Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики
от 13 марта 2013 г. по делу N 33-871/2013
(извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего, судей, при секретаре,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску П.А.В. к администрации Ефремкасинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики о признании недействительным пункта 5 постановления главы администрации Ефремкасинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики от 9 июля 2010 года N 30, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и признании права на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, поступившее по апелляционной жалобе представителя истца П.А.В. - К.А.В. на решение Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 5 декабря 2012 года (с учетом определения Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 6 февраля 2013 года об исправлении описки), которым постановлено:
"В иске о признании пункта 5 постановления главы администрации Ефремкасинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики от 9 июля 2010 года N 30 о снятии с учета гражданина П.А.В., проживающего по адресу: ..., в качестве нуждающегося в жилом помещении недействительным и возложении обязанности на главу Ефремкасинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении со дня подачи заявления с 22 февраля 2007 года отказать.".
Заслушав доклад судьи, выслушав объяснения представителя истца П.А.В. - К.А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика администрации Ефремкасинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
П.А.В. обратился в суд с иском к администрации Ефремкасинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики о признании недействительным пункта 5 постановления главы администрации Ефремкасинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики от 9 июля 2010 года
N 30 о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении со дня подачи заявления с 22 февраля 2007 года и признании права на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, указав в обоснование заявленных требований следующее.
Постановлением главы Ефремкасинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики от 22 февраля 2007 года N 6 истец принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения и имеющих право на государственную поддержку в форме субсидий на строительство (приобретение) жилых помещений в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы. На момент формирования сводных списков молодых семей-участников подпрограммы семья истца соответствовала условиям участия в подпрограмме в части требований к возрасту супругов, в связи с чем семья истца была признана участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в 2008 году и включена в список молодых семей, изъявивших желание получить субсидию на приобретение жилья. Однако в последующем постановлением главы Ефремкасинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики от 9 июля 2010 года N 30 истец был исключен из списка очередников на улучшение жилищных условий по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы в связи с отказом от субсидии. Истец полагает, что постановление от 9 июля 2010 года N 30 является незаконным, поскольку в статье 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, содержащей перечень оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, такого основания как отказ от субсидии не содержится.
В судебном заседании истец П.А.В. и его представитель иск поддержали по доводам, изложенным в нем.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Ефремкасинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики исковые требования не признала и суду пояснила, что истцу было выдано свидетельство о праве на получение субсидии на приобретение жилья. Поскольку истец не воспользовался предоставленной субсидией, он был снят с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное представителем истца П.А.В. - К.А.В. на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением главы Ефремкасинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики от 22 февраля 2007 года N 6 П.А.В. принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку в форме субсидий на строительство (приобретение) жилых помещений в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Постановлением главы Ефремкасинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики от 9 июля 2010 года N 30 П.А.В. исключен из списка очередников на улучшение жилищных условий по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы в связи с отказом от субсидии (пункт 5).
В соответствии со статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; 6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Данный перечень оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
В результате проведенной по заявлению П.А.В. проверки прокуратурой Аликовского района Чувашской Республики установлено, что истец был снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основанию, не предусмотренному статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем 22 августа 2012 года прокуратурой Аликовского района Чувашской Республики на имя главы Ефремкасинского сельского поселения внесено представление об устранении выявленных нарушений.
По итогам рассмотрения представления прокурора Аликовского района Чувашской Республики главой Ефремкасинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики принято постановление от 21 сентября 2012 года N 88/1 об исключении пункта 5 из постановления от 9 июля 2010 года N 30 об исключении П.А.В. из списка очередников на улучшение жилищных условий по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Принимая во внимание, что на момент рассмотрения заявленного спора ответчик устранил допущенное нарушение, отменив оспариваемый пункт постановления от 9 июля 2010 года N 30, в связи с чем истец считается принятым и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований П.А.В. о признании недействительным пункта 5 оспариваемого постановления от 9 июля 2010 года N 30 и возложении на администрацию сельского поселения обязанности поставить на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях со дня подачи заявления с 22 февраля 2007 года является верным.
Правильным является и вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска П.А.В. о признании права на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" утверждены подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" и Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила).
Согласно пункту 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Пунктами 15 и 15 (1) Правил предусмотрено, что для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства необходимые документы.
В соответствии с пунктом 17 Правил орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктом 15 либо 15 (1) настоящих Правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы.
Согласно пункту 20 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В пункте 22 Правил указано, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
Таким образом, из анализа приведенного действующего законодательства следует, что право на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы возникает только в случае признания молодой семьи участницей подпрограммы.
Однако, как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, истец в установленном порядке не обращался в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением и необходимыми документами для участия в подпрограмме, в связи с чем органом местного самоуправления не принималось решения о признании либо об отказе в признании семьи истца участницей подпрограммы.
При таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска П.А.В. о признании права на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Доводы апелляционной жалобы не влекут отмену судебного решения, поскольку аналогичны как доводам, изложенным в иске, так и доводам, заявленным истцом и его представителем в суде первой инстанции, и сводятся к иной оценке имеющихся в деле доказательств, в связи с чем не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию стороны истца, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
При таком положении решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым уточнить абзац первый резолютивной части решения суда с целью его изложения в соответствии с предъявляемыми требованиями.
В силу части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Согласно части 5 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части.
В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. При отказе в заявленных требованиях полностью или частично следует точно указывать, кому, в отношении кого и в чем отказано.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования и отказывая в иске, не в полном объеме изложил исковые требования, в удовлетворении которых отказал, в связи с чем абзац первый резолютивной части решения суда подлежит изложению в другой редакции.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила:
апелляционную жалобу представителя П.А.В. - К.А.В. на решение Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 5 декабря 2012 года оставить без удовлетворения.
Уточнить абзац первый резолютивной части решения Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 5 декабря 2012 года, изложив его в следующей редакции:
"В иске П.А.В. о признании недействительным пункта 5 постановления главы администрации Ефремкасинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики от 9 июля 2010 года N 30 о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, возложении на администрацию Ефремкасинского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении со дня подачи заявления с 22 февраля 2007 года и признании права на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы отказать.".
Председательствующий: |
|
Судьи: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 13 марта 2013 г. по делу N 33-871/2013 (извлечение)
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании