повышение технической оснащенности сельскохозяйственного производства является приоритетным направлением обеспечения устойчивого развития сельскохозяйственного производства.
Цели Программы:
увеличение объема поставок сельскохозяйственным товаропроизводителям основных видов сельскохозяйственной техники;
улучшение качественных параметров МТП.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
создание условий сельскохозяйственным товаропроизводителям для максимального использования мер государственной поддержки, направленных на техническое перевооружение сельскохозяйственного производства;
создание условий для стимулирования частных инвестиций в обновление и развитие МТП;
совершенствование и развитие лизинговой деятельности в АПК, осуществляемой за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан;
формирование МТП на основе ресурсосберегающих многофункциональных машин, адаптированных к почвенно-климатическим условиям республики;
широкое внедрение в практику эффективных организационных форм использования сельскохозяйственной техники, в том числе на основе кооперации;
подготовка и переподготовка инженерных и механизаторских кадров в целях обучения применению современной сельскохозяйственной техники и знаниям по возделыванию сельскохозяйственных культур по ресурсосберегающим технологиям.
Оценка выполнения мероприятий Программы проводится ежегодно по следующим целевым индикаторам и показателям:
приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями тракторов, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, в физических единицах;
коэффициент обновления парка тракторов, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, в процентах.
Численные значения целевых индикаторов и показателей приведены в приложении 1 к настоящей Программе.
Программа рассчитана на период до 2020 года.
Программа имеет долгосрочный характер и реализуется в два этапа:
первый этап: 2012 - 2015 годы - приостановление тенденции сокращения базовых видов сельскохозяйственной техники и ввод в сельскохозяйственное производство современной сельскохозяйственной техники, способной внедрять в производство энерго-, ресурсосберегающие и почвозащитные агротехнологии;
второй этап: 2016 - 2020 годы - увеличение роста количественных и качественных параметров МТП.
3. Перечень мероприятий Программы
Мероприятия, обеспечивающие выполнение целевых установок Программы, включают:
развитие и совершенствование лизинговой деятельности в АПК путем направления в уставный капитал лизингодателя бюджетных ассигнований из республиканского бюджета Республики Дагестан;
предоставление субсидий на возмещение части расходов сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение сельскохозяйственной техники за счет собственных или привлеченных средств в целях стимулирования притока частных инвестиций в обновление МТП;
увеличение объемов привлечения кредитных ресурсов для повышения технической оснащенности сельскохозяйственного производства под залог приобретаемой сельскохозяйственной техники;
развитие в АПК системы МТС на различной организационно-правовой основе;
формирование структуры МТП на основе современной сельскохозяйственной техники, способствующей внедрению ресурсосберегающих и экологически безопасных агротехнологий возделывания сельскохозяйственных культур в системе адаптивно-ландшафтного земледелия, обеспечивающих эффективное использование природно-ресурсного потенциала республики;
развитие и широкое внедрение в хозяйственный оборот рациональных способов и методов комплектования машинно-тракторных агрегатов и выполнения ими технологических операций;
информационно-аналитическое обеспечение агроинженерной сферы;
подготовка механизаторских и инженерно-технических кадров и совершенствование системы повышения квалификации кадров для обеспечения инновационного развития материально-технической базы сельского хозяйства.
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
При расчете параметров Программы за основу приняты целевые индикаторы и показатели развития сельского хозяйства Республики Дагестан, определенные Стратегией социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, виды, сроки и объемы механизированных работ в полеводстве.
Программа предусматривает приостановление тенденции сокращения и улучшение качественных параметров МТП сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и МТС за счет увеличения в структуре МТП новой сельскохозяйственной техники, способной осваивать в полеводстве современные энерго- и ресурсосберегающие агротехнологии. В частности, в МТП однооперационные почвообрабатывающие и посевные агрегаты постепенно должны быть заменены комбинированными почвообрабатывающими агрегатами и посевными комплексами, способными внедрять технологии, основанные на минимальной и нулевой обработке почвы. Программа предусматривает приобретение этих машин в количестве 305 единиц.
Предусматриваемые Программой количество и стоимость сельскохозяйственной техники, поставляемой сельскохозяйственным товаропроизводителям по годам, приведены в приложении 2 к настоящей Программе.
Программой предусматривается приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственной техники на общую сумму 4 152,5 млн. рублей, в том числе тракторов разных модификаций в количестве 2 590 единиц, зерноуборочных комбайнов - 250 единиц и кормоуборочных комбайнов - 95 единиц, что позволит приостановить тенденцию сокращения МТП к началу 2016 года, увеличить к концу 2020 года парк зерно- и кормоуборочных комбайнов по сравнению с 2011 годом на 7,7 и 33,3 процента соответственно и существенно улучшить качественные параметры МТП, то есть в структуре МТП доля тракторов, находящихся в пределах сроков амортизации, составит более 80 процентов, зерно- и кормоуборочных комбайнов - 35,7 и 88 процентов соответственно.
Прогнозируемая динамика изменения количественных и качественных параметров МТП в сельском хозяйстве Республики Дагестан в результате реализации Программы приведена в приложении 3 к настоящей Программе.
5. Объем и источники финансирования Программы
Участие системы государственного финансирования в техническом оснащении сельского хозяйства является важнейшим фактором, обеспечивающим привлечение внебюджетных инвестиций в развитие МТП и реализацию Программы.
Программой предусматривается осуществление мероприятий по повышению технической оснащенности сельскохозяйственного производства с использованием следующих способов приобретения сельскохозяйственной техники:
на основе финансовой аренды (лизинга);
за счет субсидируемых кредитов под залог приобретаемой сельскохозяйственной техники;
за счет собственных или привлеченных средств.
Источники финансирования Программы по годам приведены в приложении 4 к настоящей Программе.
На реализацию Программы из бюджетных источников предусмотрено 1 271 млн. рублей, из них средства федерального бюджета - 82 млн. рублей, республиканского бюджета Республики Дагестан - 1 189 млн. рублей.
Направления и объемы использования средств республиканского бюджета Республики Дагестан:
взнос в уставный капитал лизингодателя - 900 млн. рублей;
субсидии на возмещение части расходов сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение сельскохозяйственной техники - 260 млн. рублей;
субсидии на погашение части процентной ставки по долгосрочным кредитам, использованным на приобретение сельскохозяйственной техники - 29 млн. рублей.
Направления и объемы использования средств республиканского бюджета Республики Дагестан по годам приведены в приложении 5 к настоящей Программе.
Внебюджетные источники финансирования Программы:
средства федерального аграрного лизинга (ОАО "Росагролизинг") - 185 млн. рублей;
кредитные средства - 395 млн. рублей;
средства республиканского лизингодателя - 663,3 млн. рублей;
собственные средства хозяйствующих субъектов - 1 638,2 млн. рублей.
В ходе реализации Программы отдельные мероприятия, объемы и источники финансирования могут подлежать ежегодной корректировке на основе анализа полученных результатов и реальных возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан и внебюджетных источников финансирования.
6. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется Министерством сельского хозяйства Республики Дагестан при содействии Министерства финансов Республики Дагестан и Министерства экономики Республики Дагестан.
Программа предусматривает наращивание объемов лизинга путем увеличения бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Дагестан, направляемых в уставный капитал лизингодателя. Данный способ инвестирования лизинговой деятельности в АПК предусмотрен Законом Республики Дагестан от 1 ноября 2005 года N 41 "О государственной поддержке лизинговой деятельности в Республике Дагестан".
Направление бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Дагестан в уставный капитал лизингодателя и их использование осуществляются в соответствии с Порядком и условиями направления средств республиканского бюджета Республики Дагестан в уставный капитал лизингодателя, утвержденными постановлением Правительства Республики Дагестан от 6 октября 2009 года N 338.
Лизингодатель, осуществляющий лизинговую деятельность за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, определяется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В качестве средств лизингодателя, используемых на реализацию мероприятий Программы, предусматриваются первоначальные и возвратные лизинговые платежи, поступающие от лизингополучателей, которые будут рефинансироваться на новые лизинговые операции в АПК.
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446, в качестве главного инструмента проведения технической модернизации отрасли предусматривает федеральный аграрный лизинг (оператор ОАО "Росагролизинг").
Функции регионального оператора ОАО "Росагролизинг" для организации поставок сельскохозяйственной техники по федеральному лизингу на территорию Республики Дагестан возлагаются на ОАО "Дагагроснаб", которое заключает договоры лизинга с ОАО "Росагролизинг" и отпускает сельскохозяйственную технику хозяйствующим субъектам АПК по договорам сублизинга.
Для организации поставок в республику сельскохозяйственной техники за счет данного источника региональному оператору предоставляются государственные гарантии Республики Дагестан в порядке, установленном Законом Республики Дагестан от 11 марта 2009 года N 9 "О государственных гарантиях Республики Дагестан".
Для удешевления услуг федерального аграрного лизинга предусматривается открытие в Республике Дагестан представительства ОАО "Росагролизинг".
Программа предусматривает привлечение к обновлению МТП субсидируемых кредитных ресурсов, в том числе под залог приобретаемой сельскохозяйственной техники и/или оборудования. На работу с субсидируемыми кредитами преимущественно будут нацелены крупные сельскохозяйственные предприятия, способные не только возвращать кредиты, но и имеющие условия для обеспечения сохранности и организации грамотной эксплуатации приобретаемой сельскохозяйственной техники, так как она закладывается в качестве обеспечения кредитного договора. Для организации поставок сельскохозяйственной техники за счет кредитов, оформляемых под залог приобретаемой сельскохозяйственной техники и/или оборудования, в качестве аккредитованного поставщика Дагестанского регионального филиала ОАО "Россельхозбанк" определено ОАО "Дагагроснаб".
Стимулированию притока инвестиций в обновление МТП и повышению покупательского спроса сельскохозяйственных товаропроизводителей должно способствовать субсидирование государством части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники. Субсидирование производится за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан при приобретении сельскохозяйственными товаропроизводителями новой сельскохозяйственной техники за счет собственных или привлеченных средств. Данная форма государственной поддержки предусмотрена Законом Республики Дагестан от 24 декабря 2007 года N 73 "О развитии сельского хозяйства в Республике Дагестан", а субсидирование осуществляется в соответствии с Правилами предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на возмещение части расходов сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение сельскохозяйственной техники, утвержденными постановлением Правительства Республики Дагестан от 8 апреля 2011 года N 97.
Немаловажным направлением Программы является развитие рынка технологических услуг путем создания условий для развития системы МТС на различной организационно-правовой основе.
Современное сельскохозяйственное производство не может функционировать без развитой сферы услуг, обеспечивающей не только поставку технических ресурсов и производственно-технологических услуг, но и поддержание МТП в рабочем состоянии. Исходя из этого, в республике должны создаваться условия для развития системы технического сервиса путем развития дилерской сети в республике от основных производителей сельскохозяйственной техники и формирования конкурентной среды на рынке запасных частей к сельскохозяйственной технике.
Важным для сельского хозяйства является и обеспечение инженерно-технической сферы квалифицированными кадрами, способными организовать эффективную производственную и техническую эксплуатацию поступающей сельскохозяйственной техники. Для этого республика располагает государственными учебными учреждениями, оснащенными соответствующей материально-технической и методической базами. За 2012 - 2020 годы предусматривается подготовка для сельского хозяйства 450 инженеров-механиков, 450 техников, 1350 мастеров по ремонту МТП и 1620 трактористов-машинистов, пройдут повышение квалификации 450 специалистов агроинженерного профиля.
Управление реализацией Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан - государственный заказчик Программы.
Механизм управления реализацией Программы включает в себя управление и взаимодействие ее с другими программами по развитию сельского хозяйства, а также с заинтересованными республиканскими и муниципальными органами власти, а также хозяйствующими субъектами.
Государственный заказчик Программы:
осуществляет координацию деятельности исполнителей в ходе реализации Программы, ее нормативно-правовое и методическое обеспечение;
обобщает и анализирует статистическую отчетность по ее реализации и опубликовывает доклады о ходе и результатах реализации Программы;
на основе ежегодных докладов подготавливает и представляет в Министерство финансов Республики Дагестан и Министерство экономики Республики Дагестан отчеты о ходе реализации Программы, достигнутых результатах и об эффективности использования финансовых средств;
ежегодно с учетом выделяемых на реализацию Программы средств уточняет целевые индикаторы и показатели, расходы по мероприятиям Программы и при необходимости вносит в Министерство финансов Республики Дагестан и Министерство экономики Республики Дагестан предложения по корректировке, продлению срока ее реализации либо о прекращении ее выполнения.
По завершении реализации Программы государственный заказчик Программы подготавливает доклад о ее выполнении и эффективности использования средств за весь период ее реализации, и представляет его до 1 марта 2021 года в Правительство Республики Дагестан, Министерство финансов Республики Дагестан и Министерство экономики Республики Дагестан.
7. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы
Прогнозируемый экономический эффект от реализации Программы составляет 1 300 млн. рублей и складывается из следующих составляющих:
получение дополнительной продукции за счет уменьшения потерь сельскохозяйственной продукции вследствие соблюдения рекомендуемых агротехнических сроков выполнения механизированных работ в полеводстве и улучшения их качества - 572 млн. рублей;
получение дополнительной продукции за счет возвращения в севооборот ранее не используемой из-за нехватки (отсутствия) сельскохозяйственной техники пашни - 265 млн. рублей;
снижение затрат на техническое обслуживание и ремонт и обслуживание сельскохозяйственной техники - 385 млн. рублей;
уменьшение эксплуатационных затрат на выполнение механизированных работ в рамках ресурсосберегающих технологий - 78 млн. рублей.
Стоимость дополнительной сельскохозяйственной продукции, прогнозируемой к получению в 2012 - 2020 годах за счет уменьшения потерь и возвращения в севооборот части пашни, составит 3 800 млн. рублей.
Дополнительная сумма налогов, поступающих в бюджеты всех уровней от использования закупаемой сельскохозяйственной техники (при едином сельскохозяйственном налоге), составит 1 140 млн. рублей.
Расчет показателей экономической эффективности осуществлен в соответствии с методикой, приведенной в приложении 6 к настоящей Программе.
Социальная значимость Программы заключается в создании и сохранении в сельской местности республики 12 900 рабочих мест.
Экологическая эффективность Программы выражается в обеспечении защиты почвы на площади 39 тыс.га от эрозии за счет использования современных ресурсо- и почвозащитных агротехнологий и сертифицированных технических средств.
Приложение 1
к республиканской целевой программе
"Повышение технической оснащенности
сельскохозяйственного производства
в Республике Дагестан на 2012-2020 годы"
Целевые индикаторы и показатели
республиканской целевой программы "Повышение технической оснащенности сельскохозяйственного производства в Республике Дагестан на 2012-2020 годы"
N п/п |
Наименование целевого индикатора и показателя |
Годы |
|||||||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2012-2020 |
||
1. |
Приобретение, ед.: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тракторов |
250 |
250 |
260 |
280 |
290 |
300 |
310 |
320 |
330 |
2590 |
|
зерноуборочных комбайнов |
20 |
20 |
25 |
25 |
30 |
30 |
30 |
35 |
35 |
250 |
|
кормоуборочных комбайнов |
5 |
5 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
15 |
20 |
95 |
|
2. |
Коэффициент обновления, %: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тракторов |
7,7 |
7,9 |
8,3 |
9,2 |
9,6 |
10,0 |
10,3 |
10,5 |
10,7 |
Х |
|
зерноуборочных комбайнов |
3,1 |
3,1 |
3,9 |
3,9 |
4,7 |
4,6 |
4,6 |
5,2 |
5,1 |
Х |
|
кормоуборочных комбайнов |
6,2 |
6,3 |
13,0 |
13,3 |
12,8 |
12,3 |
11,9 |
17,2 |
21,1 |
Х |
Приложение 2
к республиканской целевой программе
"Повышение технической оснащенности
сельскохозяйственного производства
в Республике Дагестан на 2012-2020 годы"
Количество и стоимость
сельскохозяйственной техники, поставляемой сельскохозяйственным товаропроизводителям в рамках республиканской целевой программы "Повышение технической оснащенности сельскохозяйственного производства в Республике Дагестан на 2012-2020 годы"
N п/п |
Наименование сельскохозяйственной техники |
Годы |
|||||||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2012-2020 |
||
1. |
Тракторы: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ед. |
250 |
250 |
260 |
280 |
290 |
300 |
310 |
320 |
330 |
2590 |
|
млн. рублей |
250 |
250 |
260 |
280 |
290 |
300 |
310 |
320 |
330 |
2590 |
2. |
Зерноуборочные комбайны: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ед. |
20 |
20 |
25 |
25 |
30 |
30 |
30 |
35 |
35 |
250 |
|
млн. рублей |
50,0 |
50,0 |
62,5 |
62,5 |
75,0 |
75,0 |
75,0 |
87,5 |
87,5 |
625 |
3. |
Кормоуборочные комбайны: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ед. |
5 |
5 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
15 |
20 |
95 |
|
млн. рублей |
17,5 |
17,5 |
35,0 |
35,0 |
35,0 |
35,0 |
35,0 |
52,5 |
70,0 |
332,5 |
4. |
Навесные и прицепные сельскохозяйственные машины к тракторам, млн. рублей |
50,0 |
50,0 |
55,0 |
60,0 |
70,0 |
75,0 |
80,0 |
80,0 |
85,0 |
605,0 |
|
Всего, млн. рублей |
367,5 |
367,5 |
412,5 |
437,5 |
470,0 |
485,0 |
500,0 |
540,0 |
572,5 |
4152,5 |
Приложение 3
к республиканской целевой программе
"Повышение технической оснащенности
сельскохозяйственного производства
в Республике Дагестан на 2012-2020 годы"
Прогнозируемая динамика изменения количественных и качественных параметров машинно-тракторного парка в сельском хозяйстве Республики Дагестан в результате реализации республиканской целевой программы "Повышение технической оснащенности сельскохозяйственного производства в Республике Дагестан на 2012-2020 годы"
N п/п |
Показатель |
Годы |
||||||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1. |
Тракторы: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
наличие на конец года, ед. |
3184 |
3116 |
3055 |
3010 |
3010 |
3020 |
3040 |
3070 |
3200 |
|
убытие, % |
9,7 |
10,0 |
10,3 |
10,6 |
9,6 |
9,6 |
9,6 |
9,5 |
6,5 |
|
обновление, % |
7,7 |
7,9 |
8,3 |
9,2 |
9,6 |
10,0 |
10,3 |
10,5 |
10,7 |
|
в пределах срока амортизации, % |
18 |
21 |
29 |
37 |
44 |
53 |
63 |
73 |
80 |
2. |
Зерноуборочные комбайны: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
наличие на конец года, ед. |
644 |
639 |
634 |
639 |
649 |
659 |
669 |
684 |
699 |
|
убытие, % |
3,9 |
3,9 |
4,7 |
3,2 |
3,1 |
3,1 |
3,0 |
3,0 |
2,9 |
|
обновление, % |
3,1 |
3,1 |
3,9 |
3,9 |
4,7 |
4,6 |
4,6 |
5,2 |
5,1 |
|
в пределах срока амортизации, % |
12 |
14 |
17 |
19 |
22 |
24 |
27 |
30 |
35,7 |
3. |
Кормоуборочные комбайны: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
наличие на конец года, ед. |
79 |
77 |
75 |
78 |
81 |
84 |
87 |
95 |
108 |
|
убытие, % |
8,6 |
8,9 |
15,6 |
9,3 |
9,0 |
8,6 |
8,3 |
8,0 |
7,4 |
|
обновление, % |
6,2 |
6,3 |
13,0 |
13,3 |
12,8 |
12,3 |
11,9 |
17,2 |
21,1 |
|
в пределах срока амортизации, % |
3 |
15 |
29 |
41 |
52 |
62 |
71 |
79 |
88 |
Приложение 4
к республиканской целевой программе
"Повышение технической оснащенности
сельскохозяйственного производства
в Республике Дагестан на 2012-2020 годы"
Источники финансирования республиканской целевой программы "Повышение технической оснащенности сельскохозяйственного производства в Республике Дагестан на 2012-2020 годы"
млн. рублей
N п/п |
Источники финансирования |
Объем средств |
В том числе по годам |
||||||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|||
1. |
Республиканский бюджет Республики Дагестан |
1 189 |
127 |
127,5 |
128 |
128 |
133,5 |
133,5 |
133,5 |
139 |
139 |
2. |
Федеральный бюджет (субсидии на возмещение процентных ставок по кредитам) |
82 |
8 |
8 |
8 |
8 |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
3. |
Федеральный аграрный лизинг |
185 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
25 |
4. |
Кредиты |
395 |
40 |
40 |
40 |
40 |
45 |
45 |
45 |
50 |
50 |
5. |
Республиканский лизингодатель |
663,3 |
23,3 |
35,9 |
48,7 |
61,5 |
74,5 |
87,7 |
101,1 |
108,5 |
122,1 |
6. |
Собственные средства хозяйствующих субъектов |
1 638,2 |
149,2 |
136,1 |
167,8 |
180,0 |
187,0 |
188,8 |
190,4 |
212,5 |
226,4 |
|
Всего |
4 152,5 |
367,5 |
367,5 |
412,5 |
437,5 |
470,0 |
485,0 |
500,0 |
540,0 |
572,5 |
Приложение 5
к республиканской целевой программе
"Повышение технической оснащенности
сельскохозяйственного производства
в Республике Дагестан на 2012-2020 годы"
Направления и объемы
использования средств республиканского бюджета Республики Дагестан для реализации республиканской целевой программы "Повышение технической оснащенности сельскохозяйственного производства в Республике Дагестан на 2012-2020 годы"
млн. рублей
N п/п |
Направление использования средств |
Объем средств |
В том числе по годам |
||||||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|||
1. |
Взнос в уставный капитал лизингодателя |
900 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
2. |
Субсидии на возмещение части расходов сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение сельскохозяйственной техники |
260 |
25 |
25 |
25 |
25 |
30 |
30 |
30 |
35 |
35 |
3. |
Субсидии на возмещение процентных ставок по кредитам |
29 |
2 |
2,5 |
3 |
3 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
4 |
4 |
|
Всего |
1189 |
127 |
127,5 |
128 |
128 |
133,5 |
133,5 |
133,5 |
139 |
139 |
Приложение 6
к республиканской целевой программе
"Повышение технической оснащенности
сельскохозяйственного производства
в Республике Дагестан на 2012-2020 годы"
Методика
оценки экономической эффективности республиканской целевой программы "Повышение технической оснащенности сельскохозяйственного производства в Республике Дагестан на 2012-2020 годы"
Экономический эффект от реализации Программы складывается из следующих основных составляющих:
получение дополнительной продукции за счет уменьшения потерь вследствие соблюдения рекомендуемых агротехнических сроков выполнения механизированных работ в полеводстве и улучшения их качества;
получение дополнительной продукции за счет возвращения в севооборот ранее не используемой из-за нехватки (отсутствия) сельскохозяйственной техники пашни;
снижение затрат на техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники;
уменьшение эксплуатационных затрат на выполнение механизированных работ в рамках ресурсосберегающих технологий.
Расчеты указанных показателей осуществляются следующим образом.
Объем дополнительной продукции (), получаемой за счет уменьшения потерь, определен по формуле:
,
где - прирост урожайности, т/га;
S - площадь, занятая под культурой, за исключением площади, возвращенной в севооборот, га;
Ц - рыночная стоимость продукции, руб./т.
Объем дополнительной продукции (), получаемой за счет возвращения в севооборот ранее неиспользуемой пашни, определен по формуле:
,
где - возвращенная в севооборот пашня, га;
Уср - средняя урожайность культуры, т/га.
Снижение затрат на техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники (), определено по формуле:
где Зфс - фактические затраты при использовании устаревшего МТП;
Бнт - балансовая стоимость новой сельскохозяйственной техники, тыс.руб.;
10 - норма амортизационных отчислений, %.
Уменьшение эксплуатационных затрат на выполнение механизированных работ в рамках ресурсосберегающих технологий (), определено по формуле:
,
где - затраты при возделывании культуры по традиционной технологии, тыс.руб./га;
- затраты при возделывании культуры по ресурсосберегающей технологии, тыс.руб./га;
- площадь, возделываемая по ресурсосберегающим технологиям, га.
Суммарный экономический эффект (Э, тыс.руб.) определен по формуле:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В Республике сохраняется тенденция снижения уровня технической оснащенности сельскохозяйственного производства. Тяжелое финансовое положение хозяйств и сложившийся многократный диспаритет цен между продукцией машиностроения и сельского хозяйства не позволяют хозяйствам самостоятельно приобретать необходимую для производства технику.
В целях увеличения объема поставок сельскохозяйственным товаропроизводителям основных видов сельскохозяйственной техники,
улучшения качественных параметров машинно-тракторного парка (МТП) на период 2012-2020 гг. принята программа по повышению технической оснащенности сельскохозяйственного производства.
Программа предусматривает улучшение качественных параметров МТП сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и машинно-технологических станций (МТС) за счет увеличения в структуре МТП новой сельскохозяйственной техники, способной осваивать в полеводстве современные энерго- и ресурсосберегающие агротехнологии.
Реализация Программы позволит концентрировать ресурсы всех уровней, координировать усилия заинтересованных органов исполнительной власти республики и создать единое экономическое пространство в решении вопросов технического оснащения сельскохозяйственного производства.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года.
Закон Республики Дагестан от 2 марта 2012 г. N 11 "Об утверждении республиканской целевой программы "Повышение технической оснащенности сельскохозяйственного производства в Республике Дагестан на 2012-2020 годы"
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 г.
Текст Закона опубликован в приложении к газете "Дагестанская правда" от 6 марта 2012 г. N 59-61, в Собрании законодательства Республики Дагестан от 15 марта 2012 г. N 5 стр. 122
Законом Республики Дагестан от 27 декабря 2013 г. N 102 настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2014 г.