Распоряжение Правительства Республики Дагестан
от 30 октября 2012 г. N 260-р
1. Одобрить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Развитие лесного хозяйства Республики Дагестан на 2013-2020 годы".
2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы "Развитие лесного хозяйства Республики Дагестан на 2013-2020 годы" (далее - Программа) Агентство по лесному хозяйству Республики Дагестан.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан составляет 963457,6 тыс. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Агентству по лесному хозяйству Республики Дагестан в месячный срок обеспечить разработку проекта Программы и представить его в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан.
Председатель Правительства |
М. Абдулаев |
Концепция
республиканской целевой программы "Развитие лесного хозяйства Республики Дагестан на 2013 - 2020 годы"
(одобрена распоряжением Правительства Республики Дагестан от 30 октября 2012 г. N 260-р)
I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Дагестан
В Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, утвержденной Законом Республики Дагестан от 15 июля 2011 года N 38 (далее - Стратегия), определена генеральная стратегическая цель для республики - стать интенсивно развивающимся, инвестиционно привлекательным, финансово самодостаточным регионом, где будут созданы все условия для полноценной и безопасной жизнедеятельности человека, соблюдены интересы многонационального гражданского общества, предоставлены широкие возможности для развития традиционных и инновационных видов деятельности во всех сферах, сохранения самобытной культуры и истории народов Дагестана, в числе других направлений признано приоритетным развитие на территории Республики Дагестан санаторно-курортного и туристско-рекреационного комплекса. В республике площадь земель, на которых расположены леса, составляет 661,7 тыс. гектаров.
Из них 449,1 тыс.га расположены на землях лесного фонда, 211,87 тыс.га - на землях иных категорий.
Леса республики по целевому назначению отнесены к защитным, основными функциями которых являются средообразующие, водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и другие.
Использование рекреационного потенциала лесов республики в перспективе является одним из источников пополнения республиканского бюджета.
Разрабатываемая Программа содержит комплекс системных мероприятий, реализация которых позволит обеспечить устойчивое развитие лесного хозяйства республики, существенное улучшение состояния лесов.
Обозначенные Концепцией цели разрабатываемой Программы соответствуют целям, определенным в Стратегии.
Соответствие решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Дагестан неоднократно подтверждено документами федерального и регионального уровня.
Система программных мероприятий, взаимоувязанных по срокам, исполнителям и финансовым ресурсам, позволит решить задачи, направленные на достижение поставленных целей, с учетом сложившихся в Республике Дагестан экономических условий.
II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Сегодня в лесном хозяйстве накопились системные проблемы, тенденции развития которых при сохранении текущей ситуации могут усилиться. Эти проблемы препятствуют повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению их продуктивности и качества, сохранению экологических функций лесных насаждений и биологического разнообразия, что значительно снижает перспективы лесного комплекса в экономике республики.
Проблемы носят комплексный характер, поэтому их решение требует скоординированного межведомственного взаимодействия, согласованных усилий органов государственной власти разного уровня на основе единых целевых установок и вытекающих из них задач.
Серьезнейшей проблемой является многолетнее недофинансирование лесохозяйственных работ. Поэтому требуется разработать систему мероприятий, позволяющих реализовать приоритетные направления в области лесного хозяйства.
Программа позволит эффективно и целенаправленно использовать возможности бюджета республики, а также средства субвенций из федерального бюджета в решении вышеуказанных вопросов.
Программный способ решения проблемы предполагает комплексный подход к реализации мероприятий в области лесных отношений, ориентированных на достижение поставленной цели через решение сформулированных конкретных задач.
Программно-целевой метод доказал свою эффективность при реализации действующих программ по охране, защите, воспроизводству лесов в других регионах.
III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
В настоящее время ряд вопросов организации лесного хозяйства в республике имеет определенные проблемы и требует существенного изменения основных направлений деятельности.
Основными негативными факторами, влияющими на состояние лесных насаждений республики, являются лесные пожары и болезни. Под воздействием их происходит постоянное нарушение устойчивости лесов и, как следствие, ухудшение санитарного и лесопатологического состояния насаждений.
Наличие значительного количества населенных пунктов, расположенных вблизи границ, высокая плотность населения создают рекреационную нагрузку на леса, что повышает опасность возникновения лесных пожаров.
За 2007-2011 годы на территории лесного фонда произошел 61 лесной пожар, общая площадь лесов, пройденная лесными пожарами, составила 884 гектара.
За последние 20 лет органам лесного хозяйства республики практически не выделялись средства на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования.
Созданное в республике специализированное автономное учреждение по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах не имеет помещений для размещения средств технического оснащения, лесопожарных команд.
Обеспеченность специализированного лесопожарного центра лесопожарной техникой и оборудованием крайне низкая.
Из-за отсутствия специальной лесопожарной техники и оборудования в необходимом количестве не удается вести эффективную борьбу с лесными пожарами, своевременно локализовать и ликвидировать очаги возгорания.
С целью предупреждения вспышек массового размножения и распространения вредных насекомых и болезней, способных вызвать гибель насаждений или резкое падение прироста древесины и снижение ее качества проводится комплекс работ, включающих санитарно-оздоровительные мероприятия и лесопатологические обследования.
Санитарно-оздоровительные мероприятия в лесах проводятся в виде выборочных, сплошных санитарных рубок и уборки захламленности.
Локализация и ликвидация очагов вредных насекомых проводятся по мере необходимости.
Все пройденные рубкой участки леса необходимо своевременно восстанавливать. Заготовка древесины в лесах Республики Дагестан осуществляется при рубках, связанных с уходом за лесами, а также с расчисткой лесных площадей при использовании лесных участков.
Ежегодно лесовосстановительные работы проводятся на площади около 900 гектаров. Основным способом лесовосстановления на территории республики является искусственное.
Качество лесных культур и сохранность во многом зависят от качества семян и посадочного материала, агротехнических и лесоводственных уходов за ними в процессе создания.
На проведение лесокультурных работ ежегодно требуется около 2,1 млн.шт. стандартных сеянцев. Посадка леса часто осуществляется нестандартным посадочным материалом или материалом, выбранным из-под полога леса.
Повышение эффективности ведения лесного хозяйства требует усиления системы государственного лесного контроля и надзора, пожарного надзора в лесах.
В республике неравномерно развита сеть лесных дорог. Их общая протяженность составляет 2,6 тыс.км, т.е. на 1 тыс.га земель лесного фонда приходится 8,2 км дорог (при норме 10-12 км на 1000 га).
Федеральными органами на строительство лесных дорог в последние годы финансовые средства не выделяются.
В связи с этим, учитывая, что дороги имеют не только экономическое, но и социальное значение, расходы на их строительство планируются из республиканского бюджета Республики Дагестан.
В рамках существующей системы финансирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов невозможно создать эффективные механизмы, обеспечивающие устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала.
IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
Обозначенные Концепцией цели разрабатываемой Программы соответствуют целям, определенным в Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года.
Соответствие решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Дагестан неоднократно подтверждено документами федерального и республиканского уровня.
Основная цель развития лесного хозяйства республики заключается в удовлетворении потребностей населения в древесине и других видах пользования лесом с одновременным сохранением и усилением способностей леса выполнять разнообразные функции, обусловленные ролью леса в качестве важнейшего компонента биосферы.
Решение задач предусматривает осуществление следующих мероприятий:
предупреждение лесных пожаров;
мониторинг пожарной опасности в лесах;
тушение лесных пожаров наземным способом;
строительство производственной базы для специализированного государственного автономного учреждения;
приобретение лесопожарной техники и оборудования для специализированного государственного автономного учреждения по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах;
предоставление финансовых средств (субсидий) из республиканского бюджета специализированным автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за указанными учреждениями, а также на уплату налогов;
проведение лесопатологических обследований;
санитарно-оздоровительные мероприятия;
лесовосстановление и лесоразведение с обработкой почвы;
проведение агротехнического ухода за лесными культурами;
уход за лесами;
отвод и таксация лесов;
организация использования лесов, ведение государственного лесного реестра, осуществление государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах;
работы по лесоустройству и кадастровому учету лесов, находящихся в собственности республики;
разработка лесохозяйственного регламента для лесов, находящихся в собственности республики;
обеспечение переподготовки, качественного и своевременного повышения квалификации специалистов лесного хозяйства.
V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом
Предполагается, что проблема решается программно-целевым методом за период с 2013 по 2020 год.
В Программе выделяется период с 2013 по 2016 годы когда запланировано выполнить мероприятия по созданию эффективной системы охраны лесов от пожаров, воспроизводству лесов, кадастровому учету и лесоустройству лесных участков из состава земель лесного фонда, а также лесных участков на землях иных категорий, находящихся в собственности республики. На этом этапе запланировано значительное выделение финансовых средств из федерального и республиканского бюджетов.
Решение проблемы предлагается осуществить в три этапа:
первый этап: 2013-2014 годы;
второй этап: 2015-2017 годы;
третий этап: 2018-2020 годы.
VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам
Целями Программы являются обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала, обеспечение экологической безопасности и стабильное удовлетворение общественных потребностей в лесных ресурсах.
Для достижения намеченных целей необходимо решить следующие задачи:
1) обеспечение охраны лесов от пожаров;
2) защита лесов от вредных организмов и неблагоприятных факторов;
3) воспроизводство лесов и лесоразведение на землях лесного фонда и иных категорий;
4) организация использования лесов, ведение государственного лесного реестра, осуществление государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах;
5) кадровое обеспечение лесного хозяйства.
Эффективность Программы оценивается при помощи целевых индикаторов, отражающих уровень достижения цели.
Перечень основных индикаторов оценки хода реализации Программы по годам приведен в приложении N 1 к настоящей Концепции.
VII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы
Финансирование мероприятий Программы предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Дагестан и других источников.
Общий объем финансирования за весь период реализации Программы составит 2569918,4 тыс. рублей, в том числе:
из федерального бюджета - 1591572,8 тыс. рублей;
из республиканского бюджета Республики Дагестан - 963457,6 тыс. рублей;
из других источников - 14888 тыс. рублей.
Предложения по объемам и источникам финансирования Программы по годам приведены в приложении N 2 к настоящей Концепции.
VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
Предварительная оценка ожидаемой эффективности Программы основывается на системе целевых индикаторов и показателей Программы.
В целом социально-экономическая эффективность реализации Программы заключается в сохранении лесов на землях лесного фонда на территории Республики Дагестан.
За период 2013-2020 годов в реализацию программных мероприятий планируется вложить 2569918,4 тыс. рублей.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
формирование системы устойчивого управления лесами, повышение эффективности государственного управления лесами на разных уровнях государственной власти и местного самоуправления;
создание эффективной системы профилактики, обнаружения и тушения лесных пожаров;
повышение информированности населения, скорости оповещения населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах;
создание эффективной системы планирования и осуществления лесозащитных мероприятий на региональном уровне;
улучшение санитарно-гигиенической и экологической обстановки в республике;
снижение объема нелегальных рубок;
повышение продуктивности создаваемых лесных насаждений через улучшение качества посадочного материала.
улучшение породного состава лесных насаждений через регулярное проведение уходов за лесными культурами, рубок ухода в молодняках;
повышение плотности лесных дорог и доступности лесных ресурсов;
развитие системы лесоустройства в части увеличения площади таксации лесов, совершенствование системы проектирования лесных участков и государственной регистрации прав на лесные участки;
оптимизация системы переподготовки и повышения квалификации лесных кадров;
обеспечение занятости населения, развитие малого и среднего бизнеса в лесном секторе;
улучшение экологической ситуации в регионе и повышение качества жизни граждан, состояния их здоровья.
IX. Предложения по участию республиканских органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию Программы
Ответственным за формирование и реализацию Программы является Агентство по лесному хозяйству Республики Дагестан.
X. Предложения по государственным заказчикам Программы
Государственным заказчиком Программы является Агентство по лесному хозяйству Республики Дагестан.
XI. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации Программы
Достижение целей и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения мероприятий Программы.
Расходы осуществляются по следующим основным направлениям:
обеспечение охраны лесов от пожаров на территории Республики Дагестан;
защита лесов от вредных организмов и неблагоприятных факторов;
воспроизводство лесов и лесоразведение;
организация использования лесов, ведение государственного лесного реестра, осуществление государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах;
кадровое обеспечение лесного хозяйства.
Срок реализации Программы - 2013-2020 годы. Программа реализуется в три этапа.
XII. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы
Предлагается следующий вариант управления реализацией Программы.
Управление реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком Программы.
Государственный заказчик Программы ежегодно уточняет перечень финансируемых мероприятий Программы на очередной финансовый год, определяет сроки их реализации и объемы финансирования, оценивает возможность достижения показателей целевых индикаторов.
Государственный заказчик Программы:
ежегодно подготавливает и представляет в Федеральное агентство лесного хозяйства и Министерство финансов Республики Дагестан бюджетную заявку на финансирование мероприятий Программы на очередной финансовый год и плановый период;
осуществляет отбор исполнителей работ в установленном законодательством порядке;
осуществляет ведение отчетности и подготовку доклада о ходе выполнения программных мероприятий и эффективности использования финансовых средств, которые представляет в установленном порядке в Министерство экономики Республики Дагестан
Мероприятия Программы реализуются посредством заключения государственных контрактов между государственным заказчиком Программы и исполнителями мероприятий Программы, определяемыми в порядке, установленном федеральным законом.
Исполнители программных мероприятий представляют государственному заказчику ежеквартальную отчетность о реализации Программы и целевом использовании бюджетных средств.
Контроль за ходом выполнения мероприятий Программы осуществляется Агентством по лесному хозяйству Республики Дагестан.
Приложение N 1
к Концепции республиканской
целевой программы
"Развитие лесного хозяйства Республики
Дагестан на 2013 - 2020 годы"
Основные индикаторы
оценки хода реализации республиканской целевой программы "Развитие лесного хозяйства Республики Дагестан на 2013 - 2020 годы"
N п/п |
Показатель (индикатор) |
Ед. измерения |
Значения показателей (индикаторов) по годам |
|||||||||
Базовый 2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1. |
Объем платежей в бюджетную систему РФ от использования лесов в расчете 1 га земель лесного фонда |
руб./га |
22,6 |
22,9 |
24 |
24 |
24 |
24 |
24 |
24 |
24 |
24 |
2. |
Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному ежегодному объему |
% |
85,7 |
66,49 |
66,49 |
67,34 |
67,34 |
67,34 |
67,34 |
67,34 |
67,34 |
67,34 |
3. |
Площадь лесов, пройденная лесными пожарами в текущем году |
га |
49 |
149 |
42 |
40 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
35 |
4. |
Средняя площадь лесного пожара в текущем году |
га |
9,8 |
14,9 |
8,4 |
8 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
5. |
Удельный вес крупных пожаров в общем количестве возникших пожаров |
% |
0 |
10 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6. |
Удельный вес пожаров, ликвидированных в течение первых суток (по числу случаев) |
% |
100 |
60 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
7. |
Отношение площади лесов, на которых проведены санитарно-оздоровительные мероприятия, к площади погибших и поврежденных лесов |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
8. |
Доля площади очагов вредителей и болезней к площади земель, покрытых лесной растительностью |
% |
0,84 |
0,91 |
0,9 |
0,8 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
9. |
Площадь искусственного лесовосстановления на землях лесного фонда на территории Республики Дагестан |
га |
890 |
499 |
537 |
525 |
525 |
524 |
523 |
600 |
610 |
650 |
10. |
Лесоразведение на землях лесного фонда |
га |
0 |
381 |
296 |
296 |
296 |
296 |
296 |
300 |
320 |
350 |
11. |
Создание лесных дорог |
км |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
40 |
Приложение N 2
к Концепции республиканской
целевой программы
"Развитие лесного хозяйства Республики
Дагестан на 2013 - 2020 годы"
Объемы и источники финансирования республиканской целевой программы "Развитие лесного хозяйства Республики Дагестан на 2013 - 2020 годы"
(тыс. рублей)
Источники финансирования, направление расходов |
Всего за период реализации Программы |
В том числе по годам |
|||||||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
||
Всего |
2569918,4 |
310792 |
338920,4 |
350317,4 |
342000,2 |
303247,1 |
311006,1 |
306652,1 |
306983,1 |
в т.ч. республиканский бюджет РД |
963457,6 |
121061,7 |
144646,7 |
153466,7 |
138518,7 |
101438,7 |
101440,7 |
101441,7 |
101442,7 |
федеральный бюджет |
1591572,8 |
187869,3 |
192412,7 |
194989,7 |
201620,5 |
199947,4 |
207704,4 |
203349,4 |
203679,4 |
другие источники |
14888 |
1861 |
1861 |
1861 |
1861 |
1861 |
1861 |
1861 |
1861 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Дагестан от 30 октября 2012 г. N 260-р
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Республики Дагестан от 31 октября 2012 г. N 20 ст. 885