Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Управление и распоряжение муниципальным имуществом города Чебоксары осуществляется в соответствии с Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 25 ноября 2010 г. N 42 "О Положении о порядке аренды нежилых помещений муниципальной собственности города Чебоксары".
Положением о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Чебоксары, утвержденным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 09.06.1999 N 688 с изменениями от 28.10.2008 N 1151 и от 30.06.2011 N 267.
Абзац утратил силу. - Постановление Администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 19 июля 2017 г. N 1772.
Положением о порядке безвозмездного принятия имущества в муниципальную собственность города Чебоксары, утвержденным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25.09.2012 N 752.
По состоянию на 01.01.2013 муниципальное образование город Чебоксары - столица Чувашской Республики является акционером 12 открытых акционерных обществ.
В 2014-2020 годах продолжится работа по оптимизации количества муниципальных унитарных предприятий города Чебоксары и повышению эффективности их деятельности.
В соответствии с действующим законодательством муниципальные унитарные предприятия города Чебоксары и автономные и бюджетные учреждения города Чебоксары самостоятельно с согласия собственника сдают в аренду муниципальное имущество города Чебоксары, закрепленное за ними на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, и получают соответствующие доходы в виде арендной платы.
Применительно к условиям г. Чебоксары, как важнейшего финансового, экономического, индустриального и культурного центра Чувашской Республики и России, реальное осуществление земельной реформы (со всеми необходимыми элементами обеспечения в виде проведения разграничения государственной собственности на землю, инвентаризации и постоянного мониторинга городских земель, создания автоматизированной системы управления недвижимостью) ведет к увеличению социального, инвестиционного, производственного, налогового потенциала земли и превращению ее в самостоятельный фактор экономического роста города.
В течение истекшего периода подготовлено и издано 873 распоряжения и постановлений администрации города Чебоксары по отводу и предоставлению земельных участков для испрашиваемых целей, в том числе: промышленное и гражданское строительство - 356, обслуживание индивидуальных жилых домов, ведение личного подсобного хозяйства - 182, строительство и эксплуатацию гаражных хозяйств, размещение автостоянок - 103, установку и эксплуатацию киосков и павильонов - 41, садовые участки - 171, огородничество - 19.
По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года количество принятых распоряжений по отводу и предоставлению земельных участков для вышеуказанных целей увеличилось на 9,5% (в 2011 г. - 798 распоряжений).
По поручению администрации города Чебоксары МКУ "Земельное управление" готовятся пояснительные записки к проектам постановлений (ранее распоряжений) администрации города Чебоксары, отражающие сущность вопроса, изложенного в проекте распоряжения администрации города Чебоксары. С начала 2012 года было подготовлено более 900 пояснительных записок к проектам постановлений (ранее распоряжений) администрации города Чебоксары.
На основании постановлений (ранее распоряжений) администрации города Чебоксары предоставлено:
- в собственность (бесплатно) физическим лицам - 120 земельных участков общей площадью 13,3 га;
- в собственность (за плату) - 275 земельных участков общей площадью 141,43 га, в том числе: физическим лицам - 174 земельных участка общей площадью 11,43 га, юридическим лицам - 101 земельный участок общей площадью 130 га. (В 2011 году было предоставлено в собственность (за плату) 133 земельных участка общей площадью 70,21 га.)
По сравнению с аналогичным периодом 2011 года количество предоставленных в собственность (за плату) земельных участков для вышеуказанных целей увеличилось на 206%.
В 2012 году собственникам зданий, строений, сооружений подготовлены договоры купли-продажи 419 земельных участков общей площадью 68 га на сумму 23990,89 тыс.руб., в том числе физическим лицам - 147 договоров купли-продажи земельных участков общей площадью 12,86 га на сумму 1049,09 тыс.руб., юридическим лицам - 272 договора купли-продажи земельных участков общей площадью 4,09 га на сумму 22941,80 тыс.руб., в том числе зарегистрировано - 200 сделок по продаже земельных участков общей площадью 32,99 га на сумму 14392,72 тыс.руб., которые перечислены в местный бюджет.
За аналогичный период 2011 года:
- подготовлено договоров купли-продажи 237 земельных участков общей площадью 156,57 га на сумму 93791,16 тыс. руб. (рост количества земельных участков на 176%),
- зарегистрировано 77 сделок по продаже земельных участков общей площадью 28,45 га на сумму 23225,39 тыс. руб. (рост количества зарегистрированных сделок на 259%).
Реализация Подпрограммы будет содействовать завершению разграничения государственной собственности на землю и продолжению работ по созданию автоматизированной системы управления недвижимостью на уровне муниципального образования города Чебоксары, направленных на обеспечение эффективного и рационального использования городских земель.
Осуществление работ по обследованию и инвентаризации городских земель позволяет дополнительно выявить потенциальных плательщиков земельного налога и арендной платы, неиспользуемых и неэффективно используемых земель на территории города и вовлечь их в экономический оборот. Для успешного выполнения данного вида работ привлекаются специалисты сектора контроля за соблюдением правил землепользования и застройки МКУ "Земельное управления" города Чебоксары.
Автоматизированная система управления недвижимостью для решения задач управления и развития земельно-имущественных отношений в г. Чебоксары в виде единой базы данных по объектам недвижимости (электронно-цифровой карты города) необходима в целях эффективного управления земельными ресурсами, единого учета объектов недвижимости на местном уровне, доступа всех заинтересованных органов и служб к единой базе данных.
Своевременная и качественная подготовка нормативно-правовых (распорядительных) актов о предоставлении в собственность или аренду земельных участков на основании проведенных торгов, а также о предоставлении, изъятии, переоформлении земельных участков без проведения торгов позволит повысить эффективность использования городских земель и будет способствовать привлечению дополнительных инвестиций в экономику города.
В течение последних лет значительно увеличились площади земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц. Переход земельных участков в собственность граждан и юридических лиц способствует установлению и развитию земельного рынка на территории муниципального образования г. Чебоксары.
На сегодняшний день увеличился поток обращений граждан и юридических лиц о предоставлении земельных участков для строительства и для размещения временных объектов (временные киоски, павильоны, автопарковки и т.п.).
За 2012 год сформировано 132 земельных участков для выставления на торги, 104 земельных участка - сформировано для размещения временных объектов (киоски, огороды).
По сравнению с предыдущим годом за 9 месяцев 2013 г. сформировано 105 земельных участков для выставления на торги.
За 9 месяцев 2013 года подготовлено 347 градостроительных планов земельных участков для строительства и реконструкции объектов, из которых в последующем постановлениями главы администрации города Чебоксары утверждены 262.
За отчетный период текущего года принято 25 постановлений о предоставлении земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта. Проведена работа по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством - 92.
Предоставление земельных участков для строительства осуществляется с предварительным согласованием или без предварительного согласования мест размещения объектов.
Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах.
При предоставлении земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта необходимо:
- проведение работ по формированию земельного участка;
- выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке;
- осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.
Реализация Подпрограммы будет содействовать продолжению работ по вовлечению в оборот земельных участков, относящихся к муниципальной собственности города Чебоксары и собственность на которые не разграничена, что направлено на обеспечение эффективного и рационального использования городских земель.
В целях поддержки многодетных семей принят Закон Чувашской Республики от 01.04.2011 N 10 "О предоставлении земельных участков многодетным семьям в Чувашской Республике", который дает право многодетным семьям приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.
Большинство многодетных семей Чебоксарского городского округа, состоящих на учете в улучшении жилищных условий, не имеют возможности решить жилищную проблему самостоятельно. Многодетные семьи в своем большинстве не имеют денежных средств, необходимых для приобретения жилого помещения (квартиры) либо земельного участка для индивидуального жилищного строительства или дачного строительства.
В рамках реализации вышеуказанного закона по состоянию на 07.11.2013 г. на территории Чебоксарского городского округа состоят на учете для получения земельных участков бесплатно 1343 многодетные семьи, в том числе, 1043 семьи - для индивидуального жилищного строительства, 196 - для дачного строительства и 104 - ведения личного подсобного хозяйства. В перспективе эта величина реально может возрасти до 1 500 семей и более до 2015 года и далее, которая по мере реализации Подпрограммы будет корректироваться с учетом роста многодетных семей, проживающих на территории Чебоксарского городского округа. Таким образом, в настоящее время на удовлетворение потребностей многодетных семей требуется около 99 га земли из расчета 0,06 га на 1 семью при предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства или 0,12 га - для ведения личного подсобного хозяйства.
За период действия Закона администрацией города Чебоксары сформировано 588 земельных участков общей площадью 36,3695 га, предназначенных для предоставления многодетным семьям.
С момента принятия Закона соответствующими решениями администрации города Чебоксары предоставлены в общую долевую собственность членам многодетных семей 414 земельных участка общей площадью 25,9775 га (341- для ИЖС, что составляет 34% от общего числа нуждающихся, 15 - для дачного хозяйства, что составляет 8% от числа нуждающихся, 58 - для ведения ЛПХ, что составляет 53% от общего числа нуждающихся).
На текущий год плановый показатель по предоставлению земельных участков многодетным семьям составляет 332 земельных участка.
Поддержка многодетных семей, имеющих место жительства в Чебоксарском городском округе, при решении их жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой части населения и повлияет на улучшение демографической ситуации в городе.
Выполнение запланированных данной Подпрограммой мероприятий позволит решить поставленные задачи по предоставлению многодетным семьям Чебоксарского городского округа в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства и ведения личного подсобного хозяйства.
Данный факт обуславливает необходимость опережающего формирования земельных участков в границах Чебоксарского городского округа или поиск новых площадок для дальнейшего их формирования и предоставления гражданам-заявителям.
Возможность на практике внедрять эффективные экономические механизмы в сфере управления недвижимостью ограничена отсутствием систематизированных и достоверных сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, современных автоматизированных систем и информационных технологий их учета и оценки.
Решение этих проблем даст возможность реализовать конституционные нормы и гарантии прав собственности на землю и иную недвижимость, активизировать вовлечение земли в гражданский оборот, сформировать базу экономически обоснованного налогообложения в части недвижимого имущества, а также совершенствовать систему управления недвижимостью, находящейся в государственной и муниципальной собственности.
Необходимость решения данных проблем в рамках Подпрограммы обусловлена их комплексностью и взаимосвязанностью, что требует скоординированного выполнения разнородных мероприятий правового, организационного, производственного и технологического характера.
По прогнозу, в 2014-2020 годах в 100,0 процентах муниципальных учреждений города Чебоксары будут проведены контрольные мероприятия по вопросам сохранности и эффективного использования муниципального имущества и земельных участков города Чебоксары.
Для этого необходимо проведение полной инвентаризации объектов недвижимости и земельных участков муниципальной собственности города Чебоксары, осуществление постоянного мониторинга использования данного имущества, выявление не учтенных в реестре муниципального имущества города Чебоксары объектов недвижимости, выявление неоформленных земельных участков, формирование земельных участков, техническая паспортизация и государственная регистрация права собственности муниципального образования город Чебоксары - столица Чувашской Республики на объекты недвижимости и земельные участки с учетом целевого их назначения, а также дальнейшее совершенствование системы показателей оценки эффективности использования муниципального имущества и земельных участков города Чебоксары.
Несмотря на положительную динамику отдельных показателей эффективности деятельности в области управления и распоряжения муниципальным имуществом города Чебоксары, пока еще рано утверждать, что в городе сделано все возможное для эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью.
Реализация поставленных в подпрограмме целей и задач требует эффективного механизма реализации мероприятий в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью.
Реализация мероприятий носит межотраслевой характер и направлена на развитие мероприятий в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом города Чебоксары, что позволит проводить единую муниципальную политику в этой области.
Применение программно-целевого метода позволит избежать таких негативных последствий и рисков, как:
отсутствие достоверной информации о муниципальном имуществе города Чебоксары;
отсутствие контроля за эффективным использованием муниципального имущества;
неэффективное использование объектов основных средств и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Чебоксары.
При отсутствии подпрограммы, являющейся одним из основных инструментов единой муниципальной политики в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом города Чебоксары, все указанные противоречия, возникающие между органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия собственника муниципальных унитарных предприятий города Чебоксары, муниципальных учреждений города Чебоксары, а также прямо либо косвенно касающиеся имущества казны муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, не будут устранены, а поставленные задачи не найдут своего решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.