Постановлением Правительства Республики Дагестан от 22 декабря 2014 г. N 657 настоящее постановление признано утратившим силу
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 2 декабря 2013 г. N 627 в наименование внесены изменения
Постановление Правительства Республики Дагестан
от 24 мая 2013 г. N 273
"Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Мониторинг и охрана окружающей среды в Республике Дагестан на 2013-2018 годы"
2 декабря 2013 г.
Правительство Республики Дагестан постановляет:
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 2 декабря 2013 г. N 627 в пункт 1 внесены изменения
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Дагестан "Мониторинг и охрана окружающей среды в Республике Дагестан на 2013-2018 годы" (далее - Программа).
2. Министерству финансов Республики Дагестан, Министерству природных ресурсов и экологии Республики Дагестан ежегодно уточнять размеры средств, выделяемых на финансирование мероприятий Программы, с учетом возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Дагестан Шарипова Ш.И.
Председатель Правительства |
М. Меджидов |
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 2 декабря 2013 г. N 627 в наименование внесены изменения
Государственная программа Республики Дагестан
"Мониторинг и охрана окружающей среды в Республике Дагестан на 2013-2018 годы"
(утв. постановлением Правительства Республики Дагестан от 24 мая 2013 г. N 273)
2 декабря 2013 г.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 2 декабря 2013 г. N 627 в паспорт внесены изменения
Паспорт
Наименование Программы |
- |
государственная программа Республики Дагестан "Мониторинг и охрана окружающей среды в Республике Дагестан на 2013-2018 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
- |
постановление Правительства Республики Дагестан от 30 сентября 2011 г. N 340 "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года на 2011 и 2012 годы"; распоряжение Правительства Республики Дагестан от 9 ноября 2012 г. N 270-р |
Государственный заказчик Программы |
- |
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан |
Основной разработчик Программы |
- |
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан |
Исполнители Программы |
- |
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, Министерство образования и науки Республики Дагестан, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан |
Цели Программы |
- |
информационное обеспечение деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан по принятию решений, направленных на повышение качества окружающей среды; обеспечение рационального использования охотничьих ресурсов и объектов животного мира; сохранение природных ресурсов и сбалансированное развитие природно-сырьевой базы, обеспечение безопасного использования геологической среды; создание условий для повышения эффективности системы экологического образования и воспитания ответственного отношения к окружающей среде |
Задачи Программы |
- |
формирование и обеспечение функционирования сети комплексного мониторинга состояния атмосферного воздуха республики; разработка организационной структуры и нормативного обеспечения управления республиканской системой экологического мониторинга; организация и осуществление учета, государственного мониторинга, регулирования численности охотничьих ресурсов на территории Республики Дагестан; обеспечение охраны и контроля использования охотничьих ресурсов, организация охотничьего хозяйства республики; обеспечение безопасного использования геологической среды; региональное геологическое, гидрогеологическое и геоэкологическое изучение территории Республики Дагестан, локализация ресурсов стратегических видов минерального сырья, подготовка участков недр федерального значения для лицензирования недропользования; подготовка разведанных запасов и месторождений полезных ископаемых к эксплуатации, поддержание сырьевых баз действующих нефтедобывающих компаний и предприятий-недропользователей, разрабатывающих минерально-строительное сырье; усиление работ по научно-методическому обеспечению и сопровождению геологоразведочного процесса, обеспечение научного сопровождения работ по воспроизводству минерально-сырьевых ресурсов, в первую очередь по обоснованию выявления новых месторождений и районов с неоцененным ресурсным потенциалом; эффективное использование государственных геологических информационных ресурсов о недрах, завершение создания единой системы управления геологическими информационными ресурсами; развитие нормативно-правовой базы системы экологического образования; совершенствование организационного обеспечения системы экологического образования и просвещения; повышение качества кадрового обеспечения системы экологического образования и просвещения; совершенствование учебно-методического обеспечения системы экологического образования и просвещения; развитие материально-технической базы экологического образования и просвещения; создание информационной среды, обеспечивающей деятельность системы экологического образования и просвещения; поддержка научно-исследовательской деятельности в области экологии и охраны окружающей среды |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
- |
объем информации (количество измерений) о состоянии окружающей среды, полученной на основании мониторинговых исследований, поступающей для анализа в органы власти Республики Дагестан; увеличение количества выявленных административных правонарушений в области охраны и использования объектов животного мира в результате рейдовых мероприятий до 500 ед. к 2018 г. по сравнению с 277 ед. в 2011 г.; количество выданных и переоформленных лицензий на разработку недр общераспространенных полезных ископаемых; доля площадей рекультивированных и возвращенных земель в хозяйственный оборот от общей площади заброшенных и некультивированных карьеров; доля устраненных нарушений требований законодательства в общем объеме нарушений, выявленных в процессе проведения мероприятий по региональному государственному контролю на объектах добычи общераспространенных полезных ископаемых; охват населения Республики Дагестан мероприятиями в сфере экологического просвещения; охват учащихся экологическим образованием |
Перечень подпрограмм |
- |
"Экологический мониторинг окружающей среды в Республике Дагестан"; "Охрана и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания в Республике Дагестан"; "Развитие минерально-сырьевой базы Республики Дагестан"; "Экологическое образование и просвещение населения в Республике Дагестан" |
Сроки реализации Программы |
- |
2013-2018 годы |
Объем и источники финансирования Программы |
- |
объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан составляет 341,71 млн. рублей. Объем и источники финансирования Программы носят прогнозный характер и ежегодно уточняются при формировании республиканского бюджета Республики Дагестан на соответствующий год |
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической и экологической эффективности |
- |
обеспечение органов власти и населения достоверной информацией о состоянии атмосферного воздуха; повышение оперативности и обоснованности принятия решений по сокращению и предотвращению негативного антропогенного воздействия на атмосферный воздух; создание экологически благоприятных условий проживания населения за счет повышения качества атмосферного воздуха; обеспечение условий для устойчивого существования объектов животного мира и среды их обитания, сохранение биологического разнообразия в интересах будущих поколений; повышение туристической и рекреационной привлекательности республики; снижение масштабов браконьерства и вреда, наносимого охотничьим ресурсам; обеспечение органов власти и населения достоверной информацией о состоянии общераспространенных полезных ископаемых и недр местного значения; повышение оперативности и обоснованности принятия решений по сокращению и предотвращению негативного воздействия от хозяйственной деятельности недропользователей; создание благоприятных условий проживания населения, снижение риска заболеваний, обусловленных воздействием фактора загрязнения окружающей среды, обеспечение возможности для здоровой и комфортной жизни населения республики; создание нормативно-правовой базы, соответствующей потребностям системы экологического образования и воспитания Республики Дагестан; повышение эффективности управления системой экологического образования и просвещения путем создания единого координирующего органа - Координационного совета по вопросам экологического образования; повышение уровня профессиональной подготовки педагогических кадров в сфере экологического образования; создание единой учебно-методической базы для учреждений дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования в сфере экологии; повышение эффективности информационной политики в сфере экологического просвещения; активизация научно-исследовательской деятельности в области экологии и охраны окружающей среды |
Контроль реализации Программы |
- |
Правительство Республики Дагестан |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Республика Дагестан располагает уникальными природными ресурсами, имеющими большое социально-экономическое и экологическое значение, тем не менее экологическая обстановка в республике в настоящее время не может быть охарактеризована как благоприятная. Это обусловлено высоким уровнем негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности человека на окружающую среду.
Ежегодно по Республике Дагестан в атмосферный воздух выбрасывается около 200 тыс. тонн загрязняющих веществ. Основным источником загрязнения воздуха является автотранспорт.
Вследствие активного хозяйственного воздействия в бассейнах многих рек сложилась неудовлетворительная экологическая обстановка: вода рек и водоемов загрязнена химическими веществами, солями тяжелых металлов, биогенными веществами, пестицидами, органическими соединениями. Водоохранные зоны не утверждены. Негативное действие на экологическое состояние рек оказывает несоблюдение режимов хозяйственной деятельности в водоохранных зонах водных объектов.
Функционирование системы охраны и мониторинга окружающей среды республики без использования программно-целевого метода в условиях наблюдаемого в последние годы сокращения выделения бюджетных средств, передачи все большего количества полномочий Российской Федерации регионам без обеспечения в полном объеме требуемого финансирования на их выполнение из федерального бюджета и снижение количества исследований загрязнения атмосферного воздуха и поверхностных вод (проводимых территориальными органами и подведомственными учреждениями федеральных органов власти) будет затруднено. Это приведет к нарастанию тенденции ухудшения состояния окружающей среды.
Для увеличения и стабилизации численности объектов животного мира необходимо создание системы природоохранных мероприятий, направленных как на сохранение разнообразия объектов животного мира, так и на сохранение естественных мест обитания и ресурсной базы дикой охотничьей фауны.
Минерально-сырьевая база Республики Дагестан характеризуется разнообразием полезных ископаемых и является основой ее природно-ресурсного потенциала. В последние годы отмечена тенденция компенсации погашенных при добыче запасов основных видов общераспространенных полезных ископаемых их приростом.
Для расширения ресурсного потенциала промышленности строительных материалов и дорожного строительства в Республике Дагестан на протяжении многих лет проводится опережающая подготовка запасов песчано-гравийных смесей, цемента, гипса, глин, известняка, мрамора и бутового камня. В настоящее время в Республике Дагестан выявлено свыше 84 месторождений известняков и 8 месторождений мергелей, которые могут быть использованы в качестве строительного камня, 22 месторождения гравия, песчаников и валунов в 13 районах республики, 15 месторождений гипса, 30 месторождений известняков и 6 проявлений мергелей и глин, до 60 месторождений легкоплавких глин и суглинков, запасы песка и т.д.
Наличие этих ресурсов обусловило решение о строительстве цементных заводов мощностью 2,4 млн.т, 500 тыс.т в год в Буйнакском районе и строительстве цементного завода в Табасаранском районе, создание индустриально-строительного комплекса "Каспийск" (Карабудахкентский район), строительство завода ячеисто-бетонных блоков автоклавного твердения мощностью 100 тыс.куб.м в год (Кумторкалинский район).
Основная масса месторождений глин и суглинков для кирпича расположена в равнинной части республики от р. Сулак на юге до р. Старый Терек на севере.
Одно из крупных месторождений силикатных песков - Кумторкалинское месторождение - расположено в долинах рек Сулак, Самур и Гюльгерычай.
Сырьевая база строительных камней представлена 16 месторождениями и 7 перспективными участками известняков и песчаников.
Республика Дагестан обладает достаточными запасами и прогнозными эксплуатационными ресурсами пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственно-технического назначения.
Для всех видов полезных ископаемых главной остается задача активизации лицензирования добычи и упорядочения учета движения запасов и прогнозных ресурсов, организации рекламно-информационной работы по привлечению инвестиций в недропользование. Особое внимание должно уделяться привлечению недропользователей к освоению ранее заброшенных карьеров.
Качество жизни человека формируется под влиянием ряда факторов, в которых экологическая безопасность играет одну из ключевых ролей. В совокупности причин, обуславливающих снижение уровня экологической безопасности населения, все большее значение приобретает человеческий фактор. Поэтому решение ряда экологических проблем связано с изменением мировоззрения населения, формированием бережного отношения к окружающей среде.
Действующая в Республике Дагестан система экологического образования и просвещения охватывает незначительную часть населения республики.
При формировании Программы были проанализированы два основных варианта решения проблемы: инерционный и оптимистический.
Реализация Программы по инерционному варианту предусматривает:
сохранение структуры финансирования основных направлений в области охраны окружающей среды в пределах действующих расходных обязательств;
контроль в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности, находящихся на территории Республики Дагестан, в области охраны и использования объектов животного мира и охотничьих ресурсов;
применение существующих механизмов государственного (федерального и республиканского) экологического мониторинга, в основном путем анализа данных, предоставляемых федеральной сетью экологического мониторинга;
решение задач развития системы экологического образования и просвещения Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан;
сохранение негативных тенденций в освоении и развитии материально-сырьевой базы Республики Дагестан, способных осложнить удовлетворение потребностей экономики в топливно-энергетическом и минерально-строительном сырье, качественной питьевой воде;
устойчивое недофинансирование мероприятий по развитию региональной системы государственного мониторинга вследствие недостаточности бюджетных ассигнований, в связи с чем установка региональных стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха осуществлена только в городах с наибольшим уровнем загрязнения воздуха (гг. Махачкала, Дербент, Кизилюрт, Хасавюрт).
При реализации Программы в рамках инерционного сценария ожидается следующее:
информация о состоянии атмосферного воздуха будет неполной вследствие недостаточного количества постов наблюдения и периодичности проведения измерений федеральной наблюдательной сети, сокращающегося количества измерений, осуществляемых федеральной сетью наблюдений за состоянием окружающей среды;
эффективность выявления нарушений в области постановки на учет природопользователей, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, контроля соблюдения норм законодательства об охране окружающей среды природопользователями останется на прежнем уровне из-за отсутствия оперативной информации о правонарушениях;
ухудшение состояния атмосферного воздуха, сокращение количества охотничьих ресурсов станут факторами, снижающими рекреационный потенциал республики и ухудшающими состояние окружающей среды, что негативно отразится на социально-экономических условиях жизни населения;
снизится прирост запасов общераспространенных полезных ископаемых в связи с сокращением поисково-разведочных работ и объемов предварительно оцененных запасов;
недостаточно эффективно будет использоваться сырьевой потенциал промышленности строительных материалов;
сохранится дефицит водопотребления, связанный как с фактическим отсутствием воды, так и с техногенным загрязнением подземных вод;
снизится активность научно-исследовательской деятельности в сфере экологии и охраны окружающей среды;
снизится уровень охвата обучающихся в учреждениях общего, дополнительного и профессионального образования программами экологического образования;
снизится уровень экологической грамотности населения.
Реализация Программы по оптимистическому варианту предусматривает:
финансирование в полном объеме Программы из республиканского бюджета и осуществление комплекса мероприятий, связанных с созданием и развитием региональной сети мониторинга состояния атмосферного воздуха (стационарных и передвижных постов наблюдений и республиканского аналитического центра экологического мониторинга);
использование в региональной системе экологического мониторинга данных, предоставляемых федеральной сетью экологического мониторинга, а также потенциала производственных и научных лабораторий экологического контроля и мониторинга;
выполнение в полном объеме мероприятий по проведению мониторинга, обеспечению рационального использования охотничьих ресурсов и объектов животного мира;
эффективное государственное регулирование и управление работами по развитию материально-сырьевой базы;
решение задач развития системы экологического образования совместными усилиями Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, Министерства образования и науки Республики Дагестан, вузов республики;
усиление государственного республиканского экологического контроля в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности, находящихся на территории Республики Дагестан, в области охраны и использования объектов животного мира и охотничьих ресурсов на основе данных системы регионального мониторинга.
При реализации Программы в рамках оптимистического сценария ожидается:
своевременное выявление изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, повышение качества оценки и прогноза состояния атмосферного воздуха за счет создания базы достоверных, полных данных республиканской сети мониторинга состояния атмосферного воздуха;
повышение эффективности государственного республиканского экологического контроля на основании данных региональной сети стационарных и передвижных постов контроля качества атмосферного воздуха за счет оперативного обнаружения и фиксирования правонарушений, перерасчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, поступающей в том числе в республиканский бюджет;
повышение оперативности действий органов государственной власти республики и природопользователей по предупреждению и снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на атмосферный воздух, сокращение числа сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками вследствие повышения оперативности контроля, определения причин и источников выбросов, расширения территориального покрытия региональной наблюдательной сети;
повышение обоснованности решений о необходимых мероприятиях по воспроизводству или регулированию численности животных на основании данных мониторинга объектов животного мира и охотничьих ресурсов;
получение прироста запасов общераспространенных полезных ископаемых на новых объектах и обеспечение создания ликвидного фонда месторождений общераспространенных полезных ископаемых и подземных питьевых вод;
повышение охвата населения мероприятиями в сфере экологического образования и просвещения, повышение уровня экологической культуры населения, формирование у населения бережного отношения к окружающей среде;
повышение качества и охвата обучающихся в учреждениях общего, дополнительного и профессионального образования программами экологического образования.
При реализации различных вариантов развития системы мониторинга и охраны окружающей среды Республики Дагестан на достижение целей Программы могут повлиять такие риски, как недофинансирование Программы, организационные, нормативно-правовые и экономические риски.
Организационные риски связаны с возможными трудностями в организации взаимодействия в целях получения оперативной информации с администраторами федеральной сети экологического мониторинга на территории Республики Дагестан, с предприятиями-природопользователями, осуществляющими производственный экологический контроль. Также эти риски включают возможность принятия неэффективных управленческих решений в ходе управления и координации действий участников Программы.
Риск недофинансирования из республиканского бюджета Республики Дагестан может быть минимизирован путем корректировки объемов финансирования Программы и перераспределения мероприятий по годам ее реализации.
Учитывая, что при реализации мероприятий Программы будет сформирована система текущего управления, координации и контроля, риск принятия неэффективных управленческих решений будет минимален.
II. Основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей
Основными целями Программы являются:
информационное обеспечение деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан по принятию решений, направленных на повышение качества окружающей среды;
обеспечение рационального использования охотничьих ресурсов и объектов животного мира;
сохранение природных ресурсов и сбалансированное развитие природно-сырьевой базы, обеспечение безопасного использования геологической среды;
создание условий для повышения эффективности системы экологического образования и воспитания, ответственного отношения к окружающей среде.
Для информационного обеспечения деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан в сфере состояния и техногенного воздействия на отдельные компоненты окружающей среды планируется решить следующие задачи:
формирование и обеспечение функционирования сети комплексного мониторинга состояния атмосферного воздуха республики;
разработка организационной структуры и нормативного обеспечения управления республиканской системой экологического мониторинга.
Достижение этой цели позволит повысить оперативность и обоснованность принятия решений по сокращению и предотвращению негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности, будет способствовать поддержанию благоприятных условий жизни населения.
В рамках обеспечения рационального использования охотничьих ресурсов и объектов животного мира необходимо решить следующие задачи:
организация и осуществление учета, государственного мониторинга, регулирования численности охотничьих ресурсов на территории Республики Дагестан;
обеспечение охраны и контроля использования охотничьих ресурсов, организация охотничьего хозяйства в республике.
Рациональное использование и воспроизводство объектов животного мира, охотничьих ресурсов и среды их обитания является важным условием развития туристско-рекреационного потенциала, сохранения уникальной природы для будущих поколений жителей Республики Дагестан.
Достижение основных целей развития материально-сырьевой базы Республики Дагестан обеспечивается решением следующих задач:
обеспечение безопасного использования геологической среды; региональное геологическое, гидрогеологическое и геоэкологическое изучение территории Республики Дагестан, локализация ресурсов стратегических видов минерального сырья, подготовка участков недр республиканского значения для лицензирования недропользования;
подготовка разведанных запасов и месторождений общераспространенных полезных ископаемых к эксплуатации;
усиление работ по научно-методическому обеспечению и сопровождению геологоразведочного процесса, обеспечение научного сопровождения работ по воспроизводству минерально-сырьевых ресурсов, в первую очередь по обоснованию выявления новых месторождений и районов с неоцененным ресурсным потенциалом;
эффективное использование государственных геологических информационных ресурсов о недрах, завершение создания единой системы управления геологическими информационными ресурсами.
Повышение эффективности системы экологического образования и воспитания, ответственного отношения к окружающей среде достигается решением следующих задач:
развитие нормативно-правовой базы системы экологического образования;
совершенствование организационного обеспечения системы экологического образования и просвещения;
повышение качества кадрового обеспечения системы экологического образования и просвещения;
совершенствование учебно-методического обеспечения системы экологического образования и просвещения;
развитие материально-технической базы экологического образования и просвещения;
создание информационной среды, обеспечивающей деятельность системы экологического образования и просвещения;
поддержка научно-исследовательской деятельности в области экологии и охраны окружающей среды.
Реализация системного подхода к решению определенных в Программе задач предполагает создать многоуровневую модель системы экологического образования, учитывающую все направления экологического образования в Республике Дагестан.
Целевые индикаторы и показатели Программы приведены в приложении N 1, а методика расчета индикаторов и показателей - в приложении N 3. При изменении объемов бюджетного финансирования Программы в установленном порядке проводится корректировка целевых индикаторов и их значений.
Сроки реализации Программы: 2013-2018 годы. Программа будет реализована в один этап.
Реализация Программы может быть досрочно прекращена при условии достижения целевых показателей ранее запланированного срока, а также в случаях, предусмотренных законодательством.
III. Перечень мероприятий Программы
Программа включает в себя мероприятия по следующим направлениям:
экологический мониторинг окружающей среды в Республике Дагестан;
охрана и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания в Республике Дагестан;
развитие минерально-сырьевой базы Республики Дагестан;
экологическое образование и просвещение в Республике Дагестан. Перечень мероприятий Программы приведен в приложении N 2.
В случае сокращения финансирования Программы в целом и по годам некоторые мероприятия (наименее приоритетные) могут не получить финансирование и не реализовываться в соответствующий период. При возобновлении финансирования они снова будут включены в Программу в соответствующий период.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Реализация Программы, направленной на развитие мониторинга и охрану окружающей среды Республики Дагестан, обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан.
Объемы финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта бюджета на соответствующий год, исходя из возможностей бюджета.
При изменении объемов бюджетного финансирования, по сравнению с предусмотренными Программой, государственный заказчик-координатор (Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан) в установленном порядке уточняет объемы финансирования программных мероприятий с учетом средств бюджета Республики Дагестан.
Мероприятия по организационному обеспечению Программы, а также мероприятия, реализация которых входит в служебные обязанности работников органов исполнительной власти Республики Дагестан или учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти Республики Дагестан финансируются за счет расходов, связанных с текущей деятельностью исполнителей и не требуют дополнительных расходов в рамках Программы.
В ходе реализации Программы перечень мероприятий может корректироваться на основе анализа полученных результатов, а объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению с учетом разработанных технико-экономических обоснований и возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан.
V. Объем и источники финансирования Программы
Программа реализуется за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан.
Общий объем финансовых затрат на реализацию Программы на 2013-2018 годы составляет 341,71 млн. рублей, в том числе по подпрограммам:
"Экологический мониторинг окружающей среды в Республике Дагестан" - 112,32 млн. рублей (32,9 проц.);
"Охрана и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания в Республике Дагестан" - 64,70 млн. рублей (18,9 проц.);
"Развитие минерально-сырьевой базы Республики Дагестан" - 116,550 млн. рублей (34,1 проц.);
"Экологическое образование и просвещение в Республике Дагестан" - 48,14 млн. рублей (14,1 проц.).
Государственный заказчик Программы ежегодно в установленном порядке готовит бюджетную заявку на финансирование мероприятий Программы и предложения по корректировке целевых показателей, сроков и объемов финансирования.
В ходе реализации Программы объемы финансирования могут подлежать ежегодной корректировке в соответствии с законом Республики Дагестан о республиканском бюджете Республики Дагестан на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 2 декабря 2013 г. N 627 в раздел VI внесены изменения
VI. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком и ответственным исполнителем Программы является Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, кроме того, в исполнении Программы по согласованию участвуют Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Дагестан, Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан, Управление по недропользованию по Республике Дагестан, Дагестанский республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Государственный заказчик в ходе выполнения Программы:
обеспечивает в пределах своих полномочий разработку нормативных правовых актов, необходимых для выполнения Программы;
несет ответственность за своевременную и качественную реализацию мероприятий Программы и достижение ее результатов;
организует текущее управление реализацией Программы (определение состава, функций и согласованности звеньев всех уровней управления);
организует выбор исполнителей Программы в соответствии с требованиями законодательства;
обеспечивает непрерывный контроль эффективности реализуемых мероприятий Программы;
использует правовые рычаги влияния, способствующие решению задач Программы;
обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
анализирует эффективность использования в ходе реализации Программы средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Дагестан;
организует мониторинг хода реализации Программы и достижения ее целевых индикаторов.
Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации Программы государственный заказчик Программы ежегодно согласовывает с Министерством экономики и территориального развития Республики Дагестан и Министерством финансов Республики Дагестан уточненные показатели эффективности Программы на соответствующий год, а в дальнейшем ежеквартально отчитывается о ходе их выполнения.
Соисполнитель программы - Министерство образования и науки Республики Дагестан ежегодно до 20 января направляет в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан информацию о ходе реализации и оценке эффективности Программы.
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан в срок до 1 февраля направляет годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности Программы в Правительство Республики Дагестан, Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан, Министерство финансов Республики Дагестан, подготовленный на основе форм и схем, разрабатываемых Министерством экономики Республики Дагестан.
VII. Оценка социально-экономической и экологической эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, будет способствовать достижению следующих социально-экономических результатов:
обеспечение органов власти и населения достоверной информацией о состоянии атмосферного воздуха;
повышение оперативности и обоснованности принятия решений по сокращению и предотвращению негативного антропогенного воздействия на атмосферный воздух;
повышение выявляемости и раскрываемости нарушений законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха;
создание благоприятных условий проживания населения, снижение риска заболеваний, обусловленных воздействием фактора загрязнения окружающей среды, обеспечение возможности для здоровой и комфортной жизни населения республики;
повышение инвестиционной привлекательности и развитие сферы услуг в области туризма и рекреации за счет сокращения уровня негативного антропогенного воздействия на атмосферный воздух;
обеспечение условий для устойчивого существования объектов животного мира и среды их обитания, сохранение биологического разнообразия в интересах будущих поколений;
повышение туристической и рекреационной привлекательности республики за счет воспроизводства охотничьих ресурсов до оптимальной экологической емкости;
обеспечение органов власти достоверной информацией о состоянии, распространении и численности охотничьих ресурсов для принятия управленческих решений по регулированию их использования;
повышение эффективности системы контроля и охраны охотничьих ресурсов, снижение масштабов браконьерства и вреда, наносимого охотничьим ресурсам;
обеспечение органов власти и населения достоверной информацией о состоянии общераспространенных полезных ископаемых и недр местного значения;
повышение оперативности и обоснованности принятия решений по сокращению и предотвращению негативного воздействия от хозяйственной деятельности недропользователей;
повышение выявляемости и раскрываемости нарушений недропользователями правил пользования недрами;
создание благоприятных условий проживания населения, снижение риска заболеваний, обусловленных воздействием фактора загрязнения окружающей среды, обеспечение возможности для здоровой и комфортной жизни населения республики;
повышение размеров налогов в республиканский бюджет Республики Дагестан за пользование недрами;
повышение инвестиционной привлекательности и развитие сферы услуг в области туризма и рекреации за счет сокращения уровня негативного воздействия от добычи общераспространенных полезных ископаемых;
увеличение охвата учащихся экологическим образованием в рамках учреждений дополнительного образования в сфере экологии;
увеличение целевой аудитории, охваченной социальной рекламой экологического содержания;
рост числа педагогических работников учреждений общего и дополнительного образования, повысивших квалификацию по экологическим направлениям;
увеличение числа мероприятий по популяризации ценностей экологической культуры (экологические конкурсы, премии и др.).
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 2 декабря 2013 г. N 627 в приложение внесены изменения
Приложение N 1
к государственной программе
Республики Дагестан
"Мониторинг и охрана окружающей среды
в Республике Дагестан
на 2013-2018 годы"
Целевые индикаторы и показатели
реализации государственной программы Республики Дагестан "Мониторинг и охрана окружающей среды в Республике Дагестан на 2013-2018 годы"
2 декабря 2013 г.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 2 декабря 2013 г. N 627 в приложение внесены изменения
Приложение N 2
к государственной программе
Республики Дагестан
"Мониторинг и охрана окружающей среды
в Республике Дагестан
на 2013-2018 годы"
Перечень
мероприятий государственной программы Республики Дагестан "Мониторинг и охрана окружающей среды в Республике Дагестан на 2013-2018 годы"
2 декабря 2013 г.
N п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки реализации |
Объемы финансирования, млн. руб. |
Ответственные за выполнение |
||||||
всего |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1. |
Формирование и обеспечение функционирования сети комплексного мониторинга состояния атмосферного воздуха в республике |
2013-2018 |
102,12 |
26,96 |
28,56 |
21,86 |
14,66 |
5,08 |
5,0 |
Минприроды РД |
2. |
Разработка и поддержка структуры управления, нормативное обеспечение республиканской системы экологического мониторинга |
2013-2018 |
10,20 |
0,50 |
0,00 |
4,70 |
5,00 |
0,00 |
0,00 |
Минприроды РД, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (по согласованию) и подведомственные учреждения федеральных органов исполнительной власти (по согласованию) |
3. |
Организация и осуществление учета, государственного мониторинга, регулирования численности охотничьих ресурсов на территории Республики Дагестан |
2013-2018 |
17,525 |
3,815 |
3,315 |
3,365 |
3,465 |
1,995 |
1,570 |
Минприроды РД |
4. |
Обеспечение охраны и контроля использования охотничьих ресурсов, организация охотничьего хозяйства республики |
2013-2018 |
47,175 |
24,170 |
6,745 |
5,420 |
5,420 |
3,850 |
1,570 |
Минприроды РД |
5. |
Создание нормативно-правовых и экономических условий для вовлечения в эксплуатацию новых месторождений общераспространенных полезных ископаемых |
2013-2017 |
0,25 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,03 |
0,02 |
Минприроды РД |
6. |
Рациональное использование, воспроизводство и поддержка сырьевой базы предприятий, обеспечивающих текущие потребности республики в ликвидных видах общераспространенных полезных ископаемых |
2013-2018 |
114,90 |
17,10 |
19,80 |
24,00 |
27,00 |
16,00 |
11,00 |
Минприроды РД |
7. |
Информационное обеспечение недропользования |
2013-2018 |
1,50 |
0,45 |
0,30 |
0,25 |
0,25 |
0,15 |
0,10 |
Минприроды РД |
8. |
Совершенствование нормативно-правового и организационного обеспечения системы экологического образования и просвещения |
2013-2017 |
3,30 |
0,00 |
0,00 |
1,10 |
1,10 |
0,60 |
0,50 |
Минприроды РД |
9. |
Повышение качества кадрового обеспечения системы экологического образования и просвещения |
2013-2018 |
4,40 |
0,64 |
0,94 |
0,94 |
0,94 |
0,64 |
0,30 |
Минприроды РД, Минобразования РД |
10. |
Совершенствование учебно-методического обеспечения системы экологического образования и просвещения |
|
4,90 |
0,92 |
0,92 |
1,22 |
0,42 |
0,92 |
0,50 |
Минприроды РД |
11. |
Создание информационной среды, обеспечивающей деятельность системы экологического образования и просвещения |
2013-2018 |
31,59 |
3,85 |
4,55 |
7,10 |
8,24 |
4,63 |
3,22 |
Минприроды РД |
12. |
Поддержка научно-исследовательской деятельности в области экологии и охраны окружающей среды |
2013-2018 |
3,95 |
0,75 |
0,75 |
0,80 |
0,80 |
0, 50 |
0,35 |
Минприроды РД |
|
Итого |
2013-2018 |
341,710 |
79,205 |
65,930 |
70,805 |
67,245 |
34395 |
24,130 |
Минприроды РД |
|
в том числе по подпрограммам: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
"Экологический мониторинг окружающей среды в Республике Дагестан" |
2013-2018 |
112,320 |
27,460 |
28,560 |
26,560 |
19,660 |
5,080 |
5,000 |
Минприроды РД |
|
Охрана и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания в Республике Дагестан |
2013-2018 |
64,700 |
27,985 |
10,060 |
8,785 |
8,885 |
5,845 |
3,140 |
Минприроды РД |
|
2013-2018 |
116,550 |
17,600 |
20,150 |
24,300 |
27,200 |
16,180 |
11,120 |
Минприроды РД |
|
|
Экологическое образование и просвещение в Республике Дагестан |
2013-2018 |
48,140 |
6,160 |
7,160 |
11,160 |
11,500 |
7,290 |
4,870 |
Минприроды РД |
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 2 декабря 2013 г. N 627 в приложение внесены изменения
Приложение N 3
к государственной программе
Республики Дагестан
"Мониторинг и охрана окружающей среды
в Республике Дагестан
на 2013-2018 годы"
Методика
расчета индикаторов и показателей государственной программы Республики Дагестан "Мониторинг и охрана окружающей среды в Республике Дагестан на 2013-2018 годы"
2 декабря 2013 г.
N п/п |
Наименование индикатора (показателя) |
Методика расчета индикатора (показателя) |
1 |
2 |
3 |
Экологический мониторинг окружающей среды в Республике Дагестан | ||
1. |
Объем информации (количество измерений) о состоянии окружающей среды, полученной на основании мониторинговых исследований, поступающей для анализа в органы власти Республики Дагестан |
фактическое количество мониторинговых исследований контроля качества окружающей среды, проведенных за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан в отчетном году |
2. |
Количество пунктов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в республике |
фактическое количество пунктов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха, организованных за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан в отчетном году |
3. |
Количество рейдовых мероприятий по выявлению нарушений законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха на основе данных мониторинговых исследований, по жалобам населения на загрязнение атмосферного воздуха |
фактическое количество рейдовых мероприятий по выявлению нарушений законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха на основе данных мониторинговых исследований, по жалобам населения на загрязнение атмосферного воздуха, проведенных в отчетном году |
4. |
Доля устраненных нарушений требований природоохранного законодательства в общем объеме нарушений, выявленных в процессе проведения мероприятий по региональному государственному контролю в области охраны окружающей среды |
отношение количества фактически устраненных нарушений к количеству выявленных нарушений со сроком устранения на конец отчетного года, умноженное на 100 процентов |
Охрана и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания в Республике Дагестан | ||
5. |
Количество выявленных административных правонарушений в области охраны и использования объектов животного мира в результате рейдовых мероприятий |
фактическое количество составленных протоколов об административных правонарушениях в области охраны и использования объектов животного мира в результате рейдовых мероприятий, проведенных в отчетном году |
6. |
Объем выполняемых учетных работ, государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания |
фактическая площадь общедоступных охотничьих угодий и особо охраняемых природных территорий регионального значения, на которых выполнен учет и оценка состояния охотничьих ресурсов и среды их обитания за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан в отчетном году |
7. |
Проведение территориального охотустройства |
разработанная схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Республики Дагестан |
8. |
Выдача охотничьих билетов единого федерального образца |
фактическое количество выданных охотничьих билетов единого федерального образца за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан в отчетном году |
Развитие минерально-сырьевой базы Республики Дагестан | ||
9. |
Увеличение доли выданных и переоформленных лицензий на разработку недр общераспространенных полезных ископаемых, в том числе из числа рекомендованных к освоению ранее заброшенных карьеров |
отношение числа выданных и переоформленных лицензий на разработку недр ОПИ, в том числе из числа рекомендованных к освоению ранее заброшенных карьеров к аналогичному числу в базовом году, умноженное на 100 процентов |
10. |
Увеличение доли инвентаризованных скважин на территории Северо-Дагестанского артезианского бассейна |
отношение числа инвентаризированных скважин на территории Северо-Дагестанского артезианского бассейна к аналогичному числу в базовом году, умноженное на 100 процентов |
11. |
Увеличение доли проведенных независимых рейдов маркшейдерского контроля на объектах за объемами добычи общераспространенных полезных ископаемых на территории Республики Дагестан |
отношение числа проведенных рейдов маркшейдерского контроля на объектах добычи ОПИ на территории Республики Дагестан к аналогичному числу в отчетном году, умноженное на 100 процентов |
12. |
Увеличение размера налога за пользование недрами |
отношение размера налога за пользование недрами к аналогичному году, умноженное на 100 процентов |
13. |
Сокращение времени на оформление лицензий на пользование недрами |
фактически затраченное время на оформление лицензии на пользование недрами (от момента принятия документов до момента выдачи лицензии) в днях относительно аналогичного в отчетном году |
Экологическое образование и просвещение в Республике Дагестан | ||
14. |
Охват населения Республики Дагестан мероприятиями в сфере экологического просвещения |
данные ведомственной отчетности |
15. |
Охват учащихся экологическим образованием |
данные официальной статистики Республики Дагестан, рассчитывается как отношение численности занимающихся в учреждениях дополнительного образования экологического профиля к численности учащихся в общеобразовательных учреждениях в отчетном году (процент) |
16. |
Число специалистов, повысивших квалификацию в сфере экологии |
данные ведомственной отчетности, фактическое количество специалистов, повысивших квалификацию в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан в отчетном году |
17. |
Количество центров дополнительного образования с оснащенными экологическими кабинетами и передвижными лабораториями |
данные ведомственной отчетности, фактическое количество Центров дополнительного образования с оснащенными за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан экологическими кабинетами и передвижными лабораториями |
18. |
Число объектов социальной рекламы, размещенных на территории Республики Дагестан |
данные ведомственной отчетности, фактическое количество объектов социальной рекламы, размещенных на территории Республики Дагестан за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан в отчетном году |
19. |
Число участников конкурса "Самый чистый двор" |
данные ведомственной отчетности, количество участников конкурса "Самый чистый двор", проводимого в отчетном году за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан |
20. |
Число участников региональной научно-практической конференции "Актуальные экологические проблемы природопользования Дагестана" |
данные ведомственной отчетности, количество участников региональной научно-практической конференции "Актуальные экологические проблемы природопользования Дагестана", проводимой в отчетном году за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан |
21. |
Число участников конкурса "Лучшая экскурсия в ООПТ" |
данные ведомственной отчетности, количество участников конкурса "Лучшая экскурсия в ООПТ", проводимого в отчетном году за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан |
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 2 декабря 2013 г. N 627 в нумерационный заголовок внесены изменения
Приложение N 4
к государственной программе
Республики Дагестан
"Мониторинг и охрана окружающей среды
в Республике Дагестан
на 2013-2018 годы"
Оценка эффективности реализации Программы
2 декабря 2013 г.
1. Методика оценки эффективности реализации республиканской целевой Программы разработана для обеспечения оценки хода ее выполнения и окончательного контроля за достижением целей и показателей результативности.
2. Эффективность Программы оценивается по степени достижения целевых индикаторов и показателей, установленных Программой на каждый год реализации. Оценка эффективности осуществляется путем сравнения фактически достигнутых показателей за соответствующий период с утвержденными значениями целевых индикаторов и установления степени достижения ожидаемых результатов.
3. Оценка эффективности реализации Программы осуществляется государственным заказчиком Программы по итогам ее исполнения за отчетный финансовый год и в целом после завершения реализации по следующей форме:
Наименование целевого показателя |
Единица измерения |
Значение целевого показателя |
|||
утверждено в Программе |
достигнуто |
отклонение (в %) |
оценка в баллах |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Итоговая сводная оценка
Отклонение в процентах каждого целевого показателя рассчитывается по формуле:
Дn = (Рnф - Рnн) / Рnн х 100%,
где:
Дn - отклонение в процентах от целевого показателя;
Рnф - фактическое значение показателя, достигнутое в ходе реализации Программы;
Рnн - значение показателя, утвержденное Программой.
Оценка в баллах каждого целевого показателя определяется следующим образом:
при выполнении утвержденного целевого показателя - 0 баллов;
при увеличении сверх утвержденного целевого показателя - плюс 1 балл за каждый процент увеличения;
при снижении ниже утвержденного целевого показателя - минус 1 балл за каждый процент снижения.
4. По результатам оценки эффективности Подпрограммы могут быть сделаны следующие выводы:
эффективность ниже запланированной;
эффективность на уровне запланированной;
эффективность выше запланированной.
5. По результатам оценки динамики роста эффективности Программы за второй и последующие годы ее реализации могут быть сделаны следующие выводы:
эффективность снизилась по сравнению с предыдущим годом;
эффективность находится на уровне предыдущего года;
эффективность повысилась по сравнению с предыдущим годом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Дагестан от 24 мая 2013 г. N 273 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Мониторинг и охрана окружающей среды в Республике Дагестан на 2013-2018 годы"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Республики Дагестан от 31 мая 2013 г. N 10 ст. 665
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 22 декабря 2014 г. N 657 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Дагестан от 2 декабря 2013 г. N 627