Правительство Республики Дагестан постановляет:
Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Дагестан "Изучение языков народов Дагестана" на 2015 - 2017 годы.
Председатель Правительства |
А. Гамидов |
Государственная программа
Республики Дагестан "Изучение языков народов Дагестана" на 2015-2017 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Дагестан от 25 ноября 2014 г. N 560)
Паспорт
государственной программы Республики Дагестан "Изучение языков народов Дагестана" на 2015-2017 годы
Ответственный исполнитель Программы |
- |
Министерство образования и науки Республики Дагестан |
Участники Программы |
- |
Министерство образования и науки Республики Дагестан, Министерство культуры Республики Дагестан |
Цели Программы |
- |
поддержка, сохранение и развитие родных языков и культур народов Дагестана, национально-русского двуязычия и многоязычия в Республике Дагестан |
Задачи Программы |
- |
мониторинг преподавания и изучения родных языков в школах с русским (неродным) и родным (нерусским) языками обучения, подготовка соответствующих аналитического обзора и предложений; разработка правовых основ, регламентирующих функционирование государственного языка Российской Федерации и родных языков в условиях многонационального Дагестана; усиление роли средств массовой информации в распространении и изучении родных языков; создание учебно-методических комплектов, учебных программ, учебников, учебно-наглядных, методических пособий на родных языках; разработка учебно-методических комплектов по русскому языку для учащихся 1-4 классов школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом языковых и региональных особенностей Дагестана; модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров по русскому языку и литературе, родному языку и литературе во всех типах школ; обеспечение образовательных организаций дагестанских диаспор, находящихся за пределами республики, учебниками, учебными пособиями, оказание им методической помощи в удовлетворении культурных и образовательных потребностей; издание детской художественной литературы на языках народов Дагестана; обеспечение учащихся начальных классов школ с родным (нерусским) языком обучения учебниками по математике, окружающему миру, переведенными на родные языки учащихся |
Сроки реализации Программы |
- |
программа реализуется в 2015 - 2017 годах |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
- |
количество учебников, учебных пособий по родному языку и литературе, рекомендованных (допущенных) к использованию в учебном процессе в школах с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках; доля учащихся городских и поселковых школ со смешанным национальным составом учащихся, изучающих родные языки; доля учителей, успешно прошедших повышение квалификации и переподготовку по вопросам преподавания родного языка и литературы в школах с русским (неродным) языком обучения, в школах с родным (нерусским) языком обучения; количество изданных (переизданных) в рамках Программы учебников, учебных пособий по родным языкам для школ с родным (нерусским), с русским (неродным) языками обучения; количество ежегодно проводимых культурных и образовательных мероприятий, направленных на популяризацию родных языков и предметов этнокультурного образования; количество научно-практических конференций, круглых столов по родному языку и литературе; количество словарей, разговорников, справочников и другой справочно-информационной литературы на родных языках; количество учебников, учебных пособий по предметам федерального компонента, переведенных на родные языки учащихся; количество изданных книг по детской художественной литературе на родных языках учащихся |
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
общий объем финансирования Программы составляет 108 739,9 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2015 году - 15 869,0 тыс. рублей; в 2016 году - 40 200,4 тыс. рублей; в 2017 году - 52 670,5 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- |
рост количества информационных ресурсов на родных языках - в 1,5 раза; увеличение количества учебников, учебно-наглядных пособий, различных программ, словарей, справочников на родных языках - в 2 раза; увеличение количества учебников федерального компонента (математика и окружающий мир), переведенных на родные языки для учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения - в 2 раза; увеличение количества учебников и учебных пособий по родным языкам (1-4 классов) для учащихся школ с русским (неродным) языком обучения - в 1,5 раза; увеличение количества учебников, учебно-методических пособий на десяти языках народов Дагестана для учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения - в 1,5 раза; увеличение количества участников культурно-просветительских мероприятий, популяризирующих родные языки и литературу, культуру и традиции народов Дагестана - в 2 раза; увеличение количества изданных словарей, научно-популярных книг, текстов художественной литературы на родных языках - в 2 раза. |
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Одним из приоритетных направлений комплексной программы социально-экономического развития Республики Дагестан на ближайшие годы является содействие развитию человеческого капитала. Одной из форм такого содействия является удовлетворение потребностей граждан в знании родных языков и культур, в полноценном овладении государственным языком Российской Федерации и языком межнационального общения, каким является для дагестанцев русский язык, а также в освоении отечественного и мирового культурного наследия.
Целесообразность решения проблемы программно-целевым методом обусловлена необходимостью расширения функций, сохранения и развития родных и русского языков, обеспечения необходимых условий для сохранения и изучения родных языков. Реализация Программы будет способствовать совершенствованию этнокультурной и социокультурной ситуации в республике, объединению усилий органов государственной власти, местного самоуправления и общественных объединений для достижения межнационального согласия, формированию благоприятных условий для развития двуязычия и многоязычия в республике.
Государственная программа Республики Дагестан "Изучение языков народов Дагестана" на 2015 - 2017 годы разработана на основании приоритетного проекта развития Республики Дагестан "Человеческий капитал", утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 8 августа 2014 г. N 365 "О реализации приоритетных проектов развития Республики Дагестан в 2014 году" и определяет стратегические направления развития этнокультурного образования, в том числе и изучения языков, которыми пользуется население Республики Дагестан в социально- экономической и культурной жизни.
Система дошкольного образования представлена образовательными организациями, реализующими программы дошкольного образования с охватом 82 204 воспитанников или 31 процента детей от 2 до 7 лет.
В целях приобщения детей к родному языку, родной культуре государственным бюджетным учреждением Республики Дагестан "Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики им. А.А. Тахо-Годи" подготовлены и изданы учебные пособия на аварском, даргинском, кумыкском, лезгинском, лакском, табасаранском, агульском, рутульском, цахурском языках, а также программы по прикладному искусству, народным промыслам.
Созданы необходимые условия для дальнейшего развития школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языками обучения. В республике функционируют 1 324 сельские школы с родным (нерусским) языком обучения и 210 школ с русским (неродным) языком обучения.
Во всех школах с русским языком обучения учащиеся 1-11 классов изучают свой родной язык в качестве предмета в основном по 3 часа в неделю (аварский, даргинский, кумыкский, лезгинский, лакский, табасаранский языки).
В сельских школах с родным (нерусским) языком обучения на родной язык и литературу в 1-4 классах выделено 5 часов в неделю, в старших классах (с 5 по 11) - по 4 часа в неделю.
Несмотря на то, что ежегодно за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан издаются учебники и учебные пособия на 10 языках народов Дагестана, а на чеченском и азербайджанском языках они приобретаются в соответствующих республиках, сложным остается положение с обеспечением образовательных организаций учебниками, учебными пособиями, так как около 60 процентов учебников и учебных пособий по родному языку и литературе используются более 7-10 лет и сильно устарели, фондируются несвоевременно, издаются небольшими тиражами.
С переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты также возникла необходимость в разработке новых учебников и учебных пособий на языках народов Дагестана с 1 по 11 класс.
Критическая ситуация сложилась в последние годы в сельских мононациональных начальных школах из-за отсутствия переведенных на родные языки учащихся учебников по математике и окружающему миру, что привело к массовому неоправданному переходу сельских школ на русский язык обучения, в то время как дети, поступающие в 1 класс, слабо владеют или совсем не владеют русским языком. Это может привести к исчезновению уникальной сельской школы со своими традициями и особенностями.
Положение усугубляется еще и тем, что в республике не хватает квалифицированных авторов учебников, способных разработать учебные издания на 14 языках народов Дагестана с учетом современных требований федерального государственного общеобразовательного стандарта второго поколения.
Учитывая важное значение сохранения культуры и традиций дагестанских этносов, проживающих за пределами республики, необходимо активно сотрудничать с регионами Российской Федерации и граничащими с республикой государствами в оказании методической помощи и обеспечении учебно-методической литературой на родных языках учащихся школ республики.
В настоящее время школьные библиотеки слабо укомплектованы художественной и справочной литературой на русском и родных языках народов Дагестана, наблюдается острая нехватка детской художественной литературы на родных языках.
Все это негативно сказывается на этнокультурном образовании, духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.
Предлагаемая Программа призвана устранить эти и другие недостатки в изучении родных языков.
II. Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является поддержка, сохранение и развитие родных языков, гармоничное развитие языков и культур народов Дагестана, национально-русского двуязычия и многоязычия в Республике Дагестан.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
предоставление гражданам любой национальности, проживающим на территории Республики Дагестан, права на удовлетворение своих языковых потребностей, свободное пользование русским и родным языками, получение дошкольного, начального общего образования на русском и родном языках в пределах возможностей, предоставляемых системой образования;
мониторинг преподавания и изучения родных языков в школах с русским (неродным) и родным (нерусским) языками обучения, подготовка соответствующих аналитического обзора и предложений;
усиление роли средств массовой информации в распространении и изучении родных языков;
создание учебно-методических комплектов, учебных программ, учебников, учебно-наглядных, методических пособий на родных языках;
разработка учебно-методических комплектов по русскому языку для учащихся 1-4 классов школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом языковых и региональных особенностей Дагестана;
модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров по русскому языку и литературе, и родному языку и литературе во всех типах школ;
обеспечение образовательных организаций дагестанских диаспор, находящихся за пределами республики, учебниками, учебными пособиями, оказание им методической помощи в удовлетворении культурных и образовательных потребностей;
издание детской художественной литературы на языках народов Дагестана;
обеспечение учащихся начальных классов школ с родным (нерусским) языком обучения учебниками по математике и окружающему миру, переведенными на родные языки учащихся.
III. Сроки реализации Программы
Программа реализуется в 2015 - 2017 годах.
IV. Обоснование значений целевых индикаторов и показателей
Эффективность Программы определяется на основании следующих индикаторов:
количество учебников, учебных пособий по родному языку и литературе, рекомендованных (допущенных) к использованию в учебном процессе в школах с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках;
доля учащихся городских и поселковых школ со смешанным национальным составом учащихся, изучающих родные языки;
доля учителей, успешно прошедших повышение квалификации и переподготовку по вопросам преподавания родного языка и литературы в школах с русским (неродным) языком обучения, в школах с родным (нерусским) языками обучения;
количество изданных (переизданных) в рамках Программы учебников, учебных пособий по родным языкам для школ с родным (нерусским), с русским (неродным) языками обучения;
количество ежегодно проводимых культурных и образовательных мероприятий, направленных на популяризацию родных языков и предметов этнокультурного образования;
количество научно-практических конференций, круглых столов по родному языку и литературе;
количество словарей, разговорников, справочников и другой справочно-информационной литературы на родных языках;
количество учебников, учебных пособий по предметам федерального компонента, переведенных на родные языки учащихся;
количество изданных книг по детской художественной литературе на родных языках учащихся.
Перечень целевых индикаторов (показателей) приведен в приложении N 1 к Программе.
V. Обоснование ресурсного обеспечения реализации Программы
Общие затраты на реализацию Программы в 2015 - 2017 годах за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан составляют 108 739,9 тыс. рублей.
Общий объем расходов республиканского бюджета Республики Дагестан на реализацию Программы определен исходя из необходимости выполнения мероприятий с учетом их параметров (тираж, объем, красочность издаваемой продукции, масштабность мероприятий, сроки реализации). Так, себестоимость учебного пособия для начальных классов в полноцветном (4 краски) варианте в твердом переплете при объеме 9,0 условных печатных листов и себестоимость учебного пособия для старших классов (5-11 классов) в одну краску при том же объеме складываются из различных позиций.
VI. Анализ рисков реализации Программы
Реализация Программы связана с определенными факторами, препятствующими достижению поставленных целей, в том числе:
отсутствие федеральных целевых программ по сохранению, развитию и изучению родных языков народов Российской Федерации, в связи с чем осложнено функционирование дагестанских языков в местах компактного проживания дагестанцев как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами;
отсутствие системы непрерывного образования на родном языке, начиная с дошкольного и заканчивая высшим профессиональным образованием;
отсутствие мотивации в изучении родных языков, их низкий статус, наличие у определенной части населения республики нигилистических настроений в изучении родных языков.
В зависимости от характера и масштабности проявления этих и других рисков, связанных с реализацией Программы, могут возникнуть критические ситуации.
VII. Мероприятия Программы
Мероприятия Программы включают в себя:
совершенствование концепции изучения родного языка и литературы в образовательных организациях Республики Дагестан;
разработка учебно-методических пособий и рекомендаций к программам повышения квалификации учителей родного языка и литературы;
разработка и издание примерных образовательных программ для дошкольного образования;
создание образовательных программ для дошкольного образования;
создание образовательных программ и учебно-методических комплектов по родным языкам для начальных классов с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения;
создание образовательных программ по родному языку и литературе для старших классов;
создание учебно-методической литературы на родных языках для педагогических колледжей;
разработка концепции изучения национально-художественной культуры в системе образования;
обеспечение учащихся начальных классов школ с родным (нерусским) языком обучения учебниками по математике и окружающему миру, переведенными на родные языки учащихся.
Перечень программных мероприятий приведен в приложении N 2 к Программе.
VIII. Описание методики проведения оценки социально-экономической эффективности Программы
Эффективность реализации Программы оценивается в соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 23 октября 2013 г. N 540 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Дагестан".
Периодичность оценки эффективности выполнения Программы согласуется с периодичностью сбора информации при проведении мониторинга показателей (индикаторов) Программы. Предполагается ежеквартальная (текущая) оценка эффективности Программы и оценка эффективности за текущий год в целом (годовая оценка).
Информация о ходе и промежуточных результатах выполнения Программы носит обобщенный характер и проводится расчетным путем на основе первичных данных, полученных от исполнителей мероприятий Программы.
Показателями эффективности Программы являются:
обеспеченность учащихся общеобразовательных организаций программами, учебниками, учебно-методическими комплектами по родным языкам, в том числе учебно-методическими комплектами по русскому языку, учитывающими особенности дагестанских языков и регионов с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения;
численность учителей, прошедших переподготовку и повышение квалификации по родным языкам и другим предметам этнокультурного образования;
доступность культурно-просветительских мероприятий, популяризирующих родные языки и национальные культуры, обычаи, традиции народов Дагестана.
По прогнозным оценкам, к концу 2017 года реализация предусмотренных Программой мероприятий обеспечит достижение ряда положительных эффектов:
увеличение доли учителей, прошедших повышение квалификации и переподготовку по родным языкам в связи с введением федерального государственного общеобразовательного стандарта второго поколения;
увеличение количества учебников, учебных, наглядных пособий по родным языкам, в том числе учебно-методических комплектов по русскому языку, созданных с учетом языковых, региональных особенностей Дагестана;
увеличение численности организаций и участников культурно-просветительских мероприятий, популяризующих родной язык в Дагестане.
Социально-экономическая эффективность реализации Программы характеризуется показателями, отражающими их влияние на достижение целей Программы.
Оценка реализации Программы проводится на основе сопоставления планируемого и фактически достигнутого показателя социально-экономической эффективности реализации мероприятия по поддержке родных языков.
Степень достижения запланированных результатов предполагается оценивать на основании сопоставления фактически достигнутых значений индикаторов и показателей с их плановыми значениями.
Оценка эффективности реализации Программы будет тем выше, чем выше уровень достижения показателей и меньше уровень использования бюджетных средств.
Приложение N 1
к государственной программе Республики
Дагестан "Изучение языков народов
Дагестана" на 2015-2017 годы
Целевые индикаторы
государственной программы Республики Дагестан "Изучение языков народов Дагестана" на 2015-2017 годы
N п/п |
Наименование индикаторов |
Единицы измерения |
В том числе по годам |
||
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Количество учебников, учебных пособий по родному языку и литературе, рекомендованных (допущенных) к использованию в учебном процессе в школах с обучением на родном (нерусском) и русском (неродном) языках |
единиц |
2 |
3 |
4 |
2. |
Доля учащихся городских и поселковых школ со смешанным национальным составом учащихся, изучающих родные языки |
процентов |
70 |
75 |
80 |
3. |
Доля учителей, успешно прошедших повышение квалификации и переподготовку по вопросам преподавания родного языка и литературы в школах с русским (неродным) языком обучения, в школах с родным (нерусским) языком обучения |
процентов |
80 |
90 |
100 |
4. |
Количество изданных (переизданных) в рамках Программы учебников, учебных пособий по родным языкам для школ: |
количество наименований |
8 |
10 |
12 |
с родным (нерусским) языком обучения |
|
2 |
4 |
5 |
|
с русским (неродным) языком обучения | |||||
5. |
Количество ежегодно проводимых культурных и образовательных мероприятий, направленных на популяризацию родных языков и предметов этнокультурного образования |
единиц |
10 |
15 |
20 |
6. |
Количество научно-практических конференций, круглых столов по родному языку и литературе |
единиц |
2 |
3 |
3 |
7. |
Количество словарей, разговорников, справочников и другой справочно-информационной литературы на родных языках |
единиц |
6 |
10 |
15 |
8. |
Количество учебников, учебных пособий по предметам федерального компонента, переведенных на родные языки учащихся |
единиц |
5 |
6 |
6 |
9. |
Количество изданных книг по детской художественной литературе на родных языках учащихся |
единиц |
3 |
4 |
5 |
Приложение N 2
к государственной программе Республики
Дагестан "Изучение языков народов
Дагестана" на 2015-2017 годы
Перечень
программных мероприятий по реализации государственной программы "Изучение языков народов Дагестана" на 2015-2017 годы
N п/п |
Наименование мероприятий |
Источник финансирования |
Объем финансирования, тыс. руб. |
В том числе |
Исполнители |
||
2015 год |
2016 год |
2017 год |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Совершенствование концепции изучения родного языка и литературы в образовательных организациях Республики Дагестан с русским и родным языком обучения в свете требований ФГОС второго поколения |
республиканский бюджет РД |
85,1 |
85,1 |
0,0 |
0,0 |
Минобрнауки РД |
2. |
Разработка учебно-методических пособий и рекомендаций к программам повышения квалификации учителей родных языков |
республиканский бюджет РД |
700,0 |
245,0 |
224,0 |
231,0 |
Минобрнауки РД |
3. |
Организационное, научное и методическое сопровождение экспериментальных площадок с целью повышения интереса учащихся к изучению родного языка и литературы |
республиканский бюджет РД |
за счет текущего финансирования |
за счет текущего финансирования |
за счет текущего финансирования |
за счет текущего финансирования |
Минобрнауки РД |
4. |
Обобщение передового опыта лучших учителей родного языка и литературы. Издание сборника "Учитель - учителю" |
республиканский бюджет РД |
95,1 |
33,3 |
30,4 |
31,4 |
Минобрнауки РД |
5. |
Организация и проведение научно-практических конференций по вопросам сохранения, развития и совершенствования изучения языков народов Дагестана |
республиканский бюджет РД |
900,0 |
315,0 |
288,0 |
297,0 |
Минобрнауки РД |
6. |
Оказание методической помощи в проведении мероприятий в общеобразовательных учреждениях районов и городов |
республиканский бюджет РД |
за счет текущего финансирования |
за счет текущего финансирования |
за счет текущего финансирования |
за счет текущего финансирования |
Минобрнауки РД |
7. |
Взаимодействие с редакциями республиканских литературных журналов и общественно-политических газет на языках народов Дагестана |
республиканский бюджет РД |
за счет текущего финансирования |
за счет текущего финансирования |
за счет текущего финансирования |
за счет текущего финансирования |
Минобрнауки РД |
Детские дошкольные образовательные организации | |||||||
8. |
Разработка и издание примерных образовательных программ с методическими указаниями для дошкольных образовательных организаций с учетом требований ФГОС |
республиканский бюджет РД |
421,3 |
421,3 |
0,0 |
0,0 |
Минобрнауки РД |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
||||
второго поколения: |
|
|
|
|
|||
на русском языке |
66,6 |
66,6 |
0,0 |
0,0 |
|||
на аварском языке |
49,7 |
49,7 |
0,0 |
0,0 |
|||
на даргинском языке |
39,7 |
39,7 |
0,0 |
0,0 |
|||
на кумыкском языке |
38,8 |
38,8 |
0,0 |
0,0 |
|||
на лезгинском языке |
38,8 |
38,8 |
0,0 |
0,0 |
|||
на лакском языке |
37,9 |
37,9 |
0,0 |
0,0 |
|||
на табасаранском языке |
37,9 |
37,9 |
0,0 |
0,0 |
|||
на рутульском языке |
37,3 |
37,3 |
0,0 |
0,0 |
|||
на агульском языке |
37,3 |
37,3 |
0,0 |
0,0 |
|||
на цахурском языке |
37,3 |
37,3 |
0,0 |
0,0 |
|||
9. |
Образовательные программы по родным языкам для начальных классов дагестанских школ с родным и русским языком обучения (ФГОС): |
республиканский бюджет РД |
608,1 |
608,1 |
0,0 |
0,0 |
Минобрнауки РД |
на аварском языке |
71,5 |
71,5 |
0,0 |
0,0 |
|||
на даргинском языке |
69,7 |
69,7 |
0,0 |
0,0 |
|||
на кумыкском языке |
68,3 |
68,3 |
0,0 |
0,0 |
|||
на лезгинском языке |
68,3 |
68,3 |
0,0 |
0,0 |
|||
на лакском языке |
66,6 |
66,6 |
0,0 |
0,0 |
|||
на табасаранском языке |
66,6 |
66,6 |
0,0 |
0,0 |
|||
на рутульском языке |
65,7 |
65,7 |
0,0 |
0,0 |
|||
на агульском языке |
65,7 |
65,7 |
0,0 |
0,0 |
|||
на цахурском языке |
65,7 |
65,7 |
0,0 |
0,0 |
|||
10. |
Учебно-методические комплекты по родным языкам для начальных классов по ФГОС: (учебник, книга для чтения, таблицы, рабочая тетрадь): |
республиканский бюджет РД |
3 895,5 |
3 895,5 |
0,0 |
0,0 |
Минобрнауки РД |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
||||
буквари для I класса: |
|
|
|
|
|||
на аварском языке |
1 300,9 |
1 300,9 |
0,0 |
0,0 |
|||
на даргинском языке |
1 152,6 |
1 152,6 |
0,0 |
0,0 |
|||
на кумыкском языке |
914,3 |
914,3 |
0,0 |
0,0 |
|||
на рутульском языке |
914,3 |
914,3 |
0,0 |
0,0 |
|||
на агульском языке |
914,3 |
914,3 |
0,0 |
0,0 |
|||
11. |
Учебные пособия по родным языкам для 2 класса: учебные пособия по языкам: |
республиканский бюджет РД |
5 768,6 |
0,0 |
0,0 |
5 768,6 |
Минобрнауки РД |
на аварском языке |
1 380,0 |
0,0 |
0,0 |
1 380,0 |
|||
на лакском языке |
927,0 |
0,0 |
0,0 |
927,0 |
|||
|
на табасаранском языке |
|
865,4 |
0,0 |
0,0 |
865,4 |
|
на рутульском языке |
865,4 |
0,0 |
0,0 |
865,4 |
|||
на агульском языке |
865,4 |
0,0 |
0,0 |
865,4 |
|||
на цахурском языке |
865,4 |
0,0 |
0,0 |
865,4 |
|||
книга для чтения (2 класс): |
5 768,6 |
0,0 |
0,0 |
5 768,6 |
|||
на русском языке |
1 380,0 |
0,0 |
0,0 |
1 380,0 |
|||
на лакском языке |
927,0 |
0,0 |
0,0 |
927,0 |
|||
на табасаранском языке |
865,4 |
0,0 |
0,0 |
865,4 |
|||
на рутульском языке |
865,4 |
0,0 |
0,0 |
865,4 |
|||
на агульском языке |
865,4 |
0,0 |
0,0 |
865,4 |
|||
на цахурском языке |
865,4 |
0,0 |
0,0 |
865,4 |
|||
12. |
Учебно-методические пособия для 3 класса по языкам: |
республиканский бюджет РД |
9 380,5 |
0,0 |
9 380,5 |
0,0 |
Минобрнауки РД |
учебные пособия: |
|
|
|
|
|||
на аварском языке |
1 380,0 |
0,0 |
1 380,0 |
0,0 |
|||
на даргинском языке |
1 230,3 |
0,0 |
1 230,3 |
0,0 |
|||
на кумыкском языке |
1 160,0 |
0,0 |
1 160,0 |
0,0 |
|||
на лезгинском языке |
1 160,0 |
0,0 |
1 160,0 |
0,0 |
|||
на лакском языке |
927,0 |
0,0 |
927,0 |
0,0 |
|||
на табасаранском языке |
927,0 |
0,0 |
927,0 |
0,0 |
|||
на рутульском языке |
865,4 |
0,0 |
865,4 |
0,0 |
|||
на агульском языке |
865,4 |
0,0 |
865,4 |
0,0 |
|||
на цахурском языке |
865,4 |
0,0 |
865,4 |
0,0 |
|||
книга для чтения (3 класс): |
10 760,5 |
0,0 |
0,0 |
10 760,5 |
|||
на русском языке |
1 380,0 |
0,0 |
0,0 |
1 380,0 |
|||
на аварском языке |
1 380,0 |
0,0 |
0,0 |
1 380,0 |
|||
на даргинском языке |
1 230,3 |
0,0 |
0,0 |
1 230,3 |
|||
на кумыкском языке |
1 160,0 |
0,0 |
0,0 |
1 160,0 |
|||
на лезгинском языке |
1 160,0 |
0,0 |
0,0 |
1 160,0 |
|||
на лакском языке |
927,0 |
0,0 |
0,0 |
927,0 |
|||
на табасаранском языке |
927,0 |
0,0 |
0,0 |
927,0 |
|||
на рутульском языке |
865,4 |
0,0 |
0,0 |
865,4 |
|||
на агульском языке |
865,4 |
0,0 |
0,0 |
865,4 |
|||
на цахурском языке |
865,4 |
0,0 |
0,0 |
865,4 |
|||
13. |
Сборники для диктантов и изложений: |
республиканский бюджет РД |
4 028,0 |
0,0 |
4 028,0 |
0,0 |
Минобрнауки РД |
на аварском языке |
496,8 |
0,0 |
496,8 |
0,0 |
|||
на даргинском языке |
471,0 |
0,0 |
471,0 |
0,0 |
|||
на кумыкском языке |
458,3 |
0,0 |
458,3 |
0,0 |
|||
на лезгинском языке |
471,0 |
0,0 |
471,0 |
0,0 |
|||
на лакском языке |
426,9 |
0,0 |
426,9 |
0,0 |
|||
на табасаранском языке |
426,9 |
0,0 |
426,9 |
0,0 |
|||
на рутульском языке |
425,7 |
0,0 |
425,7 |
0,0 |
|||
|
на агульском языке |
|
425,7 |
0,0 |
425,7 |
0,0 |
|
на цахурском языке |
|
425,7 |
0,0 |
425,7 |
0,0 |
|
|
14. |
Методика обучения родному языку в начальных классах дагестанской школы с родным (нерусским) языком обучения: |
республиканский бюджет РД |
3 984,6 |
0,0 |
3 984,6 |
0,0 |
Минобрнауки РД |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
||||
на аварском языке |
715,9 |
0,0 |
715,9 |
0,0 |
|||
на даргинском языке |
682,9 |
0,0 |
682,9 |
0,0 |
|||
на кумыкском языке |
666,6 |
0,0 |
666,6 |
0,0 |
|||
на лезгинском языке |
666,6 |
0,0 |
666,6 |
0,0 |
|||
на лакском языке |
626,3 |
0,0 |
626,3 |
0,0 |
|||
на табасаранском языке |
626,3 |
0,0 |
626,3 |
0,0 |
|||
15. |
Подготовка и издание школьных орфографических словарей: |
республиканский бюджет РД |
1 903,2 |
0,0 |
0,0 |
1 903,2 |
Минобрнауки РД |
на агульском языке |
634,4 |
0,0 |
0,0 |
634,4 |
|||
на рутульском языке |
634,4 |
0,0 |
0,0 |
634,4 |
|||
на цахурском языке |
634,4 |
0,0 |
0,0 |
634,4 |
|||
Старшие классы | |||||||
16. |
Образовательные программы по родным языкам для старших классов дагестанских сельских школ: |
республиканский бюджет РД |
409,6 |
0,0 |
409,6 |
0,0 |
Минобрнауки РД |
|
|
|
|
||||
на аварском языке |
71,5 |
0,0 |
71,5 |
0,0 |
|||
на даргинском языке |
69,7 |
0,0 |
69,7 |
0,0 |
|||
на кумыкском языке |
67,9 |
0,0 |
67,9 |
0,0 |
|||
на лезгинском языке |
66,3 |
0,0 |
66,3 |
0,0 |
|||
на лакском языке |
67,9 |
0,0 |
67,9 |
0,0 |
|||
на табасаранском языке |
66,3 |
0,0 |
66,3 |
0,0 |
|||
17. |
Учебные пособия по родным языкам для 6-7 классов: |
республиканский бюджет РД |
1 566,8 |
0,0 |
0,0 |
1 566,8 |
Минобрнауки РД |
на лезгинском языке |
783,4 |
0,0 |
0,0 |
783,4 |
|||
на кумыкском языке |
783,4 |
0,0 |
0,0 |
783,4 |
|||
18. |
Методика преподавания родного языка в старших классах: |
республиканский бюджет РД |
4 915,9 |
0,0 |
0,0 |
4 915,9 |
Минобрнауки РД |
на аварском языке |
880,3 |
0,0 |
0,0 |
880,3 |
|||
на даргинском языке |
841,8 |
0,0 |
0,0 |
841,8 |
|||
на кумыкском языке |
822,8 |
0,0 |
0,0 |
822,8 |
|||
на лезгинском языке |
822,8 |
0,0 |
0,0 |
822,8 |
|||
на лакском языке |
774,1 |
0,0 |
0,0 |
774,1 |
|||
на табасаранском языке |
774,1 |
0,0 |
0,0 |
774,1 |
|||
Старшие классы | |||||||
19. |
Образовательные программы по родной литературе для старших классов дагестанских школ с родным и русским языком обучения: |
республиканский бюджет РД |
582,5 |
582,5 |
0,0 |
0,0 |
Минобрнауки РД |
|
|
|
|
||||
на аварском языке |
80,0 |
80,0 |
0,0 |
0,0 |
|||
|
на даргинском языке |
|
80,0 |
80,0 |
0,0 |
0,0 |
|
на кумыкском языке |
80,0 |
80,0 |
0,0 |
0,0 |
|||
на лезгинском языке |
80,0 |
80,0 |
0,0 |
0,0 |
|||
на лакском языке |
80,0 |
80,0 |
0,0 |
0,0 |
|||
на табасаранском языке |
79,4 |
79,4 |
0,0 |
0,0 |
|||
на русском языке (Литература народов Дагестана) |
103,1 |
103,1 |
0,0 |
0,0 |
|||
20. |
Методика преподавания родной литературы в 5-11 классах: |
республиканский бюджет РД |
5 780,7 |
0,0 |
5 780,7 |
0,0 |
Минобрнауки РД |
на аварском языке |
880,3 |
0,0 |
880,3 |
0,0 |
|||
на даргинском языке |
864,8 |
0,0 |
864,8 |
0,0 |
|||
на кумыкском языке |
822,8 |
0,0 |
822,8 |
0,0 |
|||
на лезгинском языке |
822,8 |
0,0 |
822,8 |
0,0 |
|||
на лакском языке |
774,1 |
0,0 |
774,1 |
0,0 |
|||
на табасаранском языке |
774,1 |
0,0 |
774,1 |
0,0 |
|||
на русском языке (Литература народов Дагестана) |
841,8 |
0,0 |
841,8 |
0,0 |
|||
21. |
Учебные пособия по литературе для 6 класса: |
республиканский бюджет РД |
2 884,7 |
0,0 |
0,0 |
2 884,7 |
Минобрнауки РД |
на русском языке |
1 097,3 |
0,0 |
0,0 |
1 097,3 |
|||
на аварском языке |
1 016,8 |
0,0 |
0,0 |
1 016,8 |
|||
на табасаранском языке |
770,6 |
0,0 |
0,0 |
770,6 |
|||
22. |
Пособия по родному языку для 7 класса: |
республиканский бюджет РД |
2 310,3 |
0,0 |
2 310,3 |
0,0 |
Минобрнауки РД |
на аварском языке |
825,9 |
0,0 |
825,9 |
0,0 |
|||
на даргинском языке |
817,8 |
0,0 |
817,8 |
0,0 |
|||
на табасаранском языке |
666,6 |
0,0 |
666,6 |
0,0 |
|||
23. |
Учебные пособия по литературе для 8 класса: |
республиканский бюджет РД |
2 251,5 |
0,0 |
2 251,5 |
0,0 |
Минобрнауки РД |
на даргинском языке |
817,8 |
0,0 |
817,8 |
0,0 |
|||
на лезгинском языке |
783,4 |
0,0 |
783,4 |
0,0 |
|||
на табасаранском языке |
650,3 |
0,0 |
650,3 |
0,0 |
|||
Педагогические колледжи | |||||||
24. |
Учебные пособия по родным языкам для педколледжей: |
республиканский бюджет РД |
3 404,4 |
0,0 |
3 404,4 |
0,0 |
Минобрнауки РД |
на аварском языке |
606,3 |
0,0 |
606,3 |
0,0 |
|||
на даргинском языке |
576,9 |
0,0 |
576,9 |
0,0 |
|||
кумыкском языке |
576,9 |
0,0 |
576,9 |
0,0 |
|||
на лезгинском языке |
548,1 |
0,0 |
548,1 |
0,0 |
|||
на лакском языке |
548,1 |
0,0 |
548,1 |
0,0 |
|||
на табасаранском языке. |
548,1 |
0,0 |
548,1 |
0,0 |
|||
25. |
Учебные пособия по родной литературе для педколледжей: |
республиканский бюджет РД |
5 013,5 |
0,0 |
0,0 |
5 013,5 |
Минобрнауки РД |
на аварском языке |
880,3 |
0,0 |
0,0 |
880,3 |
|||
на даргинском языке |
841,8 |
0,0 |
0,0 |
841,8 |
|||
кумыкском языке |
841,8 |
0,0 |
0,0 |
841,8 |
|||
|
на лезгинском языке |
|
841,8 |
0,0 |
0,0 |
841,8 |
|
на лакском языке |
803,9 |
0,0 |
0,0 |
803,9 |
|||
на табасаранском языке |
803,9 |
0,0 |
0,0 |
803,9 |
|||
26. |
Методика преподавания родного языка в педколледжах РД: |
республиканский бюджет РД |
2 537,6 |
0,0 |
0,0 |
2 537,6 |
Минобрнауки РД |
на аварском языке |
|
425,7 |
0,0 |
0,0 |
425,7 |
||
на даргинском языке |
|
423,9 |
0,0 |
0,0 |
423,9 |
||
кумыкском языке |
|
422,5 |
0,0 |
0,0 |
422,5 |
||
на лезгинском языке |
|
422,5 |
0,0 |
0,0 |
422,5 |
||
на лакском языке |
|
421,5 |
0,0 |
0,0 |
421,5 |
||
на табасаранском языке |
|
421,5 |
0,0 |
0,0 |
421,5 |
||
27. |
Программа по родной литературе для педколледжей: |
республиканский бюджет РД |
310,2 |
0,0 |
310,2 |
0,0 |
Минобрнауки РД |
на аварском языке |
52,0 |
0,0 |
52,0 |
0,0 |
|||
на даргинском языке |
52,0 |
0,0 |
52,0 |
0,0 |
|||
кумыкском языке |
51,8 |
0,0 |
51,8 |
0,0 |
|||
на лезгинском языке |
51,8 |
0,0 |
51,8 |
0,0 |
|||
на лакском языке |
51,3 |
0,0 |
51,3 |
0,0 |
|||
на табасаранском языке |
51,3 |
0,0 |
51,3 |
0,0 |
|||
28. |
Методика преподавания родной литературы в педколледжах РД: |
республиканский бюджет РД |
3 166,4 |
0,0 |
0,0 |
3 166,4 |
Минобрнауки РД |
на аварском языке |
533,8 |
0,0 |
0,0 |
533,8 |
|||
на даргинском языке |
530,0 |
0,0 |
0,0 |
530,0 |
|||
на кумыкском языке |
529,7 |
0,0 |
0,0 |
529,7 |
|||
на лезгинском языке |
528,1 |
0,0 |
0,0 |
528,1 |
|||
на лакском языке |
522,4 |
0,0 |
0,0 |
522,4 |
|||
на табасаранском языке |
522,4 |
0,0 |
0,0 |
522,4 |
|||
29. |
Школьные агульско-русский, русско-агульские словари |
650,3 |
650,3 |
0,0 |
0,0 |
Минобрнауки РД |
|
Культура и традиции народов Дагестана. Изобразительное искусство. Дошкольное образовательное учреждение | |||||||
30. |
Разработка концепции изучения национально-художественной культуры в системе образования РД |
республиканский бюджет РД |
53,7 |
53,7 |
0,0 |
0,0 |
Минобрнауки РД |
31. |
Программа "Родничок" для дошкольных образовательных учреждений |
республиканский бюджет РД |
0 |
194,2 |
0,0 |
194,2 |
Минобрнауки РД |
32. |
Художественная деятельность в детском саду |
республиканский бюджет РД |
103,1 |
0,0 |
103,1 |
0,0 |
Минобрнауки РД |
33. |
Программа "Изобразительное искусство" для 5-8 классов" |
республиканский бюджет РД |
94,9 |
94,9 |
0,0 |
0,0 |
Минобрнауки РД |
34. |
Методическое пособие "Уроки изобразительного искусства в начальной школе" |
республиканский бюджет РД |
562,4 |
562,4 |
0,0 |
0,0 |
Минобрнауки РД |
35. |
Учебное пособие "Дагестанский орнамент" |
республиканский бюджет РД |
588,8 |
0,0 |
0,0 |
588,8 |
Минобрнауки РД |
36. |
Художественно-эстетическое развитие школьников в системе инновационного образования (с учетом национальных художественных традиций народов Дагестана в тесном взаимодействии с искусством России) |
республиканский бюджет РД |
616,6 |
0,0 |
0,0 |
616,6 |
Минобрнауки РД |
37. |
Фестиваль детских драматических коллективов "Юность Дагестана" |
республиканский бюджет РД |
900,0 |
315,0 |
288,0 |
297,0 |
Минкультуры РД |
38. |
Выставка декоративно-прикладного и изобразительного искусства народов Дагестана "Золотые ручки" |
республиканский бюджет РД |
560,0 |
196,0 |
179,2 |
184,8 |
Минкультуры РД |
39. |
Учебно-методический комплект "Мудрые адаты народа" (переиздание) |
республиканский бюджет РД |
1 081,8 |
0,0 |
1 081,8 |
0,0 |
Минобрнауки РД |
Переводная литература | |||||||
40. |
Математика для 1-3 кл. по 22 п.л. на каждом языке (9 языков) |
республиканский бюджет РД |
6 793,5 |
2 377,7 |
2 173,9 |
2 241,9 |
Минобрнауки РД |
41. |
Окружающий мир для 1-3 кл. по 14 п.л. на каждом языке |
|
6 793,5 |
2 377,7 |
2 173,9 |
2 241,9 |
Минобрнауки РД |
42. |
Художественная детская литература из серии "Школьная библиотека" на десяти языках народов Дагестана |
республиканский бюджет РД |
2 155,7 |
754,5 |
689,8 |
711,4 |
Минобрнауки РД |
43. |
Подготовка и издание учебно-методической литературы по родным языкам для диаспор, проживающих за пределами республики |
республиканский бюджет РД |
397,0 |
139,0 |
127,0 |
131,0 |
Минобрнауки РД |
44. |
Фестиваль национального костюма "Поэзия народного костюма" |
республиканский бюджет РД |
660,3 |
231,1 |
211,3 |
217,9 |
Минкультуры РД |
45. |
Фестиваль художественного творчества "Маленькие горцы" |
республиканский бюджет РД |
900,0 |
315,0 |
288,0 |
297,0 |
Минобрнауки РД |
46. |
Фестиваль детских хоровых коллективов "Веселые нотки" |
республиканский бюджет РД |
900,0 |
315,0 |
288,0 |
297,0 |
Минобрнауки РД |
|
Итого на реализацию Программы |
|
107 439,0 |
14 762,3 |
40 006,2 |
52 670,5 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|||
за счет средств республиканского бюджета |
107 633,2 |
14 762,3 |
40 006,2 |
52 864,7 |
|||
за счет средств местных бюджетов |
0,0 |
|
|
|
|||
за счет внебюджетных средств |
0,0 |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Дагестан от 25 ноября 2014 г. N 560 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Изучение языков народов Дагестана" на 2015-2017 годы"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Республики Дагестан от 28 ноября 2014 г. N 22 ст. 1327