Распоряжение Правительства Республики Дагестан
от 23 июля 2013 г. N 217-р
1. Одобрить прилагаемую концепцию республиканской целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года".
2. Определить государственным заказчиком-координатором республиканской целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" (далее - Программа) Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан составляет 3810,9 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан.
Временно исполняющий обязанности |
А. Карибов |
Концепция
республиканской целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года"
(одобрена распоряжением Правительства Республики Дагестан от 23 июля 2013 г. N 217-р)
I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Дагестан
Устойчивое развитие сельских территорий является приоритетным направлением реализации республиканской программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", утвержденной Законом Республики Дагестан от 17 декабря 2012 года N 94 (далее - Республиканская программа).
Реализация Республиканской программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной Законом Республики Дагестан от 24 декабря 2007 года N 74, республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 19 апреля 2004 г. N 114 (далее - Программа развития села до 2013 года), создала определенные предпосылки для укрепления производственного и инфраструктурного потенциала сельских поселений, развития их экономики, повышения занятости и доходов сельского населения, улучшения их жилищных условий и социальной среды обитания.
Вместе с тем вследствие допущенного ранее значительного отставания социально-экономического развития сельских территорий реализация указанных мер оказалась недостаточной для полного и эффективного использования потенциала сельских территорий и повышения качества жизни сельского населения.
Программно-целевым инструментом сбалансированного решения социальных, экономических, экологических и инфраструктурных проблем развития сельских территорий является республиканская целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" (далее - Программа).
Достижение к 2020 году предусмотренных Программой целевых индикаторов (показателей) будет способствовать укреплению основ устойчивого и эффективного развития сельского хозяйства, а также обеспечению продовольственной безопасности Республики Дагестан.
II. Обоснование целесообразности решения проблем развития сельских территорий программно-целевым методом
К числу основных проблем развития сельских территорий, на решение которых направлена реализация мероприятий Программы, относятся изменение демографической ситуации, низкий уровень развития инженерной инфраструктуры и социальной сферы.
За период между Всероссийской переписью населения 2002 года и Всероссийской переписью населения 2010 года численность сельского населения в Республике Дагестан увеличилась с 1,102 до 1,594 млн. человек, при этом доля сельского населения снизилась с 57 процентов до 55 процентов.
Сельские территории утратили с 2002 года 17 сельских населенных пунктов.
Увеличилось количество сельских населенных пунктов с населением до 50 человек. В настоящее время они составляют 9,2 проц. (в 2002 году - примерно 7,8 проц.).
Для большей части сельского населения улучшение жилищных условий с использованием ипотечного кредитования остается недоступным. Уровень благоустройства сельского жилищного фонда в 2-3 раза ниже городского уровня.
Низкий уровень обеспеченности сельских поселений объектами социально-инженерной инфраструктуры является одним из основных факторов, обусловливающих непривлекательность сельской местности и рост миграционных настроений, особенно среди молодежи.
Одним из ключевых направлений настоящей Концепции является использование при ее разработке положительного опыта при решении социальных проблем развития сельских территорий в рамках Программы развития села до 2013 года.
При этом для решения поставленной задачи повышения качества жизни в сельской местности предусматривается использование комплексного подхода к развитию сельских территорий с учетом обеспеченности сельских поселений необходимым комплексом объектов социальной и инженерной инфраструктуры и перспективных планов по их развитию, связанных с ростом экономического потенциала сельских территорий, реализацией инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе.
Предусматриваются следующие меры по повышению эффективности использования бюджетных средств:
концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития сельских территорий с учетом инвестиционной активности в агропромышленном комплексе Республики Дагестан;
использование проектного подхода к финансированию и привлечение внебюджетных средств для софинансирования программных мероприятий на условиях государственно-частного партнерства;
заключение долгосрочных соглашений с органами местного самоуправления о взаимодействии по реализации мероприятий Программы;
осуществление постоянного мониторинга целевого использования бюджетных средств и выполнения участниками Программы обязательств, предусмотренных соглашениями, заключенными Республикой Дагестан с федеральными органами исполнительной власти.
III. О предварительных итогах реализации Программы развития села до 2013 года
Программа развития села до 2013 года призвана способствовать повышению уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских территорий, созданию условий для улучшения социально-демографической ситуации и повышению престижности проживания в сельской местности.
Финансовый механизм реализации Программы развития села до 2013 года предусматривает софинансирование программных мероприятий за счет средств федерального бюджета, консолидированного бюджета Республики Дагестан и внебюджетных источников.
Средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию программных мероприятий, предоставляются в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования их расходных обязательств по реализации аналогичных программ (мероприятий).
Реализация Программы развития села до 2013 года осуществляется поэтапно (I этап - 2003-2005 годы, II этап - 2006-2010 годы и III этап - 2011-2013 годы).
В 2003-2012 годах на выполнение мероприятий Программы развития села до 2013 года из республиканского бюджета Республики Дагестан использовано 3,587 млрд. рублей, из них на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности Республики Дагестан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, - 260,5 млн. рублей, развитие газификации - 1152,3 млн. рублей, развитие водоснабжения - 777,0 млн. рублей, развитие сети общеобразовательных учреждений - 964,9 млн. рублей, развитие сети учреждений первичной медико-санитарной помощи - 425,3 млн. рублей.
В 2003-2012 годах на выполнение мероприятий Программы развития села до 2013 года из федерального бюджета было выделено в виде субсидий республиканскому бюджету Республики Дагестан 2,088 млрд. рублей, из них на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности Республики Дагестан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, - 870,8 млн. рублей, развитие газификации - 535,3 млн. рублей, развитие водоснабжения - 431,1 млн. рублей, развитие сети общеобразовательных учреждений - 88,9 млн. рублей, развитие сети учреждений первичной медико-санитарной помощи - 159,1 млн. рублей.
Государственная поддержка из федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Дагестан стимулировала привлечение средств внебюджетных источников в объеме 3,770 млрд. рублей.
Таким образом, на каждый рубль средств республиканского бюджета Республики Дагестан, выделенный в 2004-2012 годах на реализацию мероприятий Программы развития села до 2013 года, привлечено 1,7 рублей средств федерального бюджета и внебюджетных источников.
В 2013 году объем государственной поддержки из федерального бюджета составит 524,5 млн. рублей, планируется привлечь средства республиканского бюджета Республики Дагестан в объеме 483,1 млн. рублей и средства внебюджетных источников в объеме 421,4 млн. рублей.
За период реализации в 2003-2012 годах мероприятий Программы развития села до 2013 года гражданами, проживающими в сельской местности Республики Дагестан, построено (приобретено) 397,0 тыс.кв. метров жилья, в том числе молодыми семьями и молодыми специалистами - 155,7 тыс. кв. метров. В результате 3,1 тыс. семей, проживающих в сельской местности Республики Дагестан, улучшили свои жилищные условия, в том числе 0,96 тыс. молодых семей и молодых специалистов.
В 2013 году ожидается строительство (приобретение) 63,6 тыс. кв. метров жилья в сельской местности Республики Дагестан, в том числе для молодых семей и молодых специалистов - 26,7 тыс. кв. метров.
Таким образом, к концу реализации Программы развития села до 2013 года не менее 3,7 тыс. семей должны улучшить свои жилищные условия, в том числе не менее 1,18 тыс. молодых семей и молодых специалистов.
В рамках мероприятий по развитию инженерной инфраструктуры за период 2003-2012 годов введено в эксплуатацию 1,56 тыс. километров распределительных газовых сетей, в 2013 году запланирован ввод в действие 0,133 тыс. километров сетей.
Ожидается, что в результате реализации мероприятий уровень газификации жилищного фонда сетевым газом в сельской местности увеличится с 34,5 проц. до 52,5 процента.
В рамках мероприятий по развитию водоснабжения введено в эксплуатацию 624,5 километра локальных водопроводов, запланирован на 2013 год ввод в действие 106,1 километра сетей.
Ожидается, что в результате реализации мероприятий уровень обеспеченности сельского населения качественной питьевой водой увеличится с 36,8 проц. до 51,8 процента.
В рамках мероприятий по развитию социальной инфраструктуры в сельской местности построено общеобразовательных учреждений на 13,1 тыс. мест, открыты фельдшерско-акушерские пункты в количестве 44 единиц.
В 2013 году в рамках Программы развития села до 2013 года ожидается введение общеобразовательных учреждений на 0,2 тыс. мест и открытие 15 фельдшерско-акушерских пунктов.
В рамках мероприятий по развитию первичной медико-санитарной помощи введены в действие районные и участковые больницы на 0,3 тыс. мест, а также амбулаторно-поликлинические учреждения на 150 посещений в смену.
Реализация Программы развития села до 2013 года и других мер государственной поддержки оказала положительное влияние на состояние социально-трудовой сферы села в части повышения уровня и качества жизни сельского населения, позитивных сдвигов в демографической ситуации и на рынке труда.
IV. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в развитии сельских территорий Республики Дагестан без использования программно-целевого метода
Неблагополучие в состоянии социальной среды проживания наряду с низкой по сравнению с другими отраслями экономики заработной платой в сельском хозяйстве не способствуют повышению позитивной активности, работоспособности и результатов деятельности граждан и в итоге - укреплению престижности труда в сельском хозяйстве и повышению привлекательности сельской местности.
Из-за недостаточности объемов строительства объектов социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности и неразвитости дорожной сети снижается территориальная доступность образовательных, медицинских, культурных, спортивных, торговых, бытовых и других социальных услуг в отношении сельского населения. Сельские поселения все еще отстают от города по масштабам жилищного строительства и инженерному обустройству жилищного фонда.
Без использования программно-целевого подхода сложившаяся на сельских территориях Республики Дагестан проблемная ситуация усугубится. Без серьезного увеличения инвестиций в жилищное строительство, в объекты социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений не удастся повысить качество социальной среды жизни населения.
Переломить эту ситуацию невозможно без радикального повышения качества и престижности жизни в сельской местности.
Общая оценка вклада Программы развития села до 2013 года в социально-экономическое развитие Республики Дагестан заключается в улучшении условий жизни в сельской местности и, как следствие, содействии повышению престижности и производительности сельскохозяйственного труда, улучшению демографической ситуации в сельской местности.
С учетом изложенного можно сделать вывод об актуальности и безотлагательной необходимости активизации роли государства в решении сформулированных в настоящей концепции задач с использованием программно-целевого подхода.
V. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
Для выбора оптимального сценария реализации Программы при подготовке настоящей концепции были рассмотрены и проанализированы 3 варианта решения проблемы в зависимости от объема ресурсного обеспечения Программы: целевой, умеренно-оптимистический и базовый.
Основным преимуществом целевого варианта является кардинальное повышение уровня социально-инженерного обустройства сельских поселений на основе достижения высоких стандартов условий проживания, сопоставимых с городским уровнем.
К существенным рискам реализации этого сценария следует отнести значительную нагрузку на федеральный бюджет и республиканский бюджет Республики Дагестан, которая несопоставима с возможностями бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации ни в среднесрочной, ни в долгосрочной перспективе.
Умеренно-оптимистический вариант предполагает достижение параметров социального развития сельских поселений, предусмотренных в целевом варианте, на уровне, обеспечивающем создание базовых предпосылок для поступательного развития сельских территорий.
Преимущество этого варианта заключается в том, что в результате его реализации должна быть создана социально-экономическая платформа для перспективных преобразований в сельских поселениях.
Риски реализации этого сценария связаны в основном с возможностью увеличения нагрузки на федеральный бюджет в связи с сокращением софинансирования из республиканского бюджета Республики Дагестан и местных бюджетов по причине снижения уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
Базовый вариант предусматривает финансирование мероприятий Программы на уровне, соответствующем объему расходных обязательств Российской Федерации и Республики Дагестан на реализацию Программы развития села до 2013 года, с учетом индексов-дефляторов и темпов роста основных показателей.
К преимуществам этого варианта следует отнести сбалансированность бюджетных расходов на его реализацию по сравнению с базовым периодом (2013 год), а также определенные достижения в сближении уровня и качества жизни сельского и городского населения.
Реализация этого сценария сопряжена с макроэкономическими рисками, связанными с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, со снижением темпов роста экономики и высокой инфляцией, а также финансовыми рисками, связанными с возникновением бюджетного дефицита, и вследствие этого недостаточным уровнем бюджетного финансирования.
В целом результаты проведенного анализа преимуществ и рисков различных вариантов решения проблемы свидетельствуют о том, что выбранный базовый вариант является наиболее оптимальным.
Такой подход к реализации Программы обеспечит создание действенного механизма государственной поддержки приоритетных направлений устойчивого развития сельских территорий и рациональное использование бюджетных средств.
VI. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы устойчивого развития сельских территорий программно-целевым методом
Решение задач устойчивого развития сельских территорий предусматривается осуществлять на основе использования комплексной оценки развития сельских территорий в субъектах Российской Федерации и дифференцированного подхода к государственной поддержке с учетом сложившейся ситуации, сравнительных преимуществ и особенностей развития регионов, а также содействия реализации приоритетных направлений развития сельских территорий.
Реализацию Программы предлагается осуществить в 2014-2020 годах поэтапно.
Первый этап (2014-2017 годы) предусматривает преодоление существенных межрегиональных различий в уровне и качестве жизни сельского населения на основе дифференцированной государственной поддержки из федерального бюджета региональных программ устойчивого развития сельских территорий, сформированных субъектами Российской Федерации на основе оценки потенциала и перспектив развития сельских территорий.
К завершению первого этапа Программы предполагается, что в результате реализации мер государственной политики по адаптации агропромышленного комплекса в условиях членства России во Всемирной торговой организации будет достигнут более высокий уровень развития отрасли, определяющий более высокие требования к качеству социальной среды жизнедеятельности в сельской местности.
В этой связи второй этап реализации Программы (2018-2020 годы) предполагает наращивание темпов социального развития сельских поселений согласно прогнозируемому росту потребности в создании комфортных условий проживания в сельской местности.
VII. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценить ход реализации Программы по годам
Исходя из положений Концепции федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" и в целях решения задачи Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия на 2013-2020 годы по повышению качества жизни сельского населения определены следующие цели Программы:
создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности;
стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности;
активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в решении вопросов местного значения;
формирование позитивного отношения к сельскому образу жизни.
Достижение цели, связанной с созданием комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, предполагается обеспечить путем решения задачи по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений и удовлетворению потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, в том числе молодых семей и молодых специалистов, востребованных для реализации инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе. Выбор указанной задачи для достижения этой цели определен с учетом положительного эффекта от реализации Программы развития села до 2013 года.
Для достижения цели Программы стимулирования инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности предполагается решить задачу концентрации ресурсов, направляемых на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений, в которых осуществляется или планируется реализация инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе.
Цели Программы, связанные с активизацией участия граждан, проживающих в сельской местности, в решении вопросов местного значения и формированием позитивного отношения к сельскому образу жизни, дополняют основную цель Программы по созданию комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности. Достижение указанных целей предполагается обеспечить путем решения соответственно следующих задач:
поддержка инициатив граждан, проживающих в сельской местности, по улучшению условий жизнедеятельности;
поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий.
Оценка достижения целей Программы осуществляется посредством определения степени и полноты достижения поставленных задач, а также использования следующих целевых индикаторов и показателей:
ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов;
ввод в действие общеобразовательных учреждений;
ввод в действие фельдшерско-акушерских пунктов;
ввод в действие плоскостных спортивных сооружений;
ввод в действие учреждений культурно-досугового типа;
ввод в действие распределительных газовых сетей;
уровень газификации домов (квартир) сетевым газом;
ввод в действие локальных водопроводов;
уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой;
количество сельских поселений, в которых реализованы проекты по комплексному обустройству площадок под компактную жилищную застройку.
Целевые индикаторы и показатели Программы приведены приложении N 1.
Система целевых индикаторов и показателей мониторинга реализации Программы может быть уточнена в рамках разработки Программы.
Степень эффективности реализации Программы определяется путем сопоставления фактических значений целевых индикаторов и показателей с прогнозными значениями, установленными Программой на определенный год.
VIII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы в целом и отдельных ее направлений
Концепция Программы предусматривает финансирование мероприятия Программы на уровне, соответствующем объему расходных обязательств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на реализацию Программы развития села до 2013 года, с учетом индексов-дефляторов и темпов роста основных показателей.
К преимуществам этого варианта следует отнести сбалансированность бюджетных расходов на его реализацию по сравнению с базовым периодом (2012-2013 годы), а также определенные достижения в сближении уровня и качества жизни сельского и городского населения.
Общая потребность в ресурсах оценивается в 15,3 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 5,23 млрд. рублей, республиканского бюджета Республики Дагестан - 3,81 млрд. рублей и внебюджетных источников - 6,2 млрд. рублей.
Вышеуказанные средства предполагается направить на реализацию следующих мероприятий в сельской местности:
улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
развитие газификации и водоснабжения;
развитие сети общеобразовательных учреждений;
развитие сети учреждений первичной медико-санитарной помощи (фельдшерско-акушерских пунктов);
развитие сети спортивных сооружений и площадок;
развитие сети учреждений культурно-досугового типа;
поддержку комплексной компактной застройки сельских поселений.
Такой подход к реализации Программы обеспечит создание действенного механизма государственной поддержки приоритетных направлений устойчивого развития сельских территорий и рациональное использование бюджетных средств.
Направления и источники финансирования Программы представлены в приложении N 2.
Объемы финансирования Программы приведены в приложении N 3.
Обоснованием прогнозного объема финансирования по мероприятиям, имеющим инвестиционный характер, является оценка усредненных показателей стоимости строительства (реконструкции) единицы мощностей объектов социальной и инженерной инфраструктуры, проиндексированных с учетом индексов-дефляторов, и потребности в объемах вводимых мощностей, обеспечивающих достижение поставленных целей.
IX. Предложения по направлениям, срокам и этапам реализации Программы
Реализацию Программы предлагается осуществить в 2014-2020 годах поэтапно.
К завершению первого этапа Программы (2014-2017 годы) предполагается, что в результате реализации мер государственной политики по адаптации агропромышленного комплекса в условиях членства России во Всемирной торговой организации будет достигнут новый уровень развития отрасли, определяющий более высокие требования к качеству социальной среды жизнедеятельности в сельской местности.
Второй этап реализации Программы (2018-2020 годы) предполагает наращивание темпов социального развития сельских поселений согласно прогнозируемому росту потребности в создании комфортных условий проживания в сельской местности.
Мероприятия по устойчивому развитию сельских территорий сгруппированы по следующим направлениям:
улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений.
Целями мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, являются удовлетворение потребностей указанных граждан в благоустроенном жилье, отвечающем особенностям жизни в сельской местности, привлечение и закрепление на селе молодых специалистов и улучшение демографической ситуации в сельской местности.
Повышение доступности улучшения жилищных условий сельского населения предполагается осуществлять путем предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, социальных выплат за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Дагестан на строительство и приобретение жилья в сельской местности.
Социальные выплаты предусматривается предоставлять в размере не менее 35 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.
Финансирование оставшейся части стоимости строительства (приобретения) жилья будет осуществляться за счет собственных (заемных) средств граждан, молодых семей и молодых специалистов.
В случае отсутствия у молодой семьи (молодого специалиста) собственных (заемных) средств муниципальное образование или муниципальное образование совместно с организацией-работодателем будет обеспечивать финансирование (софинансирование) строительства (приобретения) жилья, которое предоставляется молодой семье (молодому специалисту) по договору найма с правом последующего выкупа.
Целями мероприятия по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений являются:
завершение комплексного обустройства сельских поселений, имеющих потенциал и перспективы экономического развития, отдельными объектами социальной и инженерной инфраструктуры;
комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры новых площадок под компактную жилищную застройку в сельских поселениях.
В рамках мероприятий по завершению комплексного обустройства сельских поселений предусматривается строительство (реконструкция) следующих объектов:
общеобразовательные учреждения;
фельдшерско-акушерские пункты;
плоскостные спортивные сооружения;
учреждения культурно-досугового типа;
распределительные газовые сети;
локальные водопроводы.
Проекты комплексного обустройства объектами социальной и инженерной инфраструктуры новых площадок под компактную жилищную застройку предусматривается осуществлять в первую очередь в зонах ускоренного развития агропромышленного комплекса, нуждающегося в привлечении дополнительных трудовых ресурсов, прежде всего молодых специалистов, обладающих современными знаниями в области новейших технологий агропромышленного производства.
Поддержка комплексной компактной застройки сельских поселений будет осуществляться в рамках отбираемых координатором Программы на конкурсной основе проектов, предусматривающих комплексное освоение земельных участков в целях массового жилищного строительства и создания благоприятных условий для жизнедеятельности граждан, привлекаемых для проживания на территории комплексной застройки.
Критерии отбора проектов устанавливаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
X. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблем развития сельских территорий
Интенсивное и комплексное развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, улучшение жилищных и других условий жизни с учетом проектного подхода к финансированию будут способствовать позитивным переменам в качестве жизни сельского населения и повышению инвестиционной активности в агропромышленной сфере.
По прогнозным оценкам, реализация мероприятий Программы позволит обеспечить к 2020 году достижение следующих результатов, отражающих эффективность предусмотренных в Программе мер государственной поддержки:
улучшение жилищных условий более 3,88 тыс. сельских семей, в том числе 1,63 тыс. молодых семей и молодых специалистов;
сокращение количества обучающихся в общеобразовательных учреждениях, находящихся в аварийном состоянии, на 2,1 тыс. человек;
расширение сети фельдшерско-акушерских пунктов на 103 единицы;
привлечение к занятиям физической культурой и спортом граждан, проживающих в сельской местности, прежде всего молодежи, путем расширения сети плоскостных спортивных сооружений на 35,0 тыс. кв. метров;
улучшение доступа сельского населения к услугам учреждений культурно-досугового типа путем расширения сети таких учреждений на 0,72 тыс. мест;
повышение уровня инженерного обустройства сельских поселений газом - до 62,0 проц., водой - до 56,0 процентов;
обеспечение реализации проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в 11 сельских поселениях;
привлечение внимания общества к достижениям в различных сферах развития сельских территорий путем проведения ежегодных республиканских мероприятий (спортивных соревнований, конкурсов).
В рамках разработки Программы, в том числе методики оценки эффективности ее реализации, показатели эффективности будут уточнены.
XI. Предложения по государственным заказчикам Программы и разработчикам Программы и участию республиканских органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию Программы
Государственным заказчиком-координатором Программы и разработчиком Программы является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан.
Предложения по участию республиканских органов исполнительной власти будут определены по каждому из направлений в паспорте Программы.
Закрепление мероприятий Программы за каждым из государственных заказчиков Программы будет осуществлено в ходе подготовки Программы исходя из соответствующих правоустанавливающих документов.
XII. Предложения по механизмам формирования мероприятий Программы
Государственный заказчик-координатор Программы во взаимодействии с государственными заказчиками Программы и другими заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти, отвечающими за реализацию государственной региональной политики, политики в сферах образования, здравоохранения и других сферах, обеспечивает формирование перечня мероприятий Программы.
Отбор мероприятий для включения в Программу предусматривается осуществлять исходя из достижения целей и задач, определенных настоящей концепцией, с учетом детального анализа ситуации и долгосрочных прогнозов по отдельным направлениям социального развития сельских территорий, существующих объективных ограничений ресурсного обеспечения программных мероприятий и сроков их реализации, степени влияния предлагаемых изменений на достижение целей и задач развития агропромышленного комплекса.
Основными принципами, обеспечивающими эффективную модель формирования системы мероприятий Программы, являются:
комплексный подход к обустройству сельских поселений и созданию условий для устойчивого развития сельских территорий во взаимосвязи с развитием агропромышленного комплекса;
проведение конкурсного отбора муниципальных программ (проектов) по устойчивому развитию сельских территорий, основанных на комплексном подходе к развитию социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений и принципах проектного финансирования;
дифференцированный подход к предоставлению субсидий муниципальным образованиям;
использование документов территориального планирования муниципальных образований при разработке республиканской программы и проектов по комплексному развитию социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений;
солидарный (многоуровневый) подход к формированию источников финансового обеспечения реализации мероприятий Программы с привлечением к софинансированию внебюджетных источников на основе государственно-частного партнерства;
определение приоритетов направления бюджетных средств, эффективное и целевое их использование;
совершенствование нормативного правового обеспечения реализации мероприятий Программы с учетом предложений муниципальных образований, участвующих в реализации мероприятий;
обязательность мониторинга изменения ситуации по направлениям, входящим в компетенцию Программы, и своевременная корректировка целевых установок и показателей Программы;
научно-методическое сопровождение реализации Программы.
XIII. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы
Управление реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком-координатором Программы.
Формы и методы реализации Программы определяются государственным заказчиком-координатором Программы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Республики Дагестан.
Государственный заказчик-координатор Программы осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков Программы по подготовке и эффективной реализации ее мероприятий участниками Программы, а также анализ использования средств федерального бюджета, средств республиканского бюджета Республики Дагестан и средств внебюджетных источников. Государственный заказчик-координатор Программы обеспечивает координацию работы с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и органами государственной власти Республики Дагестан, осуществляемой на условиях соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию Программы.
Государственный заказчик-координатор Программы несет ответственность за подготовку и реализацию Программы в целом, в том числе за подготовку проектов решений Правительства Республики Дагестан об утверждении Программы, определении ее государственного заказчика, о внесении в нее изменений и о досрочном прекращении реализации Программы, их согласование и представление для внесения в Правительство Республики Дагестан, а также за подготовку доклада о ходе реализации Программы.
Государственный заказчик-координатор Программы в пределах своих полномочий:
разрабатывает нормативные правовые акты (локальные акты), необходимые для выполнения Программы;
подготавливает доклады о ходе реализации Программы;
осуществляет свод представляемых отчетов и ведение ежеквартальной отчетности о реализации Программы;
подготавливает ежегодно при необходимости в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы на очередной финансовый год, уточняет затраты по мероприятиям Программы, а также механизм ее реализации;
разрабатывает перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации мероприятий Программы;
готовит документы для подписания соглашения с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации о предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию Программы и предусматривающих реализацию мероприятий, расходы на которые включены в Программу;
несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом выполнения ее мероприятий;
организует размещение на официальном сайте государственного заказчика-координатора Программы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о ходе и результатах реализации Программы.
Условия досрочного прекращения реализации Программы будут определены при ее разработке.
Приложение N 1
к концепции республиканской
целевой программы "Устойчивое
развитие сельских территорий
на 2014-2017 годы и
на период до 2020 года"
Целевые индикаторы и показатели
республиканской целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года"
|
Единица измерения |
2013 год (базовый год)(1) |
I этап - всего |
2014 год |
В том числе |
II этап - всего |
В том числе |
Всего за 2014-2020 годы |
||||
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, |
тыс. кв. метров |
63,6 |
259,4 |
63,6 |
64,7 |
65,1 |
66,0 |
206,8 |
67,6 |
69,0 |
70,2 |
466,2 |
в том числе для молодых семей и молодых специалистов |
тыс. кв. метров |
26,7 |
108,9 |
26,7 |
27,2 |
27,3 |
27,7 |
86,8 |
28,4 |
28,9 |
29,5 |
195,7 |
Ввод в действие общеобразовательных учреждений |
тыс. уч. мест |
- |
1,2 |
0,5 |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
0,9 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
2,1 |
Ввод в действие фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики |
единиц |
15 |
61 |
15 |
15 |
15 |
16 |
52 |
17 |
17 |
18 |
113 |
Ввод в действие плоскостных спортивных сооружений |
тыс. кв. метров |
- |
20,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
15,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
35,0 |
Ввод в действие учреждений культурно-досугового типа |
тыс. мест |
- |
0,24 |
- |
- |
- |
0,24 |
0,48 |
- |
0,24 |
0,24 |
0,72 |
Ввод в действие распределительных газовых сетей |
тыс. километров |
0,133 |
0,556 |
0,135 |
0,138 |
0,141 |
0,142 |
0,444 |
0,145 |
0,148 |
0,151 |
1,0 |
Уровень газификации домов (квартир) сетевым газом |
процентов |
52,5 |
- |
54,0 |
56,0 |
57,0 |
58,0 |
- |
59,0 |
60,5 |
62,0 |
- |
Ввод в действие локальных водопроводов |
тыс. километров |
0,1061 |
0,4406 |
0,1076 |
0,1091 |
0,1112 |
0,1127 |
0,3486 |
0,1143 |
0,1159 |
0,1184 |
0,7892 |
Уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой |
процентов |
51,8 |
- |
52,3 |
53,0 |
53,6 |
54,2 |
- |
54,8 |
55,4 |
56,0 |
- |
Количество сельских поселений, в которых реализованы проекты по комплексному обустройству площадок под компактную жилищную застройку |
единиц |
- |
5 |
1 |
1 |
1 |
2 |
6 |
2 |
2 |
2 |
11 |
------------------------------
(1) Значения целевых индикаторов и показателей республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", а также рассчитанные на их основе значения.
(2) Соответствует мероприятиям, реализация которых предусмотрена с 2014 года.
Приложение N 2
к концепции республиканской
целевой программы "Устойчивое
развитие сельских территорий
на 2014-2017 годы и
на период до 2020 года"
Направления и источники финансирования республиканской целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года"
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
Направления программы |
млн. рублей |
1 |
2 |
I. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности Республики Дагестан, в том числе молодых семей и молодых специалистов (государственный заказчик - Минсельхозпрод РД) | |
Федеральный бюджет, |
1934,0 |
в том числе на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов |
812,28 |
Республиканский бюджет Республики Дагестан, |
1160,4 |
в том числе на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов |
487,368 |
Внебюджетные источники, |
4641,5 |
в том числе на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов |
1949,43 |
Всего, |
7735,9 |
в том числе на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов |
3249,078 |
II. Комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений | |
1. Строительство (реконструкция) общеобразовательных учреждений в сельской местности (государственный заказчик - Минсельхозпрод РД) | |
Федеральный бюджет - капитальные вложения |
480,0 |
Республиканский бюджет Республики Дагестан - капитальные вложения |
480,0 |
Всего |
960,0 |
2. Строительство (реконструкция) фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности (государственный заказчик - Минсельхозпрод РД) | |
Федеральный бюджет - капитальные вложения |
223,2 |
Республиканский бюджет Республики Дагестан - капитальные вложения |
108,0 |
Местные бюджеты |
268,7 |
Всего |
599,9 |
3. Строительство (реконструкция) плоскостных спортивных сооружений в сельской местности (государственный заказчик - Минсельхозпрод РД) | |
Федеральный бюджет - капитальные вложения |
93,2 |
Республиканский бюджет Республики Дагестан - капитальные вложения |
70,2 |
Внебюджетные источники |
70,2 |
Всего |
233,6 |
4. Строительство (реконструкция) учреждений культурно-досугового типа в сельской местности (государственный заказчик - Минсельхозпрод РД) | |
Федеральный бюджет - капитальные вложения |
34,6 |
Республиканский бюджет Республики Дагестан - капитальные вложения |
25,9 |
Внебюджетные источники |
25,9 |
Всего |
86,4 |
5. Строительство (реконструкция) распределительных газовых сетей в сельской местности (государственный заказчик - Минсельхозпрод РД) | |
Федеральный бюджет - капитальные вложения |
836,0 |
Республиканский бюджет Республики Дагестан - капитальные вложения |
1105,7 |
Внебюджетные источники - капитальные вложения |
144,5 |
Всего |
2086,2 |
6. Строительство (реконструкция) локальных водопроводов в сельской местности (государственный заказчик - Минсельхозпрод РД) | |
Федеральный бюджет - капитальные вложения |
990,7 |
Республиканский бюджет Республики Дагестан - капитальные вложения |
550,4 |
Внебюджетные источники - капитальные вложения |
812,8 |
Всего |
2353,9 |
7. Комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры площадок под компактную жилищную застройку в сельских поселениях (государственный заказчик - Минсельхозпрод РД) | |
Федеральный бюджет - капитальные вложения |
644,1 |
Республиканский бюджет Республики Дагестан - капитальные вложения |
310,3 |
Внебюджетные источники - капитальные вложения |
238,6 |
Всего |
1193,0 |
Всего по Программе, |
15248,9 |
в том числе: |
|
федеральный бюджет - всего, |
5235,8 |
в том числе, капитальные вложения |
3301,8 |
Республиканский бюджет Республики Дагестан - всего, |
3810,9 |
в том числе: |
|
капитальные вложения |
2650,5 |
внебюджетные источники |
6202,2 |
Приложение N 3
к концепции республиканской
целевой программы "Устойчивое
развитие сельских территорий
на 2014-2017 годы и
на период до 2020 года"
Объемы финансирования республиканской целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года"
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)
Направления и источники финансирования |
I этап - всего |
в том числе |
II этап - всего |
в том числе |
Всего за 2014-2020 годы |
|||||
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
I. Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (государственный заказчик - Минсельхозпрод РД) | ||||||||||
Федеральный бюджет - прочие нужды, |
1034,4 |
253,6 |
258,0 |
259,6 |
263,2 |
899,6 |
294,0 |
300,2 |
305,4 |
1934,0 |
в том числе на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов |
434,448 |
106,512 |
108,36 |
109,032 |
110,544 |
377,832 |
123,48 |
126,084 |
128,268 |
812,28 |
Республиканский бюджет Республики Дагестан - прочие нужды, |
620,6 |
152,1 |
154,8 |
155,7 |
158,0 |
539,8 |
176,4 |
180,1 |
183,3 |
1160,4 |
в том числе на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов |
260,652 |
63,882 |
65,016 |
65,394 |
66,36 |
226,716 |
74,088 |
75,642 |
76,986 |
487,368 |
Внебюджетные источники - прочие нужды, |
2482,5 |
608,7 |
619,2 |
623,0 |
631,6 |
2159,0 |
705,8 |
720,3 |
732,9 |
4641,5 |
в том числе на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов |
1042,65 |
255,654 |
260,064 |
261,66 |
265,272 |
906,78 |
296,436 |
302,526 |
307,818 |
1949,43 |
Всего, в том числе на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов |
4137,5 |
1014,4 |
1032,0 |
1038,3 |
1052,8 |
3598,4 |
1176,2 |
1200,6 |
1221,6 |
7735,9 |
1737,75 |
426,048 |
433,44 |
436,086 |
442,176 |
1511,328 |
494,004 |
504,252 |
513,072 |
3249,078 |
|
II. Комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений | ||||||||||
1. Строительство (реконструкция) общеобразовательных учреждений в сельской местности (государственный заказчик - Минсельхозпрод РД) | ||||||||||
Федеральный бюджет - капитальные вложения |
264,0 |
110,0 |
66,0 |
44,0 |
44,0 |
216,0 |
72,0 |
72,0 |
72,0 |
480,0 |
Республиканский бюджет Республики Дагестан - капитальные вложения |
264,0 |
110,0 |
66,0 |
44,0 |
44,0 |
216,0 |
72,0 |
72,0 |
72,0 |
480,0 |
Всего |
528,0 |
220,0 |
132,0 |
88,0 |
88,0 |
432,0 |
144,0 |
144,0 |
144,0 |
960,0 |
2. Строительство (реконструкция) фельдшерско-акушерских пунктов и или офисов врачей общей практики в сельской местности (государственный заказчик - Минсельхозпрод РД) | ||||||||||
Федеральный бюджет - капитальные вложения |
114,3 |
28,1 |
28,1 |
28,1 |
30,0 |
108,9 |
35,3 |
35,3 |
38,3 |
223,2 |
Консолидированный бюджет Республики Дагестан - капитальные вложения, |
194,4 |
47,8 |
47,8 |
47,8 |
51,0 |
182,3 |
59,9 |
59,9 |
62,5 |
51,0 |
в том числе: республиканский бюджет Республики Дагестан - капитальные вложения |
55,7 |
13,7 |
13,7 |
13,7 |
14,6 |
52,3 |
17,1 |
17,1 |
18,1 |
108,0 |
местные бюджеты |
138,7 |
34,1 |
34,1 |
34,1 |
36,4 |
130,0 |
42,8 |
42,8 |
44,4 |
268,7 |
Всего |
308,7 |
75,9 |
75,9 |
75,9 |
81,0 |
291,2 |
95,2 |
95,2 |
100,8 |
599,9 |
3. Строительство (реконструкция) плоскостных спортивных сооружений в сельской местности (государственный заказчик - Минсельхозпрод РД) | ||||||||||
Федеральный бюджет - капитальные вложения |
50,5 |
12,6 |
12,6 |
12,6 |
12,7 |
42,7 |
14,2 |
14,2 |
14,3 |
93,2 |
Республиканский бюджет Республики Дагестан - капитальные вложения |
38,9 |
9,7 |
9,7 |
9,7 |
9,8 |
31,3 |
10,4 |
10,4 |
10,5 |
70,2 |
Внебюджетные источники |
38,9 |
9,8 |
9,8 |
9,8 |
9,5 |
31,3 |
10,5 |
10,5 |
10,3 |
70,2 |
Всего |
128,3 |
32,1 |
32,1 |
32,1 |
32,0 |
105,3 |
35,1 |
35,1 |
35,1 |
233,6 |
4. Строительство (реконструкция) учреждений культурно-досугового типа в сельской местности (государственный заказчик - Минсельхозпрод РД) | ||||||||||
Федеральный бюджет - капитальные вложения |
10,8 |
- |
- |
5,4 |
5,4 |
23,8 |
7,9 |
7,9 |
8,0 |
34,6 |
Республиканский бюджет Республики Дагестан - капитальные вложения |
8,1 |
- |
- |
4,1 |
4,0 |
17,8 |
5,9 |
5,9 |
6,0 |
25,9 |
Внебюджетные источники |
8,1 |
- |
- |
4,0 |
4,1 |
17,8 |
6,0 |
6,0 |
5,8 |
25,9 |
Всего |
27,0 |
- |
- |
13,5 |
13,5 |
59,4 |
19,8 |
19,8 |
19,8 |
86,4 |
5. Строительство (реконструкция) распределительных газовых сетей в сельской местности (государственный заказчик - Минсельхозпрод РД) | ||||||||||
Федеральный бюджет - капитальные вложения |
446,0 |
108,3 |
110,7 |
113,1 |
113,9 |
390,0 |
127,4 |
130,0 |
132,6 |
836,0 |
Республиканский бюджет Республики Дагестан - капитальные вложения |
590,9 |
143,5 |
146,7 |
149,9 |
150,8 |
514,8 |
168,1 |
171,5 |
175,2 |
1105,7 |
Внебюджетные источники - капитальные вложения |
78,0 |
18,9 |
19,3 |
19,7 |
20,1 |
66,5 |
21,6 |
22,2 |
22,7 |
144,5 |
Всего |
1114,9 |
270,7 |
276,7 |
282,7 |
284,8 |
971,3 |
317,1 |
323,7 |
330,5 |
2086,2 |
6. Строительство (реконструкция) локальных водопроводов в сельской местности (государственный заказчик - Минсельхозпрод РД) | ||||||||||
Федеральный бюджет - капитальные вложения |
531,7 |
129,8 |
131,7 |
134,2 |
136,0 |
459,0 |
150,5 |
152,6 |
155,9 |
990,7 |
Республиканский бюджет Республики Дагестан - капитальные вложения |
295,6 |
72,2 |
73,2 |
74,6 |
75,6 |
254,8 |
83,5 |
84,7 |
86,6 |
550,4 |
Внебюджетные источники - капитальные вложения |
436,1 |
106,5 |
107,9 |
110,0 |
111,7 |
376,7 |
123,5 |
125,2 |
128,0 |
812,8 |
Всего |
1263,4 |
308,5 |
312,8 |
318,8 |
323,3 |
1090,5 |
357,5 |
362,5 |
370,5 |
2353,9 |
7. Комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры площадок под компактную жилищную застройку в сельских поселениях (государственный заказчик - Минсельхозпрод РД) | ||||||||||
Федеральный бюджет - капитальные вложения |
270,0 |
43,2 |
43,2 |
70,2 |
113,4 |
374,1 |
124,7 |
124,7 |
124,7 |
644,1 |
Республиканский бюджет Республики Дагестан - капитальные вложения |
130,0 |
20,8 |
20,8 |
33,8 |
54,6 |
180,3 |
60,1 |
60,1 |
60,1 |
310,3 |
Внебюджетные источники - капитальные вложения |
100,0 |
16,0 |
16,0 |
26,0 |
42,0 |
138,6 |
46,2 |
46,2 |
46,2 |
238,6 |
Всего |
500,0 |
80,0 |
80,0 |
130,0 |
210,0 |
693,0 |
231,0 |
231,0 |
231,0 |
1193,0 |
Всего по Программе, |
8007,8 |
2001,6 |
1941,5 |
1979,3 |
2085,4 |
7241,1 |
2375,9 |
2411,9 |
2453,3 |
15248,9 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет - всего, |
2721,7 |
685,6 |
650,3 |
667,2 |
718,6 |
2514,1 |
826,0 |
836,9 |
851,2 |
5235,8 |
в том числе капитальные вложения |
1687,3 |
432,0 |
392,3 |
407,6 |
455,4 |
1614,5 |
532,0 |
536,7 |
545,8 |
3301,8 |
консолидированный бюджет Республики Дагестан - всего, |
2003,8 |
522,0 |
484,9 |
485,5 |
511,4 |
1807,1 |
593,5 |
601,8 |
611,8 |
3810,9 |
в том числе капитальные вложения |
1383,2 |
369,9 |
330,1 |
329,8 |
353,4 |
1267,3 |
417,1 |
421,7 |
428,5 |
2650,5 |
внебюджетные источники - всего |
3282,3 |
794,0 |
806,3 |
826,6 |
855,4 |
2919,9 |
956,4 |
973,2 |
990,3 |
6202,2 |
в том числе капитальные вложения |
799,8 |
185,3 |
187,1 |
203,6 |
223,8 |
760,9 |
250,6 |
252,9 |
257,4 |
1560,7 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Дагестан от 23 июля 2013 г. N 217-р
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Республики Дагестан от 31 июля 2013 г. N 14 ст. 982