Закон Республики Дагестан от 29 декабря 2012 г. N 107
"Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие культуры в Республике Дагестан на 2013-2017 годы"
Принят Народным Собранием Республики Дагестан 26 декабря 2012 года
Законом Республики Дагестан от 27 декабря 2013 г. N 102 настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2014 г.
Президент |
М. Магомедов |
г. Махачкала
29 декабря 2012 года
N 107
Республиканская целевая программа
"Развитие культуры в Республике Дагестан на 2013-2017 годы"
(утв. Законом Республики Дагестан "Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие культуры в Республике Дагестан на 2013-2017 годы")
Паспорт
Наименование Программы |
республиканская целевая программа "Развитие культуры в Республике Дагестан на 2013-2017 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
распоряжение Правительства Республики Дагестан от 23 ноября 2012 года N 294-р |
Государственный заказчик |
Министерство культуры Республики Дагестан |
Основной разработчик Программы |
Министерство культуры Республики Дагестан |
Основные исполнители Программы |
Министерство культуры Республики Дагестан Министерство по национальной политике, делам религий и внешним связям Республики Дагестан органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (далее - органы местного самоуправления) (по согласованию) творческие союзы Республики Дагестан (по согласованию) |
Цели Программы |
сохранение и развитие профессионального искусства Дагестана сохранение и развитие народного творчества и традиционной культуры народов Дагестана активизация работы по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Дагестан |
Задачи Программы |
обеспечение условий для художественного творчества и адресная поддержка профессионального искусства Дагестана подготовка кадров, поддержка молодых дарований обеспечение сохранности наследия в области профессионального искусства обеспечение культурного обмена обновление специального оборудования и укрепление материально-технической базы организаций сферы культуры развитие нормативной правовой базы отрасли сохранение и развитие нематериального культурного наследия народов Дагестана стимулирование народного творчества, развитие культурно-досуговой деятельности поддержка межрегионального, всероссийского, международного культурного обмена популяризация традиционной культуры народов Дагестана государственная охрана объектов культурного наследия государственный учет объектов культурного наследия сохранение памятников истории и культуры организация работ по популяризации памятников истории и культуры повышение эффективности управления, распоряжения и использования памятников истории и культуры регионального значения |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
увеличение количества посещений спектаклей, концертов, представлений, в том числе гастрольных и фестивальных, в расчете на 1000 человек (по сравнению с предыдущим годом) - 5,1 процента увеличение количества театрально-концертных мероприятий за счет внутрироссийского межрегионального обмена (по сравнению с предыдущим годом) - 1,6 процента увеличение количества культурных акций за пределами республики (по сравнению с предыдущим годом) - 22,6 процента увеличение количества посещений музеев (по сравнению с предыдущим годом) - 2,4 процента доля представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда - 0,6 процента увеличение численности деятелей культуры и искусства, направляемых на обучение и повышение квалификации - 6,0 процента увеличение численности участников культурно-досуговых мероприятий (по сравнению с предыдущим годом) - 20,0 процента доля мероприятий, направленных на сохранение и развитие нематериального культурного наследия народов Дагестана, в общем количестве мероприятий, реализованных учреждениями культуры клубного типа - 19,7 процента объемы заключения охранно-договорных обязательств к общему числу памятников истории и культуры регионального значения (доведение до 6,25 процента охвата) - 1,32 процента число (процент) территорий с установленными границами зон охраны, режимами и регламентами содержания объектов культурного наследия к общему числу памятников истории и культуры регионального значения (доведение до 2,19 процента охвата) - 0,46 процента количество (процент) паспортизированных памятников к общему числу памятников истории и культуры регионального значения (доведение до 6,26 процента охвата) - 1,31 процента количество (процент) отреставрированных памятников к общему числу памятников истории и культуры регионального значения (доведение до 0,50 процента охвата) - 0,1 процента количество мероприятий, направленных на реализацию проектов по популяризации памятников истории и культуры - 11 процентов количество (процент) сведений о памятниках истории и культуры, внесенных в электронную базу данных, к общему числу памятников истории и культуры регионального значения (доведение до 52,50 процента охвата) - 12,50 процента |
Сроки реализации Программы |
2013-2017 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
общий объем финансовых затрат на реализацию Программы составляет 374,13 млн. рублей, в том числе: за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан - 365,83 млн. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 72,21 млн. рублей 2014 год - 80,02 млн. рублей 2015 год - 74,25 млн. рублей 2016 год - 67,89 млн. рублей 2017 год - 71,46 млн. рублей за счет средств бюджетов муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию) - 8,3 млн. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической и экологической эффективности |
повышение профессионального уровня творческого продукта укрепление кадровой базы учреждений искусства появление нового поколения молодых талантов сохранение и развитие культурного пространства интеграция дагестанской культуры в общероссийское и мировое культурное пространство повышение качества и количества предоставляемых услуг сохранение нематериального культурного наследия народов Дагестана рост объема услуг, оказываемых в сфере культуры населению Республики Дагестан формирование позитивного имиджа Дагестана в России и за рубежом внедрение новых информационных технологий в деятельность учреждений культуры увеличение количества новаторских проектов в отрасли увеличение количества посещений музеев увеличение фондов республиканских библиотек и музеев увеличение количества посещений спектаклей, концертов, представлений, в том числе гастрольных и фестивальных укрепление культурных связей между регионами увеличение количества памятников истории и культуры, имеющих документационное обеспечение увеличение количества паспортизированных и отреставрированных памятников истории и культуры увеличение количества установленных границ территорий зон охраны, режимов и регламентов содержания памятников истории и культуры увеличение количества и улучшение технического состояния памятников истории и культуры увеличение количества памятников истории и культуры, приспособленных для размещения музейных, культурно-познавательных учреждений и туристической инфраструктуры |
Контроль за реализацией Программы |
контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Республики Дагестан |
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Современные геополитические, экономические и социальные процессы определяют два важнейших фактора, влияющих на развитие общества в Республике Дагестан и на Северном Кавказе в целом. С одной стороны, вхождение в мировое информационное пространство и неизбежность влияния глобализации, с другой - национальный аспект, который требует особого внимания в условиях полиэтнического состава и ментальности населения. Соответственно, состояние сферы культуры как носителя общественно ценных ориентиров имеет особое значение.
Программа, представляя собой систему мер по обеспечению условий для гармоничного развития личности и дагестанского общества в целом на основе сохранения и развития имеющегося культурного потенциала, направлена на поддержание культурной идентичности и укрепление стабильной этнополитической ситуации в республике, развитие содружества и духовного взаимообогащения дагестанских народов и других народов России, достижение межнационального мира и гражданского согласия, сохранение целостности Республики Дагестан в составе Российской Федерации.
Дагестан является самой южной республикой страны, а также самым многонациональным, уникальным по этническому составу и культурным традициям регионом. На сегодня здесь накоплен значительный культурный потенциал, представляющий культурное наследие и традиционные духовные ценности в их многонациональном разнообразии. В республике имеются 44 государственных учреждения культуры и искусства, в числе которых 11 театров (из них 9 национальных), 4 заведения среднеспециального образования и 3 школы по специальностям искусства, Дагестанский государственный объединенный исторический и архитектурный музей им. А. Тахо-Годи с 38 филиалами, Дагестанский музей изобразительных искусств им. П. Гамзатовой, Дербентский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Музей-заповедник - этнографический комплекс "Дагестанский аул", 4 республиканские библиотеки, Республиканский дом народного творчества, Республиканский учебно-методический центр.
На территории Дагестана имеются 6 474 объекта культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся под государственной охраной, из которых 173 объекта являются памятниками федерального значения и 6 301 памятник регионального значения. Среди них особое место занимают архитектурные памятники, расположенные в городе Дербенте, по которым в 2003 году ЮНЕСКО приняло решение о необходимости охраны данных объектов под своей эгидой и включило их в Список всемирного наследия под общей номинацией "Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента".
Кроме того, в список выявленных памятников входят 2 278 объектов культурного наследия, также подлежащих государственной охране.
В настоящее время остро стоит вопрос учета и долговременного хранения информации об объектах культурного наследия. С момента принятия на охрану этих памятников не осуществлялся мониторинг их состояния, не обновлялся списочный состав памятников и т.д. В результате не определены границы памятников, охранные зоны, нет обременений, следовательно, отсутствуют охранные обязательства на объекты культурного наследия.
Во исполнение требований законодательства о государственной охране, сохранении, использовании и популяризации объектов культурного наследия предстоит провести инвентаризацию памятников истории и культуры регионального значения, работы по паспортизации памятников, по установлению границ территорий зон охраны и режимов содержания памятников для принятия по ним нормативного правового акта, историко-культурную экспертизу для внесения данных о памятниках, расположенных на территории республики, в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Другой важной проблемой является обеспечение сохранности памятников. Большинство памятников истории и архитектуры республики находится в ветхом состоянии. Сегодня объем средств, необходимый на реставрацию этих памятников, значителен.
За прошедшие годы удалось предотвратить утрату ряда объектов культурного наследия и обеспечить систему их учета, развить международные и межрегиональные культурные связи, осуществить разнообразные мероприятия в области традиционной культуры и народного творчества, реализовать меры по развитию профессионального искусства, поддержке и стимулированию творчества, обеспечению кадровой базы учреждений культуры и искусства.
Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые усилия и достигнутые результаты, сфера культуры республики нуждается в решении ряда стратегических задач.
Этнический фактор обусловил более значительное по сравнению с другими субъектами Российской Федерации количество организаций культуры в Дагестане. Однако незначительные доходы, получаемые ими за обслуживание в основном сельского населения с низкой платежеспособностью, не позволяют обеспечивать потребности на уставную деятельность. Имеющееся количество учреждений культуры Дагестана при общей дотационности республиканского бюджета Республики Дагестан обусловило значительные проблемы материальной базы отрасли. Свыше 50 проц. функционирующих учреждений требуют реконструкции, ремонта зданий и систем коммуникаций. Неотложной задачей становится обновление технического оснащения учреждений. Учитывая, что около 60 проц. населения республики проживает в сельской местности, крайне важной является поддержка деятельности и улучшение сети муниципальных учреждений культуры.
В республиканских государственных учреждениях культуры темпы износа материальной базы также опережают темпы ее обновления. Недостаточно развитая инфраструктура сдерживает развитие деятельности учреждений, негативно сказывается на результативности работы, качестве, технологичности и ассортименте услуг.
Одна из ключевых проблем развития культуры республики - укрепление кадровой базы, в том числе подготовка новой смены творческих работников театрально-концертных учреждений, педагогов школ и средних учебных заведений, специалистов в области музейного дела.
Образование в сфере культуры является важнейшим звеном системы, фактически обеспечивающим жизнедеятельность всех учреждений культуры и искусства. Для создания устойчивой системы подготовки кадров по специальностям искусства, творческого развития молодого поколения необходимым условием является развитие системы этих учреждений как республиканского, так и муниципального уровней.
Вместе с тем необходимым является обеспечение мер по поддержке юных дарований как резерва кадровой базы учреждений искусства.
Низкая экономическая эффективность многих учреждений культуры сегодня - это следствие острого дефицита молодых управленческих и творческих кадров, обусловленного снижением уровня престижа творческой деятельности. Государству необходимо предпринять шаги по целенаправленному формированию общественного спроса на талантливых и творческих людей, без выработки системных мер и целевой поддержки процессов творчества не будет решена острейшая на сегодня для сферы культуры проблема нехватки инициативных, инновационно мыслящих кадров. Системные меры по поддержке, в том числе адресной, талантливых детей и молодежи - основной путь для воспроизводства и формирования кадрового потенциала отрасли. Адресная поддержка творчески одаренных детей и молодежи, предусмотренная Программой, направлена на решение проблемы развития кадрового потенциала отрасли. Наряду с этим очевидна необходимость действенной социальной поддержки имеющихся работников культуры и искусства, обеспечения системы мер по стимулированию творческого труда.
В целях сохранения культурного наследия важным представляется обеспечение должного уровня безопасности в республиканских музеях, модернизация системы учета музейных ценностей. Имеющиеся здания не располагают достаточными площадями и условиями сохранения богатейших фондов, реально в экспозициях представлено только 20 проц. из 300 тыс. единиц хранения.
Безусловными составляющими повышения уровня и, соответственно, конкурентоспособности национальной культуры являются улучшение качества культурных благ и обеспечение их необходимого многообразия. Решению этой задачи на современном этапе экономического развития общества препятствуют низкий уровень обеспеченности организаций культуры специальным оборудованием, недостаточное развитие информационных технологий в сфере культуры. Более того, быстрое распространение рыночных институтов и отставание кадрового потенциала отрасли от реальных потребностей культуры требуют принятия дополнительных мер.
Для утверждения положительного имиджа и инвестиционной привлекательности Республики Дагестан необходимо активизировать работу по представлению культуры республики в российских регионах и за рубежом, а также развивать обменную гастрольную деятельность.
Многообразие направлений в сфере культуры не позволяет решить стоящие перед ней проблемы изолированно, без широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов культурной деятельности, обусловливает необходимость применения программно-целевых методов.
При отсутствии реализации комплексного подхода к решению существующих в сфере культуры проблем повышается вероятность утраты накопленного культурного потенциала, замедляются темпы развития культуры как одного из ключевых институтов общественного сознания и системы ценностей, формирующей идентичность народов, единство дагестанского общества.
Программа разработана с учетом основных приоритетов социально-культурного, социально-экономического развития Республики Дагестан, строится на обоснованном учете интересов и потребностей всех народов, проживающих в Дагестане, адресности проводимых мероприятий и предусмотренных финансовых средств, направлена на дальнейшее развитие профессионального искусства и сохранение культурного наследия, формирование единого культурного пространства республики и дальнейшую интеграцию культуры Дагестана в общероссийское и мировое культурное пространство, обеспечение доступности услуг и информационных ресурсов учреждений культуры и искусства различным категориям граждан, укрепление позитивных тенденций в социальной сфере Республики Дагестан.
Развитие сферы культуры Дагестана, дальнейшее расширение культурного обмена, эффективное включение республики в информационно-коммуникационную систему России является важным условием успешного развития региона в целом. Данная мера позволит решать как просветительскую, так и воспитательную задачу укрепления толерантности общества, будет способствовать дальнейшему утверждению самосознания людей разных национальностей как граждан единой страны, обеспечению стабильности во всех областях общественной жизни, а также решению актуальных общегосударственных задач. Очевидно, что обеспечение культуры не только как ресурса духовного развития, но и как важного фактора социальной стабильности и национальной безопасности будет способствовать решению прочих актуальных общегосударственных задач.
Потребность в решении актуальных задач в течение ограниченного времени и тесная взаимосвязь процессов, происходящих в сфере культуры, с процессами, происходящими в обществе, делают необходимым использование программно-целевого метода.
Как показала общероссийская практика, применение программных методов управления отраслью способствует достижению положительных количественных и качественных изменений в предоставлении культурных услуг населению. Программно-целевой метод дает возможность вывести культуру на новый уровень. Тесная взаимосвязь процессов в сфере культуры с процессами, происходящими в обществе, делает использование программно-целевого метода необходимым условием дальнейшего развития отрасли.
Выполнение Программы позволит улучшить инвестиционный климат и повысить инвестиционную привлекательность республики, обеспечить рост туристского потока и будет способствовать позитивным изменениям в реализации государственной национальной политики в Дагестане, соответствуя выбранным приоритетам социально-экономического развития республики.
Программно-целевой метод позволит сконцентрировать финансовые средства на конкретных объектах и приоритетных для развития отрасли направлениях.
Отказ от применения программно-целевого метода может привести к следующим негативным последствиям:
ограничение влияния государства на проведение государственной культурной политики в муниципальных образованиях Республики Дагестан;
деградация достигнутого культурного потенциала, утрата уровня развития профессионального искусства и традиционной культуры народов Дагестана;
нарушение принципа выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп населения;
нарушение единого информационного и культурного пространства;
снижение влияния государства на формирование человеческого капитала, потеря квалифицированных кадров;
утрата части недвижимых объектов культурного наследия вследствие опережения темпов их износа над темпами их восстановления и консервации;
финансовые потери от сокращения использования музейного фонда и гастрольной деятельности.
Досрочное прекращение реализации Программы может произойти при изменении социальной и экономической ситуации в республике, выявлении новых приоритетов при решении общегосударственных и региональных задач, неэффективном управлении.
2. Цели, задачи, целевые индикаторы, показатели и сроки реализации Программы
Целями Программы являются:
сохранение и развитие профессионального искусства Дагестана;
сохранение и развитие народного творчества и традиционной культуры народов Дагестана;
активизация работы по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Дагестан.
Достижение целей Программы будет обеспечиваться решением следующих основных задач:
обеспечение условий для художественного творчества и адресная поддержка профессионального искусства Дагестана;
подготовка кадров, поддержка молодых дарований;
обеспечение сохранности наследия в области профессионального искусства;
обеспечение культурного обмена;
обновление специального оборудования и укрепление материально-технической базы организаций сферы культуры;
развитие нормативной правовой базы отрасли;
сохранение и развитие нематериального культурного наследия народов Дагестана;
стимулирование народного творчества, развитие культурно-досуговой деятельности;
поддержка межрегионального, всероссийского, международного культурного обмена;
популяризация традиционной культуры народов Дагестана;
государственная охрана объектов культурного наследия;
государственный учет объектов культурного наследия;
сохранение памятников истории и культуры;
организация работ по популяризации памятников истории и культуры;
повышение эффективности управления, распоряжения и использования памятников истории и культуры регионального значения.
Для оценки эффективности реализации Программы используется система индикаторов и показателей, позволяющих оценить ход и результативность решения поставленных задач по направлениям реализации Программы:
увеличение количества посещений спектаклей, концертов, представлений, в том числе гастрольных и фестивальных, в расчете на 1000 человек (по сравнению с предыдущим годом);
увеличение количества театрально-концертных мероприятий за счет внутрироссийского межрегионального обмена (по сравнению с предыдущим годом);
увеличение количества культурных акций за пределами республики (по сравнению с предыдущим годом);
увеличение количества посещений музеев (по сравнению с предыдущим годом);
доля представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда;
увеличение численности деятелей культуры и искусства, направляемых на обучение и повышение квалификации;
увеличение численности участников культурно-досуговых мероприятий (по сравнению с предыдущим годом);
доля мероприятий, направленных на сохранение и развитие нематериального культурного наследия народов Дагестана, в общем количестве мероприятий, реализованных учреждениями культуры клубного типа;
объемы заключения охранно-договорных обязательств к общему числу памятников истории и культуры регионального значения (доведение до 6,25 процента охвата);
число (процент) территорий с установленными границами зон охраны, режимами и регламентами содержания объектов культурного наследия к общему числу памятников истории и культуры регионального значения (доведение до 2,19 процента охвата);
количество (процент) паспортизированных памятников к общему числу памятников истории и культуры регионального значения (доведение до 6,26 процента охвата);
количество (процент) отреставрированных памятников к общему числу памятников истории и культуры регионального значения (доведение до 0,50 процента охвата);
количество мероприятий, направленных на реализацию проектов по популяризации памятников истории и культуры;
количество (процент) сведений о памятниках истории и культуры, внесенных в электронную базу данных, к общему числу памятников истории и культуры регионального значения (доведение до 52,50 процента охвата).
Целевые индикаторы и показатели Программы приведены в приложении 1 к Программе.
Оценка эффективности реализации Программы производится с помощью методики оценки эффективности реализации Программы и расчета значений ее целевых индикаторов и показателей, представленной в приложении 2 к Программе.
Программа предусматривает достижение стратегических целей к концу 2017 года.
Сроки реализации Программы - 2013 - 2017 годы, в один этап.
3. Перечень мероприятий Программы
Основные мероприятия Программы представлены следующими направлениями:
сохранение и развитие профессионального искусства и народного творчества Дагестана;
государственная охрана, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия.
В рамках данных направлений предусматриваются реализация мероприятий в области сохранения и развития профессионального искусства народов Дагестана, обеспечение условий для художественного творчества и адресной поддержки профессионального искусства, подготовка кадров, поддержка молодых дарований, обеспечение сохранности наследия в области профессионального искусства, обеспечение культурного обмена, обновление специального оборудования и укрепление материально-технической базы организаций сферы культуры, сохранение и развитие народного творчества и традиционной культуры народов Дагестана и нематериального культурного наследия народов Дагестана, развитие культурно-досуговой деятельности, поддержка межрегионального, всероссийского, международного культурного обмена, популяризация традиционной культуры народов Дагестана, мероприятия по государственной охране и учету объектов культурного наследия, а также организация работ по сохранению, популяризации и повышению эффективности управления, распоряжения и использования памятников истории и культуры регионального значения.
Отбор проектов и мероприятий, отвечающих направлениям Программы, исполнителей указанных проектов будет произведен в установленном порядке на основе открытых конкурсных процедур.
Перечень мероприятий Программы представлен в приложении 3 к Программе.
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан и средств бюджетов муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию).
Общий объем финансирования Программы составляет 374,13 млн. рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан - 365,83 млн. рублей и средств бюджетов муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию) - 8,3 млн. рублей.
Основу финансирования Программы составляют средства республиканского бюджета Республики Дагестан, их доля составляет 97,8 процента от общего объема финансирования. Из них 37,3 процента приходится на затраты по развитию профессионального искусства Дагестана, 17,8 процента направляются на финансирование развития народного творчества и традиционной культуры народов Дагестана, 11,6 процента - на мероприятия по государственной охране и учету объектов культурного наследия и 33,3 процента - на обеспечение сохранности и популяризации и использования памятников историко-культурного наследия.
В общем объеме финансирования средства бюджетов муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию) составляют более 2,2 процента. Более 60,2 процента из этих средств предполагается направить на обеспечение выездов творческих коллективов по линии культурных обменов, а 39,8 процента - на развитие местного народного творчества и традиционной культуры народов Дагестана.
5. Объемы и источники финансирования Программы
Общий объем финансовых затрат на реализацию Программы на 2013-2017 годы составляет 374,13 млн. рублей, в том числе:
за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан - 365,83 млн. рублей, в том числе по годам:
2013 год - 72,21 млн. рублей
2014 год - 80,02 млн. рублей
2015 год - 74,25 млн. рублей
2016 год - 67,89 млн. рублей
2017 год - 71,46 млн. рублей
за счет средств бюджетов муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию) - 8,3 млн. рублей.
Объемы финансирования мероприятий Программы могут уточняться исходя из возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан на соответствующий год.
6. Механизм реализации Программы
Текущее управление реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком Программы - Министерством культуры Республики Дагестан, которым утверждается ежегодный план мероприятий по реализации Программы.
Министерство культуры Республики Дагестан согласовывает с органами местного самоуправления - участниками Программы возможные сроки выполнения мероприятий Программы, объемы и источники финансирования.
Министерство культуры Республики Дагестан как государственный заказчик Программы в ходе ее выполнения:
обеспечивает координацию деятельности основных исполнителей Программы по подготовке и реализации мероприятий Программы, а также по анализу и рациональному использованию финансовых средств;
подготавливает в установленном порядке и вносит в Правительство Республики Дагестан предложения о внесении изменений в Программу и досрочном ее прекращении;
разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Программы;
подготавливает ежеквартально доклады о ходе реализации Программы;
осуществляет ведение ежеквартальной отчетности реализации Программы.
В реализации Программы предполагается участие подведомственных государственных бюджетных учреждений культуры: театрально-концертных организаций, республиканских музеев и библиотек, Республиканского дома народного творчества, Министерства по национальной политике, делам религий и внешним связям Республики Дагестан, органов местного самоуправления (по согласованию) и творческих союзов Республики Дагестан (по согласованию).
Министерство по национальной политике, делам религий и внешним связям Республики Дагестан содействует:
проведению дней культуры Республики Дагестан в городах России и за рубежом, в том числе в местах компактного проживания дагестанской диаспоры;
проведению международных культурных проектов;
организации участия творческих коллективов в региональных, всероссийских, международных фестивалях и выставках.
Органы местного самоуправления содействуют: проведению дней культуры Республики Дагестан в городах России и за рубежом, в том числе в местах компактного проживания дагестанской диаспоры; проведению региональных, всероссийских, международных научно-практических конференций, "круглых столов", семинаров по проблемам сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Дагестана; поддержке инновационных проектов учреждений культуры в сфере народного творчества; организации смотра на лучшее муниципальное учреждение клубного типа; проведению республиканского конкурса "Душа Дагестана"; участию коллективов народного творчества в региональных, всероссийских, международных фестивалях, выставках, конкурсах; проведению в республике региональных, всероссийских, международных праздников дружбы, фестивалей фольклора и традиционной культуры народов Дагестана, в том числе среди детей и молодежи, с участием регионов, расположенных на территории Северо-Кавказского федерального округа, прикаспийских государств; поддержке детского и молодежного художественного творчества.
Творческие союзы Республики Дагестан содействуют:
проведению творческих конкурсов и реализации творческих проектов в различных областях профессионального искусства и народной культуры;
проведению мероприятий по поддержке и признанию таланта: учреждение премий в области музыки, драматургии, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, учреждение премий за лучшую режиссуру года, лучшую актерскую работу года, лучшее исполнительское мастерство;
учреждению ежегодных грантов на создание произведений в области музыки, драматургии, режиссуры, декоративно-прикладного и изобразительного искусства;
пополнению музейных фондов Республики Дагестан лучшими произведениями дагестанских художников.
Контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Республики Дагестан.
Министерство культуры Республики Дагестан также ежеквартально подготавливает и направляет информацию о ходе реализации Программы в Министерство экономики Республики Дагестан и Министерство финансов Республики Дагестан.
Указанная информация должна содержать сведения:
о результатах реализации Программы за отчетный год;
о целевом использовании и объемах финансовых средств;
о соответствии результатов реализации Программы фактическим затратам;
о ходе и полноте выполнения мероприятий Программы.
Министерство культуры Республики Дагестан организует размещение в сети "Интернет" следующей информации:
текст Программы;
нормативные правовые акты, касающиеся вопросов управления реализацией Программы и контроля за ходом выполнения ее мероприятий;
материалы о ходе реализации Программы, фактическом ее финансировании, заключенных государственных контрактах, об объемах их финансирования и исполнителях, о конкурсах на участие в реализации Программы.
7. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы
Реализация Программы предполагает достижение следующих результатов в социально-экономической сфере:
повышение профессионального уровня творческого продукта;
укрепление кадровой базы учреждений искусства;
появление нового поколения молодых талантов;
сохранение и развитие культурного пространства;
интеграция дагестанской культуры в общероссийское и мировое культурное пространство;
повышение качества и количества предоставляемых услуг;
сохранение нематериального культурного наследия народов Дагестана;
рост объема услуг, оказываемых в сфере культуры населению Республики Дагестан;
формирование позитивного имиджа Дагестана в России и за рубежом;
внедрение новых информационных технологий в деятельность учреждений культуры;
увеличение количества новаторских проектов в отрасли;
увеличение количества посещений музеев;
увеличение фондов республиканских библиотек и музеев;
увеличение количества посещений спектаклей, концертов, представлений, в том числе гастрольных и фестивальных;
укрепление культурных связей между регионами;
увеличение количества памятников истории и культуры, имеющих документационное обеспечение;
увеличение количества паспортизированных и отреставрированных памятников истории и культуры;
увеличение количества установленных границ территорий зон охраны, режимов и регламентов содержания памятников истории и культуры;
увеличение количества и улучшение технического состояния памятников истории и культуры;
увеличение количества памятников истории и культуры, приспособленных для размещения музейных, культурно-познавательных учреждений и туристической инфраструктуры.
Основной экономический эффект от реализации Программы состоит в оптимизации расходования бюджетных средств путем применения механизмов, способствующих эффективной деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан в области профессионального искусства, народного творчества и традиционной культуры народов Дагестана, повышения их роли при принятии решений на общегосударственном уровне.
Привлечение инвестиций в сферу культуры, как правило, не имеет прямого экономического эффекта. Результат такого инвестирования направлен на формирование человеческого капитала. Культура традиционно является самой консервативной отраслью и наименее адаптированной к рыночным отношениям. В настоящее время практически отсутствуют научные и социологические исследования о влиянии культуры на экономические и социальные процессы в обществе.
Задачи развития культуры тесно переплетены с задачами охраны окружающей среды. Эта связь проявляется в области охраны культурных ландшафтов и достопримечательных мест.
Влияние Программы на экологическую среду сводится в основном к осуществлению реставрационных работ на объектах культурного наследия, обеспечению их сохранности. Реализация этой задачи обеспечивается за счет проведения работ на объектах, контроля состояния сохранности и использования памятников истории и культуры, в том числе влияния экологических факторов на состояние памятников.
Методика оценки результативности реализации Программы приведена в приложении 4 к Программе.
Приложение 1
к республиканской целевой программе
"Развитие культуры
в Республике Дагестан
на 2013-2017 годы"
Целевые индикаторы и показатели
республиканской целевой программы "Развитие культуры в Республике Дагестан на 2013-2017 годы"
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Показатель базового 2011 года |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
Увеличение количества посещений спектаклей, концертов, представлений, в том числе гастрольных и фестивальных, в расчете на 1000 человек (по сравнению с предыдущим годом) |
процент |
0,8 |
1,0 |
1,5 |
2,3 |
3,4 |
5,1 |
2. |
Увеличение количества театрально-концертных мероприятий за счет внутрироссийского межрегионального обмена (по сравнению с предыдущим годом) |
процент |
0,5 |
0,8 |
0,9 |
1,1 |
1,3 |
1,6 |
3. |
Увеличение количества культурных акций за пределами республики (по сравнению с предыдущим годом) |
процент |
8,3 |
11,8 |
15,8 |
18,2 |
19,2 |
22,6 |
4. |
Увеличение количества посещений музеев (по сравнению с предыдущим годом) |
процент |
0,4 |
0,5 |
0,9 |
1,4 |
1,9 |
2,4 |
5. |
Доля представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда |
процент |
0,07 |
0,1 |
0,2 |
0,4 |
0,5 |
0,6 |
6. |
Увеличение численности деятелей культуры и искусства, направляемых на обучение и повышение квалификации |
процент |
1,0 |
2,0 |
3,0 |
4,0 |
5,0 |
6,0 |
7. |
Увеличение численности участников культурно-досуговых мероприятий (по сравнению с предыдущим годом) |
процент |
7,3 |
9,4 |
12,1 |
14,6 |
17,4 |
20,0 |
8. |
Доля мероприятий, направленных на сохранение и развитие нематериального культурного наследия народов Дагестана, в общем количестве мероприятий, реализованных учреждениями культуры клубного типа |
процент |
4,0 |
4,4 |
6,6 |
10,0 |
15,1 |
19,7 |
9. |
Объемы заключения охранно-договорных обязательств к общему числу памятников истории и культуры регионального значения (доведение до 6,25 процента охвата) |
объект |
0 |
80 |
85 |
75 |
80 |
85 |
процент |
0 |
1,23 |
1,32 |
1,15 |
1,23 |
1,32 |
||
10. |
Число (процент) территорий с установленными границами зон охраны, режимами и регламентами содержания объектов культурного наследия к общему числу памятников истории и культуры регионального значения (доведение до 2,19 процента охвата) |
объект |
0 |
19 |
29 |
31 |
33 |
30 |
процент |
0 |
0,29 |
0,45 |
0,48 |
0,51 |
0,46 |
||
11. |
Количество (процент) паспортизированных памятников к общему числу памятников истории и культуры регионального значения (доведение до 6,26 процента охвата) |
объект |
0 |
80 |
85 |
75 |
80 |
85 |
процент |
0 |
1,24 |
1,31 |
1,16 |
1,24 |
1,31 |
||
12. |
Количество (процент) отреставрированных памятников к общему числу памятников истории и культуры регионального значения (доведение до 0,50 процента охвата) |
объект |
1 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
процент |
0,02 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
||
13. |
Количество мероприятий, направленных на реализацию проектов по популяризации памятников истории и культуры |
мероприятие |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
11 |
14. |
Количество (процент) сведений о памятниках истории и культуры, внесенных в электронную базу данных, к общему числу памятников истории и культуры регионального значения (доведение до 52,50 процента охвата) |
объект |
0 |
500 |
850 |
950 |
1000 |
1000 |
процент |
0 |
8,50 |
9,50 |
10,50 |
11,50 |
12,50 |
Приложение 2
к республиканской целевой программе
"Развитие культуры
в Республике Дагестан
на 2013-2017 годы"
Методика
оценки эффективности реализации республиканской целевой программы "Развитие культуры в Республике Дагестан на 2013-2017 годы" и расчета значений ее целевых индикаторов и показателей
1. Настоящая методика определяет порядок проведения оценки эффективности реализации республиканской целевой программы "Развитие культуры в Республике Дагестан на 2013-2017 годы" (далее - Программа) и расчета значений ее целевых индикаторов и показателей.
Предметом оценки являются целевые индикаторы и показатели Программы, позволяющие оценить ход и результативность решения поставленных задач при реализации Программы. Целевые индикаторы и показатели приведены в приложении 1 к Программе.
Целевые индикаторы и показатели считаются достигнутыми, если фактическое значение по показателям выше или равно запланированному целевому значению.
В качестве исходных данных для расчета значений целевых индикаторов и показателей Программы используются данные ведомственного статистического наблюдения Министерства культуры Республики Дагестан и данные Федеральной службы государственной статистики.
2. Значения целевых индикаторов и показателей Программы рассчитываются в соответствии со следующим порядком:
Показатель 1. Посещаемость спектаклей, концертов, представлений, в том числе гастрольных и фестивальных, в расчете на 1000 человек (по сравнению с предыдущим годом).
Значение показателя рассчитывается как отношение количества посетителей культурно-досуговых мероприятий, проведенных государственными и муниципальными учреждениями культурно-досугового типа за прошедший год, к общей численности населения Республики Дагестан, умноженное на 100 процентов.
При этом используются данные формы государственной статистической отчетности N 9-НК "Сведения о деятельности театра", утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 15 июля 2011 года N 324.
Показатель 2. Количество театрально-концертных мероприятий за счет внутрироссийского межрегионального обмена (по сравнению с предыдущим годом).
Значение показателя рассчитывается как отношение количества проведенных мероприятий в отчетном году к прошлому году, умноженное на 100 процентов.
При этом используются данные форм государственной статистической отчетности N 12-НК "Сведения о деятельности концертной организации, самостоятельного коллектива" и N 9-НК "Сведения о деятельности театра", утвержденных приказом Федеральной службы государственной статистики от 15 июля 2011 года N 324.
Показатель 3. Количество культурных акций за пределами республики (по сравнению с предыдущим годом).
Значение показателя рассчитывается как отношение количества проведенных мероприятий в отчетном году к прошлому году, умноженное на 100 процентов.
При этом используются данные форм государственной статистической отчетности N 8-НК "Сведения о деятельности музея", N 9-НК "Сведения о деятельности театра" и N 12-НК "Сведения о деятельности концертной организации, самостоятельного коллектива", утвержденных приказом Федеральной службы государственной статистики от 15 июля 2011 года N 324.
Показатель 4. Количество посещений музеев (по сравнению с предыдущим годом).
Значение показателя рассчитывается на основе ведомственной информации как отношение численности посетителей музеев к общей численности населения Республики Дагестан, умноженное на 100.
При этом используются данные формы государственной статистической отчетности N 8-НК "Сведения о деятельности музея", утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 15 июля 2011 года N 324.
Показатель 5. Доля представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда.
Отношение выставленных музейных экспонатов к общему количеству экспонатов музейного фонда, умноженное на 100 процентов.
При этом используются данные формы государственной статистической отчетности N 8-НК "Сведения о деятельности музея", утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 15 июля 2011 года N 324.
Показатель 6. Численность деятелей культуры и искусства, направляемых на обучение и повышение квалификации.
Отношение численности работников учреждений культуры, прошедших обучение и повышение квалификации, к общему количеству работников учреждений культуры, умноженное на 100 процентов.
Показатель 7. Численность участников культурно-досуговых мероприятий (по сравнению с предыдущим годом).
Отношение численности участников культурно-досуговых мероприятий отчетного периода к аналогичному периоду прошлого периода, умноженное на 100 процентов.
При этом используются данные формы государственной статистической отчетности N 12-НК "Сведения о деятельности концертной организации, самостоятельного коллектива", утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 15 июля 2011 года N 324.
Показатель 8. Доля мероприятий, направленных на сохранение и развитие нематериального культурного наследия народов Дагестана, в общем количестве мероприятий, реализованных учреждениями культуры клубного типа.
Отношение количества мероприятий, направленных на сохранение и развитие нематериального культурного наследия народов Дагестана, в общем количестве мероприятий, реализованных учреждениями культуры клубного типа, умноженное на 100 процентов.
При этом используются данные формы государственной статистической отчетности N 7-НК "Сведения об организации культурно-досугового типа", утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 15 июля 2011 года N 324.
Показатель 9. Объемы заключения охранно-договорных обязательств к общему числу памятников истории и культуры регионального значения.
Отношение заключенных в отчетном году охранно-договорных обязательств к общему числу памятников истории и культуры регионального значения, умноженное на 100 процентов.
При этом используются данные формы государственной статистической отчетности N 1-ОПИК (сводная) "Сведения о недвижимых памятниках истории и культуры", утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 15 июля 2011 года N 324.
Показатель 10. Число (процент) территорий с установленными границами зон охраны, режимами и регламентами содержания объектов культурного наследия к общему числу памятников истории и культуры регионального значения.
Прирост числа территорий с установленными границами зон охраны, режимами и регламентами содержания объектов культурного наследия в отчетном году по сравнению с предыдущим годом.
Отношение числа территорий с установленными границами зон охраны, режимами и регламентами содержания объектов культурного наследия в отчетном году к общему числу памятников истории и культуры регионального значения, умноженное на 100 процентов.
При этом используются данные формы государственной статистической отчетности N 1-ОПИК (сводная) "Сведения о недвижимых памятниках истории и культуры", утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 15 июля 2011 года N 324.
Показатель 11. Количество (процент) паспортизированных памятников к общему числу памятников истории и культуры регионального значения.
Прирост числа паспортизированных памятников в отчетном году по сравнению с предыдущим годом.
Отношение числа паспортизированных памятников в отчетном году к общему числу памятников истории и культуры регионального значения, умноженное на 100 процентов.
При этом используются данные формы государственной статистической отчетности N 1-ОПИК (сводная) "Сведения о недвижимых памятниках истории и культуры", утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 15 июля 2011 года N 324.
Показатель 12. Количество (процент) отреставрированных памятников к общему числу памятников истории и культуры регионального значения.
Прирост числа отреставрированных памятников в отчетном году по сравнению с предыдущим годом.
Отношение числа отреставрированных памятников в отчетном году к общему числу памятников истории и культуры регионального значения, умноженное на 100 процентов.
При этом используются данные формы государственной статистической отчетности N 2-ОПИК "Сведения об освоении средств, выделенных на реставрационные и другие работы, проводимые на памятниках истории и культуры", утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 15 июля 2011 года N 324.
Показатель 13. Количество мероприятий, направленных на реализацию проектов по популяризации памятников истории и культуры.
Прирост числа мероприятий, направленных на реализацию проектов по популяризации памятников истории и культуры в отчетном году, по сравнению с предыдущим годом.
При этом используются данные формы государственной статистической отчетности N 1-ОПИК (сводная) "Сведения о недвижимых памятниках истории и культуры", утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 15 июля 2011 года N 324.
Показатель 14. Количество (процент) сведений о памятниках истории и культуры, внесенных в электронную базу данных, к общему числу памятников истории и культуры регионального значения.
Прирост количества сведений о памятниках истории и культуры, внесенных в электронную базу данных в отчетном году, по сравнению с предыдущим годом.
Отношение количества сведений о памятниках истории и культуры, внесенных в электронную базу данных в отчетном году, к количеству сведений о памятниках истории и культуры, внесенных в электронную базу данных, в прошлом году, умноженное на 100 процентов.
Приложение 3
к республиканской целевой программе
"Развитие культуры
в Республике Дагестан
на 2013-2017 годы"
Перечень
мероприятий республиканской целевой программы "Развитие культуры в Республике Дагестан на 2013-2017 годы"
N п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки реализации |
Объем финансирования (млн.руб.) |
Исполнители |
||||||
источник финансирования |
всего |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Раздел 1. Сохранение и развитие профессионального искусства народов Дагестана | ||||||||||
Обеспечение условий для художественного творчества и адресная поддержка профессионального искусства | ||||||||||
|
Проведение конкурса драматургов, композиторов, в том числе молодых, на создание произведений для театров и концертных организаций Дагестана (ежегодно 5 произведений крупных жанров) |
2013-2017 годы |
республиканский бюджет Республики Дагестан |
2,2 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,5 |
0,5 |
Министерство культуры Республики Дагестан |
|
Поддержка и признание таланта: учреждение премий культуры Республики Дагестан в области музыки, драматургии, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, кинематографии за создание значительных произведений, учреждение премий за лучшую режиссерскую работу года, лучшую актерскую работу года, лучшее исполнительское мастерство им.Г. Гасанова, С. Агабабова, М. Джемала, Х. Аскар-Сарыджы, А.-П. Салаватова, Г. Рустамова, Б. Мурадовой, И. Баталбековой |
2013-2017 годы |
республиканский бюджет Республики Дагестан |
3,0 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
Министерство культуры Республики Дагестан |
|
Учреждение ежегодных грантов на создание произведений в области музыки, драматургии, режиссуры, декоративно-прикладного и изобразительного искусства |
2013-2017 годы |
республиканский бюджет Республики Дагестан |
4,5 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
Министерство культуры Республики Дагестан |
|
Организация региональных, международных конкурсов, смотров, фестивалей, выставок профессионального искусства |
2013-2017 годы |
республиканский бюджет Республики Дагестан |
12,0 |
1,6 |
2,6 |
2,6 |
2,6 |
2,6 |
Министерство культуры Республики Дагестан |
Подготовка кадров, поддержка молодых дарований | ||||||||||
|
Реализация мер по адаптации знаний и навыков деятелей искусств к изменяющимся условиям (стажировки, мастер-классы, лаборатории, семинары) - реставраторов, творческого персонала театрально-зрелищных организаций |
2013-2017 годы |
республиканский бюджет Республики Дагестан |
5,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Министерство культуры Республики Дагестан |
|
Целевая подготовка художественно- постановочных кадров (режиссеров, дирижеров, балетмейстеров) в центральных вузах России, а также музыкантов оркестров для театров и концертных организаций республики (на договорных условиях) - 6 человек ежегодно |
2013-2017 годы |
республиканский бюджет Республики Дагестан |
3,5 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
Министерство культуры Республики Дагестан |
|
Целевая подготовка в условиях студии балетной труппы, артистов-вокалистов, музыкантов и актеров в специальных вузах России (не менее 8 человек ежегодно) |
2013-2017 годы |
республиканский бюджет Республики Дагестан |
6,8 |
1,3 |
1,3 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
Министерство культуры Республики Дагестан |
Обеспечение сохранности наследия в области профессионального искусства | ||||||||||
|
Реставрация и консервация музейных экспонатов |
2013-2017 годы |
республиканский бюджет Республики Дагестан |
4,1 |
0,2 |
0,8 |
1,0 |
1,0 |
1,1 |
Министерство культуры Республики Дагестан |
|
Пополнение музейных фондов Республики Дагестан лучшими произведениями дагестанских художников |
2013-2017 годы |
республиканский бюджет Республики Дагестан |
13,5 |
2,7 |
2,7 |
2,7 |
2,7 |
2,7 |
Министерство культуры Республики Дагестан |
|
Создание государственного каталога музейных фондов Республики Дагестан и его электронной базы данных |
2014 и 2016 годы |
республиканский бюджет Республики Дагестан |
1,0 |
- |
0,5 |
- |
0,5 |
- |
Министерство культ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях сохранения и развития профессионального искусства Дагестана, сохранения и развития народного творчества и традиционной культуры народов Дагестана, активизации работы по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Дагестан, на период 2013-2017 гг. принята программа по развитию культуры в Республике Дагестан.
Программа, представляя собой систему мер по обеспечению условий для гармоничного развития личности и дагестанского общества в целом на основе сохранения и развития имеющегося культурного потенциала, направлена на поддержание культурной идентичности и укрепление стабильной этнополитической ситуации в республике, развитие содружества и духовного взаимообогащения дагестанских народов и других народов России, достижение межнационального мира и гражданского согласия, сохранение целостности Республики Дагестан в составе Российской Федерации.
Выполнение Программы позволит улучшить инвестиционный климат и повысить инвестиционную привлекательность республики, обеспечить рост туристского потока и будет способствовать позитивным изменениям в реализации государственной национальной политики в Дагестане, соответствуя выбранным приоритетам социально-экономического развития республики.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Закон Республики Дагестан от 29 декабря 2012 г. N 107 "Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие культуры в Республике Дагестан на 2013-2017 годы"
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в Собрании законодательства Республики Дагестан от 29 декабря 2012 г. N 24 ст. 1079, в приложении к газете "Дагестанская правда" от 12 января 2013 г. N 9-13
Законом Республики Дагестан от 27 декабря 2013 г. N 102 настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2014 г.