Распоряжение Правительства Республики Дагестан
от 9 ноября 2012 г. N 270-р
1. Одобрить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Мониторинг и охрана окружающей среды в Республике Дагестан на 2013-2017 годы".
2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы "Мониторинг и охрана окружающей среды в Республике Дагестан на 2013-2017 годы" (далее - Программа) Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан составляет 341,71 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Министерству природных ресурсов и экологии Республики Дагестан обеспечить разработку проекта Программы и представить его в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан.
Председатель Правительства |
М. Абдулаев |
Концепция
республиканской целевой программы "Мониторинг и охрана окружающей среды в Республике Дагестан на 2013-2017 годы"
(одобрена распоряжением Правительства Республики Дагестан от 9 ноября 2012 г. N 270-р)
I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Дагестан
Концепция республиканской целевой программы "Мониторинг и охрана окружающей среды в Республике Дагестан на 2013-2017 годы" (далее - Концепция) разработана в соответствии с Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г., Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Планом мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года на 2011-2012 годы, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 сентября 2011 г. N 340.
В Послании Президента Республики Дагестан Народному Собранию Республики Дагестан 2012 года неоднократно указывалось на необходимость изменения отношения к охране окружающей среды, имеющей особое значение для перспектив развития рекреационного комплекса республики, об обязанности сохранить и передать будущим поколениям уникальную природу Республики Дагестан.
Для выполнения приоритетных задач социально-экономического развития Республики Дагестан в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, утвержденной Законом Республики Дагестан от 15 июля 2011 года N 38 (далее - Стратегия), необходимо создать условия развития человеческого потенциала посредством улучшения качества окружающей среды и повышения экологической безопасности. Реализация этой задачи предусматривает развитие системы республиканского экологического контроля и мониторинга состояния окружающей среды, интеграцию республиканской системы в единую государственную систему экологического мониторинга.
В соответствии со Стратегией обеспечение экологической безопасности является одним из приоритетных направлений развития социально-инновационного комплекса республики.
Развитие социальной среды будет осуществляться в рамках следующих стратегических направлений:
создание условий для качественной жизнедеятельности человека (демография, здравоохранение, физическая культура и спорт, рынок труда, жилищные условия, экологическая безопасность, личная безопасность, качество социально-бытовых услуг);
создание условий для развития личности (образование, культура, социальная защита, молодежная политика);
развитие инновационной системы;
развитие информационно-коммуникационных технологий.
Повышение уровня экологической безопасности связано с реализацией ряда мероприятий по следующим направлениям:
развитие систем республиканского экологического контроля и мониторинга состояния окружающей среды;
разработка системы стандартов, обеспечивающих качество природной среды Республики Дагестан как объекта туристско-рекреационного комплекса;
организация межрегионального сотрудничества по вопросам состояния природных объектов;
интеграция республиканской системы в единую государственную систему экологического мониторинга;
разработка и реализация программы строительства очистных сооружений в городских округах Республики Дагестан;
внедрение современных технологий вывоза, переработки и утилизации отходов промышленности, сельского хозяйства и бытовых отходов.
В соответствии с Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года и с учетом обозначенных в Стратегии направлений основными целями, определяющими основные направления Концепции, являются:
создание единой современной государственной системы экологического мониторинга (мониторинга окружающей среды);
сохранение природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира;
защита социальных, экономических и экологических интересов населения, эффективное управление государственным фондом недр, обеспечивающее удовлетворение среднесрочных потребностей экономики Республики Дагестан в топливно-энергетическом и строительном сырье, ликвидных твердых нерудных полезных ископаемых и качественных питьевых подземных водах;
создание единой системы непрерывного экологического образования и воспитания, осознанного и ответственного отношения к окружающей среде.
Программа предполагает объединить в себе комплекс мероприятий, направленных на сохранение, рациональное использование и воспроизводство природных (в том числе охотничьих) ресурсов, повышение эффективности государственного регулирования негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и повышение экологической культуры.
Реализация Программы позволит создать комфортные и безопасные условия для населения и повлиять на улучшение социально-экономической ситуации, повысив инвестиционную привлекательность республики для международных финансовых и коммерческих компаний.
II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Масштабность целей развития системы мониторинга и охраны окружающей среды Республики Дагестан определяет необходимость использования программно-целевого метода их решения, осуществления организационно-технических, экономических, социальных, научных и других задач, а также выполнения комплекса мероприятий, которые:
входят в число приоритетов социально-экономической политики Республики Дагестан, а их реализация позволяет обеспечить улучшение качества жизни населения и состояния окружающей среды, повысить инвестиционную привлекательность республики;
носят межотраслевой характер;
не могут быть проведены в пределах одного года и требуют значительных объемов бюджетного финансирования;
носят комплексный характер, при этом их успешная реализация окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие и здоровье населения, общее развитие экономики, а также на предотвращение и уменьшение неблагоприятных последствий деятельности хозяйствующих субъектов для окружающей среды.
Учитывая взаимосвязанный и системный характер актуальных проблем охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также высокую стоимость большинства природоохранных мероприятий и продолжительность сроков их реализации, решение обозначенных проблем возможно только программно-целевым методом.
Применение программно-целевого метода позволит эффективно решить системные проблемы за счет увязки программных мероприятий по задачам, ресурсам и срокам, тогда как отсутствие программы приведет к необходимости решения отдельных задач в "ручном режиме", достижение поставленных целей будет затруднено.
Реализация Программы позволит оптимизировать бюджетные расходы, сосредоточить материальные, финансовые и кадровые ресурсы на приоритетных направлениях сохранения природно-ресурсного потенциала республики, стабилизировать и улучшить экологическую обстановку и повысить качество жизни населения.
III. Характеристика и прогноз развития проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Республика Дагестан располагает уникальными природными ресурсами, имеющими большое социально-экономическое и экологическое значение, тем не менее экологическая обстановка в республике в настоящее время не может быть охарактеризована как благоприятная. Это обусловлено высоким уровнем негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности человека на окружающую среду. Невысокое качество окружающей среды становится одним из главных факторов снижения конкурентоспособности Республики Дагестан, оказывая прямое влияние на демографическую ситуацию и здоровье населения, ее привлекательность для развития туризма и рекреации.
Ежегодно по Республике Дагестан в атмосферный воздух выбрасывается около 200 тыс. тонн загрязняющих веществ. Увеличение общего объема выбросов в атмосферный воздух от стационарных источников и автотранспорта за 2011 год составило более 20 тыс. тонн. Основным источником загрязнения воздуха является автотранспорт. Его вклад в суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферу составляет более 93 процентов. Резкий рост количества автотранспорта, в том числе старых автомобилей, отсутствие нейтрализаторов отработанных газов, использование низкокачественного топлива, неудовлетворительное содержание автодорог приводит к ухудшению экологической ситуации в республике.
К территориям с наибольшим уровнем загрязнения воздуха относятся гг. Махачкала, Дербент, Кизилюрт, где сосредоточены предприятия добывающих и обрабатывающих отраслей, теплоэнергетики, автомобильный транспорт, проходят автомобильные дороги федерального и регионального значения. Уровень загрязнения атмосферного воздуха в городах республики оценивается как высокий и повышенный. Доля проб атмосферного воздуха городских поселений вблизи автомагистралей в зоне жилой застройки с превышением гигиенических нормативов в 2010 году составила 85 процентов, превысив средний показатель по России (1,4 проц.) в 60 раз.
Высокий уровень запыленности и загазованности атмосферного воздуха и неудовлетворительное решение вопросов по его оздоровлению оказывает вредное воздействие на состояние здоровья жителей г. Махачкалы, проживающих вблизи автомагистралей, которые испытывают вредное воздействие высоких концентраций токсических веществ.
На предприятиях республики в 2010 году было уловлено 3,519 тыс. тонн загрязняющих веществ (17 проц. от отходящих газов), из которых утилизировано 0,13 тыс. тонн. Выбросы загрязняющих веществ большинства предприятий поступают в атмосферу без очистки. На многих предприятиях не разработаны или не соблюдаются нормативы предельно допустимых выбросов, не проводятся мероприятия по охране атмосферного воздуха. Утвержденную санитарно-защитную зону имеют менее 25 процентов предприятий.
Вследствие активного хозяйственного воздействия на водные ресурсы Республики Дагестан в бассейнах многих рек сложилась неудовлетворительная экологическая обстановка - вода рек и водоемов загрязнена химическими веществами, солями тяжелых металлов, биогенными веществами, пестицидами, органическими соединениями. Водоохранные зоны не утверждены. Негативное действие на экологическое состояние рек оказывает несоблюдение режимов хозяйственной деятельности в водоохранных зонах водных объектов (неканализированные населенные пункты, предприятия, фермы, мелиоративные системы, сбрасывающие бытовые отходы и сточные воды). Воды большинства водных объектов республики относятся к третьему классу качества и оцениваются как загрязненные.
Состояние уникального разнообразного животного мира в Республике Дагестан ухудшается с каждым годом, чему способствует множество факторов, основным из которых является антропогенный. Недостаточно внимания уделяется мероприятиям, направленным на охрану объектов животного мира, на сохранение биологического разнообразия видов. Анализ динамики численности объектов животного мира показал, что на большей части территории республики популяция копытных животных имеет тенденцию к снижению численности. Государственный мониторинг объектов животного мира не проводится в полном объеме. В связи с изменением в 2009-2011 годах законодательства в области охраны охотничьих ресурсов и объектов животного мира возникла необходимость в проведении территориального охотустройства, государственного мониторинга охотничьих ресурсов, отсутствие которых затрудняет своевременное принятие управленческих решений по рациональному использованию охотничьих ресурсов.
В настоящее время система экологического мониторинга (мониторинга окружающей среды) в Республике Дагестан представлена исключительно территориальными органами и подведомственными учреждениями федеральных органов государственной власти. Региональная система экологического мониторинга отсутствует.
Мониторинг состояния атмосферного воздуха проводится по 12 постам наблюдения (или мониторинговым точкам), из них по полной программе - 3 поста по г. Махачкале, по сокращенной программе - 9 постов, в том числе по Махачкале - 2 поста, г. Хасавюрту - 2 поста, г. Кизилюрту и Кизилюртовскому району - 5 постов. Мониторинг атмосферного воздуха на 3 стационарных постах Даггидрометцентра в г. Махачкале не может дать достоверные данные о состоянии атмосферного воздуха. На территории Республики Дагестан осуществляется наблюдение за 94 водными объектами на 102 постах, режимные наблюдения Даггидрометцентром проводятся 6 раз в год. В 2010-2011 годах отмечалось снижение объема лабораторного контроля органами Роспотребнадзора по Республике Дагестан за уровнями загрязнения атмосферного воздуха в несколько раз, в 2010 году не проводились исследования атмосферного воздуха в сельских поселениях.
Таким образом, недостаточное количество постов наблюдения федеральной наблюдательной сети, отсутствие непрерывности измерений не обеспечивает всесторонний и комплексный контроль за состоянием атмосферного воздуха и водных объектов, не позволяет предоставлять органам власти республики оперативную, достоверную информацию о состоянии и величине техногенного воздействия на окружающую среду, сформировать полноценную информационную базу для принятия своевременных решений по регулированию воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду.
Процессы, связанные с загрязнением атмосферного воздуха и вод рек республики и антропогенным воздействием на окружающую среду, требуют эффективных управленческих решений в области охраны окружающей среды в целях определения причин и источников, сокращения негативного воздействия на окружающую среду, разработки и реализации мер по улучшению экологической ситуации и контролю качества окружающей среды на базе данных мониторинга состояния окружающей среды.
Повышение эффективности регулирующей и контрольной деятельности, направленной на снижение негативного воздействия природопользователей на окружающую среду, а также выполнение мероприятий по предотвращению или смягчению негативных последствий хозяйственной деятельности на окружающую среду на основании оперативных данных о состоянии окружающей среды является одной из важнейших задач в деятельности природоохранных органов республики.
Дальнейшее функционирование системы охраны и мониторинга окружающей среды республики без использования программно-целевого метода в условиях наблюдаемого в последние годы сокращения выделения бюджетных средств, передачи все большего количества полномочий Российской Федерации регионам без обеспечения в полном объеме требуемого финансирования на их выполнение из федерального бюджета и снижение количества исследований загрязнения атмосферного воздуха и поверхностных вод (проводимых территориальными органами и подведомственными учреждениями федеральных органов власти) будет затруднено. Это приведет к нарастанию тенденции ухудшения состояния окружающей среды, увеличению количества и частоты возникновения выбросов и сбросов вредных веществ от хозяйственной и иной деятельности природопользователей, сохранению высокого уровня загрязнения атмосферного воздуха и поверхностных вод, увеличению негативного антропогенного воздействия на природные ресурсы (в том числе на объекты животного мира).
Предусматриваемое Стратегией и Схемой территориального планирования Республики Дагестан развитие сети автомобильных дорог и транспортно-логистического узла, туристического кластера, а также планы интенсивного промышленного развития и освоения природных ресурсов, строительства требуют пристального внимания к оценке и предотвращению загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов, вопросам охраны объектов животного мира и охотничьих ресурсов, что обусловливает необходимость расширения сети наблюдения за состоянием атмосферного воздуха.
Нарастание проблем в области загрязнения окружающей среды в Республике Дагестан может стать одним из сдерживающих факторов на пути обеспечения благоприятных экологических условий жизни населения, достижения высоких темпов экономического развития, модернизации экономики и повышения инвестиционной привлекательности республики.
Таким образом, активизация и консолидация усилий органов государственной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления в решении поставленных в настоящей Концепции задач актуальны и необходимы.
IV. Возможные варианты решения проблемы. Оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
При формировании Программы были проанализированы два основных варианта решения проблемы - инерционный и оптимистический.
Реализация Программы по инерционному варианту предусматривает:
сохранение структуры финансирования основных направлений в области охраны окружающей среды в пределах действующих расходных обязательств;
контроль в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности, находящихся на территории Республики Дагестан, в области охраны и использования объектов животного мира и охотничьих ресурсов;
применение существующих механизмов государственного (федерального и республиканского) экологического мониторинга, в основном путем анализа данных, предоставляемых федеральной сетью экологического мониторинга;
решение задач развития системы экологического образования и просвещения собственными силами Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан;
сохранение негативных тенденций в освоении и развитии материально-сырьевой базы Республики Дагестан, способных осложнить удовлетворение потребностей экономики в топливно-энергетическом и минерально-строительном сырье, качественной питьевой воде;
устойчивое недофинансирование мероприятий по развитию региональной системы государственного мониторинга вследствие недостаточности бюджетных ассигнований, в связи с чем установка региональных стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха осуществлена только в городах с наибольшим уровнем загрязнения воздуха (гг. Махачкала, Дербент, Кизилюрт, Хасавюрт).
При реализации программы в рамках инерционного сценария ожидается следующее:
информация о состоянии атмосферного воздуха будет неполной вследствие недостаточного количества постов наблюдения и периодичности проведения измерений федеральной наблюдательной сети, сокращающегося количества измерений, осуществляемых федеральной сетью наблюдений за состоянием окружающей среды;
эффективность выявления нарушений в области постановки на учет природопользователей, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, контроля соблюдения норм законодательства об охране окружающей среды природопользователями останется на прежнем уровне из-за отсутствия оперативной информации о правонарушениях;
ухудшение состояния атмосферного воздуха, сокращение количества охотничьих ресурсов станут факторами, снижающими рекреационный потенциал республики и ухудшающими состояние окружающей среды, что негативно отразится на социально-экономических условиях жизни населения;
снизится прирост запасов нефти в связи с сокращением поисково-разведочного бурения и объемов предварительно оцененных запасов;
недостаточно эффективно будет использоваться сырьевой потенциал промышленности строительных материалов;
сохранится дефицит водопотребления, связанный как с фактическим отсутствием воды, так и с техногенным загрязнением подземных вод;
снизится активность научно-исследовательской деятельности в сфере экологии и охраны окружающей среды;
снизится уровень охвата обучающихся учреждений общего, дополнительного и профессионального образования программами экологического образования;
снизится уровень экологической грамотности населения, возрастет негативное воздействие на окружающую среду жителей и гостей Республики Дагестан.
Таким образом, цель Стратегии - создание условий развития человеческого потенциала республики посредством улучшения качества окружающей среды и экологических условий жизни человека - достигнута не будет.
Достижение целевых показателей инновационного варианта развития Республики Дагестан, отраженных в Стратегии, требует реализации комплекса мер, направленных на развитие системы мониторинга и охраны окружающей среды Республики Дагестан на период до 2018 года по оптимистическому варианту.
Реализация Программы по оптимистическому варианту предусматривает:
финансирование в полном объеме Программы из республиканского бюджета и осуществление комплекса мероприятий, связанных с созданием и развитием региональной сети мониторинга состояния атмосферного воздуха (стационарных и передвижных постов наблюдений и республиканского аналитического центра экологического мониторинга);
использование в региональной системе экологического мониторинга данных, предоставляемых федеральной сетью экологического мониторинга, а также потенциала производственных и научных лабораторий экологического контроля и мониторинга;
выполнение в полном объеме мероприятий по проведению мониторинга, обеспечению рационального использования охотничьих ресурсов и объектов животного мира;
эффективное государственное регулирование и управление работами по развитию материально-сырьевой базы;
решение задач развития системы экологического образования совместными усилиями Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, Министерства образования и науки Республики Дагестан, вузов республики;
усиление государственного республиканского экологического контроля в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности, находящихся на территории Республики Дагестан, в области охраны и использования объектов животного мира и охотничьих ресурсов на основе данных системы регионального мониторинга.
При реализации Программы в рамках оптимистического сценария ожидается:
своевременное выявление изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, повышение качества оценки и прогноза состояния атмосферного воздуха за счет создания базы достоверных, полных данных республиканской сети мониторинга состояния атмосферного воздуха;
повышение эффективности государственного республиканского экологического контроля на основании данных региональной сети стационарных и передвижных постов контроля качества атмосферного воздуха за счет оперативного обнаружения и фиксирования правонарушений, перерасчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, поступающей, в том числе, в республиканский бюджет;
повышение оперативности действий органов государственной власти республики и природопользователей по предупреждению и снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на атмосферный воздух, сокращение числа сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками вследствие повышения оперативности контроля, определения причин и источников выбросов, расширения территориального покрытия региональной наблюдательной сети;
повышение обоснованности решений о необходимых мероприятиях по воспроизводству или регулированию численности животных на основании данных мониторинга объектов животного мира и охотничьих ресурсов;
получение прироста запасов нефти и газа на новых объектах и обеспечение создания ликвидного фонда месторождений твердых полезных ископаемых и подземных питьевых вод;
повышение охвата населения мероприятиями в сфере экологического образования и просвещения, повышение уровня экологической культуры населения, формирование бережного отношения жителей и гостей республики к окружающей среде;
повышение качества и охвата обучающихся учреждений общего, дополнительного и профессионального образования программами экологического образования.
При реализации различных вариантов развития системы мониторинга и охраны окружающей среды Республики Дагестан на достижение стратегических целей Программы могут повлиять такие риски, как недофинансирование Программы, организационные, нормативно-правовые и экономические риски.
Риск недофинансирования мероприятий Программы связан с несоответствием выделяемых бюджетных ассигнований на развитие системы мониторинга и охраны окружающей среды требованиям к необходимой инфраструктуре сети и количеству измерений в рамках экологического мониторинга.
Макроэкономические риски обусловлены изменениями состояния финансовых рынков и деловой активности, которые могут отразиться на стоимости привлекаемых средств и сократить объем финансирования.
Организационные риски связаны с возможными трудностями в организации взаимодействия в целях получения оперативной информации с администраторами федеральной сети экологического мониторинга на территории Республики Дагестан, с предприятиями-природопользователями, осуществляющими производственный экологический контроль. Также эти риски включают возможность принятия неэффективных управленческих решений в ходе управления и координации действий участников Программы.
Риски несовершенства системы нормативно-правового регулирования деятельности оказывают влияние на состояние окружающей среды. Задержка принятия запланированных нормативных правовых актов может существенно снизить результативность Программы.
Ожидаемым негативным последствием указанных рисков является неполное достижение целевых показателей, предусмотренных Стратегией.
При реализации Программы в рамках оптимистического сценария развития системы мониторинга и охраны окружающей среды Республики Дагестан негативное влияние указанных рисков на ход исполнения мероприятий Программы и их результативность будут снижены.
Риски недофинансирования мероприятий и принятия неэффективных управленческих решений могут оказать отрицательное воздействие на эффективность реализации Программы в целом.
Риск недофинансирования из республиканского бюджета может быть минимизирован путем корректировки объемов финансирования Программы и перераспределения мероприятий по годам ее реализации.
Учитывая, что при реализации мероприятий Программы будет сформирована система текущего управления, координации и контроля, риск принятия неэффективных управленческих решений будет минимален. Этому будет способствовать широкое информирование ответственных исполнителей и соисполнителей по отдельным мероприятиям Программы, в том числе через средства массовой информации и иным путем, об изменениях обязательных требований, принимаемых мерах по поддержанию допустимого уровня риска, а также мерах по снижению административного вмешательства при осуществлении государственного контроля.
Развитие по оптимистическому варианту с использованием программно-целевого метода является наиболее эффективным путем решения имеющихся проблем, позволяет в комплексе решать задачи перспективного характера, а также в наибольшей степени соответствует целевым показателям инновационного варианта социально-экономического развития Республики Дагестан.
V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом
Реализацию Программы предлагается осуществить в 2013-2017 годах. Заявленный срок реализации Программы является необходимым и достаточным для получения ощутимых общественно значимых результатов путем решения задач по совершенствованию нормативно-правового, организационного, кадрового, учебно-методического, материально-технического, информационного и научного обеспечения мониторинга и охраны окружающей среды Республики Дагестан.
Сокращение срока реализации Программы не позволит получить ощутимый результат от предпринимаемых мер государственной поддержки экологического образования и просвещения.
Больший срок реализации Программы в условиях высокого уровня неопределенности внутренней и внешней среды снизит эффективность программируемых мероприятий и негативно повлияет на активность участников реализации мероприятий Программы.
Программно-целевой подход, заложенный в Программе, предусматривает как последовательную, так и параллельную реализацию мероприятий.
VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам
Выбор целей и задач Программы основывается на положениях Федерального закона "Об охране окружающей среды", Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, а также Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года.
Основными целями Программы являются:
информационное обеспечение деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан по принятию решений, направленных на повышение качества окружающей среды;
обеспечение рационального использования охотничьих ресурсов и объектов животного мира;
сохранение природных ресурсов и сбалансированное развитие природно-сырьевой базы, обеспечение безопасного использования геологической среды;
создание условий для повышения эффективности системы экологического образования и воспитания ответственного отношения к окружающей среде.
Для информационного обеспечения деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан в сфере состояния и техногенного воздействия на отдельные компоненты окружающей среды планируется решить следующие задачи:
формирование и обеспечение функционирования сети комплексного мониторинга состояния атмосферного воздуха республики;
разработка организационной структуры и нормативного обеспечения управления республиканской системой экологического мониторинга.
Достижение этой цели позволит повысить оперативность и обоснованность принятия решений по сокращению и предотвращению негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности, будет способствовать поддержанию благоприятных условий жизни населения.
В рамках обеспечения рационального использования охотничьих ресурсов и объектов животного мира необходимо решить следующие задачи:
организация и осуществление учета, государственного мониторинга, регулирования численности охотничьих ресурсов на территории Республики Дагестан;
обеспечение охраны и контроля использования охотничьих ресурсов, организация охотничьего хозяйства республики.
Рациональное использование и воспроизводство объектов животного мира, охотничьих ресурсов и среды их обитания является важным условием развития туристско-рекреационного потенциала, сохранения уникальной природы для будущих поколений жителей Республики Дагестан.
Достижение основных целей развития материально-сырьевой базы Республики Дагестан обеспечивается решением следующих задач:
обеспечение безопасного использования геологической среды;
региональное геологическое, гидрогеологическое и геоэкологическое изучение территории Республики Дагестан, локализация ресурсов стратегических видов минерального сырья, подготовка участков недр федерального значения для лицензирования недропользования;
подготовка разведанных запасов и месторождений полезных ископаемых к эксплуатации, поддержание сырьевых баз действующих нефтедобывающих компаний и предприятий-недропользователей, разрабатывающих минерально-строительное сырье;
усиление работ по научно-методическому обеспечению и сопровождению геологоразведочного процесса, обеспечение научного опережения работ по воспроизводству минерально-сырьевых ресурсов, в первую очередь по обоснованию выявления новых месторождений и районов с неоцененным ресурсным потенциалом;
эффективное использование государственных геологических информационных ресурсов о недрах, завершение создания единой системы управления геологическими информационными ресурсами.
Повышение эффективности системы экологического образования и воспитания ответственного отношения к окружающей среде достигается решением следующих задач:
развитие нормативно-правовой базы системы экологического образования;
совершенствование организационного обеспечения системы экологического образования и просвещения;
повышение качества кадрового обеспечения системы экологического образования и просвещения;
совершенствование учебно-методического обеспечения системы экологического образования и просвещения;
развитие материально-технической базы экологического образования и просвещения;
создание информационной среды, обеспечивающей деятельность системы экологического образования и просвещения;
поддержка научно-исследовательской деятельности в области экологии и охраны окружающей среды.
Реализация системного подхода к решению определенных в Программе задач предполагает создать многоуровневую модель системы экологического образования, учитывающую все направления экологического образования в Республике Дагестан.
VII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы
Финансирование Программы должно обеспечивать безусловную реализацию мероприятий, направленных на достижение ее целей и задач.
Финансирование мероприятий Программы предусматривается осуществлять за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан.
Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 341,71 млн. рублей, из них по подпрограммам:
"Экологический мониторинг окружающей среды в Республике Дагестан" - 112,32 млн. рублей (32,9 проц.);
"Охрана и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания в Республике Дагестан" - 64,70 млн. рублей (18,9 проц.);
"Развитие минерально-сырьевой базы Республики Дагестан" - 116,55 млн. рублей (34,1 проц.);
"Экологическое образование и просвещение в Республике Дагестан" - 48,14 млн. рублей (14,1 проц.).
Финансирование Программы по годам реализации предусматривает выделение средств в следующих объемах:
2013 г. - 79,205 млн. рублей;
2014 г. - 65,930 млн. рублей;
2015 г. - 70,805 млн. рублей;
2016 г. - 67,245 млн. рублей;
2017 г. - 58,525 млн. рублей.
Государственный заказчик Программы ежегодно в установленном порядке готовит бюджетную заявку на финансирование мероприятий Программы и предложения по корректировке целевых показателей, сроков и объемов финансирования.
Объемы финансирования из республиканского бюджета Республики Дагестан и иных источников, предусмотренные Программой, подлежат ежегодной корректировке в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете и законом Республики Дагестан о республиканском бюджете Республики Дагестан на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
Прогнозные объемы финансирования программы по годам реализации, источникам финансирования, видам расходов приведены в приложении N 1.
VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, будет способствовать достижению следующих социально-экономических результатов:
создание благоприятных условий проживания населения, снижение риска заболеваний, обусловленных воздействием фактора загрязнения окружающей среды, обеспечение возможности для здоровой и комфортной жизни населения республики;
развитие сферы услуг в области туризма и рекреации за счет сокращения уровня негативного антропогенного воздействия на атмосферный воздух, сохранения биологического разнообразия охотничьих ресурсов и среды их обитания;
создание эффективной системы экологического образования и просвещения за счет механизмов, позволяющих повысить уровень экологической культуры населения, сформировать нормы поведения и гармоничного сосуществования с окружающей средой.
Эффективность Программы будет заключаться в:
увеличении охвата учащихся экологическим образованием в учреждениях дополнительного образования в сфере экологии;
увеличении целевой аудитории, охваченной социальной рекламой экологического содержания;
росте числа педагогических работников учреждений общего и дополнительного образования, повысивших квалификацию по экологическим направлениям;
увеличении числа мероприятий по популяризации ценностей экологической культуры (экологические конкурсы, премии и др.).
Для оценки степени решения задач Программы предлагается использовать систему показателей, установленных формами государственного федерального статистического наблюдения. Динамика основных показателей достижения цели Программы (целевые индикаторы) приведена в приложении N 2.
Система целевых индикаторов и показателей для мониторинга хода реализации мероприятий Программы может быть уточнена в рамках разрабатываемой Программы.
IX. Предложения по участию органов исполнительной власти Республики Дагестан, ответственных за формирование и реализацию Программы
Ответственным исполнителем, отвечающим за своевременную и качественную разработку проекта Программы, ее реализацию, контроль, организацию учета и отчетности по Программе, является Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан.
С целью своевременной и качественной разработки проекта программы планируется создать межведомственную рабочую группу, в состав которой войдут представители Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, Министерства образования и науки Республики Дагестан, ученые и специалисты научных учреждений, высших учебных заведений Республики Дагестан.
X. Предложения по государственным заказчикам Программы
Государственным заказчиком Программы является Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан.
XI. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации Программы
Мероприятия, включаемые в Программу, формируются и исполняются Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан при участии заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Республике Дагестан и органов местного самоуправления посредством размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.
Расходование средств, выделяемых на реализацию мероприятий, предусмотренных Программой, предполагается осуществлять по следующим направлениям:
создание материально-технической базы региональной системы экологического мониторинга, разработка и внедрение инструментов управления, развитие механизмов информационного обеспечения принятия управленческих решений в области охраны окружающей среды на основе данных государственного экологического мониторинга;
осуществление мероприятий, направленных на обеспечение рационального использования и охрану охотничьих ресурсов и среды их обитания;
обеспечение экологической безопасности в зоне воздействия разработки месторождений полезных ископаемых на территории Республики Дагестан;
обеспечение государства, общества и иных потребителей необходимой геологической информацией о минеральных ресурсах, подземных водах и состоянии недр;
эффективное управление государственным фондом недр, обеспечивающее защиту социальных, экономических и экологических интересов населения республики и среднесрочных потребностей экономики Республики Дагестан в топливно-энергетическом и строительном сырье, ликвидных твердых нерудных полезных ископаемых и качественных питьевых подземных водах;
разработка и внедрение программ экологического образования обучающихся учреждений общего, дополнительного и профессионального образования;
проведение информационной политики с целью повышения экологической грамотности и культуры населения;
организация взаимодействия научного сообщества с органами государственной власти и местного самоуправления в сфере экологии;
повышение уровня подготовки кадрового состава в сфере экологии образовательных учреждений, органов государственного и муниципального управления, предприятий и организаций.
XII. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан является государственным заказчиком Программы и в ходе ее выполнения:
обеспечивает в пределах своих полномочий разработку нормативных правовых актов, необходимых для выполнения Программы;
несет ответственность за своевременную и качественную реализацию мероприятий Программы и достижение ее результатов;
организует текущее управление реализацией Программы (определение состава, функций и согласованности звеньев всех уровней управления);
обеспечивает непрерывный контроль эффективности реализуемых мероприятий Программы;
использует правовые рычаги влияния, способствующие решению задач Программы;
анализирует эффективность использования в ходе реализации Программы средств республиканского бюджета Республики Дагестан;
организует мониторинг хода реализации Программы и оценку достижения ее целевых индикаторов.
Государственный заказчик Программы:
обеспечивает реализацию Программы и несет ответственность за достижение ее результатов;
осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделяемых на реализацию Программы.
Настоящей Концепцией предусматривается, что важнейшим элементом реализации Программы является взаимосвязь планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки Программы.
В связи с этим предполагается ежегодный анализ хода реализации Программы на основе оценки результативности ее мероприятий и достижения целевых индикаторов.
Ответственный исполнитель Программы - Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан.
Соисполнителем Программы является Министерство образования и науки Республики Дагестан.
Соисполнитель программы ежегодно до 20 января представляет в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан доклад о ходе реализации и оценке эффективности Программы.
Доклад должен содержать:
сведения о результатах реализации Программы за отчетный год;
данные об объемах привлеченных средств республиканского бюджета Республики Дагестан и их целевом использовании;
сведения о соответствии результатов фактическим затратам на реализацию Программы;
сведения о соответствии фактических показателей реализации Программы показателям, установленным при утверждении Программы Правительством Республики Дагестан;
информацию о ходе и полноте выполнения программных мероприятий;
сведения о внедрении и эффективности инновационных проектов;
оценку эффективности реализации Программы.
Ответственный исполнитель - Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан ежегодно до 1 февраля направляет сводный доклад о ходе реализации и оценке эффективности Программы в Правительство Республики Дагестан, Министерство экономики Республики Дагестан, Министерство финансов Республики Дагестан.
По результатам оценки эффективности Программы Правительство Республики Дагестан может принять решение о сокращении на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на ее реализацию или о досрочном прекращении реализации отдельных мероприятий или Программы в целом, начиная с очередного финансового года.
Приложение N 1
к Концепции республиканской целевой
программы "Мониторинг и охрана
окружающей среды в Республике
Дагестан на 2013-2017 годы"
Объемы и источники
финансирования республиканской целевой программы "Мониторинг и охрана окружающей среды Республики Дагестан на 2013-2017 годы"
Источники финансирования |
2013-2017 |
Годы |
||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
||
Общий объем финансирования, млн. рублей |
341,71 |
79,205 |
65,930 |
70,805 |
67,245 |
58,525 |
в том числе средства: |
|
|
|
|
|
|
республиканского бюджета Республики Дагестан |
341,71 |
79,205 |
65,930 |
70,805 |
67,245 |
58,525 |
из них по подпрограммам: |
|
|
|
|
|
|
экологический мониторинг окружающей среды в Республике Дагестан |
112,32 |
27,46 |
28,56 |
26,56 |
19,66 |
10,08 |
охрана и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания в Республике Дагестан |
64,700 |
27,985 |
10,060 |
8,785 |
8,885 |
8,985 |
развитие минерально-сырьевой базы Республики Дагестан |
116,55 |
17,60 |
20,15 |
24,30 |
27,20 |
27,30 |
экологическое образование и просвещение в Республике Дагестан |
48,14 |
6,16 |
7,16 |
11,16 |
11,50 |
12,16 |
Приложение N 2
к Концепции республиканской целевой
программы "Мониторинг и охрана
окружающей среды в Республике
Дагестан на 2013-2017 годы"
Целевые индикаторы и показатели
реализации республиканской целевой программы "Мониторинг и охрана окружающей среды Республики Дагестан на 2013-2017 годы"
N п/п |
Наименование индикатора |
2011 год (базовый) |
2013-2017 годы |
Значение |
||||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Экологический мониторинг окружающей среды в Республике Дагестан | ||||||||
1. |
Объем информации (количество измерений) о состоянии окружающей среды, полученной на основании мониторинговых исследований, поступающей для анализа в органы исполнительной власти Республики Дагестан (тыс. измерений) |
- |
49,860 |
2,280 |
6,840 |
10,900 |
13,960 |
15,880 |
2. |
Количество пунктов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха (ед.) |
- |
14 |
4 |
4 |
3 |
2 |
1 |
3. |
Количество рейдовых мероприятий по выявлению нарушений законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха на основе данных мониторинговых исследований по жалобам населения на загрязнение воздуха (ед.) |
- |
860 |
40 |
120 |
190 |
240 |
270 |
4. |
Доля устраненных нарушений требований природоохранного законодательства в общем объеме нарушений, выявленных в процессе проведения мероприятий по региональному государственному контролю в области охраны окружающей среды (%) |
19,8 |
до 70 |
25 |
30 |
40 |
55 |
70 |
Охрана и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания в Республике Дагестан | ||||||||
1. |
Количество выявленных административных правонарушений в области охраны и использования объектов животного мира в результате рейдовых мероприятий (шт.) |
277 |
2093 |
319 |
367 |
422 |
485 |
500 |
2. |
Объем выполняемых учетных работ, государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания (тыс.га) |
298,8 |
1646,0 |
314,8 |
314,8 |
322,8 |
338,8 |
354,8 |
3. |
Проведение территориального охотустройства (% /тыс.га) |
- |
100/4763,7 |
100/4763,7 |
|
|
|
|
4. |
Выдача охотничьих билетов единого федерального образца (шт.) |
7200 |
49000 |
30000 |
10000 |
3000 |
3000 |
3000 |
Развитие минерально-сырьевой базы Республики Дагестан | ||||||||
1. |
Количество выданных и переоформленных лицензий на разработку недр ОПИ (шт.) |
34 |
270 |
40 |
50 |
55 |
60 |
65 |
2. |
Доля площадей рекультивированных и возвращенных земель в хозяйственный оборот от общей площади заброшенных и некультивированных карьеров (%) |
- |
до 30 |
- |
- |
20 |
25 |
30 |
3. |
Доля устраненных нарушений требований законодательства в общем объеме нарушений, выявленных в процессе проведения мероприятий по региональному государственному контролю на объектах добычи ОПИ (%) |
- |
до 70 |
25 |
30 |
40 |
55 |
70 |
4. |
Доля внедренных к общему числу разработанных нормативно-методических документов, регламентирующих порядок проведения геологического надзора (%) |
- |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
5. |
Количество обследованных месторождений с разведанными и подтвержденными запасами ОПИ (шт.) |
- |
230 |
- |
60 |
60 |
60 |
50 |
6. |
Объем осуществленной геохимической съемки и составленных геологических карт равнинного и предгорного Дагестана (кв. км) |
- |
16000 |
1263,25 |
2105,25 |
4210, 5 |
4210,5 |
4210,5 |
7. |
Доля инвентаризованных скважин на территории северодагестанского артезианского бассейна (%) |
- |
40 |
8 |
16 |
24 |
32 |
40 |
8. |
Количество проведенных работ по маркшейдерскому контролю на объектах недропользования за объемами добычи ОПИ на территории Республики Дагестан (ед.) |
|
100 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
9. |
Объем выполненных работ по обследованию скважин на территории северодагестанского артезианского бассейна Республики Дагестан в 2012-2013 гг. (%) |
|
100 |
100 |
|
|
|
|
Экологическое образование и просвещение в Республике Дагестан | ||||||||
1. |
Охват населения Республики Дагестан мероприятиями в сфере экологического просвещения (%) |
4,3 |
28,7 |
5,1 |
8,4 |
13,4 |
19,6 |
28,7 |
2. |
Охват учащихся экологическим образованием (%) |
1,8 |
11,6 |
2,3 |
3,7 |
5,6 |
8,3 |
11,6 |
3. |
Наличие пакета нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность системы (есть/нет) |
- |
|
есть |
|
|
|
|
4. |
Наличие координирующего органа Координационного совета по вопросам экологического образования (есть/нет) |
- |
|
есть |
|
|
|
|
5. |
Число специалистов, повысивших квалификацию в сфере экологии (чел.) |
- |
1075 |
65 |
140 |
215 |
290 |
365 |
6. |
Наличие комплекса практических рекомендаций по неформальному образованию населения для администраций муниципальных образований (есть/нет) |
- |
- |
- |
есть |
|
|
|
7. |
Число объектов социальной рекламы, размещенных на территории Республики Дагестан (ед.) |
- |
300 |
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
8. |
Число участников конкурса "Самый чистый двор" (чел.) |
- |
170 |
|
20 |
40 |
50 |
60 |
9. |
Число участников республиканской научно-практической конференции "Актуальные экологические проблемы природопользования Дагестана" (чел.) |
60 |
520 |
70 |
80 |
100 |
120 |
150 |
10. |
Число участников конкурса "Лучшая экскурсия в ОПТ" (чел.) |
- |
425 |
50 |
75 |
100 |
100 |
100 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Дагестан от 9 ноября 2012 г. N 270-р
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Республики Дагестан от 15 ноября 2012 г. N 21 ст. 937