Распоряжение Правительства Республики Дагестан
от 9 апреля 2012 г. N 55-р
1. Одобрить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Организация отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи в Республике Дагестан на 2012-2017 годы".
2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы "Организация отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи в Республике Дагестан на 2012-2017 годы" (далее - Программа) Комитет по молодежной политике Республики Дагестан.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан составляет 2627634,8 тыс. рублей и может корректироваться исходя из возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан.
4. Комитету по молодежной политике Республики Дагестан обеспечить разработку проекта Программы и представить его в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан.
Председатель Правительства |
М. Абдулаев |
Концепция
республиканской целевой программы "Организация отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи в Республике Дагестан на 2012-2017 годы"
(одобрена распоряжением Правительства Республики Дагестан от 9 апреля 2012 г. N 55-р)
I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Дагестан
Развитие системы детского отдыха и оздоровления является одним из приоритетных направлений социальной политики Республики Дагестан.
В течение последних 10 лет ежегодно регистрируется рост заболеваемости детей. Одной из причин ухудшения детского и подросткового здоровья является недостаточная эффективность профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья. В связи с этим дети и подростки данной категории в первоочередном порядке нуждаются в адресной государственной поддержке и предоставлении услуг по отдыху и оздоровлению.
Общая заболеваемость подростков за последние годы также не имеет тенденции к снижению. Произошел значительный рост психических расстройств, болезней органов пищеварения, болезней эндокринной системы, травм, отравлений.
В связи с этим особое внимание в республике уделяется вопросам организации отдыха и оздоровления детей с использованием санаторных смен в медицинских учреждениях и учреждениях санаторного типа, загородных оздоровительных лагерях, лагерях с дневным пребыванием и других учреждениях отдыха и оздоровления.
В Республике Дагестан сложилась определенная система организации детского отдыха и оздоровления, дающая положительные результаты. Увеличивается видовое разнообразие лагерей, совершенствуются формы и методы работы с детьми.
В 2009 году в связи с передачей субъектам Российской Федерации полномочий по организации детского отдыха постановлениями Правительства Республики Дагестан определены уполномоченные органы по организации детского отдыха:
Комитет по молодежной политике Республики Дагестан - по вопросам приобретения и распределения путевок в детские санатории, санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия, организации отдыха и оздоровления детей в загородных стационарных детских оздоровительных лагерях, финансирования лагерей с дневным пребыванием детей, организованных органами местного самоуправления, организации молодежных палаточных лагерей;
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан - по вопросам организации отдыха и оздоровления категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Сформирована нормативная правовая база, необходимая для исполнения обозначенных полномочий.
Общее руководство организацией детского отдыха осуществляет Межведомственная комиссия по организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи при Правительстве Республики Дагестан.
Ежегодно принимаются меры по недопущению сокращения объема финансовых средств, направляемых на проведение детской оздоровительной кампании, по отношению к уровню предыдущего года.
Таким образом, в республике созданы условия для дальнейшего развития системы детского отдыха и оздоровления. Эта задача и будет решаться в ходе реализации республиканской целевой программы "Организация отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи в Республике Дагестан на 2012-2017 годы" (далее - Программа).
II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Проблема совершенствования организации детского отдыха и оздоровления в настоящее время является объектом пристального внимания федеральных и региональных органов власти.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания об организации летнего отдыха детей и подростков от 15 июня 2010 года N Пр-1726 необходимо разработать комплекс мер, направленных на развитие системы отдыха и оздоровления детей и подростков, включающих в себя:
совершенствование инфраструктуры отдыха и форм его организации;
подготовку квалифицированных кадров, владеющих современными педагогическими и оздоровительными технологиями;
развитие семейных форм отдыха;
обеспечение отдыха и оздоровления детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей с ограниченными возможностями здоровья;
участие студенческих педагогических отрядов в организации летнего отдыха детей и подростков.
Эффективное решение обозначенных задач требует комплексного подхода, концентрации финансовых средств из бюджетов всех уровней, четких механизмов управления проводимыми мероприятиями. Это объясняет целесообразность решения проблем организации детского отдыха программно-целевым методом.
Разработанная на основании настоящей Концепции Программа будет представлять собой комплекс мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и решение задач, стоящих перед исполнительными органами государственной власти Республики Дагестан, участвующими в проведении детской оздоровительной кампании.
III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
В системе отдыха и оздоровления детей Республики Дагестан имеется ряд проблем, основными из которых являются уменьшение количества загородных стационарных детских оздоровительных учреждений, участвующих в проведении летней оздоровительной кампании, и износ их материально-технической базы.
В 2011 году в проведении летней оздоровительной кампании участвовало 53 загородных стационарных детских лагеря, из них 16 лагерей находится в муниципальной собственности, 9 - в государственной собственности Республики Дагестан (Комитет по молодежной политике Республики Дагестан - 4, Министерство образования и науки Республики Дагестан - 3, Агентство по туризму Республики Дагестан - 1, государственное учреждение дополнительного образования "Профильный образовательно-оздоровительный центр "Техноград" - 1), 4 - на балансе профсоюзов Республики Дагестан, 24 - на балансе предприятий и организаций различных форм собственности.
Практически ежегодно в республике 1-2 предприятия отказываются от проведения летней оздоровительной кампании детей на базе принадлежащих им загородных лагерей. Так, в 2010 и 2011 годах не участвовали в оздоровительной кампании лагерь "Ласточка" (балансодержатель открытое акционерное общество "Российские железные дороги").
Многие учреждения отдыха и оздоровления, действующие на территории республики, испытывают острый дефицит финансирования. В результате в ряде учреждений в период летних каникул открывается не больше двух смен. Нехватка денежных средств отражается на качестве питания детей в загородных оздоровительных учреждениях, условиях проживания, организации досуговой деятельности.
В республике имеются факты передачи детских лагерей в собственность Республики Дагестан с баланса предприятий, оказавшихся в трудной финансовой ситуации.
Все большее распространение получают лагеря с дневным пребыванием, что объясняется малозатратностью данной формы детского отдыха. Так, в летний период 2011 года в лагерях, организованных при образовательных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения, отдохнуло около 34276 детей. В связи с этим особого внимания требуют образовательные программы данных лагерей, подходы к организации досуговой деятельности детей, мероприятия по оздоровлению. Следует активнее развивать и другие малозатратные формы отдыха.
При отсутствии программно-целевого метода решения проблемы возможно усиление следующих негативных тенденций:
рост детской и подростковой преступности;
снижение численности оздоровленных детей и подростков;
снижение качества отдыха детей, подростков и молодежи;
снижение численности отдохнувших детей, подростков и молодежи.
Отдельным направлением работы должна стать организация отдыха и оздоровления детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В Республике Дагестан организация отдыха и оздоровления детей, а также детей, подвергшихся стрессовым ситуациям в результате террористических актов, стихийных бедствий, вооруженных конфликтов, детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в семье опекуна, детей из многодетных и неполных семей, детей безработных граждан, детей, имеющих недостатки в психическом и (или) физическом развитии, детей, содержащихся в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, беспризорных и безнадзорных детей, а также других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется в соответствии с постановлениями Правительства Республики Дагестан от 7 июня 2010 г. N 188 "Об организации работы по обеспечению отдыха и оздоровления детей" и от 9 марта 2011 г. N 60 "О мерах по организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в Республике Дагестан в 2011 году".
В целях предотвращения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних особое внимание следует обратить на детей, состоящих на учете. В рамках Комплексной программы межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по защите их прав и законных интересов на 2010-2011 годы, реализуемой на территории города Каспийска, на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения N 3 (лагерь с дневным пребыванием детей "Подросток") и Муниципального бюджетного образовательного учреждения N 1 (лагерь с дневным пребыванием детей "Патриот") были организованы смены для детей, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Мероприятия проводились по специально разработанной программе профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, включающей в себя собеседования со специалистами городского подразделения по делам несовершеннолетних, проведение лекториев и "круглых столов" со специалистами других органов, участвующих в системе профилактики.
Необходимо продолжить работу по развитию сети профильных лагерей. В настоящее время Комитетом по молодежной политике Республики Дагестан совместно с органами местного самоуправления организуются следующие виды лагерей:
лагеря актива сельских школьников;
палаточные лагеря "Школа выживания";
лагеря активистов дополнительного образования;
профильные лагеря для одаренных детей и подростков;
туристско-краеведческий лагерь "Дубки";
экологический лагерь "Надежда" Республиканского эколого-биологического центра учащихся;
палаточные молодежные, военно-спортивные лагеря.
Таким образом, реализация Программы позволит продолжить работу, направленную на совершенствование условий, необходимых для организации полноценного отдыха и оздоровления максимально большого количества детей, подростков и молодежи в Республике Дагестан.
IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах ее решения
Возможными вариантами решения проблем системы детского отдыха и оздоровления Республики Дагестан могут быть:
государственный планово-нормативный метод;
проектно-целевой метод;
программно-целевой метод.
Решение проблем государственным планово-нормативным методом предполагает, что государство в лице уполномоченных органов власти устанавливает нормы и нормативы трудозатрат по различным направлениям деятельности. Этот метод применяется при финансировании деятельности детских санаториев, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Дагестан, республиканских профильных лагерей, организуемых Комитетом по молодежной политике Республики Дагестан. Однако с учетом того, что в проведении детской оздоровительной кампании участвуют балансодержатели загородных лагерей и санаториев различных форм собственности, использование государственного планово-нормативного метода как единственно возможного нецелесообразно.
Исполнительные органы государственной власти республики имеют достаточный положительный опыт решения проблем систем образования, здравоохранения, агропромышленного комплекса проектно-целевым методом. Однако, как правило, реализуемые проекты имеют статус отраслевых. С учетом комплексности рассматриваемых проблем детского отдыха основными рисками решения их проектно-целевым методом являются возможные сложности управления проектом, что негативно скажется на эффективности его реализации в целом.
В то же время целый ряд факторов свидетельствует о целесообразности решения проблем детского отдыха программно-целевым методом:
участие в реализации мероприятий по организации отдыха и оздоровления детей исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, имеющих на балансе загородные детские лагеря и санатории, органов, осуществляющих надзор за соблюдением норм и правил организации детского отдыха, общественных организаций;
наличие целого ряда проблем, решение которых требует комплексного подхода;
необходимость концентрации финансовых и иных ресурсов из различных источников для решения поставленных задач.
Несмотря на явные преимущества программно-целевого метода, при реализации Программы могут возникнуть следующие риски:
сокращение бюджетного финансирования, что может привести к необходимости корректировки мероприятий Программы;
отсутствие заинтересованности у балансодержателей загородных лагерей в сохранении и дальнейшем развитии инфраструктуры детского отдыха и оздоровления.
V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом
Реализация Программы, рассчитанной на 6 лет, будет осуществляться в один этап.
VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход ее реализации по годам
Основной целью реализации Программы является создание в Республике Дагестан правовых, экономических и организационных условий, необходимых для полноценного отдыха и оздоровления детей и подростков.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
сохранение и развитие инфраструктуры системы детского отдыха и оздоровления;
создание условий для духовного и физического развития детей, подростков и молодежи во время пребывания в учреждениях отдыха и оздоровления;
кадровое обеспечение учреждений отдыха и оздоровления детей;
повышение качества отдыха и оздоровления;
обеспечение отдыха и оздоровления детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Значения целевых индикаторов и показателей по годам приведены в таблице 1.
Таблица 1
Значения целевых индикаторов и показателей, позволяющих оценивать ход реализации Программы по годам
N п/п |
Наименование индикатора |
Исходное значение, 2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
Количество детей в возрасте от 6 до 15 лет, охваченных отдыхом и оздоровлением (общая численность детей, проживающих в республике, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан, - 436378 человек), человек |
94539 |
94539 |
94539 |
94539 |
94539 |
94539 |
94539 |
2. |
Доля охвата детей и подростков отдыхом и оздоровлением от общей численности детей в возрасте от 6 до 15 лет, процентов |
21,6 |
21,6 |
21,6 |
21,6 |
21,6 |
21,6 |
21,6 |
3. |
Количество детей в возрасте от 6 до 15 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, охваченных отдыхом и оздоровлением (общая численность детей данной категории, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан, - 115000 человек), человек |
11431 |
11431 |
11431 |
11431 |
11431 |
11431 |
11431 |
4. |
Доля охвата детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, отдыхом и оздоровлением от общей численности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в возрасте от 6 до 15 лет, процентов |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
5. |
Доля населения, удовлетворенного услугами по организации отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи в детских оздоровительных учреждениях республики, от числа получивших услуги по отдыху и оздоровлению, процентов |
30 |
35 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
VII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы
Источниками финансирования Программы будут являться:
средства республиканского бюджета Республики Дагестан;
средства, поступающие из федерального бюджета.
Определение объемов финансирования программных мероприятий за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан осуществлялось в соответствии со следующими принципами:
объем средств, выделяемых на организацию отдыха и оздоровления детей на очередной год, не должен быть меньше объема финансирования оздоровительной кампании предыдущего года;
необходимо обеспечить охват детей и подростков республики различными формами отдыха и оздоровления, сохранив количество детей на уровне предыдущего года;
с учетом старения материально-технической базы учреждений отдыха и оздоровления возникает необходимость выделения дополнительных денежных средств для подготовки лагерей к началу летней оздоровительной кампании.
Информация о планируемых объемах финансирования Программы по годам и источникам финансирования приведена в таблице 2.
Таблица 2
Планируемый объем финансирования Программы по годам
N п/п |
Источник финансирования |
Всего, тыс.руб. |
2012 год, тыс.руб. |
2013 год, тыс.руб. |
2014 год, тыс.руб. |
2015 год, тыс.руб. |
2016 год, тыс.руб. |
2017 год, тыс.руб. |
1. |
Средства, поступающие из республиканского бюджета Республики Дагестан |
2627634,8 |
359457,8 |
404063,2 |
427407,0 |
452143,2 |
478380,4 |
506183,2 |
2. |
Средства, поступающие из федерального бюджета |
452310,0 |
по согласованию (не менее 75385,0 тыс. рублей в год) |
|||||
|
Итого |
3079944,8 |
434842,8 |
479448,2 |
502279,2 |
527528,2 |
553765,4 |
581568,2 |
Объемы и источники финансирования будут ежегодно корректироваться исходя из имеющихся возможностей бюджетов всех уровней.
VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
Эффективность реализации Программы планируется определять на основе системы целевых индикаторов и показателей, позволяющих оценивать ход и результативность решения поставленных задач, достижение цели Программы.
Ожидается, что реализация программных мероприятий позволит:
сохранить имеющуюся в республике инфраструктуру детского отдыха;
улучшить материально-технические условия детских оздоровительных учреждений;
усовершенствовать порядок организации детского отдыха и оздоровления;
сохранить численность детей, охваченных различными формами отдыха и оздоровления, в том числе детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
снизить заболеваемость детского населения республики, прежде всего детей школьного возраста;
снизить число преступлений, совершенных несовершеннолетними;
освоить новые эффективные формы организации отдыха и оздоровления детей.
IX. Предложения по участию республиканских исполнительных органов государственной власти, ответственных за формирование и реализацию Программы
Ответственными за формирование и реализацию Программы являются следующие исполнительные органы государственной власти Республики Дагестан:
Комитет по молодежной политике Республики Дагестан;
Министерство труда и социального развития Республики Дагестан;
Министерство здравоохранения Республики Дагестан;
Министерство образования и науки Республики Дагестан;
Агентство по туризму Республики Дагестан.
В реализации Программы предполагается участие Министерства внутренних дел по Республике Дагестан, Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Дагестан, Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан по согласованию.
X. Предложения по государственным заказчикам Программы
Государственным заказчиком-координатором Программы предлагается определить Комитет по молодежной политике Республики Дагестан.
XI. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации Программы
Основными направлениями финансирования Программы являются:
организация отдыха и оздоровления детей в загородных стационарных детских оздоровительных лагерях и санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Республики Дагестан и за ее пределами;
организация отдыха и оздоровления детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
софинансирование деятельности лагерей с дневным пребыванием детей и профильных лагерей, организованных органами местного самоуправления;
организация республиканских профильных лагерей;
подготовка лагерей к началу летней оздоровительной кампании;
подготовка квалифицированных педагогических кадров для работы в детских оздоровительных учреждениях;
проведение республиканского смотра-конкурса детских оздоровительных учреждений.
XII. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы
Координация за выполнением Программы будет осуществляться государственным заказчиком - Комитетом по молодежной политике Республики Дагестан.
Контроль за реализацией Программы будет осуществляться Правительством Республики Дагестан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Дагестан от 9 апреля 2012 г. N 55-р
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Республики Дагестан от 13 апреля 2012 г. N 7 ст. 275