Решение Верховного Суда Чувашской Республики
от 2 ноября 2012 г. по делу N 3-24-2012
(извлечение)
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 февраля 2013 г. N 31-АПГ13-1 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Чувашской Республики в составе: председательствующего, при секретаре,
с участием представителей общества с ограниченной ответственностью "Автолайн", представителя Кабинета Министров Чувашской Республики, Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, прокурора,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью ООО "Автолайн" о признании недействующим в части постановления Совета Министров Чувашской Республики от 29 октября 1993 года N 372 "О дополнении списка памятников истории культуры местного (Чувашской Республики) значения, подлежащих государственной охране",
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Автолайн" обратилось в Верховный Суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействующим с момента принятия постановления Совета Министров Чувашской Республики от 29 октября 1993 года N 372 "О дополнении списка памятников истории и культуры местного (Чувашской Республики) значения, подлежащих государственной охране" в части включения в список памятников истории и культуры местного (Чувашской Республики) значения, подлежащих государственной охране, административного здания, расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. Володарского (в настоящее время - ул. Композиторов Воробьевых) 5а.
В обоснование заявления указано следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Автолайн" является собственником названного административного здания, включенного оспариваемым постановлением органа государственной власти Чувашской Республики в список памятников истории и культуры местного значения, подлежащих государственной охране. Между тем как на момент принятия оспариваемого постановления, так и в другие периоды времени здание не представляло исторической и культурной ценности, что подтверждено заключением историко-культурной экспертизы, проведенной в феврале - марте 2011 года по инициативе ООО "Автолайн". Со ссылкой на то, что историко-культурная ценность здания не подтвердилась и что оно было ошибочно включено в список памятников истории и культуры, подлежащих государственной охране, в 2009 году Министерство культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики уже обращалось в Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия с просьбой исключить указанный объект недвижимости из реестра объектов культурного наследия, т.е. орган государственной власти республики признал тем самым необоснованность включения здания в список памятников истории и культуры. Кроме того, заявитель полагает, что отнесение здания к памятникам истории и культуры местного (Чувашской Республики) значения произведено с нарушением порядка, установленного статьей 18 действовавшего на тот период времени Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года "Об охране и использовании памятников истории и культуры", а именно без согласования с Министерством культуры РСФСР. Соответственно, оспариваемые нормативные установления, фактически возлагая на собственника здания дополнительные обязательства и ограничения по использованию здания как объекта культурного наследия, нарушают его права и охраняемые законом интересы.
В судебном заседании представители ООО "Автолайн" заявление поддержали, дополнительно пояснив суду, что паспорт памятника истории и культуры, который должен содержать сведения об основаниях признания данного объекта памятником истории и культуры, вообще не оформлялся, и что Кабинет Министров Чувашской Республики фактически не располагает указанным заключением.
Представитель Кабинета Министров Чувашской Республики (со времени признания утратившим силу Закона Чувашской Республики от 31 июля 1992 года "О Совете Министров Чувашской Республики" статьей 46 Закона Чувашской Республики от 30 апреля 2002 года N 13 "О Кабинете Министров Чувашской Республики" Кабинет Министров Чувашской Республики признан постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Чувашской Республики), Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики возражал против удовлетворения заявления, пояснив, что оспариваемые нормативные установления приняты Советом Министров Чувашской Республики в пределах полномочий данного органа государственной власти республики с соблюдением установленной процедуры принятия акта. Принадлежащий в настоящее время заявителю объект недвижимости был отнесен к памятникам истории и культуры местного значения как здание, сооруженное в 1930 году в стиле конструктивизма. Одновременно представитель заинтересованных лиц подтвердил, что в 2009 году Министерство культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики действительно обращалось в Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия с просьбой исключить указанный объект недвижимости (в числе иного 21 объекта) из реестра объектов культурного наследия как ошибочно включенный в список таких объектов, и что в октябре 2012 года Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики дало согласие на исключение здания из соответствующего реестра по запросу Министерства культуры Российской Федерации в рамках подготовки последним документа об исключении данного памятника истории и культуры из реестра объектов культурного наследия.
Прокурор прокуратуры Чувашской Республики полагал подлежащим удовлетворению заявление ООО "Автолайн".
Верховный Суд Чувашской Республики находит подлежащим удовлетворению заявление ООО "Автолайн" по следующим основаниям.
Подпунктом 15 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Специальным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере государственной охраны памятников истории и культуры народов Российской Федерации, является Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ.
В период времени принятия оспариваемого заявителем постановления действовал Закон РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" от 15 декабря 1978 года.
Статьей 17 указанного Закона (в редакции, действовавшей на день принятия оспариваемого постановления) предусматривалось, что в целях организации учета и охраны памятников истории и культуры недвижимые памятники подразделяются на общесоюзного, республиканского и местного значения.
Порядок отнесения недвижимых памятников истории и культуры к категории памятников местного значения был определен ст. 18 этого Закона - такие решения принимались советами министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов по согласованию с Министерством культуры РСФСР.
Таким образом, оспариваемое постановление было принято органом исполнительной власти Чувашской Республики с соблюдением его компетенции.
В период времени принятия оспариваемого акта законодательство не предусматривало обязательного официального опубликования нормативных правовых актов исполнительного органа государственной власти. Согласно ст. 10 Закона Чувашской Республики от 31 июля 1992 года "О Совете Министров Чувашской Республики" акты Совета Министров Чувашской Республики вступали в силу с момента их подписания, если иное не было определено в самом акте. Следовательно, необходимо исходить из того, что оспариваемый нормативный правовой акт действует с момента его подписания; к тому же установлено, что текст постановления Совета Министров Чувашской Республики от 29 октября 1993 года N 372 "О дополнении Списка памятников истории культуры местного (Чувашской Республики) значения, подлежащих государственной охране" был опубликован в официальном периодическом издании - информационном бюллетене "Собрание законодательства Чувашской Республики" (N 9 за 2003 год).
Согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности возлагается на орган или должностное лицо, принявшие оспариваемый акт, и в порядке подготовки дела к судебному разбирательству суд обязал Кабинет Министров Чувашской Республики представить указанные доказательства.
Представленные Кабинетом Министров Чувашской Республики доказательства не подтверждают обоснованность отнесения Советом Министров Чувашской Республики постановлением от 29 октября 1993 года N 372 "О дополнении Списка памятников истории культуры местного (Чувашской Республики) значения, подлежащих государственной охране" к памятникам истории и культуры местного (Чувашской Республики) значения, подлежащих государственной охране, административного здания, расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. Володарского (в настоящее время - ул. Композиторов Воробьевых) 5а.
В силу ст. 16 Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" от 15 декабря 1978 года памятники истории и культуры, независимо от того, в чьей собственности они находились, подлежали государственному учету, и этот учет осуществлялся в порядке, определяемом Советом Министров СССР.
В соответствии с Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. N 865, государственный учет памятников истории и культуры включало выявление и обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников. Этим же Положением было определено, что порядок учета памятников истории и культуры и формы учетных документов устанавливают Министерство культуры СССР или Главное архивное управление при Совете министров СССР в зависимости от вида памятников.
Согласно пунктам 12, 13, 15, 16 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 г. N 203, государственные органы охраны памятников при получении сведений об обнаружении объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, должны были организовать проведение экспертизы и в случаях установления их культурной ценности указанные объекты подлежали регистрации в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Для проведения экспертизы привлекались специалисты научно-исследовательских и проектных организаций, обществ охраны памятников истории и культуры и других специализированных организаций. В список вновь выявленных объектов включались краткая характеристика каждого регистрируемого объекта, а также заключение экспертизы о возможности признания данного объекта памятником истории и культуры. Государственный орган охраны памятников организовывал обследование и изучение включенных в списки вновь выявленных объектов, составление на них учетных документов. На каждый недвижимый памятник и вновь выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, составлялась учетная карточка, содержащая в том числе сведения о наличии научной документации, месте ее хранения, краткое описание и иллюстративный материал, и на каждый недвижимый памятник составлялся паспорт, являющийся учетным документом, содержащим сумму научных сведений и фактических данных, характеризующих, в частности, историю памятника и его современное состояние, оценку исторического, научного, художественного или иного культурного значения, а также об основных историко-архитектурных и библиографических материалах.
Требование о выдаче соответствующим органом охраны объектов культурного наследия собственнику объекта культурного наследия паспорта объекта, включенного в реестр, содержит и ст. 21 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ.
Между тем Кабинет Министров Чувашской Республики не представил в суд текст заключения о возможности признания административного здания, расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. Володарского, 5а, памятником истории и культуры, пояснив это тем, что заключение по неизвестным причинам не сохранилось.
Не представлены в суд также учетная карточка, паспорт на недвижимый памятник, которые должны содержать обязательные сведения, в том числе сведения, послужившие основанием отнести здание к памятникам истории и культуры местного значения. Представитель заинтересованных лиц не отрицал того, что эти учетные документы на недвижимый памятник вообще не заводились.
Опровергая при изложенных обстоятельствах доводы представителя органов государственной власти республики о том, что объект недвижимости был отнесен к памятникам истории и культуры местного значения как здание, сооруженное в 1930 году в стиле конструктивизма, представители заявителя сослались на акт государственной историко-культурной экспертизы от 28 марта 2011 года, проведенной по заказу ООО "Автолайн" экспертной комиссией в составе 3 аттестованных экспертов в соответствии с требованиями Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 года N 569.
В результате изучения архивных материалов, сопоставления картографических материалов и натурного обследования здания, сбора сведений по истории строительства здания, его основных перестроек, анализа вновь выявленных исторических материалов, типологических и стилистических особенностей здания, иных материалов, содержащих информацию о ценности объекта с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, социальной культуры, эксперты пришли к выводу о необходимости корректировки историко-культурной оценки здания, ошибочности датировки здания и недостоверности сведений, послуживших основанием для принятия здания в 1993 году под государственную охрану в качестве памятника истории и культуры местного (Чувашской Республики) значения, и предложили исключить объект под наименованием "Административное здание, 1930 г., Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Композиторов Воробьевых, 5а" из реестра объектов культурного значения.
Материалы, которыми располагали эксперты, были предметом изучения суда, и их анализ в совокупности с другими доказательствами позволяет признать, что основанием для включения дома 5а по ул. Володарского (ныне - Композиторов Воробьевых), расположенного на одной из центральных улиц г. Чебоксары в череде памятников периода конструктивизма (как указывается в исторической справке, составленной государственным учреждением культуры "Государственный центр по охране культурного наследия" Минкультуры Чувашской Республики от 24 апреля 2009 года), послужили непроверенные краеведческие сведения о том, что строение было возведено в качестве хозяйственной постройки дома профессорско-преподавательского состава Чувашского государственного пединститута, построенного в 1930 году на углу улиц К. Маркса и Володарского г. Чебоксары.
В упомянутой выше справке Государственного центра по охране культурного наследия Минкультуры Чувашской Республики от 24 апреля 2009 года утверждается, что паспорт на объект культурного наследия не разрабатывался и что специальные исторические и архивные изыскания, уточняющие строительную историю здания, ранее не проводились.
Представленные в суд доказательства свидетельствуют, что первой каменной постройкой, позднее включенной в объем административного нежилого строения, расположенного по адресу: ул. Володарского, 5а, была возведенная в 1949 году в глубине двора, торцом к улице, насосная станция (оценив сохранившиеся фрагменты стен, экспертная комиссия признала возведенную в 1949 году насосную станцию рядовым техническим строением, лишенным архитектуры). Также следует, что в 1958 году прямоугольное в плане техническое строение было увеличено небольшой пристройкой к торцевому фасаду. В 1960 году была осуществлена кардинальная реконструкция здания для размещения управления "Водоканала" - была возведена двухэтажная лицевая часть здания, а дворовый объем был надстроен до двух этажей, в результате чего здание приобрело современный облик (эксперты характеризуют здание в современном облике как типовое ординарное (обыкновенное, заурядное) нежилое здание). Изложенные сведения содержатся в акте передачи здания Чебоксарского производственного управления "Водоканал" на баланс РПУ "Чувашводоканал" от 1 декабря 1978 г., в техническом паспорте на указанное нежилое здание, выданном 24 марта 1978 года.
В плане г. Чебоксары 1947 года, составленном Чебоксарской комплексной геологической партией Горьковского геологического управления, отсутствует здание по адресу: ул. Володарского, 5а, и каких-либо построек на его месте не показано. Таким образом, первоначальный объем здания был возведен значительно позднее 1930-ых годов, и Кабинет Министров Чувашской Республики не представил документов, которые бы подтверждали, что строение было возведено в качестве хозяйственной постройки дома профессорско-преподавательского состава Чувашского государственного пединститута, построенного в 1930 году, и что оно может считаться элементом ансамбля комплекса застройки улицы Композиторов Воробьевых, представленного рядом ценных зданий, возведенных в стиле конструктивизма.
Из обращения Министерство культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики от 17 июля 2009 года в Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия с просьбой исключить указанный объект недвижимости (в числе иного 21 объекта) из реестра объектов культурного наследия как ошибочно включенный в список таких объектов следует, что орган исполнительной власти республики в июле 2009 года уже подтвердил ошибочность признания здания, расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. Володарского (в настоящее время - ул. Композиторов Воробьевых) 5а, имеющим культурную ценность.
В судебном заседании представитель Кабинета Министров Чувашской Республики также подтвердил, что в октябре 2012 года Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики дало согласие на исключение здания из соответствующего реестра по запросу Министерства культуры Российской Федерации в рамках подготовки последним документа об исключении данного памятника истории и культуры из реестра объектов культурного наследия.
По смыслу статей 1 и 6 Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" от 15 декабря 1978 года недвижимыми памятниками истории и культуры признавались здания и сооружения, их ансамбли и комплексы, градостроительные формирования, историко-культурные ландшафты, произведения монументального искусства, памятные места, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, как сохранившиеся целиком в своем первоначальном виде, так и находящиеся в руинированном или фрагментарном состоянии, а также являющиеся частью более поздних объектов.
Таким образом, необходимо исходить из того, что здание, расположенное по адресу: г. Чебоксары, ул. Володарского (в настоящее время - ул. Композиторов Воробьевых) 5а, включено в список памятников истории и культуры местного (Чувашской Республики) значения, подлежащих государственной охране, под наименованием "Административное здание, 1930 г." на основании ошибочного предположения о том, что первоначальный облик строения был решен в традициях конструктивизма, т.е. на основании ошибочного предположения о культурной ценности здания.
По смыслу ст. 18 Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников историй и культуры" от 15 декабря 1978 года отнесению недвижимых памятников истории и культуры к категории памятников местного значения должно было предшествовать согласование этого вопроса с Министерством культуры РСФСР.
Кабинет Министров Чувашской Республики не представил в суд доказательств такого согласования, т.е. необходимо также исходить из того, что орган государственной власти Чувашской Республики не доказал соблюдение указанной процедуры отнесения объекта недвижимости к памятникам истории и культуры.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, суд признает его недействующим в оспариваемой части со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии с ч. 3 ст. 253 ГПК РФ сообщение о решении суда после вступления его в законную силу подлежит публикации в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт, а если данное печатное издание прекратило свою деятельность, в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 253 ГПК Российской Федерации, Верховный Суд Чувашской Республики решил:
1. Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление Совета Министров Чувашской Республики от 29 октября 1993 года N 372 "О дополнении списка памятников истории и культуры местного (Чувашской Республики) значения, подлежащих государственной охране" в части включения в список памятников истории и культуры местного (Чувашской Республики) значения, подлежащих государственной охране, административного здания, расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. Володарского (в настоящее время - ул. Композиторов Воробьевых), 5а.
2. С решением суда в окончательной форме лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Верховном Суде Чувашской Республики после принятия решения судом в окончательной форме.
3. На решение могут быть поданы апелляционные жалоба и представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: |
|
Судья: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Чувашской Республики от 2 ноября 2012 г. по делу N 3-24-2012 (извлечение)
Текст решения предоставлен Верховным судом Чувашской Республики по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании