Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
постановлением администрации
Чебоксарского района
от 10 апреля 2013 г. N 575
(приложение N 2)
Положение
о сети наблюдения и лабораторного контроля
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет задачи, организационные принципы построения и функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля (далее - СНЛК) Чебоксарского района в мирное и военное время.
На сеть возлагается:
а) обеспечение постоянной готовности службы к действиям в военное время, а также в ЧС мирного времени;
б) руководство и обеспечение постоянной готовности структурных подразделений СНЛК и качественного выполнения возложенных на них задач;
в) методическое руководство планированием мероприятий гражданской обороны и ликвидации последствий ЧС в подчиненных структурных подразделениях СНЛК, контроль за выполнением утвержденных планов;
г) организация управления, связи, обмена информацией и оповещения в структурных подразделениях и в системе службы в целом;
д) организация оперативной подготовки личного состава службы;
е) планирование, накопление и хранение специального имущества службы;
ё) подготовка предложений главе администрации Чебоксарского района и комиссии по чрезвычайным ситуациям района по использованию сил и средств СНЛК района в период аварийно-спасательных и других неотложных работ в мирное и военное время.
1.2. СНЛК в своей деятельности руководствуется нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, Кабинета Министров Чувашской Республики, решениями комиссии по чрезвычайным ситуациям района и настоящим Положением.
1.3. СНЛК района является составной частью сил и средств наблюдения и контроля Чувашской территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Выполнение стоящих перед ней задач является обязательным для всех учреждений, управлений и организаций, включенных в структуру службы района независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (подчиненности).
Наблюдение и лабораторный контроль организуется и проводится в целях:
а) своевременного обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и др.) при чрезвычайных ситуациях (далее - ЧС) мирного и военного времени;
б) принятия экстренных мер по предупреждению поражения населения, сельскохозяйственной продукции от радиоактивных веществ (далее - РВ), отравляющих веществ (далее - ОВ), аварийных химически опасных веществ (далее - АХОВ), биологических средств (далее - БС), возбудителей инфекционных заболеваний.
Руководство деятельностью СНЛК осуществляют глава администрации Чебоксарского района, председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям района.
1.4. Отдел специальных программ контролирует состояние готовности СНЛК к действиям в условиях мирного и военного времени; оказывает помощь в организации взаимодействия с территориальными учреждениями Министерства обороны, Федеральной службой безопасности и Управлением внутренних дел.
1.5. Основными задачами СНЛК являются:
а) сбор, обработка и выдача данных по радиационной, химической и биологической обстановке при выполнении мероприятий гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами и стихийными бедствиями на территории района;
б) создание банка данных о прогнозируемой и реальной радиационной, химической, эпидемиологической, эпизоотической и эпифитотической обстановке на территории района;
в) выработка предложений для принятия решений по санитарно-эпидемиологической, радиационной и химической защите населения;
г) проведение обследований и лабораторных экспертиз бактериологического, радиационного и химического загрязнения окружающей среды;
д) создание и обеспечение готовности органов управления, сил и средств, необходимых для выполнения задач, поставленных перед службой.
II. Организация СНЛК
2.1. СНЛК включает:
а) БУ "Чебоксарская РБ" Минздравсоцразвития Чувашии;
б) Посты РХН и засечки ядерных взрывов;
в) Чебоксарская районная станция по борьбе с болезнями животных;
г) Отдел территориального управления Роспотребнадзора г. Новочебоксарск;
д) ФГУП УОХ "Приволжское" ЧГСХА.
III. Основные задачи
3.1. Основными задачами учреждений СНЛК района являются:
а) проведение санитарно-эпидемиологической разведки на обслуживаемой территории;
б) установление наличия (на основе косвенных признаков) в объектах окружающей среды микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний людей при ЧС мирного времени;
в) исследование проб, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, на зараженность известными возбудителями;
г) измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
д) установление наличия в объектах окружающей среды ОВ, АХОВ и проведение их предварительной идентификации;
е) установление наличия в объектах окружающей среды, продовольствии, питьевой воде и пищевом сырье РВ, ОВ, АХОВ, БС и доставка проб зараженных образцов в головные учреждения для лабораторных исследований и проведения санитарной экспертизы;
ё) измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения;
ж) установление наличия ОВ и АХОВ в атмосферном воздухе, воде открытых источников и на местности;
з) осуществление отбора проб воздуха, аэрозолей из приземного слоя атмосферы, воды открытых водоемов и доставка их в соответствующие учреждения СНЛК.
3.2. Чебоксарской районной станции по борьбе с болезнями животных:
а) проведение ветеринарной разведки в очагах биологического заражения на контролируемых объектах сельского хозяйства;
б) установление наличия (на основе косвенных признаков) биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний животных и птиц при ЧС мирного времени;
в) проведение ветеринарно-санитарной экспертизы пищевого и фуражного сырья, воды (для водопоя сельскохозяйственных животных) на зараженность РВ, ОВ, АХОВ и БС с выдачей заключения о возможности их использования по назначению;
г) проведение лабораторных исследований на наличие возбудителей бактериальной группы;
д) измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
е) установление факта заражения животных и птиц, пищевого сырья животного происхождения, фуражного сырья и воды РВ, ОВ, АХОВ и осуществление их индикации;
ё) отбор на объектах ветеринарного надзора проб пищевого сырья животного происхождения, фуража и воды, а также материала от больных, трупов животных и птиц, зараженных РВ, ОВ, АХОВ, БС, и в сомнительных случаях доставка их в головные учреждения для лабораторных исследований и проведения ветеринарно-санитарной экспертизы.
3.3. Отделу специальных программ Чебоксарского района, постам РХН в организациях и предприятиях:
а) измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности;
б) установление наличия в воздухе, почве и растительности в районе расположения предприятия (объекта) ОВ, АХОВ и проведение их индикации;
в) установление на контролируемой территории факта заражения (загрязнения) РВ, ОВ и АХОВ воды открытых водоемов, используемой для промышленных нужд и рыбного хозяйства, питьевой воды на контролируемых районных водопроводных станциях, на выпусках сточных вод и осуществление предварительной идентификации ОВ и АХОВ;
г) установление наличия РВ, ОВ и АХОВ в перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся продукции, продовольствии, пищевом сырье;
д) определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия, воды, пищевого сырья, пищевой продукции (перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся);
е) отбор и доставка проб в соответствующие учреждения СНЛК для проведения экспертизы и исследований по определению их зараженности (загрязненности) РВ, ОВ, АХОВ и БС.
IV. Определение
4.1. Группы эпидемиологической разведки предназначены для проведения эпидемиологической разведки в районах, подвергшихся биологическому заражению, а также в очагах массовых инфекционных заболеваний людей.
4.2. Группы ветеринарной разведки предназначены для проведения ветеринарной разведки в очагах массовых инфекционных заболеваний сельскохозяйственных животных и птиц, как в мирное, так и в военное время.
4.3. Посты радиационного и химического наблюдения предназначены для наблюдения при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени с целью своевременного обнаружения в объектах окружающей среды РВ, ОВ и АХОВ и их индикации техническими средствами.
4.4. Учреждения СНЛК должны иметь следующую документацию:
а) ведомственное Положение (инструкцию) о работе СНЛК;
б) соответствующий штат и табель оснащения;
в) план подготовки и развития учреждения на текущий год и на перспективу;
г) план перевода учреждения с мирного на военное положение;
д) схему оповещения, сбора личного состава учреждения в рабочее и нерабочее время;
е) функциональные обязанности специалистов учреждения;
ё) перечень особо опасных заболеваний и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений;
ж) перечень АХОВ, хранящихся (используемых) на контролируемой территории;
з) перечень потенциально опасных объектов экономики в радиационном, химическом и микробиологическом отношении;
и) инструкцию по ведению радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения (разведки) и порядок оповещения о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды;
й) инструкцию о порядке передачи информации о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды со схемой связи;
к) методику отбора проб и проведения исследований на зараженность РВ, ОВ, АХОВ и БС, определенных перечнем особо опасных заболеваний и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений;
л) нормы допустимых уровней радиоактивного заражения (загрязнения), предельно допустимых концентраций ОВ и АХОВ в воздухе, питьевой воде, продовольствии, пищевом и фуражном сырье на мирное и военное время;
м) карту (схему) контролируемого района для отображения радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановки;
н) журнал регистрации отобранных (поступивших) проб и учета результатов анализов;
о) журнал радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения (разведки);
п) инструкцию по мерам безопасности при работе с пробами, зараженными (загрязненными) РВ, ОВ, АХОВ и БС;
р) состав, оснащенность, функциональные обязанности личного состава формирований учреждения, привлекаемых к проведению радиационной, химической, санитарно-эпидемиологической разведке (наблюдению);
с) формализованные документы (переговорные таблицы, табели срочных донесений) для передачи информации по подчиненности и в территориальные отделы специальных программ.
V. Функционирование и порядок передачи информации учреждениями СНЛК
5.1. Функционирование СНЛК района осуществляется в трех режимах:
В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, эпидемиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, установленных для данного учреждения вышестоящим органом. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящую организацию по подчиненности.
В режиме повышенной готовности (угроза ухудшения производственно-промышленной, радиационной, химической, эпидемиологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, прогноз о возможном возникновении ЧС и угрозе начала войны) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением.
В режиме чрезвычайной ситуации СНЛК функционирует при возникновении производственно-промышленной, радиационной, химической, эпидемиологической, сейсмической и гидрометеорологической опасности, наблюдение и лабораторный контроль проводятся в полном объеме. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется в вышестоящую организацию по подчиненности и в отдел специальных программ Чебоксарского района.
5.2. Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье РВ, АХОВ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также ОВ и БС, о случаях, опасных для здоровья, инфекционных заболеваниях людей, животных и растений, о случаях высокого загрязнения природной среды передается учреждениями СНЛК района в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в отдел специальных программ Чебоксарского района.
5.3. Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие 2-х часов с момента обнаружения признаков угрозы возникновения ЧС, и далее с периодичностью не более 4-х часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи.
В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация ЧС в мирное время, применение противником современных средств поражения в военное время) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением.
Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье РВ, АХОВ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или ПДК (ПДУ), а также ОВ и БС, о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений, о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в отдел специальных программ Чебоксарского района.
Передача экстренной информации (уведомления) осуществляется в формализованном и неформализованном виде по имеющимся каналам связи немедленно, с последующим письменным подтверждением в соответствии с существующими документами.
VI. Руководство, силы и средства сети
6.1. На СНЛК возлагается:
а) обеспечение постоянной готовности к действиям в военное время, а также в ЧС мирного времени;
б) руководство и обеспечение постоянной готовности структурных подразделений СНЛК к качественному выполнению возложенных на них задач;
в) методическое руководство планированием мероприятий гражданской обороны и ликвидации последствий ЧС в подчиненных структурных подразделениях СНЛК, контроль за выполнением утвержденных планов;
г) организация управления, связи, обмена информацией и оповещения в структурных подразделениях и в системе СНЛК в целом;
д) организация оперативной подготовки личного состава СНЛК;
е) планирование, накопление и хранение специального имущества СНЛК;
ё) подготовка предложений Главе администрации и комиссии по чрезвычайным ситуациям Чебоксарского района по использованию сил и средств в период проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в мирное и военное время.
6.2. Силами и средствами СНЛК являются формирования, создаваемые на базе структурных подразделений службы, входящие в состав СНЛК лаборатории.
6.3. Комплектование учреждений и формирований СНЛК личным составом, оснащение специальной техникой и имуществом осуществляется в соответствии с требованиями приказа МЧС РФ от 23 декабря 2005 года N 999.
6.4. Общее количество формирований СНЛК и их численность определяются с учетом характера и объема выполняемых задач, наличия людских ресурсов, необходимых специалистов, техники, материальных средств, местных условий и с учетом заданий на военное время.
6.5. Ответственность за подготовку и готовность формирований, учреждений структурных подразделений СНЛК района, укомплектование личным составом, техникой и имуществом возлагается на руководителей учреждений и организаций, на базе которых они созданы.
6.6. Подготовка формирований СНЛК и совершенствование знаний руководящего и командно-начальствующего состава проводится в учебных заведениях федеральных служб, в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.
6.7. Подготовка личного состава формирований и учреждений СНЛК проводится по соответствующим планам и программам отдела специальных программ Чебоксарского района.
VII. Материально-техническое и финансовое обеспечение
7.1. Оснащение учреждений СНЛК лабораторным оборудованием, химическими реактивами, посудой, приборами и другими техническими средствами за счет самих учреждений.
7.2. Приборы, реактивы, имущество, предназначенные для решения задач военного времени, хранятся и используются только по прямому назначению и обновляются в установленном порядке.
7.3. Основными источниками финансирования деятельности СНЛК являются ассигнования, выделяемые из бюджетов всех уровней министерствам, департаментам, ведомствам, организациям и учреждениям на мероприятия ГО, а также иные средства, полученные в результате деятельности, не запрещенной законодательством РФ.
7.4. Финансирование мероприятий, связанных с участием СНЛК в ликвидации последствий ЧС и стихийных бедствий, осуществляется за счет объектовых резервов финансовых и материальных ресурсов.
7.5. Ущерб и убытки, причиненные учреждениям СНЛК не по их вине, в результате выполнения ими задач по ликвидации последствий ЧС и стихийных бедствий, возмещаются в установленном действующим законодательством порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.