Распоряжение Правительства Республики Дагестан
от 9 ноября 2012 г. N 273-р
1. Одобрить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Доступная среда" на 2013-2015 годы.
2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы "Доступная среда" на 2013-2015 годы (далее - Программа) Министерство труда и социального развития Республики Дагестан.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансовых средств, выделяемых из республиканского бюджета Республики Дагестан на реализацию Программы, составляет 142 877,520 тыс. рублей и может ежегодно уточняться исходя из реальных возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан.
4. Министерству труда и социального развития Республики Дагестан обеспечить разработку и внесение проекта Программы в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан.
Председатель Правительства |
М. Абдулаев |
Концепция
республиканской целевой программы "Доступная среда" на 2013-2015 годы
(одобрена распоряжением Правительства Республики Дагестан от 9 ноября 2012 г. N 273-р)
I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Дагестан
В Республике Дагестан в настоящее время проживают около 260 тыс. инвалидов (из них более 30 тыс. - дети-инвалиды), что составляет около 8,8 процента от общей численности населения республики.
Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод - основная цель государственной политики в области социальной защиты инвалидов.
Несмотря на принимаемые органами исполнительной власти Республики Дагестан, органами местного самоуправления, другими учреждениями и организациями меры по социальной поддержке инвалидов, направленные на улучшение их социального положения, повышение доходов и качества жизни, остается нерешенной важнейшая социальная задача - создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, информации и связи.
Нерешенность проблемы формирования доступной среды для инвалидов порождает серьезные социально-экономические последствия, среди них:
высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации;
негативное отношение к инвалидам в обществе, социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяющая необходимость проведения соответствующих разъяснительных, образовательно-информационных компаний;
дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно отражается на занятости, образовательном и культурном уровне инвалидов, уровне и качестве их жизни, что, в свою очередь, увеличивает потребность в бюджетных средствах для обеспечения доходов и предоставления мер социальной поддержки в иных формах.
Острота проблемы формирования доступной среды для инвалидов требует целенаправленных действий по обеспечению инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Республиканская целевая программа "Доступная среда" на 2013-2015 годы (далее - Программа) призвана обеспечить реализацию государственных гарантий на обеспечение равных возможностей, реабилитацию и социальную интеграцию инвалидов в общество.
II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Целесообразность решения проблемы обеспечения доступности среды для инвалидов программным методом определяется следующими причинами:
масштабность, высокая социально-экономическая значимость проблемы. Решение проблемы предполагает модернизацию, дооборудование значительной части существующих объектов социальной, транспортной, информационной инфраструктур с учетом требований доступности;
инновационный характер проблемы. Для ее решения потребуется выработка новых нормативных, методических решений, создание и внедрение механизмов формирования доступной среды, повышения эффективности реабилитационных услуг;
комплексность проблемы. Потребуется решение различных задач правового, финансового, информационного характера, затрагивающих интересы различных групп собственников, реализация соответствующего комплекса мероприятий;
межведомственный характер проблемы. С учетом содержания, перечня задач, требующих решения, потребуется консолидация усилий органов исполнительной власти Республики Дагестан, органов местного самоуправления, общественных объединений;
длительность решения проблемы. Проблема может быть решена в течение ряда лет путем осуществления взаимосвязанных по целям работ и комплекса мероприятий.
III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Решение проблемы формирования доступной среды для инвалидов без использования программно-целевого метода не позволит обеспечить комплексный подход к решению важнейшей социальной задачи - созданию равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения.
Отсутствие программно-целевого метода решения обозначенных проблем приведет к снижению эффективности координации и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций инвалидов, разрозненности мероприятий, неэффективности использования ресурсов, выделяемых на создание доступной среды для инвалидов.
Кроме того, недостатками подхода к решению проблемы без использования программно-целевого метода являются:
сложность определения приоритетных направлений, перечней мероприятий, рациональной последовательности необходимых работ и обоснованного распределения ресурсов;
отсутствие эффективных механизмов контроля полноты и качества выполнения комплекса необходимых мероприятий и оперативного управления за ходом их реализации, обеспечивающих решение проблемы.
Таким образом, необходимо использование программно-целевого метода, предусматривающего единый комплекс мероприятий по созданию доступной среды для инвалидов.
IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
Реализация Программы предусматривает использование всех средств и методов государственного управления, направленных на решение проблемы обеспечения доступной среды для инвалидов: нормативно-правового регулирования, административных мер, бюджетной поддержки, механизмов организационной, общественной и информационной поддержки.
Основными рисками, связанными с программно-целевым методом решения проблемы, являются:
финансовые риски - финансирование мероприятий не в полном объеме и рост инфляции выше прогнозного уровня;
ухудшение в целом социально-экономической ситуации в стране и, в частности, в Республике Дагестан.
Использование программно-целевого метода предполагает осуществление мониторинга и контроля за ходом и результатами реализации программных мероприятий на основе системы соответствующих индикаторов (показателей), проведение необходимых корректировок и уточнений содержания и сроков реализации мероприятий, финансовых затрат, что, в свою очередь, обеспечит создание условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в Республике Дагестан.
Анализ вариантов решения проблемы показывает, что наиболее эффективным и результативным является программный метод.
V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом
Реализацию Программы предполагается осуществить в 2013-2015 годах в два этапа:
на первом этапе (2013 год) планируется осуществление обследования, паспортизации и классификации действующих объектов социальной и транспортной инфраструктур с позиций доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения, а также проектирования работ по реконструкции (дооборудованию) выбранных объектов и сооружений с учетом нужд инвалидов и других маломобильных групп населения;
на втором этапе (2014-2015 годы) - проведение практических мер по созданию условий для обеспечения доступности зданий и сооружений в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения и по развитию условий для их социальной адаптации, реабилитации и интеграции в общество.
VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам
Основная цель Программы - формирование к 2015 году условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам социальной инфраструктуры, транспорта, средствам связи и информации, возможности равного участия в жизни общества наряду с другими гражданами.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
совершенствование нормативно-правовой и организационной основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов);
информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов;
преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Для оценки реализации Программы предполагается использование целевых показателей и индикаторов, которые представлены в приложении к настоящей Концепции.
VII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы
Реализацию Программы предполагается осуществить в 2013-2015 годах, при этом осуществлять мероприятия планируется за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Дагестан и бюджетов муниципальных образований.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. N 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы" средства федерального бюджета, предусмотренные в рамках реализации Программы на софинансирование расходов по реализации мероприятий, включенных в программы субъектов Российской Федерации, реализуемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, предоставляются в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (межбюджетных субсидий) при условии использования ими на цели реализации программ собственных и привлеченных средств в размере не менее 50 процентов общего объема финансирования.
В случае, если в реализации мероприятий Программы принимают участие органы местного самоуправления Министерство финансов Республики Дагестан по поручению Правительства Республики Дагестан заключает соответствующие соглашения с органами местного самоуправления при условии использования ими на цели реализации мероприятий Программы собственных и привлеченных средств в размере не менее 50 процентов общего объема финансирования мероприятий Программы, в реализации которых они участвуют.
Прогноз потребности в денежных ресурсах на реализацию Программы определен в целом в объеме 343 642,94 тыс.руб., в том числе за счет средств:
федерального бюджета - 171 301,47 тыс.руб.;
республиканского бюджета Республики Дагестан - 142 877,520 тыс.руб.;
бюджетов муниципальных образований - 29 463,95 тыс. рублей.
Потребность в денежных средствах по годам:
в 2013 году:
всего - 104 855,494 тыс.руб., из них за счет средств:
федерального бюджета - 52 427,747 тыс.руб.;
республиканского бюджета Республики Дагестан - 41 895,097 тыс.руб.;
бюджетов муниципальных образований - 10 532,65 тыс.руб.;
в 2014 году:
всего - 118 053,724 тыс.руб., из них за счет средств:
федерального бюджета - 58 656,862 тыс.руб.;
республиканского бюджета Республики Дагестан - 50 242,962 тыс.руб.;
бюджетов муниципальных образований - 9 153,9 тыс.руб.;
в 2015 году:
всего - 120 733,722 тыс.руб., из них за счет средств:
федерального бюджета - 60 216,861 тыс.руб.;
республиканского бюджета Республики Дагестан - 50 739,461 тыс.руб.;
бюджетов муниципальных образований - 9 777,4 тыс. рублей.
Привлечение помимо средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Дагестан, бюджетов муниципальных образований внебюджетных средств для реализации программных мероприятий не планируется.
VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
Ожидается, что выполнение всего комплекса мероприятий Программы позволит:
сформировать условия устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения;
обеспечить межведомственное взаимодействие и координацию работ органов исполнительной власти Республики Дагестан, органов местного самоуправления по созданию условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
обобщить и систематизировать информацию о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения с целью размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
сформировать условия доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
увеличить число инвалидов (семей, имеющих в своем составе инвалидов и детей-инвалидов), обеспеченных адаптированным жильем;
обеспечить доступность подвижного состава основных видов пассажирского, в том числе наземного электрического, транспорта;
повысить доступность и качество реабилитационных услуг для инвалидов;
увеличить число инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации и услугами за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан в рамках индивидуальной программы реабилитации;
создать систему должного информационно-методического обеспечения, повышения квалификации и аттестации специалистов, занятых в системе реабилитации и социальной интеграции инвалидов;
создать эффективно действующую систему информационного, консультативного обеспечения инвалидов и других маломобильных групп населения на основе традиционных и современных информационно-коммуникационных технологий с учетом особых потребностей инвалидов;
преодолеть социальную разобщенность и "отношенческий" барьер в обществе.
IX. Предложения по участию органов исполнительной власти Республики Дагестан, ответственных за формирование и реализацию Программы
Ответственными за формирование и реализацию Программы являются: Министерство труда и социального развития Республики Дагестан, Министерство здравоохранения Республики Дагестан, Министерство образования и науки Республики Дагестан, Министерство культуры Республики Дагестан, Министерство по физической культуре и спорту Республики Дагестан, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, Министерство по информационной политике и массовым коммуникациям Республики Дагестан, Комитет по транспорту Республики Дагестан, Комитет по ветеринарии Республики Дагестан, Агентство по туризму Республики Дагестан.
X. Предложения по государственным заказчикам Программы
В качестве государственного заказчика Программы выступает Министерство труда и социального развития Республики Дагестан.
XI. Предложения по основным направлениям финансирования Программы
В качестве основных направлений финансирования расходов, необходимых для реализации целей, заявленных Программой, предлагаются:
создание условий для обеспечения инвалидам и другим маломобильным группам населения доступности зданий и сооружений в приоритетных сферах их жизнедеятельности;
создание условий для обеспечения транспортной доступности, улучшения качества предоставления государственных услуг;
создание условий для обеспечения доступности средств информации и коммуникации;
создание условий для социальной реабилитации и интеграции инвалидов (детей-инвалидов) в общество;
формирование толерантного отношения к инвалидам в обществе.
XII. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы
Управление реализацией Программы осуществляется Министерством труда и социального развития Республики Дагестан совместно с Министерством финансов Республики Дагестан и Министерством экономики Республики Дагестан в соответствии с Порядком принятия решений о разработке, формировании и реализации республиканских целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от 7 мая 2008 г. N 141а (далее - Порядок).
Ответственный исполнитель Программы - Министерство труда и социального развития Республики Дагестан:
обеспечивает координацию деятельности и взаимодействие всех соисполнителей Программы, анализ и обобщение результатов их деятельности;
осуществляет ведение ежеквартальной отчетности о ходе реализации Программы;
подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации Программы и об оценке ее эффективности в Правительство Республики Дагестан;
подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год;
уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы;
согласовывает с основными участниками Программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;
выявляет технические и организационные проблемы в ходе реализации Программы и разрабатывает предложения по их решению;
организует размещение в электронном виде информации о ходе и результатах реализации Программы;
взаимодействует со средствами массовой информации по вопросам освещения хода реализации Программы.
Соисполнителями Программы являются органы исполнительной власти Республики Дагестан, органы местного самоуправления, общественные организации инвалидов. Исполнители Программы несут ответственность за своевременное и качественное выполнение намеченных программных мероприятий, достижение значений целевых показателей эффективности Программы, успешное решение поставленных задач, рациональное использование выделенных финансовых средств.
Органы местного самоуправления принимают меры, обеспечивающие реализацию Программы на территории соответствующего муниципального образования. В этих целях органы местного самоуправления на основе Программы разрабатывают и утверждают целевые программы муниципальных образований по созданию для инвалидов и других маломобильных групп населения среды жизнедеятельности.
Для обеспечения управления Программой, контроля и оценки ее реализации создается координирующий рабочий орган - межведомственная комиссия по координации деятельности в сфере создания доступной среды, формируемая из представителей органов исполнительной власти Республики Дагестан, муниципальных образований, участвующих в реализации Программы, и общественных организаций инвалидов. Регламент работы межведомственной комиссии по координации деятельности в сфере создания доступной среды и ее состав утверждаются Правительством Республики Дагестан.
Для оперативного контроля (мониторинга) исполнения Программы соисполнители Программы один раз в полугодие, до 15 числа первого месяца, следующего за отчетным периодом, представляют информацию о выполнении мероприятий Программы ответственному исполнителю Программы - в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан.
Ответственный исполнитель Программы ежегодно (по итогам года) представляет в Правительство Республики Дагестан сводный отчет о реализации Программы и ее результатах с оценкой эффективности в соответствии с Порядком.
Правительство Республики Дагестан ежегодно представляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации:
информацию об исполнении мероприятий Программы с указанием сведений о выполнении мероприятий, включающих в себя количественно-качественные показатели и описания выполнения, или о невыполнении мероприятий;
отчет об осуществлении расходов республиканского бюджета Республики Дагестан (местных бюджетов), источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Дагестан на софинансирование расходов по реализации мероприятий, включенных в Программу;
отчет о достижении значений целевых показателей (индикаторов) Программы.
Продление Программы, а также включение в нее новых разделов и мероприятий, утверждение изменений осуществляются в соответствии с Порядком.
Приложение
к Концепции республиканской
целевой программы "Доступная среда"
на 2013-2015 годы
Динамика значений основных целевых индикаторов республиканской целевой программы "Доступная среда" на 2013-2015 годы
Целевые индикаторы |
Единица измерения |
2011 год |
Год реализации Программы |
Последний год (целевое значение) |
||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов в Республике Дагестан |
% |
-* |
25 |
40 |
50 |
50 |
Доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг |
% |
- |
30 |
50 |
70 |
70 |
Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур в общем количестве приоритетных объектов |
% |
- |
10 |
30 |
45 |
45 |
Доля объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности, среди общего количества объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения |
% |
- |
40 |
75 |
90 |
90 |
Доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава |
% |
- |
5 |
10 |
15 |
15 |
Доля учреждений профессионального образования, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве учреждений профессионального образования |
% |
- |
5 |
10 |
16 |
16 |
Доля специалистов, прошедших обучение и повышение по вопросам реабилитации социальной интеграции инвалидов, среди всех специалистов, занятых в этой сфере |
% |
- |
20 |
40 |
60 |
60 |
Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов в общей численности опрошенных инвалидов |
% |
-* |
20 |
30 |
50 |
50 |
------------------------------
* Необходимые исходные данные для расчета базовых показателей отсутствуют, так как в 2011 и текущем годах социологические исследования с целью изучения мнения инвалидов о доступности для них и других маломобильных групп населения объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, об отношении общества к проблемам инвалидов в Республике Дагестан не проводились.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Дагестан от 9 ноября 2012 г. N 273-р
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Республики Дагестан от 15 ноября 2012 г. N 21 ст. 931