Распоряжение Правительства Республики Дагестан
от 23 ноября 2012 г. N 294-р
1. Одобрить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Развитие культуры в Республике Дагестан на 2013 - 2017 годы".
2. Определить государственным заказчиком-координатором республиканской целевой программы "Развитие культуры в Республике Дагестан на 2013-2017 годы" (далее - Программа) Министерство культуры Республики Дагестан.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан составляет 365,83 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Министерству культуры Республики Дагестан обеспечить разработку проекта Программы и представить его в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан.
Председатель Правительства |
М. Абдулаев |
Концепция
республиканской целевой программы "Развитие культуры в Республике Дагестан на 2013-2017 годы"
(одобрена распоряжением Правительства Республики Дагестан от 23 ноября 2012 г. N 294-р)
I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Дагестан
Дагестан, расположенный на южном рубеже страны, является самой многочисленной, уникальной по этническому составу и культурным традициям республикой России.
Современные геополитические, экономические и социальные процессы определяют два важнейших фактора, влияющих на развитие общества в нашей республике и на Северном Кавказе в целом. С одной стороны, это необходимость вхождения в мировое информационное пространство и неизбежность влияния глобализации, с другой - национальный и религиозный аспект, который требует особого внимания в условиях полиэтнического состава и ментальности населения. Соответственно, состояние сферы культуры, влияющее на общественно ценные ориентиры, имеет особое значение.
В настоящее время в республике имеется 44 государственных учреждения культуры и искусства, в числе которых 11 театров (из них 9 национальных), 4 заведения среднеспециального образования и 3 школы по специальностям искусства, Объединенный исторический и архитектурный музей им.А. Тахо-Годи с 38 филиалами, Дагестанский музей изобразительных искусств им.П.С. Гамзатовой и Дербентский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Музей-заповедник - этнографический комплекс "Дагестанский аул", 11 концертных организаций, 4 республиканские библиотеки, Республиканский дом народного творчества, Республиканский учебно-методический центр. Сеть муниципальных учреждений Дагестана включает 2220 культурно-досуговых учреждений (1081 библиотеку, 1044 клуба, 95 муниципальных школ искусств), или более 95 проц. от всего количества организаций культуры республики. На территории Дагестана имеется более 7 тыс. историко-архитектурных памятников, в том числе 173 федерального значения, среди которых Дербентский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, включенный в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Настоящая Концепция разработана с учетом основных приоритетов социально-культурного и социально-экономического развития республики.
Республиканская целевая программа "Развитие культуры в Республике Дагестан на 2013 - 2017 годы" (далее - Программа) будет разрабатываться с учетом интересов и потребностей всех народов, проживающих в Дагестане, адресности проводимых мероприятий и финансовых потоков, будет направлена на развитие профессионального искусства и сохранение культурного наследия, формирование единого культурного пространства республики и его интеграцию в общероссийское и мировое культурное пространство, обеспечение доступности услуг и информационных ресурсов учреждений культуры и искусства различным категориям граждан, укрепление позитивных тенденций в социальной сфере Республики Дагестан.
Программа предполагает сохранение и развитие системы учреждений культуры и искусства, поддержку молодых дарований, адресную поддержку профессионального искусства, обеспечение культурного обмена, а также условий для художественного творчества и инновационной деятельности, внедрение информационных продуктов и информационных технологий в сфере культуры, качественное обновление и пополнение кадровой базы учреждений искусства, обновление специального оборудования учреждений искусства и культуры, сохранение всех направлений профессионального обучения в сфере искусства.
Программа, представляя собой систему мер по поддержанию стабильной этнополитической ситуации в Дагестане, направлена на обеспечение содружества и духовного взаимообогащения дагестанских народов, бережного отношения к их культуре и традициям, достижение межнационального мира и гражданского согласия, сохранение целостности Республики Дагестан в составе Российской Федерации.
Развитие сферы культуры в Дагестане, дальнейшее расширение культурного обмена, овладение новыми информационными технологиями, включение республики в информационно-коммуникационную систему России является важным условием успешного развития региона в целом. Данная мера позволит успешно решать как просветительскую, так и воспитательную задачу укрепления толерантности в обществе, дальнейшего утверждения самосознания людей разных национальностей как граждан единой страны, обеспечения стабильности во всех областях общественной жизни.
II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Необходимость применения программно-целевого метода объясняется в первую очередь тем, что культура представляет собой сложную, разветвленную и многоуровневую систему, в связи с чем решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов.
Программно-целевой метод обеспечит следующие важнейшие условия для осуществления государственной культурной политики:
стратегическое единство в принятии решений в области культуры на всех уровнях исполнительной власти;
координация финансирования за счет средств бюджетов всех уровней;
установление стратегических ориентиров на модернизацию и инновационное развитие основных видов и направлений культурной деятельности;
концентрация источников финансового обеспечения культуры на приоритетных направлениях ее развития;
обеспечение стабильного развития на долгосрочную перспективу;
интеграция дагестанской культуры в общероссийское культурное пространство.
III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
В связи с влиянием на развитие культуры ряда объективных социальных причин, необходимостью реформирования и модернизации отрасли требуется системная и многоаспектная поддержка этой важной социальной сферы с учетом задач текущей и стратегической перспективы.
Отсутствие программно-целевого метода в решении проблем культуры республики неизбежно приведет к культурной деградации общества, дальнейшему ослаблению кадровой и материально-технической базы учреждений, снижению профессионального уровня специалистов и востребованности их в обществе, в итоге - к потере достижений, которые многие годы являются наглядным показателем культурного и интеллектуального развития республики в целом и значение которых возрастает в свете общегосударственных задач вовлечения республики в общероссийское экономическое, культурное и информационное пространство, необходимости выхода Дагестана на международный уровень экономического и культурного обмена.
Отсутствие развитой культурной среды может негативно отразиться на инвестиционной привлекательности республики, возможностях решения социально-экономических задач.
IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах ее решения
Реализация мероприятий, направленных на сохранение имеющегося культурного потенциала и его дальнейшее развитие как общего достижения всех народов республики, планируется в рамках Программы.
Программа будет реализовываться республиканскими органами государственной власти и органами местного самоуправления, общественными организациями, учреждениями культуры республики.
В настоящее время на состояние культурной среды и деятельность учреждений культуры оказывают существенное влияние с одной стороны рыночные отношения в области духовной жизни общества, массовая коммерческая культура и насаждение последней через частную коммерческую деятельность и средства массовой информации, а с другой - значительное возрастание стоимости затрат на создание произведений искусства, обучение профессиям искусства и творческую деятельность.
Очевидно, что главным заказчиком создания творческого продукта высокой общественной ценности остается государство. В случае ослабления влияния государства на эту область культурной деятельности возможна потеря достигнутых в предыдущий исторический период достижений, сокращение кадровой базы учреждений культуры, снижение представительства культуры Дагестана на общероссийском и международном уровнях и в целом деградация культурной среды.
V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом
Настоящей Концепцией предлагается сроком реализации Программы определить период с 2013 по 2017 год.
Реализацию программных мероприятий предполагается осуществить в один этап.
VI. Предложения по целям и задачам программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход ее реализации по годам
Выбор целей Программы основан на необходимости культурного и духовного воспитания народа, обеспечения доступности культурных благ для всех групп населения, создания благоприятных условий для творчества и самореализации специалистов в сфере искусства, сохранения культурно-исторического наследия, осуществления модернизации отрасли и внедрения новых информационных технологий, интеграции дагестанской культуры в общероссийское и мировое культурное и информационное пространство, обеспечения туристической и инвестиционной привлекательности республики.
Важным аргументом в выборе целей Программы явилась оценка имеющегося позитивного опыта, отражающего достижения в развитии культуры и практику культурной деятельности в предыдущий исторический период и в современных условиях рыночной экономики.
Основными целями Программы являются:
сохранение имеющихся достижений профессионального искусства и традиционной культуры народов Дагестана, их дальнейшее развитие;
создание условий для равной доступности культурных благ;
развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности;
создание позитивного культурного образа Республики Дагестан в мировом сообществе.
Для достижения этих целей должны быть решены следующие задачи:
формирование единого культурного пространства республики, создание условий для обеспечения доступа различных групп граждан к культурным благам и информационным ресурсам;
создание условий для дальнейшего развития культурного потенциала народов Дагестана, увеличение представительства культуры республики на различных уровнях;
интеграция в общероссийский и мировой культурный процесс;
выявление и поддержка молодых дарований в сфере искусства;
преодоление существующих тенденций по оттоку талантов из республики;
стимулирование творческого труда;
обновление кадров и улучшение материальной базы учреждений искусства;
модернизация и техническое оснащение отрасли, улучшение материальной базы учреждений в целях повышения качества услуг.
Настоящей Концепцией предполагается использовать систему индикаторов, характеризующих лишь текущие результаты культурной деятельности. При этом конкретные проекты, включенные в Программу, могут содержать показатели результативности их реализации.
Перечень целевых индикаторов и показателей Программы приведен в приложении N 1 к настоящей Концепции.
VII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы
Для реализации мероприятий Программы предполагается финансирование из республиканского бюджета Республики Дагестан и бюджетов муниципальных образований в сумме 374130 тыс. рублей, в том числе в 2013 году - 72710,0 тыс.руб., 2014 году - 79920,0 тыс.руб., 2015 году - 81250,0 тыс.руб., 2016 году - 68290,0 тыс.руб., 2017 году - 71960,0 тыс. рублей.
С учетом возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан объемы средств, направляемых на реализацию программных мероприятий, уточняются при формировании республиканского бюджета Республики Дагестан на соответствующий финансовый год.
Предложения по объемам и источникам финансирования Программы приведены в приложении N 2 к настоящей Концепции.
VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
Выполнение мероприятий Программы позволит реализовать меры, направленные на сохранение многонациональной культуры Республики Дагестан, единого культурного пространства, возрождение духовных традиций и ценностей, формирование нравственных качеств личности, обеспечение конституционного права граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, приобщение населения, в первую очередь детей, к культурным ценностям Республики Дагестан.
Результатом реализации Программы является сохранение и развитие культуры как одного из основных стратегических ресурсов развития республики.
Оценка эффективности Программы состоит в определении степени достижения целей Программы, сформулированных в виде целевых и фактических значений показателей результативности.
Важным экономическим эффектом реализации Программы станет повышение эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на осуществление государственной политики в области культуры в Республике Дагестан.
Реализация программных мероприятий, направленных на развитие всех направлений сферы культуры в республике, будет способствовать:
повышению разнообразия и качества культурной среды республики;
повышению интеллектуального уровня и культурных запросов населения Республики Дагестан;
увеличению доступности культурных благ и повышению качества услуг для различных групп населения;
развитию эстетических вкусов молодежи, росту привлекательности профессий в области искусства;
оптимизации расходования бюджетных средств;
дальнейшей интеграции культуры Дагестана в общероссийское и мировое культурное пространство, улучшению имиджа республики как объекта культурного сотрудничества и туризма;
созданию благоприятных условий для творческой деятельности,
активизации экономических процессов развития культуры, росту негосударственных ресурсов, привлекаемых в отрасль;
обеспечению притока молодых специалистов творческих профессий в условиях свободного рынка труда.
IX. Предложения по участию республиканских органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию Программы
В формировании и реализации Программы предполагается участие подведомственных государственных бюджетных учреждений культуры - театрально-концертных организаций, республиканских музеев и библиотек, Дома народного творчества, а также Министерства по национальной политике, делам религий и внешним связям Республики Дагестан, творческих союзов и общественных организаций.
Министерство по национальной политике, делам религий и внешним связям Республики Дагестан содействует:
проведению дней культуры Республики Дагестан в городах России и за рубежом, в т.ч. в местах компактного проживания дагестанской диаспоры;
реализации международных культурных проектов;
участию творческих коллективов в региональных всероссийских и международных фестивалях и выставках.
Творческие союзы республики содействуют:
реализации творческих конкурсов и реализации творческих проектов в различных областях профессионального искусства и народной культуры;
проведению мероприятий по поддержке и признанию таланта: учреждение премий в области музыки, драматургии, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, кинематографии за создание значительных произведений; учреждение премий за лучшую режиссуру года, лучшую актерскую работу года, лучшее исполнительское мастерство; учреждение ежегодных грантов на создание произведений в области музыки, драматургии, режиссуры, декоративно-прикладного и изобразительного искусства;
пополнению музейных фондов Республики Дагестан лучшими произведениями дагестанских художников.
X. Предложения по государственным заказчикам Программы
Государственным заказчиком-координатором Программы предлагается определить Министерство культуры Республики Дагестан.
XI. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации Программы
В качестве основных направлений финансирования расходов, необходимых для реализации целей, заявленных Программой, предлагаются:
сохранение и развитие профессионального искусства и народного творчества Дагестана;
сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных в Республике Дагестан.
Реализация этих направлений Программы позволит создать условия для сохранения и развития видов искусства на профессиональном уровне, увеличить количество предложений, творческий потенциал нации, доступность профессионального искусства различным группам населения, а также поддержать творческие профессии.
Кроме того, это будет способствовать обеспечению сохранности музейного фонда и развитию музеев, в том числе реставрации и консервации музейных предметов, входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации, ведению базы данных Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации, а также изданию научных каталогов собраний музеев, развитию и модернизации библиотек.
Государственным заказчиком - координатором Программы организуется согласование с заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти и утверждение в установленном порядке мероприятий Программы и объемов их финансирования.
На этапе реализации Программы государственным заказчиком осуществляется мониторинг эффективности реализации программных мероприятий на основе утвержденного перечня целевых показателей, подготовка предложений по корректировке перечня мероприятий Программы, их содержанию и финансированию, а также проводится ежегодное уточнение целевых показателей и затрат с учетом выделяемых на реализацию Программы средств.
Реализовать Программу предполагается в течение 2013 - 2017 годов.
XII. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы
Управление реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком-координатором Программы - Министерством культуры Республики Дагестан.
Формы и методы реализации Программы определяются государственным заказчиком-координатором Программы в соответствии с законодательством.
Государственный заказчик-координатор Программы несет ответственность за подготовку и реализацию Программы в целом. Текущее управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик.
В целях рационального использования средств республиканского бюджета Республики Дагестан и бюджетов муниципальных образований, а также для обеспечения публичности информации государственный заказчик-координатор Программы:
составляет и утверждает ежегодный детализированный организационно-финансовый план реализации мероприятий Программы;
ежеквартально представляет в Министерство экономики Республики Дагестан и Министерство финансов Республики Дагестан доклад о ходе реализации Программы, достигнутых результатах и об эффективности использования финансовых средств по установленной форме;
вносит в Министерство экономики Республики Дагестан и Министерство финансов Республики Дагестан предложения о корректировке Программы, продлении срока ее реализации либо прекращении ее реализации (в случае необходимости);
определяет процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга хода реализации Программы, ее мероприятиях и об условиях участия в них исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей.
Государственный заказчик-координатор Программы:
разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, а также локальные акты, необходимые для выполнения Программы;
осуществляет ведение ежеквартальной отчетности о реализации Программы;
готовит доклады о ходе реализации Программы, представляет государственному заказчику Программы статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы;
готовит в случае необходимости в установленном порядке предложения по перечню мероприятий Программы на очередной финансовый год, определяет затраты на осуществление мероприятий Программы, а также механизм ее реализации;
согласовывает с основными участниками Программы возможные сроки выполнения программных мероприятий, объемы и источники финансирования;
организует размещение информации (в том числе в электронном виде) о ходе и результатах реализации Программы, финансировании ее мероприятий, привлечении средств внебюджетных источников, проведении конкурсов на участие в реализации Программы и порядке участия в ней инвесторов;
обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
разрабатывает в случае сокращения объемов бюджетного финансового обеспечения работ в рамках Программы дополнительные меры по привлечению средств внебюджетных источников для достижения результатов, предусмотренных целевыми индикаторами Программы, в установленные сроки, при необходимости разрабатывает предложения по их корректировке.
Осуществление контроля позволит своевременно принимать решения о внесении изменений в Программу в ходе ее реализации по результатам анализа эффективности программных мероприятий.
Приложение N 1
к Концепции республиканской целевой
программы "Развитие культуры в
Республике Дагестан
на 2013-2017 годы"
Целевые индикаторы и показатели
республиканской целевой программы "Развитие культуры в Республике Дагестан на 2013-2017 годы"
N п/п |
Наименование индикатора |
Ед. измерения |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Доля новых произведений профессионального искусства в общем репертуаре организаций исполнительских искусств |
% |
15,0 |
16,5 |
17,0 |
17,5 |
18,0 |
2. |
Увеличение количества посещений спектаклей, концертов, представлений, в том числе гастрольных и фестивальных, в расчете на 1000 человек (по сравнению с предыдущим годом) |
% |
1,0 |
1,5 |
2,3 |
3,4 |
5,1 |
3. |
Увеличение количества театрально-концертных мероприятий за счет внутрироссийского межрегионального обмена (по сравнению с предыдущим годом) |
% |
0,8 |
0,9 |
1,1 |
1,3 |
1,6 |
4. |
Увеличение количества культурных акций за пределами республики (по сравнению с предыдущим годом) |
% |
11,8 |
15,8 |
18,2 |
19,2 |
22,6 |
5. |
Увеличение количества посещений музеев (по сравнению с предыдущим годом) |
% |
0,5 |
0,9 |
1,4 |
1,9 |
2,4 |
6. |
Доля представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда |
% |
0,1 |
0,2 |
0,4 |
0,5 |
0,6 |
7. |
Увеличение численности деятелей культуры и искусства, направляемых на обучение и повышение квалификации |
% |
2,0 |
3,0 |
4,0 |
5,0 |
6,0 |
8. |
Увеличение численности участников культурно-досуговых мероприятий (по сравнению с предыдущим годом) |
% |
9,4 |
12,1 |
14,6 |
17,4 |
20,0 |
9. |
Доля мероприятий, направленных на сохранение и развитие нематериального культурного наследия народов Дагестана, в общем количестве мероприятий, реализованных учреждениями культуры клубного типа |
% |
4,4 |
6,6 |
10,0 |
15,1 |
19,7 |
10. |
Увеличение численности участников клубных формирований самодеятельного народного творчества (по сравнению с предыдущим годом) |
% |
5,1 |
7,4 |
8,6 |
9,0 |
10,2 |
11. |
Объемы заключенных охранно-договорных обязательств к общему числу (6301 ед.) памятников истории и культуры регионального значения (доведение до 7,62 процента охвата) |
ед. |
80 |
85 |
75 |
80 |
85 |
% |
1,27 |
1,35 |
1,19 |
1,27 |
1,35 |
||
12. |
Число территорий с установленными границами зон охраны, режимами и регламентами содержания объектов культурного наследия к общему числу (6301 ед.) памятников истории и культуры регионального значения (доведение до 2,88 процента охвата) |
ед. |
27 |
29 |
31 |
33 |
30 |
% |
0,43 |
0,46 |
0,50 |
0,53 |
0,48 |
||
13. |
Количество паспортизированных памятников к общему числу (6301 ед.) памятников истории и культуры регионального значения (доведение до 7,62 процента охвата) |
ед. |
80 |
85 |
75 |
80 |
85 |
% |
1,27 |
1,35 |
1,19 |
1,27 |
1,35 |
||
14. |
Количество отреставрированных памятников к общему числу (6301 ед.) памятников истории и культуры регионального значения (доведение до 0,62 процента охвата) |
ед. |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
% |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
||
15. |
Количество мероприятий, направленных на реализацию проектов по популяризации памятников истории и культуры |
ед. |
11 |
8 |
6 |
7 |
6 |
16. |
Количество сведений о памятниках истории и культуры, внесенных в электронную базу данных, к общему числу (6301 ед.) памятников истории и культуры регионального значения (доведение до 76,2 процента охвата) |
ед. |
500 |
850 |
950 |
1000 |
1000 |
% |
7,94 |
13,50 |
15,08 |
15,87 |
15,87 |
Приложение N 2
к Концепции республиканской целевой
программы "Развитие культуры в
Республике Дагестан
на 2013-2017 годы"
Объемы и источники финансирования
республиканской целевой программы "Развитие культуры в Республике Дагестан на 2013-2017 годы"
Наименование |
Объем финансирования (млн.руб.) |
Источник финансирования |
Ответственный исполнитель |
|||||
всего |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Направление "Сохранение и развитие профессионального искусства и народного творчества Дагестана" | ||||||||
Всего по Программе |
210,10 |
40,60 |
47,60 |
48,40 |
34,90 |
38,60 |
|
Минкультуры РД, Миннац РД |
в том числе |
201,80 |
39,60 |
46,20 |
46,40 |
33,00 |
36,60 |
республиканский бюджет РД |
|
|
8,30 |
1,00 |
1,40 |
2,00 |
1,90 |
2,00 |
бюджеты муниципальных образований |
|
Направление "Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных в Республике Дагестан" | ||||||||
Всего по Программе |
164,02 |
32,11 |
32,32 |
32,85 |
33,39 |
33,36 |
|
Миннац РД |
в том числе |
164,02 |
32,11 |
32,32 |
32,85 |
33,39 |
33,36 |
республиканский бюджет РД |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Дагестан от 23 ноября 2012 г. N 294-р
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Республики Дагестан от 30 ноября 2012 г. N 22 ст. 1012