Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика текущего состояния сферы реализации подпрограммы, прогноз ее развития
Подпрограмма "Формирование благоприятной инвестиционной среды в Алатырском районе" (далее - подпрограмма) разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Алатырского района до 2020 года, которой определены задачи по переходу экономики района на инновационный путь развития, повышение уровня благосостояния населения, развитие инфраструктуры.
Инвестиционные процессы в экономике района остаются недостаточно активными. Недостаток собственных долгосрочных денежных ресурсов, необходимых для запуска долгосрочных инвестиционных проектов, сдерживает модернизацию и диверсификацию экономики.
В этой связи расширение потока инвестиций в экономику района является определяющим условием успешной модернизации экономики.
В районе проводится системная работа по повышению рейтинга инвестиционной привлекательности района.
Сегодня район имеет необходимый экономический потенциал для дальнейшего качественного развития экономики, внедряются новые технологии во все сферы деятельности, реализуются инвестиционные проекты, происходят преобразования в сфере здравоохранения, образования, культуры и спорта.
В целях муниципальной поддержки инвестиционной деятельности в Алатырском районе используются следующие формы и методы:
заключение концессионных соглашений в отношении объектов, находящихся в муниципальной собственности Алатырского района;
предоставление льгот по уплате арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Алатырского района и предоставленными для размещения вновь создаваемых в рамках реализации инвестиционных проектов производственного и непроизводственного (социального, культурного и спортивного) назначения, включенных в муниципальные программы Алатырского района (подпрограммы муниципальных программ Алатырского района), в порядке и размерах, установленных администрацией Алатырского района;
прямое участие Алатырского района в инвестиционной деятельности путем ежегодного софинансирования объектов строительства на очередной финансовый год и плановый период по муниципальным программам, утверждаемого решениями собрания депутатов Алатырского района о бюджете Алатырского района на очередной финансовый год и плановый период.
вовлечения в инвестиционный процесс временно незадействованных объектов, находящихся в муниципальной собственности Алатырского района.
Объем инвестиций в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства) в 2014 году составил 160,8 млн.рублей (62,5%), в 2015 году - 106,0 млн. руб. (60,5%). Объем инвестиций в 2016 году по оценке составит 87,6 млн.рублей, или 76,5% к уровню 2015 года.
В условиях ограничения бюджетных средств осуществляется привлечение средств из внебюджетных источников.
В целях создания благоприятных условий для привлечения и эффективного использования инвестиционных ресурсов на сегодняшний день в республике разработана необходимая нормативно-правовая база, регламентирующая инвестиционную деятельность, внедрены основные элементы Стандарта деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе (далее - Стандарт).
Внедрение Стандарта направлено на обеспечение регионов необходимым набором инструментов для повышения инвестиционной привлекательности, включая лучшие практики в области привлечения инвестиций и работы с инвесторами.
В рамках внедрения в Чувашской Республике Стандарта подписан Указ Главы Чувашской Республики от 13.02.2013 N 15 "О мерах по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности в Чувашской Республике", в соответствии с которым была разработана и утверждена "дорожная карта" по внедрению Стандарта.
Дорожная карта содержит 15 универсальных требований, которые условно можно разделить на 3 группы: гарантии инвесторам, обеспечение необходимых условий для реализации инвестиционных проектов, а также стратегия инвестиционного развития региона.
Одним из ключевых элементов выполнения указанного Стандарта является принятие в 2013 году Инвестиционной стратегии Чувашской Республики до 2020 года, которая направлена на обеспечение благоприятного инвестиционного климата в республике. Одной из главных задач Инвестиционной стратегии является снижение административных барьеров и инфраструктурных ограничений, оказывающих негативное влияние на развитие предпринимательской и инвестиционной деятельности, в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства.
Ускорению административных и разрешительных процедур, а также снижению расходов инвесторов на инфраструктуру способствует также создание инвестиционных площадок "под ключ" (площадок, обеспеченных всей необходимой инженерной, коммуникационной, транспортной инфраструктурой), предусматривающих создание территорий опережающего развития. Создание территорий опережающего развития позволяет решать системную проблему, существенно сдерживающую реализацию инвестиционных проектов в сфере производства. Преимущества размещения предприятий на таких, так называемых, "коричневых" площадках очевидны - к ним относятся административные, инфраструктурные, временные и финансовые преимущества.
В Алатырском районе в данном направлении проводится соответствующая работа: на официальном сайте Алатырского района в разделе "Инвестиционный потенциал" в открытом доступе размещены перечень инвестиционных площадок и инвестиционных проектов, инвестиционная карта, на которой размещена информация о свободных производственных площадках и земельных участках на территории Алатырского района.
Заключение концессионных соглашений при реализации инвестиционных проектов предприятий инфраструктурных отраслей является одним из механизмов государственно-частного партнерства, который в настоящее время развивается в Чувашской Республике. Неоспоримым преимуществом концессионных соглашений является то, что государство только на время уступает свои права на пользование объектами концессионных соглашений. А несомненным плюсом при заключении концессионных соглашений является ощутимое снижение бюджетных средств государства на строительство, модернизацию, содержание и эксплуатацию объектов концессионного соглашения.
В 2016 году администрацией Алатырского района начата процедура заключения концессионных соглашений по итогам конкурсных процедур о передаче в аренду муниципального имущества, которое подлежит модернизации за счёт средств концессионера.
Указом Президента Чувашской Республики от 26 мая 2011 г. N 40 создано ОАО "Корпорация развития Чувашской Республики", деятельность которого направлена на сопровождение инвестиционных проектов, обеспечивающее реализацию принципа "единого окна" - выполнение разрешительных и согласовательных процедур с минимально необходимым участием инвесторов от момента подачи инвестором декларации о намерении реализации инвестиционного проекта на территории Чувашской Республики до его реализации.
Распоряжением Главы Чувашской Республики от 09.11.2016 г. N 425-рг утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по содействию развитию конкуренции в Чувашской Республике. Администрацией Алатырского района предусматривается участие в реализации мероприятий, предусмотренных "дорожной картой".
Вместе с тем, с точки зрения перспектив развития инвестиционного потенциала имеется ряд проблем, к наиболее существенным из которых можно отнести:
отсутствие готовых инженерно обустроенных инвестиционных площадок для предложения инвестору для размещения производств;
административные барьеры на пути реализации инвестиционных проектов (длительность процедур, предшествующих получению разрешения на строительство объектов, дефицит специалистов в сфере градостроительства);
недостаточно сформированная инфраструктура для развития рекреационного, спортивного, сельского, а также активных видов туризма, недостаточно высокий уровень туристского сервиса;
отсутствие долгосрочных производственных и инвестиционных программ развития организаций, что не позволяет своевременно привлекать средства крупных инвестиционных компаний и институтов развития.
Недостаток инвестиционных ресурсов, поступающих в экономику района, в дальнейшем может привести к снижению темпов развития отдельных секторов экономики, качества предоставляемых населению услуг и в конечном счете уровня и качества жизни населения района.
Устранение проблем возможно исключительно программно-целевым методом, так как для их решения будут привлечены органы всех уровней власти. Финансирование мероприятий именно в рамках подпрограммы позволит минимизировать риски нецелевого использования бюджетных средств, а также сконцентрировать все организационные финансовые ресурсы на решении первоочередных задач.
Настоящая подпрограмма позволит создать наиболее благоприятные условия для привлечения потенциальных инвесторов в экономику района и реализации перспективных инвестиционных проектов в секторах экономики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.