Распоряжение Правительства Республики Дагестан
от 2 июля 2012 г. N 159-р
1. Одобрить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Развитие здравоохранения в Республике Дагестан до 2017 года".
2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы "Развитие здравоохранения в Республике Дагестан до 2017 года" (далее - Программа) Министерство здравоохранения Республики Дагестан.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан составляет 12 716 653,5 тыс. рублей и может ежегодно уточняться исходя из реальных возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан.
4. Министерству здравоохранения Республики Дагестан обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан.
Временно исполняющий обязанности |
Н. Казиев |
2 июля 2012 г.
N 159-р
Концепция
республиканской целевой программы "Развитие здравоохранения в Республике Дагестан до 2017 года"
(одобрена распоряжением Правительства Республики Дагестан от 2 июля 2012 г. N 159-р)
I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Дагестан
Концепция республиканской целевой программы "Развитие здравоохранения в Республике Дагестан до 2017 года" (далее - Концепция) разработана в соответствии с Законом Республики Дагестан от 15 июля 2011 года N 38 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года".
Разработка республиканской целевой программы "Развитие здравоохранения в Республике Дагестан до 2017 года" (далее - Программа) необходима для обеспечения дальнейшего устойчивого развития системы здравоохранения Республики Дагестан, повышения доступности и качества медицинской помощи, улучшения состояния здоровья населения, увеличения продолжительности жизни, снижения существующих показателей общей смертности, младенческой и материнской смертности, заболеваемости и в итоге улучшения демографической ситуации в Республике Дагестан. Для этого следует развивать инфраструктуру и улучшить ресурсное обеспечение системы здравоохранения, обеспечить ее достаточным количеством подготовленных медицинских кадров. Все эти задачи взаимосвязаны и их решение позволит максимально удовлетворить потребности населения в получении качественной профилактической, лечебно-диагностической и лекарственной помощи.
Достичь запланированных результатов позволят комплексный подход, концентрация финансовых средств, четкие механизмы управления проводимыми мероприятиями.
II. Обоснование целесообразности решения проблем развития отрасли программно-целевым методом
Показатели обеспеченности койками, амбулаторно-поликлиническими учреждениями, кадрами по республике значительно ниже средних показателей по Российской Федерации, в том числе по Северо-Кавказскому федеральному округу.
Состояние материально-технической базы существенно влияет на уровень и качество оказываемой медицинской помощи населению республики и на сегодняшний день остается серьезной проблемой в здравоохранении республики.
Имеется острая необходимость строительства типовых учреждений здравоохранения, отвечающих установленным требованиям.
В целях повышения доступности качественной медицинской помощи сельскому населению необходимо обеспечить завершение строительства и реконструкции центральных районных больниц.
Осуществление в рамках Программы мероприятий, направленных на укрепление материально-технической базы учреждений, повышение обеспеченности кадрами и уровня их подготовки, реализацию республиканских целевых программ в сфере здравоохранения, позволит улучшить качество оказания медицинской помощи населению республики, снизить показатели заболеваемости, инвалидизации и смертности.
III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Состояние материально-технической базы существенно влияет на уровень и качество оказываемой медицинской помощи населению республики и остается серьезной проблемой в дагестанском здравоохранении.
Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений в республике на 1 января 2012 года составила 104,6 посещения в смену на 10 тысяч человек населения, что на 54,3 проц. ниже среднероссийского показателя (за 2010 год - 228,7 посещения) и на 37,6 проц. ниже показателя по Северо-Кавказскому федеральному округу (за 2010 год - 167,6 посещения в смену). Показатель обеспеченности койками на 10 тысяч человек населения за 2011 год составил 63 койки, что на 28,5 проц. ниже среднероссийского показателя (2010 год - 88,1 койки) и на 17,9 проц. ниже показателя по Северо-Кавказскому федеральному округу (2010 год - 76,7 койки). В связи с этим высок уровень госпитализации в круглосуточные стационары в республике.
Актуальным остается вопрос оснащения учреждений здравоохранения Республики Дагестан медицинской техникой и оборудованием.
Повышение качества оказываемой медицинской помощи населению в значительной степени зависит от обеспеченности населения медицинскими кадрами, их профессионального уровня. Показатель обеспеченности врачами в системе Министерства здравоохранения Республики Дагестан за 2011 год составил 30,4 врача на 10 тысяч человек населения, что на 31,1 проц. ниже среднероссийского уровня (по Российской Федерации этот показатель за 2010 год - 44,1). Обеспеченность средними медицинскими работниками по республике за 2011 год составила 76,5 проц. на 10 тысяч человек населения, что также ниже аналогичного показателя по Российской Федерации на 18,3 процента (за 2010 год - 93,6).
В системе здравоохранения Республики Дагестан каждый пятый врач - работающий пенсионер, в 2011 году их удельный вес вырос и составил 21,6 проц. против 21,3 проц. в 2009 году, средних медицинских работников - 14,7 проц. против 13,8 проц. в 2009 году.
Негативными последствиями отказа от программно-целевого метода при решении вопросов по улучшению состояния здоровья населения, повышению качества оказываемой населению медицинской помощи в Республике Дагестан могут стать:
рост показателей заболеваемости, инвалидности и смертности населения;
увеличение количества больных, получающих лечение за пределами республики.
IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах ее решения
Вариантов оптимального решения проблем, препятствующих на сегодняшний день развитию здравоохранения Республики Дагестан, которые могут быть альтернативой программно-целевому методу и позволят достичь аналогичного эффекта, не имеется.
Отсутствие комплексного подхода к решению поставленных задач создает риск обострения социальной напряженности в республике, роста показателей заболеваемости населения, снижения качества и доступности оказываемой населению республики медицинской помощи.
Реализация Программы позволит:
улучшить состояние здоровья населения;
повысить качество оказываемой населению медицинской помощи;
укрепить материально-техническую базу существующих учреждений, реконструировать устаревшие, а также построить и ввести в эксплуатацию новые объекты здравоохранения;
усовершенствовать организацию работы по оказанию медицинской помощи матерям и детям;
продолжить работу по совершенствованию системы кадровой подготовки и переподготовки медицинских кадров;
реализовать мероприятия республиканских целевых программ в сфере здравоохранения.
V. Ориентировочные сроки решения проблем развития отрасли программно-целевым методом
Реализацию Программы предполагается осуществить в 2013 - 2017 годах за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Дагестан и внебюджетных источников.
VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход ее реализации по годам
Цели Программы:
улучшение качества и доступности медицинской помощи населению на основе повышения структурной эффективности системы здравоохранения и возрождения профилактической направленности в здравоохранении;
улучшение состояния здоровья населения;
обеспечение высокого качества жизни.
Основными задачами Программы являются:
обеспечение системного подхода в вопросах повышения качества жизни, формирования здорового образа жизни;
формирование и внедрение единой стратегии реструктуризации системы оказания медицинской помощи на территории Республики Дагестан;
внедрение эффективной системы управления здравоохранением;
реализация на территории республики единого подхода к техническому и технологическому обеспечению учреждений здравоохранения;
укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений республики;
строительство новых объектов здравоохранения;
дальнейшее развитие специализированных видов медицинской помощи;
повышение уровня квалификации медицинских работников;
внедрение интенсивных технологий лечения и реабилитации в целях сокращения сроков восстановления утраченного здоровья населения;
удовлетворение потребностей населения в высокотехнологичной медицинской помощи;
совершенствование механизмов финансового обеспечения процесса оказания медицинской помощи;
совершенствование планирования профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в системе здравоохранения;
усиление профилактической направленности здравоохранения, ориентация на сохранение здоровья человека;
обеспечение информационного сопровождения реструктуризации системы здравоохранения.
Для оценки эффективности реализации Программы предполагается использование следующих целевых показателей и индикаторов:
снижение показателей заболеваемости, инвалидности и смертности населения;
создание 11649 новых рабочих мест;
доведение показателей обеспеченности на 10 тыс. человек населения:
койками с учетом ожидаемого прироста населения - до 76,6 койки;
амбулаторно-поликлиническими учреждениями - до 125,7 посещения в смену;
врачами - до 36,5 врача;
среднего медицинского персонала - до 89,6 среднего медицинского работника.
Динамика целевых индикаторов и показателей Концепции республиканской целевой программы "Развитие здравоохранения в Республике Дагестан до 2017 года" прилагается.
VII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы
Объемы и источники финансирования Программы:
общий объем финансирования Программы - 35 412 093,5 тыс. рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан - 12 716 653,5 тыс. рублей, федерального бюджета - 20 572 440,0 тыс. рублей, за счет внебюджетных источников - 21 23000,0 тыс. рублей.
Ежегодный объем ассигнований из республиканского бюджета Республики Дагестан на реализацию Программы подлежит уточнению при разработке закона Республики Дагестан о республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год и на плановый период.
VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
Итогом реализации Программы в Республике Дагестан станут следующие достижения:
укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения республики, приведение их в соответствие с лицензионными требованиями;
обеспечение эффективного использования имеющегося коечного фонда и рост новой коечной сети в лечебных учреждениях республики;
повышение качества оказания медицинской помощи населению республики;
снижение показателей заболеваемости, смертности, в том числе младенческой смертности, первичного выхода на инвалидность;
обеспечение ввода дополнительных рабочих мест;
улучшение обеспеченности населения стационарными, амбулаторно-поликлиническими учреждениями;
улучшение обеспеченности населения врачами и средними медицинскими работниками.
IX. Предложения по участию республиканских органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию Программы
Ответственными за формирование и реализацию Программы предлагается определить Министерство здравоохранения Республики Дагестан, Министерство экономики Республики Дагестан, Министерство финансов Республики Дагестан, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Дагестан, ФГБОУ ВПО "Дагестанская государственная медицинская академия" (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию).
X. Предложения по государственным заказчикам Программы
Государственным заказчиком Программы предлагается определить Министерство здравоохранения Республики Дагестан.
XI. Предложения по основным направлениям финансирования Программы
Основные направления финансирования Программы определены в соответствии с ее мероприятиями и включают в себя:
укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения;
совершенствование организации работы по оказанию медицинской помощи матерям и детям;
совершенствование системы кадрового обеспечения, подготовки и переподготовки медицинских кадров;
реализацию мероприятий республиканских целевых программ в сфере здравоохранения.
XII. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы
Формы и методы управления реализацией Программы определяются государственным заказчиком Программы в соответствии с законодательством.
Контроль и организация комплексных проверок хода реализации Программы осуществляются Правительством Республики Дагестан.
Приложение
к Концепции республиканской
целевой программы
"Развитие здравоохранения
в Республике Дагестан до 2017 года"
Динамика
целевых индикаторов и показателей Концепции республиканской целевой программы "Развитие здравоохранения в Республике Дагестан до 2017 года"
Наименование показателя |
Единица измерения |
Базовое значение (2011 г.) |
Индикаторы реализации программы по состоянию на 1 января соответствующего года |
|||||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Младенческая смертность |
число случаев на 1000 родившихся |
14,4 |
14,5 |
14,5 |
14,4 |
14,3 |
14,3 |
14,1 |
Материнская смертность |
число случаев на 100 тысяч живорожденных |
30,5 |
29,3 |
29,1 |
28,5 |
28,3 |
27,5 |
27,3 |
Первичный выход на инвалидность |
число случаев на 10 тысяч человек населения |
53,0 |
53,0 |
52,8 |
52,7 |
52,5 |
52,3 |
52,0 |
Заболеваемость туберкулезом |
число случаев на 100 тысяч человек населения |
41,4 |
41,2 |
41,1 |
41,0 |
40,8 |
40,4 |
40,1 |
Заболеваемость онкологическими заболеваниями |
число случаев на 100 тысяч человек населения |
132,9 |
133,2 |
133,6 |
134,2 |
134,9 |
135,0 |
135,7 |
Наркологическая заболеваемость |
число случаев на 100 тысяч человек населения |
40,4 |
42,3 |
42,0 |
41,9 |
41,6 |
40,6 |
40,0 |
Кардиологическая заболеваемость (взрослых) |
число случаев на 100 тысяч человек населения |
3096,1 |
3100,0 |
3125,0 |
3150,0 |
3200,0 |
3210,0 |
3205,0 |
Смертность населения от болезней системы кровообращения в трудоспособном возрасте |
число случаев на 100 тысяч человек населения |
40,9 |
40,8 |
40,6 |
40,5 |
40,3 |
40,1 |
40,0 |
Смертность населения от инфаркта миокарда в трудоспособном возрасте |
число случаев на 100 тысяч человек населения |
3,5 |
3,2 |
3,2 |
3,1 |
3,1 |
3,1 |
3,0 |
Кожно-венерологическая заболеваемость (сифилис) |
число случаев на 100 тысяч человек населения |
7,9 |
7,9 |
7,8 |
7,8 |
7,7 |
7,6 |
7,5 |
Кожно-венерологическая заболеваемость (гонорея) |
число случаев на 100 тысяч человек населения |
31,4 |
31,4 |
31,2 |
31,0 |
30,8 |
30,6 |
30,4 |
Обеспеченность койками |
на 10 тысяч человек населения |
63 |
62,8 |
62,6 |
69,1 |
69,0 |
69,3 |
76,6 |
Обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями |
посещений в смену на 10 тысяч человек населения |
104,6 |
104,7 |
104,4 |
109,8 |
109,5 |
110,1 |
125,7 |
Обеспеченность врачами |
на 10 тысяч человек населения |
30,4 |
30,8 |
31,8 |
32,3 |
32,7 |
33,0 |
36,5 |
Обеспеченность средним медицинским персоналом |
на 10 тысяч человек населения |
76,5 |
76,9 |
77,6 |
80,2 |
82,2 |
84,2 |
89,6 |
Создание новых рабочих мест |
единиц |
- |
- |
- |
500 |
2000 |
3500 |
5649 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Дагестан от 2 июля 2012 г. N 159-р
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Республики Дагестан от 13 июля 2012 г. N 13 ст. 584