Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению Главы
города Махачкалы
от 2 ноября 2011 г. N 3419
Муниципальная целевая программа
"Содействие созданию и развитию товариществ собственников жилья в городском округе "город Махачкала" на 2012-2015 годы"
Паспорт
муниципальной целевой программы "Содействие созданию и развитию товариществ собственников жилья в городском округе "город Махачкала" на 2012-2015 годы"
Наименование программы |
Муниципальная целевая программа "Содействие созданию и развитию товариществ собственников жилья в городском округе "город Махачкала" на 2012-2015 годы" (далее - Программа). |
|||||||
Основания для разработки программы |
Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". |
|||||||
Муниципальный заказчик программы |
Глава города Махачкала. |
|||||||
Основной разработчик программы |
Муниципальное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства" г. Махачкала" (далее - Управление ЖКХ г. Махачкала). |
|||||||
Исполнитель программы |
Управление ЖКХ г. Махачкала. |
|||||||
Цель и задачи программы |
Основными целями программы является: |
|||||||
- создание условий для развития инициативы жителей города Махачкала - собственников помещений в многоквартирных домах по управлению такими домами, формирование эффективных способов защиты прав собственников помещений через создание товариществ собственников жилья; | ||||||||
- формирование благоприятных условия для самоорганизации собственников помещений многоквартирного дома путем объединения в товарищество собственников жилья; | ||||||||
- обеспечение баланса интересов собственников помещений в многоквартирных домах как заказчиков коммунальных услуг, управляющих, ресурсоснабжающих и иных подрядных организаций как производителей этих услуг и органов местного самоуправления города Махачкала; | ||||||||
- создание условий для получения финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Махачкала из Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. | ||||||||
Задачи программы: | ||||||||
- организация широкомасштабного информирования населения города Махачкала по вопросам организации товариществ собственников жилья; | ||||||||
- вовлечение собственников жилья в управление многоквартирными домами путем преимущественной организации товариществ собственников жилья в многоквартирных домах города Махачкала; | ||||||||
- увеличение количества товариществ собственников жилья в многоквартирных домах; | ||||||||
- совершенствование нормативной правовой базы органов местного самоуправления, в целях создания условий для управления многоквартирными домами, в рамках полномочий органов местного самоуправления в области жилищных отношений. | ||||||||
Сроки реализации и этапы программы |
2012-2015 годы |
|||||||
Ресурсное обеспечение программы (объемы и источники финансирования) |
Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств бюджета города Махачкала. Общий объем затрат на реализацию Программы на период 2012-2015 года составляет 1 832 000 руб., в том числе: |
|||||||
1. Оплата издательских услуг при подготовке методических пособий для населения о создании, деятельности товариществ собственников жилья (далее ТСЖ) - 300000 руб., в том числе:
| ||||||||
|
Период |
Сумма, руб. |
в т.ч. по кварталам |
|
||||
|
I |
II |
III |
IV |
|
|||
|
2012 г. |
75000 |
0 |
0 |
37500 |
37500 |
|
|
|
2013 г. |
75000 |
18750 |
18750 |
18750 |
18750 |
|
|
|
2014 г. |
75000 |
18750 |
18750 |
18750 |
18750 |
|
|
|
2015 г. |
75000 |
18750 |
18750 |
18750 |
18750 |
|
|
| ||||||||
2. Оплата услуг печатных средств массовой информации по размещению информационных материалов по вопросам организации ТСЖ - 240000 руб., в том числе:
| ||||||||
|
Период |
Сумма, руб. |
в т.ч. по кварталам |
|
||||
|
I |
II |
III |
IV |
|
|||
|
2012 г. |
60000 |
0 |
0 |
30000 |
30000 |
|
|
|
2013 г. |
60000 |
15000 |
15000 |
15000 |
15000 |
|
|
|
2014 г. |
60000 |
15000 |
15000 |
15000 |
15000 |
|
|
|
2015 г. |
60000 |
15000 |
15000 |
15000 |
15000 |
|
|
| ||||||||
3. Компенсация ТСЖ расходов, понесенных в связи с оплатой государственной пошлины при регистрации ТСЖ в качестве юридического лица в налоговых органах - 304000 руб., в том числе:
| ||||||||
|
Период |
Сумма, руб. |
в т.ч. по кварталам |
|
||||
|
I |
II |
III |
IV |
|
|||
|
2012 г. |
76000 |
0 |
0 |
38000 |
38000 |
|
|
|
2013 г. |
76000 |
19000 |
19000 |
19000 |
19000 |
|
|
|
2014 г. |
76000 |
19000 |
19000 |
19000 |
19000 |
|
|
|
2015 г. |
76000 |
19000 |
19000 |
19000 |
19000 |
|
|
| ||||||||
4. Обучение председателей и членов правления ТСЖ, инициативных групп собственников помещений в многоквартирных домах по программам подготовки ведения управления, содержания и ремонта многоквартирных домов - 988 000 руб., в том числе:
| ||||||||
|
Период |
Сумма, руб. |
в т.ч. по кварталам |
|
||||
|
I |
II |
III |
IV |
|
|||
|
2012 г. |
247000 |
0 |
0 |
123500 |
123500 |
|
|
|
2013 г. |
247000 |
61750 |
61750 |
61750 |
61750 |
|
|
|
2014 г. |
247000 |
61750 |
61750 |
61750 |
61750 |
|
|
|
2015 г. |
247000 |
61750 |
61750 |
61750 |
61750 |
|
|
| ||||||||
Ожидаемые результаты реализации мероприятий программы |
В результате реализации мероприятий Программы ожидается: развитие конкурентной среды в сфере управления многоквартирными домами; создание системы договорных отношений между ТСЖ и управляющими организациям, подрядными и ресурсоснабжающими организациями |
|||||||
Механизм реализации программы |
Реализация Программы осуществляется, в рамках полномочий, органами местного самоуправления. Исполнитель программы разрабатывает и утверждает план мероприятий, график выполнения мероприятий, направленных на реализацию настоящей Программы. Для управления реализацией Программы Исполнитель обеспечивает: сбор и систематизацию статистической и аналитической информации о реализации программных мероприятий; мониторинг результатов реализации программных мероприятий. Муниципальный заказчик программы представляет по итогам года в Собрание депутатов городского округа "Город Махачкала" доклад о ходе реализации Программы и предложения по совершенствованию их реализации и необходимой корректировке намеченных мероприятий. |
1. Характеристика проблемы
В настоящее время существует фундаментальная проблема в сфере жилищно-коммунального хозяйства России - это сложившийся в течение нескольких десятков лет менталитет индивидуума с его позицией потребителя жилищно-коммунальных услуг. Это влечет за собой непонимание и отторжение процессов, происходящих в рамках реформы жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ): например, демонополизацию сферы управления жильем, необходимость самоорганизации собственников помещений в многоквартирном доме. Формирование чувства собственника, а соответственно, и ответственности за принадлежащее имущество и вытекающее из этого полное бремя содержания своей собственности - основная цель, при достижении которой обеспечивается наиболее безболезненное с позиции населения и эффективное с позиции органов местного самоуправления проведение реформы ЖКХ.
Ограниченность ресурсов городского бюджета вызывает необходимость поиска новых эффективных путей в содержании жилищного фонда. Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство - это затратная отрасль городского хозяйства. И для того чтобы превратить ее в самоокупаемую и прибыльную, помимо задач экономических, необходимо решить и задачу привлечения населения к управлению и эксплуатации жилищного фонда с целью сохранности жилых домов, развития новых форм самоуправления, улучшения благоустройства.
Общее количество многоквартирных домов в городе Махачкала составляет 1785 единиц (без учета домов блокированной застройки).
Мы только подходим к решению сложной задачи: как найти механизм передачи жилья в управление собственнику, как пробудить в собственнике чувство хозяина, ответственность за свою собственность?
Практика показывает, что сегодня именно ТСЖ является наиболее оптимальной формой управления многоквартирными домами.
Причинами слабого развития самоорганизации собственников жилья в товарищества являются инертность основной массы населения, индивидуализм и неверие в положительный эффект совместной деятельности, недоверие к органам местного самоуправления, к бизнес-структурам, к реализуемой жилищной политике.
Еще одна проблема, корни которой уходят еще в советское прошлое, - это капитальный ремонт многоквартирных домов. Норма, содержащаяся в Жилищном кодексе Российской Федерации, предусматривает, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда (пункт 2 части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации). Данная норма правомерна, но в ней не учитывается специфика ранее действовавших жилищных отношений.
В течение длительного времени граждане, внося квартплату, осуществляли и отчисления на капитальный ремонт. В результате приватизации возникло право собственности граждан на жилье. С введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность граждан заново накапливать средства для проведения капитального ремонта жилых помещений. В результате граждане обращают свои претензии, прежде всего, к органам местного самоуправления, на которых лежит обязанность по проведению капитального ремонта только в муниципальном жилищном фонде.
Представляется, что в качестве пути решения этой проблемы может быть привлечение финансовых ресурсов бюджетов всех уровней публичной власти.
Так, для получения финансовой поддержки по проведению капитального ремонта многоквартирных домов города Махачкала из Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд), созданного в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ), необходимо выполнение ряда условий, определенных вышеуказанным федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств на проведение капитального ремонта многоквартирных домов при условии наличия ТСЖ в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования, претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, в не менее 5% многоквартирных домов при условии увеличения количества таких товариществ
2. Основные цели и задачи программы
Основными целями программы является:
- создание условий для развития инициативы жителей города Махачкалы - собственников помещений в многоквартирных домах по управлению такими домами, формирование эффективных способов защиты прав собственников помещений через создание ТСЖ;
- формирование благоприятных условий для самоорганизации собственников помещений многоквартирного дома путем объединения в ТСЖ;
- обеспечение баланса интересов собственников помещений в многоквартирных домах как заказчиков коммунальных услуг, управляющих, ресурсоснабжающих и иных подрядных организаций как производителей этих услуг и органов местного самоуправления города Махачкала;
- создание условий для получения финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Махачкала из Фонда;
- формирование благоприятных экономических условий для деятельности ТСЖ.
Основные задачи программы:
- организация широкомасштабного информирования населения города Махачкала по вопросам организации ТСЖ;
- вовлечение собственников жилья в управление многоквартирными домами путем преимущественной организации ТСЖ в многоквартирных домах города Махачкала;
- увеличение количества ТСЖ в многоквартирных домах:
- совершенствование муниципальных актов органов местного самоуправления городского округа "город Махачкала", в целях создания условий для управления многоквартирными домами, в рамках полномочий органов местного самоуправления городского округа "город Махачкала" в области жилищных отношений.
3. Срок реализации программы
Период действия программы рассчитан на 2012-2015 годы.
4. Перечень программных мероприятий
Достижение целей и решение задач Программы осуществляется путем скоординированного выполнения мероприятий Программы.
Мероприятия Программы объединены по следующим пяти направлениям:
Направление 1. Формирование условий способствующих созданию и деятельности ТСЖ, в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий для проживания граждан в многоквартирном доме, сохранности и надлежащего содержания общего имущества.
В рамках этого направления предусматривается организация информационного и методического сопровождения деятельности по привлечению населения в управлении многоквартирными домами:
1) разработка методических пособий для собственников помещений в многоквартирных домах по:
- проведению работ по подготовке, инициированию и проведению в установленном порядке общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах с целью организации ТСЖ;
- определению состава общего имущества в многоквартирных домах, в которых созданы ТСЖ или предполагается их создание;
- формированию земельных участков и проведению государственного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома и иные входящие в состав таких домов объекты недвижимого имущества.
2) информирование собственников помещений в многоквартирных домах, путем разработки серии информационных материалов и методических пособий для населения:
- о существующих способах управления многоквартирными домами, их различиях и преимуществах при организации управления многоквартирными домами;
- о подготовке и проведению в установленном порядке общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах;
- о создании и деятельности ТСЖ;
- об определении состава общего имущества в многоквартирных домах, в которых созданы ТСЖ или предполагается их создание;
- о формировании земельных участков и проведении государственного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома и иные входящие в состав таких домов объекты недвижимого имущества, и обеспечение их выпуска с целью распространения в многоквартирных домах города Махачкала при проведении мероприятий по организации ТСЖ, как наиболее эффективной формы управления многоквартирными домами;
3) организация регулярного взаимодействия с ТСЖ, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами с целью обсуждения, обобщения, систематизации и решения проблемных вопросов создания и деятельности вышеуказанных организаций.
Организация информационного и методического сопровождения деятельности по привлечению населения в управлении многоквартирными домами осуществляется путем создания Консультативно-информационного центра;
4) создание благоприятных экономических условий деятельности ТСЖ, в частности, реализация ряда мероприятий, направленных на сокращение постоянных затрат ТСЖ, связанных с осуществлением их уставной деятельности: предоставление ТСЖ в аренду находящихся в муниципальной собственности помещений в многоквартирных домах по льготным ставкам арендной платы в преимущественном перед иными арендаторами порядке, установление льготной ставки земельного налога для собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ТСЖ; принятия на местный бюджет расходов по уплате государственной пошлины в связи с регистрацией ТСЖ как юридических лиц.
Направление 2. Создание эффективных правовых механизмов, направленных на создание условий для управления многоквартирными домами.
В рамках этого направления предусматривается принятие, в пределах полномочий администрации городского округа "город Махачкала" в области жилищных отношений, муниципальных правовых актов, определяющих:
- состав общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории городского округа "город Махачкала";
- порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иная связанная с управлением таким домом документации управляющей организации, ТСЖ и т.д.;
- порядок формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, предусматривающий проведение работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, находящиеся в управлении ТСЖ, во внеочередном порядке;
- методику расчета размера отчислений, собственников помещений в многоквартирном доме, на капитальный ремонт многоквартирного дома.
Направление 3. Создание и ведение базы данных по созданным, действующим ТСЖ, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам с целью мониторинга в сфере управления многоквартирными домами расположенных на территории городского округа "город Махачкала".
Направление 4. Создание условий для привлечения дополнительных (внебюджетных) источников финансирования товариществ собственников жилья по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту (включая капитальный ремонт) общего имущества данного дома.
Направление 5. Содействие созданию финансовых механизмов обеспечивающих привлечение средств собственников помещений в многоквартирном доме, для участия в долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива в размере не менее 5% общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ.
Мероприятия по реализации основных направлений Программы, определены в Приложении N 3.
5. Ресурсное обеспечение Программы
(объемы и источники финансирования мероприятий программы)
Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств бюджета городского округа "город Махачкала".
Общий объем затрат на реализацию Программы на период 2012-2015 года составляет 1 832 000 руб., в том числе:
руб.
|
Всего |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Оплата издательских услуг при подготовке методических пособий для населения о создании, деятельности товариществ собственников жилья |
300000 |
75000 |
75000 |
75000 |
75000 |
Оплата услуг печатных средств массовой информации по размещению информационных материалов по вопросам организации товариществ собственников жилья |
240000 |
60000 |
60000 |
60000 |
60000 |
Компенсация товариществу собственников жилья расходов, понесенных в связи с оплатой государственной пошлины при регистрации ТСЖ в качестве юридического лица |
304000 |
76000 |
76000 |
76000 |
76000 |
Ежеквартально в течение 2012-2015 гг. обучение председателей и членов правления ТСЖ, инициативных групп собственников помещений в многоквартирных домах по программам подготовки ведения управления, содержания и ремонта многоквартирных домов |
988000 |
247000 |
247000 |
247000 |
247000 |
Всего: |
1832000 |
458000 |
458000 |
458000 |
458000 |
6. Механизм реализации программы
Реализация Программы осуществляется органами местного самоуправления городского округа "город Махачкала", в рамках полномочий, предусмотренных им законодательством.
Исполнитель программы разрабатывает и утверждает план мероприятий, график выполнения мероприятий, направленных на реализацию настоящей Программы.
Для управления реализацией Программы Исполнитель обеспечивает:
сбор и систематизацию статистической и аналитической информации о реализации программных мероприятий;
мониторинг результатов реализации программных мероприятий.
Муниципальный заказчик программы представляет по итогам года в Собрание депутатов городского округа "город Махачкала" доклад о ходе реализации Программы и предложения по совершенствованию их реализации и необходимой корректировке намеченных мероприятий.
7. Оценка эффективности реализации Программы
Оценка эффективности реализации программных мероприятий производится на основе системы индикаторов, которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики.
Система индикаторов обеспечит мониторинг динамики изменений в вопросах:
- самоорганизации жильцов многоквартирных домов в ТСЖ;
- создание условий для получения финансовой помощи на проведение капитального ремонта многоквартирных домов расположенных на территории городского округа "город Махачкала" из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Система индикаторов оценки социально-экономической эффективности Программы приведена в приложении N 1.
Значения целевых индикаторов Программы приведены в приложении N 2.
Мероприятия по реализации основных направлений Программы приведены в приложении N 3.
Методика оценки эффективности Программы основана на сопоставлении данных о динамике плановых и фактически достигнутых значений целевых индикаторов оценки эффективности реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.